Грани Эпохи

этико-философский журнал №81 / Весна 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Наталья Башкова,

канд. филос. наук, г. Тула

http://etikavomne.agni-age.net/

 

Отрешённость и непривязанность
как путь к освобождению

Отрешённость (непривязанность) – нравственное качество и чувство освобождённости человеческого сознания от обусловленности и связанности земными условиями жизни и от ограничений несовершенства как собственного, так и других людей. Наиболее верное понимание сущности отрешённости, согласно Учению Живой Этики, – это освобождение. Как пленник радуется своему освобождению из долгой темницы, так и подлинное отрешение от физических и психических пут всегда приносит естественную радость, облегчение и расширяет степени свободы человека. «Не привязывай сознание ни к чему, что находится в сфере преходящих явлений, – утверждается в «Гранях Агни Йоги». – И свободен тогда будет путь. Непривязанность не значит лишение, но – свобода сознания от людей, вещей и условий, через которые оно проходит силою кармических энергий…»[1]. «Именно, расширение сознания, – поясняла Елена Ивановна Рерих, – уявляет все эти отречения не как весьма трудное достижение, но как естественное сбрасывание изношенной ветоши и замену радостью более утончённых чувств»[2].

Отрешённость и непривязанность часто связывают с необходимостью насильственного отречения, отказа от чего-либо или запрещения. Однако на самом деле эти качества проявляются при расширении сознания и вмещении им нового, более синтетичного, обобщающего знания. Прошлое представление становится частным случаем, более узкой областью по отношению к более широкому пониманию и применению принципов жизни. В новом свете прошлое мировосприятие часто оказывается не просто неполным, но ошибочным, неверным. Невежество – связывает, знание – освобождает. Освобождение достигается способностью вместить новое знание. Отрешение, по мысли Е. И. Рерих, означает «освобождение от малого для вмещения Великого, нахождение мощной вибрации, поглощающей все остальные»[3].

Но каждое ли отрешение будет духовным? Для правильного понимания отрешённости важно почувствовать эту грань между действием духа и самости в человеке. Дух по своей природе является объединяющим, всевмещающим, дающим, открытым началом, тогда как самость разделяет, отчуждает, замыкает на себе. Когда человек отрицает или отказывается от чего-либо из эгоистических побуждений (например, ради карьеры, высокого заработка и т.п.), то это приводит к его обособлению и отделению от других людей, самомнению, высокомерию. Духовное отрешение (например, когда человек не привязан к вещам, личному успеху, карьере, богатству) напротив, очищает и усиливает чувства единения, любви, доброжелательности и отзывчивости. И тогда будут невозможны саможаления, слёзы, зависть, обиды, упрёки, глухое одиночество. Духовное отрешение как раз и ломает те перегородки и надуманные «отречения», которые оказались мешающими нормальному, естественному развитию человеческого сознания. «Всякая же обособленность противоестественна и пагубна, – отмечает Е. И. Рерих, – ибо она против закона единства Бытия. И так как законы во всём одинаковы, то все обособляющееся и сжимающееся приводит к усыханию и смерти. Закон Бытия указывает на постоянное расширение и беспредельное раскрытие. Лишь в этом раскрытии, лишь в непрестанном вмещении всех возможностей заключается жизнь вечная»[4].

Закон эволюции неотъемлемо предполагает относительность всех понятий и принципов, вырабатываемых человеческим мышлением. Поэтому различные отрешения, когда-то, тысячелетия и столетия назад, служившие допустимыми и приемлемыми средствами, утратили свою действенность в новых эволюционных условиях Земли: например, изнуряющие посты и истязания плоти, отрешение от социальной жизни, уединение и длительные медитации. Отдельные принципы отрешения, как например, полное безбрачие, должны были и могут сейчас применяться сугубо индивидуально, в зависимости от жизненной миссии человека, и никак не могут иметь массового характера даже применительно к монашескому образу жизни. Практиковались людьми и такие отречения, которые в основе своей были анти-эволюционны, например, отказ от созерцания прекрасного или от международного сотрудничества и культурного обмена в истории ряда стран, или от возможности женского образования и научного творчества, или отказ женщины от жизни после смерти мужа (обряд сати в Индии). Конечно, они неприемлемы в будущем.

В контексте Учения Живой Этики с его философией многомерности бытия и человека можно следующим образом обобщить линии отрешения, выражающиеся в преодолении:

1. собственной низшей, эгоистической природы;

2. непроизвольности, рефлекторности (автоматизма) сложных, трудно уловимых процессов, протекающих в духовно-психической жизни сознания;

3. психо-энергетического влияния на человека других людей (их мнений, слов, эмоций, поступков и т.п.), происходящего как через физический контакт, так и тонко-энергетическое нагнетение;

4. ограничения и психологической зависимости от условий и несовершенств физической (плотно-материальной) реальности;

5. психо-энергетической детерминации низших, ближайших к Земле, слоёв Тонкого Мира;

6. многомерного влияния, идущего из космического пространства.

