№78 / Лето 2019
Грани Эпохи

 

 

Александр Херсонов

 

Сказ о том, как крестьянский сын
сумел расколоть Православную церковь

(История рождения и жизни патриарха Никона)

 

Давно известна немудрёная истина: «судьба – это характер». Действительно, многое из того, что заключается в натуре человека, впоследствии определит его жизненный путь, да и конец жизни. Отсюда происходит поговорка «родиться в рубашке», то есть изначально иметь невидимую защиту от невзгод жизни. Защиту кем и для чего? Это вопрос. Видимо тем, кому ты нужен, кто возлагает на тебя какие-то надежды. Те же, у кого пожизненной «рубашки» нет, обречены испытать невзгоды жизни. С разными последствиями. От безболезненных испытаний до событий с трагическими последствиями. Недаром в микрокосме рождения человека присутствует Дом, именуемый «Лишения и страдания».

Менее известно умозаключение, гласящее: «Не обстоятельства создают человека, а человек создаёт обстоятельства».

Один индивид проявляется героически, творит героические обстоятельства. Другой проявляется умным, но самовлюбленным тираном, способным расколоть жизнь общества и даже изменить ход истории. Причина не всем понятная. И заключается она в том, что в основе жизнедеятельности человека лежат мысли. Мысли, как проявляемая невидимая, духовно-материальная сила. Либо созидательная, либо разрушительная. Сила реальная, действующая. Сила мысли формирует поступки человека и, следовательно, его судьбу.

Вот почему А. П. Чехов, отмечая, что в человеке должно быть всё прекрасно, добавлял «…и мысли». Характер мысли способен объяснить в человеке многое, даже парадоксальное и казалось бы невероятное. Например, каким образом, крестьянский сын без роду и племени сумел проникнуть в царские палаты.

Более того, в течение четырёх лет, получив от московского царя Алексея Михайловича бразды правления, фактически управлял государством.

Правда, предварительно заслужив официальный титул: «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх».

 

Портрет патриарха Никона с клиром

(Д. Вухтерс?), 1660–1665 годы

 

Происходило на редкость удивительное правление Русью с 25 июля (4 августа) 1652 года по 12 (22) декабря 1666 года при этом архиепископа называли «Великий Государь».

Кем же являлся столь уникальный человек? Патриархом Никоном, и как было обозначено в предисловии, благодаря собственным мыслям. Незаурядные мысли вознесли крестьянского сына на вершину власти. Они же, только другие мысли, низвергли высоко поставленного до положения монаха.

 

Из биографии: «Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов); 7 [17] мая 1605, село Вельдеманово – 17 [27] августа 1681, Тропинская слобода, Ярославль) – московский патриарх. Церковные реформы патриарха Никона, которые он начал в 1650-х годах, были направлены на изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Они вызвали раскол Русской церкви, что привело к возникновению старообрядчества. В 1666 году он был извержен из патриаршества и стал простым монахом, хотя его реформы были продолжены».

Читаем: «Основным источником о ранней биографии Никона является его житие, написанное иподьяконом Иваном Шушериным вскоре после смерти Никона. Шушерин в молодости попал в услужение к Никону и при нём вырос… Его родителями были крестьяне, отец Мина и мать Мариама. В литературе укоренилось представление, что они – мордва. Впервые эту догадку высказал, не поддержав ссылками на источники, писатель Павел Мельников-Печерский в «Очерках мордвы» (1867). По свидетельству протопопа Аввакума, выросшего в той же местности, отец Никиты был черемисом, то есть марийцем, а мать – «русалкой» (русской). Сам Никон считал себя русским».

 

Ум напористый и агрессивный

Исследование начнём с определения значений градусов Домов и планет микрокосма рождения, и если таковым найдётся соответствие в биографии, подкрепим тайнознание свидетельством реальных событий, а так же высказываниями современников.

Момент рождения указывает на человека с напористым и агрессивным умом. Энергично и решительно он рвётся вперёд. Его утверждения не так-то легко опровергнуть, а во всех своих отношениях с окружающими он требует ответа только «Да» или «Нет», потому что его сознание не ведает середины. Такой человек возьмёт на себя огромные обязательства, и будет постоянно принимать активное участие в спорах и дискуссиях. Это символ Уверенности в себе и Притязания.

 

Из биографии: «25 июля (4 августа) 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись “послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго”».

