№78 / Лето 2019
Грани Эпохи

 

 

Записи о здоровье

Подборка из Граней Агни-Йоги

 

Часть 1. Внешние причины болезней

Часть 2. Внутренние причины болезней

Часть 3. Может ли своё тонкое тело лечить физическое

Часть 4. Нужны ли человеку болезни и страдания

Часть 5. О старости

Часть 6. Практические пути к здоровью

 

 

Часть 2. Внутренние причины болезней

1952. 558. Сын Мой, кто тебе сказал, что Владыка Может недосмотреть нечто важное, тебя касающееся или тебе угрожающее? Если Молчу, значит, опасности нет. Кровь – от напряжения центров – знак добрый. Но очень нужно беречься. Всякое неуравновесие вызывает болезненную реакцию организма. Болезнь есть явление дисгармонии целого. И неуравновесие и есть нарушение этой самой стройной созвучности целого. Можно реагировать на всё, но при условии полного спокойствия и равновесия. И недопустима и губительна всякая реакция или чувство, если оно является нарушителем стройного поступательного гармонического движения всей системы. Микрокосм – мир сложный.

 

1953. 40. …Тела людей, живущих на Земле, насыщены флюидами разложения благодаря нечистой пище, мыслям и эмоциям. Пищевой режим бессмертных исключает эту возможность. Контроль мыслей и чувств пресекает вторжение заражённых флюидов извне. Огненное питание праной и изоляция от яда низин – третье условие. Физическое тело Владыки отделено как бы огненной стеной, или оболочкой из огня, от грубых вибраций Земли. Живая, никогда не прерывающаяся связь Учителя со своим Владыкой, высшим Его, основное облегчающее условие. Вот путь к бессмертию тела.

 

1953. 79. (Фев. 14). …Каждое действие человека является либо накопителем, либо расточителем психической энергии, каждое слово, каждая мысль. Расточители все, собиратели – единицы. Силён слон, но далёк от огненных накоплений. Не о физическом здоровье и силе говорится. Не накопить огня физическими упражнениями. Но расточить физическими действиями можно. Когда говорилось о собранности, все три тела имелись в виду. Собранность трёх и приведение их к спокойствию есть мощный способ накопления энергии.

 

1954. 317. …Может возникнуть беспокойство о том, что плоть слаба и немощна и одолевается болезнями, но над всем – дух, и даже в больном и слабом теле может быть дух мощный. Многие Великие духи не имели цветущего здоровья, многие тяжко страдали от болезней упорных и длительных и всё же в духе преодолевали немощность плотной оболочки. Слабость тела не есть оправдание для слабости духа. Неизбежны страдания и немощи тела, но здоровье надо беречь и стремиться к гармонии всех тел, то есть их нерушимое здоровое состояние хранить всеми мерами. Часто дисгармоничное состояние физического тела зависит от такого же состояния духа, а при болезнях допущенных – всегда. Потому согласованность внутренняя важна и для здоровья тела физического.

…Даже сильное и длительное волнение даже в течение одного дня настолько ослабляет силу магнита духа, что человек худеет на глазах. Глаза вваливаются, щеки худеют, лицо становится осунувшимся, человек теряет в весе. Словом, физическое тело теряет свои молекулы, и процесс дезинтеграции становится совершенно явным и не отрицаемым.

 

1954. 416. Не может безвольный человек управлять стихиями уже только потому, что их элементы в своём собственном микрокосме он не привёл в подчинение. Поэтому первая задача ученика – овладеть своими чувствами, держать их постоянно под контролем.

…При раздражении, злобе, вожделении вспыхивают огни соответствующие, огни чёрные – ими тоже надо владеть и их обуздать. Бесконтрольное пылание огней, каких бы то ни было, чёрных, или дымных, или чистых, не допускается. Безудержное пылание чистых огней может так же сжечь провода нервов, как и огней тёмных. Человек может умереть как от радости или восторга чрезмерных, или от страха, или гнева. Заповедан золотой средний путь, когда воля владеет полюсами обоих видов пламени. Контроль и самообладание уже указывают на какую-то ступень власти человека над огнями своими. Потому Утверждаю спокойствие, равновесие, сдержанность, невозмутимость, бесстрастие, холодность, молчаливость, самообладание, самоконтроль, настороженность и зоркость постоянного дозора воли прежде всего, и всё, что прямо или косвенно способствует им и всем качествам, без которых они не могут уявляться.

