Грани Эпохи

этико-философский журнал №79 / Осень 2019

Читателям Содержание Архив Выход

Владимир Деревянко

 

Опередившие время

Тематический цикл – "Параллельные миры"

 

 

Введение

 

В настоящей статье на примере четырёх гениев – Т. Эдисона и Н. Теслы, К. Циолковского и С. Королёва рассматриваются вопросы и проблемы, связанные с проявлением и реализацией творческого потенциала людей, нередко вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Наверное, на их месте могли быть и другие выдающиеся личности, но наши герои, будучи каждый по своему замечателен и велик, ещё и составляют своеобразные творческие пары по тематике работ, которые, с одной стороны, различаются своими человеческими качествами и социально–экономическими условиями их проявления, а с другой – близки тягой к познанию и созиданию нового, преданностью своему делу и выдающимися достижениями, опередившими своё время! В силу большого объёма материала мы постарались выделить и отметить самое существенное в биографиях и деятельности наших героев, – желающим знать больше предлагаем обратиться к литературным источникам, в том числе, имеющимся в Интернете.

 

 

1. О различиях и достоинствах людей и выборе героев статьи

 

Человек появляется на свет с индивидуальной наследственной программой и, как всё на Земле и во вселенной, будь то звёзды и окружающие их планеты, населяющие некоторые из них растения, животные и разумные существа, проходит определённый цикл развития и самоосуществления. Генотип и условия развития – индивидуальные, социально–экономические и национально–исторические, формирующие фенотип человека, предопределяют иногда весьма существенные психофизические и нравственные различия людей и уровни их развития и достижений. В значительной степени эти различия являются следствием неравноправия и неравенства людей, тормозящих формирование и проявление их способностей и препятствующих эффективной самореализации.

Не получив полноценного психофизического развития, люди живут так называемыми земными заботами, желаниями и удовольствиями... При этом даже сознающие пользу регулярных физических упражнений и освоения нравственных ценностей нередко ими пренебрегают. Среди интеллектуально–информационных интересов и занятий людей преобладают лёгкие формы – чтения, просмотра коммерческой кино/видеопродукции, прослушивания популярной музыки и компьютерные игры. В массе своей люди живут потреблением и развлечениями и стремятся отнюдь не к физическому и духовному совершенству, что составляет общезначимую пользу, а к достижению частной выгоды и более высокого положения в социуме.

Так было сто и двести лет назад и, наверное, будет ещё не один десяток лет, наводя на мысль о неоднозначности и даже – ущербности человеческих природы и существования...

Тем не менее, вопреки непростым жизненным обстоятельствам, появляются люди с необыкновенными способностями, достигающие выдающихся результатов в одной или нескольких областях. Этот процесс случаен, будучи зависимым от многих факторов, – по мнению специалистов, зарождение потенциального гения предопределяется генетически, развитие – биологически и социально, а реализация – социально и биологически. Феноменальные по своим человеческим качествам, интересам и сферам деятельности гении – изобретатели и конструкторы, учёные и деятели искусства делают такое, что не под силу другим специалистам, являя собой образец для восхищения и подражания. Наряду с выдающимися способностями и творческим потенциалом, гениев характеризуют непреодолимая страсть к познанию и созиданию нового, развитый рефлекс цели и настойчивость в её достижении, терпение и преданность своему делу, наконец, радость творчества и неизбывное стремление к новым высотам и достижениям!

Для данной статьи мы выбирали личности яркие и крупные, заслужившие мировое признание и навсегда вошедшие в историю. Из области электротехники, в сотрудничестве и соперничестве, возникла первая гениальная пара – Т. Эдисон и Н. Тесла. В отношении другой пары – К. Э. Циолковского и С. П. Королёва сделать выбор было проще, ибо они выступили, как двухступенчатая ракета: первый заложил теоретические основы космонавтики, а второй реализовал их практически, открыв космическую эру человечества. Так сложилось, что Эдисон – на одно ухо, а Циолковский – на оба, страдали глухотой, вследствие перенесённых болезней в детстве, которая, впрочем, не помешала им добиться больших успехов, а Теслу и Королёва отличали масштабность экспериментов и грандиозность выполненных работ.

Очень важен позитивный нравственный посыл их деятельности, при том, что некоторые наши герои работали на военно-промышленный комплекс, где, как мы знаем, реализуется значительная часть научных открытий и разработок. Но ими руководила добрая воля, а не злой умысел, который, например, подвинул США к неоправданному применению атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки и осуществлению миссии мирового жандарма и коварного кукловода-агрессора, особенно активно реализуемой в последнее время для достижения своего превосходства за счёт других стран и народов.

Отметим, что С. П. Королёв занимался боевыми ракетами с мыслью о полётах в космос, а Н. Тесла, работая для военно-морского ведомства США и предвидя возможность человеческих жертв, затягивал проведение эксперимента, который состоялся лишь после его смерти. Большинство записей и рукописей Теслы исчезли при невыясненных обстоятельствах, – как считают некоторые биографы, он сжёг их сам в начале 2-й мировой войны, сочтя, что эти знания слишком опасны для неразумного человечества... Далеко не всегда научные открытия и технические изобретения, иначе говоря, научно-технический прогресс делает людей счастливее, а их жизненные ценности более совершенными, чему яркой иллюстрацией может служить ХХ век с его научно-технической революцией, с одной стороны, и двумя мировыми войнами, социальными революциями, военно-политическими конфликтами и противостояниями, – с другой...

