№78 / Лето 2019
Грани Эпохи

 

 

Александр Файнлейб

 

Чаша – хранилище следов пройденных жизней

В Чашу собирают дары Высших Сил.

Мир Огненный, ч.3, 49

 

В Учение Жизни о Чаше сказано немало. Но, прежде всего, посмотрим, что написал Николай Рерих в 1935 г. по этой теме: «Чаша в представлении всех народов является предметом знаменательным. Начиная от священных, родовых и военных чаш и кончая символическими наименованиями нервных центров, всему придаётся Особенное заботливое внимание. Чаше вещественной посвящаются целые исследования. На изображениях, от самых древнейших, видим пламенеющие Чаши. На каменных изваяниях в Средней Азии можно видеть, как эти стражи пустыни держат у сердца своего Чашу, огнём процветшую.

Так, в древнем представлении понятие Чаши и Огня особенно часто соединяется. Если же мы вспомним то же древнейшее знание о нервном центре Чаши, служащем как бы хранилищем всех восприятий, то всякие подобные сопоставления углубляются ещё более. Центр Чаши, имевший в некоторых старинных писаниях и некоторые другие названия, тем не менее, всюду не обойдён…

Центр Чаши, являясь истинным тайником памяти, хранит навсегда сложенные и сокровища, и горести. В жизни, в бурлении, в плеске перерабатываются эти духовные отложения. Залечиваются многие раны, но всё же или внешние, или внутренние рубцы остаются. Потому так часто центр Чаши и само сердце напоминают о себе. Пытаются направить мысль по правильному руслу, чтобы не утрачивалось то, что вот-вот уже лежит у порога. Как на дозоре, сердце и Чаша напоминают, что не должно быть отложено на завтра всё, что может быть воспринято сегодня, а всякое светлое восприятие не должно быть замарано хотя бы малым тёмным соображением… Даже в пустынях стоят стражи пламенеющей Чаши» [1].

В 1937 году Николай Рерих пишет статью «Чаша неотпитая» [2], где есть такие строки: «Знают, пройдёт испытание. Всенародная, крепкая доверием и делом Русь стряхнёт пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберётся сил. Найдёт клады подземные. Точно неотпитая чаша стоит Русь…

Русь верит и ждёт».

Кроме этого, Николай Рерих посвятил понятию Чаши несколько своих знаменитых картин: «Чаша Христа» – 1925 г., «Сосуд нерасплесканный» – 1927 г., «Будда Дающий» – 1932 г., «Держатель чаши» – 1937 г. Ниже представлена одна из этих картин.

 

Н.К. Рерих. Будда дающий

 

«Будда Дающий» – великий Учитель познания стоит на ступенях, перед ним склонился старец, протягивая чашу, он просит у Учителя «влагу истины» [3].

 

Теперь посмотрим, что сказано о Чаше в Грани Агни Йоги (ГАЙ), в других книгах Учения, а также в письменном сообщении Е. Рерих.

 

ГАЙ 1958 г. 1111. (918). (Дек. 15). «Даю понимание необходимости принять духом посылаемые испытания. В этом понимании – и готовность к ним, и подчинение карме, и духа свобода. «Приятие чаши» – так Называем понимание это. «Да минует меня чаша сия» – говорит понимающий дух, но в то же время мужественно и смело встречая неизбежное. Через что-то надо пройти, от неизбежности не уклониться, значит, надо пройти через это достойно. Сетования, недовольства и ропот на судьбу не помогут. Повиновение, то есть созвучие с Высшею Волей, надо явить, преклоняясь перед мудрым водительством Владыки. Тогда придут и спокойствие, и примирение с неотвратимостью неизбежного. Если чего-то нельзя избежать, то не лучше ли проходить через него в равновесии полном, ибо вспышки астрала и возмущение кармой не смогут её облегчить. Смирить надо низшее «я», или подчинить его духу, то есть обуздать и взять под контроль. Это и будет смирением, требуемым от ученика».

 

