№78 / Лето 2019
Грани Эпохи

 

 

Ольга Ерёмина

 

Записки экскурсовода

Часть 13

Часть 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

 

17 октября 2022. Палеолит

Зарайск меня задел. Тронул глубоко и сильно.

Не кремлём и новомодной отделкой туристической улицы. И даже не богатым музеем. А засыпанным раскопом возле кремлёвских ворот.

Там, в этом раскопе, 20 лет назад были найдены бизон и палеолитическая Венера.

Когда читаешь о людях палеолита, то не воспринимаешь это близко к сердцу. Ну, жили где-то когда-то. Тысячи лет назад. Не веришь, что всё это реально. А тут – вот именно на этом бугре. Вот где ты сейчас ногами стоишь. 23 тысячи лет назад горели костры, резчик тонким сколом кремня резал мамонтовую кость, потом этого бизона ритуально убивали, натирали охрой и хоронили в ямке. Любили и плясали. О разрешении от бремени женщины просили богиню-мать. Растирали зерно. Жарили мясо. Находили в ручье желваки кремня и оббивали его, чтобы сделать скребки и наконечники стрел и копий.

Да не в учебниках. А вот здесь. И ту же саму реку видели они. И тот же самый пологий берег на противоположной её стороне. И так же вдыхали холодный осенний воздух, запахивая шкуры на груди.

Воплощение.

 

 

Путь из варяг в арабы

Мы в учебниках истории читали – путь из варяг в греки. И привыкли к этой мифологеме.

Но первым – до греков – был путь из варяг в арабы. В современной Википедии он именуется Волжским торговым путём.

В «Повести временных лет» под 862 годом первым городом упомянута Ладога. А затем – Белоозеро и Ростов. Ещё в этом ряду – Изборск, но пока речь не про него.

Самый важный восточный товар – шёлк. Не потому, что он такой мягкий и красивый, а потому, что в шёлке не водится вошь. Она так жестоко жрала наших предков, гнездясь с особой страстью в шерстяных тканях, что предки были готовы на любые испытания, лишь бы приобрети лоскуты шёлка, достаточные для того, чтобы сшить порты и рубаху.

Когда Европа стала грамотной, краски ещё понадобились – книги рисовать. Лазурит, например, чтобы его в синюю краску растирать. А брали его в Горном Бадахшане.

Как плыли?

Из Балтийского моря в Финский залив – Нева – Ладожское озеро – река Свирь – Онежское озеро – река Вытегра. Затем волок на Ковжу – и вот мы впадаем в Белоозеро. На его берегу сейчас маленький город Белозерск – наследник славного полуторатысячелетнего Белоозера, держателя путей, куда Рюрик, как только сориентировался в обстановке, сразу посадил своих подручных – обеспечивать безопасность купцов.

Из Белоозера по Шексне в Волгу в районе современного Рыбинска – и плыви себе спокойно вниз по течению аж до Каспия, а там арабы торгуют вовсю.

Северяне, правда, до Каспия вряд ли часто плавали. Зачем? Арабы и персы выходили навстречу – поднимались вверх по Волге до Булгарии, примерно на середину пути, там и торговали.

Одно из ответвлений пути шло через Ростов Великий – вероятно, в густонаселённые области. Возможно, потому, что Ростов был одним из центров солеварения, а соль всем нужна, или потому, что рядом Ополье с плодородными землями, и хлеб всем нужен. Возможно, поворот на Ростов из Волги по Которосли имел смысл, чтобы потом срезать петлю, которую Волга закладывает на Восток, или чтобы позже через притоки Клязьмы, Москву и Оку выйти на Иван-озеро, к верховьям Дона.

Работал и Селигерский путь – через Волхов, Ильмень, его притоки, например, Полу или Порусью – до Селигера – там вниз по Селижаровке и Волге. От Зубцова поворот в правый приток – Вазузу – до её верховьев на вершине Смоленской возвышенности – волок подле Хмелиты (где сейчас музей-усадьба Грибоедова) в Бебрю, приток Вязьмы – и там по Вязьме до Днепра. А можно и сразу в Днепр – возле Холма-Жирковского.

