Грани Эпохи

этико-философский журнал №81 / Весна 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Влахернская Икона переносится из Константинополя в Москву

 

Читаем: «В Россию изображение попало как подарок царю Алексею Михайловичу в 1653 году. Образ написан по типу Одигитрия. Младенец Христос сидит на левой руке Богородицы, словно на престоле, что указывает на Его царское достоинство, правой рукой Дева указывает на Него как на Спасителя мира. Образ сразу украсили золотой ризой с драгоценными камнями, а также золотыми пластинами, на которых была написана история появления этой иконы.

С Влахернской иконой связано важное для Константинополя историческое событие – это защита города от аваров, которые подступили к городу в 626 году. Патриарх Сергий обошёл с иконой Богородицы стены города и вскоре заступничеством Божьей Матери осада города была снята».

 

 

От автора

Чем же примечателен для Москвы 1653 год? Событиями, связанными с Османской империей. Читаем: «Османская империя. Майконец июня 1653 г. – султан направил на Малую Русь “большое посольство во главе с Мехмедом-агой. Турецкий чиновник привёз султанскую грамоту, где говорилось об условиях султанского протектората”».

Заметим, что несколько ранее, 11 февраля 1653 года, начитаются реформы патриарха Никона. Против воли церковного собора Никон издал исправленный вариант Псалтыря. Начался раскол.

По мысли автора, прибывшая в Москву Влахернская Икона была призвана способствовать осуществлению планов реформы патриарха Никона.

В этом и заключалась миссия прибывшей к русскому царю Иконы.

Как же знаменитая Икона оказалась в Москве?

Википедия: «В 1653 году икона, которую считали Влахернской, была прислана в дар русскому царю Алексею Михайловичу от протосингела иерусалимского престола Гавриила с торговым греком Дмитрием Евстафьевым (Остафьевым), по другим сведениям – Дмитрием Костинари. В записях XVII века о царских выходах под 7162 годом (константинопольской эры) записано: «Октября в 16 день встречал Государь образ пречистыя Богородицы Одигитрия, что принесён из Грек, из Лахернской церкви. На следующий день в честь иконы, помещённой в Успенский собор Московского кремля, была совершена торжественная служба. Икона, бывшая покровительницей византийских императоров, сразу стала одной из важнейших святынь русского государства.. Она была включена в церемониальный царский обиход и литургическую практику Успенского собора, её поместили на жертвеннике собора. Для неё был изготовлен оклад из чеканного золота, украшенный большим количеством драгоценных камней и жемчуга, и золотыми пластинками с текстом, излагавшим легенду об иконе. О драгоценном окладе пишет Павел Алеппский: «Кроме лика и рук Владычицы и Господа ничего из неё не видно, всё остальное покрыто золотом»..

Алексею Михайловичу была направлена свидетельствованная грамота об иконе, написанная константинопольским Патриархом Паисием, её оригинальный греческий текст был обнаружен в Российском государственном архиве древних актов. В ней данная икона впервые названа Влахернской, а название на сам образ было надписано только при его реставрации в 1813 году (см. Реставрации иконы)».

Из истории Иконы: «Во время иконоборческого гонения в VIII в. благочестивые люди скрыли икону в стене обители Пантократора (Вседержителя), где она оставалась почти сто лет, наглухо заложенная камнями. По особому указанию Матери Божией икону нашли и с торжеством перенесли на прежнее место во Влахернскую церковь. После взятия Константинополя турками в 1453 г. Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 г. прислана афонскими иноками в Москву в дар царю Алексею Михайловичу. В Москве икону встретил патриарх Никон и поставил в Успенском соборе». Информационно-просветительский сайт «Православие в Татарстане».

 

Озаботимся выяснением даты переноса Влахернской Иконы

Известно, для астролога важно обоснованно выбрать дату исследуемого события. Благо, когда дата обозначена в документах и не вызывает сомнений. А если дата произошедшего события отсутствует? Например, дата, связанная с переносом чудотворной иконы из Константинополя в Москву. Даже год переноса Иконы можно поставить под сомнение: по одним источникам (Википедия) это 1653 год, по церковным источникам – 1654 год. Как быть? Благо в отношении великой Иконы установлен праздник, который всенародно несколько столетий отмечается в России. Это 15 июля. И это существенный повод для того, чтобы указанную дату взять за основу составления микрокосма прибытия Иконы в Москву.

Да, но какой год предпочесть: 1653 или же 1654? Но это ещё не всё. Поскольку имеется церковная дата 16 октября 1654 старого стиля, она же 26 октября 1654 нового стиля.

Итак, всего предполагается проверить четыре варианта. Какой из вариантов более всего соответствует великому, радостному, духовному событию в жизни Русской Православной церкви?

Вначале сравним содержание микрокосмов первого и второго вариантов.