 

Обзор градуса Солнца указывает на человека, который создаст проект, необходимый для всего человечества. Такому человеку дарован талант изобретателя и быстрый ум, поэтому он сможет реализовывать идеи в то время, когда другие будут лишь мечтать о них. Это символ Изобретательности.

Обзор градуса Меркурия, как управителя судьбы, указывает на доброго и одухотворённого человека, который встречает на своём пути искушения, которые находятся в прямой зависимости от практицизма и жадности, царящих в материальном мире. Но и в таком случае он будет излучать чистую ауру, подобно водному источнику, берущему начало на склоне горы и дающему возможность утолить жажду всем тем, кто окажется рядом. Советь такого человека сильна, и он презирает зло и недостойные действия. Это очень своеобразный градус, и его можно толковать совершенно противоположным образом – всё будет зависеть от конкретного гороскопа. Это символ Трансцендентальности.

 

Символический микрокосм рождения Никиты Минина (будущего патриарха Никона)

 

 

Главное – произвести хорошее впечатление

Как именно следует трактовать гороскоп, можно догадаться по приводимой из биографии лучшей страницы жизни Никона: «В 1646 году отправился в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу – посвятить его в архимандриты Новоспасского монастыря. Став во главе братии Новоспасской обители, Никон вошёл в состав неформального кружка духовных и светских лиц, который профессор Н. Ф. Каптерев называет кружком “ревнителей благочестия”».

«Главные идеологи этой группы – духовник Алексея Михайловича протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, боярин Ф. М. Ртищев и протопоп Казанского собора Иоанн Неронов – ставили перед собою и своими сподвижниками задачу оживления религиозно-церковной жизни в Московском государстве, улучшения нравственности как населения, так и духовенства, насаждения просвещения».

Содержание градуса Дома «Карьера и Профессия» (МС) указывает на человека, обладающего некоторыми экстрасенсорными способностями, но который из-за недостатка целенаправленного обучения и практики испытывает трудности в понимании подлинной ценности и назначения получаемых им посланий. Долгие и кропотливые занятия принесут ему вознаграждение. Но этого может оказаться мало. Здесь от такого человека потребуется самопожертвование. Это символ Неорганизованности.

 

Анализ символического микрокосма рождения

Желание достичь совершенства

Символический Момент Рождения Никиты Минина (мирское имя) произошло в знаке «Дева» при непосредственном участии планеты Нептун и конфликтном воздействии на рождение «союза» энергий Меркурия и Марса, однако смягчённого благотворной энергией Венеры.

Такова основа микрокосма рождения столь необычного человека. Рождение в «Деве» предполагает желание достичь совершенства, учитывать каждую мелочь, всё подвергать анализу, свои идеи развивать планомерно и систематически.

Что сказать по этому поводу? Например, автор склонен отнести начало религиозного раскола Русской православной церкви со знакового момента замены «двуперстия» на «трёхперстие». Именно благодаря необходимости учитывать каждую мелочь, подвергать анализу процедуру наложения креста. И однажды у Никона, по-видимому, мелькнула мысль: «Почему крестятся в два перста, хотя с молитвой обращаются к трём единосущностям:Богу-Отцу, Сыну и Святому Духу? Нелогично. И непонятно. А значит, не правильно. Требуется троеперстие.

Читаем: «Перед Великим постом 1653 года Никон предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами, что противоречило актам Поместного Стоглавого Собора 1551 года, закрепившим двоеперстие».

И это было только начало. Никон потребовал гораздо большего и изменил взгляд на Православие.

Читаем: «Укоренённость как в народе, так и среди значительной части священства, мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, а московского – над киевским, которая появилась в Северо-Восточной Руси после подписания греками Флорентийской унии с католиками, падения Константинополя, ополячивания Литвы и покорения Литвою Киева (ср. тезис «Москва – Третий Рим»), а также резкость самих реформаторов привели к расколу Русской церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников старообрядцев, одним из лидеров которых стал Аввакум».

 

И мысли, и эмоции

Картина-символ Момента рождения (АСЦ) для будущего священнослужителя открывается неожиданная: «Гарем». А понимать символ следует как роковое (даже если к этому не стремились) подчинение причудам или желаниям эмоциональной природы. Кроме того, предполагается умение использовать даже пустоту ожидания (1, стр.129).

