Грани Эпохи

этико-философский журнал №82 / Лето 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Наталия Жукова (Новосибирск),

Роман Овчинников (Электросталь, Московская обл).,

Людмила Осинцева (Новосибирск)

 

О самоходстве и послушании

С. Н. Рерих. Священные слова. (Слова Учителя). 1944.

KarnatakaChitrakalaParishath. Бангалор, Индия

 

Вступающий на путь Света должен быть готов к самым изысканным наступлениям со стороны тьмы.

Оберечь может лишь Щит Доверия и полного послушания Высшей Воле [1].

Е. И. Рерих

 

Поговорим о самоходстве и послушании.

Тема самоходов звучала в Сибирском Рериховском Обществе дважды.

И это было в те моменты, когда руководство и сотрудники Общества считали необязательным исполнять Указания своего духовного Наставника и Основательницы Общества – Наталии Дмитриевны Спириной.

Первый раз о «самоходстве» СибРО было сказано на Круглом столе 28 августа 2005 года, когда ещё и года не прошло после ухода с земного плана Н. Д. Спириной (декабрь 2004 года). Руководство Общестао тогда отвечало на многочисленные вопросы Новосибирской Рериховской общественности в связи со своевольным разделением СибРО на ряд частных фирм – ООО [2]. Эта «приватизация» ряда отделов Общества вызвала тогда много протестов.

Новосибирские сотрудники СибРО, с 1970–1980-х годов работавшие с Наталией Дмитриевной и бывшие учредителями Общества, знали её отрицательное отношение к разделению Общества. Так, в середине 1990-х Наталия Дмитриевна не поддержала идею отдельного счёта для издательского отдела Общества; в конце 1990-х Наталия Дмитриевна была против самовольно созданной в СибРО частной коммерческой фирмы ООО «Деодар» и настояла на её закрытии (члены «Деодара», сопротивлявшиеся этому решению, на общем собрании были выведены из СибРО).

Инициаторы отдельного счёта и «Деодара» объясняли свою позицию исключительно материальной выгодой, которая, как они полагали, послужит на благо Общества. Но поверх земной, «практичной» логики существует иная логика – духовная, – основанная на Учении Живой Этики, – именно ею всегда руководствовалась Наталия Дмитриевна Спирина.

 

* * *

Во второй раз тема самоходства прозвучала в 2017 году, в связи с позицией СибРО о передаче Наследия Семьи Рерихов государству [3]. Эта позиция противоречила Указанию Святослава Николаевича Рериха, передавшему Наследие своей Семьи Общественному Музею Рериха (МЦР), расположенному в Москве, в усадьбе Лопухиных. Наталия Дмитриевна Спирина поддерживала Волю С. Н. Рериха и записала Слово «Сверху виднее» [4].

После публикации этой позиции в СибРО стало поступать много писем и звонков. Многие представители Рериховской общественности просили руководство СибРО изменить позицию и явить послушание своим духовным Руководителям – Святославу Николаевичу Рериху и Наталии Дмитриевна Спириной.

Но в подкрепление позиции СибРО – на страницах журнала «Восход» появилась статья «О самоходах» [4].

И в первом и во втором случае сторонники «самоходства» уверяли Рериховскую общественность, что не нужно выполнять Указы Иерархии тáк, как они были даны, – ведь со временем многое изменилось, и Заветы С. Н. Рериха и Н. Д. Спириной через 20−30 лет стали не актуальны, «устарели». При этом приводились цитаты из «Граней Агни Йоги» о самостоятельности, самодеятельности и т.д.

 

* * *

Попробуем разобраться. Понимание Учения определяется умением вмещать кажущиеся пары противоположностей. Например, самоходство и послушание – такая пара противоположностей.

В «Гранях Агни Йоги» говорится о самоходах – учениках, которые будучи оставлены своим Гуру на физическом плане, как бы в одиночестве, самостоятельно продолжают Путь Служения.

«Самоходы особенно ценятся Нами – к ним прилагается название избранных или суждённых учеников» [6].

Говорится также, что «самоходы не останутся без Руководства» [7]. Должно подчеркнуть: речь идёт о Руководстве – с большой буквы!

Таким образом, определение «самоходы» очевидно относится к принятым ученикам, прошедшим многолетнюю (иногда, не одну жизнь) дисциплину послушания, обуздавших свой астрал и сгармонизировавших своё сознание с сознанием Наставника.

Читаем в книге «Озарение»:

«Люди не уясняют себе основу Учения Благословенного. Основа – дисциплина.

Духовно и телесно монах общины стремился удержаться на пути. Первые годы он нёс тяжёлое послушание. Ему воспрещалось убивать себя упражнениями столпника, но предписывалось вести битву единым началом духа. Так сурово учил Будда учеников. Воистину, только в духовной битве знали они радость, потому говорится о терниях пути.