 

1955. 40. (Янв. 21). К овладению собою надо приступать сознательно, понимая, какую внутреннюю силу оно даёт человеку. Каждая утрата спокойствия, каждая невозможность или нежелание управить собою является потерей внутренней силы и опустошением сокровищницы психической энергии. Можно при неуравновесии значительном опустошить себя полностью. Потому спокойствие – любою ценой. Надо управить во что бы то ни стало энергиями, мятущимися внутри. Безобидная, казалось бы, неспособность что-то в себе подавить, что-то успокоить, чему-то не дать вспыхнуть губительные следствия часто имеет. А также и здоровье сильно страдает. При растущих энергиях духа неуравновесие становится совершенно недопустимым, ибо растущие силы могут растерзать своего носителя. Поэтому при росте потенциала духа – равновесие прежде всего. Утрата его хотя бы временно, хотя бы ненадолго простительна для обывателя, но недопустима в ученике и является преступлением, если допущена Архатом. Потеря равновесия у Нас вызвала бы нарушение равновесия стихий и катастрофу. Так по лестнице Иерархии увеличивается ответственность перед планетой и человечеством за внутреннее состояние сознания.

 

1955. 462. (Сент. 1). Болезнь есть результат нарушения сил равновесия, составляющих целое, будь это весь организм или какой-либо орган, взятый отдельно как целое. Равновесие между материей, составляющей тело, и энергией, его оживляющей, должно быть полное. Элементы огня и воздуха положительны, земли и воды – отрицательны. Преобладание одних над другими нарушает равновесие и вызывает болезнь. Процесс дыхания и принятия пищи противоположны по существу – одно дополняет другое, одно не может существовать без другого. В случае недостаточности питания одного из этих двух процессов – его следует усилить. Переизбыток пищи и элементов земных вызывает болезненную вялость и старость тела. Переизбыток огненно-воздушных – нервозность и дезинтеграцию клеточек, которых в организме нечем удержать, то есть не хватает плотных элементов для удержания элементов энергетических. Равновесие достигается регулированием диеты и дыхания. Недостающая часть усиливается. Краткая, очень краткая пранаяма необходима. Она стимулирует весь организм. Поляризация отрицательная допустима лишь под руководством Учителя, ибо требует знания.

 

1956. 146. (Гуру). Прийти в телячий восторг от даже чудесного явления или события так же вредно и несоизмеримо, как и в отчаяние – от плохого. Если радость есть особая мудрость, то и радоваться надо умеючи, не нарушая равновесия и не опустошая себя бурным выбрасыванием своих ценнейших энергий в окружающее пространство. Словно молнии, вспыхивают по периферии ауры зигзаги огня и бесполезно утекают в пространство, оставляя ауру исчерпанной и пустой. Излучения ауры поникают, и идёт неудачный любитель восторгов, как нищий, ограбленный ворами. Скажите, кому и чему нужна такая несоизмеримость? Зачем обкрадывать самого себя? Проще, и лучше, и здоровее всё принимать спокойно: и хорошее, и плохое. Нарушая своё равновесие в одну сторону при хороших вестях, вынуждаем себя этим самым нарушать его и в другую при плохих. Надо хранить равновесие. Без него невозможным становится накопление психической энергии.

 

1956. 289. (Июнь 24). …Скажем ещё: равновесие есть основа бытия каждой проявленной вещи, когда центробежная и центростремительная силы материи и энергий, её составляющих, уравновешены настолько, что сохраняется её форма. Так же и в случае с человеком: силы интеграции и дезинтеграции уравновешены. Всегда ли это так? Нет. В больном, скажем, туберкулёзом, этот баланс нарушен, и дезинтегрирующая сила огней, не сдерживаемая внутренне, не может удержать вокруг центра частицы материи... Они уплывают в пространство. Организм горит, перегорает, и продукты этого несдерживаемого горения уходят из сферы микрокосма. Сила огней не уравновешена внутренне. Мало того, чтобы центр возгорелся, у чахоточных часто он яро горит, надо, чтобы равновесие духа регулировало процесс возжжения. Потому можно сказать, что явление равновесия есть основа бытия человека и его телесного здоровья. О нём не Устану твердить. Нельзя научиться действовать огнями своими, то есть ими владеть, пока полное равновесие не установлено. Или человек владеет своими огнями, или огни – им. Возьмите любое явление: алчность, азарт, скупость, половое безумие и прочее. Огни, зажжённые волей, волею и овладели – самоодержание силою чёрного огня. И не господин, не владыка уже человек зажжённых им собою в себе огней, но слуга их и раб. Мало огни утвердить, даже светлое пламя, надо и светлым владеть. В случае чахотки видим, как и хороший человек может быть унесён ею, ибо мало ли хороших людей гибнет от туберкулёза. Потому Говорю: "Учитесь овладевать огнями своими и властвовать над ними, ибо только послушный вам огонь может быть управляем и направляем по назначению и верно служить человеку".