 

Вместе с тем, существуют такие константы нашего бытия, которые никто не вправе отменить или отрицать, ибо именно приобщение к ним и является двигателем эволюции. Отрешиться от них будет крайним невежеством и кощунством. Эти Законы Жизни несёт в себе и «знает» в своём потенциале высшее, духовное начало человека, неуловимой нитью связанное с Космическим Магнитом – проявляемой силой Ноуменального истока бытия. Как в макрокосме есть два крыла жизни – проявленное и непроявленное (ноуменальное), так и микрокосм соединяет в себе два начала – вечное, принадлежащее духовной индивидуальности, и временное, преходящее, имеющее отношение к земной личности. В свете земной жизни человека эти два начала очень неравноценны: приоритетным и ведущим должно быть первое. «Не легко людям отрешиться от земной тверди, – подчёркивается в Учении Живой Этики, – и усвоить, что всё главное не на Земле, но там, где так называемая людьми пустота»[5]. «Нет в этом мире ничего, достойного привязанности духа»[6].

Учение однозначно перемещает акцент в нашем жизнепонимании от временного, земного – к вечному, духовному, и вектор действия преображающей силы отрешения будет «сверху – вниз»: от осознания единства с миром, вечного даяния духа, временности всей земной жизни и т.п. – к добровольному отрешению и радостной непривязанности к земному в каждодневных жизненных поступках. Формула Учения «Возьмите всё, но не считайте своим»[7] так поясняется в «Гранях Агни Йоги»: «Нужно отрешиться от всего в духе. Имейте всё, владейте всем, но в духе от всего отрешившись. Это и будет правильным решением. Дозволено всё, но при условии предания духа Владыке»[8]. «Не запрещением должны люди бороться против этих привязанностей, но развитием сердца и широкою мудростью, данной в Учении»[9].

Возьмём в качестве примера тяжело преодолеваемую людьми привязанность к собственности. Приведём некоторые размышления о причинах и необходимости её преодоления. Все природные явления и рукотворные предметы состоят из физической материи, единой для земного мира, и, если смотреть ещё глубже, они – плотно-материальные формы духо-материальной субстанции, единой для всего сущего. Если нечто имело начало в мире, то оно будет иметь и конец, ни одна форма не вечна (даже тела, или оболочки, человека – носители его духовного сознания). Владение человека той или иной вещью (формой) может быть только временным, дано ему в разумное пользование по необходимости и целесообразности. Приступы же алчности, жадности, зависти и т.п., с космической точки зрения, не основательны (это особенно хорошо видно в случае с интеллектуальной, творческой «собственностью» идей, теорий и т.п.). А поскольку они ведут к обособлению человека от целого (людей, мира), к разделению, к переживанию негативных чувств недоверия и враждебности, то пагубны для его духовного восхождения, имеющего прямо противоположную направленность. Вот как размышляет о краже Духовный Учитель М.: «…Кража вредна как понятие, усиливающее чувство собственности. Кража вредит эволюции мира… Не важно, что какой-то предмет перейдёт в другие руки, но важно, что два человека испытают приступ чувства собственности»[10]. А этот приступ – рефлекс низшей природы, эгоистичной и узко ограниченной.

В Учении, где разработана энергетическая картина бытия, обращается внимание на важный психо-энергетический аспект чувства собственности, побуждающего человека к обладанию многими вещами. Каждая вещь, которой человек окружает себя, неизбежно вызывает к себе внимание, силы на её приобретение, уход, оберегание и т.п. – таким образом, часть психической энергии – воли, мысли, чувств – постоянно «уходит» от своего владельца. И как следствие, отмечает Духовный Учитель М., «чем больше вещей, тем больше разбросанной воли, отданной и преданной не Мне, но вещам»[11]. Отрешение от привязанности к собственности ведёт к восстановлению целостности микрокосма, сосредоточенности его на главном, к собранности его сил, а значит, и к их усилению, а не расточительству и растрате.

При этом важно понимать, что умение отрешиться от материальных вещей (физический уровень) будет способствовать активному развитию более тонкой, а потому сложной способности отрешения от ненужных, отяжеляющих привычек, мыслей, чувств, переживаний (астральный уровень). Дальнейшее духовное продвижение ведёт к умению чутко и подвижно изменять ментальные конструкции мировоззренческого, философского характера (ментальный уровень). Поэтому отрешение имеет многие, точнее, бесконечные ступени освоения и развития человеком. Этому процессу созвучен образ ракеты, на огромной скорости устремляющейся в небесные просторы, и периодически сбрасывающей свои отработанные ступени. Они были необходимы на определённом этапе, но использованные, исчерпавшие свой потенциал, стали ненужным, отяжеляющим грузом, от которого необходимо освободиться для дальнейшего полёта.

В индуизме существует понятие «ваирага» (вайрагья – санскрит., образовано соединением слов вай – «высыхать, высушивать» + рага – «цвет, страсть, чувства, эмоции»), означающее «иссушение страстей», отречение от страданий и наслаждений материального мира. Индийские философы часто указывают на вайрагью как на средство достижения мокши. Аскета, который покорил свои страсти и управляет своими желаниями, называют вайрагика. Рамакришна, духовный подвижник XIX в., учил: «Видья[12] есть та энергия, которая ведёт к Богу. Она проявляет себя истинным различием реального от ложного (вивека), отсутствием привязанности (вайрагья), верой в Бога и любовью к нему (бхакти, према). Авидья, наоборот, ведёт ко всему земному»[13]. Живая Этика также использует это понятие: «Ваирага – очень священное пламя отречения от плотских предметов. Воздержание в мыслях труднее, чем в действии…»[14] «Уметь очищать сознание от ненужных понятий – значит уже укладываться в дальнюю дорогу. Только в таком освобождении можно думать о новом сознании. Радость родится, когда Ваирага сияет»[15]. Таким образом, ваирага, или преодоление собственничества и привязанности, как физической (материальной), так и ментально-психической, – неизбежный этап духовного освобождения.