В этой связи следует сказать о близости большинства наших героев мировоззрению и духовному кредо Н. К. Рериха, воплощённому в Живой Этике, в которой излагается его видение космической эволюции и безграничных возможностей человека в русле духовного совершенствования, созидания культуры и развития науки. "При этом, – говорится в Живой Этике, – наука должна претерпеть изменения, стать более открытой и нравственной, а техника должна быть подчинена духу, познание же высших законов природы и, как следствие, высших целей, приведёт к преображению материальной природы и вместе с ней и духа народа, который подскажет людям и новые формы устроения лучшей жизни".

Герои нашей статьи – творцы научно-технического прогресса и великие труженики. Они жили примерно в одно и то же время, шли своими путями, иногда пересекавшимися, нередко сопряжёнными с большими трудностями, и каждый проявился по-своему ярко. Один, – действуя практично, с большой выгодой для себя и заработав немалое состояние (Эдисон), другой, – работая интуитивно и эффектно, реализуя свои творческие интересы (Тесла), третий, – преодолевая глухоту, непонимание окружающих и недостаток материальных средств (Циолковский), четвёртый, – упорно идя к своей цели и не отказавшись от неё даже в условиях политических репрессий (Королёв).

Эти две пары гениев: Т. Эдисон и Н. Тесла, К. Циолковский и С. Королёв трудились в близких областях, но если первые два даже работали вместе, впрочем, недолго, из-за принципиальных различий в подходах к организации работ и понимании основ электричества, и соперничали между собой, то вторые, встретившись однажды, составили своеобразный тандем, надолго предопределивший содержание процесса освоения космоса! Отмечая масштабы и значительность содеянного нашими героями, нельзя не видеть их феноменальных человеческих, профессиональных и деловых качеств, которые помогали им преодолевать трудности и подниматься над ними, подчиняя себе время и опережая его!

Последнее не только достойно внимания и уважения, но и сопрягается с нашим видением человека и его потенциальных возможностей, которые теперь людьми не вполне осознаются и, тем более, реализуются. Работая над статьёй, мы исходили из того, что обращение к таким личностям послужит для пользы всех, способствуя изменению нашей жизни к лучшему и стимулируя прежде всего молодых к более активной и продуктивной деятельности на радость себе и другим.

 

 

2. Биографические данные героев статьи

 

2.1. Т. Эдисон и Н. Тесла

 

2.1.1. Самым старшим из наших героев был Томас Алва Эдисон (11.02.1847 – 18.10.1931 гг.). В школе он учился неважно, выводя учителя из себя своими бесчисленными "почему", за что тот назвал его тупицей. В девятилетнем возрасте Томас увлёкся химией, – на опыты были нужны деньги и с 12 лет он начинает работать, сначала торгуя яблоками, а затем газетами в поездах. В 15-летнем возрасте Эдисон приобрёл старый печатный станок и стал издавать свою газету. Благодаря случаю, он становится телеграфистом, а в 1868 году после прочтения книги Фарадея "Экспериментальные исследования электричества" задумывается об изобретательстве и уже на следующий год получает свой первый патент на электрорегистратор голосов. Покупателей на изобретение не нашлось, что послужило для Эдисона уроком, – после этого он занимался лишь тем, что наверняка принесёт прибыль. И таковым стал телеграфный аппарат, сообщавший котировки биржевых акций (тиккер), серийное производство которого он наладил в 1870г. Спустя три года Эдисон придумал диплексную схему работы телеграфа, что позволило передавать по одному проводу одновременно сначала 2 сообщения в противоположных направлениях, а затем и 4.

В 1876 году Т. Эдисон создаёт крупную лабораторию в Мэнло-Парке, задачей которой было совершенствование техники для её применения в коммерческих целях. Здесь были созданы телефонный микрофон и фонограф. В 1878 году Эдисон приступил к промышленному внедрению ламп накаливания, придуманных ещё до него, но он сумел сделать их экономически выгодными. В процессе этой работы Т. Эдисон открыл явление термоэлектронной эмиссии. После того, как в 1882 году Эдисон построил свою первую электростанцию, началась эра американской осветительной индустрии. В 1887 году Т. Эдисон переехал в Уэст-Ориндж, где построил новую, ещё более крупную лабораторию, в которой было сделано много новых изобретений, а в 1892 году им был создан ставший впоследствии одним из крупнейших в США концерн "Дженерал электрик".

Всего Т. Эдисон получил 1093 патента в США, не считая полученных в других странах. Кроме изобретений, отмеченных выше, ему принадлежит разработка аэрофона, диктофона, сепаратора железной руды, кинетоскопа, кинокамеры, железо-никелевого аккумулятора, мимеографа-ротатора, флюороскопа, электрического стула... Эдисон отличался завидной целеустремлённостью и работоспособностью. Проводя поиск подходящего материала для нити накаливания электролампы, он перебрал около шести тысяч образцов, пока не остановился на карбонизированном бамбуке. Проверяя характеристики угольной цепи лампы, он провёл без отдыха в лаборатории 45 часов. Вплоть до преклонного возраста он работал по 16-19 часов в сутки. В 1930 году Т. Эдисон стал иностранным почётным членом АН СССР.

Никола Тесла так отзывался о нём: "Если бы Эдисону понадобилось найти иголку в стоге сена, он не стал бы терять время на определение наиболее вероятного места её нахождения, а немедленно с лихорадочным прилежанием пчелы начал бы осматривать соломинку за соломинкой, пока не нашёл предмет своих поисков. Его методы крайне неэффективны: он может затратить много времени и энергии и не достигнуть ничего, если только ему не поможет счастливый случай. В начале я с печалью наблюдал за его деятельностью, понимая, что небольшие творческие знания и вычисления сэкономили бы ему 30% труда, но он питал неподдельное презрение к книжному образованию и математическим знаниям, доверяясь всецело своему чутью изобретателя и здравому смыслу американца".

