Грани Эпохи

этико-философский журнал №79 / Осень 2019

Читателям Содержание Архив Выход

Наталия Спирина

 

«Имя святое – Сергий»

8 октября – Памятный День Преподобного Сергия Радонежского

 

Н. К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932

 

Вспоминая о Преподобном Сергии, мы обращаемся не только к прошлому. Такие, как Он – вне времени. Они пребывают и в настоящем, и в будущем. Они всегда с нами, когда мы с Ним. Будучи с Ним, мы даём возможность помогать нам, открываем Им вход в нашу жизнь.

Сергий, «данный России Воевода», всегда был с ней в критические времена её становления. О Его помощи в Куликовской битве знают многие. Эта помощь, как и другие Его проявления, вошла в историю. Сейчас, в период восстановления России после небывалой материальной и нравственной разрухи, особенно значимо то, что мы стали всенародно вспоминать о Сергии. На картине Рериха «Святой Сергий» Он держит в руке храм, прообраз будущей России, какой должна стать наша страна, какой ей суждено стать.

В начале века поэт Андрей Белый восклицал:

 

Россия, Россия, Россия,

Мессия грядущего дня.

 

Храм уже создан в надземном мире, теперь он должен воплотиться на земле руками человеческими с помощью Сил Надземных.

Грядущий век – век наступающей Мировой Общины. Сергий был великим общинником, явившим нам пример, каким таковой должен быть. Он строил общину не только духовно, но и материально, буквально своими руками. Уйдя в глухие леса, где обитали одни звери, Он создал общинную обитель, просиявшую на всю Россию. Он делал это просто, как просто всё подлинно великое, начав с того, что срубил своими руками церквушку и келию для жилья. Именно тогда заложил он то зерно, из которого впоследствии, всем на диво, выросла во всём своём великолепии и грандиозности Троице-Сергиева Лавра. Подумаем, какой же потенциал был у этого зерна!

Первым, кто пришёл к отшельнику, был медведь. Его привел к Сергию не только голод, но и сердце. Сердце зверя не замутнено рассудком, и оно знает. Потом стали приходить и люди и селиться около подвижника, привлечённые его мощным духовным магнитом. Они учились у него общинножитию. Это было трудно и непривычно. Сергий непрестанно подавал им наглядный пример, который необходим для обучения подражанием. Сергий трудился наравне со всею братией, ничем внешне не отличаясь от остальных монахов. Он вразумлял и наставлял их, не задевая достоинства, не вызывая обиды, но пробуждая совесть и сознание. Он вселял веру в помощь Высшую в самые критические моменты жизни обители, и помощь неизменно приходила.

Для того, чтобы состоялась Мировая Община, надо перестроить сознание. Всем своим обликом Сергий учит, каким в идеале должен быть общинник.

Мы не можем измерить силу и распространение духовного влияния: это превышает наше малое знание. Но внимательный историк, социальный исследователь могут проследить, как творилась история и характер народа при участии мощных высоких токов великих подвижников.

Кстати, о слове «подвижник». Живая Этика говорит об этом так: «Только отказавшиеся сознательно от личного и перенесшие сознание в понятие эволюции мира могут в Нашем понимании называться подвижниками» [1].

Сергий не думал о себе. Понятие личного для Него не существовало. Ни слава, ни богатство, ни власть не были Ему нужны ни в малейшей степени. Всё, что Он совершал, было во имя только одной цели. Он взял на своё попечение землю Русскую, помогал и продолжает помогать ей. И призывает нас к тому же.

В книге «Криптограммы Востока» в апокрифе о Сергии говорится:

К Сергию пришёл Святитель Алексий с вопросом – что делать?

Сергий ответил: «Помоги земле Русской».

Когда Сергия спросили крестьяне – что делать?

Он ответил: «Помогите земле Русской».

Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришёл ответ: «Помоги земле Русской!» [2]

Этот призыв продолжается и поныне.

В своём слове о Сергии Николай Рерих говорит: «Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твёрдость. Да поможет нам Преподобный стать посильными пособниками Ему в Его неутомимых великих трудах, и зримых, и незримых, и сказанных, и несказанных! Несказанных во всей своей невыразимости условным языком человеческим, но, по счастью, кроме языка словесного, человечеству дан и язык сердца.

В этом языке пламенном, в огне сердца, сойдёмся мы и, забыв темноту дня вчерашнего, устремимся совместно к Свету.

Свет один, так же, как и тьма одна, и при внесении Света тьма рассеивается.

Да поможет нам Преподобный приобщиться к великому единому Свету» [3].

 

Вступительное слово на торжественном собрании, посвящённом Преподобному Сергию Радонежскому и 610-летию КуликовскойБитвы. 16 сентября 1990 г.

 

Примечания:

Опубликовано в другой редакции: Спирина Н. Д. Отблески-1990. Новосибирск-Екатеринбург, 1997.

1. Листы Сада М. Озарение. 3V2.

2. Сент-Илер Ж. (Е. И. Рерих). Из жизни Сергия Радонежского / Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. Париж, 1929.

3. Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 1991.

4. Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов. http://gallery.facets.ru/

 

 


№79 дата публикации: 02.09.2019

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020