Об активности этого торгового пути свидетельствуют многочисленные клады и единичные находки серебряной арабской монеты – дирхема (введён в обращение в конце VII века), найденные на всём протяжении этого пути через земли, позже наименованные Русью. В конце VIII века дирхемы буквально рекой потекли в Скандинавию. Ростов, Белоозеро, Гнездово, Переславль-Залесский, Куликово поле, Москва, Ладога, Новгород, Витебск – везде клады дирхемов.

Ахмед ибн-Фадлан, арабский путешественник, прошёл в составе посольства халифа Волжским путём до булгар, оставил подробное описание встречи с русами, их внешности и обрядов.

В X веке торговля про пути из варяг в арабы процветает. Но потом начинаются конфликты между Волжской Булгарией и Хазарским каганатом, контролировавшим низовья Волги, войны, вторжение печенегов. Купцов грабят и убивают, ходить Волгой становится невыгодно.

Русские князья, начиная со Святослава Игоревича, ходили на Волжскую Булгарию, чтобы ослабить её и восстановить транзит по Волге. И Юрий Долгорукий туда же ходил. Но уже низовья Волги были заняты воинственными кочевниками.

Рюрик не зря послал своих эмиссаров в Ростов и Белоозеро. Заняв Ладогу, он быстро понял, что лучше контролировать весь путь целиком, пусть и не такой проторенный, чем одну часть очень богатого пути. И сосредоточился на разработке транзита из варяг в греки – через Новгород, Смоленск и Киев.

 

 

Ещё раз о возникновении русской государственности

В XI веке вся династия киевских князей – нормандская по своему происхождению – не теряет связи со своими родными краями и с родичами, расселившимися в Нормандию, Англию, Сицилию, следит за ходом битвы при Гастингсе в 1066 году, с помощью браков продолжает поддерживать единство разбегающегося по планете мира викингов: в 1001 году, Ингигерда, принцесса Шведская, выходит замуж за Ярицлейва Скупого, именуемого так в сагах, то есть, по-нашему, Ярослава Мудрого; Гита Уэссекская становится женой Владимира Мономаха; старший сын Владимира Мономаха Мстислав Великий, известный в Западной Европе как Гаральд, женится на дочери шведского короля Инге I принцессе Христине, дочь же свою Мальмфриду выдаёт замуж за Сигурда I Норвежского, затем за Эрика II Датского, вторую дочь за датского князя Кнута Лаварда, третью за сына византийского императора. В этом же ряду стоит брак Анны Ярославны с королём Франции, тесно связанным к тому времени с Нормандским домом.

Задача всей этой династии Рюриковичей – держать в своих руках путь из варяг в греки, контролировать безопасность транзита, объём проходящих по нему товаров и брать за это мзду. Поэтому опорные города – на ключевых точках рек: Ладога, Новгород, Смоленск, Киев. Потому и право наследования лествичное. Цель – не в земле, а в нитке пути, соединяющей Византию и север.

Но вот в конце XI века в Европе уже созданы государства викингов, острота жизни перемещается туда. Князья русские постоянно на связи со своими родственниками в Европе.

В 1095 году собирается Клермонский собор, на котором объявлен Первый Крестовый поход.

В 1096 году рыцари отправляются в поход. В результате сельджуки, которые не давали осуществлять транзит восточных товаров в Европу через Средиземное море, побеждены, восточный рынок открывается для западных стран напрямую, и обходной путь через волоки славян уже не нужен.

Русский князья в курсе – они реагируют мгновенно, не дожидаясь, когда торговый путь постепенно затухнет.

В 1097 году они собираются в городе Любече – севернее Киева с Вышгородом, южнее Смоленска, на условно нейтральной территории, и решают: нет больше смысла содержать длинный водный путь, так как теперь товары будут возить даже в Швецию через Европу – «и спокойней оно, и прелестней». Посему нет теперь смысла передвигаться князьям из одного города в другой для контроля над путём. Хватит уже метаться, «каждый да держит отчину свою». Короче, кто где сейчас сидит, тот пусть там и сидит дальше и своим детям города передаёт.

Отныне князья успокоились, сели по своим городам, княжеские дружины начали срастаться с местной правящей верхушкой. И это совсем не феодализм – какой же это феодализм, если каждое образовавшееся княжество было больше нескольких государств Европы вместе взятых? Феод – маленький, а это новые государства по сути своей.