Возможно, в Тесла говорило уязвлённое самолюбие, так как они с Эдисоном враждовали, но были и объективные основания. В 1884 году Н. Тесла по приглашению Эдисона приезжает в США, чтобы решить серьёзные технические проблемы на его заводе, за что была обещана премия в 50 тысяч долларов. Он прибыл к Эдисону с рекомендацией от его парижского знакомого, в которой тот писал: "Я знаю двух великих людей. Один из них Вы, второй – этот молодой человек". Проблемы были решены, но денег Никола не увидел. Эдисон заявил, что "премия – всего лишь шутка, и если Тесла хочет стать настоящим американцем, то ему надо привыкать к такому юмору". Вместо премии он предложил ему прибавку к зарплате – на 10 долларов в неделю, но Н. Тесла гордо отказался и уволился. А через несколько лет Тесла тоже открыл фирму по производству и продаже электрооборудования – его продукция была более совершенной и экономичной, чем у конкурента. Эдисон терял заказы и публично называл соперника "Сумасшедшим сербом". Кто же такой был Никола Тесла?..

 

2.1.2. Гениальный учёный и изобретатель родился в Сербии, входившей в состав Австро-Венгрии, 09.07.1856 года в семье священника. Отец видел в сыне будущего священнослужителя и Николе стоило немалых сил и умения убедить отца отпустить его учиться в Высшую техническую школу Граца, а затем – в Пражский университет. На 2-м курсе его осенила идея индукционного генератора переменного тока и уже в 1882 году, работая в Париже, он построил его действующую модель. Если Эдисон делал то, что давало явную прибыль, то Тесла занимался тем, что ему было интересно. Все работы Т. Эдисона базировались на постоянном токе, а тут "какой–то серб с горящими глазами толкует про ток переменный". Эдисон так старался доказать опасность идей Теслы, что не постеснялся убить переменным током собаку. Но не помогло, – победило, известно что, – по проводам на улицах и в наших домах течёт переменный ток!

Главной причиной разрыва изобретателей было их расхождение во взглядах на природу электричества. Эдисон придерживался теории "движения заряженных частиц", а для Теслы основополагающим было понятие эфира – некой невидимой субстанции, заполняющей весь мир и передающей колебания со скоростью, во много раз превосходящей скорость света. Каждый миллиметр пространства, полагал Н. Тесла, насыщен безграничной, бесконечной энергией, которую надо лишь суметь извлечь. И он это делал практически, опровергая законы электрофизики и изумляя поражённую публику.

Таланты учёного и изобретателя были многогранны. Тесла писал стихи, занимался лингвистикой, бегло говорил на семи-восьми языках, знал музыку и философию. Прогуливаясь по улице, он мог вдруг сделать сальто или остановиться и прочесть наизусть пару глав из "Фауста". Одержимость Теслы наукой не знала границ, – для сна он отводил четыре часа, из которых два уходили на обдумывание идей. Лорд Кельвин писал о нём, как "о самом преданном электрической науке человеке из всех современников".

После разрыва с Эдисоном Н. Тесла успешно работал в компании "Вестингхауз электрик", – в это время он получил патенты на многофазные электрические машины, асинхронный электродвигатель и систему передачи энергии посредством многофазного переменного тока. Одновременно Тесла разрабатывает способы передачи энергии по одному проводу или вообще без проводов... В 1895 году была введена в строй крупнейшая в мире Ниагарская ГЭС, на которой работали мощные генераторы Теслы. Тогда же он сконструировал ряд радиоуправляемых самоходных механизмов и показывал опыты с шаровыми молниями. В 1900 году Н. Тесла взялся за строительство всемирной станции беспроводной передачи энергии, финансируемой стальным магнатом и банкиром Д. П. Морганом и основанной на идее резонансной раскачки ионосферы, получившей название "Ворденклиф". Пробный пуск гигантского сооружения высотой 57 метров, углублённого на 36 метров в землю, произвёл потрясающий эффект: "Тесла зажёг небо на тысячи миль", – писали газеты. Однако в планы Моргана входила система связи, а не передачи энергии и он отдал предпочтение более дешёвой и перспективной системе связи Маркони...

После неудачи с Ворденклифом Н. Тесла продал часть своих патентов на $15 млн, основал лабораторию в Нью-Йорке и полностью отдался научным исследованиям. Не замечая никого вокруг и напряжённо думая, изобретатель мог начисто отключать свой мозг от внешнего мира. В эти мгновенья на него снисходили "вспышки энтузиазма", "внутреннее видение", "сверхчувствительность", а его сознание, считал Тесла, проникало в загадочный тонкий мир. Резерфорд называл его "вдохновенным пророком электричества". Именно Н. Тесла предсказал возможность лечения больных током высокой частоты, появление электропечей, люминисцентных ламп, электронного микроскопа. Улицы Нью-Йорка освещались дуговыми лампами Теслы, на предприятиях работали его электромоторы, выпрямители, электрогенераторы, трансформаторы, высокочастотное оборудование. Из 800 патентов в разных областях Н. Тесла успел получить немалое их число на радиооборудование ещё до Маркони, а многие свои открытия не только не запатентовал, но и не оставил их описаний и чертежей.

В 1931 году Н. Тесла показал публике загадочный автомобиль, из которого извлекли бензиновый двигатель и установили электромотор мощностью 80 квт, а под капот – коробку с электронным устройством размером 60х30х15 см, из которой торчали два небольших стержня и подключил её к двигателю. Сказав: "Теперь мы имеем энергию", Тесла сел за руль и поехал. Машину испытывали неделю, она развивала скорость до 150 км/час и совсем не нуждалась в зарядке. На вопрос: "Откуда берётся энергия", Тесла отвечал: "Из эфира". Не поверив, зрители заговорили о нечистой силе. Рассерженный учёный вынул таинственную коробку из машины и унёс её с собой...

