этико-философский журнал №79 / Осень 2019

Александр Херсонов

Проект «Союз-Аполлон». Каково оно, «внеземное рукопожатие»?

Читаю: «Экспериментальный полёт «Аполлон» – «Союз» также известен как «Рукопожатие в космосе» – программа совместного экспериментального полёта советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон».

Программа была утверждена 24 мая 1972 года Соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях».

С тех пор прошло немало лет и, наконец, автору явилась мысль посмотреть на грандиозное событие творческим глазом. С высот космического пространства.

Часть первая. Вашингтон проявляет инициативу. С чего бы это?

В истории США, по данным авторских исследований, не было ни одного случая, чтобы президент и правительство Америки поступали по иным соображениям, кроме… поиска явной выгоды. Чем больше выгоды, тем лучше. Не этим ли богатела Америка Вашингтона? Именно. И вот, в 1970 году со стороны заведомо меркантильного Вашингтона поступает Москве удивительное предложение осуществить совместный полёт в Космос. У автора возникает вопрос: а зачем это Америке нужно? Какая от этого выгода? А главное, в чём она заключается?

Задумка была такая: советский и американский космические корабли одновременно поднимутся в Космос, найдут друг друга в необозримом пространстве, состыкуются, экипажи перейдут из одного корабля в другой. Пожмут руки и символически, и реально, затем проведут запланированные исследования и эксперименты, определят возможности совместной работы на орбите. Первая рабочая встреча специалистов США и СССР состоялась осенью 1970-го, затем в 1971-м.

Читаем: «Идею высказал директор NASA Томас Пейн в начале 1970 года в ходе переписки с президентом Академии наук СССР Мстиславом Келдышем. Были образованы рабочие группы для согласования технических требований по обеспечению совместимости существовавших на тот момент советского и американского кораблей – «Союза» и «Аполлона». 26–27 октября 1970 года в Москве состоялась первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей».

Итак, космическую «кашу» заварили американцы. НАСА придумало, а значит, продумало предстоящее событие, во многом было готово к полёту. Москве ничего не оставалось, как присоединиться к заманчивому предложению. Морально Москва была готова принять предложение НАСА. Политические отношения обоих государства тому способствовали.

Читаем: «50 лет назад, c 22 по 30 мая 1972 года, американский президент Ричард Никсон посетил Советский Союз. Первый со времён Второй мировой войны визит американского лидера в СССР проходил на фоне войны во Вьетнаме. Одним из главных итогов советско-американского саммита на высшем уровне стало подписание Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). После этого отношения двух стран пошли на подъём. Три года спустя война во Вьетнаме закончилась, а на околоземной орбите произошло «рукопожатие» – стыковка советского и американского космических кораблей «Союз» и «Аполлон».

Более того: «Состоялся ответный визит Л. И. Брежнева в США (16 июня – 25 июня 1973 года). Это было важное событие в истории советско-американских отношений. Ответный визит Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева состоялся после официального визита в 1972 году президента США Ричарда Никсона в Москву».

Итак, Москва и Вашингтон морально были готовы к взаимному сотрудничеству в Космосе. А технически? Здесь всё было гораздо сложнее. Не удивительно, что идея встречи на орбите получила поддержку на самом высоком уровне.

«Договор предусматривал сотрудничество двух держав по исследованию космоса, а также использованию его исключительно в мирных целях. Со стороны США соглашение подписал президент Р. Никсон, СССР – Глава Совмина А. Косыгин. Совместное пребывание на орбите было преподнесено мировой общественности как доказательство нежелания двух великих держав развязывать ядерную войну». Словом, миру – мир.

В этой связи вызывает повышенный интерес исследование микрокосмов событий, обнаружение тайных знаний. Будут ли тайные знания поддерживать идею «Миру – мир» полёта «Союз–Аполлон»? Или откроется нечто иное?

Москва готовится…

Вашингтон в техническом отношении был готов к полёту лучше, чем Москва, а потому особых мер в подготовке не предпринимал. Москве же было намного труднее, и чтобы обрести уверенность в успехе, предстояла серьёзная подготовка.

