№78 / Лето 2019
Грани Эпохи

 

 

Качества духа

Подборка из записей «Грани Агни Йоги»

 

1.2. Воображаемые качества

1952. 446. …Путь попустительства и потворства своим слабостям есть вернейший путь погружения в бездну.

…Распустить себя в сладости успокоения или самозабвенно отдать себя во власть эмоций, даже сладчайших – не Наш путь власти над ними, всякими, и сладчайшими, и горчайшими. Нужна железная самодисциплина и контроль. Стой в стороне и твёрдой рукой, как совершенно постороннее, вредное и враждебное существо, обуздывай движения и колебания оболочки астрала. Вот он – враг твой. Ни милости, ни пощады не заслуживает. Аскетизм столь же разрушителен, как и попустительство. Золотая середина нужна во всём. Пусть колебания астрала происходят в пределах, дозволенных волей. Вот в чём решение. Можешь, но по воле Моей, ибо Хочу и Дозволяю. Степень дозволения волевого – лучший способ контроля. Закончим: дисциплина духа – основа преуспеяния.

 

1953. 515. …Отнесёмся же сознательно к условиям, указующим, какое звено кольчуги надо ещё укрепить. Будет время, и оно близко, когда каждый шаг станет особо ответственным, ошибки тогда могут оказаться роковыми по своим следствиям. Потому спешность испытаний. Порадуемся, они избавят нас от возможности ошибок. Вспышки астрала принадлежат к ошибкам недопустимым. Самооправдание не поможет. Как бы ни были вызывающи обстоятельства, астрал должен быть подчинён. Иначе бесстрастия не утвердить и качество окажется теоретическим.

 

1954. 172. …Лучше честно рассмотреть свои слабости и не оправдывать их, но изживать. Самооправдание ставит человека на ложный путь и выискивает причины вовне, в то время как они лежат внутри, откуда подлежат изъятию. Полагая же причины во что-то внешнее, человек продолжает носить язвы своих недостатков с собою, не считая их таковыми. Лучше честно признать свои недостатки, чем обманывать самого себя. В первом случае можно ещё как-то исправиться, во втором исправление невозможно.

 

1959. 40. (Янв. 31). …Простить или забыть можно любой поступок, но сущность его и значение его от этого не изменится ни на йоту. Будучи следствием определённых причин, он явится причиной последующих следствий. Потому бессмысленно кому-то что-то прощать. Чувство, вызываемое недобрыми поступками людей, можно в себе победить, но прощать не во власти человека, равно как и не во власти его уничтожить следствия того или иного деяния. Слова «прощение» нет в Нашем словаре. В самой его сущности заключается логическая нелепость. Как можно преступнику простить его преступление, если, совершая его, он привёл в движение Колесо Закона. Можно и чувство обиды в себе нейтрализовать, но этим обидчик не освобождается от кармических следствий.

…Ничто не исчезает, но всё живёт в пространстве других измерений. Измерение времени доступно сознанию человека, не хватает только воображения, чтобы представить это реально. Поэтому Мы Говорим не о прощении, а об изжитии качеств духа, вызвавших нежелательные поступки, и о трансмутации их в качества положительные по линии родственных противоположностей, и при том не порывая причинную кармическую цепь следствий.

 

1960. 147. (Июль 24). О воображаемых качествах следует упомянуть. Цепь не крепче своего самого слабого звена. Нехорошо, если во время бури якорный канат оборвётся: или унесёт в море, или на скалы. Так же и с воображаемыми качествами. Отсюда и необходимость испытаний, дабы знал ученик, где его слабое и незащищённое место. Потому не выдержанными испытаниями не следует огорчаться. Себя надо знать, надо знать степени своих способностей, выносливости, выдержки и сил.

 

1963. 235. (М.А.Й.). Каждое испытание будем рассматривать как проверку очередных достижений. Как же иначе тогда определить отличие действительных достижений от воображаемых. Много идущих к Вершине погибло из-за того, что воображаемые качества духа принимались за действительные, и, когда наступало время решительных испытаний, рушение их было великим. Своё: и хорошее, и плохое – надо знать до конца, в полноте выявлений. Самообман – опаснейшее свойство, ведущее к самообольщению. Лучше сурово и нелицеприятно учитывать свои недостатки, нежели вообразить себя достигшим. Самопознание себя необходимо.

 

1964. 270. (Июнь 3). Когда внутри горит огонь ярого устремления, никакие обстоятельства: ни внешние, ни внутренние – не мешают продвигаться вперёд. Отсюда вывод: всякие оправдания и ссылки на то, что мешают условия, – несостоятельны. Причину задержки надо искать в себе, в собственной неспособности подчинить воле состояние своего сознания. Самообман в этом случае очень вреден, ибо с его помощью перекладывается вина за задержку или остановку на кого-то или что-то, находящееся вовне, в то время как настоящая причина – угасание пламени сердца. Много примеров можно привести, когда тягчайшие условия жизни яро преодолевались пламенным горением сердца, и, наоборот, несмотря на самые благоприятные обстоятельства, огонь поникал. Честность признания – качество, необходимое для ученика. Только зная действительные размеры болезни и причины её, можно успешно лечить. Самоедство, самоковыряние осуждены, но точный, нелицеприятный и суровый анализ состояния сознания необходим. Нужно только при этом учитывать и планетную тональность пространственного момента, ибо сейчас небывалое время и нагнетение велико.

 

1966. 116. (Гуру). Недостатки и слабости свои следует знать хорошо и нелицеприятно, но ценность духа будем определять не по ним, но по периодам подъёмов, когда точно и явно обозначается потолок взлёта духа. Даже хороший корабль обрастает ракушками, которые мешают его ходу, но от этого он не перестаёт быть хорошим судном. Ракушки можно очистить. Так же и истинные ценности не исчезают от наслоений, которые можно убрать и от них освободиться. Хуже, гораздо хуже, если кроме наростов нет ничего.

