№78 / Лето 2019
Грани Эпохи

 

 

А. Поздняков

 

Алтай в сердце Рериха

Опубликовано: «Алтай туристический», сентябрь 1983 г.

 

Сибирский маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов проходил через Алтай, а местом своей работы они выбрали село Верх-Уймон. Поэтому туристический маршрут № 317 к подножию горы Белухи, проходящий по тем же местам, получил имя Николая Константиновича Рериха. Местами, правда, путь следования экспедиции и туристический маршрут несколько не совпадают, но не в этом суть. К этому маршруту появился повышенный интерес, вызванный желанием увидеть то, что интересовало Рериха и его коллег на Алтае, что они увидели, запечатлели.

О задачах своей экспедиции Н. К. Рерих писал: «Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне».

 

Археологические памятники в Горном Алтае,
интересовавшие Н. К. Рериха

 

Один из самых древнейших путей на Алтае, по которому двигались разные народы в самые отдалённые исторические эпохи, проходил вдоль рек Чуи и Катуни. Но экспедиция не пошла этим путём. И пока исследователям творчества Н. К. Рериха не ясны причины, заставившие его выбрать другой маршрут, но переселения народов интересовали его в первую очередь. Он писал: «Алтай в вопросе переселения народов является одним из очень важных пунктов. Погребения, уставленные большими камнями, так называемы чудские могилы, надписи на скалах – всё это ведёт нас к той важной эпохе, когда с далёкого юго-востока, теснимые где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу. И в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу».

Территория Горного Алтая и его население в историческом процессе были тесно связаны с историей развития Центральной Азии. По словам Рериха, «Алтай – середина Азии».

Считая Азию колыбелью человечества, Рерих приходит к выводу о расселении людей из Внутренней Азии, о многовековом восточном влиянии на Русь, оказавшимся более действенным, чем западное. К такому убеждению он приходит, сопоставляя археологический материал, исследуя наскальные изображения, собирая этнографические данные, изучая культуру, искусство, религию разных народов.

 

Археологические памятники в Горном Алтае,
интересовавшие Н. К. Рериха

 

В своих высказываниях Н. К. Рерих был не одинок. Многие исследователи на основании различных изысканий пришли к тому же мнению.

Справедливость слов, высказанных Рерихом, что через наскальные изображения протягивают друг другу руку, находит подтверждение в современных исследованиях советских и американских учёных.

Пребыванию экспедиции Рериха на Алтае посвящена интересная статья барнаульского художника, исследователя художественного наследия Николая и Святослава Рерихов Л. Цесюлевича в книге «Н. К. Рерих. Жизнь и творчество».

Николай Константинович Рерих очень любил Алтай и, находясь в нашем крае в августе 1926 года всего 12 дней, он с раннего утра до позднего вечера неутомимо трудился. Он намерен был обязательно вернуться на Алтай, но этому не суждено было случиться.

 

Публикуется по материалам Музея Рерихов (Филиала Государственного Музея Востока)

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№91 дата публикации: 01.09.2022