Читаем: «Советская сторона изготовила для программы шесть экземпляров кораблей 7К-ТМ, из которых четыре совершили полёты по программе ЭПАС. Три корабля совершили испытательные полёты: два беспилотных под названиями «Космос-638[», «Космос-672» в апреле и августе 1974 года и один пилотируемый полёт «Союз-16» в декабре 1974 года. Пятый экземпляр был подготовлен к немедленному старту при необходимости спасательной экспедиции в дни совместного полёта и установлен вместе с ракетой-носителем на стартовой позиции космодрома Байконур».

Следовало решить многие технические проблемы, совместимость кораблей, проработать отдельные вопросы, каковых оказалось немало.

И всё же не всё удалось предусмотреть. Поскольку «Союз-19» стартовал с неработающей системой телевидения, приходилось устранять недостающее «по ходу дела».

Вашингтон и Москва подписывают Договор

Для подписания договора НАСА приехала в Москву. Читаем: «Статьёй номер 3 соглашения предусматривалось проведение экспериментального полёта кораблей двух стран со стыковкой и взаимным переходом космонавтов в 1975 году. В том же 1972 году председатель Совета «Интеркосмос» при АН СССР академик Б. Н. Петров и директор центра пилотируемых полётов NASA Кристофер Крафт подписали Договор».

Для исследования первого микрокосма События имеется дата 24 мая 1972 года, дата совместного подписания Договора.

Вначале необходимо определить символизм происходящего события. Что именно стоит за подписанием Договора? Нет ли у Договора «второго дна»? Не обнаружится ли скрытая, подозреваемая автором, материальная выгода США? Итак, событие происходит в знаке «Дева», имеет отношение к науке и носит «религиозно-философский» характер. Картина-символ градуса Момент рождения Договора такова: «Человек в церемониальной мантии, над одной его бровью – круг. Он держит в руке анкх – крест с петлёй наверху, являющийся символом жизни».

Столь многозначительный и торжественный символ указывает на человека, ищущего в философии древних мастеров подлинное знание о жизни, и его поиски истины не останутся напрасными и будут вознаграждены. Опасаясь и не желая недобрых дел, такой человек располагает силой, необходимой для того, чтобы привлечь справедливость на свою сторону. Это символ Философии. Как видим, намерения Договора читаются благородные. Психоаналитик Дэйн Радьяр в этом случае обнаруживает картину-символ «Карусель». Символ означает, первый опыт динамической интенсивности жизненных процессов и возможности использовать их для получения определённого эгоудовлетворения. Здесь также всё «чинно и благородно», поскольку удовлетворить «эго» естественно, это первое, что приходит на ум.

Однако что может означать факт символического подписания Договора в знаке «Дева»? Например, то, что «принципиальность проявляется в практических делах, в развитии и осуществлении идей действует систематически и планомерно, регистрирует каждую мелочь и точно анализирует, стремится к совершенству».

Как видим,всё то, что так необходимо для сложного совместного полёта в Космос. При этом«Карьера» Договора строится на мирной адаптации к коллективным потребностям, что также всем понятно и возражения невозникает.

Подписанием Договора управляет Меркурий, с «небесной» картиной-символом: «Обрывки туч, похожие на крылья, проносятся по небу».

Символ следует воспринимать как осознание работающих духовных сил, при этом стороны, подписывающие Договор, получают благословение сверхъестественных сил. И здесь всё находится в полном в согласии с предыдущим. Причём, на самом высоком уровне.

Определим содержание понятия «Счастья» в подписании Договора между Москвой и Вашингтоном. В данном случае это полное посвящение себя трансцендентной цели с конечной целью достижения духовной безопасности. Это интересный тезис.

И указывает он на то, что предпринятые усилия взаимно обезопасят Москву и Вашингтон. Причём, по самому большому счёту, поскольку обезопасят духовно, основательно, укрепят доверие друг к другу.

