Грани Эпохи

этико-философский журнал №81 / Весна 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Легенды и были Рамакришны

Уже много легенд создалось о Рамакришне и Вивекананде. Согласно одной из них, его первым наставником в йоге и даже спасительницей от огненной смерти уявилась одна йогиня.

Е. И. Рерих, письма, том 7, № 115

 

Читая биографию

Указывается, что биография реформатора индуизма достоверна, поскольку написана близким учеником Свами Сарадананде,написавшем «авторитетную биографию под названием Шри Рамакришна Лилапрасанга, отсеивая факты от легенд и рассказов, которые росли вокруг Шри Рамакришны, с целью объяснить смысл его поучений и появления в этом мире».

Что касается женщин, то они действительно сыграли в судьбе Рамакришны заметную роль.

Из энциклопедии: Рамакри́шна Парамаха́мса (имя при рождении – Гададхар Чаттопадхьяй, (18 февраля 1836, Камарпукур, Бенгалия – 16 августа 1886, Калькутта). Индийский гуру, реформатор индуизма, мистик, проповедник.

Биография Рамакришны представляется простой и незатейливой. Деревенский мальчик Гададхар родился в беднейшей семье брахманов и впоследствии, в соответствии с семейной традицией, получил имя Рамакришна. Имя дано с прицелом на будущее, так как «Рамакришна» означает комбинацию имен индуистских богов Рама и Кришна. Таким образом, имя дважды причисленное к божественному. К учёбе в школе Гададхар прилежания не имел. По той простой причине, что школа учила зарабатыванию денег, а к деньгам Гададхар относился равнодушно. Мальчика влекло иное: рассуждения о жизни, долгие беседы со странниками, желание получить ответы на главные вопросы жизни.

Гададхар по рождению принадлежал к высшей касте брахманов, а потому, несмотря на крайнюю бедность, слыл уважаемым человеком. Такова непонятная для европейцев Индия! Индия, в которой «бедность не порок» не на словах, а на деле и даже нищий допускается исполнять обязанности жреца. К чему в последствии и был призван юноша Гададхар. Возможно существует связь в том, что не преуспевая в школьных предметах, мальчик усиленно размышлял о жизни, легко и быстро усваивал духовные знания. Были бы учителя! Что касается силы воли, то она явно присутствовала, о чём узнаём из биографии: «Когда пришло время церемонии надевания священного шнура (Упанаяна, обряд совершаемый над мальчиками из касты брахманов), между Рамакришной и его взрослыми родственниками произошел конфликт. Он настаивал на необходимости исполнения обещания, данного им одной из женщин деревнипринять во время церемонии пищу из её рук, несмотря на то, что она была шудрой. Это было нарушением традиций. Но Рамакришна был твёрд в своём решении. Он сказал: «Каким я буду брахманом, если не выполняю своего обещания?» И, в конце концов, взрослым пришлось уступить воле мальчика». Но пора познакомиться с символическим микрокосмом того, кто носил имя «двух богов».

 

 

Когда судьбой управляет Меркурий

Символической судьбой Рамакришны управляет Меркурий (рождение в знаке Близнецы), чем объясняется любознательность и склонность к общению, поиск собеседников и долгие размышления «о жизни», словоохотливость и передача знаний. При этом наверняка проявляется живое воображение, интуиция, лёгкое перенимание чувств и мыслей других людей (знак «Рыбы»). Однако добытые знания приходят к юноше не ради праздного любопытства, а с прицелом на будущее, ради почёта и знания, которое можно назвать высшим.

 

 

Особенность рождения обращает внимание исследователя в первую очередь на содержание картины-символа Меркурия в 7 градусе знака «Рыбы»: «Большой крест, освящённый лучом света, лежит на скалах, окружённых морским туманом». Психоаналитик Дэйн Радьяр усматривает в картине-символе «духовное благословение, дающее силу тем, кто бескомпромисно отстаивает свою правду, чтобы ни случилось» (1, стр.222). Рабочий вариант символа микрокосма рождения, как продукт «печурки» Алхимика XXI века.