Только когда воля подвижника рождалась подобно льву и серебряная узда духа сверкала на чувствах ученика, только тогда Владыка приоткрывал завесу и давал задачу.

Затем уже постепенно ученик посвящался в тайны знания» [8].

Много ли мы знаем таких учеников?

К ним относится Борис Николаевич Абрамов – ближайший ученик Н. К. Рериха, который имел кольцо ученичества и достиг ступени Архата. И Наталия Дмитриевна Спирина – ближайшая духовная ученица Б. Н. Абрамова, единственная из его группы выполнившая Указ Рерихов: «Ехать на Родину». Отзывы Великого Владыки и Елены Ивановны Рерих о ней и её творчестве свидетельствуют о высоте её духовной ступени.

 

* * *

Но достигли ли мы такой ступени ученичества?

Посмотрим на себя трезво. Развитый интеллект, хорошая память и знание текстов Учения ещё не достаточны, чтобы считать себя учениками, тем более самоходами.

Наталия Дмитриевна говорила, что Учителя «хотят видеть нас самоходами, следующими за Учением» [9]. Но это – следующая ступень после умения следовать Указам. «Много раз слышали вы о следовании Нашим Указаниям и могли убедиться, что точное исполнение Указа практично и полезно. Это первая ступень. После неё должно начаться самодействие». Так говорит Учение Живой Этики [10].

Вспомним, что Наталия Дмитриевна никогда не называла своих сотрудников «учениками». «Мы все – последователи Учения», – говорила она. И проходя многие испытания, совершая ошибки, мы ясно понимаем, – если не ослеплены самомнением, – сколько нам ещё надо потрудиться, сколько полезных качеств приобрести, чтобы достигнуть ступени ученичества. А пока – надо крепко держаться за ближайшее Иерархическое звено (счастье, если оно есть!), изучать Учение, учиться сотрудничеству и укреплять дисциплину доверия и послушания Иерархии Света.

Сначала – послушание и дисицплина; и лишь потом, как следующая ступень, – самоходство.

 

* * *

Елена Ивановна Рерих писала: «Если бы знали все, возмущающиеся против иерархического начала, какая дисциплина послушания царит среди Иерархии Света! Какое послушание проходят истинные ученики Света! И послушание это требуется вовсе не для того, чтобы контролировать ученика в интересах Великих Учителей, но для того, чтобы ученик мог таким образом вступить на первые ступени, ведущие к пониманию и принятию Космической Воли. Дисциплина есть начало всего знания и всей мощи» [11].

Дисциплина предполагает и следование Указам, о необходимости своевременного и точного выполнения которых Елена Ивановна многократно упоминает в своих письмах:

«Но соберем всё мужество, все силы, объединимся духом, сердцем и в действиях и поймём, что другого спасения, кроме точнейшего выполнения Указов, у нас нет» [12]. (Здесь и далее выделено нами).

«Мы сами должны, наконец, понять и уметь указывать это всем подходящим к Учению, что только самое точное исполнение Указов может дать полный успех и охранить нас. […] Припомним и все полученные нами Указания: когда они были выполнены в точности и без запоздания, успех был налицо; там же, где чем-то поступились, или позабыли, или по легкомыслию сочли не столь важным и не приложили нужного устремления, – там пришлось пожинать последствия своего же неумения и легкомыслия» [13].

Источник подобного небрежения коренится в самости, какую бы утончённую и «незаметную» форму не принимали её выявления.

Об этом говорит Наталия Дмитриевна Спирина, – причём, именно в связи с понятием «самоходов»: «Есть люди, следующие указаниям Учения самостоятельно, сознательно, по призванию сердца. Их в Учении называют самоходами. Другие действуют под влиянием своей самости, не считаясь с указаниями Учения, и тем вредят Делу Владык» [14].

«Самомнение никогда не выполнит в точности указания, но всегда исказит его по уровню своего сознания, ограниченного самостью», – читаем в письмах Елены Ивановны Рерих [15].

И ещё: «Вы пишете о личной инициативе. Конечно, инициатива в принципе поощряется. Но имейте в виду, что инициативу часто смешивают с проявлениями самости. Кроме того, без наличия суровой дисциплины духа инициатива приводит лишь к шатаниям, сводится к спазматическим начинаниям, ни к чему не приводящим. Но всё спазматическое осуждено на разрушение, ибо строить на судорогах нельзя. Недаром в основу всех древних Учений полагалась дисциплина, или послушание. И в данном нам Учении очень подчёркивается эта дисциплина. Что есть Иерархия, как не дисциплина? (И мы должны пройти эти ступени послушания). Во всех древних религиях есть Учение общее и Учение для ближайших, и вот в этом Учении для ближайших прежде всего настаивается на дисциплине духа; и послушание есть первый шаг к тому. Будущий Водитель должен прежде всего научиться повиноваться, ибо иначе как будет он знать, что есть истинное повиновение, что есть Указ?» [16].