 

1966. 360. (М.А.Й.). Человеку может казаться, что он достаточно очистил сознание своё от всякого сора. Но это кажущееся очищение часто не соответствует действительности. И тогда нужна проверка, чтобы выявить из глубин сознания всё, что там остаётся, быть может, совершенно незаметно для глаза. Когда дотоле скрытое становится явным, можно уже действовать с открытыми глазами.

 

1966. 520. (Гуру). Человеку может казаться, что устремлён он к самым высоким явлениям, в то время как в действительности всё его существо хочет самых обычных и, быть может, совсем не высоких. Внутренняя высота сознания раскрывается именно на природе подобных желаний. Их надо знать и безошибочно разбираться в их характере. Знать себя надо, чтобы не умиляться собственной хорошестью, но сурово отдавать себе отчёт в достоинствах своих и недостатках. Тогда не будет сюрпризов в том окружении, в котором придётся оказаться, сбросивши тело. Себя надо знать нелицеприятно, без снисхождения и умиления воображаемыми качествами духа. Многие умиляются и тем готовят для себя неприятные неожиданности.

 

1966. 709. (Дек. 6). Воображаемые качества, воображаемые достижения, воображаемый Олимп и пребывание на нём – что может быть печальнее для самообольщённого сознания.

…Хороший или плохой, достигший или идущий, но преданный до конца и до конца путь свой решивший – так следует ученик за Позвавшим, не колеблясь, не сомневаясь и не являя страха.

 

1967. 40. (Янв. 17). Воображаемыми могут быть не только те или иные качества духа, но и многое другое, например, занимаемая ступень на лестнице жизни, или некоторые достижения, или близость к Учителю, или значимость своя в построении Нового Мира. Многое создаётся часто воображением без действительного основания. Целые толпы обольщённых наполняют некоторые слои Тонкого Мира. Всё это очень печально. Но самое печальное зрелище – это воображаемый ученик, то есть человек, вообразивший себя учеником Учителя Света. Это ещё хуже, чем условное ученичество. Часто не выдержавший испытания ученик и отрезавший себе возможности продвижения всё ещё воображает, что ничего не произошло и что всё продолжается, как было когда-то. Возможности даются всем, но тот, кто уничтожает их своими руками, должен пенять только на себя.

 

1967. 41. (Гуру). Как отличить в себе воображаемые качества от настоящих? Только на практике, в приложении к жизни. Воображаемое качество не выдержит даже небольшого испытания, ибо в действительности не существует. Зачем ждать испытаний со стороны, когда можно всегда испытывать себя по собственной воле. Жизнь даёт к тому очень много возможностей. И на сдержанность, и на болтливость, и на раздражение, и на чистоту мыслей можно проверять себя каждодневно. Это – к примеру, ибо самопроверку нельзя ограничить ничем, если к тому есть желание Школа жизни, давая уроки, проверяет выполнение их постоянно. Хотящий учиться и себя проверять имеет возможность это делать всё время, было бы только желание.

 

1967. 45. (Фев. 9). Каждая попытка утвердить какое-либо качество духа тотчас же вызывает проверку искренности и силы этого желания, ибо нет зрелища более печального, нежели воображаемые качества. Это одно из основных условий ученичества. Второе – надо возрасти духом на каждое противодействие, чтобы найти силу его преодолеть.

 

1967. 222. (Апр. 21). Очень часто устремление выражается в прекрасных намерениях и словах и в утверждении воображаемых качеств, которые исчезают, как дым, когда приходится проявлять их на деле. Многие читают Учение и воображают себя достигшими, но не желают в действительности поступиться ничем. И даже считают, что они находятся на Великом Служении. Это самый печальный вид самообольщения.

 

1967. 460. (Авг. 12). Тонка граница между лицемерием и прямым и искренним выражением своей сущности. Ведь если раздражение, или злоба, или дурное настроение выражаются прямо и искренне и без всяких сдерживающих начал, то не будет ли такое выражение хуже, нежели попытки сдержать их хотя бы внешне. Мы Требуем от учеников, чтобы их внутреннее состояние соответствовало внешнему выражению, то есть, чтобы фальшь и лицемерие не могли иметь места.

 

1967. 461. (М.А.Й.). Качество достоинства духа не приобретается ни происхождением, ни воспитанием, ни образованием, оно приносится с собою из прошлого как часть неистребимых накоплений. Его могут являть самые простые и даже малограмотные люди, в то время как представители высшего общества или «денежные мешки» его лишены совершенно. Исключения только подтверждают это правило. Они есть везде. Кроме того, внешний лоск и полированность манер никакого отношения к достоинству духа не имеют. Фраки не выдержали испытания на пригодность к эволюции. Новый отбор человечества по светотени позволит отделить всё пригодное и способное восходить от Космического сора.

 

1967. 567. (М.А.Й.). Пригодность ученика определяется его поступками, поведением и течением мыслей. Справедливая и нелицеприятная самооценка служит искоренению и изживанию нежелательных свойств и утверждению желательных качеств. Внешнюю хорошесть нельзя считать действительным обликом человека.

 

1968. 114. (М.А.Й.). Любовь выражается в действии. Потому признаём только действенную любовь. Дела только на словах, равно как и любовь только в заверениях – как форма без содержания. Много словесной шелухи и много воображаемых чувств, лишённых содержания, занимает внимание людей, и тогда Майя особенно яро заменяет собою действительность. Так и живут, окружённые призраками и призрачными переживаниями. Но Майя Тонкого Мира ещё ярче, ещё опаснее плотной. Здесь человек их только воображает, а там видит их призрачные, изменчивые и обманчивые формы и принимает их за действительность, и в этом опасность. Погоня за призраками не доведёт до добра. Надо научиться освобождаться от призраков Майи ещё на Земле.

 

1968. 186. (Гуру). О ценности мысли судить можно по тому, возвышает она или принижает, осветляет сознание или омрачает. Терзания прошлым ни к чему. Печаль или радость о себе отдайте Учителю и помните, что легче разбойнику и мытарю войти в Царство Света, нежели тем, кто считает себя совершенными и достойными и гордится своими добродетелями.