В овладении отрешённостью есть своя тайна, точнее, действие закона, ещё мало понимаемого нами. О нём неоднократно говорится в Учении. Глубокое осознание и прочувствование отрешённости и освобождения от чего-либо непосредственно ведёт к победе, овладению им и в определённом смысле означает саму эту победу, ибо главные процессы человеческого преображения происходят внутри, в сознании и сердце. Действия же будут вторичными следствиями. Такое освобождение = овладение настолько не очевидно в земной жизни человека, что, видимо, поэтому с большим трудом поддаётся пониманию. Однако Духовный Учитель настаивает на действенности этого закона: «Победы над миром не может быть без отрешения от него. Овладеваем тем, от чего отказались и что уже не владеет больше нами. В этом парадоксе вся трудность примирения полюсности этой пары противоположностей. Тот побеждает всё, кто самого себя умеет победить. Тот владеет всем, кто от всего отказался. Тому – всё, кому уже ничего не нужно. Но пока вожделение вещей, условий и обладаний будет владеть человеком, он будет их рабом, испрашивающим подачек со стола благополучия и изобилия благ земных. Но даже и отказ не нужен, нужно вмещение: вместо малого, личного, надо вместить всё неисчерпаемое богатство Беспредельности в виде возможностей, лежащих перед человеком»[16]. Именно вмещение, или расширение сознания, скорее всего, будет мостиком к пониманию этого закона – человек тогда добровольно отрешится от чего-либо, когда его сознание сможет воспринять новое видение прежних жизненных ситуаций, выработать новую точку зрения – более высокую, вершинную, т.е. от духа.

Особо отметим, что отрешение – это не пассивность, равнодушие и бездействие, но оно наполнено созидательной устремленности в будущее без привязанности к настоящим условиям жизни и плодам деятельности. Последние же понимаются не как что-то самоценное, а как кармически сложившиеся возможности развития себя и окружающего мира. В Учении Живой Этики одним из лучших путей отрешения, естественным и соразмерным силам и возможностям человека, заключается в его творчестве, его любимом труде, направленном на благо и помощь людям. Творчество собирает, сосредоточивает силы человека на главном, переключая его внимание и психическую энергию в более высокие и одухотворённые области познания и совершенствования. Любимый труд вызывает в человеке старательность, искренне желание сделать лучше, качественнее, и такое напряжение естественным образом активизирует духовное преображение его собственных сил, подходов к работе и жизни.

Часто можно наблюдать печальную картину, когда человек при утончении своего сознания начинает чрезмерно остро реагировать на несовершенства, «кривые условия» земной жизни. Конечно, их сейчас предостаточно в самых разнообразных сферах нашей жизни, и по-человечески таких людей можно понять. Однако такое обострённое отношение, такая привязанность к негативному приводит лишь к огорчениям и расстройствам, порой, доходящим до омрачения сознания, чего никак нельзя допускать. Живая Этика видит выход в сознательном воспитании в себе «доброго глаза», умеющего распознавать и ценить светлое и прекрасное, поддерживать даже малые его проблески в жизни. Не отчуждение и пессимизм, даже когда мы ничего не можем изменить, а активное творческое преобразование негативного в своём сознании, воображении, преодоление и отрешение от него на тонком, ментально-психическом уровне. «Нельзя кривые условия сделать прямыми, но в духе всё можно, если от них отрешиться»[17]. «Свой внутренний мир можно украсить чувствами и мыслями по желанию своему, и когда вовне особенно тяжко, жить в нём, отрешаясь от внешних воздействий»[18], – отмечает Духовный Учитель М.

Особую роль отрешение играет в жизни человека в Тонком Мире. Отягчённый ограниченными ментальными установками, привычками, обременённый страстями и переживаниями, усиливающимися в пластичном мире тонких энергий, человек теряет подвижность и свободу, чистоту восприятия, сам себе урезает возможности дальнейшего развития и познания. «Каждый сознаёт по сознанию» – этот принцип верен как для земного, так и Тонкого Мира, но в Надземных Мирах его действие особенно впечатляюще: человек не сможет в силу психо-энергетических возможностей своего микрокосма подняться и воспринять те высшие слои миров, до которых не доросло его сознание, а останется там, где оно «привязано». Когда же через познание непривязанности он сможет вместить всю беспредельную мощь и красоту бытия, тогда ему откроются новые измерения существования и развития.

 

 

* * *

 

ПЕИР 16.08.1944. Вы правильно поняли требуемое отречение как освобождение. Во всём нужен не отказ или насильственное отречение, но радостное освобождение от малого для вмещения Великого, нахождение мощной вибрации, поглощающей все остальные.