ГАЙ 1961 г. 335. (Окт. 17). «Следы пройденных жизней запечатлены в Чаше. Жизнь непрерывна, и память о ней сохраняется в Чаше, хотя сознание, обычное сознание человека, и не может восстановить прошлого во всём его объёме и без перерывов. В конце концов, сущность познания сводится к познанию самого себя, ибо в человеке заключено всё, и всё, что он познаёт в момент познавания, становится частью его самого. Может сказать человек: Мир – это Я. Но самое чудесное в нём – это сложнейшая и изысканная аппаратура его микрокосма. Мало думают о творческих образах мысли, о том, как, из чего, в чём и откуда родятся образы мысли. Если всё есть материя различных степеней утончения, то, значит, и мысль материальна, как, впрочем, материальны и все, даже самые высочайшие, проявления жизни. Материальное – значит существующее, то есть имеющее бытие. Много придётся людям помыслить, прежде чем поймут, что то, что не облечено хотя бы самым тончайшим видом материи, для сознания не существует и проявленного бытия не имеет. Мир Огненный, Мир Света есть Высшее, что доступно познанию человека. Много ступеней надо пройти, прежде чем достичь этой сферы. Трудность в том, что пребывание в нём или касание его требует, чтобы огненное тело человека было в какой-то степени уже оформлено. Процесс этот долог, но ускорение его возможно. Пробуждение и возжжение центров знаменуют уже известную ступень этого процесса. Как же возжечь огни духа? С незапамятных времён давались людям Указания о том, каким должен быть нравственный облик человека и какие качества духа должен воспитать он в себе. Все эти Указания, если они исходили от Иерархии Света, имели в виду качества духа, являющиеся теми рамками или условиями, в которых огни духа могли проявляться и удерживаться до тех пор, пока эти качества утверждались. Качества есть формы уявления пламени духа и как таковые имеют значение не сами по себе, но как носители этих огней. В своей скрытой сущности мир огненен. И человек тоже существо огненное, и все процессы в нём – понятия, неотделимые друг от друга. Особенно убедительным примером этого служит качество самообладания, когда обуздан астрал и все уявления его находятся под контролем. Аура человека и её излучения – тоже явления огненного порядка. Аура пылает вспышками бурных вихрей астрала. Ими управить – значит овладеть низшими огнями в себе. Речь также есть процесс огненный. Каждое слово – огонь. Фотографирование тонких энергий покажет, как каждое слово сопровождается вспышкой огня, бегущего по нервной системе и вызывающего огненную реакцию или воздействие, прежде всего, в собственной ауре говорящего. Обуздать словоизвержение и утвердить контроль над каждым произнесённым словом будет победой и овладением огненной стихией в себе. Так анализ качеств духа укажет их огненную природу и осветит путь овладения стихией огня».

 

ГАЙ 1972 г. 206. (Гуру). «Конечно, внешняя жизнь требует и времени, и внимания, и заботы. Уклониться нельзя. И всё же сущность не в ней. Смысл земного существования не в том, что окружает на Земле человека, но в том, чему она его учит. Несказанно обогащает накопления сознательное отношение к происходящему вокруг. Если бы только понять, как эфемерно это происходящее, но как ценно то, что оно даёт духу! Всё не наше. Наше – лишь накопления Чаши. Этим пониманием и можно идти через жизнь, не прирастая аурой ни к чему, что вовне».

 

ГАЙ 1972 г. 277. (М. А. Й.). «Дух силён, но немощна плоть, и в борьбе силы духа с немощью плоти дух постепенно овладевает телом и утверждает свою власть над ним. Даже в малых вещах силою духа можно прогонять усталость тела, многие недомогания и зачатки болезней. Главное – им не поддаваться и утверждать превосходство духа. Одни поддаются и раскисают при первой усталости, неудаче или заболевании, другие борются против них до конца, наращивая тем свою психическую энергию и умножая тем силы свои. Тело умрёт, а накопленная психическая энергия остаётся с духом в виде кристаллических образований, отложенных в Чаше. Накопления Чаши неотъемлемы во всех воплощениях».

 

ГАЙ 1972 г. 374. (Гуру). «”Не собирайте себе сокровища на Земле...”, ибо эти сокровища отъемлемы, но “собирайте себе сокровища на Небеси...”, ибо духовные сокровища, или духовные накопления, неотъемлемы ни жизнью, ни смертью. Какая великая мудрость и глубочайшее знание заключаются в этих Заветах! Именно неотъемлемость духовных накоплений составляет их ценность и значимость. Сказавший «omnia mea mecum porto» [«всё своё ношу с собой» – (лат.)] имел их в виду и знал, что то, что он имеет внутри, в Чаше, он носит с собою всегда, везде, во всех Мирах. Накопления Чаши составляют истинную, вечную, нетленную собственность духа. И когда все устремления его направлены на собирание этих истинных сокровищ, путь его светел и прям. Представьте себе богатейшего миллиардера на одре смерти и поймите, что если духом он нищ, то нищим войдёт он и в Мир Тонкий, несмотря на все свои миллиарды. Стоило ли их накоплять, чтобы, в конце концов, остаться ни с чем! В Учении Сказано: «Владейте всем, но ничего не считайте своим». Это и будет «владением без чувства собственности», то есть свободным от власти вещей над сознанием».

 

ГАЙ 1972 г. 406. (М. А. Й.). «Накопления духа остаются с человеком навсегда в хранилище его Чаши. Но не всегда, не везде и не во всех условиях могут полностью они выявляться. И всё же когда-то и где-то наступает время, и выявятся они во всей своей силе, и дух вспыхнет и засияет всеми огнями своих накоплений. Эти накопления и есть истинное сокровище и достояние человека на Земле и в Мирах. И радость в том, что их можно накапливать сознательно, планомерно, и каждодневно, и во всех условиях жизни, если устремление несломимо и сильно. По крупицам собирается Сокровище. Собирателем можно назвать человека, который сознательно делает это. Огненное Сокровище Камня преумножается и растёт. А непреложность и стойкость процесса ручательством служат возможности огненных достижений. Человек идёт по пути в Беспредельность формулой “всё достижимо”».

