Грани Эпохи

этико-философский журнал №81 / Весна 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Игорь Муханов

 

Кукушка, отражённая на экране компьютера

Лирическая философия

 

* * *

Однажды я достал с книжной полки Библию и основательно её встряхнул, держа корешком вверх. Из пожелтевшей от времени книги посыпались: крестовые походы, инквизиция, Варфоломеевская ночь, хлысты, трясуны и прочие её порождения. Затем я достал Агни-Йогу, и она просыпала мне под ноги: нравоучительные вирши, ссоры и дрязги её учеников и обильную контактёрскую литературу. После этого я бережно поставил обе книги на полку и подмел полы.

 

* * *

Знание строит дом, мудрость заглядывает в него через окна и двери. «Вот я какая, сверкаю Млечным Путём в глубине ночи, вожу на облаках воду, орошая ею поля, чирикаю воробьями на заборе. Выйди ко мне, постигни беспредельность моего существования, слейся со мною. Оставь свой дом для другого человека, идущего следом за тобой. Чтобы тот, другой, так же оставил в своё время его и пришёл в мои объятья».

 

* * *

Буддист заходит в гости к христианину, христианин идёт к буддисту, и тёплая пыль касается пальцев его ног, а ветер ерошит волосы. И оба они ещё не знают, что стали людьми. Теми самыми людьми, что составят основу будущего человечества.

 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ:

  • Разговаривай с человеком так, словно ты настраиваешь струны на гитаре.
  • Пусть, после окончания разговора, у него вырастут крылья.
  • И пусть человек от тебя не уйдёт - улетит, словно птица, в небо.

 

* * *

Час превращается в минуту, когда любуешься красотой окружающей тебя природы. Год превращается в час, когда начинаешь замечать красоту добродетели в людях, лучшие стороны их жизни. Но куда девается время, когда открывается красота, скрытая в том, что прежде ты считал безобразным?

Время замещается красотой по мере становления человека. Оно не имеет своего завершения в беспредельности.

Беспредельной

бывает

только

красота.

 

* * *

Ницше - злая оса немецкой философии - залетел в мою комнату и, лишённый воспетой им свободы, затосковал. Он стал жужжать, метаться, биться своим тельцем о стекло. Я указал ему путь, которым он ко мне и прилетел - через форточку критического анализа, и Ницше покинул мой дом.

 

* * *

Проповедники любви с наганами в карманах, любимцы толп, собравшихся вас слушать на городских площадях, свет солнца такой тёплый сегодня. Узнайте меня сразу или чуть позже, стоящего в последних рядах, прошу вас об этом. И убейте во мне гордость вас не любить!

 

* * *

Прогнав Бога из своей жизни, люди бросились прогонять Его из книг. Чего они только ради этого не делали: сжигали книги, вырезали из них страницы, запрещали издавать! Именно в это время явился Шекспир - шифровальщик событий. Он надёжно спрятал Бога в сердцах Гамлета, Офелии, короля Лира и других персонажей своих произведений.

 

* * *

Когда Учение начинает являть миру «высшие источники» вместо духовно просветлённых людей, начинается его старость, творение листьев вместо цветов.

 

* * *

Бог напрягся - и появились горы,

дунул - и появились небеса,

изрек слово - и появились люди.

Но когда Бог, рассматривая своё творение, улыбнулся,

появились цветы.

 

* * *

Йог заходит в пещеру уединения одним, а выходит другим, с надеждой глядя в будущее. А там цветут сады такой удивительной красоты, что о себе, как об отдельно растущем дереве, и вспоминать не хочется.

 

* * *

Простота и лёгкость самовыражения художника являют путь, на котором зависть зрителя становится завязью, а завязь превращается в цветы. Иначе искусство теряет свою божественную цель - создавать из зрителя художника.

 

* * *

Веками сложившийся стереотип, что картину, написанную художником, следует как-то назвать, сегодня мешает освоению новых горизонтов творчества. Отраженная на холсте мыслеформа может иметь и несколько названий, отвечающих сложности тех ассоциаций, которые она способна вызывать. Так, картины художника Черноволенко, мыслеформы которых принадлежат к мирам, о которых на сегодняшний день мало что известно, не были им названы. Названия к ним придумали наследники художника.

