Грани Эпохи

этико-философский журнал №81 / Весна 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Наталия Жукова

 

Грозный «Ангел во плоти»

2 августа – Ильин День – Памятный День Великого Пророка Илии

 

Илья Пророк

Илия Пророк Божий. Икона. XX в.

 

Радуйся, Илие, великий Пророче…

Из акафиста

 

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей [1].

А. С. Пушкин

 

«2 августа, в день празднования Пророка Илии (народное – Ильи), мы вспоминаем о том, как он, по преданию, был взят живым на Небо на огненной колеснице. И когда гремит гром, в народе говорят: «Это Илья едет над облаками», – писала Наталия Дмитриевна Спирина в Слове «Огни Надземные» [2].

 

Вспоминая Великих Пророков, мы вспоминаем тех Светочей, духовное наследие которых живо и сейчас. И мы надеемся, хотя бы в малой мере, проникнуться величием их подвигов и несломимостью их веры, чтобы рассказать об этом другим.

Пророк – означает «предрекающий», это избранник Бога на земле, передающий людям Его Волю, прозревающий будущее. В Учении Живой Этики сказано: «Пророк есть человек, обладающий духовной дальнозоркостью. Так же как на физическом плане есть близорукость и дальнозоркость, так же просто надо отнестись к качеству дальнозоркости духа. Было бы совершенно невежественно отрицать пророчества» [3].

Пророк Божий Илия почитается и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе. По Священному Преданию, всего три праведника был взяты на Небо живыми: Енох (живший ещё до Потопа), Илия и апостол Иоанн, написавший Апокалипсис. Илия был вторым из ветхозаветных Пророков после Моисея, через которого непосредственно говорил Бог.

 

 

* * *

Известно, что во времена Христа иудеи ожидали Мессию, перед которым должен был явиться Пророк Илия. Но Христа они Мессией не считали, поэтому не приняли его. Христос же, зная Закон перевоплощения, говорил ученикам, что Пророк Илия уже пришёл в облике Иоанна Крестителя. Это свидетельство приводится в Евангелии от Матфея:

«И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» [4].

По преданию, Пророк Илия до сих пор жив, хранимый Богом в раю. Во время Преображения Господня его видели три святых апостола на горе Фавор – он явился вместе с Пророком Моисеем и предстал пред Христом, беседуя с ним [5].

На Руси особо почитают святого Илию. Первый соборный храм, построенный ещё до Крещения Руси в Киеве при князе Аскольде, в начале IX века, был во имя Пророка Илии. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя Пророка Божия Илии в своём родном селе Выбуты, на севере Руси.

Христиане верят, что святой Илия спустится с Небес на землю, чтобы провозгласить Второе Пришествие Христа.

В народном представлении Пророк Илья – святой грозный, суровый, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий. Он могучий распорядитель самых страшных сил природы. В его подчинении дожди, гром, молнии. Он покровительствует земледелию и плодородию.

К святому в народе обращались, прося помощи и в лечении, и на охоте, и даже в любви. Считалось, что Илья всемогущ и может карать нечистую силу и поражать молнией дурных людей. Его молили о ниспослании и прекращении дождей. К нему обращались с просьбой об охране от ружейных ран, умножении урожая хлебов и лекарственных растений. Он помогает кладоискателям и охотникам, защищает и исцеляет от колдовства и сглаза, порчи и болезней, спасает от нечистого духа и разбойников, а скот от бед. Но Илья Пророк может и справедливо наказать – например, продавцов, которые обвешивают [6]. В наши дни лётчики и десантники считают его своим покровителем – оберегающим их в небе.

 

 

* * *

Образ Ильи-Пророка появляется на картинах Н. К. Рериха – в 1907, в 1916 и в 1931 годах.

На картине Н. К. Рериха «Три радости» (1916) Илья Пророк и другие Святители помогают крестьянам в их повседневных трудах.

 

Три радости

Н. К. Рерих. Три радости. 1916.

 

Художник описал её так: «Хожалый гусляр вещает поселянину о трёх радостях. Сам Святой Егорий коней пасёт, сам Никола Чудотворец стада уберегает, а сам Илья Пророк рожь зажинает» [7].

«Вглядимся в картину, – писала Наталия Дмитриевна Спирина. – На крестьянский двор входят вестники – хожалые гусляры. Крестьяне в праздничных одеждах замерли в ожидании услышать певцов.

Перед нами предстают как бы два плана. На нижнем, земном, – крестьянская семья на пороге своего теремка встречает сказителей.

О чём же повествуют странники? Они повествуют о радости. В чём же эта радость? В неустанных трудах и заботах о нас Великих Душ.