 

1968. 227. (М.А.Й.). …Именно в каждодневности, в обычном обиходе, в самых житейских мелочах жизни проявляется высота или ничтожество духа. Они, как лакмусовая бумажка, проявляют действительные качества человека, а не воображаемые, которые проявляются неизвестно где и когда. О воображаемых качествах уже Говорилось. Воображающий храбрец может оказаться величайшим трусом. Поэтому проверяйте себя на мыслях, словах, чувствах и делах каждого дня, зная, что истинная сущность человека проявляется, утверждается и закаляется именно на них.

 

1969. 300. (М.А.Й.). Признание собственных несовершенств есть прямой путь к совершенствованию, но честностью признания далеко не все обладают. Отсюда и ханжество, и ложь, и лицемерие, и желание казаться лучше, чем есть. Малое сознание всё ещё продолжает гоняться за чужим одобрением и признанием, не понимая того, что действительность ничто не изменит и что с нею когда-то придётся встать лицом к лицу, когда всё тайное станет явным и видимым.

 

1969. 427. (М.А.Й.). Опасность самомнения и самовозвеличивания заключается в том, что ученик начинает воображать, что он сам может что-то и что-то представляет собою, когда всё, что он имеет, и что получил, и что вооружает его силою Сокровенного Знания, получено им от Владыки. Ведь даже Сам Владыка Говорил: «Я Сам по себе ничто, но Отец, пребывающий во Мне, Он Творит». Эту формулу жизни следует запомнить неизгладимо всем ученикам. И только тогда можно научиться действовать не силою своею, но силой Учителя, как бы предоставляя Ему творить через личное «я» ученика. Самомнение и самовозвеличивание обрезают нити связи с Учителем и мешают Его действительной Помощи. И в самом деле, что представляет собою заносчивый ученик? Место пустое, если он воображает, что без Учителя он может являть собою нечто ценное. Учитель и ученик неразрывны и представляют собою одно. Когда с Ним вместе, никто не силён против вас.

 

1969. 431. (Гуру). Когда пробьёт Час и предстанете перед Владыкой, Спросит Он вас, что сделали вы, чтобы подойти к Нему ещё ближе. И ответ дать придётся правдивый, и нелицеприятный, и без всякого самообмана. Потому лучше уже сейчас задавать себе этот вопрос каждодневно и утром и вечером, перед отходом ко сну, проверяя поведение своё за день. Самопроверка избавляет от контроля со стороны. Суровость к себе – лучший помощник для судии, которого каждый имеет внутри. Не упустим времени для самопроверки.

 

1969. 448. (М.А.Й.). Хотя «Свет и не виден несущему его», но время от времени по воздействию его на некоторых людей можно определять его растущую силу. Может, и хорошо, что не виден, чтобы не возгордиться. Превознесение себя очень опасно, в чём уже убеждались не раз на примере тех, кто приближался к Учению. Этой опасности легко избежать, если понять, что все приобретения получены от Учителя и что без Него пустой бочке гремящей уподобляет себя человек. Но и жемчужину своего сознания должен ценить ученик и не умалять её в угоду кому или чему бы то ни было. Помните, как Владыка перед сильными мира сего Говорил как Имеющий власть. Достоинство духа сохраняется при всех условиях, и Учитель Поможет его охранить.

 

1969. 500. (Окт. 6). Мечтают люди о приобретении различных способностей, желают утверждения различных сиддхи [Сиддхи (санскр.) – феноменальные силы, приобретаемые йогами], но не знают и не подозревают мечтатели, через какие трудности, испытания и чисто физические страдания и боли надо пройти, чтобы желаемое состоялось. А когда загораются центры и необычайно обостряются чуткость и восприимчивость организма, общение даже с близкими людьми становится тоже своего рода испытанием, после которого тело болеет.

 

1969. 611. (Дек. 5). При некотором внимании нетрудно увидеть, какое качество страдает или какое испытание не выдержано, и, увидев, подготовиться к тому, чтобы через него снова пройти, но уже успешно. Лучше осознать неудачу, чем воображать себя победителем, не одержавши победы. Вся жизнь состоит из постоянных преодолений, и никакие неудачи не могут остановить действительного устремления. На испытания можно смотреть просто как на проверку и выяснение того, что надо ещё преодолеть, укрепить или усвоить. Можно даже научить себя радоваться испытаниям и даже при неудаче, чтобы новые силы собрать для победы.

 

1970. 44. (Янв. 19). …Трудно даётся Учение, если человек наполнен собою и своими личными переживаниями, вернее, оно совсем не даётся. Так, самоотверженность есть путь к Свету кратчайший. Но люди предпочитают кривые обходные дорожки, не приводящие к цели, хотя и создающие мираж продвижения. Сколько таких самообманывающихся путников, бредущих совсем не туда, куда полагают они. Устремление хорошо, когда движимо любовью, преданностью и самоотвержением. Ведь устремиться можно и в пропасть. Много устремлённых людей, но не так, как нужно, и не туда, куда нужно. Где они все? Куда увело их это искривленное устремление?

 

1970. 514. (М.А.Й.). Некоторые люди стремятся поучать, наставлять и указывать другим, какими они должны быть, забывая о том, что сами они всей жизнью своею и примером своим должны показывать людям, как это надо делать, и как вести себя, и совершенствовать свою природу и свой характер. Поучать легко, но показывать на себе, как делается то, чему поучают, много труднее. Каждый поучающий тому, чего он ещё не преодолел в себе самом, имеет себе осуждение. Так учили когда-то.

 

1972. 210. (Май 6). Обычно человек тем более хочет поучать и вести других, чем меньше имеет он права на это. Самоутверждённые наставники и учителя не понимают, какую тягость и ответственность берут они на себя, принимая учеников. Если бы знали, воздержались бы от зазывания. Самовольный наставник воображает, что если он читает Учение, то это одно уже делает его чуть ли не совершенством, в то время как он в действительности остаётся прежним. Не меньшая ошибка полагать, что прикоснувшиеся к Учению – какие-то особенные люди, наделённые всевозможными несуществующими достоинствами. Сколько ударов приходится принимать вследствие этого последнего заблуждения. Сущность человека, складывающаяся в течение многих тысячелетий, не может измениться за одну жизнь, если нет особых накоплений. Потому правильнее знать человеческую природу и не воображать то, чего нет. «Коротко учение о людях, но длинно познание».