Часть вторая. Символика Москвы в день запуска «Союза-19» на Байконуре

Событие произошло 15 июля 1975 года, и надо отметить, что день посещения Космоса вряд ли следует признать удачным, поскольку планеты Солнечной системы во многом находились в напряжённых отношениях (обилие красных аспектов).

Запуск «Союза-19» происходит в Знаке «Весы», что указывает на то, что Москва проявляет личность в сотрудничестве красиво и грациозно, в сочетании с дисциплиной, строгостью и чувством справедливости.

Картина-символ градуса Момента старта для Москвы такова: «Пройдя благополучно узкие протоки, каноэ достигает спокойных вод».

Применительно к ситуации перефразируем символ: «Справившись с возникшими проблемами подготовки к полёту, Москва благополучно запускает космический корабль, и он достигает намеченной орбиты».

В расшифровке символа читаем: «Самообладание и управление собой, необходимые для достижения внутренней устойчивости». Той самой внутренней устойчивости, которой не хватало Москве перед запуском, поскольку произошёл сбой работы телевизионной системы…

Микрокосмом полёта Москвы, управляет Венера с картиной-символом: «Чёрные и белые дети, счастливо играющие вместе». Символ указывает на преодоление социокультурных предрассудков. Что, собственно, для Москвы и следовало ожидать.

На характер полёта серьёзное влияние оказывает Плутон с картиной-символом: «Крылатый шар на спине резвящегося дельфина».

Символ указывает на человека Москвы с ответственной миссией. Он объездит весь свет, а его мысли и чувства возвысятся и расцветут, именно благодаря этому. Его мечты и фантазии зачастую направлены за пределы нашей планеты, к райским полям и землям, недоступным для тех, кто скован плотной оболочкой их физических тел. Человек Москвы способен совершить множество добрых дел для окружающих и, питая, презрение к подлости, всегда готов противостоять действиям, недостойным звания истинного человека. Это символ Движения.

Определим, в чём именно заключается «Репутация» старта «Союза-19». Картина-символ такова: «Краб, взбирающийся по вертикальному стальному гарпуну, над ним – кольцо из семи звёзд».

Символ указывает на человека Москвы, который, совершенно не смущаясь тем, что встречает сопротивление, препятствия и трудности, благодаря своим собственным усилиям приобретет влияние и займёт важное и ответственное положение в избранной им сфере. Его железная воля устремлена навстречу труднодостижимой цели, и такой человек реализует свои достоинства и победит. Это символ Непобедимости.

Как при этом не вспомнить, что «семь звёзд» являются созвездием «Большой медведицы», которая ассоциируется с Россией.

В чём же видится «Счастье» Москвы в день осуществления полёта? Условие ощущения «Счастья» заключается в необходимости сохранять трепетную и чистую простоту в сердцевине своего бытия при столкновении с множеством испытаний существования. А «Судьба»? Каковой видится «судьба» Москвы в полёте «Союза»?

Символ рисует как «Голова крепкого юноши, превращающегося в голову зрелого мыслителя».

Завидная судьба, ибо означает трансформацию физической витальности Москвы в способность строить понятия и интеллектуальные формулировки, посредством которых можно передавать знания. С тех пор прошло более полувека. Сегодня Москва, безусловно, имеет не только «голову крепкого юноши», но и «голову зрелого мыслителя».

Часть третья. Символика Вашингтона в день запуска космического корабля «Сатурна-1Б» с мыса Канаверал

Рождение американского полёта также проходит в знаке «Весы», но уже с иной картиной-символом Момента старта. Это интересно.

В картине-символе видится «Человек, открывающий своим ученикам основы внутреннего знания, на котором должен быть построен «Новый мир».

Символ воспринимается, как необходимость для духовной молодёжи учиться у Учителя, который благодаря долгому опыту мог достичь основательного знания и просвещающей истины, т.е. «идей-зёрен».

Кто этот таинственный Учитель? Какие основы внутреннего знания он открывает? Какой «Новый мир» имеется в виду? Полётом НАСА также управляет Венера с теми же качествами и выводами. И с той же, уже известной, картиной-символом: «Пройдя благополучно узкие протоки, каноэ достигает спокойных вод».