 

** * *

Если Бог не живёт в тебе каждый день, час и минуту, как ты можешь его познать?

Ты укажешь на книги, похожие на витрину магазина, за которой - вкусный пирог. Но можно ли утолить голод, используя чужой желудок?

Погляди хорошенько в себя, и ты увидишь Бога. Если он слаб и беспомощен, помоги ему поправиться. Если Бог для тебя - грудной ребёнок, дай ему молока. Если Бог хмурится - прости ему дар видеть твои ошибки. Если Бог улыбается - улыбайся и ты вместе с ним.

Помогая Богу даже в том, что тебе неприятно или не нужно, ты помогаешь самому себе. И растёшь каждую минуту, проведённую с Богом.

 

* * *

Точка отвечает знанию, многоточие - мудрости.

 

* * *

Иисус посмотрел сквозь дырку от гвоздя, пробитую на его ладони, и увидел прекрасный мир, в котором жили совершенные люди. Франциск Ассизский также посмотрел сквозь эту дырку, но только с другой стороны, и увидел себя распятым на кресте вместе с разбойниками.

 

* * *

Мы сами строим тот мир, в котором поселимся когда-то. Всеми нашими помыслами и поступками мы строим тот мир. Иногда, после завершения цикла своего развития, бедный крестьянин входит в роскошный дворец, а богач - в жалкую лачугу.

 

* * *

Прошлое хранится в книгах, в архивах, в памяти стариков, будущее - в мечтах поэтов.

 

* * *

Гостя, который искал в разговоре не истину, а подтверждения своих слов, я проводил в спальню и предложил отдохнуть.

- Пускай тебе приснится, что ты хочешь увидеть, после чего мы продолжим наш разговор, - сказал я гостю.

 

* * *

Мудрость человека подобна дождю, оросившему пустыню, знание - тому, что дождь призвал к жизни.

 

* * *

Ты говоришь - кружение, Бог говорит - спираль. Ты говоришь - совершил ошибку, Бог говорит - научился чему-то. Разные, видно, у вас глаза. Твоими глазами легче увидеть тропинку, петляющую в траве, глазами Бога - тропинку, ведущую к цели твоего существования.

 

* * *

Программа, отвечающая за правописание, подчёркивает редко употребляемые человеком слова и делает нашу речь правильной, но шаблонной. Когда удаётся написать так, что весь текст подчёркнут этой программой, радуюсь успеху.

 

* * *

Человечество чересчур много рассуждает о духовном опыте, минуя этот опыт.

 

* * *

Цивилизация выявляет в человеке стандарт поведения и мышления, культура - его индивидуальные черты, и учит ценить их превыше всего, как внутреннее богатство человека.

 

* * *

Молитва художника шуршит колонковой кистью, стекает краской по холсту, блестит и переливается в лучах полуденного солнца. Она укажет дорогу, ведущую в царство красоты, если художник во время её проведения:

а) не будет пытаться узнать, из чего состоит молитва;

б) к кому она обращена;

в) какова её цель в этом мире.

 

* * *

Мысль, воплощённая в слово, теряет присущую ей гибкость. Но если слова коснётся поэзия, то непременно расколдует мысль.

 

* * *

Поэзию можно сравнить с почвой, в которую сажают мысль. Если почва богата утончённой лексикой, вырастет урожай.

 

* * *

Умный учит, как жить. Мудрый лишь подводит к вопросу, на который человек должен будет ответить самостоятельно.

 

* * *

Когда сумерки существования накрыли Россию, и о Боге не разрешалось говорить, появилась интеллигенция. Класс неравнодушных к судьбе России людей, веривших в Просвещение.

 

* * *

Логика в своём новом рождении - интуиция.

 

* * *

Поэзия - это путь без одышки, минуя сизифов труд. Это дыхание вдохновения.

 

* * *

Поэзия способна дарить просторы, не видевшие космических кораблей, и пенье птиц, не указанных в зоологической книге.

 

* * *

Список литературы информационного общества довольно однообразный. В основном, справочники и словари. Всё срочно и спешно в делах этого общества, как на войне. Необходимо научиться управлять устройствами, пока устройства не научились управлять человеком.