О Тесле ходили самые разные слухи, ему приписывали общение с инопланетянами и связывали с ним Тунгусскую катастрофу... Он ушёл от официальной науки так далеко, что и теперь большинство его работ остаются непонятыми и необъяснимыми. Только сейчас мы начинаем сознавать, какой неизведанный мир открыл Н. Тесла. Кирлиан-эффект, например, был запатентован в 1949 году, а Тесла демонстрировал эффект свечения "ауры" предметов ещё в конце XIX века. Через полвека после того, как Н. Тесла жонглировал шаровыми молниями их пытался воссоздать П. Капица, но ему это не удалось.

В 30-х годах Тесле вместе с Эдисоном была присуждена Нобелевская премия, но он отказался её принять, не желая делить её со своим соперником. Многое ещё можно было бы рассказать об этом гениальном человеке, прожившем 86 лет, отметим важное, – к сожалению, Н. Тесла не оставил своей физической теории, но с помощью экспериментов показал, что мир – это непрерывная электромагнитная среда – эфир как единое недифференцированное поле, состоящее из пространства, времени и энергии, в котором в результате резонирующих процессов рождается материя. Он считал, что резонанс – один из наиболее общих законов природы, устраняющий время и расстояние, и все связи между явлениями устанавливаются путём разного рода резонансов как согласованных вибраций физических систем, в основном электромагнитных.

В завершение заметим о принципиальных разногласиях Н. Теслы по многим вопросам с А. Эйнштейном, в которых он предстал его достойным оппонентом, в частности, о пределе скорости электромагнитных волн или в отношении кривизны пространства, существования эфира и познавательной способности человека. Кстати, у Эйнштейна было и есть немало других оппонентов и один из них – К. Э. Циолковский, к био- и фактографии которого мы и переходим.

 

2.2. К.Э.Циолковский и С.П.Королёв

 

2.2.1. Константин Эдуардович Циолковский (17.09.1857 – 19.09.1935 гг.) после перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух и не смог учиться в школе. С раннего возраста время мальчик любил мастерить и приобщился к техническому творчеству: изготовил астролябию и домашний токарный станок, делал опыты с бумажной моделью аэростата и начал думать над проектом машины с крыльями. Последнее требовало специальных знаний и его отец, поверив в способности сына, послал его в Москву, где он прожил с 16 до 19 лет. Средств было мало и, чтобы покупать книги, приборы и химпрепараты, Константин ограничивал себя во всём.

Ежедневно он работал в бесплатной Чертковской публичной библиотеке. С утра занимался точными науками, затем переключался на беллетристику и публицистику. Читал научные журналы, увлекался Шекспиром, Л. Толстым, Тургеневым, восхищался статьями Писарева. Там же Циолковский познакомился с основоположником русского космизма Н. Ф. Фёдоровым, работавшим помощником библиотекаря и оказавшим на него большое влияние. За три года Циолковский полностью освоил гимназическую программу и значительную часть университетской.

Вернувшись домой, он начал давать частные уроки, а осенью 1879 года успешно сдал экстерном экзамен на уездного учителя математики и получил назначение в Боровское уездное училище Калужской губернии. В Боровске, центре старообрячества, Циолковский жил и работал 12 лет, здесь он создал семью, написал свои первые научные работы. После занятий в училище, где он с успехом преподавал арифметику и геометрию, и по выходным дома – работал над рукописями, делал чертежи, ставил опыты.

Первая работа Циолковского "Графическое изображение ощущений" (1881) была неудачной, вторая – "Теория газов", по словам Д. Менделеева, оказалась повторением уже открытой 25 лет назад кинетической теории газов... Лишь третья статья "Продолжительность лучеиспускания Солнца" вызвала интерес, за что он был принят в члены Русского физико-химического общества. После этого Циолковский выпускает работу "Свободное пространство", представляющую собой своеобразный мысленный эксперимент, где впервые был сформулирован принцип реактивного движения. В 1885-1891 годах Циолковский разрабатывает проект металлического дирижабля, выступает на заседании Физического отделения Общества любителей естествознания, знакомится с Н. Е. Жуковским. В 1887 году он пишет своё первое научно-фантастическое произведение – небольшую повесть "На луне", которую отличали хороший литературный язык, наличие многочисленных подробностей и убедительность.

В Боровске в семье Циолковских родилось четверо детей, – жили бедно, но по словам учёного, "в заплатах не ходили и никогда не голодали". Для большинства сослуживцев и жителей города Циолковский был нелюдимым чудаком, не бравшим дань с нерадивых учеников, не принимавшим участия в застольях и гулянках. Являясь дворянином с польскими корнями, Циолковский был вхож в Дворянское собрание Боровска, давал частные уроки детям Предводителя местного дворянства Курносова, благодаря знакомству с которым, как и успехам в преподавании, он получил чины: губернского секретаря (1884), коллежского секретаря (1885), титулярного советника (1886), коллежского асессора (1889).

В 1892 году Циолковского переводят на работу в Калугу, где он прожил всю оставшуюся жизнь, работая преподавателем математики в уездном училище, а с 1899 года вёл уроки физики в епархиальном женском училище. В Калуге у Циолковских родились сын и две дочери, здесь же им пришлось пережить смерть пятерых своих детей. Там же Циолковский познакомился А. Л. Чижевским и Я. И. Перельманом, ставшими его друзьями и популяризаторами идей. В Калуге Циолковский построил "воздуходувку" – аэродинамическую трубу, одну из экспериментальных моделей, более сотни которых были созданы им на свои средства. В 1894г в статье "Аэростат или птицеподобная (авиационная) летательная машина" он впервые дал расчёты и чертежи цельнометаллического моноплана с толстым изогнутым крылом, которые предвосхищали конструкцию самолетов, появившихся через 15-18 лет. Спустя год была опубликована его книга "Грезы о земле и небе", а в 1896 году вышла статья о других мирах, разумных существах и общении землян с ними.

