Грани Эпохи

этико-философский журнал №81 / Весна 2020

Читателям Содержание Архив Выход

А. Марианис

 

К 85-летнему юбилею Пакта Рериха

85 лет тому назад, 15 апреля 1935 года в Вашингтоне был подписан международный договор по защите культурных ценностей – Пакт Рериха. Его подписали представители двадцати одного государства американского континента.

 

Борьбу за принятие закона по охране культурных ценностей – будущего Пакта Рериха – Николай Рерих начал уже во время Первой мировой войны, в 1914–1915 годы, то есть 105 лет тому назад. Именно в то время Рерих – не только художник, но и дипломированный юрист – впервые высказал идею разработки соглашения по охране памятников культуры даже во время военных действий, на территориях воюющих государств. Позднее эта идея реализовалась в разработке Пакта Мира, или Пакта Рериха, подписанного правительствами многих стран мира. А в начале Первой Мировой войны художник самоотверженно и практически в одиночку боролся за то, чтобы привлечь внимание общественности и лиц, облечённых государственной властью, к этой проблеме. «И Государь, и Великий Князь Николай Николаевич сочувственно внимают предложению всенародной охраны Культурных сокровищ», – писал об этих временах Николай Константинович[1].

Художник обращался к правительству не только к России, но и других стран с призывом обеспечить защиту памятников культуры, имеющих мировое значение, путём заключения международного соглашения. «Писалась картина "Враг рода человеческого", осуждавшая разрушения исторических городов, – вспоминал художник. – Ставилась в пользу Бельгии "Сестра Беатриса". Писались призывы ко всем нациям об охране памятников искусства и науки. А пушки гремели. Думалось, что их рёв хочет напомнить человечеству о том, что так жить нельзя. Что нельзя безнаказанно разрушать достояние народов, нельзя попирать создания человеческого гения[2] »».

 

 

В 1929 году, уже живя в Индии, Н. К. Рерих вплотную приступил к осуществлению своего давнего плана: разработки и подготовки к принятию международного соглашения по охране культурных ценностей мирового значения. Это соглашение должно было действовать и на территориях, охваченных военными действиями. Излишне говорить о том, насколько актуальными были разработка данного соглашения и воплощение его в жизнь накануне Второй мировой войны.

Деятельность художника по созданию данного соглашения вдохновлялась его духовным Учителем. Как говорится в книге «Надземное» из серии Агни-Йоги, «Урусвати помнит, насколько неуклонно Мы заботимся о сохранении Прекрасного. Уже в предвидении Армагеддона Мы приступили к распространению советов о лучших способах охранения мировых сокровищ. Мы знаем, что силы тьмы приложат все усилия, чтобы воспрепятствовать этому спешному указу. Силы тьмы отлично понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием.

Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишённое внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так, каждое произведение живёт и способствует обмену и накоплению энергии.

Среди Армагеддона вы можете убедиться, насколько оказывают воздействия произведения искусства. Целая эпоха заключается в таком беспокойстве о драгоценных произведениях. (…)»[3].

Во время поездки в Европу и США в 1929 году Н. К. Рерих очень многое сделал для продвижения Пакта Рериха, или, как его также называли тогда, Пакта Культуры. Из Нью-Йорка художник написал своему давнему другу и сотруднику, доктору международного права и политических наук, профессору Парижского университета Г. Шкляверу, и другому юристу, профессору Жоффре де ла Праделю, попросив их присоединиться к разработке проекта международного договора об охране культурных ценностей.

В 1929 году текст проекта договора с обращением Н. К. Рериха к правительствам и народам всех стран был опубликован в прессе и разослан в правительственные, художественные и образовательные учреждения по всему миру. В первых статьях договора говорилось: «Образовательные, художественные и научные учреждения, научные миссии, персонал, имущество и коллекции таких учреждений и миссий будут считаться нейтральными и как таковые будут подлежать покровительству и уважаемы воюющими. Покровительство и уважение в отношении названных учреждений и миссий во всех местах будет подчинено верховной власти договаривающихся стран без различия от государственной принадлежности какого-либо отдельного учреждения или миссии. Учреждения, коллекции и миссии, зарегистрированные на основании Пакта Рериха, выставляют отличительный флаг, который даст им право на особое покровительство и уважение со стороны воюющих государств и народов всех договорных стран»[4].

Идее Знамени мира были посвящены несколько прекрасных полотен художника.

 

 

Следует особо отметить то обстоятельство, что, организуя движение Знамени Мира, Рерихи, конечно, надеялись не только на то, что принятие Пакта сразу же обеспечит защиту памятникам культуры в странах, ратифицировавших этот договор. Н. К. Рерих не раз подчёркивал, что Пакт должен иметь не только юридическое, но и воспитательное значение:«Главная задача – начать движение и дать направление мысли. Позднее мысль будет течь, принимая мировые размеры. <…>

Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества»[5].

Главная цель Пакта Рериха и общественного движения Знамени Мира, созданного на его основе, была ориентирована на будущее. Эта цель состояла не столько в создании юридических гарантий защиты культурных накоплений, сколько в постепенном изменении сознания общества, в привитии ему иного отношения к сокровищам искусства.