 

ПЕИР 31.10.1944. Именно, расширение сознания уявляет все эти отречения не как весьма трудное достижение, но как естественное сбрасывание изношенной ветоши и замену радостью более утончённых чувств. Помните, как сказано в первой книге «Листов Сада Мории»: «Прежний аромат превратится в зловоние. Прежняя песнь – в шум колеса. Прежний щит – [в] печную заслонку; так растёт дух...» (Зов. 6 июня 1922 г.). Это не метафоры и не гиперболы, но глубокая Истина для тех, кто мог слышать и сравнить струны и звуки земные с надземной музыкой Сфер. Расширенное сознание уявит спокойствие там, где обычный ум не видит выхода и мечется в тоске непонимания, не замечая великого Простора, открытого всем.

 

ЛСМ-Озар, ч. 3, гл. 3, 2. Подвиг не есть отказ, но есть вмещение и движение. Так, когда Говорил отказавшийся, нужно было понять вместивший. Невозможно представить сущность отказа, ибо около гнездится запрещение, но вмещение показывает сознательное понимание.

Как же отказалась Владычица от миров? Ибо Она вместила величие построения будущего, и тогда ничто не может остановить рост духа.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 438. Хочу научить проходить через жизнь с гордо поднятой головой, победителем жизни, духом, сознающим неистребимую, неуничтожаемую природу свою, духом, для которого нет ни конца, ни смерти. Бесстрашные, отважные, смелые, не боящиеся ничего, вам, преодолевшим себя и понявшим, вам открываются письмена тайного знания. Ибо песня жизни, недостойная для глухих и слепых, ослеплённых шумом и сутолкой материального мира, становится слышной. Она звучит поверх обыденности, и забот, и печалей земных. Чтобы услышать её, надо отойти от жизни мёртвой и встать выше её. На всём и во всём можно утверждать эту отрешённость от обычной связанности условиями плотными, то есть свою свободу. Повседневность затягивает сознание, как тина болотная, как трясина. Трудно выбраться попавшим в неё. Мысли, устремлённые к земному, как нитями, привязывают сознание к Земле. Но есть мысли другие, освобождающие дух, устремляющие от Земли. Не может быть свободным тот, кто привязан к Земле. Прикованный Прометей – символ духа, хотя и нашедшего огонь, но от Земли не освободившегося. А освободиться надо, и именно духом и в духе. И не требуется уходить от жизни, ни затворов, ни отказа, ни убиения плоти – ничего не надо; требуется одно – осознать нерушимую, непреходящую, бессмертную сущность свою, которая уже прошла через множество форм и жизней и будет ещё проходить, восходя к звёздам. Вечное – в духе – должно победить временное и стать над ним. Вечное, которое в духе, должно победить.

 

Гр.А.Й. 1954 г. 181. Все земные дела человека в конечном итоге обречены на уничтожение. Сколько сил человеческих надо, чтобы построить город или государство, или строить его, скажем, в течение тысячи лет, но и город, и государство в беге времени исчезнут с лица Земли. Но труды, понесённые человеком на их построение, и опыт жизни приобрётенный останутся с ним навсегда, чтобы пригодиться в будущем, когда дух достигнет степени строителя Космоса. И вопрос «Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под Солнцем» кроет в себе глубочайшее значение, ибо день приходит и день уходит, но дух пребывает вовеки. Так сделаем ещё шаг вперёд и отмерим, чьи дела дней человеческих полны сокровенного смысла. Весы Беспредельности, на которых их можно взвешивать, позволят взглянуть на жизнь с точки зрения Вечности – в её аспекте непрерывной смены всего, что существует. Потому Говорю: «Не привязывайтесь сердцем к тому, что на Земле мимо сознания вашего проходит». Проходящего мимо не удержать ни на одно мгновение дольше, чем ему положено быть. Ни за что ухватиться нельзя, ни на чём обосноваться, лишь в башне духа устоять можно и сохранить место своё в великом потоке жизни. Всё течёт, всё меняется, но дух пребывает вовеки. Даю каждому весы Беспредельности. Каждый может их применять. ...Так утвердим превосходство духа над миром явлений, происходящих вовне, и поймём, что нет никакой пользы для духа, если он весь мир приобретет, но душу свою потеряет. …С плотными условиями расстаться всё равно придётся. Это удел каждого. Лучше расстаться победителем, чем цепи его унести в Мир Надземный. Знание Даю могучую силу духа и непреходящую силу свою осознавать. Нужно уметь сочетать в сознании нужность и значение земных воплощений и дел человеческих с Надземной концепцией вечной жизни духа. Так можно избежать равнодушия убивающего. Учитель вечно нов и напряжён энергиями жизни. Ученик полон интереса к явлениям жизни земной, хотя и понимает их временную природу. Сочетание пары противоположностей – временного и вечного – должно быть понято и усвоено. Непонимание породит либо полное отрешение и уход от жизни, то есть дезертирство духа, либо погружение во власть земных притяжений. Золотая середина если, золотой путь есть путь уравновесия в сознании вечных ценностей жизни: временного и беспредельного. Без понимания пар противоположностей и утверждения равновесия между их полюсами путь жизни закрыт.

 

Надземное, 523. Урусвати знает, как высоко Мы ценим духовное преуспеяние. Оно должно вмещать как отречение от самости, так и знание земных условий. Человек, отрешившийся от всего земного, не может быть правильным судьёй, также и погрязший в земных вожделениях не может возвыситься для обозрения справедливого.

Но редко можно найти совмещение этих двух условий. Люди полагают, что они противоречат себе. Люди не замечают, насколько преуспеяние духовное может быть достигаемо в самой жизни.