 

ГАЙ 1972 г. 484. (Гуру). «Каждый человек, проживший свою жизнь на Земле, оставляет после себя след своих дел, поступков, действий, слов, эмоций и мыслей с момента рождения и до смерти, – как бы фильм, запечатлевший всю его внешнюю и внутреннюю жизнь. Этот фильм мы называем узором духа. Он существует, неизгладимо зафиксированный в пространстве. Его Может видеть и читать Учитель. Не исчезает ничто, но всё ярко и точно запечатлевается в свитках Акаши. Вот почему человек должен так заботливо беречь свои земные действия. Этот не видимый для человека фильм можно рассматривать как цепь причин и следствий, порождённых человеком, которая из бесконечного прошлого пройденных жизней идёт в беспредельность будущего. Помимо пространства, Чаша есть индивидуальное хранилище того, что где-либо и когда-либо происходило с человеком на протяжении бесконечной цепи его существования во всех формах и во всех мирах. Много тайн скрыто в микрокосме человека. Чудесен аппарат его духа. Беспредельны возможности человека».

 

ГАЙ 1969 г. 360. (Гуру). «В Чаше хранятся отпечатки всех пройденных жизней со всеми подробностями, а в сознании выражена их синтетическая сущность, в сознании выявляется ступень эволюции, достигнутая духом. Подробности и даже некоторые способности могут и не выявляться, но основная сущность всё же утверждает себя в мыслях, чувствах и действиях. Это выражение вследствие ограничивающих свойств оболочек не может быть полным, ибо огнями всех накоплений дух может вспыхнуть только в тех сферах, где огонь действует свободно и безраздельно, не связанный узами его низших, временных проводников».

 

ГАЙ 1967 г. 392. (Гуру). «О награде на Небесах Говорилось недаром. В то давнее время нельзя было говорить другими словами. Люди не знали о Космосе, о тонких энергиях, о сознании, о магнитах и незримых, проникающих твёрдые тела, лучах, люди многое не знали. И всё же самая сущность Законов о жизни духа была преподана в немногих, но ясных и понятных словах. Не умалим их глубокого значения только потому, что форма их выражения не соответствует нашему пониманию сегодня. Небеса – это Высшие Сферы тончайших энергий, куда силою магнитного притяжения неодолимо увлекается дух, накопивший в Чаше своей кристаллы отложений чистых огней, зажжённых им во время жизни его на Земле».

 

ГАЙ 1967 г. 444. (М. А. Й.). «Свет не есть отвлечённость, но энергия, имеющая определённую субстанцию. Когда отложение Света коагулируется в виде кристаллов, тогда всякая абстрактность в представлении о Свете становится огненной действительностью. Если бы люди знали, что каждым деянием Света они отлагают крупицы его в своей Чаше, поистине стали бы они собирателями Сокровищ. В отличие от земных, они неотъемлемы и неуничтожаемы. Они остаются с человеком навсегда. Давно Сказано: не собирайте себе сокровищ на Земле. Но люди решили, что Сказанное Владыкой – это отвлечённость и к практической жизни отношения не имеет. Если бы знали они, чего лишили они себя отрицанием! Собравшие и накопившие Сокровище Света им в Мире Надземном живут и спело от него пожинают. Кристалл, отложенный в Чаше Огня, или Камень, даёт светлую ясность сознания, возможность полётов и радость творящего труда на Общее Благо».

 

ГАЙ 1966 г. 238. (М. А. Й.). «Страдания, трудности, неприятности и огорчения вырабатывают в существе человека некую субстанцию, природу которой ближе всего определить как огненосную. Организм человека обладает способностью порождать антитоксины как противодействие против отравления или болезней. Нечто подобное вырабатывается и в человеческом сердце как сила противостояния отравлению ядом земным. Чашу яда земного приходится испивать каждому Носителю Света, но не для отравления ею. Наоборот, самые ядовитые явления вызывают из глубин сердца огни самой чудесной окраски. Так, сердце Носителя Света становится великим трансмутатором отравленных эманаций зла. Тяжек земной путь сердца, познавшего Свет, ибо сумерки плотного мира антагонистичны ему. Смотрите, сколь трудна была жизнь Духов Высоких, и Духов Великих, и всех, кто сознанием своим поднимался выше обыденности, трафарета и условностей своего времени. Страдания, трудности и тягость ноши земной – удел горящего сердца. Огонь не терпит тления. Огонь – созидатель новых форм жизни и разрушитель старых. Замена старого новым – закон Эволюции сущего. Во все времена, которые были, будут и есть, Учитель Являет Собою утверждение Нового Мира, который идёт на смену старому. На грани двух Юг этот процесс приобретает особо острые формы, ибо Эволюция огненно устремляется в будущее, сметая всё, препятствующее ей. Время великое, великих перемен и смещений, не может быть обычным. Сущность Космического момента планеты надо сердцем понять».