В 1896 году Циолковский приступил к разработке своего главного труда "Исследование мировых пространств реактивными приборами", который был напечатан в 1903 году. К сожалению, современники не оценили исследования, которым сегодня гордится наука – оно на эпоху опередило своё время. Но в 1911 году появилась вторая часть этого труда, в котором Циолковский вычислил энергию преодоления земного притяжения, определил скорость выхода в Солнечную систему – "вторую космическую" – 11,2 км/сек, выдвинул идею использования составных ракет и обосновал два их типа (с последовательным и параллельным соединением ступеней). На этот раз работа имела большой успех! В последующих работах (1911, 1914 гг.) Циолковским была детально разработана математическая теория движения одно и многоступенчатых ракет с жидкостными реактивными двигателями.

В советское время К. Э. Циолковский не сразу получил признание, только в 1921 году ему была назначена пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой. В это время он работал над созданием теории полёта реактивных самолетов и изобрёл свою схему газотурбинного двигателя, а в 1927 году опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке. В 1926-1929 годы Циолковский решает практические вопросы и выдвигает ряд идей, нашедших применение в ракетостроении. В частности, в области ракетных топлив Циолковский исследовал большое количество различных окислителей и горючих; рекомендовал топливные пары: жидкие кислород и водород, кислород и углеводороды. Им был предложен старт ракеты с эстакады, который нашел впоследствии применение в военной реактивной артиллерии, в системах залпового огня ("Катюша", "Град", "Смерч").

Имея своё видение вселенной, Циолковский скептически относился к теории относительности А. Эйнштейна. В статье "Библия и научные тенденции Запада" (1935) он отрицал ограниченность вселенной 200 миллионами световых лет, говоря, что "указание на пределы Вселенной также странно, как если бы кто доказал, что она имеет в поперечнике один миллиметр". То же по поводу скорости света. Отрицал он и замедление времени при приближении к скорости света, считая это фантазией, либо ошибкой нефилософского ума. С горечью и возмущением Циолковский говорил о "гипотезах", в которых нет ничего, кроме чисто математических упражнений, любопытных, но представляющих собой бессмыслицу...

Написав более 400 работ, Циолковский утверждал, что теорию ракетостроения разработал лишь как приложение к своим философским изысканиям. Известны его капитальный труд "Этика или естественные основы нравственности" (1903), работы "Живая вселенная" (1923), "Космическая философия" (1935) и другие. Важнейшими принципами его философии были – атомистический панпсихизм (чувствительность материи); монизм – единство субстанциональной основы мира, в том числе, живой и неживой материи, человека и Вселенной; бесконечность Вселенной в пространстве и во времени, включающей в себя бесконечную иерархию космических структур от атомов до "эфирных островов" разного уровня сложности. И, наконец, – принцип самоорганизации и эволюции, говорящий о том, что "Всё живо", то есть способно к самоорганизации и эволюции в противовес толкованию космической эволюции как неуклонной деградации, что невозможно без некоей первопричины, порождающей "волю Вселенной". Во Вселенной – много обитаемых планет. Жизнь на Земле несовершенна, ибо человек – существо незрелое, переходное, но скоро установится счастливое общественное устройство, наступит единение людей, прекратятся войны, человек станет совершеннее!..

 

2.2.2. Сергей Павлович Королёв (12.01.1907 – 14.01.1966 гг.) родился в г. Житомире на Украине в семье учителя. Образование он получил дома – его мать и отчим были учителями, последний, помимо педагогического, имел инженерное образование. Ещё в молодые годы Сергей проявил исключительные способности и неукротимую тягу к новой тогда авиационной технике. В 1922-24 гг. учился в строительной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах. С 1921 года активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 – как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке. Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится в МВТУ им. Баумана в Москве, за время учёбы в котором показывает себя как способный авиаконструктор и опытный планерист.

Спроектированные и построенные им планеры "Коктебель", "Красная звезда" и лёгкий самолет СК-4 для достижения рекордной дальности полёта показали его незаурядные конструкторские способности. В 1929 году С. П. Королёв посетил в Калуге К. Э. Циолковского, чтобы получить совет по вопросу полёта планера на сверхдальность, но учёный рекомендовал ему заняться реализацией космического полёта. В качестве напутствия Циолковский подарил Королёву свою книгу "Космические ракетные поезда" и посоветовал обратиться к инженеру Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Ф. А. Цандеру.

В марте 1932 года при поддержке начальника вооружений РККА М. Н. Тухачевского вместе с Ф. Цандером они добиваются создания в Москве с помощью Осовиахима общественной организации – Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая в апреле 1932 года становится государственной научно-конструкторской лабораторией. В ней создаются и в 1933 году запускаются первые отечественные жидкостные ракеты ГИРД-09 и ГИРД-10. К 1936 году, уже работая заместителем директора первого в мире Реактивного НИИ, Королёву удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную-217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную-212 с жидкостным двигателем.

Работа набирала темп, но политические события в стране и прежде всего разногласия М. Н. Тухачевского с наркомом обороны Ворошиловым по поводу перспектив развития Красной армии ("моторы" или "конница" соответственно), приведшие к раскрытию так называемого "военно-фашистского заговора" и казни Тухачевского, а затем и большей части командного состава Красной армии, сказались и на С. П. Королёве. В 1938 году он был арестован по 58-й статье как участник контрреволюционной троцкистской организации внутри РНИИ, наряду с его директором и другими сотрудниками, и был приговорён к 10 годам заключения.