Монастыри учреждались для помощи немощным духом, но сильные и из монастыря умели далеко распространить своё учение. Недолго они могли оставаться в пустыне, наполнив духовный сосуд, они ощущали потребность возвратиться к людям. Тем они не только несли духовную мощь, но и сами приобретали знание жизни. Это последнее условие обычно не понимается, ибо люди не знают о равновесии.

Можно привести пример Нашего Братства. Оно не могло бы существовать без понимания земных условий. Отрицающие земные условия также лишают себя и милосердия и сострадания, но без этих качеств невозможно духовное продвижение. Учение обновленного мира не может жить среди жестокосердия. Не могут развиваться гуманитарные науки там, где молчит сердце.

Мыслитель предлагал ученикам учиться понимать взор человеческий.

 

ПЕИР 6.05.1934. Нужно помнить, что трансмутация организма, нервных центров должна происходить здесь, на Земле, среди борений духа, среди всех тягот и трудностей жизни, среди всех раздражающих мелочей обихода. Лишь это борение вызывает нужные энергии для трансмутации и изжития всех отягощающих дух наш отложений, привычек и привязанностей. Земная жизнь есть именно чистилище, и, не пройдя через него, нельзя вступить в Рай (Братство).

 

Гр.А.Й. 1958 г. 906. (М.А.Й.). Самоотрешение – качество сложное. Отрешение от вещей, от малых мыслей и чувств – ступени освобождения духа от власти мира земного. Эти ступени рано или поздно придётся пройти каждому восходящему сознанию. «Нет моего ничего».

 

Гр.А.Й. 1954 г. 31. Отрешение от земного станет постоянным состоянием сознания, и двойственность формулы «Быть в мире, но не от мира сего» будет понята и усвоена жизненно. Трудно на первых ступенях, когда борется земное и небесное, но когда равновесие установлено и точка срединного средоточия найдена, сознание без вреда для себя и не отягощаясь может направлять свой луч в мир земной или Мир Высший по желанию без борьбы.

 

ПЕИР 28.06.1932. Все обвинения …объясняются всё той же трудностью для узкого сознания вместить два противоположения. Но до тех пор, пока они не сумеют вполне усвоить это, они ни на йоту не продвинутся на пути ученичества. Это камень преткновения для большинства людей, но каждое Учение именно это выдвигает краеугольным камнем всего построения. Полное равнодушие к имени и утверждение его как фокуса, отказ от собственности и вместе с тем окружение ею, оторванность от земли и всего мирского и в то же время погружение в него и работа со всем устремлением в нём – все эти противоположения должны уравновеситься в сознании ученика. Ведь все эти так называемые отказы и отречения должны быть осознаны в духе. Вспомним, как Будда постоянно упрекал одного ученика, лишившего себя всех вещей, в чувстве собственности, тогда как другому разрешал иметь около себя все вещи. Почему? Именно потому, что первый хотя и не имел вещей, но постоянно думал о них, тогда как второй уделял им правильное место в сознании своём. Сколько ходят людей, якобы отказавшихся от собственности и постоянно жаждущих того или другого вида обладания. Сколько скромников, боящихся выставить своё имя и в тайне души лелеющих надежду, что кто-то вспомнит о них. Сколько постников, щёлкающих зубами при виде запретной пищи! Сколько постоянно думающих о принесённых ими жертвах и надеющихся на сугубое вознаграждение! Бедные, обманывающие себя узники! Кто скажет им, что все усилия их ни к чему и скорее приведут к ожесточению сердца, нежели к освобождению, именно радостному освобождению в сердце и духе. Человек, в духе освободившийся от всех привязанностей к имени, почестям, собственности и т.д., не будет останавливать своего внимания на этом, настолько все эти так называемые отказы и отречения будут естественны, просты и легки для него. Вот именно этой радостной естественности и нужно достичь, ибо там, где живёт хотя бы малюсенькое сожаление или тень осуждения в этом других, все усилия останутся бесплодными. Не запрещением должны люди бороться против этих привязанностей, но развитием сердца и широкою мудростью, данной в Учении.

 

Гр.А.Й. 1961 г. 545. Мир обычного человека есть Майя. Сила его пропорциональна неосознанию смысла того, той цели, ради которой существует всё то, что окружает в данный момент человека. Если он полагает, что всё окружающее его есть самоцель, но не средство для развития и раскрытия его духа, он погружает себя в мир иллюзий, в мир Майи. Если же он полагает, что царство его, царство духа не от преходящего мира сего и что мир этот служит лишь лестницей духу, Майя начинает терять над его сознанием власть. И тогда человек уже не отдаёт себя во власть ни одному явлению внешнего мира, зная, что само по себе любое явление это – ничто, не самоцель, а только лишь средство через него что-то постичь, что-то понять и чему-то научиться и... только, и что оно тотчас же уйдёт, когда почерпнуто из него то, чему оно учит. И тогда создаётся и образуется непривязанность ко всему, что окружает человека и чем он владеет, и рождается свобода его от их власти над ним. И тогда понимает он Майю и знает знанием духа, что не будет никакой ему пользы, если он весь Мир приобретёт, а душу свою потеряет.