 

ГАЙ 1966 г. 392. (М. А. Й.). «Об элементах вечности, собираемых сознательно в Чаше, очень много можно сказать. Основным признаком их будет то, что они не ограничены протяжённостью цикла одного воплощения, но идут за пределы его. Подчёркнуто говорю – «цикла», обнимающего собою не только земную жизнь, но и послесмертное существование. Якоря забрасываются далеко вперёд, в следующую жизнь и многие жизни, ибо они вневременны. Каждая мысль, или чувство, или качество духа, устремлённые в будущее за пределы круга обречённости, которой ограничили себя люди, будут крупицами ценностей непреходящих. Связь с Учителем Света и посланными Его будет нитью, протянутой в Вечность. Собирателем надземных сокровищ называем того, кто понял, что должен он собирать и накапливать в Чаше. Фокус приложения энергий духа просто переносится из плотного мира во внеплотный, ибо Чаша одна для всех воплощений и является единственно неотъемлемой собственностью Бессмертной Индивидуальности человека».

 

ГАЙ 1966 г. 505. (Гуру). «Практическое применение положений Учения в жизни создаёт ток энергий, дающий кристаллические отложения в Чаше. Каждый кристалл, даже самомалейший, несёт в себе искорки Света. Прилагающий Учение строит своё будущее на твёрдом основании и умножает светоносность своей ауры. По этой светимости Учитель отличает делающих от пустословов. Не слова спасут, но их применение».

 

ГАЙ 1965 г. 541. (Гуру). «Отойди от себя и сотворишь благо. В этом самоотрешении весь смысл эволюции духа. Личность даётся ему как орудие сношения с окружающим миром. Личность сама по себе не самоцель, но средство для достижения цели. Все её страдания и переживания нужны и ценны постольку, поскольку помогают они расширять понимание, чтобы через посредство этой временной личности, точнее – через посредство этих многих личностей, в которых воплощается Бессмертная Индивидуальность, постичь Её сущность и сознательно слиться с Ней воедино, то есть перенести сознание в Её сферу. Другого смысла и цели существования личности нет, ибо она умирает и родится взамен неё новая в каждом последующем воплощении. Только опыт, собранный ею, остаётся в Чаше Индивидуальности навсегда. Чаша не есть достояние личности, но Индивидуальности. Потому личность доступа к прошлому, сохраняемому в Чаше, не имеет. Только когда сознание переносится в Высшие Принципы, раскрываются накопления Чаши и можно читать свиток жизней прошедших, отложенных там».

 

ГАЙ 1965 г. 178. (М. А. Й.). «Помыслим о том, что даже самое малое усилие в нужном направлении даёт благое следствие. Все, живущие на Земле, всецело заняты земными интересами, вопросами и проблемами, забывая, что Земля – это подготовительная ступень для более продолжительной жизни в Надземном. Правильно сказал Соломон: «Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под Солнцем». И действительно, что пользы, если погибли когда-то великие цивилизации и исчезли народы вместе с материками, которые они населяли: что пользы, если исчезнет и наша. В беге времени всё обречено на уничтожение. Но польза от всех трудов земных оказывается в другом измерении. В Чаше собираются плоды всех трудов человека, которыми трудится он под Солнцем. В Чаше идёт накопление опытных отложений. И из видимости в невидимость уносит с собой человек результаты своих достижений. В применении к плану земному вопрос был совершенно правилен, ибо люди, забывшие о духе, Землёй и земным ограничили своё бытие. Но дух существует, дух не умирает, дух независим от того, знает об этом земной ум человека или не знает. И цель, и смысл земного пребывания могут быть объяснены лишь только задачами духа, почерпающего опыт и знание и умножающего их в каждом воплощении в теле. И тогда пользу великую может извлечь человек из своей жизни земной и всех трудов его, которыми трудится он под Солнцем, ибо, озарённые пониманием задачи эволюции духа, они принимают совершенно другое значение и становятся средством достижения всё новых и новых ступеней эволюции всего человечества».

 

ГАЙ 1963 г. 327. (Июль 4). «Сын Мой, знание, не применённое в жизни, – мертво. Оно не даёт кристаллических отложений в Чаше и не умножает огни. Подобно тому, как пусты слова, не насыщенные энергией сердца, так бесплодно и знание, не приложенное на практике. Приложенное врастает в сознание и становится частью его обладателя. Те, кто приходит на Землю, наделённые врождёнными способностями и качествами духа, когда-то и где-то прилагали их практически. Приложение только на словах, но не на деле, результатов не будет иметь. Именно нужно собою являть то, что утверждается мыслью. Мысль применённая входит в состав элементов бессмертия, собираемых от каждого воплощения. Есть жизни, дающие обильную жатву, и есть жизни пустые, не приносящие ничего, когда много хлопот и много забот ни о чём. Притча о талантах является выражением жизни людей на Земле. Одни приумножают сокровище Чаши, другие растрачивают и то, что имеют».