 

 

1.3. Как бороться с недостатками в себе

1951. 173. …Почему не делаете то, что надо? Говорю о контроле над мыслями, суровом и строгом. Можно быть беспощадным к себе, не щадить своих слабостей. Каждая слабость – щель для тёмных воздействий, или порванная нить связи, или убитая возможность. Не взять с собой свои слабости в путь дальний. Как тяжкий груз, обессилят в пути. Не может быть пощады к оковам своим. Кому нужны согбенные рабы? Мои дети свободны от цепей рабства. Потому разрушаем свои слабости и пороки мечом духа.

 

1952. 539. (Окт. 26). Многие мыслят: «Плохой я человек. У меня столько недостатков, не про нас писано Учение, и не для нас дары духа». Неверно!!! Не для праведников Приходил Я в мир, и не для совершенных даётся Моё Учение. И где они, совершенные? Но разбойник, блудница, и мытари, и простые люди со всеми своими недостатками и слабостями окружали Меня. И их Приблизил, и они были нужны. Только тёпленькие, быть может, и хорошие, оказались ненужными. Ибо не нужны тёпленькие Мне. Итак, плохость не есть препятствие, но крест. И этот крест нужно взять на себя и с собою. Плохость свою надо с собой взять и, взяв её на свои плечи для преодоления, последовать за Мной. Как последовать? Следовать по утрам или по вечерам, или только в известные дни, или периоды подъёма, или по настроению? Нужно непрерываемое следование. Пусть в Свете Моём совершается путь человеческий.

 

1955. 174. (Апр. 4). …Всё, скрытое дотоле в глубинах извивов и закоулков сознания, выводится на свет дня, чтобы предстать во всей своей обнажённой непривлекательности для спешного изживания. Холодно и спокойно, нимало не смущаясь, но честно и нелицеприятно надо просмотреть все недостатки свои, все слабости и все тёмные накопления и, ясно увидев их, деятельно приняться за их искоренение. Легче всего и проще всего весь сор и пыль отряхнуть с крыльев в полёте. И ветер, и дождь, и гроза помогут скорейшему очищению. Многие совершают роковую ошибку, считая себя недостойными восходить. Но это в корне неверно. Восходит всё. Несовершенства существуют для усовершенствования. Лишь космический сор сбрасывается со счетов эволюции. Сильные энергии сильных недостатков у сильных духов служат порой мощными рычагами преображения их в энергии Света, если стремление достаточно пламенно. Не следует смущаться ничем! Никакими ошибками, никакими недостатками, никакими накоплениями, если огненно устремление к Владыке.

…Одно Могу сказать: как бы ни был отягощён дух несовершенствами своими, со Мною ему восходить не может ничто помешать, если решение его достаточно сильно. Таким образом, не может быть отговорок, и самооправданий, и ссылок на недостатки и пороки свои, якобы мешающие вступить на путь, если человек искренне и действительно хочет идти к Свету. Потому Говорю: «Приидите ко Мне все, взыскующие Света: и сирые, и нагие, и больные, и убогие, и добрые, и злые».

…Лишь сознательным служителям тьмы, лишь упорствующим духам зла нет доступа в светлые сферы. Учение даётся для всех, следовательно, возможности открыты перед всеми. Намечен путь, и открыт вход. Желающие пусть входят свободно и смело.

 

1955. 195. Говорил, Говорю и Скажу, что Буду учить на жизни, ибо, если слов недостаточно, пусть сама жизнь покажет допущенную ошибку или заблуждение. Люблю на жизни показать несостоятельность недопустимых проступков.

…Путь восхождения можно назвать путём разрушения иллюзий Земли. Дух должен освободиться от наростов и язв, которые моментами могут сосредоточивать на себе и поглощать сознание. Зрелище не из приятных. Но прежде надо осознать рабство своё, или слабость свою, или пленение своё в сфере явлений определённого порядка. Когда созреет искреннее желание освободиться, Покажу на жизни, как можно вырвать причину явления с корнем. И условия жизненные сложатся так, чтобы облегчить и способствовать решению. Но нужно, чтобы желание освободиться родилось изнутри и было самоисходящим. Ничто внешне наносное не освободит человека. Сам, сам, сам, своею волею, своими руками, своим желанием освобождает себя человек от язв и наростов духа.

 

1955. 266. Человеку даются многие жизни на Земле для совершенствования, ибо за одну жизнь достичь невозможно. Сразу стать совершенным нельзя. И кто же совершенен? Восхождение состоит в изживании недостатков, слабостей, пороков и страстей при условии неуклонного устремления к цели при всяких обстоятельствах и во всяком положении; крест прошлого каждый несёт на себе. Если его не взять на себя для изживания, продвижение становится невозможным. Но как бы ни был плох человек, если у него есть желание усовершенствования и если есть настойчивость, упорство и постоянство, можно идти и можно дойти. Не следует также смущаться, если изживание идёт медленно. То, что накапливалось тысячелетиями, трудно изжить в одну жизнь. Подавление не приводит к цели, но вызывает лишь усиленный рецидив. И делается человеку горше, чем было. А Я Говорю: «Идите, не смущаясь ничем». И пусть шаг ваш будет непреложен, а главное, пусть не теряет он своего поступательного ритма. Пусть уявление неизжитых недостатков не нарушает ритмического движения вперёд. Упал – тотчас же встань и иди, не смущаясь, не терзая себя, не обессиливая себя падением и мыслями о нём, но укрепляя себя в движении, не останавливаемом никакими условиями и преградами. Если бы вы были хорошими и без недостатков, к чему тогда все труды духа. Так называемые хорошие люди порой так полны своей хорошестью и совершенствами, что места для Учителя в сознании их уже не остаётся. Вы, наполненные своей праведностью, и довольствующиеся хорошестью своею, и самоудовлетворённые, вы не нужны Учителю. Ему некуда вас вести. Не нужны и вы, мёртво и упорно, и тупо успокоившиеся на достигнутом. Нужно почуять противоположный полюс качества утверждаемого, чтобы положительный полюс его утвердить. Холодные и горячие пригодны для эволюции, ибо продвигаются законом полярности. Это не значит погружение во тьму неизжитых страстей, но – ощущение бездны, когда на краю её. Оступиться можно, но есть какая-то граница падения, после которой подняться уже нельзя. Потому изживание происходит путём постепенного освобождения сознания от власти нежелательного явления над ним.