 

Гр.А.Й. 1969 г. 267. (М.А.Й.). «Дозволено всё», но при условии понимания, что всё, что приходится встречать в жизни, даётся как опыт для извлечения из него нужных элементов, но не для того, чтобы привязаться к его подробностям, в них врастать и становиться рабом каких бы то ни было ощущений, впечатлений, желаний или переживаний. Истинная свобода заключается в непривязанности к чему бы то ни было и в понимании временности и преходимости всех условий плотного существования. Если человек попробовал какой-то наркотик и уже не в состоянии более от него освободиться и становится его жертвой – это будет наглядным примером власти преходящего над сознанием. Если человек чем-то владеет и считает, что в обладании этим для него заключается всё, – это тоже власть Майи. Так во власти различных преходящих иллюзий живут люди, не понимая всей призрачности своих заблуждений. На Камне Вечного Основания Жизни строит дом своего духа тот, кто постиг сущность обманчивой Майи.

 

Община, 246. Осуждающий, обратись на себя! Неправый собственник, не забудь, что чужое пристрастие к собственности есть лишь твоё отражение! Заботься, прежде всего, о вместимости своего сознания. Если зверь собственности не поглощён навсегда сознанием твоим, ты останешься несвободным, соблазняемым миражем Майи. Познавая, можно трудную задачу собственности решить в радости света.

Пекарю разрешается съесть все хлеба, но он этого не делает. Человек, осознавший сущность всех вещей, не нуждается в них. Сознание должно быть предметом первой заботы. Берите всё реально в пределах всей жизни.

Несвободный, действующий для себя погрузится в океан лживых течений.

 

ПЕИР 3.08.1936. Точно так же и другое понятие – понятие об отказе от собственности – часто понимается превратно. Отказ от собственности не значит, что нужно всё раздать и от всего отказаться. Вещи есть результат творчества человечества, и потому их нужно ценить, усовершенствование качества их есть ступени к усовершенствованию духа. Учение указывает понять истинное значение вещей и не быть в рабстве у них. Нужно уметь любить всё и в то же время каждую минуту быть готовым оставить всё для новых достижений. Любовь к прекрасным вещам без чувства собственности есть одно из самых чистых и нас возвышающих чувств. Без любви ничего нельзя улучшить и создать. Так пусть люди учатся любить без чувства собственности.

 

ПЕИР 10.10.1934. Пусть каждый честно отдаст себе отчёт, какую привычку он изжил? Не могу понять этого страшного легкомыслия по отношению к своей собственной участи, и особенно в Тонком Мире. Неужели указанная действительность не может пробить сознание, неужели оно настолько притупилось грубой видимостью и отуманилось самомнением? Родные мои, трудно отрывается от Земли дух, отягощённый привычками; не подняться ему в верхние слои. Каждый слагает вокруг себя магнитный вихрь, и этот вихрь несёт его на высоту, им сложенную. Никакие вмешательства Высших Сил не могут привлечь его и удержать в верхних сферах, если дух отяжелён, ибо несоответствие высшей сферы с его душевным состоянием отзовётся мучительно и разрушительно на его тонкой оболочке. Именно дух, привязанный к Земле привычками, остаётся надолго прикованным к низшим слоям Астрального Мира, и слои эти ужасны!!! Потому давно Сказано, что каждый отмерит свой кусок. Нужно понимать это не только в узко земном смысле.

 

Братство, 114. Не забудем и другое качество, необходимое в пути, – непривязанность к собственности. Скупость вообще никуда непригодна, такое свойство удерживает на низших сферах. Привязанность скупца есть препятствие неодолимое. Если не легко познать отказ от собственности, то скупость будет самым тяжким погружением в бездну.

 

ЗнАЙ, 223. Когти вам не страшны, рычание вам не ужасно. Звери машут хвостами и готовы служить. Именно, путь Йоги превращает опасности в огненные цветы. Когда советую сохранять земные накопления, имею в виду лишь вооружение крепости духа. Расточение Нами осуждено. Каждое приобщение есть ступень свободы. Где же граница допустимого приобретения? Чувствознание и опыт Учителя дадут утверждение уявленного допустимого. Йог всё может, йогу всё не дозволено. Где же условия ограничения? Ответственность своим духовным достоянием – лишь это имущество достойно йога. Всё остальное не более как оружие воина, которое после боя возвращается военачальнику. Тут не может быть сомнения.

"Владыка, прими весь доспех мой, меч поражающий и щит защиты. Как мне тяжёл шлем, который в бою был легче пера! Поножи стесняют шаг мой, и поручи, как кандалы на руках!"

Скажет военачальник: "Каждый бой имеет своё оружие. Непригодное оружие оставь, оно будет дано преемнику состояния духа твоего. Каждое оружие установлено для каждого боя. Меч уже короток для тебя, потому даю тебе копьё света и стрелы дальнего полёта".

Кто видел врага на длину меча, тот знает, как послать стрелу победы. Но многие воины не знают целесообразности оружия и потому попадают под удары врага. Попавший под удар врага по неосмотрительности не несёт чести. Это правило боя нужно каждому йогу.