 

ГАЙ 1953 г. 434. (Сент. 9). Утверждая и углубляя желаемое качество, создаём его вековой кристалл. Человек, обладающий мужеством, когда-то его накопил то, то есть собрал и сосредоточил в своей сущности в виде отложенных в Чаше энергий. Энергии отлагаются в виде кристаллов. Это и есть собираемое сокровище Камня. Собирателем сокровищ называется человек, который сознательно развивает и утверждает в себе качества, кристаллические отложения которых, или кристаллизованные энергии которых, сохраняются навсегда в зерне духа. Радостно сознавать, что усилия, на собирание затраченные, никогда не пропадают даром, но каждое, даже самомалейшее, даёт крупицу кристалла Сокровища. Знаем, как наращиваются кристаллы в среде соответствующей, и Знаем, как в условиях насыщения почти мгновенно может вырасти кристалл, если соблюдены условия накопления, то есть состояние насыщенности среды. Следовательно, если сознание насыщено желанием утверждения данного качества, то условия для насыщения им сферы микрокосма и кристаллизации его неотвратимо последуют, ибо инертность окружающих условий подчиняется огненной воле. Воли противодействующие легко нейтрализовать, то есть тот, кто с Нами, знает, что он всегда победитель, ибо в Луче. Сознание, отождествлённое с Владыкой, не может склониться перед противодействием чужой воли. И наступает момент, когда все силы, и добрые, и злые, начинают служить победителю, чтобы смог он победно накапливать огненное Сокровище. И тьма, не ведая того, служит для конечного торжества Света. Кристалл желаемого качества нарастает в тот момент, когда качество утверждается в применении, то есть в жизни, порождая энергию, нужную для процесса. Поэтому для ученика нет отвлечённых качеств. Все они утверждаются на жизни и в жизни. Огненное устремление всегда порождает условия, нужные для его осуществления. Потому собиратель сокровищ никогда не возвращается с пустыми руками. Чем сильнее устремление, тем богаче сбор нахождений. И когда говорится о мощи спокойствия или огне мужества, не повторение произносится, но даётся возможность углубить их новыми нахождениями, дабы можно было увеличить кристалл, уже заложенный и растущий в Чаше. Процесс постоянного нарастания сокровища Камня можно сделать укладом и целью каждого дня. Вставая утром, можно спросить себя, что сделаю я сегодня, чтобы приумножить нетленное богатство своё? Как уберечь его от расточения, ибо и это возможно? Как и чем ускорить его рост? Условия благоприятствующей среды, сознанием создаваемой, могут установить свой ритм нарастания, установив закономерность, и тогда случайности жизни и обстоятельства неблагоприятствующие на ритм накопления влияния иметь не будут. Не может огненный победитель быть игрушкой случайных сочетаний и преходящих влияний. Путь неуклонен и прям. Ощущение процесса отложения творящих энергий в Чаше и нарастание кристалла можно сделать ощутимым явно, ибо правильное действие несёт с собою радость духа, которая сопровождает каждое нахождение. Равновесие, среди вихрей проявленное, сопровождается радостью удовлетворения правильно совершенным действием. Ибо незримо, но явно новое поступление обогатило грани кристалла. Незримые процессы уявления качеств духа в сложной лаборатории микрокосма так же реальны и жизненны, как и любой химический процесс. Только химия эта есть химия тонких энергий и элементов, им соответствующих. Они материальны и реально существуют, но в Сферах Высших измерений. Целью жизни человеческой на Земле является задание накопить сокровище Камня, то есть собрать элементы, нужные для проявления жизни духа в Сферах Надземных. Бессмертие утверждается при наличии накопленного Сокровища, ибо оно нетленно, вневременно и уничтожению не подлежит. Пчёлы собирают мёд с разных цветов и помалу, но запасы его собирают великие. Так же и сокровище Чаши каждодневным и неустанным трудом собирается, трудом сознательным, трудом целеустремлённым, трудом тысячелетней длительности. Хочу Сказать: нет более высокой задачи, нежели накоплять кристалл бессмертия, ибо Камень являет собой сгущённый огонь и свет во тьме окружающей светочем служит. Не личное дело творится собирателем сокровища, но общечеловеческое. Так знание собираемое даёт отложения явные, явленные в свойствах кристаллизованных энергий. Качества – суть магниты притяжения великого Знания, ибо Камень есть могучий магнит конденсированного Света-Огня».

 

