Грани Эпохи

этико-философский журнал №79 / Осень 2019

Читателям Содержание Архив Выход

Э.А. Мирзоян

 

К вопросу о древнейшем символизме двух археологических артефактов, найденных в Армении и в Средней Азии

(философский анализ)

 

В селе Лчашен близ озера Севан после искусственного понижения уровня воды был обнаружен причудливый бронзовый артефакт, который поразил многих исследователей своей необычностью (рис. 1). Согласно абсолютному большинству современных исследователей этот небольшой артефакт представляет собой примитивную геоцентрическую модель Солнечной системы. Мнение их основано на сугубо визуальном анализе. Так утверждается, что представленный в центре трехчастный вытянутый ромб с крестом символизирует Землю. Наверху и по бокам артефакта представлены Солнце и иные светила [1]. Однако при более внимательном рассмотрении этого конгломерата символов можно рассмотреть нечто большее, нежели примитивные астрономические представления древних. Следует отметить, что в современной исторической науке укоренилась точка зрения о том, что все существующие древнейшие символы, даже те, которые с трудом поддаются расшифровке, являют собою образцы, либо связанные с мифологией, либо с примитивными представлениями их создателей о Вселенной. Эта академическая точка зрения сама по себе является крайне примитивной. Однако не станем останавливаться на воззрениях учёных мужей и рассмотрим древний символ с иной, на мой взгляд, более достойной точки зрения. Прежде чем начать анализ, следует отметить, что символика древних эпох, в отличие от средневековых или современных, не была ни сугубо религиозным, ни отвлечённым эстетическим явлением. Она, более или менее, точно отображала метафизические познания и лишена была какой-либо случайности, которой привыкли её наделять в современную эпоху. Зачастую, будучи максимально простой, символика эта выражала сложнейшие философские принципы, которые были также подчинены закону чисел. Потому рассматривать эти древние символы с примитивной точки зрения не только не допустимо, но и смешно. Для начала, для лёгкости, условно, «разложим» вышеотмеченный артефакт на «составляющие».

  1. Первый солярный знак, расположенный вверху, представлен 11-лучевой звездой с центральным крестообразным или антропоморфным символом. Этот центральный символ можно рассматривать, как четырёхчастный и, одновременно, односложный. Это, по сути, единственный символ, который может быть связан с астрономией, отображающий Солнце с его 11-летним циклом. Однако этот солярный символ несёт в себе куда большее значение, нежели просто нашу звезду. Центральные крестообразный элемент, схожий со стилизованной человеческой фигуркой, внутри солярного круга, символизирует Дух – Высший Принцип. Рассмотренный как крестообразный знак, этот символ в Солнце с 11-ю лучами и самим кругом, являет число 16, что может быть расценено, как совокупность двух чисел – 1 и 6, при сложении получаем число 7 – сокровенное число Бога или же Духа. Таким образом, мы можем видеть в верхнем знаке данного артефакта именно Высшее Божественное или Духовное Начало при его проявлении.
  2. Второй солярный символ представлен ниже слева. Он являет собою девятилучевую звезду с таким же антропоморфным символом, который представлен был выше (отломлен). В девятилучевой звезде данный символ являл 10 принцип, что вместе олицетворяло Священную Декаду или Творение. Этот символ был тождественен Логосу или Уму более поздних гностиков. Таким образом, был представлен именно аспект Высшей Мысли, также бессмертного начала [2].
  3. Диаметрально противоположно от этого символа расположена стилизованная фигурка птицы. С древнейших времён этот символ олицетворял Душу, что в дальнейшем называлось Святым Духом у христиан.
  4. По четырём сторонам от центрального трёхчастного ромба отходят стрелы, две из которых отломлены. Они представляют четыре первоэлемента в их метафизическом значении.
  5. Центральный трёхчастный ромб, к которому относятся все отмеченные элементы артефакта, символизирует Триединство Проявленного Единого. Вместе с тем этот элемент представляет Троичность всего Мироздания в его объективной форме: Дух, Душа, Мысль, и, одновременно, – Цикличность, которая издревле представлялась как Принцип Разрушения, Принцип Сотворения (Выявления) и Принцип Охранения.
  6. Последний элемент, состоящий из трёх частей представляет воплощение Духа и его объективизацию, посредством всё той же троичности: Дух, Мысль и Душа. Кроме того, данный элемент олицетворяет выявление Человека, как Принципа на объективном плане. Кроме того, средний малый круг, представленный неполным, указывает на тесную связь мира чувств с миром форм. Подобные отдельные артефакты были найдены во множестве в Армении.
  7. Весь артефакт в совокупности символически представляет именно Вечное Проявление Единого, и должен рассматриваться в целом.