 

 

При этом Меркурий микрокосма благотворно поддержан силой Юпитера и Сатурна, что позволяет успешно разрабатывать религиозные и философские темы, трудиться систематично, терпеливо, ответственно (3, стр.106).

 

 

Располагающий к любви

Из биографии: «В деревне он был всеобщим любимцем. С годами любовь жителей деревни к Рамакришне росла. Он был артистически одарённым мальчиком – умел петь, танцевать, участвовал в спектаклях, вырезал фигурки богов; его остроумные шутки приносили радость людям».

Обратимся к положению Венеры в Овне и доме Общественных отношений (XI дом), за которой стоят «интенсивно выражаемые чувства, приветливость с друзьями, дружба через групповую деятельность», а при благосклонном влиянии Нептуна, «тонкое воображение художника, чувства и склонности религиозного оттенка, сочувствие и понимание людей, общение с женским полом, легко завязываемые связи, особенно с людьми мистических наклонностей, стремление к идеальной любви» (3, стр.93).

Таким образом и подходим к важной для Рамакришны теме любви и брака. На затронутую тему Е. И. Рерих писала: «Также Рамакришна имел жену, которая, конечно, была его номинальной женой, но он очень любил и почитал её. Правда, она уявила прекрасный облик древних индусских женщин и стала ему не только ученицей, но матерью как ему, так и его ученикам. Её почитают сейчас почти наравне с самим Рамакришной» (Письма, том 7, № 115).

 

 

Чувствительность в любви и браке

В связи с необычным замечанием Е. И. Рерих интересно обнаружить значение картин-символов близких по теме чувствительных точек микрокосма.

Например, точки «Любви и Брака» (№ 8) в 11 градусе знака «Рак», которая, совпадает с точкой «Тайные враги» (№ 70) (2, стр.53).

Картина-символ такова: «Клоун, передразнивающий хорошо известных персонажей».

Символ означает «ценность юмора в развитии объективности и независимости ума». Иными словами, «шаг освобождения от обусловности», что вполне соотносится с Йогом, исповедующего любовь идеальную (1, стр.99). Действительно, чтобы сохранитьобъективность и независимость ума, Йогу следует относиться к жене не иначе, как с чувством юмора, весьма снисходительно. Однако, при одобном отношении жена действительно может оказаться «тайным врагом». К чему нельзя относиться Йогу иначе, как прикрываясь «чувством юмора»…

Кстати, не было ли в женитьбе Рамакришны некой особенности? Из биографии: «Вскоре Рамакришна стал переживать всё более длительные периоды экстатического состояния, во время которых он полностью переставал осознавать окружающую его реальность. Он уже не мог сам заботиться о себе и, конечно, не мог исполнять обязанности жреца. Одни считали, что он совершенно сошёл с ума, другие думали, что он страдает истерическими припадками. Слухи о болезни Рамакришны дошли до его деревни. Естественно, его мать была очень встревожена и настаивала на том, чтобы Рамакришна вернулся домой. Он подчинился. Понаблюдав за поведением сына, Чандрамани пришла к выводу, что Рамакришна здоров. Но всё же соседи посоветовали ей женить сына – женитьба могла оказать благотворное влияние на него. Мать забеспокоилась, что сын отвергнет её предложение. Выслушав мать, он не возразил ей, а отнёсся к предложению с интересом. Он даже указал, где ему предстоит найти невесту. Этой девушкой стала Сарада, дочь Рамчандра Мукерджи, из соседней деревни Джайрамбати. Свадьба состоялась; Рамакришне в эту пору было 24 года, Сараде – 7 лет. Она была первой ученицей Шри Рамакришны. Он научил её всему тому, чему сам выучился от разных гуру. Считается, что она успешно прошла каждую религиозную практику так же быстро, как сам Шри Рамакришна».

 

 

Да здравствует женитьба!