Е. И. Рерих в письмах единомышленникам писала об этой главной цели Пакта: «Неужели же есть такие люди, которые, мня себя образованными и даже духовными, не понимают самого основного и главного значения Пакта и Знамени, Мира? Не понимают, что значение Знамени Мира прежде всего в том, что путём охраны человеческого творчества в сознании масс и подрастающего поколения закладывается уважение именно к духовным ценностям, которыми живо человечество»[6].

Вместе с Пактом Николай Константинович предложил учредить особый знак, который в виде флага должен был вывешиваться на культурных объектах мирового значения, подлежащих охране. Этот флаг художник назвал «Знаменем Мира». Он представлял собой белое полотнище с красной окружностью, в которую были вписаны три красных круга. О символизме этого знака Рерих писал: «Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединённое кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру»[7].

 

Н. Рерих. «Знамя Мира». 1931

 

Рерих не случайно подчёркивал, что происхождение этого символа было исключительно древним и, что особенно важно, международным.

У Знамени Мира, как у любого прогрессивного начинания, появились не только друзья, но и враги; некоторые из последних выступили с возражениями против предложенного художником символа (хотя главной причиной их критики было, конечно, неприятие идеи Знамени Мира в целом). В связи с этим художник писал о происхождении предложенного им символа в письме к единомышленнику, барону М. А. Таубе: «Наконец-то я могу Вам послать домашний снимок с моей последней картины, посвящённой смыслу значения знака Знамени. <...> Скажите всем невеждам, пытающимся подставить какие-то свои своекорыстные или злонамеренные объяснения, о смысле этого Изображения. Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному Христианству и так прекрасно претворённой в иконе Рублева «Святая живоначальная Троица» Свято-Троицкой Сергиевской Лавры. Именно этот символ – символ древнейшего Христианства, освещённый для нас также и именем Св[ятого] Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублёва. Пусть этот снимок будет у Вас в Париже на случай каких-либо новых попыток опрокидывать уже существующее. Посылаю Вам ещё снимок Св[ятой] Владычицы Знамени – Мадонны Орифламмы»[8].

 

Икона Сергия Радонежского

 

Обеспечить принятие нового международного договора в жизнь могла лишь широкая общественная поддержка, и художник не жалел времени и сил на интервью в СМИ, выступления с лекциями, встречи с общественными деятелями разных стран и тому подобные мероприятия. Как отмечал П. Ф. Беликов, Николай Константинович был членом, почётным председателем или вице-председателем более десятка самых разных культурных обществ в различных странах мира. Общества, в которых состоял Н. К. Рерих, активно поддерживали идею Пакта Рериха и пропагандировали её в широких общественных кругах тех стран, в которых они находились.

Идея Пакта Рериха сразу же была поддержана прогрессивной мировой общественностью, прежде всего выдающимися деятелями культуры многих стран. За принятие Пакта высказались Р. Тагор, Р. Роллан, Б. Шоу, А. Эйнштейн, Г. Уэллс, Т. Манн и многие другие деятели с мировыми именами.

Были созданы постоянные комитеты Пакта в Нью-Йорке (1929 г.), Париже (1930 г.), Брюгге (1930 г.). В 1930 году проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге наций и направлен на дальнейшее рассмотрение в Международную комиссию интеллектуального сотрудничества. В 1931 году под руководством члена комиссии по охране памятников Бельгии К. Тюльпника был сформирован Международный Союз в поддержку Пакта Рериха, а в Брюгге прошла первая международная конференция, посвящённая Пакту. В 1932 году в Брюгге была проведена вторая конференция по Пакту Культуры и открылась выставка картин Рериха. Третья конференция по вопросам разработки Пакта Рериха прошла в Вашингтоне в 1933 году.

Наконец, 15 апреля 1935 года в Вашингтоне президентом Рузвельтом и представителями 21 государства Панамериканского Союза (в который входили страны Южной и Северной Америки) был подписан Пакт Рериха, или Пакт Культуры… С тех пор 15 апреля стало Международным Днём культуры. Этот праздник был учреждён именно в честь принятия в этот день международного договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников».

Остаётся лишь надеяться, что огромный созидательный потенциал этого закона сыграет свою роль как в охране культурных сокровищ прошлого, так и в формировании более духовного общества будущего.

 

По материалам книги А. Марианис. «Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества».

 

Комментарии:

[1] Рерих Н. К. Чутким сердцам // Рерих Н. К. Листы дневника. М., МЦР, 1995. Т. 1.

[2] Рерих Н. К. Опять война // Рерих Н. К. Листы дневника. Т. 2.

[3] Надземное, 122.

[4] Беликов П.Ф., Князева В.П. Николай Константинович Рерих. Самара, 1996.

[5] Рерих Н. К.На страже мира // Рерих Н. К. Листы дневника. Т. 2.

[6] Рерих Е. И. Из письма от 23.04.36.

[7] Рерих Н. К. Знамя Мира // Рерих Н. К. Листы дневника. Т. 2.

[8] Рерих Н. К. Из письма барону М. А. Таубе от 13.02.1932 г. http://rerich9.sitecity.ru/stext_0805132527.phtml

 

 


№81 дата публикации: 19.04.2020

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2019