Неисполнение Указа не есть самоходство, так же как и половинчатое, небрежное следование ему. Таковое Елена Ивановна характеризует как нечто недопустимое: «Каждое легкомыслие и неточное выполнение Высшего Указа есть преступление» [17].

«…Не следуя Указаниям, мы поступаем не лучше предателей. Простите мне это слово, но сердце моё обливается слезами, видя, какие затруднения мы упорно продолжаем воздвигать на своём пути. Постарайтесь представить себе, что станет с Вами, если Учение перестанет вести Вас? Куда пойдёте? Куда обернётесь, кто услышит и поможет в горе? Кто укажет выход из тяжкого положения?» [18].

 

* * *

Если Указ в чём-то непонятен, то должно устремиться к его пониманию, к принятию, усвоению его, во всей полноте, своим сознанием, – но не признавать неисполнимым, полностью или частично.

Е. И. Рерих, обращаясь к сотрудникам, советует: «И если всё значение их [Указаний] не совсем понятно кому-то сейчас, то всё же по доверию к Пламенному Сердцу соберитесь и обсудите сообща, чтобы, насколько возможно, уяснить себе значение это. В Учении сказано, как каждый приказ и указание, чтобы быть успешно выполненными, должны сжиться с сознанием принявшего его» [19].

«Мы много раз возвращаемся к понятию добровольности, – сказано в книге «Надземное». – Она будет самым близким условием дисциплины. Малейшее представление о насилии уничтожит все достижения. Не только Учитель не заставляет, но и сам человек себя не насилует» [20].

 

* * *

Исполнение Указа не наносит ущерб нашему «я», не подавляет нашу индивидуальность, – как то может казаться с обыденной точки зрения.

Приведём в связи с этим ещё один фрагмент из писем Е. И. Рерих:

«Итак, родные мои, поняв и приняв сердцем радость и значение великой освобождающей и венчающей жертвы, устремимся к развитию в себе прежде всего любви, преданности, признательности, повиновения Иерархии, готовности к принятию каждого бремени, помня: чем тяжелее ноша, тем короче путь. В сущности говоря, именно из любви и преданности вытекают и все другие качества, способствующие нашему продвижению, потому и будем растить их, как самый драгоценный цветок, и так как всё растёт и питается взаимно, то и наибольшая любовь принесёт наибольший ответ. Потому, родные, окружим Имя Владыки огнём любви, охраним почитание Его, найдём самое бережное, самое высокое понимание Учению и Указам Его и священно, молитвенно, в духовном трепете будем предстоять перед Красотою и Величием Творчества Его! Помните, кто выше поймёт, тот выше подымется сам!

Теперь из книги «Иерархия». «Некоторые люди проливают ежедневную похлёбку на Изображение Учителя и воображают себя на великом Служении. Учение и Служение, прежде всего, предполагают расширение сознания на основании следования Учению и почитания Учителя. Являя изучение Беспредельности, нужно, прежде всего, осознать беспредельность любви и преданности. Не мудро сказать: любовь переполнена и преданность засохла, ибо следствием будет разложение самого себя. Следует понимать беспредельность любви и преданности как первый шаг к Служению и Йоге. Хотя бы эту задачу нужно было поставить как средство к самопродвижению. Надо двигаться по направлению Учителя, лишь тогда приходит облегчение. Но луковая ежедневная похлебка из Учителя не приведёт к успеху. Священно, беспредельно будем растить любовь и почитание Учителя, как целебное средство к возрождению».

Да, всё базарное понимание, луковые похлебки из самых высоких понятий, изготовленных малым сознанием в силу несоизмеримости и умаления самого основного и высокого, должны быть удалены из нашего обихода, если хотим идти путем Служения.

…Облегчение можно найти, лишь исполняя Волю Владыки, другого пути нет. При этом следует прочувствовать сердцем и постоянно нести перед собою изумительные Слова:

«Исполнением Воли Моей даёшь возможность Мне исполнить волю твою!»

Ибо кто, как не Владыка, знает наши сокровеннейшие желания и устремления и, очищая и кристаллизуя их даваемым Учением, то есть расширением сознания, даёт нам возможность приблизиться к осуществлению их путём выполнения Его Указов. Какой безумец захочет разрушить счастье своё?!

Родные, огненно устремимся к выполнению Воли, нас спасающей и ведущей к предуказанному чудесному будущему!» [21].