Наверняка имеется причина, по которой Рамакришна отнёсся к предложению о женитьбе заинтересованно, и даже указал, где следует искать невесту. Ответ поищем в содержании чувствительной точки «Женитьба» (№ 58) в 28 градусе знака «Рак». Картина-символ такова: «Девушка-индианка представляет своего возлюбленного собранию племени».

В расшифровке картины-символа читаем: «Внутреннее возрождение посредством полного принятия первичных ценностей, проявленных в человеческом теле и его функциях» (1, стр107).

В обнаруженном тезисе следует усматривать причину заинтересованного восприятия Рамакришной предложения жениться. Картина-символ близка по содержанию той, что являет биография. С той разницей, что представляет «половинку» не Рамакришна, а девушка-индианка…

На тему отношения Рамакришны к женщине имеется следующее замечание Е. И. Рерих: «В предыдущем письме Вы пишете, что Рамакришна был чужд идее пола и, чтобы постичь женскую психологию, он жил некоторое время среди женщин и даже одевался в женское платье. Конечно, Рамакришна был истинным йогом, и потому мысли его были далеки от полового вопроса в его земном уявлении (Письма, том 7, № 115).

Рассмотрим близкую, но сложную для Рамакришны тему отношения к «Матери».

 

 

Мать Кали, доводившая до агрессии

Из биографии: «Когда Гададхар начал поклоняться Матери Кали, он стал спрашивать себя, поклоняется ли он куску камня или живой богине. Если бы он поклонялся живой Богине, то почему она не реагирует на его поклонение? Он молился ей всем сердцем, а она не отвечала ему. Это не давало ему покоя. Или он совсем не достоин того, чтобы Мать Кали дала ему знак, что она довольна им? Но ведь были же такие верующие, как Рампрасад, которого она щедро одарила своей благодатью. Почему эта благодать не проливается на него? Почему она так жестокосердна к нему? И каждый вечер он восклицал: «О, Мать, прошёл ещё один день, и ты не явилась ко мне. Почему ты так жестока?» Иногда, с закусанными до крови губами, в отчаянии он катался по земле. Люди думали, что Рамакришна оплакивает смерть своей матери. Настал день, когда его нетерпение стало настолько мучительно, что он решился на самоубийство. Он сорвал со стены меч и готов был нанести себе смертельный удар. То, что произошло потом, Рамакришна описывает так: «Я увидел океан Духа, бесконечный, сияющий. Куда бы я ни глянул, везде вздымались громадные светящиеся волны… Они разбивались надо мной, они поглощали меня. Я задыхался. Я потерял сознание и упал. Вокруг меня катил свои волны океан невыразимой радости. И в самых глубинах своего существа я почувствовал присутствие Божественной Матери».

В этой связи резонно рассмотреть содержание картины-символа чувствительной точки «Матери», совпадающей с положением Восходящего Лунного узла и точкой «Бракосочетания», откуда возникает тезис «женитьбы на собственной матери»…

Итак, чувствительная точка «Матери» (№ 3) в 24 градусе знака «Телец». Картина-символ является совершенно неожиданной: «Свирепо скачущий индейский воин с человеческими скальпами на поясе».

Не правда ли, столь необычный символ «Матери» шокирует? В расшифровке символа психоаналитик указывает на «агрессивность человеческих инстинктов, борющихся за земную основу действия» (1, стр.73).

Однако, разве Гададхар не проявил агрессивность во время молитвы Матери Кали? Когда в отчаянии с закусанными до крови губами катался по земле, и его нетерпение стало настолько мучительно, что он решился на самоубийство… Как «свирепо скачущий индейский воин»?

Но вернёмся к теме «Жена» и вновь обратимся к биографии: ««Впечатлённый её духовным потенциалом, он стал рассматривать её как саму Мать Вселенной и совершил Пуджу (поклонение) ей, рассматривая Сараду как настоящую Трипура Сундари Деви. Он сказал: «Я рассматриваю тебя как мою собственную мать и как Мать, которая находится в храме». Рамакришна убедил Сараду Деви в том, что она была не только матерью его молодых учеников, но также всего человечества».