ГАЙ 1953 г. 514. (Окт. 19). «Лик Владыки есть ключ от Общения с Тем, Кто скрыт за внешнею формой своего выражения. Это врата для входа в Микрокосм Великого Сердца. Его также можно назвать Макрокосмом, ибо Он слит с ним воедино. Круг сознания, охватываемый этой Индивидуальностью, столь велик, что сознание ученика, хотя и может из него черпать, всё же охватить его или представить его глубину не в состоянии. Но в этот круг можно войти, слиться с ним и, расширяя своё сознание, черпать из него без конца. Получению нет предела, ибо предел мог бы наступить лишь тогда, когда сознание ученика достигло бы высоты сознания Учителя, а это невозможно, так как миллионы лет эволюции, целый Круг, отделяют сознание его от сознания Владыки. И если продвигается вперёд ученик в своём развитии, то идёт вперёд так же и Учитель, с быстротою, во много раз превышающей шаг тех, кто следует за Ним. Таким образом, неисчерпаемость насыщающего Сознания Владыки является непреложным условием Общения. Можно брать без конца и предела дары Великого Сердца. А Сердце это – как Солнце, всегда в высоте и всегда готово озарить своим Светом обращённое к Нему сознание. Но надо обратиться и сознание своё обратить к Свету Великой Индивидуальности, Величайшей в ауре нашей планеты, а быть может, и выше. Ибо не Землёю, но светом Дальних Миров измеряется Сияние Несказуемое. И это величие солнечное, заполняя наше сознание, становится столь близким, и доступным, и неотделимым, настолько входит в сознание, что ни один, даже самый близкий человек, не может стать ближе. Близость людей – внешняя, Близость Владыки есть слияние сущности человека, которая внутри, с сущностью Великого Сердца. Какой огромный опыт за миллионы лет непрерываемого сознательного существования накоплен, какое Знание!! Состояние центров, мощно открытых, делает доступными все планы. Какая же глубина Знания и какие возможности нового познавания скрыты за внешнею формой сияющего Лика Владыки. Да, да, и Видит, и Слышит, и Знает. Что утаю от Владыки, что скрою от Орлиного Глаза? Какое зло может преуспеть в злоумышлении против щита светоносного, который охраняет ученика? Кто постиг границы могущества Его? Кто знает силу Лучей? Кто их исчерпал? Владыка Несёт в себе неисчерпаемость всех качеств духа. Потому для утверждения качеств своих можно брать от Него. Пусть мерою достижения намеченных качеств станут качества Духа Великого Сердца. Через Лик вливаются вибрации Луча Учителя в микрокосм ученика, и в Лучах же происходит объединение микрокосма ученика с Макрокосмом Учителя, и через Него же происходит слияние с Макрокосмом Вселенной. Неисчерпаемость Луча в каждодневности уявляется и даёт возможность устремлённому духу пополнять своё знание по линии магнитного притяжения устремлённых энергий своего сознания. И как бы ни было глубоко и широко это устремление, какие бы области знания оно ни захватывало, Луч готов ответствовать всегда. Ибо сознание Владыки есть синтез не только всего знания, достигнутого на Земле человечеством, но и нечто неизмеримо большее. Потому каждый пришедший получает. И если подойдёт и устремится миллиард сознаний, не будет ни одного, которое останется ненасыщенным, и именно по созвучию, то есть устремившееся сознание получает именно то, чего жаждет сердце, ибо по сердцу идёт получение. Но отказа нет никому. Нужно помыслить, сколь же богато Великое Сердце дарами духа, если не пять тысяч, но миллиард может быть насыщен и каждый может получить по желанию своему. Можно представить себе всю мощь этой светоносной батареи. Нужно представить себе всё разнообразие сознаний человеческих и всё различие их устремлений. Формулы, приближающие к Высшей Индивидуальности, даны человечеству. Врата к Сокровищнице указаны, открыт путь, но люди проходят мимо и в погоне за призраками упускают самое главное. Наполнив сознание преходящими фантомами и цепляясь за них, не только живут в этом окружении на Земле, но уносят с собой эти формы в Мир Тонкий, засоряя и высшие плоскости существования. Мир Тонкий засорён до предела призрачными построениями людскими. Владыка Призывает к пониманию действительности. Владыка знание Готов давать без конца. Но пусто вокруг, и приёмников знания нет. Вы, немногие, могущие воспринять, как мало вас по сравнению со всей массой человечества. И как трудно вам в тисках ослеплённых сознаний. Но время приходит, когда начнёт просыпаться сознание общечеловеческое. И вы, имеющие глаза и уши, вы будете давать от того знания, которое щедро даёт вам Владыка. Знание, полученное для себя, тут же и исчерпывается. Но знание, для других почерпаемое, будет насыщаться без ограничений. Главное, надо осознать, что не престанет никогда источник даваемой Мудрости, пока сознание получающего обращено к Владыке. Не Отвращусь и не Престану. Так подножие уверенности превращается в скалу веры, в сияющий адамант знания непреложности. Знанием непреложности Закона насытить Хочу. Веру Хочу сделать непреложной и выражающей неизменность и непререкаемость Космических Законов. Ведь если прейдёт всё: и Луна, и Земля, и Солнце, то Закон не прейдёт. Утверждаю в несломимости веры и знания. В верознании Утверждаю».

 