Почти год Королёв провел в Бутырской тюрьме, где на допросах подвергался жестоким пыткам и избиениям, на одном из которых ему графином сломали челюсти. Затем 8 месяцев находился на Колыме "на общих работах". В 1940 году по ходатайству А. Н. Туполева, также репрессированного, был переведён в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под его руководством принимал активное участие в создании бомбардировщиков ТУ-2 и ПЕ-2 и одновременно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и ракетного перехватчика.

Успешная работа послужила основанием для перевода Королёва в 1942 году в другое КБ тюремного типа – ОКБ-16 при Казанском авиазаводе, где велись работы по созданию ракетных двигателей для сокращения длины разбега самолёта при взлете и повышения его скоростных и динамических характеристик во время воздушного боя. В 1940 году срок заключения С. П. Королёва был сокращён до 8 лет, а в 1943-м за разработку ракетного ускорителя бомбардировщика ПЕ-2рд он был награждён орденом "Знак почёта" и освобождён. Арест, допросы и пятилетнее заключение оставили глубокий след в сознании Королёва, заразив пессимизмом, но не помешали ему работать с нарастающим темпом в избранной области.

В конце войны Королёвым были разработаны проекты ракет Д-1 и Д-2 с твёрдотопливными двигателями, а по её окончании он был направлен в советскую оккупационную зону Германии, где в институте Нордхаузен руководил восстановлением полного проекта ракеты ФАУ-2. В апреле 1947 года Королёв получил указание Сталина сделать копию немецкой ракеты и уже в октябре у Капустина Яра провёл испытания ракет А-4, собранных из трофейных узлов и агрегатов в институтах Нордхаузен и созданного в подмосковном Калининграде (ныне Королёв) Государственного НИИ реактивного вооружения (НИИ-88), одним из главных конструкторов которого он был назначен. В 1948 году с гораздо лучшими результатами по надёжности и точности испытал первые ракеты Р-1, воспроизводящие А-4 по отечественной документации и из своих материалов.

Благодаря созданию ракеты с дальностью 300 км, которая во всём мире признавалась "чудом техники", Королёв открыл дорогу для воплощения на практике своих идей. В 1948 году была создана ракета Р-2 дальностью 600 км, а в результате широкомасштабных межведомственных научно-исследовательских работ в 1956 году на Семипалатинском полигоне были успешно проведены испытания первой в мире стратегической ракеты Р-5м с дальностью 1200 км, оснащённой ядерной боевой частью. Следующим этапом деятельности Королёва были организация работ ОКБ-1, главным конструктором которого он был назначен в августе 1956 года, разработка межконтинентальной двухступенчатой боевой ракеты Р-7 и создание на её основе трёх- и четырёхступенчатых космических носителей. Это стало возможным благодаря инициативе С. П. Королёва, М. В. Келдыша и М. К. Тихонравова по запуску искусственного спутника Земли, которая была поддержана выше, и 4 октября 1957 года он был выведен на околоземную орбиту.

Началась космическая эра: запускаются спутники научного, хозяйственного и оборонного назначения. В 1959 году автоматические космические аппараты доставляют на Луну вымпел СССР и производят фотографирование её обратной стороны. 12 апреля 1961 года под руководством С. П. Королёва осуществляется первый космический полёт человека – Ю. А. Гагарина. Всего за восемь лет начала космической эры под непосредственным руководством Королёва были запущены два простых спутника, первая космическая станция (объект Д), две первые космические системы "Электрон", первые спутники хозяйственного и оборонного назначения: связные "Молния-1" и фоторазведчики "Зенит-2", 15 первых в мире космических станций для исследования Луны, Венеры, Марса. С. П. Королёву принадлежит лидерство в запуске многоместных космических кораблей "Восход" и "Восход-2", разработке многоцелевого корабля "Союз" и корабля для облёта Луны, лунного экспедиционного комплекса Н1-Л3, предэскизных проектов тяжёлой орбитальной станции "Звезда" и тяжёлого межпланетного корабля. Осуществление дальнейшей космической программы Королёв планировал на основе сверхтяжёлой ракеты-носителя Н-1, испытания которой проводились уже после его смерти и после первых неудачных попыток в 1969-1972 гг. были свёрнуты по решению Л. Брежнева.

Безвременная кончина С. П. Королёва явилась подлинной трагедией для отечественной и мировой космонавтики, вследствие чего постепенно снизились темпы развития всех космических программ. Как показало дальнейшее развитие, равной Королёву по масштабу личности так и не появилось ни в России, ни в США. Тем не менее, и сегодня продолжаются научные и прикладные космические исследования, в том числе, с помощью долговременных орбитальных комплексов, подтверждая историческую значимость и непреходящую ценность деятельности С. П. Королёва, который верил, что "космонавтика имеет безграничное будущее, а её перспективы беспредельны, как сама вселенная".

 

2.3. После знакомства с фактографией наших героев, нельзя не восхититься тем, как много сделал каждый из них, какие разные у них были условия самореализации и сколь грандиозны были достигнутые ими результаты. Вместе с тем, не смотря на выдающиеся качества, у каждого из них были и свои особенности, скажем, у Т. Эдисона наряду с необычайными целеустремлённостью и работоспособностью, не было систематического образования и была ограниченная постоянным током утилитарная направленность работы. Его характеризуют собственные слова: "Я не исследую законы природы, как Ньютон, Фарадей и Генри, я только профессиональный изобретатель, отыскивающий что-либо, имеющее практическую ценность". Для Теслы характерно соединение исследователя с изобретателем, – он тоже практичен, но не как Эдисон, а с задачей проникнуть в существо явления, чтобы понять, как его приручить, во-первых, и для совершенствования интеллекта и умения предвидеть истину, во-вторых. Н. Тесла, при его образованности, необыкновенных интуиции и увлечённости, возможно, из-за индивидуальной особенности держать в воображении сложнейшие проекты и расчёты, не оставил научного обоснования своих представлений и экспериментов. Многое из того, что он делал, увы, осталось за завесой тайны, давая основания некоторым говорить о нём, как об иллюзионисте, вроде Д. Коперфилда, а другим ассоциировать с Леонардо Да Винчи в его желании скрыть свои изобретения и открытия от алчных глаз...

