Грани Эпохи

этико-философский журнал №79 / Осень 2019

Читателям Содержание Архив Выход

Наталия Спирина

 

ЗОВ ВРЕМЕНИ

Н. К.Рерих. Зов. 1944

 

Когда мы служим себе – кому мы служим? Когда мы отстаиваем свои интересы – для кого мы стараемся? Нельзя служить двум господам, а этих господ всего двое. Третьего не дано. Служение Богу есть служение общему благу; маммонесебе. «Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лука, 16:13). Под маммоной здесь подразумевается не только богатство, но и другие виды самоублажения: престиж, власть, выгода для себя.

Возрастая непомерно, порождения губят породителя. Ничто не стоит на месте, всё находится в процессе, так же как и все болезни – физические и духовные. Самое трудное – это самоосознание. Со сказанным согласятся все, но отнесут к соседу. Будет ли от этого польза человеку? Конечно, нет. И даже наоборот – осуждение соседа прибавит к его самомнению. А самомнение в Учении названо ужасом и безумием. Безумие не знать себя, не видеть себя, находиться в состоянии иллюзии относительно своей сущности. Это, в конечном итоге, может привести к мании величия. Ведь недаром многие душевнобольные мнят себя Наполеонами или другими героями того же масштаба.

Сейчас необыкновенно быстро приближается новая, небывалая в истории человечества, эпоха мировой общины. Если раньше в разных местах делались попытки создания отдельных общин на основе религиозной или государственной, которые быстро распадались, то теперь речь идёт о спасении планеты, находящейся в небывалом духовном и материальном кризисе, об общине мира. К этому моменту нам даётся Учение Живой Этики, следуя которому мы имеем возможность подготовить себя к построению этой общины, так как она не снизойдёт к нам с неба, но или будет создана нашими трудами или вообще не состоится. Судьба планеты зависит от этого. Раньше невыполнение заповедей Моисея или заветов Христа и Будды было личным делом каждого – спасением или гибелью его души. Теперь же взаимодействие и взаимовлияние людей настолько усилились, что от каждого, от его продвижения или падения, зависит очень многое, творящееся на земле. Его состояние сказывается в большой мере не только на других людях, но и на природе, и планете, и окружающем пространстве. Этим обусловливается этика, излагаемая в Учении. Там объясняется не только то, что нужно или не нужно делать, но и почему нужно так или иначе поступать.

В этот раз хочется, в частности, сказать о той страшной опасности, которая подстерегает на пути духовного продвижения. Это гордыня. Это разрушительное свойство отрешает человека от других и приводит к самоизоляции. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что человек, впавший в гордыню и возомнивший о себе, не стоит лицом к лицу с Иерархом, не предстоит перед Ним. Гордыня и предстояние несовместимы, они взаимно исключают друг друга. От того, куда смотрит человек – вверх или вниз – зависит его духовная судьба. Невероятно полезно изучать Жития святых, жизнеописания Светочей Мира. Эти наглядные примеры показывают нам, какие потенциальные возможности заложены в человеке. Главное в том, куда устремиться.

«Будем всегда стремиться к прекрасному», – так завещал нам Святослав Николаевич Рерих… (…)

Думая о ком-то, незримо с ним объединяемся. Где мысль, там и мы. Живая Этика учит нас жить в мире мысли, и это непомерно расширяет наши горизонты, обогащает нашу жизнь. Здесь мы не зависим ни от каких обстоятельств. Где хотим и с кем хотим – там и с тем и пребудем.

Недавно возник импульс написать о Франциске, получилась небольшая поэма, которой хочется поделиться с вами. Его мощный призыв к объединению, к вселенскому Братству сейчас, в период всеобщего распада, нужен как никогда. Его путь – это дорога в Новый Мир, мир мировой Общины. Этой поэмой и закончу своё Слово.

 

Н. К. Рерих. Святой Франциск. 1932

 

 

Франциск

По картине Н. К. Рериха «Святой Франциск»

 

Презрев богатство, в бедность он ушёл,

Оставив всё, он стал самим собой;

Освободившись от страстей и зол,

Поднялся он над пропастью земной.

 

В цепях в плену от радости он пел,

Что пленником являлось – только тело,

А он свободен: духу нет предела,

И сам он избирает свой удел.

 

В любви к Христу не ведая преграды,

Познал Франциск слиянья благодать:

Почёл за счастье страшные стигматы

Страстей Христовых на себя принять.

 

Он утверждал вселенское родство

Создателя и созданного мира;

Ему был братом человек и волк,

И сёстрами былинки и светила.

 

Всех призывал он восхвалять Творца,

Больших и малых: «Пой, кузнечик, пой!»

И с ними в гимне воспевал Отца

И вёл их в рай нехоженой тропой.

 

И всё внимало пламенным речам

О том, что изначала суждено

Вернуться нам к Началу всех Начал,

В любви вселенской слиться с Ним в одно.

 

И сердце отдыхало от тревог,

И духа наступало торжество;

И братья-звери ластились у ног

И сёстры-птицы слушали его.

 

Слово на Круглом столе

Сибирского Рериховского Общества

29 октября 1995 г. Новосибирск.

 

Оформление Н. Жуковой. 9 января 2016 г. Новосибирск.

 

 


№69 дата публикации: 01.03.2017

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020