ГАЙ 1953 г. 584. «Друг Мой, как мыслишь, когда легче быть близким с Владыкою, в беде или радости, голоде или сытости (достатке)? Владыка должен быть близок всегда. Именно меняющаяся полюсность явлений не может колебать центр, от которого идёт устремление. Дело не в холоде или тепле, но в несломимости предстояния. Нужно же всё-таки понять, что есть то, что течёт перед сознанием, постоянно меняясь – поток жизни, и нечто вечное и неизменное в человеке – Безмолвный Рекордер. Он-то и сливается с Владыкой в вечном единении неразрывном, пребывающем вне потока. А река жизни будет по-прежнему течь всегда, изменяясь в непрекращающемся движении. Смена, или движение, есть неотъемлемый атрибут жизни. Но Безмолвно Смотрящий стоит вне. Почему же отождествляешь себя со сменами состояний трёх оболочек и трёх сфер? Мы над ними и лишь Созерцаем бесконечную смену явлений, извлекая из неё нужное знание. Мы – от огня и Мира Огненного и Находимся на Земле, чтобы создать тебе носителя, или проводник огненный, огненное тело для пребывания в Мире Огня вовеки. Вот наша задача, Моя и твоя – создать и оформить тело огненное, уже не подлежащее ни смерти, ни разложению. Легко представить, как умирает и разлагается на составные части тело физическое, труднее представить отделение от себя тела тонкого и его разложение, но почти невозможно отделить от себя тело ментальное и вообразить его распадение на слагающие его элементы. Как бы ничего не остаётся от всего внутреннего мира человека, и исчезает сам человек. Вот почему так важно при жизни найти в себе, и утвердить в себе, и утверждать постоянно начала, не подлежащие ни одной из этих трёх смертей и находящиеся над всем, что смертно, и учиться переносить сознание в то, что в человеке вечно. Вечное в себе найти надо, вечному воздвигнуть алтарь и в святилище его встать твёрдо над всем, что сменяется в чередовании волн, течёт широкой рекой в каждой из трёх сфер, временных и смертных. Конечно, тонкое тело переживает тело физическое. Но это не есть бессмертие, ибо и оно умирает. Конечно, ментальная оболочка переживает тонкую, но и это не есть бессмертие, ибо умирает и она. Бессмертно лишь то, что от них остаётся, собранным в огненном вечном «Я» человека. Будем собирать элементы огненные и из них созидать себе проводник огненный для сознательного в нём пребывания. Сокровище Чаши будем наполнять элементами огненными, непреходящими. Можно ли забыть язык свой или чужой? Можно, ибо память о нём сохраняется на одну жизнь у обычных людей. Но способность к изучению языков остаётся в Чаше навеки, если даже она и не выявлена. Так опыт и способности, трудом заработанные, остаются с нами навсегда. Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под Солнцем? Нет никакой, ибо строит вихрю на разрушение. Стоит посмотреть развалины древних неведомых городов, чтобы лишний раз убедиться в этом. Но опыт, жизнью и трудом даваемый, откладывает в Чаше нетленные огненные энергии, которые остаются с человеком всегда в том его начале, или принципе, который Называем огненным и вечным. Потому много пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под Солнцем сознательно, или даже не сознавая их цели. В зерне духа – всё. Росту этого зерна и посвящает Архат все свои жизни на всех планах бытия во всех оболочках».

 

ГАЙ 1955 г 426. «Нужно так верить Владыке, чтобы сама очевидность не могла этой веры поколебать. Мало ли непониманий и противоречий может встречаться на пути. Они все вовне, но не во Владыке. Своё непонимание и недомыслие надо отделить от величия Великого Сердца. Иначе свои заблуждения и ошибки можно Учителю приписать. Омрачённый ум и омрачённый человек печать своего омрачения накладывает на всё, на что смотрит. Это и есть смотреть и видеть через свою ауру. Когда аура чиста и незапятнанна, образы проходят чистыми, ибо свет проникает через ауру. Её надо чистой хранить. Искажение доходящих вибраций нельзя приписывать им, но язвам духа, накладывающим на всё свой отпечаток. При восприятии надо озаботиться тем, чтобы личные настроения не окрашивали её. Личность и самость – рассадники лжи и искажений действительности. Стоит, чтобы наступили на любимую мозоль или нарост, и беспредельный Космос и прекрасный и чудесный мир теряют все свои краски. Самость – плохой советник при попытке понять мировое положение. Ей нужны личное удобство и личное благополучие, хотя бы ценою неблагополучия кого-то другого или целой группы людей, и даже народа. Так на неблагополучии одних строят в старом мире своё благополучие другие. И роскошь дворцов и палат признаком благосостояния народа не служила. Чаша Общего Блага, сознательно избранная, ставит избравшего её в такое положение, когда личное отступает на задний план и интересы коллектива заступают его место. Через победу над личным «я» надо пройти, прежде чем заменить его понятием «мы». Культ себеслужения заменяется служением Общему Благу. Двум господам служить невозможно. Много смятения происходит, когда сознание мечется между этими двумя полюсами, твёрдо не решив, к которому примкнуть. Но утверждения сознания в Благе Общем, личное благо и Общее – несовместимы. Потом, когда сознание прочно утвердилось в последнем, личное сливается с Общим и разделяет его преуспеяния. Но переходная ступень мучительна, если выбор не сделан окончательно и сознание колеблется между тем и другим. Победы над миром не может быть без отрешения от него. Овладеваем тем, от чего отказались и что уже не владеет больше нами. В этом парадоксе вся трудность примирения полюсности этой пары противоположностей. Тот побеждает всё, кто самого себя умеет победить. Тот владеет всем, кто от всего отказался. Тому – всё, кому уже ничего не нужно. Но пока вожделение вещей, условий и обладаний будет владеть человеком, он будет их рабом, испрашивающим подачек со стола благополучия и изобилия благ земных. Но даже и отказ не нужен, нужно вмещение: вместо малого, личного, надо вместить всё неисчерпаемое богатство Беспредельности в виде возможностей, лежащих перед человеком. Пока сокровище мира будем полагать в земном, сокровищница Беспредельности будет заперта под семью печатями. Так, избравший путь личного или путь Общего Блага сам избирает свою судьбу и решает свой путь. Воля свободна решать, но выбор бесповоротно решает следствия. Себеслужение есть служение конечному и временному, тому, что подлежит смерти и уничтожению, но Чаша Общего Блага сияет огнями, которые дух несёт в сердце своём из жизни в жизнь, и означает бессмертие, то есть Чашу Амриты, испиваемую духом как награду за преодоление лунного человека в себе.