 

* * *

Масса ненужной информации на каждом шагу. Так вы понимаете прогресс человечества? Человек не мусорный ящик, господа, создатели машинной цивилизации!

 

* * *

Поэзия делает невесомыми слова, образы и мысли и запускает их на орбиту всенародного творчества, как спутники Земли.

 

* * *

Поэты расшатывают границы миров, и тем уже могут быть причислены к лику Строителей Вселенной.

 

* * *

Поэты, в отличие от подражателей-продолжателей, делают связь с другими мирами общедоступной. Они не претендуют на исключительное положение среди людей.

 

* * *

Паузы, которые мы используем в своей речи, помогут ей стать лёгкой и прозрачной, как крылья бабочек.

 

* * *

Игра в бридж предполагает наличие определённых правил, то же самое имеет место и в искусстве. Те, кто играют, говорят известные мысли известными формами языка.

 

* * *

Земная история тесно сотрудничает с историей небесной. Нельзя сказать что-либо определённое по поводу развития Земли даже на ближайшие годы, поскольку история небесная от нас сокрыта.

Именно в истории земной, наблюдая её, можно обнаружить работу Учителей человечества. С каждым человеком, способным изменить в своём окружении что-либо к лучшему.

 

* * *

То, что ничего не стоит в одной цивилизации, в другой цивилизации может цениться превыше всего.

 

* * *

Массовая смерть словообразований. Интервенция английских слов в русскую патриархальную культуру.

 

* * *

Человек вышел из природы и снова вернётся в неё, оставив машинные цивилизации на свалке истории.

 

* * *

Как в настоящем усмотреть будущее? Как в сером, покрытом тучами небе увидеть солнце?

Нужно дождаться ясной погоды или эту погоду сотворить самому. Существует немало способов сотворения ясной погоды, поэзия - один из них.

Поэзия похожа на воздушный шар, который тянет в небо. Легко с ним летится в просторы солнечной действительности!

 

* * *

Цивилизация касается руками земли, культура - земли и неба.

 

* * *

Когда небесные связи в человеке пересиливают связи земные, появляется отшельник, художник, философ Диоген, ищущий в завалах машинного существования человека.

 

* * *

Поэзия - это свет Высших миров, сумевший проникнуть сквозь оболочку материальности.

 

* * *

Семь принципов искусства:

  • импровизация,
  • игра,
  • добрые намерения,
  • стремление к мастерству,
  • честность,
  • новизна,
  • бескорыстие.

 

* * *

В Ленина стреляла не Каплан, а Владимир Ульянов. Тот, кто писал в 1921-м году: «Чем больше священников мы расстреляем, тем лучше».

Владимир Ульянов ходил вокруг Ленина кругами, пристально наблюдая за ним, и, в конце концов, увидев небесный свет, исходивший от Ленина, открыл в нём помощника Махатм, Ангела Огненного Мира, и нажал курок пистолета.

 

* * *

На наш участок заплывает Луна, отражается в каждой кадушке с водой, приготовленной для полива, и, увидев в окошко Алёну и меня, спешит отразиться и в строчках стихотворения.

 

* * *

Данте в своей «Божественной комедии» поведал миру о том, что поэты, уходя от земли, не попадают ни в ад, ни в рай, ни в чистилище. Куда же, в таком случае, уходят поэты?

Когда я спросил об этом ветер, он мне ответил. Когда я спросил об этом облако, оно тоже мне ответило. Но когда я спросил об этом дорогу, она фыркнула мне в лицо выхлопным газом проезжавшей мимо машины. И я пошёл по этой дороге, поверив в её мудрость.

 

* * *

Готовый к духовным странствиям человек похож на костёр, сложенный из сухих поленьев. Костёр осталось только поджечь. Сделать это могут и лисички из сказки Корнея Чуковского, что подожгли море.

 

* * *

Поэзия - это отпечатки в наших сердцах следов Бога, пришедшего сказать, что Красота - религия будущего.

 

* * *

Ночью шумела Катунь, передвигала по своему руслу тяжёлые камни. Строила себе, по просьбе желающих родиться деревьев, ещё один островок.

