№78 / Лето 2019
Грани Эпохи

 

 

Александр Херсонов

 

Тайны и загадки мощей святого Александра Свирского

Продолжение, см. начало Часть 1 и Часть 2.

 

Часть 3. Чудесное открытие мощей Святого

В 2011 году издательство «Даниловский благовестник» выпустило книгу Аллы Добросоцких «Тайны и загадки мощей чудотворца Александра Свирского» (1).

Откроем книгу. В главе «Чудотворец всея Руси» читаем: «На Северо-востоке Санкт-Петербургской епархии, вблизи границы с Карелией, среди дивных лесов и озёр располагается обитель, созданная 500 лет назад по благословению Святой Троицы великим угодником Божиим преподобным Александром Свирским».

Далее: «Чудесная святыня находится в Преображенской части обители: мощи, которые за 470 с лишним лет не только совершенно не тронуло тление, но они полностью сохранились – в том же объёме и виде, каким было тело чудотворца при жизни». «Спустя 107 лет и 7 месяцев после отшествия преподобного ко Господу, в апреле 1641 года, произошло событие, поразившее братию монастыря».

Итак, «намереваясь строить над телом преподобного Александра новую каменную церковь, монахи разобрали старую, сгоревшую во время польско-шведской интервенции».

Тут и произошло знаковое событие: «В четверг Вербной недели началась вдруг гроза, но гром и молния были не обыкновенными – они устрашили всех свидетелей чуда. Молния падала на землю, но не исчезала сказу, как это обычно бывает, а ещё долгое время озаряла всё вокруг. То же самое повторилось и в пятницу вечером. А 17 апреля в субботу праведного Лазаря, друга Божия, рабочие, копавшие ровна правой стороне церковного фундамента, обнаружили гроб. Их поразило то, что земля над гробом …стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая!

Читаем далее: «Когда игумен Авраамий с братией пришли на это место и сняли верхнюю доску гроба, то от мощей разлилось сильнейшее благоухание и все увидели тело преподобного Александра – совершенно целое и невредимое, в мантии и схиме, из-под которого виднелась часть бороды

…В ужасе, благоговении и радости увидели монахи, как по телу святого «подобно некоторым растущим цветам разошлось благовонное миро и излилось как вода». Почему в «ужасе»? Такова сила потрясения перед Высшим, невместимым в человеческое понимание. В Православии это называют «Страх Божий» (стр.27).

 

Мощи открыты. Дальнейшая хроника событий

Август 1641 года: «По повелению государя Михаила Фёдоровича Новгородский митрополит Афоний освидетельствовал мощи преподобного Александра. …Нельзя было без слёз видеть это лицо, которое было не только совершенно целым, как у только что положенного во гроб, но оказалось поразительно сходным с иконой, которую поставили у гроба для освидетельствования мощей». А в ночь произошло ещё одно чудо: «С неба воссиял предивный свет и долгое время осиявал всё место то, это место, ночь же было очень темна».

1644 год: «Святые мощи были переложены в драгоценную серебряную раку, пожертвованную государём Михаилом Феодоровичем Романовым».

 

Мощи Святого Александра Свирского в церкви Преображение Свято-Троицкого монастыря

 

Не удивительно, что со временем мощи Святого Александра разошлись по всей Руси. Началось с того, что после открытия мощей, сожжённый во время шведско-польского нашествия монастырь стал возрождаться и вскоре стал духовным центром всего северо-запада Руси, именуемый «Северной Лаврой».

Знаменательно, что в день преставления преподобного Александра, а именно 30 августа, Иоанн Грозный одержал победу под Казанью. Случайность? Думается, не случайность. Поскольку хотя и грозный, но благодарный царь в 1552 году в честь победы повелел построить в Москве Храм Покрова Божьей Матери, более известный как Храм Василия Блаженного. Причём, подчёркивается: «В то время не строили храмов русским святым». Такова официальная оценка жития святого Александра Свирского.