 

Вторым археологическим артефактом, имеющим причудливую и непонятную, на первый взгляд, символику, является знаменитый бактрийский ритуальный серебряный топорик, мастерской работы XXII века до н.э. (Рис. 2), ныне находящийся в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Этот один из древних артефактов являет собою великолепный образец не только искусства, но и метафизики. В древности, подобные топорики, которые ныне именуются ритуальными, были атрибутом жрецов. Подобным оружием жрец при посвящении разрубал путы земные и освобождал тонкую природу человека. Этот жреческий атрибут использовался по всему миру, однако бактрийский топорик уникален своей символикой. Разберём её так же, как и лчашенский артефакт.

  1. В левой части топорика изображена фигурка атакующего крылатого дракона с головой льва или тигра. Видно, что рог – символ высшей духовности – отломлен. Эти мифические львинообразные крылатые существа символизировали стражей Духовного Солнца и охраняли тайну Четырёх Элементов. Часто они изображались двурогими крылатыми львами, как, например, в Сузах и Персеполисе. В позднюю эллинистическую эпоху их отождествляли с химерами. Таким образом представлен метафизический символ Духовного мира, во главе с Солнцем. Дракон издревле почитался не только как символ Вселенной, но и как символ-страж Солнца.
  2. В правой части изображен вепрь со сложенными ногами. На древнем Востоке вепрь символизировал не только Бога Вишну (Третья Аватара), но также символизировал Луну. Кроме того, Вепрь символизировал Низший тварный мир, который он же и поднял, утвердив в Мировом Море. В Риг-Веде он отождествлён с Сомой – Луной. В той же Веде Вараха (вепрь) отождествляется с Вритрой, великим Драконом Тьмы, т.е. символизирует всепронизывающую Материю [3].
  3. В центре представлен двуглавый орёл с телом человека. Двумя лапами он сдерживает как дракона, так и вепря. Причём, если дракона он удерживает от нападения, то вепря он держит уже покорившегося, что указывает на проявления власти над Материей, с одной стороны, и удержание могучей Духовной природы. Двуглавый орёл – наидревнейший символ двух миров – Верхнего и Нижнего. Именно он является стражем Солнца и Луны, Огня и Воды. Он же – властелин Неба и Земли. Таким образом, Двуглавый орёл – Царь всех четырёх стихий, а также – властитель Духовного и Материального. Он тождественен Логосу древних. Двуглавый орёл – символ Великого Равновесия. Сравните с изображениями этого символа на хеттских барельефах. Впоследствии этот древний образ стал сакральным гностическим, масонским и имперским образом [4]. Этот древнейший символ известен, в первую очередь, по месопотамским артефактам эпохи Шумера, Элама, Аккада, однако не исключено, что Двуглавый орёл был известен и древней Маргиане и Бактрии независимо от Шумера и Элама. Сам топорик изготовлен так, что при его использовании все символы приобретают действенное значение. Вепрь, будучи символом Низшего, получает символический удар при разрубании пут, а Дракон при этом оказывается вверху. Двуглавый орёл определяет между ними равновесие, сдерживая Дракона и ограждая Вепря.

 

Рис. 1

 

Рис. 2

 

Литература

  1. Ваганян Г., Ваганян В., Багдасарян В. Символизм числа пять в древнеармянском мировоззрении, 2017.
  2. Мид Дж. Р. С. Трижды Величайший Гермес, Corpus Hermeticum XIII (XIV), стр. 161–183. М. «Алетейа», 2000.
  3. Ригведа, Мандала I–X, Изд. РАН, «Наука», 1999.
  4. Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Москва: изд. «Астрель», 2005.

 

 


№79 дата публикации: 02.09.2019

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020