 

* * *

Исполняя Указ, мы не только работаем на Общее Благо, но и следуем по пути самосовершенствования, раскрываем свой духовный потенциал.

И только так мы становимся сотрудниками Высших Сил, – восходя, приближаясь к Ним, но не низводя Их до нашего уровня, – в частности, не умаляя Их Указаний интерпретацией таковых до степени их «приемлемости» и удобства для нас.

Указ – знак доверия к нам.

Некоторые из них носят весьма конкретный характер. Подобные Указания можно встретить в Письмах Е. И. Рерих, – например, относительно обязательств («бондов») Общества Друзей Музея Рериха: «Настаивайте на включении слова «Музеум» – это Указ» [22].

И разве не является Указание С. Н. Рериха относительно статуса Музея Рериха в Москве как общественного столь же предельно конкретным, точным и однозначным, не оставляющим никаких шансов для «самоходства»?

 

* * *

Учредители и сотрудники СибРО 1990-х годов хорошо помнят слова Наталии Дмитриевны Спириной, что членами Сибирского Рериховского Общества могут быть только те, кто полностью принимают Учение Живой Этики и, по возможности, применяют его в жизни. Ведь главной задачей СибРО является, по словам Наталии Дмитриевны, «несение людям Учения в чистом виде».

Но если некоторые сотрудники Общества постоянно нарушают Основы Учения, противятся Указаниям Свыше, переданным Наталией Дмитриевной, не реагируют на многочисленные предупреждения других сотрудников и не признают своих ошибок – не значит ли это, что они сами себя исключают из СибРО?

Так, в Слове «Свобода воли и дисциплина» Наталия Дмитриевна ясно Указала:

«Мы создали в городе Новосибирске Сибирское Рериховское Общество, и это налагает на создателей и участников его определённую дисциплину во взаимоотношениях. Недопустимо сегодня вступить добровольно в коллектив сотрудников и стремиться вместе с ними к намеченной цели, а завтра – пренебрегать их мнениями и проявлять своеволие, идущее вразрез с общим выбором цели и задач, поставленных при создании Общества.

Этому закону свободной воли подчинены все наши дела, как малые, так и большие.

 

Мы зовём к Высотам за Собою!

Ты свободен в выборе своём:

Если хочешь – следуй за Звездою,

Если нет – иди

своим

путём» [23].

 

29 апреля 2017 г.

 

Примечания:

1. Рерих Е. И. Письма. Т. 4. М., 2002. 6.11.1936.

2. Это выступление исполнительного директора СибРО О. А. Ольховой не было опубликовано. Оно звучит на аудиозаписи Круглого стола от 28 августа 2005 г., которая находится в архиве СибРО.

3. Позиция Сибирского Рериховского Общества относительно ситуации, сложившейся в Международном Центре Рерихов: http://sibro.ru/news/49458

4. Спирина Н. Д. Сверху виднее // Перед Восходом: Изд-е Сибирского Рериховского Общества. Новосибирск. 1993. № 5. С. 1. http://www.lomonosov.org/article/sverhu_vidnee_zhukova.htm

5. О самоходах / Сост. М. В. Петриченков // Восход: Изд-е Сибирского Рериховского Общества. Новосибирск. 2017. № 2−3: http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/51103

6. Грани Агни Йоги I, 21 дек.

7. Грани Агни Йоги V, 608.

8. Листы Сада М. Озарение. 3−XII−1.

9. Спирина Н. Д. Полное собрание трудов. Т. 6. Новосибирск, 2015. С. 12.

10. Община, 17.

11. Рерих Е. И. Письма. Т. 1. Рига, 1940. 10.10.1934.

12. Рерих Е. И. Письма. Т. 1. М., 1999. 6.12.1932.

13. Рерих Е. И. Письма. Т. 2. М., 2000. 31.05.1934.

14. Спирина Н. Д. Полное собрание трудов. Т. 7. Новосибирск, 2016. С. 235.

15. Рерих Е. И. Письма. Т. 1. М., 1999. 13.05.1931.

16. Рерих Е. И. Письма. Т. 2. М., 2000. 2.06.1936.

17. Там же. 4.04.1934.

18. Рерих Е. И. Письма. Т. 1. М., 1999. 10.11.1932.

19. Там же. 13.04.1932.

20. Надземное, 559.

21. Рерих Е. И. Письма. Т. 1. М., 1999. 15.01.1931.

22. Там же. 29.07.1931.

23. Спирина Н. Д. Свобода воли и дисциплина. Слово на Круглом столе СибРО 28 сентября 2003. / «На Восходе» Изд-е Сибирского Рериховского Общества. Новосибирск. 2003. № 10.

http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/19099

24. Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов. http://gallery.facets.ru/

 

 


№70 дата публикации: 01.06.2017

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020