Таким образом, на втором месте после мыслей в формировании тех или иных событий стоят эмоции Никона. Запомним найденное и возьмём на заметку, поскольку установленное вполне могло явиться причиной падения патриарха.

Судьбой управляет Меркурий в «Близнецах» и в Доме «Карьеры и Профессии» (МС), предполагающий логичность мышления в высокой форме, занятие фактами, а не субъективной позицией, красноречие при крайне чувствительной нервной системе. Образование достигается ради профессионального честолюбия. Это политик и автор речей, хороший оратор, ловкий в делах с общественностью, однако, вероятно, честолюбивый интриган, неискренний человек корыстного поведения, когда корыстолюбие становится выше принципов.

 

Резкость и упрямство – не лучшие помощники

В дела Меркурия вкладывается энергия агрессивного ума Никона, склонного к спорам и полемике, демонстрации раздражительности и духа противоречия, когда возможен сарказм и злой язык (Марс).

И это при остроте ума и духовной энергии, односторонности, которая ведёт к разногласиям, при открытом высказывании своего мнения и доказательства превосходства своих знаний, когда способ выражений резок и прям. Что, видимо, происходило множество раз.

Вот один из примеров биографии: «В 1639 году, вступив в конфликт с Елеазаром, Никон бежал из скита и был принят в Кожеозерский монастырь. В 1643 году был избран игуменом монастыря». Более того, инстинкты могут одержать верх над рассудком и ослепить Никона. Например, крайне возмутительное обращения с патриархами,явившимися судить Никона, что явилось одним из пунктов обвинения патриарха.

Читаем: «Анафематствовал патриархов Паисия и Макария, приехавших его судить, назвав их Анною и Каиафою, а царских послов, которые к нему были посланы, чтобы вызвать его на суд, назвал Пилатом и Иродом». Как говорится, дальше некуда.

 

С. Д. Милорадович. Суд над патриархом Никоном,1885 год

 

При выявленной проблемной космобиологии рождения, стремительное падение Никона не то, чтобы не удивительно, но закономерно и вполне объяснимо. Обратимся к содержанию микрокосма рождения Никона (см. ниже).

 

Интуит по силе редкий

Отмеченные негативы характера неизбежно убивают «счастье» (Колесо Фортуны) патриарха, сопровождаемое чувствительной точкой (ЧТ) «Катастрофа» (24). А само «счастье»?

Как выглядит символ картины, обнаруживающий содержание ЧТ «Счастье»? Это способность представить себе выдающиеся черты и их общее значение в любой жизненной ситуации.

Заодно посмотрим как выглядит картина «Злая Фортуна». И увидим «Крупного бизнесмена за своим столом». Символ картины означает способность организовать многие аспекты предприятия, включающую большую группу людей (1, стр.210).

Но ведь это и есть реформы Никона! Таким образом,получается, что «зло» жизни и судьбы Никона проистекает от проводимых реформ, приведших к расколу церкви. Так и было.

Отпечаток Нептуна при рождении сводится к ярко выраженным интуитивным и медиальным способностям, а символ картины Нептуна являет «Карусель», и открывает агрессивность человеческих инстинктов, борющихся за земную основу действия (1, стр.73).

 

Тирания эксцентрика

Пора определиться с содержанием жизненной силы патриарха, положением Солнца рождения, которое находится под непосредственным влиянием Урана. Замечательно то, что здесь же находится ЧТ «Профессия» (13), имеющая отношение к Карьере (МС). Союз Солнце-Уран предполагает «разведку новых сфер познания, возможность переживать оккультные силы и работать с ними, действовать решительно и внезапно, что может быть воспринято окружающими как тирания эксцентрика».

 

Рабочий вариант символического рождения Никона.

 

 

Читаем: «Многие годы собиравший греческие и византийские тексты и серьёзно участвовавший в обсуждениях «Кружка ревнителей благочестия» (в который входил также и протопоп Аввакум), Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими.

Собор 1654 года положил начало делу унификации московских книг по греческим книгам, напечатанным в XVI веке на Западе. И если определения этого Собора были рассмотрены и согласованы на Константинопольском Соборе того же года под председательством Патриарха Паисия, то решение поместного Московского собора 1656 года, на котором всех, крестящихся двумя перстами, объявили еретиками и предали анафеме, противоречили ему».

 

А. Д. Кившенко. Церковный Собор 1654 года.

(Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты), 1880 г.

 

Сказано прямым текстом

При этом сам Никон вряд ли осознавал, что способен к интуитивному пониманию единого универсального закона. Что касается Урана, то планета «неожиданностей» утверждает необычную профессию и известность руководящего деятеля гуманных устремлений при обязательном новаторстве. Между тем, от положения Урана следует ожидать беды, поскольку неожиданная известность может неожиданно смениться неожиданным забвением. Что и произошло на самом деле. Так теория космобиологии проявилась в реальных событиях жизни патриарха Никона. Причём даже при отсутствии плохих энергетических влияний.

 

Высокая должность предназначена

Однако влияния со стороны энергии Юпитера на «Карьеру и Профессию» (МС), Солнце и Уран замечательные, сулящие Никону многие блага: оптимизм и стихийность в вопросах религии, социальных и законодательных вопросах, никогда не бывает побеждён до конца.

И, между прочим, неожиданное счастье, обусловленное кармой (должность), умение заметить и использовать шанс, который другие не замечают, возможность руководства религиозной группой, особенно оккультной, в карьере, благодаря искренности и аккуратности, благожелательность начальства (царя).

И вот он, предполагаемый шанс, который следовало не упустить, использовать.

Читаем: «В начале июля 1652 года в Москву были доставлены мощи святого митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря – инициатором перенесения мощей в столицу был митрополит Новгородский Никон, который получил предложение царя Алексея Михайловича о замещении патриаршего престола перед гробницею святителя.

25 июля (4 августа) 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских».

 

А. Д. Литовченко. Алексей Михайлович и Никон

перед гробницей святителя Филиппа, 1886

 

Никона поймут неправильно

Определимся со значением картин-символов ЧТ «Профессия» и «Оккультизм». Для «профессии» получаем картину «Палец, указывающий на строчку в открытой книге». Символ понимается как научение распознавать, что твои культура и религия значат для своей личности.

В случае «оккультизма» картина для восприятия сложнее: «Ребёнок и собака, надевшие чужие очки». В символе указывается на использования воображения и притворной игры в предвосхищении более высоких стадий развития.

Весьма любопытна для осознания «дружба» Луны и Чёрной Луны в «Тельце» и в Доме «Религия». Что бы это значило?

Читаем: «Обладателя Чёрной Луны в доме «Религия» неправильно понимают, подсознательно ощущая некую угрозу общепринятым устоям, ведь он и вправду отличается редкостным свободомыслием, уверен в правоте личного интуитивного подхода».

И это похоже на правду, на правду отношений Никона с его религиозными противниками. От него, действительно, исходила угроза. И не малая. Вот и Луна в Доме «Религия» указывает на сильную религиозность, на понимание необходимости нравственных и духовных ценностей, которые… могут быть неправильно поняты. Что и произошло на самом деле.

Показательно, что тут же находятся ЧТ «Внезапная удача» и «Дети-мальчики» (75, 57), что склоняет к выводу, что реформы Никона всё же будут поняты и восприняты. Однако не везде, не всегда и не во всём. Даже в наше время.

 

Есть и такое мнение

Вопрос оказался сложным и для многих крайне болезненным. Автор встретился с современным критическим отношением к реформам: «Патриарх Никон стал вводить в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного раскола. Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть «никонианами», или новообрядцами. Сами же последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной, или господствующей, а своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой «раскольники». На них они свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам, ни в чём не изменив своей родной православной церкви. Поэтому они справедливо называют себя православными старообрядцами, староверами или древле православными христианами».

 

На критику патриарха Никона отвечает космобиология

Что же на самом деле принесли реформы русской церкви? Добро или зло? Прогресс или регресс? Явились «за здравие или за упокой» церковной жизни? Обратимся к особенности судьбы Никона.

Судьба указывает на очищение эго-сознания. Внезапная удача представляется взаимодействием между индивидуумом и его культурой, сознание формируется тем, что оно видит перспективы роста социального престижа, происходит социализация желаний.

Коренное изменение судьбы видится в том, что Никон успокоенным умом вспоминает о кризисах и радостях далёкого прошлого, проходит три фазы ментального развития и останавливается на спокойном воспоминании.

Друзья обнаруживают в Никоне присутствие природных духов и обычно невидимых духовных деятелей, что означает открытие новых уровней сознания.