 

1956. 891. Уже Говорил: внутренне надо отделиться от тех, чья рука предательски в спину наносит удары. И никогда уже больше внутрь не допускать и громадою доверия не обременять слабые плечи. Однажды предатель – предатель всегда, а также и обманщик. Разве сущность человеческую можно изменить по заказу или по приказу, или по чьему-то желанию со стороны. Защищая и оберегая обманщика, правильно ли поступаете? Как думаешь? Умиляться масками не возбраняется никому, но лучше знать правду, даже самую горькую. Уйди в себя, чувства замкни внутри, поступай так, как будто бы обман уже явно известен, и смотри, как знающий, что обман обнаружен. Чашу с ядом выпить надо до дна и горечь обмана изведать.

 

1956. 892. (М.А.Й.). Лучше не верить и не быть обманутым, чем поверить и обмануться. Лучше знать горькую правду, чем пребывать в тенетах лжи. Лучше не пускать в сердце, чем быть растоптанным ему предательской пятою. Лучше не иметь, чем потерять. Лучше одному, но без обмана, чем обманщика в сердце пускать.

 

1958. 408. (327). (М.А.Й.). Нехорошо, когда малые вещи заставляют терять равновесие. Как это ни странно, но в великих вещах легче хранить равновесие, чем в малых. Но мы будем учиться на малых. Не следует огорчаться слишком. Пусть каждое неуравновесие стимулом будет удержать равновесие в будущем в условиях аналогичных. Просто отдаётся приказ себе самому, что в будущем в подобных условиях равновесие духа нарушаемо уже больше не будет. Таким путём урок, преподанный жизнью, окажется усвоенным, а сознание – вооружённым и подготовленным встретить его, не теряя равновесия.

 

1958. 676. (554). (Июль 11). …Хвост прошлых ошибок тянется в настоящее, окрашивая будущее. Если со Мною – ошибки ничто, если без Меня – груз тяжкий.

…Мало ошибку увидеть, мало ошибку понять, надо изжить и ошибку, и следствия, ею порождённые. Мужество надо найти следствия прошлых ошибок встретить бесстрашно. Осудители сами придут и суд свой уявят, и среди них главные – бывшие друзья. Яро осудят и без пощады. Но следует помнить, что право судить им никто не давал. Судьи новоявленные – так Назовём их, и все не без греха, и чем яростней суд их, тем тяжелее бремя их собственных ошибок и заблуждений, иначе бы не судили.

…Так и скажи им: «Вас не Владыка Поставил суд надо мною творить, а вы сами. А потому злобствование ваше и осуждения пусть при вас и останутся. Мне же путь высший к Владыке. Прощайте, прохожие мимо. Мой путь не с вами». Это сказав, помни, что обязывает это тебя суд свой явить над собою тем более суровый и нелицеприятный и строго себя осудить за каждую допущенную ошибку.

 

1959. 30. Извилист путь уползания, как змеи по траве – не уследишь всех изгибов. Но этот путь змия начинается со лжи и обмана, дальнейшее – лишь следствия. И тогда видите путь левый, ведущий во тьму. Тьме лестно отторжение светляков – лакомое блюдо для сатанистов. Охота за каждым – по всем правилам многовекового опыта. И потому отрыв от ближайшего звена означает конец. Гнилых сов не радость тащить за собою. Но слов не найдёте, чтобы отравленное и заражённое сознание к Свету вернуть. Но надо исчерпать все меры, прежде чем отсечь. Предательство будет последней чертой. Однажды предатель – предатель всегда, однажды обманщик – обманщик всегда. Следует всё разъяснить, дабы знали и осознали. И когда черта переходится уже сознательно, не медлите ни мгновения, чтобы отсечь. Возврата предателю нет, разве что для нового, более изощрённого предательства.

 

1959. 40. (Янв. 31). …Простить или забыть можно любой поступок, но сущность его и значение его от этого не изменится ни на йоту. Будучи следствием определённых причин, он явится причиной последующих следствий. Потому бессмысленно кому-то что-то прощать. Чувство, вызываемое недобрыми поступками людей, можно в себе победить, но прощать не во власти человека, равно как и не во власти его уничтожить следствия того или иного деяния. Слова «прощение» нет в Нашем словаре. В самой его сущности заключается логическая нелепость. Как можно преступнику простить его преступление, если, совершая его, он привёл в движение Колесо Закона. Можно и чувство обиды в себе нейтрализовать, но этим обидчик не освобождается от кармических следствий.

…Поэтому Мы Говорим не о прощении, а об изжитии качеств духа, вызвавших нежелательные поступки, и о трансмутации их в качества положительные по линии родственных противоположностей, и при том не порывая причинную кармическую цепь следствий. В самом проступке скрыта уже эта трансмутирующая сила, стоит только переменить полюс её приложения. …Потому совершённые проступки не могут служить препятствием для восхождения духа, если принцип трансмутации прилагается в жизни путём перерождения отрицательных качеств духа по линии их противоположностей в качества положительные. Утверждаю спасение всем, кто следует за Мною, ибо Дам силу устремлённому сердцу трансмутировать скверну свою на огне неукротимого устремления.