1552–1554 годы. По велению митрополита Макария, в его же иконописной мастерской написана уникальная, драгоценная икона Святого Александра со 128 клеймами, описывающими житие святого. Икона помещалась над ракой митрополита Макария в Успенском соборе Кремля, в главном кафедральном соборе России, где происходили церковные Соборы и совершалось венчание на царство русских царей. На Красной площади в мощевике Казанского собора и ныне находится частица святых мощей Александра Свирского.

 

 

Автор книги о святом Александре приходит к выводу: «С его именем связана какая-то особая тайна. Может быть, мощам святого избранника действительно предстояло выполнить какую-то особую миссию?»

Ответ на вопрос находим в начальном имени святого – Амос, что означает «несущий ношу». Это была миссия святого, несущего ношу всея Руси.

 

Веские основания

Для такого заключения инокиня Леонида находит веские основания: «Задумаемся – когда святой Александр явился миру? На переломе времён, в смутное время, в 1448 году». В этот год родился будущий святой и в этот же год родилась самостоятельная Автокефальная русская Православная Церковь, вышедшая из-под влияния Константинополя. Случайность? Нет, не случайность.

Как не случайность и то, что в 1484 году, когда заканчивался Церковный календарь и все ожидали конца света, святой Александр вышел на молитвенные подвиги с утверждением правоты Нового Завета, противоборствуя тем, кто утверждал, что Бог не может быть троичным. Это были годы объединения царём Иваном III русских земель в единое Московского государство (14781485).

Как не случайность и то, что первая икона святого была написана до его канонизации, после чего на Руси стали появляться иконки, на которых святой изображался вместе со Святой Троицей.

Не случайность и то, что в 1919 году, когда большевиками уничтожалась обитель святого и разыскивались мощи для «разоблачения» и глумления, мощи …бесследно исчезли. Но в 1998 году, в тяжелейшие годы Новой России, явились народу на обозрение. Явились, чтобы поддержать тех, кто отказался от советского атеизма. Случайно? Ни в коей мере! Но об этом рассказ особый.

 

Земное эхо «Божьего страха»

Как известно, один из главных постулатов эзотерики гласит: «На земле, как и на небе». Истина насчитывает многие тысячелетия, лежит в основе древнего учения астрологии, указывает на то, что земные события являются «отражениями» того, что происходит Макрокосме. С чем вполне согласна и современная наука. Земные события формируются под влиянием энергетических взаимодействий между планетами Солнечной системы. «Страх Божий», испытанный монахами 16–17 апреля 1641 года при небывалом природном явлении, обнаружение гроба и чуда сохранности мощей Святого Александра, обязан найти объяснение в космопланетарных взаимодействиях.

Одного взгляда на состояние планет Макрокосма в дни «Божьего гнева» достаточно, чтобы не сомневаться: в Солнечной системе действительно разразилась энергетическая «буря» и, достигнув Земли, воспринялась верующими, как «Божий страх» (другое название «Божий гнев»).

 

Стояние планет Солнечной системы в день обнаружения гроба святого Александра Свирского

 

 

Обилие напряжённых аспектов между планетами, оппозиции и квадратов (показаны красными линиями) указывают на то, что природа и человек в эти дни испытывали состояние, близкое к неуверенности, нестабильности, беспокойству, сверхчувствительности, постоянным изменениям, агрессивности, нетерпеливости, экстравагантности, энергии, которая не даёт результата» (2).

Но имеется ли в этом религиозный аспект? А если имеется, то в чём выражается? Такой аспект имеется. Конфликт Юпитера и Урана указывает на вероятность «увлечения культами и странными делами, беспокойства духа, который ищет приключения, при желании спасти человечество». Последнее, вероятно, соотносится с обнаружением и открытием мощей Святого Александра.

Но в эти же дни в Макрокосме находим и добрый знак содружество Венеры и Марса, повлиявшее на общественные отношения. Оно рассматривается как «желание творчества, проявление эмоциональной силы и теплоты, страстности и любви к жизни» (2). Впоследствии мы убедимся, что указанный аспект планет, связанный с преподобным Александром, встретится и в конце ХХ века. Не отмеченное ли выше желание творчестваи проявления эмоциональной силы и теплоты подвигло монахов строить над телом преподобного Александра новую каменную церковь? Вполне возможно.