Слава и репутация Никона заключается в ценности предвосхищения и подготовки к ожидаемым условиям. В этом случае мы должны понять ценность воображения, направленного в будущее, опирающегося на естественный порядок разворачивания жизненных процессов. Присоединим сюда значение градуса Солнца рождения, указывающего на то, что Никон «создаст проект, необходимый для всего человечества», и всё станет на свои места. Последнее перевесит положенное на чаши весов истории противниками Никона-реформатора. Русский народ любит и чтит патриарха Никона.

В русской жизни получается, что редко кто при жизни получает признание, и если оно и приходит, то после смерти. Случай с патриархом Никоном тот самый. Меняются цари, меняется и взгляд на прошлое.

 

 

Читаем: «После смерти царя Алексея Михайловича престол перешёл к его сыну Фёдору Алексеевичу, который сочувствовал Никону. В 1681 году тому, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля, в устье реки Которосли.

Царь Фёдор Алексеевич настоял на отпевании Никона как патриарха, несмотря на протесты патриарха Московского Иоакима, который отказался отпевать и поминать правильным.

Однако Фёдор Алексеевич сам со слезами читал над ним Апостол и 17-ю кафизму и неоднократно целовал его десницу.

В 1682 году Фёдор Алексеевич исходатайствовал у восточных патриархов разрешительные грамоты. В них повелевалось причислить Никона к лику патриархов и поминать в таком звании открыто.

Религиовед Вильям Шмидт отмечал, что после смерти Никона русские православные люди выходили встречать, славить и оплакивать своего Патриарха. Ещё не дожидаясь формального восстановления Никона в патриаршем достоинстве, народ припадал к нему как к святителю-исповеднику и страстотерпцу. Тогда обнаружилось, что русский народ любит и чтит патриарха Никона, верит в его праведность. У гробницы святейшего патриарха Никона в Воскресенском монастыре с конца XVII века по начало XXI века происходили многие чудесные исцеления».

 

И в заключение

Что знает обыватель России о старообрядчестве? Практически, ничего. Да, случился в XVI веке раскол церкви. Кто-то остался в старой вере, кто-то принял новую веру, веру современной Русской Православной церкви (РПЦ). С последней ясно и понятно. Она массовая, она каждодневно проявлена в нашей жизни. А старая вера? Чем она отличается от веры сегодняшней? Какая из них может оказаться ближе к сердцу? Мы этого не знаем. Даже простой человеческий интерес побуждает узнать: «А как там, в старообрядчестве?» Как веровали наши далёкие предки? В чём их сила, а в чём и слабость?»

Журналист и киносценарист Эмилия Аронова, соавтор сайта «Русская вера» на «Православном духовно-просветительском форуме «Живое наследие древлеправославной культуры» в 2019 году писала: «Город Казань занимает особое место в жизни нашей страны. Это центр России, место встречи Европейской и Азиатской цивилизаций. Здесь была явлена Великая Святыня, Казанская икона Божией Матери, и возник важный форпост древнерусского православия, крепкий незыблемый рубеж христианской веры.

…Вот уже половину тысячелетия чтят эту икону русские православные люди. Для казанских старообрядцев чудотворный лик Богородицы настолько дорог, что два прекрасных храма, стоящие в самом центре татарской столицы, по стечению обстоятельств были освящены в честь явления Казанской иконы Богородицы. Под сенью и защитой Богородицы сохранялась на нашей земле неискаженная, изначальная духовная традиция древней русской православной Церкви. Казань стала одним из значимых центров старообрядчества.

Старообрядцы ценой подвига и самопожертвования сохранили свою уникальную культуру, самобытные традиции и готовы поделиться этим драгоценным наследием со всеми, кто по-настоящему любит родную землю, искренне интересуется достоверной историей своей страны, стремится познать во всей полноте неискажённое православное христианство.

В последние годы представители Русской православной старообрядческой церкви не испытывают гонений, которым подвергались многие века, они принимают активное участие в социальной, общественной и культурной жизни общества. Представители государственной власти проявляют доброжелательное внимание к самой древней в нашем государстве христианской конфессии, поддерживают общественные и культурные инициативы старообрядцев на самом высоком государственном уровне. И сохраненные под спудом бесценные сокровища российского духа начинают раскрываться перед изумлённым взором духовно жаждущего человечества!»

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№92 дата публикации: 01.12.2022