 

* * *

Кукушка, увидевшая своё отражение на экране компьютера, не связывает его с собой. Она видит другую кукушку, попавшую в сеть, состоящую из букв и изображений, созданную человеком. И кукушка начинает спасать свою подругу, спасая тем самым себя.

 

* * *

«Враг, враг, враг», - повторяет иногда человек, приезжая на Алтай, в Уймонскую долину. «Друг, друг, друг», - отвечает ему эхо. Кто поймёт язык занесённых снегом вершин, изменится душою. И останется жить в Уймонской долине, отмеченной печатью восхождения.

 

* * *

Были - дворяне, стали - творяне. Ну, а кем станут творяне, увидим в веках.

 

* * *

Семь тел моего существования слились в одно, и в сердце засияла радуга. И фонарь, что носил я с собой, освещая им сумерки своего существования, стал мне не нужен.

 

* * *

Окна пустого дома зажглись, затопали ноги по этажам, вспыхнули зарницы в твоём сознании. Бросай земные дела и садись за компьютер! И пиши почти по Есенину, сказавшему когда-то красиво, хотя и с лукавинкой в глазу:

 

Осуждён я на каторге чувств

вертеть жернова поэм.

 

* * *

Есть ли поэзия без рифм, строф и размеров? Есть ли у моря глаза, сверкающие из-под бровей ненастья добрым дельфиньим прищуром?

Уолт Уитмен мечтал о том времени, когда поэзия сбросит с себя одежды искусственных ритмов, и первобытно-нагая, в покровах тончайших ассоциаций придёт к человеку.

 

* * *

Уолт Уитмен со всем миром объединялся (писал стихи).

Узкая полоска морского берега, на которой он занимался своим творчеством, не могла ему в этом помешать (имелись крылья).

Крики чаек, заставлявшие вспомнить базарных торговок, лишь помогали собрать силу (владел медитацией).

А волны, лизавшие ему ноги, помогали соединиться со стихиями и повелевать ими (на благо всех людей).

 

* * *

Цветы, чем-то похожие на ангелов, качают своими головками от того, что они увидели в этом мире. Но всё ещё стойкие и упругие, как накрахмаленные воротнички, сверкающие своим целомудренным первородством.

Утром цветы раскрывают свою душу напоказ бабочкам. «Летите, любуйтесь нами!» - призывают они. Такова сущность цветов, излучающих вместе с ароматом неуловимую музыку.

Общаясь с цветами, человек сталкивается с тончайшими явлениями в своей жизни. Они происходят в любви, спонтанно приходящей и возвышающей человека до жизни, которая ещё не наступила.

 

* * *

Можно поместить свою душу в каплю росы, блестящую на солнце. Я делал это не раз, попробуй и ты вслед за мною. Душа, соприкасаясь с другой жизнью, многому может научиться.

Радужная оболочка капли прохладна и чиста. И так же прохладны и чисты мысли мои в это утро.

 

* * *

Художник покупает себе краски в магазине, художник-эзотерик - в магазине другой Вселенной. Первый ставит свой этюдник на берегу реки, второй - на берегу бескрайнего неба.

 

* * *

Иду, насвистываю песню:

 

«Душа Учителя - мой дом,

в Его саду созреет сердце,

ромашкой станет, ветерком

и с миром ощутит соседство…»

 

Семь граней моего Я светятся в этой песне рубином.

 

* * *

Разливы слов, близкие к весенним разливам, нужны для того, чтобы в них отразилось небо с его красотою.

 

* * *

Призови в помощники журавля, начиная свою работу. Пусть он споёт тебе песню пути.

 

* * *

Снова весна нас посетила!

Сломанная ветка старого тополя

спряталась в зелёной листве…

 

* * *

Весьма полезно многословному человеку записать свою речь на диктофон. Ведь речь - это музыка!

 

* * *

Поэзия - это берёзовая роща на пути путника, награда за его труды.

Позади и дальше шумит своими бурями пустыня, но посох, сделанный из ветки берёзы, надёжен в пути.

 

* * *

«Да» - это ступеньки в небо. Сколько «да» сказано за день в самых трудных порой обстоятельствах, столько ступенек и пройдено.

 

* * *

Снился мне сон, в котором учёные подарили миру ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ. В одном его положении мы в третьем измерении, в другом - в четвёртом, и вольны возвращаться по своему усмотрению.