При взлёте ракеты «Сатурн» для Вашингтона ещё большее значение приобретает Плутон, непосредственно приблизившийся к Моменту старта. И с той же картиной-символом, что и у Москвы.

А вот «Репутация и Карьера» Вашингтона при старте «Сатурна» в картине-символе совершенно иная: «Человек, щедро тратящий деньги, развлекает своих друзей; шут, спрятавшийся за занавеской, потешается над ним». Наконец то автор подошёл к ожидаемой в полёте материальной стороне США. Итак, речь идёт о деньгах США. Как видим, НАСА щедро тратит деньги американских налогоплательщиков, развлекает друзей. Но кем является означенный шут, тайно потешающийся над США? Вопрос-интрига…

Символ указывает на того, к кому приходят деньги, но он проматывает их и вновь впадает в нужду. Человек Вашингтона должен контролировать своё стремление к экстравагантности, способное привлечь к нему только эфемерных друзей, ничего не оставляя ему, кроме забот и нищеты. Это символ Расточительности.

Похоже на традиционную политику США? Похоже. Особенно в наше время. В 2022–24 годах, США «вбухали» немерено денег в воюющую сомнительную Украину. Решили развлечь Европу, а с нею и весь мир? И в этом преуспели. Похоже, что перед нами врождённая болезнь США!

Отсюда вывод: количество денег не делают США богаче. Это первое. Второе, друзья у США эфемерные, то есть ненастоящие. Третье. США не контролируют бюджет, деньги тратят, не задумываясь, а потому остаются в больших долгах. Так, государственный долг США на 2022 год составляет астрономическую сумму 31,12 триллионов долларов.

Что касается «Счастья» полёта Вашингтона, то оно выглядит просто и незамысловато. Поскольку картина-символ: «Толстый малый, косящий лужайку вокруг своего дома на красивой пригородной улице».

Символ означает потребность выполнять повседневные задачи респектабельно и одновременно с пользой для здоровья.

И, наконец, содержание «Судьбы» Вашингтона во время полёта. Картина-символ открывается исключительно американская: «Негритянская девочка борется за свою независимость в городе».

Видимо, осуществись благо и развитие перспектив совместного полёта, то есть духовная сущность Договора, то негритянской девочке жилось бы получше.

Часть четвёртая. Главное, состыковаться

Итак, тайнознание приоткрыло содержание Договора между НАСА и Советом «Интеркосмоса» при АН СССР, а также, глядя из Москвы и Вашингтона, особенности полётов «Союза» и «Сатурна». Но имеется ещё одно важное событие, а именно, стыковка кораблей, переход «в гости» и внеземное дружеское рукопожатие.

Читаем: «Стыковка кораблей состоялась спустя двое суток после старта. Процесс контролировался станцией дальнего радиолокационного наблюдения «Дунай-3». Активное маневрирование осуществлял «Аполлон», скорость сближения корабля при контакте с «Союзом» была приблизительно 0,25 м/с. Через три часа, после открытия люков «Союза» и «Аполлона», состоялось символическое рукопожатие командиров кораблей Алексея Леонова и Томаса Стаффорда. Затем Стаффорд и Дональд Слейтон осуществили переход в советский корабль. При полёте кораблей в состыкованном состоянии было проведено четыре перехода членов экипажей между кораблями».

Старт произошёл 15 июля, следовательно, стыковка кораблей произошла 18 июля. Точное время стыковки для Москвы и Вашингтона автору не известно, поэтому микрокосмы будут составляться на символический полдень события. Как и ранее, на стыковку посмотрим «глазами» Москвы и Вашингтона.

Картина-символ стыковки для Москвы: «Женщина в тёмно-синей одежде входит в монастырь; её голова высоко поднята, руки напряжены – она внимательно слушает не особенно красивого рыцаря, предлагающего ей цветы и фрукты».