Циолковский был самородком и обладал редкой работоспособностью, как Эдисон, и одновременно у него было немало общего с Теслой: научный подход к работе и видение вселенной и происходящих в ней процессов, литературные и философские интересы. У Королёва были целеустремлённость Эдисона и образованность Теслы, устремлённость в космос Циолковского и необыкновенные организаторские способности, но, увы, судьба дала ему слишком мало – всего 59 лет жизни и массу испытаний и трудностей...

Однако, несмотря на различия, этим людям было свойственно неукротимое стремление к познанию, открытию и осуществлению нового, неустанное движение вперёд. Действуя в направлении поставленных целей, они поднимались над житейскими радостями и удовольствиями, стереотипами мышления и поведения, коими живут многие люди, до недосягаемых высот. Такие действия требуют от человека больших знаний и уверенности в себе, сильной воли и энергии, умения ставить и решать сложные задачи; наконец, они предполагают преодоление естественного консерватизма и неприятия людьми принципиально нового, а по достижении одной цели переходу к следующей в бесконечном процессе познания и достижения неизведанного и совершенствования достигнутого.

Своим примером такие люди показывают другим, сколь великие возможности заключены в человеке и как важно их максимально реализовать. К сожалению, и тому есть объективные причины, таких выдающихся личностей было немного, и анализу причин этого, как и возможностей улучшения ситуации посвящен следующий раздел статьи.

 

 

3. Опередившие время – необходимость и польза

 

Отмеченное выше позволяет сделать определённые выводы об индивидуальных особенностях и общих чертах наших героев, но для лучшего их понимания информацию следует дополнить. Прежде всего, каждому из них от природы или от Бога, кому как больше нравится, было дано нечто, называемое гениальностью, ярко проявившееся затем, несмотря на не всегда благоприятные обстоятельства их жизни. Считается, что с психологической точки зрения гении, имея индивидуальные различия в части одарённости и характера, культуры и мотивации, в творческом процессе принципиально не отличаются от других одарённых людей.

Однако сравнение наших героев показывает другое, вспомним, как отличались человеческие качества и методы работы Эдисона и Теслы, не говоря о том, что у последнего творческий процесс выходил за рамки материалистического понимания, приближаясь к эзотерическому, что в определённой степени было свойственно и К. Э. Циолковскому в его философских трудах. При этом, если последний работал индивидуально, то С. П. Королёв – в коллективе, показав выдающиеся организаторские способности...

Если оценивать движущие силы творчества, то энтузиазм Т. Эдисона подпитывался материальным интересом, в то время, как Н. Тесле и К. Циолковскому была присуща своеобразная внутренняя одержимость, порождаемая их индивидуальным самосознанием и творческими интересами. То же, в не меньшей степени, можно сказать и о С. П. Королёве, который с успехом работал даже в условиях заключения. Можно использовать и другие критерии оценок, например, не доверять результатам работы Н. Теслы в связи с тем, что он не оставил теории и не раскрыл механизма многих своих творений, или не принимать космизм Циолковского, основанный на уникальном русском архетипе "всеединства", его умозрительности и тесной связи с оккультными и эзотерическими течениями философской мысли.

Работая до преклонного возраста, последние годы жизни Эдисон провёл в достатке, воспитывая детей и внуков, Тесла жил в самых дорогих отелях, прослыв большим привередой и чудаком, уверяя, что свои научные и технические знания он получал из единого информационного поля Земли. Говорили также, что одними из последних работ Теслы были создание искусственного разума и фотографирование мыслей, которое он считал вполне возможным...

К. Э. Циолковский в своей жизни пережил пожар и наводнение, с которыми были связаны большие материальные потери и утрата его научных документов, инженерных расчётов и моделей, потерю пяти детей, в том числе, самоубийство двух сыновей, работая до последних дней. С. П. Королёв – был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, являясь первопроходцем основных направлений развития отечественной и мировой пилотируемой космонавтики. Трудно себе представить, какого уровня она могла бы достичь, если бы преждевременная смерть не прервала творческий полёт его мыслей и созидательной деятельности?

Однако, какими бы ни были мотивы их действий, каждому из наших героев была присуща способность к решению сверхзадач, определяющих научно-технический прогресс. В отличие от других, нередко весьма способных и одарённых людей, расходующих свои силы на зарабатывание денег, карьеру и достижение того, что владеет большинством, они не распылялись на бесчисленные проблемы и соблазны, которых немало в жизни, а упорно шли к своей цели и достигали её. Ничто не может остановить людей, которые, отказывая себе в житейских радостях и максимально насыщая время трудом, подчиняют его себе и опережают его, как бы опровергая замедление времени по Эйнштейну при увеличении скорости движения!

К сожалению, таких людей было, есть и в ближайшей перспективе будет немного, ибо процесс их формирования и проявления предполагает (по Н. В. Гончаренко) врождённую одарённость (1), регулярные и целенаправленные собственные усилия (2), стимулирующее ближайшее окружение (3) и благоприятную ситуацию (4) в обществе в целом. Если приложить эти условия к нашим героям, можно увидеть, что первые два из них в разной мере были выполнены для всех, а 3-е и 4-е, особенно, – нет, прежде всего, в случае Циолковского и Королёва.