 

* * *

Теми же самыми словами, которыми спорят, объясняются с продавцом в магазине, ругают по утрам подчинённых, не сумевших решить поставленную перед ними задачу, поют песни.

 

* * *

Все шёпоты мира, все слёзы его и восторги - твои, когда ты стоишь на Холме Вдохновения.

 

* * *

Человек для ангела - флейта, которую слышно далеко.

Если флейта играет хорошо, ангел радуется, если неважно - подсказывает, как сыграть хорошо.

 

* * *

Верю в мир странников и поэтов. В мир излучающих покой и счастье облаков, летящих над полупрозрачными горами.

 

* * *

Через небо проходит наш путь, словно радуга.

 

* * *

Ранняя весна. Безмолвие тающего снега. Лишь журавли вбивают свой клин в небо, пытаются отворить его, словно дверь.

 

* * *

Когда я наполнил себя образами, полупрозрачными и текучими, как этюды Шопена, в мою дверь позвонили.

- ???

- !!!

На крыльце было пусто. Пейзаж уходил за горизонт тонкими берёзками, терялся в просторах неба горсточкой птиц. Я улыбнулся и помахал ему рукою.

 

* * *

Слушать счастливое бормотание дождя ранним утром - значит, погружаться в медитацию. Посиделки у реки несут то же самое. Медитативной тишины в природе так много что невольно начинаешь становиться просветлённым, учась у неё.

 

* * *

У хорошего художника всё танец и чудо: дома из солнца растут.

 

* * *

Верю: в каких-то далёких от нас мирах наши мысли отбрасывают тень на предметы!

 

* * *

Верю в то, что на высших планах существования сердце у влюблённых - одно. И бьётся оно в семь раз сильнее, чем обычное.

 

* * *

Мне хорошо, когда тебе хорошо. Пусть это станет правилом нашей жизни.

 

* * *

Я живу в тебе весною, лучшей своей половиной, и ты своей лучшей половиной живёшь во мне. Сердца у нас разные, но бьются, как одно. И оттого весны у нас много, и в далях сливаются голоса. И оттого разделить нас теперь, без повреждения всего состава жизни, невозможно.

 

* * *

Верю: той нежностью, которую я испытываю к тебе, Ангелы набивают подушки своих кроватей. И спят на них, и видят сны, которые огненными буквами будут записаны на скрижалях истории.

 

* * *

Любовь есть тропинка в параллельную нам Вселенную, по которой уходят двое, а приходят - двое в одном.

 

* * *

В сокровенных глубинах нашей с тобой любви обретают согласие день и ночь, земное и небесное.

 

* * *

Хорошо провести эту жизнь в машине, в облаке мыслей, насыщенном электричеством поэзии, в твоих фисташковых глазах.

 

* * *

Дни и ночи, проведённые нами, людьми, в любви - жемчуга Вселенной.

 

* * *

Пускай любовь каждого из нас, словно море, выбрасывает на берег жизни свои жемчужины.

 

* * *

Ты сегодня вся в ангелах, слетевшихся на твою молитву. Словно кормишь пшеницей света голубей!

 

* * *

С тобою, мой друг, любовь может стать молитвой, и путь через семь вселенных сравниться с пожатием руки.

 

* * *

Будем жить с тобой так, чтобы цветок поэзии раскрылся. Верю в цветущие поля среднерусской возвышенности.

 

* * *

- Кто из молодых людей, изображённых на картине Марка Шагала «Прогулка», любит сильнее?

- Тот, кто летает!

 

* * *

Забывая себя, живу твоими заботами. Все искатели блага шли именно этим путём, превращая придорожные камни в звёзды.

 

* * *

В любви кончается вычитание. В любви начинает складываться день. В любви открывается многое из того, что нужно человеку.

 

* * *

Тишиною мы встретились, тишиной полюбили. Тишиной совершаем общий наш путь.

 

* * *

Существует лирическая философия, отличная от обычной философии тем, что поёт песни, поднимаясь в горы. Её истины - эдельвейсы, растущие возле ледников, дети красоты, принадлежащей и земле, и небу.

 

 


№55 дата публикации: 02.09.2013

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2019