Кому-то, конечно, делёж не понравился, последовало ослепление Василька Ростиславича Теребовльского – и это возмутило князей именно потому, что свой поднял руку на своего! Член клана на члена клана!

Но потом ещё раз встретились – в 1100 году, в Уветичах, и утрясли проблему, дружно изгнав ослепителя, Давыда Игоревича, с «единого ковра» и лишив его княжества. Понимали братья, что закон выживания клана среди неродственного им славянского населения – в совершенном единстве клана.

О чём это я? О том, что I Крестовый поход и съезд русских князей в Любече означают конец транзита по пути из варяг в греки и начало нового этапа развития русских земель.

Замечу, что отдельные участки пути продолжали быть активными ещё долго – связь между княжествами поддерживали. Но это уже другая история.

 

 

О Переяславле Русском

По решению Любечского съезда князей (1097) Владимир Мономах стал владельцем Переяславского княжества, Суздальско-Ростовской земли, Смоленска и Белоозера.

Детство своё Владимир Мономах провёл при дворе отца Всеволода Ярославича в Переяславле Южном, то есть в столице Переяславского княжества. Мать его – Мономахиня, то есть Византийская принцесса. Сам Мономах себя величал на печатях по-гречески архонтом всея земли Русской.

Что такое Переяславль в те времена, в XI веке?

Находится этот город (ныне Переяслав) на левом берегу Днепра, по прямой от Киева до него 80 км (учтём необходимость переправы), по Днепру – около 90 км.

Впадает в Днепр река Трубеж – и близ её устья, при броде, и стоит Переяславль.

Мы привыкли слышать, что Киев – мать городов Русских. Но если Киев – мать, то Переяславль – отец. Потому что в XI веке именно в Переяславле, на берегу Трубежа, изначально находилась русская митрополия – титулярная, и в Чернигове тоже. А сам митрополит жил в Киеве – такое мы видим и позже, когда митрополит Владимирский Пётр будет жить в Москве.

После 1072 года в Переяславле митрополитом был поставлен Ефрем, до того бывший монахом Киево-Печерской лавры и совершивший паломничество по святым местам, посетил Константинополь и привёз оттуда копию студитского монашеского правила, которую Феодосий тут же внедрил в Киево-Печёрском монастыре.

Умер Ефрем в 1098 году.

Это значит, что именно при нём, просвещённом митрополите, повидавшем мир, рос в Переяславле Владимир Мономах, и матери его Мономахине было важно видеть при себе человека, который бывал на её родине и знает её обычаи.

Это значит, что перед съездом князей в Любече Мономах должен был получить благословение – и он его получил именно от Ефрема.

Каким городом был Переяславль Русский, он же (как потом стал называться) Южный, он же Переяславль-Хмельницкий?

Владимир Святославич, Креститель, построил здесь большую крепость. С 990-х годов была в Переяславле резиденция митрополитов (Никоновская летопись: «живяхо тамо множае митрополиты Киевские и всея Руси»), пока в Киеве в ожидании Конца света не был построен заложенный в 1037 году Софийский собор. Возможно, тогда митрополит переместился в Киев, но потом митрополия вернулась в Переяславль. Потом, после смерти Ефрема, в Переяславле были уже не митрополиты, а епископы.

Итак, крепость. Детинец площадью 10 гектар делился на две части: княжью и митрополичью (епископскую). К детинцу примыкал Окольный город в 80 гектар, где жило основное население.

В княжьей части детинца княжеский дворец, рядом митрополичий (епископский) дворец.

Рядом с Митрополичьим (Епископским) дворцом находился построенный по инициативе Ефрема кафедральный Михайловский собор (1090), один из крупнейших храмов домонгольского периода, усыпальница переяславских князей. Значит, отец Владимира Мономаха там похоронен, возможно, и мать.

В плане собор был близок к Софийскому, размеры его – 27,6 м в ширину и 33 м в длину (у Софийского в Киеве длина и ширина без галерей – 29 м). Материал – плинфа. Михайловский собор членился на пять нефов, стены украшены мозаикой и фресками, пол выложен мозаикой, шиферными плитками, то есть плитками, выточенными из шифера (пирофиллитового сланца) – розового и красного камня, добываемого близ города Овруч, и разноцветными глазированными плитками. У собора было две пристройки.