 

Вариант первый. Символический микрокосм встречи Влахернской иконы в Москве 15 июля 1653 года

 

В первом варианте Солнце «дружит» с Венерой, во втором – с Марсом.

В первом варианте наблюдаем силу чувств и любовь к жизни, радость и оптимизм. Во втором варианте – волю, мужество, активность, склонность к агрессии и высокомерию.

Солнце первого и второго варианта, как проявления жизненной энергии, имеет картину-символ, означающую объективный и критический подход к общим факторам нашей культуры и её психологическим проблемам, что наводит на мысль вспомнить о начавшихся реформах патриарха Никона.

Первый вариант отмечен действием Плутона в Доме «Религия», гармоничным энергиям Сатурна, что предполагает проявление интереса к реформам правовых и религиозных систем (Никона?), проявляя особые способности (Иконы?) и способность духовного руководства (Иконой?) с умением умно и решительно применять власть.

Во втором варианте возможности Плутона не многим отличается от первого варианта, существенного отличия не наблюдается.

 

Вариант второй. Символический микрокосм встречи Влахернской иконы в Москве 15 июля 1654 года

 

В первом варианте на союз Солнца и Венеры благотворно влияют энергии Луны в присутствии Восх. Лунного узла, что предполагает хорошие жизненные силы, уверенность и оптимизм, гармоничность и услужливость, женские качества, сочувствие и чуткость (Иконы?). Кроме того популярность и умение вести за собой массы, утончённые формы поведения и всеобщую любовь (Иконы?).

Во втором варианте союзу Солнца и Марса благоволит энергия Юпитера в Доме «Осознания реальных возможностей», что склоняет к энтузиазму и оптимизму в религиозных вопросах, к великодушной помощи другим, проявления нравственных и религиозных норм, желание внести свой вклад на пользу обществу.

Как видим в данном случае, и второй вариант вполне подходит и ситуации явления подаренной Иконы московскому царю.

Поищем иные различия в вариантах, например в положении Сатурна. В первом варианте Сатурн в Доме «Слава и Репутация» в оппозиции Юпитеру, что означает сильную позицию, желание занять видное место, высокое положение и руководящую должность, при этом серьёзные обязанности и проблемы в коллективе (конфликт с Никоном?).

Во втором варианте Сатурн переходит в Дом «Общественных отношений», что предполагает чувство ответственности за коллектив, чувство справедливости, а в аспектахс планетами интуитивное понимание действия космических законов, смысла кармы, умения организовать жизнь, работать в религиозных обществах. Как видим, и в этом случае мы не можем с уверенностью склониться к одному из вариантов.

В качестве последнего аргумента обратимся к содержанию положения Венеры, как Управителя судьбы выдающегося события. Это важно.

В первом варианте Венера находится в «Раке» с картиной-символом, означающим реакцию духовных сил на интеграцию личности посредством позитивных самовольных действий.

Это чувствительная Венера, ранимая, требующая для себя надёжный дом и обеспеченность (Храм?), а так же поклонение при желании пригласить к себе «гостей» (Прихожан?). Всё это как нельзя лучше может иметь отношение к подаренной Иконе.

Во втором варианте Венера в «Близнецах» с картиной-символом первичная вера человека в скрытую и поддерживающую силу жизни. Заметим, речь идёт о человеке. К Иконе это отношения не имеет.

Венера в «Близнецах» любит разнообразие в общественных связях, желание дружить со всеми, отмечает людей с острым интеллектом, имеет необходимость в свободе передвижений. На этот развряд ли отмеченное может иметь отношение к выдающейся Иконе.

Отсюда следует предположение: для даты дарения Иконы русскому царю более соответствует первый вариант микрокосма, 15 июля 1653 года.

Однако имеются и другие варианты.

 

Символический микрокосм встречи в Москве Влахернской иконы 26 октября 1653 года

 

Что касается церковных летописных указаний на 26 октября 1653 и 26 октября 1564 годов (по новому стилю), то эти варианты заведомо проигрывают первому и второму варианту, поскольку событие предполагается в «Стрельце», управляется Юпитером, а энергии Юпитера крайне негативно влияют на Солнце (3 вариант). В четвёртом варианте на характер события сильное влияние оказывают Уран и Нептун, причём негативные аспекты Урана перечёркивают иные благоприятные возможности. То же можно сказать о негативных аспектах Луны.

 

 

Итак, автор склоняется к тому, что Влахернская икона Божьей Матери прибыла в Москву 15 июля 1653 года и этот день по праву выбран церковью как День празднования Влахернской иконы божьей матери.

Таким образом, приведённая запись XVII века о «царских выходах под 7162 годом (константинопольской эры) о том, что «Октября в 16 день встречал Государь образ пречистыя Богородицы Одигитрия, что принесён из Грек, из Лахернской церкви», скорее всего, не соответствует действительности.