И на втором, надземном плане нам показаны три Святителя, которые помогают крестьянам в их повседневных трудах. (…)

Илья Пророк – по преданию, взятый живым на небо на огненной колеснице, «во плоти ангел», «провидец великих дел Бога нашего» [8].

 

Три радости

Н. К. Рерих. Три радости. Илья Пророк. Фрагмент. 1916.

 

Выше всех Святителей, под облаками, Илья Пророк на золотом поле ржи. Склонившись, он жнёт, его главу венчает пламенный нимб, а развевающийся красный плащ подобен ангельским крыльям.

«Великая Любовь заложена в основание Высшего Мира» [9]. «Именно эта любовь, это безграничное сострадание лежит в основе всех подвигов Великих Святителей и их помощи простым людям земли.

Из Твердыни Знания и Любви исходит эта помощь. И особенно тогда, когда мы призываем её пламенно» [10].

 

 

* * *

В произведениях 1907 и 1931 годов Рерих следует иконописной традиции, изображающей Вознесение Пророка Илии на колеснице с огненными колёсами, окружённой со всех сторон пламенем и запряжённой четырьмя крылатыми конями.

На картине 1907 года – многоцветное облачное видение, зыбкое и нереальное – вечером, в летящих облаках, в золотых, розово-лиловых, фиолетовых, зеленовато-золотистых пламенных всполохах заката четвёрка огненных крылатых коней на колеснице уносит Илью на Небо от сумрачной и туманной, погружённой в глубокую синеву земли…

 

Н.К.Рерих. Илья-пророк. 1907

Н. К. Рерих. Илья-Пророк. 1907.

 

Расскажем подробнее об этом Великом Подвижнике.

Имя «Илия» («Элийяху») переводится с древнееврейского, как «Мой Бог Господь» или «Крепость Господня».

В акафисте святого величают так:

«девственную чистоту и безмолвие от юности возлюбивый»,

«суету мира сего и вся блага его презревый»,

«светом премудрости от Бога озарённый»,

«высокими добродетельми и преславными чудесы преукрашенный»,

«великий посланниче Царя Небеснаго и провозвестниче святых велений Его»,

«яко серафимскою пламенною любовию к Богу горел еси»,

«премудростию, яко бронёю, облечённый и правдою, яко щитом, ограждённый»,

«небоязненный проповедниче истины»,

«словом обличения, яко громом, беззаконныя поражаяй»,

«гордых смирителю и карателю, смиренных же покрове и заступниче»,

«сирых и вдовиц питателю и щедродательных людий покровителю»,

«предстательством твоим пред Богом дожди мирны и росу животворную на земная прозябения низводяй»,

«свирепыя волны морския и страшныя бури утишаяй и громами и молниями по воле Божией управляй»,

«лучезарная звездо, сиянием своим озарившая всю вселенную».

 

Илья Пророк

Илия Пророк. XII в.

 

Жизнь святого Пророка Илии изложена в Библии [11].

Родился он почти три тысячи лет назад, за 900 лет до Рождества Христова, в стране Галаадской, в Палестине, в городе Фесвите, на восточном берегу священной реки Иордан. Поэтому его называли Илия Фесвитянин.

При рождении Илии его отец имел видение. Он увидел светлых прекрасных мужей – Ангелов, пеленавших младенца огненными одеяниями и кормивших его пламенем.

Священник так растолковал это:

– Знай, что сын твой будет сосудом благодати Божией; слово его будет, как огонь, сильно и действенно, будет велика преданность его Господу, и жизнь его будет благоугодна Богу.

«Воспитание Илия получил подобающее юноше из священнического рода. С самых юных лет возлюбил он девственную чистоту, в которой пребывал, как ангел Божий. Он первым из Ветхозаветных Пророков принял обет безбрачия. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Он любил размышлять о Боге и часто удалялся в пустынные места, где подолгу беседовал с Богом, пылая к Нему, как серафим, пламенной любовью. И сам Илия был любим Богом. И вследствие своей равноангельской жизни, всё, что просил Илия у Бога, он получал» [12].

Он жил в те времена, когда его страна – Израиль – испытывала тяжёлый кризис.

Тогда правил самый нечестивый израильский царь Ахав (874-853), его жена финикиянка Иезавель отвергла единого Бога Израиля и убедила мужа принять культы языческого бога плодородия Ваала его супруги Астарты. Народ отпал от истинной веры, стал поклоняться похоти и золотым тельцам. Алтари истинного Бога были разрушены, а Его служителей и израильских Пророков преследовали и убивали.

В это время в погибающем Израиле появляется Пророк Илия.

«Слыша же и видя, с одной стороны, совершающиеся в развращённом Израиле беззакония: царей – пребывающих в богопротивном нечестии, судей и старейшин – поступающих не по правде, народ – служащий мерзостям идольским и коснеющий во всяких духовных и телесных пороках… а с другой, – ревностных чтителей истинного Бога, претерпевающих всяческие притеснения и гонения, даже смерть – обо всём этом Пророк Божий сильно болел сердцем» [13].