В 1955 году археологи открыли в Переяславле ещё Епископские ворота – модное фортификационное сооружение, южный въезд в детинец. Выходили они к реке Трубеж. Подплываешь, входишь – и идёшь к митрополичьему (епископскому) двору, на котором дворец, Михайловский собор и небольшая Андреевская церковь, видимо, домовая для иерарха. (Вспомним Андрея Первозванного.)

Между двумя массивными стенами ворот был проезд шириной в 4 метра, вымощенный камнями с выровненной поверхностью. Стены, сложенные из кирпича и камня, были расчленены пилонами для поддерживания арок свода. Ворота венчала надвратная церковь в честь Фёдора Стратилата с мозаикой и фресками на стенах, с крытой свинцовыми листами кровлей и с крупным стеклом в окнах. В церковь двухмаршевая лестница внутри примыкавшей к стене башни.

Стена, примыкавшая к воротной башне под тупым углом, отделяла двор Ефрема от княжеского двора. Она была шириной в 1,2 м, расчленена выступами-лопатками.

Из летописи известно о его «строении банном» (1089).

В 1962 году археологи обнаружили двухкамерную каменную постройку. Полы в ней были шиферные, инкрустированы мозаикой. Тут же нашлись кубики смальты, относящиеся к настенным мозаикам, обломки керамических водопроводных труб. Деталей, указывающих на фрески, не было.

Это значит, что при Ефреме в Переяславле баня была устроена со всеми византийским удобствами: с водой, поступающей по трубам, с мозаикой на стенах и на полу. Шиферные полы – значит, части, слагающие пол, были выточены из шифера.

3 марта 1239 года Переяславль пал под ударами Батыя, всё великолепие детинца было уничтожено.

Ефрем строил. Но чтобы строить, нужны мастера, технологии. Нет сомнений, что Ефрем привёз мастеров из Византии. А у них уже начали учиться местные ремесленники.

Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, родился в 1090-е годы. Возможно, родился он как раз в обустроенном и комфортном Переяславле, и митрополит Ефрем крестил его.

Юрий обустраивал северо-восточную Русь. Но о его отношении к Переяславлю свидетельствует такой факт: после смерти Мстислава Великого в Киеве начал княжить Ярополк Владимирович, который отдал Переяславль Всеволоду, сыну Мстислава. Юрий Долгорукий выгнал племянника из Переяславля.

Ярополк посадил в Переяславле другого сына Мстислава, но Юрий выгнал и его. В результате состоялась битва при Жданой горе (1134), где обе стороны понесли потери.

В 1135 году Юрий Владимирович добился того, чтобы Ярополк отдал Переяславль именно ему, Долгорукому. Причём он отдал в обмен на Переяславль важнейшие города своего княжества – Ростов и Суздаль! Вот как высоко ценил Юрий Переяславское княжество – свою родину.

Но тут уж Мстиславичи и Ольговичи выступили против такого решения Ярополка, и Юрий вернулся в Ростов. Чтобы оставить Переяславль за собой, надо было сесть в Киеве.

В 1149 году Долгорукий не мытьём, так катанье добился Киевского княжения. Вернулся через 2 года и начал активно обустраивать северо-восточную землю, которую планировал оставить младшим сыновьям.

Итак, в 1151 году он возвращается из Киева – и тут же закладывает город Переяславль, названный Залесским. Закладывает как крупный город – длина валов его составляет 2 с лишним километра. Делает всё как в родном Переяславле, даже реку, впадающую в Плещеево озеро, переименовывает: отныне её имя – Трубеж.

Для Ольговичей Переяславль Русский тоже был важнейшим городом. Когда они проплыли вниз по Оке, то в 1095 году, возможно, с благословения Ефрема, основали город Переяславль на берегу Оки, в земле племени эрзя, назвав его Переяславль Рязанский. И речку, впадающую в Оку, они тоже начали именовать Трубежём.

(Так потом патриарх Никон преобразовывал пространство по образу Иерусалима, перенося ландшафт и названия.)

 

Владимир Мономах закладывает в Смоленске Успенский собор – в 1101 году, в знак намерения создать в Смоленске отделение Переяславской епархии. Строится он из плинфы (об этом говорят результаты раскопок на Соборной горе). Такой же собор закладывается в Суздале. Откуда мастера? Из Переяславля.