Какие же особенности содержала встреча в Москве дорогого подарка царю Алексею Михайловичу? Первая особенность определяется аспектом планет, называемым «Космический щит» (равносторонний треугольник), затрагивающий Момент рождения, Юпитер и Плутон (см. ниже).

 

Рабочий вариант символической встречи Влахернской иконы в Москве

 

Не менее ценен и второй аспект планет, так же называемый «Космический щит», связывающий Дом «Славы и Репутации» (МС), Солнце и Венеру с Марсом и Луной. Передача Влахернской иконы (АСЦ) отмечена ЧТ «Движимая собственность» (66), что соотносится с «Духовным подарком», причём основанном на высокой оценке «Любви» (ЧТ 8).

Картина-символ передачи подарка называется «Шайка разбойников в бегах». Картине не следует пугаться, поскольку это всего лишь символ, означающий протест против дисгармонии социальных привилегий. При этом психоаналитик подчёркивает, что это групповой протест. Возможно, ключ к прочтению символа указывает на появившийся в это же время религиозный протест патриарха Никона.

Википедия: «Заметным событием правления Алексея Михайловича стал раскол в Русской православной церкви. Царь поддержал усилия Никона по пересмотру русских богослужебных книг и некоторых обрядов, в течение предыдущего столетия отошедших от греческих образцов. Хотя вскоре он отдалился от Никона, изменения, инициированные Никоном, были сохранены, а противники реформы были отлучены от церкви».

Кем являлась символическая «шайка разбойников», встретивших решительный «групповой протест»? Старообрядцы, которые подались в бега? Вполне вероятно.

 

О принявшем в подарок Икону «тишайшем» царе Алексее Михайловиче

Любопытно значение содержания градуса Момента передачи Влахернской иконы: «Указывает на человека, который будет неоднократно рисковать, зачастую подвергая себя ненужным опасностям. Ему следует особенно остерегаться находящихся поблизости трудноуловимых и трудно обнаружимых веществ, таких, как газы, яды и т.п., и ему нужно стараться постоянно ограждать себя от окружающих, пытающихся оказывать на него чрезмерное влияние. Многие из тех, кто отправится вместе с ним в путешествие, не дойдёт до конца пути, не подозревая о приближающихся опасностях, но такой человек ощутит и осознает их, – пусть он внимает своим чувствам. Это символ Тонкого Различения».

О ком идёт речь в символе? О царе Алексее Михайловиче в момент встречи с иконой? Не иначе. Чему имеем историческое подтверждение.

По этому поводу читаем: «Долгое-предолгое время (с 1633 года по 1706) царский дворец снабжался «бессильной», отравленной свинцом водой. Учёные, подсчитавшие уровень насыщения воды свинцом, утверждают, что свинца в воде должно было содержаться более ста нынешних предельно допустимых норм. По расчётам учёных особенно ядовитой в этом водопроводе была вода утром, после того как настоялась в свинцовых водоразборных ларях всю ночь. Люди травились свинцом. И служивые люди Кремля, и его обитатели. Травился свинцом и царь. Признаки хронического отравления свинцом – потеря памяти, апатия, вялость. Люди выглядят старше своего возраста и деградируют умственно и физически. Все эти признаки наблюдали современники у царей Алексея Михайловича (1629−1676), Фёдора Алексеевича (1661−1682) и Ивана V (1666−1696)».

Автор: Игорь Вадимов. Источник: https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/65502/

На этот счёт любопытно содержание градуса «Славы и Репутации» (МС) принятия царём подарка: «Указывает на личность, чья жизнь будет иметь очень сильное воздействие на окружающих. Этот человек, добивающийся власти без каких бы то ни было особенных добродетелей, присущих ему самому, который вследствие неполного образования и иллюзорных впечатлений дурно использует своё влияние, безнадёжно двигаясь навстречу смерти. Это символ Угасания».

Имеется и другой вариант, связанный с убийством царя: «В 1675 году русский Царь Алексей решился на новый поход в Европу. Целью было восстановление Имперского порядка на крамольных территориях Священной Римской Империи. Однако Русь-ордынское вторжение удалось предотвратить. В 1676 году Западу удаётся реализовать в Москве Латинский Заговор, результатом которого стало убийство Алексея Михайловича».

Определимся с содержанием Дома «Религия» (IX) в день принятия в подарок царём Влахернской иконы: «Указывает на человека, который станет объектом хитрости и вероломства. Он слишком полагается на тех, кто недостоин его доверия. Такому человеку следует быть чрезвычайно осторожным в выборе друзей; он также не должен потворствовать себе, принимая участие в рискованных предприятиях, по чьей бы инициативе это не происходило. Ему ни в коем случае нельзя ставить себя в зависимость от окружающих. Это символ Обмана».

Так, неожиданно, исследуя день прибытия Влахернской иконы в Москву, мы познакомились с тайнознанием о принявшем подарок царе, с Алексеем Михайловичем из рода Романовых.

 

 


№95 дата публикации: 09.09.2023

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020