Грани Эпохи

этико-философский журнал №81 / Весна 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Владимир Захаров

 

Возвращение Владимира Высоцкого

25 января 2018 года выдающемуся поэту, барду и актёру исполнилось бы 80 лет

 

 

Первая встреча

…Летом 1968 года автор этих строк перешёл на 2-й курс факультета естествознания Краснодарского пединститута. Предстоял переезд на жительство с частной квартиры в студенческое общежитие. Получив ордер на вселение, в поиске нужной комнаты иду по длинному коридору общежития. Неожиданно из приоткрытой двери доносится залихватское: «Выходили из избы здоровенные жлобы, порубили все дубы на гробы…» Спрашиваю встречного студента: «Это кто же так поёт»? На что следует ответ: «Так это же Высоцкий! Что, раньше не слышал?»

 

 

Закон жизни

Это была первая встреча с творчеством человека по фамилии «Высоцкий». В тот день я не знал, не мог знать, что творчество В. Высоцкого пройдёт «весомо, грубо, зримо» по всей моей жизни. В тот день я не мог знать, что образ поэта-бунтаря, уникальность самой личности оставят на мне неизгладимый отпечаток. И хочется верить, пусть в самой малой мере, станут частью меня самого. Однако, время безжалостно… Оно запрещает оглядываться на прошлое, возвращаться в прошлое, жить в прошлом. Только в будущее! И это касается всех и каждого. Следы жизни великих исчезают так же, как и самых простых людей. Таков закон жизни. Послевоенное поколение, к которому принадлежит автор, спустя почти три десятилетия, помнит и чтит Владимира Высоцкого. Наши дети кое-что «слышали» о В. Высоцком, а для внуков кумир 60-х уже не существует. Иные песни, иных героев ныне востребованы жизнью…

 

 

Второй, после Юрия Гагарина

Из энциклопедии: «Влади́мир Семёнович Высо́цкий(25 января 1938, Москва25 июля 1980, Москва) – советский поэт, актёр и автор-исполнитель песен; автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно).

Актёр Театра драмы и комедии на Таганке в Москве (1964–1980). Владимир Высоцкий сыграл более 20-ти ролей в театре, в том числе Гамлета («Гамлет» У. Шекспира), Галилея («Жизнь Галилея» Б. Брехта), Лопахина («Вишнёвый сад» А. Чехова). Наиболее примечательными работами в кинематографе как актёра являются его роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Короткие встречи», «Плохой хороший человек».

Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен под русскую семиструнную гитару.

По итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина. Опрос, проведённый ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютному большинству (98 %) россиян знакомо имя «Владимир Высоцкий», а около 70 % ответили, что его песни нравятся, и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века».

 

 

Человек из… прошлого

Тот, кто хорошо знаком с творчество барда, согласится с тем, что в песнях В. Высоцкого повсеместно отражена память о прошлом, что поэт не относится к «Иванам, не помнящим родства». Завидная особенность характера проявилась в творчестве В. Высоцкого и по отношению к родителям, и по отношению к участникам Великой Отечественной войны, и по отношении к истории России. Память о прошлом, отражена В. Высоцким не только в песнях, но и в театральных постановках, в ролях, сыгранных в кино. Важно понимать и то, что особенность характера В. Высоцкого находит подтверждение при рассмотрении микрокосма рождения.

 

 

 

Согласно астрологическому документу, жизненная и творческая энергия представляется картиной-символом 5-го градуса знака «Водолей» и называется «Совет предков подтверждает усилия молодого бойца». В чём следует усматривать «корни прошлых действий, поддерживающие и дающие силу решению, принятому индивидуумом в критической ситуации».

Если учесть, что почти каждый день жизни В. Высоцкого являл «критическую ситуацию», и творческую, и личностную, то за разрешением критической ситуации поэту следовало обращаться к прошлому, «находя опору в предшественниках, чтобы извлечь силу из самых глубочайших корней».

Таков вердикт в отношении картины-символа психоаналитика Дэйна Радьяра (1, стр.205).

Отсюда следует вывод: В. Высоцкий являлся поэтом и актером глубоким, достающим «до самых корней, до сердцевины». В этом заключалась сила и убедительность творчества В. Высоцкого. В этом заключается долговременная память о барде и актёре.