Можно рассудить и так. В образе «Женщины» – советские космонавты. «Монастырь» – образ «Аполлона». «Рыцарь», предлагающий цветы и фрукты – образ экипажа НАСА. Символ указывает на тонкую, очень чувствительную и религиозную натуру, настроенную на самопожертвование. Человеку Москвы будет даровано земное богатство, однако только в середине своей жизни он по-настоящему поймёт, как никчёмна мирская роскошь и насколько бессильна она удовлетворить томление духа. Это символ Отречения.

Что тут скажешь? Нынешним московским миллиардерам давно пора понять, как никчёмна мирская роскошь, а духовность, которой не хватает, требует отречения от роскоши. И это дело будущего. Может быть, даже не очень далёкого. При этом, «Карьера и Репутация» стыковки являет картину-символ: «Караван купцов на верблюдах держит путь через пустыню».

Заметим, что в образе «Каравана», судя по всему, выступают состыковавшиеся корабли, а образ «Пустыни» не что иное, как космическое пространство. Символ указывает на человека Москвы, любителя путешествий, у которого есть склонность к бродячей жизни. Он, однако, очень чётко сознаёт необходимость работы, разъезжая с караванами, чья торговля не ограничивается лишь каким-то одним районом или страной. Такой человек приобретёт прибыль благодаря различным товарам, продавая и покупая их, или с помощью вещей, требующихся повсеместно. Временами неблагоразумный, временами терпеливый – но он всегда владеет собой. Это символ Обмена и Торговли.

Встретившись в Космосе с астронавтами США, Москва, вероятно, настойчиво подумывает о том, чтобы наладить с Вашингтоном долгосрочную и взаимовыгодную торговлю. Именно об этом вещает символизм. Однако на что надеются астронавты США, собираясь символически пожать руки Алексею Леонову и Валерию Кубасову. Рассмотрим содержание «рукопожатия» американской стороны.

Момент «причаливания» Аполлона к «Союзу» для Вашингтона рисует нерадостную картину-символ: «Группа людей, уныло стоящих за закрытыми дверьми крупного финансового учреждения».

Символ указывает на человека Вашингтона, которому будет необходимо выработать огромную осторожность для того, чтобы сохранить в неприкосновенности свои земные владения. Ему следует держаться подальше от спекуляций, авантюр, остерегаться мошенников и не предпринимать никаких рискованных дел. Это символ Потерь и Утрат.

Перед нами почти натуральная картина: трое американских астронавтов находятся за закрытым люком «Аполлона», в то время как «Аполлон» символизирует богатство США. Экипаж с нетерпением ожидает сообщения: «Есть стыковка».

Однако на лицах экипажа видим самые положительные эмоции.

Рассмотрим в данном случае «Карьеру и Репутацию» НАСА, а с ней и Вашингтона. Перед нами картина-символ, где «Акробат, выступает в присутствии большого количества людей».

США в образе «акробата»? А почему бы и нет? США непредсказуемы, от них всего можно ожидать. Тот факт, что Вашингтон любит «выступать» перед всем миром, сомнения не вызывает.

Символ указывает на того, кто выходит к публике, чьи рискованные предприятия обеспечивают ему успех. Он видит много изменений в жизни, и временами ему приходится очень нелегко, но энергия и находчивость такого человека велики и дух его несгибаем. Огромное богатство не «свалится на голову» человека Вашингтона, но его жизнь не окончится из-за недостатка средств. Это символ Известности.

Что ж, всё правильно. США 1975 года находились на пике политической и экономической карьеры. Вашингтон рискнул осуществить проект «Союз-Аполлон», понадеялся на врождённую «акробатику», на успех и успех не заставил себя ждать. Общение с Москвой в Космосе «открыло глаза» Вашингтону на нечто новое, на происходящие изменения в мире. А именно: на необходимость сотрудничать, а не воевать. Война во Вьетнаме многому научила американцев. Изменения потребовали от США новых решений, умения по-новому увеличивать богатство, благодаря энергии и находчивости и несгибаемости духа. В том числе, и благодаря взаимовыгодной торговле с Москвой.