«Согласно Библии, Бог по молитве Илии послал на землю засуху за то, что люди стали поклоняться золотым тельцам вместо истинного Бога, – в надежде, что они опомнятся» [14].

Засуха принесла голод. Бог же повелел Пророку скрыться в диких местах около потока Хорафа и указал воронам приносить ему пищу.

Поэтому на многих иконах святого Илию изображают в пустыне, босым, одетым в плащ (милоть) из овечьей шкуры, с летящим к нему вороном.

Когда поток Хораф высох, Господь послал Пророка Илию к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе Пророка она приготовила ему хлеб из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве Пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Но случилось так, что внезапно заболел и умер сын этой женщины, и Илия воскресил его.

«И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока… и он ожил» [15].

 

http://supercook.ru/biblia/images-biblia/dore-11-17-22.jpg

Гюстав Доре. Илия воскрешает сына вдовы в Сарепте. 1866.

 

«По прошествии трёх бездождливых и голодных лет, Илия наконец сжалился над людьми и, взойдя на гору Кармил, стал молиться Богу о ниспослании дождя на землю. Тотчас же по молитве его как бы ключом отверзлись небеса и выпал большой дождь, который омочил всех и жаждущую землю обильно напоил» [16].

Но прежде Пророком были посрамлены жрецы Ваала, и народ увидел торжество истинного Бога и снова в Него уверовал.

Жена Ахава, Иезавель, узнав о происшедшем, страшно разгневалась и решила убить Илию. Из-за угроз Иезавели он бежал в пустыню и, скорбя о своём бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь.

 

http://supercook.ru/biblia/images-biblia/dore-11-19-05.jpg

Гюстав Доре. Ангел кормит Илию. 1866.

 

Сорок дней и ночей шёл Пророк Илия и, дойдя до священной горы Синай, где Бог являлся Моисею, поселился в пещере.

Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился ему «в тихом ветре» [17]. Когда Илия услышал прохождение Господа, он закрыл лицо своё плащом, и вышедши из пещеры, встал около неё. Он услыхал Господа, говорящего ему: «Что ты здесь, Илия?» Илия ответил: «Возревновал я о Господе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и Пророков Твоих убили; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять её».

Бог открыл скорбевшему Пророку, что Он сохранил семь тысяч верных последователей, не поклонившихся Ваалу. Потом Господь повелел Илие избрать своим преемником Елисея. «Угодник же Божий ушёл от Синая, по пути встретил Елисея, сына Сафатова… Возложив на него свой плащ, святой Илия объявил ему волю Господню, нарёк его Пророком и приказал ему идти за собой» [18].

Елисей стал учеником Пророка и свидетелем его восхождения на Небо.

 

После смерти Ахава стал править его сын Охозия (853-852). Он также поклонялся Ваалу. Однажды он заболел и послал спросить у Ваала, поправится ли он.

По дороге его посланники встретили Пророка Илию, который сказал: «Разве нет Бога в Израиле, что вы идёте спрашивать у Ваала? Возвратитесь и скажите царю – так говорит Господь: ты умрёшь». Они передали эти слова царю.

Дважды посылал царь воинов к горе Кармил, где пребывал Илия, чтобы схватить его. Но по молитве святого огонь сходил с небес на воинов царя.

 

http://supercook.ru/biblia/images-biblia/dore-12-01-10.jpg

Гюстав Доре. Илия уничтожает послов Охозии. 1866.

 

В третий раз предводитель воинов со смирением стал умолять Илию не губить их.

И пощадил их Пророк, и пошёл с ними сказать царю, что его смерть близка. Так прекратился род нечестивого царя, отвергшего истинную веру.

 

Далее в Библии повествуется о том, как Пророк Илия был взят живым на небо» [19].

 

http://supercook.ru/biblia/images-biblia/dore-12-02-11.jpg

Гюстав Доре. Илия возносится на небо на огненной колеснице. 1866.

 

«Когда же приблизилось время, в которое Господь определил взять к себе Илию живым… Илия и Елисей шли из города Галгала в город Вефиль.

Когда оба Пророка дошли до Иордана, Илия взял свой плащ, свернул его и ударил им по воде; вода расступилась… и они прошли через реку Иордан посуху.

Перейдя Иордан, Илия сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя».

Елисей отвечал: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне».

Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет».

…Вдруг внезапно явилась колесница и кони огненные… Илия в вихре был взят на Небо. Елисей уже более не видел Илии. В скорби он разодрал свои одежды. Вскоре упал к ногам его брошенный свыше плащ Илии. Подняв его, Елисей остановился на берегу Иордана, и разделив им подобно Илии воду на обе стороны, перешёл посуху и стал наследником благодати и пророческого дара своего Учителя» [20].