 

 

Умер рано…

В заключении рассмотрим важную для Рамакришны тему ранней смерти, на что указывается в письмах Е. И. Рерих и даже УЖЭ, например, в книге «Иерархия». Рамакришна ушёл из жизни в 50 лет и причиной ухода явился «рак горла».

В микрокосме рождения «год смерти» закономерно располагается в начале Дома «Работы и Здоровья» (VI дом) и совпадает с положением Сатурна в 5 градусе знака «Скорпион». Итак, обратимся к авторитетным суждениям.

«Часто психическая энергия оказывается выкаченной вследствии духовной отдачи,как было с Рамакришною и некоторыми другими Подвижниками. Конечно, они её имеют в огромной количестве, но посылая её на дальник расстояния, они могут оказаться незащищёнными временно. Именно нужно приближение к Иерархии, и даже Подвижники иногда в самоотверженности несли силы свои поверх законного расходования». Книга «Иерархия», № 285.

В ситуации смерти, прежде всего, следует обратить внимание на положение Солнца в 29 градусе знака «Водолей», с которым соседствует Уран в 30 градусе того же знака и там же находится чувствительная точка «Порезов и Операций» № 30 (2, стр.53).

Выявленная картина прямо указывает на «Порез» жизненной энергии, которая заключается в Солнце.

Обратимся к картине-символу Солнца: «Бабочка, вылупляющаяся из куколки». Символ указывает на «способность полностью трансформировать своё сознание посредством радикального именения структурных паттернов повсежневной жизни и типов отношений, в которые человек входит».

Такая вот, происходит метаморфоза. В духовном отношении это подразумевает «инициацию, т.е. вхождение в более высокую сферу сознания и соединение с Посвящёнными».

Но ведь Солнце находится под непосредственным влиянием Урана, за которым стоит «силовой потенциал разведки новых сфер познания, переживание оккультных сил и умение с ними работать, интуитивное понимание единого универсального закона» (3, стр.78)

Уран микрокосма весьма показателен характерной картиной-символом: «Глубоко укоренённое в прошлом очень древней культуры духовное братство, в котором индивидуальные умы растворяются в сияющем свете единого сознания, открывается человеку, упешно прошедшему метаморфозу».

Символ должно означать не что иное, как «способность человека с открытым умом и глубоким чувствованием самотрансцеденции войти в соприкосновение с более высокими формами существования» (1, стр.217).

И последнее замечание. «Год смерти», год ухода из жизни Рамакришны находится под неблагоприятным влиянием Нептуна (квадратура Сатурн-Нептун), в результате чего вероятна «болезнь, берущая начало в подсознании, могут стать жертвами отрицательных душевных влияний, надо держаться подальше от астральных, паранормальных воздействий, притягивают как магниты тайных врагов» (3, стр.103).

Повидимому, указанное влияние Нептуна и спровоцировало у Рамакришны развитие «рака горла».

 

 

Учение Рамакришны, красивое, предельно понятное и доступное каждому

  • «Осознание Бога является высшей целью человеческой жизни, поскольку только это может принести человеку высшую радость и мир.
  • Бог Един, Он как личен, так и безличен в одно и то же время и известен под разными именами в различных религиях.
  • Бога возможно осознать различными путями, которые можно узнать из мировых религий.
  • Все религии истинны настолько, насколько они ведут к осознанию Абсолютной Истины.
  • Чистота ума, целомудрие – главное условие для осознания Бога, но Божья милость может спасти даже безнадёжного грешника.
  • Вместе с верой в Бога необходимо позитивное отношение к жизни, вместо того, чтобы предаваться самоосуждению или унынию.
  • Бог живёт во всех людях как Самосущий (Supreme Self), поэтому ко всем людям нужно относиться с уважением».

 

Литература

1. Дейн Радьяр. Астрологическая мандала. Москва: Сампо, 2006.

2. Ян Кефер. Практическая астрология. Донецк: «Вежа», 2006.

3. Френсис Сакоян, Льюс Экер. Большой учебник по астрологии. Москва, 1991.

 

 


№76 дата публикации: 28.12.2018

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020