 

1963. 57. (Янв. 29). Каждая ошибка влечёт за собой хвост следствий. И уже не во власти содеявшего уничтожить то, что было совершено. Только окончательная и полная победа над собою может нейтрализовать цепь следствий, если касались они внутреннего неблагополучия сознания. В прошлом изменить ничего нельзя. Только будущее в руках формовщика следствий. Даже горький опыт познавания человека полезен, также полезны ошибки, но если осознан их вред и изъято из них то, что привлекало или побуждало их совершить.

 

1965. 16. (Март 24). Ну что же, посмотреть на себя со стороны тоже иногда хорошо, посмотреть строго, сурово, нелицеприятно, взвесив все свои плохие и хорошие качества и оценив ту поклажу, которую приходится нести в будущее. Опыт показывает, как во время испытаний из глубин духа поднимается всё неизжитое и предъявляет свои счета на право существования в сознании и как встаёт оно преградою на пути. Если основы крепки и прочно внедрены в сущность человека, путь продолжать всё же можно, ибо от смены оболочек никуда не уйти и эволюции со всеми её возможностями не избежать. Но ведь противоположным полюсом эволюции будет инволюция духа, которая может длиться веками, приводя к бездне и конечному разложению. Надо подумать о том, какие энергии облекают зерно духа, развиваясь по заложенному в них направлению. Развивается всё, что собрал человек в себе за время своего существования, сорняки надо убрать. Им нельзя давать беспрепятственно развиваться, они могут совершенно заглушить добрые всходы. Выбор зависит от самого себя. Свободная воля остаётся прерогативою человека.

 

1966. 62. (Янв. 27). Самый обыкновенный человек, проявляющий очень высокую степень самообладания, уже на верном и прочном пути к власти над своими оболочками. Потому самообладание, самоконтроль и многие другие качества духа уже показывают, насколько владеет человек своей психической энергией.

 

1966. 70. (М.А.Й.). Утверждение и осознание власти над своей низшей природой – лучшая защита от тьмы. Поэтому даже ошибки, допущенные с соизволения воли, лучше, чем безвольное и беспросветное подчинение своим слабостям. Если один и тот же проступок совершён в свободе или рабстве, то, конечно, уж лучше свобода, ибо владеющий собою уже на пути к освобождению.

 

1966. 76. (Фев. 2). Луч бессилен, если дух не хочет бороться сам со своими нагромождениями. И если он допускает нечистые мысли и сочетается с ними, то кто же может лишить его права свободного выбора и тех мыслей, которые ему желательны. Выбор делает он сам и пребывает в том мысленном окружении, которое предпочитает.

…Язвы мышления более опасны, нежели язвы тела, ибо коренятся более глубоко. Найти корень зла и вырвать его рано или поздно всё же придётся. Не лучше ли сделать это раньше, так как закоренелое мышление исправить труднее. Но бессильны слова и уговоры, если дух сам не захочет этого сделать. Сперва можно дать себе задание провести в общении с чистыми мыслями день, потом два и, наконец, – всё время, которое есть.

…От мыслей нечистых следует защищаться всей волей, всей решимостью, всей силою духа.

 

1966. 93. (Гуру). Каждое ошибочное или неправильное действие можно превратить в правильное и строительное, приложив устремление его энергий на полезной волне. В этом заключается сущность трансмутации человеческих действий. Каждая такая трансмутация, безусловно, полезна. Именно, надо научиться владеть огнём действия, устремляя огненную энергию вверх. Если одна и та же энергия поднимает руку убийцы и спасающего детей из пожара, то тот, кто научился владеть этой энергией и устремлять её волею в должном направлении, тот уже владыка своей огненной мощи. Лишь только была бы в наличии та сила, которую можно трансмутировать.

 

1967. 16. (М.А.Й.). Сколько поводов можно найти для того, чтобы омрачиться тем, что происходит вокруг. Но все эти поводы – самообман, ибо ни один из них не стоит того, чтобы закрыть вход для Луча. Ведь это равносильно раскрытию ворот для вторжения тьмы. Каждым чувством или эмоцией, звучащей на низшей шкале, открываем себя воздействиям тьмы. Допустимо ли это?

 

1967. 282. (Гуру). Понимаете ли, какую ценность в Наших глазах представляет собою преданность непоколебимая и безусловная? Видите сами, как мало проявляют её те, кто коснулся Учения. Как часто их обуревают сомнения, и колеблется на весах Высшая Близость, и как переполнены все своими переживаниями, суетой и заботами, но не тем, что важнее и превыше всего. Мы просто зовём это суетою.

 

1967. 339. (Гуру). Все люди без исключения в ауре своей, её излучениями, несут в мир благословение или проклятие, свет или тьму, добро или зло. Излучение ауры постоянно, следовательно, постоянны и приносимые людьми дары. О других не будем слишком судить и особенно осуждать, но за излучениями своей собственной ауры следует следить очень зорко, чтобы вместо Света не вносить тьму. По опыту знаете, как болезненно и тяжко ощущаются недобрые излучения некоторых людей. Можно представить себе, каким ядом насыщают они сферы вокруг. Невидимы физическому глазу эти излучения и наслоения, но сердце их чует явно и тяжко. Удушающе действуют они на людей. Эти ядоносцы являются отравителями планеты и человечества. Незаметными и малыми кажутся они обычным людям, но велик вред от них. Пространственно он очень значителен, несмотря на кажущуюся малость и незначительность подобных ядоносцев.

 

1967. 520. (Сент. 10). …Если каждое праздное слово расточает на ветер огненную мощь, то такой же суровый контроль должен быть постоянно над речью, но ещё больший – над чувствами, и самый большой – над мыслями. Мысли негожие пожирают психическую энергию. Мысли уныния или раздражения, или злобы, или ненависти, иди беспокойства и все прочие из области отрицательных, все они чудовищно обкрадывают человека. Но есть мысли, магнитно притягивающие к себе светлые энергии из пространства. Мысль об Учителе Света есть касание к Свету. Магнит человеческий постоянно притягивает из пространства созвучные его мышлению энергии. Поэтому настроенность магнитного приёмника сознания играет решающую роль.