 

Анализ микрокосма дня открытия мощей

Во-первых. Обратимся к содержанию основных картин-символов. Момент открытия мощей находится в 27 градусе «Льва» и представляет картину-символ: «Сияние зари на восточном небе». Психоаналитиком картина-символ понимается как «волнующий вызов новых возможностей на пороге нового цикла» (3, стр.123).

Итак, мощи найдены и открыты для обозрения. Что же даёт уникальная находка? Она волнует, она является вызовом, она предполагает новые возможности познания природы. И всё это происходит на пороге нового цикла. Какого нового цикла, если событие происходит в 1641 году?

Ответ таков: нового цикла эры Водолея, зачатки которого проявились ещё во времена Леонарда да Винчи и совпали с началом европейского Возрождения, вернее, явились его следствием. Нетленные мощи Святого Александра вызов науке и философии будущего, предмет для серьёзного размышления и поиска ответа на вопрос: «Как такое могло произойти»? Утвердительный и ясный ответ не найден до сих пор.

Во-вторых. Обратимся к картине символической Репутации, будущей Карьеры открытых мощей (МС). X дом располагается в 8 градусе «Тельца», представляется картиной: «Сани на земле, не покрытой снегом». Символ означает «ценность предвосхищения и подготовки к ожидаемым условиям» (2, стр.66).

Итак, Репутация мощей определяется ценностью их предвосхищения, то есть ожидания нетленности, но так же и подготовки к тому, чтобы воспринять нечто невероятное, чудесное, необъяснимое. При этом подчёркивается ценность воображения, направленного в будущее. То есть возможность приблизиться к познанию истины.

 

 

Часть 4. Явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому

Но вернёмся к книге Аллы Добросоцких и познакомимся с подробностями уникального события: «В 1507 году, на 23 году поселения в пустыни, келью великого подвижника во время ночной молитвы осиял невыразимый свет – он увидел Трёх Мужей, облачённых в светлые, белые одежды, осиянных Небесной славой, у каждого из них в руке был посох. Затрепетав, преподобный поклонился Им до земли и воскликнул: «Никогда не видел никого в такой славе, как вас вижу. На что они отвечали: «Дух святой живёт в тебе чистоты ради сердца твоего…»

Преподобный Александр получил веление строить церковь и основать обитель, а когда спросил, во имя кого должна быть церковь, Господь ответил: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобой в Трёх лицах, так и созижди церковь во имя Отца, Сына и Святого духа Единосущной Троицы… Я оставляю тебе мир, и мир подам тебе». Далее читаем: «В истории Русской Православной Церкви это Божественное снисхождение Живоначальной Троицы известно как единственное. А где именно строить церковь преподобному – было указано ангелом, явившимся в мантии и куколе и стоящим на воздухе с распростёртыми крыльями. Ангел трижды крестообразно обозначил место для храма и подтвердил явленное святому в видении. В великой радости подвижник поставил на этом месте крест» (1, стр.21).

Вначале церковь Живоначальной Троицы построили деревянную, а в 1526 году церковь оделась в камень.

Жаль, конечно, что указание на точную дату «свидания» преподобного Александра с Живоначальной Троицей в книге не приводится. Перед исследователем могли бы открыться поучительные подробности уникального события и не менее поучительный уникальный микрокосм. Возникает вопрос: по какой причине автором книги дата не приводится? Даты не существует вовсе? Или дата не обнаружена? Невозможно предположить, что удивительная дата скрывается намеренно. Надежда теплится, что искомая дата в анналах истории Церкви отыщется. Поскольку представляется невероятным, чтобы событие вселенского масштаба и значения не оставило после себя точной датировки.

 

Реконструкция даты события

Однако …можно попытаться теоретически обнаружить дату явления Святой Троицы, провести своего рода реконструкцию исторического события. Космобиология такой возможностью располагает. Для этого следует построить микрокосм жизни Святого Александра на памятный 1507 год.