 

Гр.А.Й. 1962 г. 385. Вот Говорим об отказе, о преодолении, о борьбе, о самоотверженности. Но всё это можно заменить словом «вмещение», то есть пониманием истинного смысла вещей в общем порядке Вселенной. Каждой вещи, при понимании, отводится принадлежащее ей место, не больше того. Можно иметь всё и владеть всем, но без обладания вещью. Можно, если осознано, что всё, что окружает человека, только ступень на бесконечной лестнице восхождения духа, а всё, что он имеет, даже тело его и все оболочки, не его, не ему принадлежащая собственность, но даны ему только на время. Это и будет вмещением, и тогда дозволено всё, ибо тогда-то яд личной собственности не войдёт в сознание, не отравит его и не заключит в круг безысходности. Искушение призрачным обладанием глубоко и значительно по своему смыслу: даже Великие Духи так искушались, даже Им предлагалась власть и все царства земные. Но Соломон был царём и Акбар императором, но они вместили и власть, и земное богатство, и дух их остался свободен. Понятие всевмещения есть явление глубокого порядка. …Так слово «отказ» Заменяем словом «вмещение», когда понимание окружающего осмыслено во всей полноте. Даже жертва есть не что иное, как вмещение новых возможностей, но не скудоумный отказ.

 

ПЕИР 18.04.1935. Мир сложен из прекрасных Начал. Выражение об отречении от Мира неверно. Нельзя отрекаться от красоты небесной. Целый Мир предоставлен человеку. Потому наиболее верно будет сказать о нахождении смысла вещей. Когда явление отречения происходит, оно касается самых извращённых понятий, самых вредных действий (полное безбрачие, изнуряющий пост и всякие истязания и отказ от созерцания всего прекрасного), но нельзя же обобщать эти мерзкие невежества под прекрасным понятием Мира! Дела мирские вовсе не должны быть недостойными и стыдными. Над Миром трудились великие сознания. Нельзя им приписывать извращения невежества! При изучении основ Мира Огненного, прежде всего, нужно согласиться в понимании многих понятий. Разве можно назвать объедение, или разврат, или кражу, или предательство мирскими делами? Они будут даже ниже животных действий. Животные знают меру потребную, но если человек забыл меры справедливые, то потому что он покинул Мир и ввергнулся во тьму. Кто же помыслит о Мире негоже, тот не способен отличить одесную от ошуи. Где же он поймёт Огонь Благий? Он содрогнется от самой возможности мыслить о Мире Огненном. Посоветуем друзьям постепенно различать Мир от Хаоса. Посоветуем друзьям начать разговор о стихии огненной как о предмете ближайших открытий. (Вторая часть «Мира Огненного», § 121.)

 

Гр.А.Й. 1963 г. 75. …Главное свойство – не привязываться ни к чему. Можно любить всё: и людей, и природу, и красивые вещи, и радоваться каждой травинке и цветку, но при условии не привязываться ни к одному из явлений, встречаемых на Пути. Иначе путешествие превратится в сплошное мучение, ибо придётся постоянно жалеть то, с чем постоянно придётся расставаться вследствие явления Пути. Путники все, только этого не знают, и все расстаются, и все теряют, но, не зная, постоянно горюют и страдают от того, что приходится расставаться с тем или с теми, к чему или кому успели они привязаться. Любовь без привязанности – достижение Архата. Освобождение от личных чувств – тоже свойство Его. Когда любовь распространяется на всё человечество, то времени уже не остаётся на личные чувства и привязанности, и особенно на привязанность к вещам. Когда любовь распространяется на близких, являющихся со-путниками не только одной этой жизни, но и многих предшествовавших, то это чувство уже неличное, не принадлежит данной личности, но Индивидуальности, Высшей Триаде. Любовь, истинная любовь, бессмертна. И можно порадоваться, если сердце горит бессмертной любовью к кому-то. Чувства такие не часты, но они существуют и порой при полном осознании их непреходящей природы. Так и в случае чувств сверхличного порядка, чувств индивидуального характера, длительность их распространяется далеко за пределы одного воплощения. Но коротки привязанности людские и забываются слишком уж быстро. Наши чувства, Наши привязанности, Наши мысли, поступки и дела длительности необычной. Они протянуты далеко в будущее и являются элементами его построений.

 

ПЕИР 7.03.1935. Сколько красоты и радости заключается в жизни, поставившей себе целью Сослужение с Силами Света на Общее Благо! И радость эта, прежде всего, заключается в великом освобождении от привязанности к мелочам жизни, которое неминуемо наступает, если в сознании установилось непрестанное памятование об Избранном Идеале и в сердце горит пламень преданности и благодарности к Позвавшему нас. Истинные ученики не только сбрасывают тягость эту, но они ещё научаются любить все препятствия, встречающиеся на их пути, все страдания, выпадающие на долю их, ибо, истинно, они являются нашими учителями и посвятителями в дальнейшие мистерии раскрытия цветка духа.

 

ПЕИР 18.02.1936. Страдания у вступивших на Путь Света преображаются в чудесные цветы духа. Конечно, нелегко достигается внутреннее освобождение от земных привязанностей, но когда перед нами великая цель Служения, когда сердце горит преданностью Владыке, то самое тяжкое претворяется в радость самоотвержения.

 

Гр.А.Й. 1954 г. 401. Нужно отрешиться от всего в духе. Имейте всё, владейте всем, но в духе от всего отрешившись. Это и будет правильным решением. Дозволено всё, но при условии предания духа Владыке. (…) Но возлюбивший что-либо или кого-либо больше Меня, но духом предавшийся чему-то другому прежде и больше, чем Мне, с ним и остаётся, но не со Мною. Но Я Говорю о единении сознаний, когда Мир Мой в сердце поставлен превыше всего, о нём и забота, и помыслы, и попечение прежде всего земного.