 

Агни Йога, 627. «Часто мы знаем слово и не можем произнести его. В глубине вращается понятие и не выносится на поверхность. В это мгновение лучше всего ощущается глубина сознания. Не извилины мозга, но какое-то другое хранилище будет складывать запасы памяти; конечно, это – «Чаша».

Можно напомнить наблюдения, когда «Чаша» была физически повреждена, тотчас прилив воспоминаний прекращался. Наоборот, при повреждении мозга мгновенно проносилась вся прошлая жизнь, как бы всплывая из глубин. Так при расширении сознания познаётся сотрудничество центров. Познаётся, что можно получить из каналов мозга и что почерпается из глубин «Чаши». Несказуемые сокровища складываются в «Чаше». «Чаша» едина для воплощений. Свойства мозга будут подвержены наследственности телесной, но качества «Чаши» сложены самодеятельностью.

В чаше лежит крылатый ребёнок, – так напоминала древняя мудрость о начале сознания».

 

Агни Йога, 596. «Многие народы замечали последовательность значения центров. Непонятные названия часто отвечали самому действительному назначению. Когда слышите слово «Абрамрам», это будет напоминанием о центре «Чаши», где сосредоточено чувствознание, суждённое будущей эволюции. Когда слышите об огненных крыльях, это будет центр оплечий. Также «пять вершин сокровищ» будут центрами «Колокола», запястий и голеней. Когда чувствуется внезапная слабость под коленями или напряжение кистей, это будет обострение центра «колокола». Можно производить несчётное количество наблюдений, которые обнаружат неисчерпаемые качества организма, так постыдно заброшенные».

 

Мир Огненный ч.1, 26. «Змий Огненный, поднимающийся над «Чашей» в виде змия Моисея, как восьмёрка арабская, может показать напряжение «Чаши», ибо «Чаша» полна Огня. Наслоения и отложения в «Чаше» представляют продукт огненный. Так мы, прежде всего, существа Огненные. Только при этом убеждении мы начинаем растить и так называемые Огненные Крылья».

 

Е. Рерих в письме А.Клизовскому от 02.05.1937 г. сообщает, что «...Центр Чаши помещается около сердца, среди нервных узлов. Чаша есть средоточие всех излучений. Это тот фокус, где преломляются и через который распространяются излучения зерна духа. Чаша образует треугольник между центром сердца и солнечным сплетением. Она помешается над солнечным сплетением на уровне сердца. Чаша принадлежит к тем нервным узлам, которые ещё не исследованы. В древнейших Писаниях центр Чаши иногда назывался «Небесная Ось».

Чаша очень редко бывает переполнена. Чаша, как синтетический центр, хранит самые несказуемые накопления. Чаша бывает хранилищем всего любимого и драгоценного. Иногда многое собранное в Чаше на целые жизни остаётся закрытым. Но если в Чаше осталось понятие о Братстве, то оно будет звучать и радостью и тоскою во всех жизнях».

 

В заключение приведём стихотворение Михаила Лермонтова «Чаша жизни», написанное 191 год тому назад (в 1831 г.) и не утратившее своей актуальности по сей день. Лермонтов был гениальным поэтом и, как у всех гениальных людей, имел открытый или хотя бы приоткрытой огненный центр, что давало ему возможность увидеть нечто такое, что другим было не дано:

 

Чаша жизни

1

Мы пьём из чаши бытия

С закрытыми очами,

Златые омочив края

Своими же слезами.

 

2

Когда же перед смертью с глаз

Завязка упадает,

И всё, что обольщало нас,

С завязкой исчезает;

 

3

Тогда мы видим, что пуста

Была златая чаша,

Что в ней напиток был – мечта,

И что она – не наша.

 

Учение Жизни призывает всех людей от мечтаний перейти к осознанным действиям: стремиться построить свою жизнь так, чтобы её целью стало создание нетленных накоплений в Чаше Индивидуальности; и чтобы, рассматривая свою жизнь, «не было бы больно за бесцельно прожитые годы», и выбор Чаши Общего Блага был бы, в конечном итоге, сознательно избранным.

 

Литература:

1. Н. Рерих. Листы дневника. Том 1. 2-е издания. М. МЦР, 1999, 672 с.

2. Н. Рерих. Россия. М. МЦР. Мастер-Банк, 2004.

3. Р. Рудзитис. Космические струны в творчестве Николая Рериха. СангитаСтрой. 2013, 144 с.

 

Подготовил:

Александр Файнлейб.

Израиль, апрель 2022 г.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№92 дата публикации: 01.12.2022