 

На псковской иконе XVI века святой Илия, возносясь на Небо на огненной колеснице, отдаёт плащ своему ученику Елисею, а Ангел держит поводья небесных крылатых коней, направляя их полёт к Богу.

 

Огненное восхождение Илии Пророка

Вознесение Илии Пророка. XVI в. Псков.

 

На картине Николая Рериха «Илья Пророк» 1931 года крылатые кони на огненной колеснице в пламенном вихре возносят Пророка на Небо. Святой в экстазе воздел руки ввысь, его фигура, в летящем одеянии, с лучистым сияющим нимбом над головой, подобна Солнцу…

 

Н.К.Рерих. Илья Пророк. 1931

Н. К. Рерих. Илья Пророк. 1931.

 

Крылатыми конями управляет Ангел, летящий следом… Лучистый солнечный нимб горит над его головой.

И земля, и небо слились, объятые пламенем. Алые и багровые клубы огня на земле, переходят в золотое сияние Небес, куда возносится Святитель, пламенно возлюбивший Бога…

 

Илья Пророк - копия

Н. К. Рерих. Илья Пророк. Фрагмент. 1931.

 

 

* * *

Николай Рерих предвидел наступающую Эпоху Огня, когда в очищенной атмосфере Земли воскреснут чистые духом – отвергшие зло, порок, ложные идеалы и золотых тельцов.

Это время близко. И поэты-пророки уже предвещают его.

 

 

Наталия Спирина

 

Песнь Огня

Свет лучей,

Блеск светил! –

Новый Мир

Наступил.

Пламень волн,

Вспышки звёзд.

Щедрый сев –

Буйный рост.

Зреет плод –

Дух растёт.

Путь один –

Лишь вперёд.

Мыслей взлёт –

Взмах крыла.

Даль ясна

И светла.

Дух – огонь,

Сердце – жар!

Охватил

Всех пожар.

Кто в добре –

Устоит;

Кто во зле –

Тот сгорит.

Что сгорит,

То уйдёт;

Всех огонь

Отберёт.

Чистый путь,

Честный труд

Сквозь огонь

Проведут.

Кто к огню

Устремлён –

Сам огнём

Станет он.

На огонь,

На магнит

Дар судьбы

Прилетит.

Нет границ,

Нет преград:

Счастья всем –

Водопад.

Красота

Наш удел.

Все миры

Тем, кто смел.

Тем, кто прям,

Духом горд,

Шлёт привет

Пламя гор.

Шлёт привет

Дух огня:

– Брат огня,

Жди меня! [21]

 

14 июля 2014 г.

Новосибирск

 

 

Примечания:

1. Пушкин А. С. Пророк. Цит. по: Спирина Н. Д. Предрекающие. // Перед Восходом, № 5, 2000. С.4.

2. Спирина Н. Д. Огни Надземные. // На Восходе, № 8, 2000. С.2.

3. Листы Сада Мории. Озарение, 3-V-3.

4. Матфея 17:10-13.

5. См. Матфея 17:3; Марка 9:4; Луки 9:30.

6. День Памяти святого Пророка Ильи, http://www.abc-people.com/shop/elijah_prophet.htm#005

7. Рерих Н. К. Листы дневника. Т.1. М.,1995. С. 379-380.

8. Спирина Н. Д. Святые – Радость наша. // Перед Восходом, № 1, 1997. С.9.

9. Аум, 80.

10. Спирина Н. Д. Святые – Радость наша. // Перед Восходом, № 1, 1997. С.9.

11. См.Третью (17:1-19; 18; 21:17-28) и Четвёртую книги Царств (1:3-17; 2:1-18), Сир. 48:1-15; 1 Мак. 2: 58.

12. Пророк Божий Илия, http://www.vidania.ru/saints/zitie_ilii_proroka.html

13. Там же.

14. Спирина Н. Д. Огни Надземные. // На Восходе, № 8, 2000. С.2.

15. Третья книга Царств 17: 21-22.

16. Спирина Н. Д. Огни Надземные. // На Восходе, № 8, 2000. С.2.

17. Третья книга Царств 19: 12.

18. Пророк Божий Илия, http://www.vidania.ru/saints/zitie_ilii_proroka.html

19. Спирина Н. Д. Огни Надземные. // На Восходе, № 8, 2000. С.2.

20. Пророк Божий Илия, http://www.vidania.ru/saints/zitie_ilii_proroka.html

21. Спирина Н. Д. Перед Восходом. (Сборник стихов).

22. Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов, http://gallery.facets.ru/

 

 


№62 дата публикации: 01.06.2015

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020