 

 

Притчи из жизни Будды и Христа

 

ПЕИР 17.04.1936. Теперь о статье Вивекананды. …Вивекананда указывает на приобретение сначала знания, а потом уже богатства, – в этом «потом» и весь смысл. При знании, как понимает его индус, и богатство становится благом, ибо оно тогда служит не личным целям, но Общему Благу. Умейте читать сознанием, просветлённым сердцем. Мёртвая буква омертвит и ум.

Привожу притчу из жизни Будды:

«Анатхапиндика, человек несметного богатства, прозванный «Покровителем сирот и Другом бедных», услышав, что Будда остановился в бамбуковой роще вблизи Раджагрихи, немедленно отправился к Нему. Благословенный тотчас же увидел чистоту сердца Анатхапиндика и приветствовал его благостными словами. Анатхапиндика сказал: «Я вижу, что Ты – Будда, Благословенный, и хочу открыть Тебе моё сердце. Выслушай меня и посоветуй, как мне поступить. Моя жизнь полна работы, и я приобрёл большое богатство, я окружён заботами. Тем не менее, я люблю своё дело и прилежу ему со всем усердием моим. Много людей работают у меня, и благосостояние их зависит от успеха моих предприятий. Но я слышал, как твои ученики восхваляют благодать и радость жизни отшельника и осуждают суету мирскую. «Благословенный, – говорят они, – отказался от своего царства и нашёл путь праведный и тем подал пример всем, как достичь Нирваны». Сердце моё жаждет поступить справедливо и стать благословением для всех моих ближних. Потому я хочу спросить Тебя: должен ли я отказаться от моего богатства и моих дел и подобно Тебе избрать бездомие, чтобы достичь благодати и праведной жизни?»

Будда отвечал: “Благодать праведной жизни достигается каждым, кто следует благородному Пути Восьми Ступеней. Тот, кто привязан к богатству, пусть лучше отставит его, нежели позволит отравить им своё сердце, но тот, кто не привязан к богатству и кто, обладая им, праведно употребляет его, будет благословением своим ближним. Я говорю тебе: сохрани своё положение и ещё усерднее приложи своё умение к делам твоим. Не жизнь и не богатства и не власть делают из человека раба, но лишь его привязанность к жизни, богатству и власти. Бикшу, который уходит из мира, чтобы вести жизнь беззаботную и бездеятельную, ничего не достигает. Ибо жизнь в лености есть отвращение, и немощь силы должна быть презираема. Дхарма Татхагаты не требует, чтобы человек непременно избрал бездомие или отказался от мира, конечно, если только он не чувствует к этому призвания. Но Дхарма Татхагаты требует, чтобы каждый человек освободился от иллюзии самости, очистил своё сердце и отказался от жажды к наслаждениям и вёл праведную жизнь.

И что бы человек ни делал – будет ли он ремесленником, купцом или воином, или удалится из мира и посвятит себя молитвенному созерцанию, пусть он вложит всё своё сердце и прилежание в свою работу, пусть он будет усердным и деятельным. И если он будет, как лотос, который растёт в воде и тем не менее остается нетронутым ею, если он будет биться в жизни, не питая зависти и ненависти; если будет вести жизнь не для услаждения самости, но лишь для истины, тогда радость, мир и благодать, несомненно, пребудут в сознании его”».

 

Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. Отказ от собственности.

Однажды ученик спросил Благословенного: "Как понять исполнение заповеди отказа от собственности?" – "Один ученик покинул все вещи, но Учитель продолжал упрекать его в собственности. Другой оставался в окружении вещей, но не заслужил упрека».

«Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Так община должна быть принята сознанием. Можно иметь вещи и не быть собственником».

Будда постоянно советовал иметь возможно меньше вещей, чтобы не отдавать им слишком много времени.

 

Евангелие от Матфея, гл. 4

1 Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола,

2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

5 Потом берёт Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,

6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею.

7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

8 Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,

9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

 

 

Примечания:

[1] Грани Агни Йоги. 1953 г. § 10.

[2] Письмо Е. И. Рерих от 31.10.1944 г.

[3] Письмо Е. И. Рерих от 16.08.1944 г.

[4] Письмо Е. И. Рерих от 11.01.1936 г.

[5] Надземное, § 69.

[6] Грани Агни Йоги. 1953 г. § 16.

[7] Листы Сада Мории. Озарение, ч. 2, гл. IV, 14.

[8] Грани Агни Йоги. 1954 г. § 401.

[9] Письмо Е. И. Рерих от 28.06.1932 г.

[10] Листы Сада Мории. Озарение, ч. 3, гл.V, 11.

[11] Грани Агни Йоги. 1953 г. § 11.

[12] Видья – знание, авидья – незнание, невежество.

[13] Провозвестие Рамакришны. Глава IV. Майя. Любое издание.

[14] Мир Огненный, ч. 3, § 582.

[15] Мир Огненный, ч. 3, § 584.

[16] Грани Агни Йоги. 1955 г. § 426.

[17] Грани Агни Йоги. 1955 г. § 400.

[18] Грани Агни Йоги. 1955 г. § 382.

 

 


№58 дата публикации: 17.06.2014

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020