 

1968. 257. (Гуру). Для того чтобы понять красоту или некрасивость своих поступков, надо посмотреть на себя со стороны и представить себе, как бы отнеслись вы сами, если бы кто-нибудь другой поступал так, как поступали вы. И тогда картина будет ясна и никаких пояснений не потребуется. С себя люди обычно спрашивают весьма мягко, но с других очень строго. Чтобы исправить эту несправедливость, надо от себя отойти и посмотреть на поведение своё так, как если бы анализу подлежали поступки совершенно постороннего человека.

 

1968. 574. (М.А.Й.). Это верно: недостатки в ученике существуют для преодоления. Все они, особенно скрытые, выявляются Учителем с особой силой и именно для того, чтобы быть преодолёнными. Трансмутированные в свою противоположность, становятся они силою. Принцип «холоден или горяч» означает то, что нечто, даже отрицательное, может быть перелито, перерождено в положительное такого же или даже большего потенциала. О ничтожествах, не горячих, не холодных, а только лишь тёпленьких, Сказано: «Извергну из уст Моих». На современном языке это значит, что они будут выброшены из потока эволюции и превратятся в Космический сор.

 

1969. 47. (М.А.Й.). Злобы к врагам, к супротивникам ярым, к вредителям явным и тайным не имейте. Боритесь, пресекайте их козни, защищайтесь от них, но ясности духа, но равновесия, но светоносности ауры не теряйте. Снижаясь до них, вибрируя с ними в унисон, утрачиваете свою защитность и становитесь уязвимыми ими. Поэтому древний Завет «Благословляйте ненавидящих вас» заключает в себе древнюю мудрость. Окружаясь Светом и посылая его эманации на врага, делаетесь неуязвимыми против его злобы. Это не есть состояние беззащитной овечки, но сосредоточие огненных сил духа, поднявшего меч для защиты Света. Бессильны враги перед равновесием духа. Равновесие – мощь. Но заражение злобою чёрной и прочими недостойными чувствами лишает дух всех накоплений. Даже простое раздражение сжигает фосфорную ткань и делает человека бессильным и опустошённым. Поэтому Завет не иметь злобы к врагам и злоделателям тёмным полон глубочайшего значения.

 

1969. 233. (М.А.Й.). Имеющий недостатки и их сознающий, но к нам устремлённый, освободится от них и будет с нами. Но как освободится от своих недостатков тот, кто не желает их признавать, кто доволен своей хорошестью и своими достоинствами и достижениями? Так, осознание собственных несовершенств и стремление от них освободиться, к нам устремляясь, непреложно приведёт к желаемой цели. Критике и даже осуждению можно порадоваться, ибо если они справедливы, то помогут скорее избавиться от ненужного груза, если несправедливы и незаслуженны, то послужат уроком познавания человеческой сущности. Поэтому и критика и осуждение безусловно полезны для осуждаемого. Мудрый будет им радоваться и извлекать из них ценный урок. Многие явления приходится пересматривать заново и изменять отношение к ним. Обычное понимание приятного и неприятного, пользы или вреда придётся оставить. И тогда радостно и сознательно можно будет извлекать полезные и ценные частицы из всего, что противодействует, и что огорчает, и что ещё недавно считалось неприятным, огорчающим и омрачающим сознание.

 

1969. 293. (М.А.Й.). Казалось бы, просто – только объединиться и пожинать плоды этого блага. Но что-то мешает. Что? Не малые ли комочки, иглы и шипы, которые временами засоряют сознание и которые, допущенные в мыслях по отношению к близким, явно и остро мешают полному, гармоничному единению. Мелкие обиды, недовольство друг другом, и особенно осуждение и прочие очень мелкие и недопустимые чувства, возникающие в сознании, служат неодолимой преградой полноте единения. Их из сознания надо изъять. Именно самая их ничтожность препятствием служит светоносности неограниченного единения. Не нужны эти малые чувства для гармонического слияния аур. Они подлежат полному устранению, сознательному и безоговорочному.

 

1969. 436. (М.А.Й.). Злые люди опасны не сами по себе, ибо от их видимой злобы не так уж трудно защититься, но опасны они тем, что служат каналами для тёмных приближений, которые нелегко усмотреть. Поэтому при соприкосновении со злыми, которых нельзя избежать, необходимо принимать во внимание не столько их самих, сколько их вдохновителей.

…По неопытности главное внимание обращается на злых людей, а не на истинных подстрекателей и виновников злобной активности.

 

1969. 442. (Гуру). В старых писаниях упоминается семь смертных грехов. Отбросив церковное наименование, увидим, что под ними подразумевались такие пороки человеческие, которые не позволяли духу освободиться от их цепких объятий и подняться в более высокие слои Тонкого Мира, то есть обрекали его на пребывание во тьме низших слоёв. Это и есть смерть духа, степень которой может достичь такого состояния, когда целая страница вычеркивается из Книги Жизни.

 

1970. 483. (Авг. 3). …Сказано было: «Верующие в Меня имеют вечную жизнь». Неверующий и отрицающий бессмертие духа жизни не имеет в том мире, ибо там царствует мысль. И тот, кто в мыслях своих отрицает жизнь после смерти тела, лишает себя возможности существования. Конечно, его дух не умирает, но сознание мертво, ибо мыслью своею отрицающий жизнь себя жизни лишает. Сказано было: «По вере вашей Дано будет вам», то есть по мыслям вашим и представлениям вашим о возможности жизни вне тела после освобождения от него будет и жизнь ваша в Надземном. Этим губительно отрицание – сила отрицающей жизнь мысли проявляется в Мире Тонком, где всё творится и движется мыслью. Подобно каменным истуканам, стоят там отрицатели жизни, убившие в себе жизнь. На Земле они ещё живы в теле, хотя и умерли в духе, но там, где нет тела, там властвует мысль, которая либо даёт жизнь, либо её убивает. Потому так важно мысли свои о бессмертии утвердить, пока ещё на Земле. Великие Учителя Приходили на Землю, чтобы сказать или напомнить людям об этом, ибо коротка память людская.