 

 

«Привечает царь, да не жалует псарь…»

При жизни к В. Высоцкому относились по-разному. Как говорится, в меру собственных достоинств и собственных недостатков. Люди достойные подходили к кумиру с букетами цветов, просили автограф, старались запечатлеться рядом со знаменитостью. Люди недостойные, завистники и просто негодяи, прокалывали шины «мерседеса», «стучали» в ОБХСС на левые концерты, за неимением своих, считали деньги в чужом кармане. Клеветали и очерняли. Распускали немыслимые слухи. Всемерно портили и так не простую жизнь.

Но неизмеримо больше находилось людей, которые с уважением и даже с любовью относились к личности В. Высоцкого. Видели в нём ЯВЛЕНИЕ Времени, человека-борца, человека «свободы, равенства и братства», человека Эры Водолея. Человека, который выбрал единственно достойный мужчины путь: «выбираться своей колеёй». О симпатиях и антипатиях поэт рассказал в стихотворении «Я не люблю…» Перечитайте. И если «люблю и не люблю» В. Высоцкого совпадут хотя бы с частью ваших личных «люблю и не люблю», то можете быть спокойны. С вами всё в порядке.

 

 

Человек, отмеченный Санта-Клаусом

Рассмотрев символику микрокосма, попробуем проникнуть в тайну рождения Владимира Высоцкого.

Картина-символ Момента рождения занимает 2 градус знака «Близнецы», в которой «Санта-Клаус незаметно наполняет чулки, висящие перед камином».

Что же стоит, за столь благостной картиной? Оказывается, не что иное, как «награждённая вера в духовное благословение» (1, стр.77).

Вдумаемся в выявленный тезис тайнознания: В. Высоцкий глубоко верит в то, что получил свыше духовное благословение. И за верув духовное благословение должен получить награду. Психоаналитик поясняет: «Распространённая аллегория относится к духовному благословению, приходящему к «чистым сердцам, сознание которых подобно детскому». Кроме того, мы узнаём, что В. Высоцкий обладал «чистым сердцем», незамутнённым жизнью сознанием. Итак, установлено, что В. Высоцкий получил «духовное благословение» свыше. О чём нетрудно догадаться, имея в виду известные строки:

 

«Мне меньше полувека – сорок с лишним,

Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед Ним».

 

Тому, кто получил «духовное благословление», безусловно придётся отчитываться и оправдываться перед Всевышним. И В. Высоцкий знал, что его отчёт и оправдание будут приняты…

 

 

«Я это никогда не полюблю…»

 

Власти от культуры относились к В. Высоцкому с недоверием, насторожено, по принципу «как бы чего не вышло». Уж больно не укладывался поэт и бард в русло принятых догм соц.культуры. В творчестве барда проглядывало исконное, народное, а значит, бунтарское. Проглядывало не согласное с искусственными и трафаретными установками власти.

В. Высоцкий тонко чувствовал время, обладал чувствознанием, а потому явился пророком будущего. О подлинном поэте Михаил Дудин написал знаменательную строку: «Он самый первый на планете всех революций слышит шаг…» За десятилетние до роковых исторических событий, услышав первые шаги перестройки, В. Высоцкий пророчески признался: «Пусть впереди большие перемены, я это никогда не полюблю…»

Перемены и впрямь ожидались большими, неожиданными, катастрофическими: падение рождаемости, вымирание населения, разгул криминала, незаконная приватизация собственности, обрушение финансов, обнищание народа…

Сбылось пророчество В. Высоцкого и в отношении себя самого: «Я, конечно, вернусь…» И вернулся. Несмотря на то, что давно уже наступили новые времена и звучат новые песни.

 

 

«Люблю я родину, но странною любовью…»

 

В. Высоцкому не давали больших площадок для концертных выступлений. Он не был громогласным певцом, певцом-трибуном, оратором «призыва» и «агитки». В. Высоцкий слыл певцом народа. Пел для народа, оттого был понимаем и уважаем народом. Певцом, знающим жизнь, влюблённым в жизнь, и это знание и любовь щедро отдающим слушателю. Чаще негромким, задушевным, зачастую интимным. С изрядной долей чувства сатиры и юмора. Даже когда «рычал и хрипел», даже когда ёрничал, даже когда «отказывали тормоза»…

Это о таких певцах, как В. Высоцкий, Евгений Евтушенко сказал: «Голос – это душа, а не просто лужёное горло». Душа В. Высоцкого постоянно стремилась к общению с душой зрителя и слушателя. Многотысячные стадионы, «где миллион меняют по рублю», не были его аудиторией. В. Высоцкий нуждался в духовном общении, а в многотысячной толпе духовность не ночевала.