Важное значение в ориентации и развитии людей имеют жизненные ценности и связанные с ними состояние и направленность педагогики. В массе своей люди стремятся к более высокому уровню материальных и социальных возможностей, благодаря которым они могут лучше удовлетворить потребности в пище, одежде, жилище и быть, если не лучше, то не хуже других... Для этого не надо иметь семь пядей во лбу, – достаточно быть последовательным, практичным и изворотливым. Кажется, теперь у людей большие, чем раньше, возможности для развития и совершенствования, – прогрессируют наука и техника, экономика и производство, но гениев по прежнему не больше, чем один на десять миллионов, а уровень развития большинства нередко оставляет желать лучшего...

Можно связывать это с генотипом человека, но в такой же степени возможно объяснение этого явления и особенностями его онтогенеза и фенотипа. Скажем, по данным ЮНЕСКО способностями к творчеству и наукам от рождения обладают 85% российских детей, однако, к 1-му классу остается 35-40% ребят с такими способностями, а к моменту окончания школы лишь – 3-6%. Эта статистика со всей очевидностью показывает недостатки дошкольного и школьного воспитания и развития детей и предполагает их преодоление. Не лучше дело обстоит и на практике, – нередко профессионализм, творчество и энтузиазм работников не востребованы или недостаточно стимулируются, в науке объективность и доказательность подменяются тенденциозностью представлений, администрированием и далеко не всегда корректной борьбой научных школ.

Многое теперь переосмысливается и подвергается сомнению: и законы мироздания, и представления о материи и энергии, и теория эволюции жизни на Земле, и представления о природе человека и его месте и роли на Земле и во вселенной, наконец, о современном жизнеустройстве с его очевидным несовершенством, идущем из глубины тысячелетий... Наверное, это связано с многообразием и сложностью человека, если его до сих пор не могут объяснить ни любители мудрости, ни профессионалы-гуманитарии, – остаётся уповать на появление гения, который сумеет-таки определить сущность человека и поможет людям найти способы выстраивания лучшей жизни, в которой будет больше способных, талантливых и гениальных людей!

И как здесь не вспомнить Т. А. Эдисона с его необыкновенными целеустремлённостью, терпением и работоспособностью и Н. Теслу, с его одержимой верой в существование эфира и бесконечность энергии, заключённой в нём. Как забыть К. Э. Циолковского с его самозабвением в самообразовании, преданностью космической теме и эзотерической тонкостью философии, и С. П. Королёва, неудержимо идущего к цели, работавшего несмотря ни на что и сумевшего за девять лет космической эры совершить такое, что не под силу пока никому!..

Безусловно, все крупные достижения человечества стали возможны, благодаря совместным усилиям многих людей и вложению больших средств, но они не были бы столь значительными без искры гениальности, проявлением которой были необыкновенный энтузиазм и высокий уровень самоорганизации и самоотдачи лидеров, которые своим примером увлекали людей за собой. К сожалению, большинство людей, составляющих основу так называемого общества потребления, по разным причинам не развивают свои способности, и дело тут не только в педагогике, которая, как и всё вокруг, меняется, – формируются новые методики развития человека и методологии эффективных воспитания и образования с юных лет, вспомним системы М. Монтессори, В. А. Сухомлинского и других, оригинальные авторские образовательные и природосообразные программы, но они, увы, не вполне востребованы в силу несовершенства современного человека, который в большинстве своём думает отнюдь не о проявлении и совершенствовании своих способностей...

Лишь немногие люди, да простят нам это сравнение, как белые вороны среди серых собратьев, обретают силу духа и поднимаются над инстинктами и желаниями, сиюминутным и суетным для постижения неизведанного и реализации нового и более совершенного. Только они способны понять, что несовершенство происходящего на Земле и его, если не бессмысленность, то неосмысленность, – не на пользу людям, побуждая к напряжению разума и поиску такого смысла, который будет адекватен их сущности и задачам улучшения жизни!

Что же это за смысл и насколько уместно так ставить вопрос, который является философским и, кажется, не имеет однозначного ответа?.. А ответ на него скрыт в подтексте предыдущих абзацев – большинство людей живёт своими желаниями и удовольствиями, а не необходимостью и пользой, которые и выражают очевидный при ближайшем рассмотрении и кажущийся непостижимым взгляду со стороны или, тем более, с высока, смысл их существования. Представляется, – стоит осмыслить это положение и начать действовать разумно, как всё изменится; однако, не всё так просто, – чтобы сделать жизнь лучше, надо чтобы изменились в лучшую сторону люди и отношения между ними!

Что же может побудить людей становиться лучше, при том, что в большинстве своём они хотят иметь больше и быть выше других, а самосовершенствование предполагает регулярные усилия и большую работу над собой, что весьма непросто, – разве что небольшое число людей делает это в силу профессиональной или иной – жизненной необходимости и осознаваемой разумом пользы?.. Что-то должно подвигнуть людей к этому, побуждая к преодолению силы инстинктов и желаний? Ну, не опасность же мирового катаклизма или предрекаемый религией апокалипсис?..

А что же ещё, если не разум и сознаваемые им жизненная необходимость и польза! Ведь это и есть то самое, что делает человека разумным, что подвигло наших и подвигает других героев к их свершениям, движет людьми к совершенству сейчас и будет двигать ими дальше, тем в большей степени, чем больше людей это осознает и будет стремиться к тому, что необходимо и полезно всем! Всё более наполняя своё время, они будут ускорять приближение лучшей жизни – светлого будущего человечества, о котором мечтали и которое приближали Т. Эдисон и С. П. Королёв, Н. Тесла и К. Э. Циолковский!

 

25.08.2014

 

 


№59 дата публикации: 01.09.2014

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020