…И даже большие умы среди отрицателей не понимают, насколько нелепа и бессмысленна жизнь в теле, если считать, что ею и ограничивается всё.

 

1970. 768. (М.А.Й.). Будем ли удивляться, что пальцев на руке много, чтобы сосчитать учеников, – так Говорит Учитель. Званых много, но избранные где? Пусть это обстоятельство послужит импульсом к ещё более строгому и суровому отношению к самому себе, к утверждению тех качеств духа, которые необходимы, чтобы стать учеником. И пусть каждый недостаток, замеченный в близких, послужит ярым побуждением его уничтожить в себе. Ведь обычно в других легче всего замечаются именно те недостатки, которые не чужды и нам. И не так уж важно, как борется со своими несовершенствами другой человек, как то, насколько преуспеваем мы сами в преодолении своих собственных неизжитых свойств.

 

1971. 34. (Янв. 15). Не один, но много раз приходится сталкиваться с одними и теми же противодействующими условиями жизни. Это значит, что что-то в них не преодолено и требует от человека возрастания его преодолевающей мощи. Значит, слабы его огоньки. От возрастания Агни зависит характер кармических условий, его окружающих. Достаточно возрасти духом на противодействующие обстоятельства, как они уходят из жизни. Нет другого пути освободиться от них.

…Как говорится, жизнь всегда бьёт по больному месту, то есть по слабому месту, то есть самому незащищённому, пока оно не окрепнет и не покроется бронею, уже защищающей от внешних ударов. Судьба очень бьёт несчастных, слабосильных, истерзанных жизнью людей. Надо быть сильным. В процессе эволюции видов выживают сильнейшие и наиболее приспособленные к борьбе. При этом эволюция не считается ни с жизнью, ни со страданиями живых форм. Все они умирают и заменяются новыми.

 

1971. 129. О тёмных, прячущихся за спинами обычных людей, Говорилось давно. Опасны тем, что действуют из астрального мира и не видимы глазу земному. Говорилось, Повторяю, давно.

…Обычные люди – это щит, за которым прячутся злые. Но в бою поражающий удар меча падает не на щит, но на того, кто за ним. Это основное правило боя. Почему же так часто оно нарушается? Почему воздействие устремляется на безвольных исполнителей злой тёмной воли? Почему допускается, именно благодаря этому, дальнейшая, всё усиливающаяся возможность тёмных продолжать злобные деяния? Ведь если удар меча попадает мимо цели, то цель остаётся непоражённой.

 

1971. 141. (Март 11). Не так опасны ошибочные действия человека, совершённые под влиянием его слабостей, недостатков и пороков, как мысли, вызвавшие такие действия. Опасны они тем, что продолжают жить и воздействовать на своего породителя, хотя бы он и перестал допускать сами действия. Действие можно пресечь и не допускать, но как уничтожить нехорошие мысли, возникшие раньше и насыщенные чёрным огнём! Изгнанные из сознания сегодня, они возвращаются завтра, усиленные мегафоном пространства и возросшие в своей силе. Ошибочно думать, что воздержание от поступков освободит от порождающих их мыслей. Но правильно полагать, что освобождение от подобных мыслей пресекает вызываемые ими проступки.

 

1971. 404. (М.А.Й.). …Зачем быть безвольной марионеткой для других людей или различных внешних воздействий, когда человек в состоянии распоряжаться собою сам. Достоинство духа очень страдает, когда человек – владыка своего внутреннего мира и своей собственной мощи – становится паяцем, кривляющимся в угоду кому бы то и чему бы то ни было.

 

1971. 706. (М.А.Й.). Когда возникают сомнения, их следует переносить на себя, то есть все ошибки относить на счёт своих несовершенств, неумения, недостатка опыта, поспешных выводов и суждений, излишней доверчивости к своим восприятиям и так далее, но отнюдь не относить их к Учителю и Учению. Первый род сомнений искоренить легко, ибо, чтобы достичь ступени безошибочных восприятий, надо увидеть Учителя Света и услышать Его Голос. Не будем говорить уже о прочих перечисленных выше причинах сомнений, но если сомнения коснулись Учителя и Учения, то яд этой ехидны может отравить весь организм, ибо очень опасен. Его надо остерегаться.

 

1972. 269. (М.А.Й.). …Победа над собою важнее и нужнее всех прочих побед над кем и над чем бы то ни было. Из каждой ошибки, из каждого попустительства, из каждого потворства своим недостаткам, допущенным вследствие каких-то причин, можно извлечь новую, удвоенную силу противостояния им и выйти из борьбы победителем. Запомните твёрдо – победителей не судят, но побеждённые уже осуждены. Потому даже временное или случайное поражение нужно использовать как мощный импульс для новой победы. Запомните, что положительно всё: и плохое и хорошее, и доброе и злое, и враги и друзья, и несчастье и счастье, и горе и радость, и болезнь и здоровье, и помощь Сил Света и злоухищрения тёмных, всё, всё, всё служит суждённому победителю ступенями лестницы к Свету.

 

1972. 399. (Июль 24). Даже при поверхностном наблюдении легко было отметить, как подавляюще и угнетающе действуют на сознание пересуды и погружение в недобрые людские взаимоотношения между собою посторонних людей. Зачем погружаться в болото! Надо избегать сплетен, дрязг и недоброжелательства, и осуждений, в сферу которых окружающие часто стремятся втянуть, чтобы получить сочувствие и поддержку. Подобными чувствами допускать себя заражаться нельзя.

 

1972. 407. (Гуру). При стойкости и огненности устремления, как сухие увядшие листья отпадают с ауры человека негодные наслоения. Потому, пока ярко горит огонь духа, печаловаться о них слишком не надо. Зачем обременяться тем, что отмирает и уносится прочь. Чрезмерное внимание к ним отягощает, отемняет и может оживлять уснувшие кармические утверждения. Крыльям духа свобода нужна от всякого груза. Так, не прошлое с его несовершенствами, но будущее со всеми его возможностями становится двигателем духа, устремляющим его всё к новым и новым нахождениям.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№90 дата публикации: 01.06.2022