Где-то в «недрах» явленного микрокосма «прячется» день встречи Святого Александра со Святой Троицей. Определимся с наиболее вероятными для такой встречи «местами» микрокосма. Нетрудно предположить, что «место встречи» связано с Юпитером, поскольку планета определяет характер года, его суть (стоит вблизи оси ASC). Да и по статусу планеты «расширения и экспансии» Юпитер вполне в духе события, к тому же благоприятно аспектирует Марс, Нептун и Плутон.

 

Год памятной встречи святого Александра со Святой Троицей

 

 

Марс в IX доме отличается стремлением к познанию. Нептун в IV доме указывает на вопросы семейной жизни. При этом Плутон как планета наиболее «глобального» воздействия и вселенского масштаба, находится в III доме, в доме «Способ жизненного самовыражения» Святого Александра. И это уже «тепло»…

Указанный Плутон являет остроту ума, богатство идей, что, между прочим, способствует «легко находить друзей и партнёров». Невольно возникает вопрос: не в этом ли месте микрокосма, возле Плутона, произошло знаковое событие, а Святая Троица явилась упомянутыми «друзьями и партнёрами»? Тем более, что в теории упомянутые «друзья и партнёры» помогают в «основании и совершенствовании идей»? И вновь возникает вопрос-предположение: «Не является ли упомянутая идея «основания и совершенствования», именно идеей основания и совершенствования церкви Святой Троицы? Напомним: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобой в Трёх лицах, так и созижди церковь во имя Отца, Сына и Святого духа Единосущной Троицы».

Подведём предварительный итог. Автором в микрокосме года обнаружены Юпитер и Плутон, имеющие вероятное отношение ко встрече со Святой Троицей. В связи с этим, необходимо познакомится с содержанием аспекта указанных планет. Поддерживает ли аспект версию автора? Поддерживает, поскольку предполагает «духовное обновление в силу религиозной практики». Что и произошло во время встречи Святого Александра со Святой Троицей. Кроме того, аспект указывает на возможность «соприкоснуться с Высшими Силами с помощью молитв и медитаций». И об этом имеется свидетельство: «…келью великого подвижника во время ночной молитвы осиял невыразимый свет – он увидел Трёх Мужей…»

Итак, «место» встречи Александра Свирского и Святой Троицы в микрокосме 1507 года обнаружено. В связи с этим рассмотрим подробнее структуру Дома «Способ жизненного самовыражения» Святого Александра (III дом). На предполагаемое место встречи со Святой Троицей указывает расположение точек «Фатальность» (№ 2) и «Счастье», вокруг которых расположились точки «Бракосочетание» (№ 76), «Увольнение (№ 69) и «Тайные враги» (№ 70). Указанный фрагмент можно понять так: «Счастливое бракосочетание со Святой Троицей, вызывает отступление тайных врагов Святого Александра».

Далее. Опыт исследования автора показывает, что дата реального события отстоит от «чувствительной точки» этого события примерно на 3–5 градусов далее. Любопытно, что вслед за событием встречи в микрокосме следует оппозиция Марс-Плутон, которая предполагает «у высокоразвитых проверку в пути развития. Из этого следует важное предположение: путь развития святого Александра Свирского подвергался проверке. Проверяющей стороной явилась Святая Троица, проверка прошла успешно, поскольку все указания были в точности исполнены.

 

Микрокосм года встречи святого Александра Свирского со Святой Троицей

 

 

Поиск точной даты Встречи

Из строения микрокосма следует предположение, что уникальная Встреча могла произойти в первых числах декабря 1507 года, на которые следует рассмотреть содержание конкретных микрокосмов (с 1 по 5 декабря).

Обратимся к структуре символических микрокосмов на эти дни, особое внимание уделяя содержанию Юпитера и Плутона.

День 1 декабря. Юпитер в «Скорпионе» в соединении с Луной на вершине VIII дома с разницей в 2 градуса. Это плохая ситуация. Луна в падении, проявляет негативные качества. День 1 декабря для Встречи явно не годится.

День 2 декабря. Замечаем, что Юпитер движется из дома «Выгоды и наследства» (VIII дом) в сторону дома «Сотрудничество» (VII дом). Это уже «теплее»… Расстояние между Юпитером и VIII домом увеличивается до 4 градусов, но Юпитер всё ещё продолжает принадлежать VIII дому. День 2 декабря так же не способствует Встрече.