Повествование автора будут не полным, если не рассказать читателю об удивительной дружбе командиров экипажей «Союза» и «Аполлона». Дружбы, которая известна всему миру.

И в заключение

Алексей Леонов: «Ты мой брат, я тебя люблю».

Томас Стаффорд: «Я тебя никогда не забуду, Алексей».

Читаем: «Последние слова Леонова астронавту Стаффорду стали примером удивительной истории дружбы. О визитах Стаффорда рассказал космонавт Сергей Крикалёв. Как оказалось, астронавт приезжал, когда Леонов был совсем плох. И тогда прозвучали последние слова: "Ты мой брат..." Как известно, большую часть своей жизни космонавт Алексей Леонов дружил с астронавтом Томасом Стаффордом. Пожалуй, это одна из самых удивительных историй дружбы. И не только в истории космоса. 89-летний астронавт Том Стаффорд, несмотря на проблемы со здоровьем, прилетел проститься с Алексеем Леоновым. Более того, как выяснилось, когда Леонов был совсем плох, она также прилетал в Москву, чтобы навестить ближайшего друга. После похорон «Царьграду» удалось поговорить с космонавтом Сергеем Крикалёвым, который и раскрыл интересные детали общения двух героев-мэтров, на которых равнялись все младшие коллеги.

"Совместный полёт был в 1975 году, но общая работа по подготовке была начата раньше. Инженеры, учёные, космонавты стали взаимодействовать задолго до этого. Тогда было принято интересное решение: американцы изучали русский язык, наши изучали английский язык, и во время полёта предложили американцам говорить именно по-русски, а нашим по-английски. Чтобы гарантированно понимать сказанное. И с тех пор Леонов и Стаффорд, по большому счёту, никогда больше не расставались. Да, были времена, когда они сколько-то месяцев друг друга не видели. Но всё равно дружили, не обращая внимания на политические приливы, отливы. И, в общем-то, их дружба явилась примером для нас – мы шли по их стопам".

Дело в том, что через 19 лет после Леонова и Стаффорда Крикалёв принимал участие в подобных международных программах. Так вот именно старшие коллеги задавали тон в системе общения – хотелось равняться на них – и русским, и американцам.

"Последние годы остались лишь два командира кораблей, но вообще-то все они дружили экипажами, –отметил Крикалёв.– Отношения Леонова и Стаффорда из профессиональных перешли в близкую дружбу. Последние слова, которые говорил Леонов, чувствуя себя уже не очень хорошо... Две-три недели назад Стаффорд прилетал сюда, в Россию – понимая, что Леонов уже очень плох... Последние слова Леонова Стаффорду были: "Ты мой брат, я тебя люблю". Есть и ещё одна особенность дружбы, о которой напомнил Крикалёв.

"Когда Том Стаффорд, вероятно, становясь всё ближе и ближе душой к России, принял решение усыновить русских детей, Леонов помогал в организационной части всего этого дела. И когда Том усыновил детей, одного из них он как раз назвал именем Алексей, в честь друга. И они стали уже практически как родственники". Алексея Леонова не стало 11 октября 2019 года. Ему было 85 лет.

29.10.2019 г.».

И ещё: «Они родились по разные стороны Железного занавеса, но стали не врагами, а братьями – космонавт Алексей Леонов и астронавт Томас Стаффорд показали миру пример милосердия и дружбы длиною в жизнь.

На похоронах легендарного космонавта Алексея Леонова в октябре 2019 года не было первых лиц государства, зато из-за океана, невзирая на возраст и болезни, проститься с другом прилетел 89-летний астронавт Томас Стаффорд. В пожилом согбенном человеке уже невозможно было узнать превосходного лётчика-испытателя, знаменитого астронавта, долетевшего до Луны, командира в космических миссиях «Аполлон-10» и «Аполлон» по программе «Союз» – «Аполлон». Стаффорд с трудом держался на ногах, но ни разу не позволил себе присесть – он произнёс прощальную речь, сказав по-русски «Я тебя никогда не забуду, Алексей», и склонил голову перед портретом Леонова.

№97 дата публикации: 04.03.2024