В. Высоцкий любил родину. Но не на показ, не крикливо, не театрально, при этом любуясь своей любовью. Любил родину душевно, интимно, данным от Бога талантом.

Любовь к родине бард выразил в песнях военной тематики, где встают образы людей бесстрашных, верных, честных, уверенных в правоте дела, которому служат. Мужские качества, безусловно, были заложены и в самом В. Высоцком. Барду хотелось, чтобы слушатели «подражали» героям его песен. Замысел В. Высоцкого «сработал» и каждый, кто сердцем воспринял творчество, сделался справедливее, мужественнее, честнее. За что В. Высоцкому от народа низкий поклон. За что и поставлен в Москве памятник…

 

 

Обратная сторона везения

В. Высоцкому повезло в том смысле, что расцвет певческого и поэтического таланта пришёлся на период наступления в СССР «эры» кассетного магнитофона. Возможность записать песню на портативный магнитофон прославила певца. Донесла песни «до самых до окраин». Вошедший в моду магнитофон-«малыш» сделал певца известным и популярным. Отдельно стоящим от иных певцов, от иных бардов. Известно, люди, «выходящее из ряда вон», не вписывались в рамки стандарта и в СССР отвергались. И осуждалось: «Что, ему больше всех надо?» К концу жизни невероятная популярность стала угнетать В. Высоцкого. Бард уставал от суеты, ажиотажа, пересудов, сплетен вокруг его имени. От того, что повсюду «наливали рюмку», считали «свойским парнем», требовали к себе уважения… Вот и случилось нехорошее: народ вознёс В. Высоцкого до небес и народ же сбросил В. Высоцкого на грешную землю. По-существу, убил. В последние годы жизни бард возненавидел собственный хрипящий голос…

 

 

Толпа и поэт

Уж, слишком уверенно и напористо бард «выбирался своей колеёй». Что было не по нраву собратьям по поэтическому цеху. Многие из известных поэтов 60–70-х годов относились к В. Высоцкому снисходительно, за «настоящего» поэта не считали. Готовы были отечески похлопать по плечу: «Давай, Володя, твори, но ты же сам понимаешь…» В поэтическом таланте В. Высоцкому отказывали. Они были сами по себе, В. Высоцкий был сам по себе. И где-то были правы! Таким поэтам В. Высоцкий был неровня. Он был намного выше. Не удивительно, что при жизни поэт не увидел сборника своих стихотворений. Не подержал в руках книгу, труд мучительных и бессонных дней и ночей. Один лишь Роберт Рождественский отозвался о поэте уважительно, как равный. Отдавая дань профессионализму поэта В. Высоцкого, именитый поэт цитировал понравившиеся строчки, видя в них самобытность и высокое мастерство:

 

«Мы говорим не "штормы", а "шторма" –

Слова выходят коротки и смачны:

"Ветра" – не "ветры" – сводят нас с ума,

Из палуб выкорчевывая мачты.

Мы на приметы наложили вето –

Мы чтим чутье компасов и носов.

Упругие тугие мышцы ветра

Натягивают кожу парусов».

 

 

Человек, с опорой на традицию

Сомнительная репутация, сомнительная слава… Такого мнения о В. Высоцком-творце придерживались ответственные «культурные» деятели СССР. Но что на этот обнаружит микрокосм рождения? Слава и репутация В. Высоцкого представлены 5-м градусом знака «Козерог» и картиной-символом: «Прилавок с красивыми коврами» (1, стр.189).

Из расшифровки картины становится ясно, что символ имеет прямое отношение к деятельности В. Высоцкого: «Использование культурного и художественного процесса для увеличения личного комфорта и престижа».

Символ обнаруживает «прекрасный продукт вдохновенной и мастерски усердной групповой деятельности, подчёркивая ценность опоры на традицию».

«Как групповой деятельности», – спросит читатель? Но не следует сказанное понимать буквально. Творчество В. Высоцкого было глубоко индивидуально. Речь в символе идёт об опоре на традицию. На достижения предшественников. Так, как это звучит в знаменитом изречении И. Ньютона: «Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов». В многообразном творчестве В. Высоцкий так же «стоял на плечах гигантов», подчёркивая «ценность опоры на традицию». На духовную традицию.

 

 

Литература:

1. Дэйн Радьяр. Астрологическая мандала. М.: Сампо, 2006.

 

 


№72 дата публикации: 16.01.2018

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2019