У меня возникает ещё вопрос о матери Юрия Долгорукого – Гите Уэссекской. Согласно записи Владимира Мономаха в его поучении, она умерла в Смоленске в 1107 году. Но где она похоронена? Об этом мы не знаем. Если предположить, что в соборе Михаила Архангела в Переяславле Русском, то тогда станет более понятно стремление Юрия Владимировича во что бы то ни стало оставить Переяславль за собой и его аргументация в споре с киевским князем Ярополком, своим братом.

Кидекша с храмом, Юрьев-Польской (в честь своего небесного покровителя), Переяславль-Залесский с белокаменным собором Спаса Преображения (1152), Кснятин, множество других городов – всё это активно строится после возвращения Юрия из Киева. Видно, денег он привёз оттуда достаточно. И людей переманивал, давая им ссуды, налоговые льготы.

Но строит Долгорукий не из плинфы, а из белого камня. Почему? Михайловский собор в Переяславле дважды страдал от землетрясения, частично разрушался, его восстанавливали. Видно, плинфа показалась Юрия недостаточно прочной. Белый камень – надёжнее.

Другой вопрос – откуда он берёт белый камень. Но это отдельная тема.

Сейчас для меня важно, откуда он берёт зодчих и мастеров. Если учесть, что он строит, едва приехав из Киева, то становится понятно, что мастера с юга. Предположим, что из Переяславля.

 

Сын Долгорукого Андрей Боголюбский (вспомним Андреевскую церковь в Переяславле) продолжает строительство – ставит во Владимире Золотые ворота, и кремль, которые очень похожи на Переяславские, и храмы. И замок Боголюбово. И несравненную церковь Покрова-на-Нерли.

Другое его сын – Всеволод Большое Гнездо – продолжает основательно обживать Владимирские земли.

Сначала строят из белого камня предельно просто – смотри Спасо-Преображенский собор в Переяславле. Потом – всё более и более изощряются в резьбе по камню.

Сын Всеволода Большое Гнездо Святослав, один из младший сыновей, по воле старшего брата Юрия, Владимирского князя, в 1229 году отправляется в Переяславль Южный, в город, где родился его дед Юрий Долгорукий и где похоронены его предки. Через год, возвратившись оттуда, он закладывает в Юрьеве-Польском, столице своего удельного княжества, Георгиевский собор, прославившийся своей стройностью и резьбой и послуживший образцом для Успенского собора Московского кремля – первоначального, белокаменного.

Георгиевский – в честь Георгия, Гюргия, Юрия, деда своего. Да и Ярослав Мудрый, прапрадед, в крещении был Георгием (Юрьев монастырь под Новгородом).

И ещё, возвратившись с исторической и духовной родины, князь Юрьева-Польского основывает в своём удельном граде монастырь – в честь Михаила Архангела.

Конечно, ездил Святослав Всеволодович – увидеть родину предков, поклониться могилам («Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам…»), приобщиться к византийской традиции, получить благословение от епископа Переяславского. Старшие братья не могут – на хозяйстве сидят. Наверняка привёз он с родины какие-то реликвии. Епископы продолжали хранить связь с Византией. Прямая традиция.

Возможно, и мастеров привёз.

Кому был посвящён собор в Переяславле, где хоронили князей? Михаилу Архангелу.

И тело Святослава Всеволодовича, пережившего монголо-татарское нашествие, было похоронено именно в основанном им Михайловском монастыре Юрьева-Польского.

 

И процветал бы Переяславль, если бы не Батый. Переяславль был уничтожен в 1239 году, через год после разорения Рязанского и Владимирского княжества. Но Геогриевский собор в Юрьеве-Польском (1230) остался как символ преемственности. С него и делали белокаменный Успенский в Москве.

Если уж говорить об изводе Владимирских князей, то называть не только Киев, но из Переяславль на Трубеже, ставший позже Южным, Русским, Хмельницким.

Кстати, именно там собиралась Переяславская Рада, воссоединившая Украину с Россией. И именно там был очаг трипольской культуры. Но это отдельный разговор.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№92 дата публикации: 01.12.2022