День 3 декабря. Юпитер продолжает стремиться в Дом «Сотрудничества», удаляясь от VIII дома на 5 градусов, тем самым входя в дом «Сотрудничество».

День интересен картиной-символом момента рождения 20 градусов «Водолея»: «Белый голубь, несущий послание», что воспринимается как «Ответ духовных сил на основательные, непрерывные или победоносные усилия индивидуума» (2, стр.213). Как видим, картина-символ полностью соответствует характеру Встречи и таким образом, предположение обретает реальные черты. «Непрерывные и победоносные усилия индивидуума» – это усилия святого Александра, а явление Святой Троицы – «ответ духовных сил» на усилия возлюбленного святого.

День 4 декабря. День того, что было заложено 3 декабря. Юпитер всецело в доме «Сотрудничество». Луна находится вблизи Солнца, что указывает на новый цикл познания, когда воля и чувства едины. В этом случае так же показательна картина-символ 24 градуса «Водолея»: «Сделавший шаг вперёд в эволюции может помочь и другим сделать этот шаг» (2, стр.215).

День 5 декабрядень великого счастья и религиозности, как продолжение триумфа дней 3 и 4 декабря, поскольку наблюдаем гармонию Юпитера с парой Луна в соединении с Лунным узлом.

 

Структура микрокосма Встречи 3 декабря 1507 года

 

 

Таким образом, приходим к окончательному выводу: встреча Святого Александра со Святой Троицей произошла во время ночной молитвы с 3 на 4 декабря 1507 года.

В этой ситуации обратим внимания на заселённость планетами знака «Стрелец», он же IX дом (дом Науки, Философии, Искусства и Религии). В знаковом доме обосновались Луна, Плутон и Венера. Причём Луна соединяется с Плутоном. Это важно.

Луна определяет «сильную религиозность, возможность перемены мест, желание «селиться в чужих странах», а дружба с Плутоном указывает на «стремление главенствовать над своим окружением, оказывая сильное влияние» (2). И это основная причина строить обитель Святой Троицы. Кроме того, союз Луны с Плутоном заключает «стремление создать новые основы для эмоциональных переживаний, бесстрашие и риск, поиск резких перемен в жизни». Как видим, выявленная ситуация микрокосма также соотносится с особенностью встречи Святого Александра с Живоначальной Троицей.

Обратимся к любопытному тезису «перемены места» и «поселения в чужих странах». «Перемена места» – это появление Святой Троицы в Лодейном поле, а обращение к Святому Александру воздвигнуть (созижди) церковь во имя Отца, Сына и Святого духа Единосущной Троицы, указание на «поселение» Святой Троицы в «чужой стране», а именно на Руси. Страной «поселения» Святой Троицей избрана Русь царя Ивана Грозного. С тех пор русский народ на полном историко-религиозном основании может называться «богоизбранным».

…Обратимся к особенностям Плутона, местоположение которого в «Стрельце», «знаке Религии, духовного руководства, знамения начала Эры Водолея, проявление интереса к реформам религиозных систем, возможности предвидеть развитие человечества» (2). Святая Троица явилась к Святому Александру как представителю человечества и тем самым положила начало религиозных реформ, поскольку согласно Старому Завету Бог существует в одном лице, а согласно Новому Завету, в трёх лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Указанные «Лица-Лики» в подтверждение реальности существования были представлены Святому Александру, как избранному «возлюбленному», лучшему представителю религиозного человечества.

Идею Встречи 3 декабря поддерживает и положение Венеры, поскольку указывает на «руководство духовными принципами, любовь к религии, желание обратить в свою веру, поездки и знакомство через религию». Что, как мы понимаем, и осуществилось на самом деле.

 

Литература:

(1) Алла Добросоцких. Тайны и загадки мощей чудотворца Александра Свирского.Издательство «Даниловский благовестник», 2011.

(2) Френсис Саакоян, Льюис Экер. Большой учебник астрологии.

(3) Дэйн Радьяр. Астрологическая мандала. М.: «Сампо», 2006.

 

Окончание следует

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№86 дата публикации: 01.06.2021