 

1956. 531. (Авг. 25). Вернёмся к тому же: все действия под контроль и все с соизволения, с санкции воли – и плохие, и хорошие. Уж лучше плохие совершить с санкции воли, чем неплохие вопреки ей. Безволие есть худший вид преступного поведения по отношению к самому себе. Когда говорилось о тех, кто не холоден и не горяч, и о том, что они будут извергнуты из потока эволюции, именно безвольные ублюдки имелись в виду. Как можно помочь безвольному ничтожеству, когда известно заранее, что энергия прольётся напрасно. Лучше сохранить волю, совершая ошибки, чем утратить её, не совершив ничего. Лучше ошибаться в действиях, чем утопать в безволии. Надо учиться быть сильными всегда, что бы ни делали. В случае заблуждения стоит лишь изменить угол приложения силы воли, и заблуждение заменяется правильным действием. Но в случае безволия или болезни воли никакие изменения в действиях не породят огненной мощи. Мы Любим сильных. Ибо сильный духом разбойник может скорее приблизиться к Нам, нежели румяная, но робкая и безвольная добродетель. Что бы ни делали, крепко держите в руках узду огненной воли. Ни при каких обстоятельствах не позволяйте себе распускаться и, ослабляя щит воли, сущность свою открывать для чьих бы то ни было воздействий, даже самых близких людей. Слабость воли всегда вызывает презрение со стороны людей, ибо бессознательно почуют они, что нет более позорного состояния духа, нежели расслабленное безволие. Будьте же сильны всегда. Самая лучшая защита воли от её расточения – сдержанность и закрытость. Именно, внутренне надо себя оградить, не выказывая внешне эмоций и чувств. Это возможно лишь при условии полного спокойствия и самообладания.

 

1956. 680. (Сент. 29). …Надо руководствоваться принципом: душа меру знает. И если душа протестует, значит, мера перейдена. Не без последствий всё, а следовательно, и каждая эмоция и чувствование. Правильно и то, что творчество иссякнет, если чувствования перенесены в телесное. Много возможностей можно утратить несоизмеримостью действий. Пусть все они находятся под контролем и регулируются волей. Уходит даже любовь, если перевес даётся её физической стороне. И люди вместо сближения начинают ненавидеть друг друга.

 

1956. 852. (Нояб. 5). Равновесие заключается не в том, чтобы не испытывать боли, страданий и огорчений – всё это остаётся, – но в том, чтобы не утрачивать его, несмотря на наличие их. Чувство голода не исчезает, но над ним властвует дух, не подчиняясь ему, то есть не падая. Ощущения и чувства даже обостряются и становятся сильнее и ярче, но узда воли надета на них, и не властны они уже более над сознанием. Получив тяжёлую и болезненную рану, и сильный, и слабый человек одинаково чувствуют боль и одинаково страдают, но отношение их к этому совершенно различно: один стонет и плачет, как малое дитя, другой стойко и мужественно переносит страдания. Всё дело в отношении, в самом отношении ко всему происходящему.

 

1956. 879. …Если бы знали, что даёт вам равновесие духа, не остановились бы ни перед чем, чтобы его утвердить. Равновесие духа влечёт за собою равновесие, а, следовательно, и здоровье нервов и тела. Спокойствие есть состояние уявления строительных процессов в организме. Беспокойство есть синоним дезинтеграции материи, входящей в состав физического тела. Потому, говоря о спокойствии духа, не забудьте и о спокойствии тела и нервов – всё это связано вместе. Всякая болезнь есть, прежде всего, неуравновесие физическое, связанное с неуравновесием астральным, психическим и духовным. Тройственный аспект равновесия обусловлен – наличием трёх оболочек. Их надо равновесию подчинить, но импульс или приказ воли идут сверху. Нехорошо, если импульсы идут снизу, помимо или вопреки воле. Воля – это стержень равновесия и спокойствия. Значит, волю надо напрячь, чтобы уявить это высшее качество духа.

 

1957. 101. (Март 9). …Спокойствие – великая сила, собирающая все дотоль разрозненные и мятущиеся энергии в один фокус, в одну точку, по принципу тарана, и готовую для концентрированного мощного действия. Спокойствие обуславливается умением владеть собою, своими чувствами. Человек, не управляющий своими чувствами и эмоциями, слабее человека, их сдерживающего, ибо вследствие этого он подчиняется сдержанной силе последнего. Если хотите отдать себя в полное и бесконтрольное распоряжение другой воле, забудьте о сдержанности чувств и эмоций перед её обладателем. Каждым несдержанным чувством как бы отдаём себя во власть того, перед кем эта несдержанность проявляется.

 

1957. 107. …Нужно думать не о болезни, а о том, что болезнь прошла или проходит и что идёт процесс оздоровления. Это надо говорить и делать всякий раз, когда думаете о ней (о болезни). Пассивное отношение надо заменить активным. Если мысль так сильна, что вызывает сердцебиение, бессонницу, лишение аппетита и прочие явления, значит, мысль действительно сильна. А если это так, значит, можно направить её на процесс восстановления здоровья – но сознательно, но упорно, но постоянно. Делайте это и засыпая, и просыпаясь. Все разговоры о болезни оставить и жалобы тоже. Все эти энергии бросить на выздоровление.

 

1957. 181. (Май 9). Заповедана согласованность. К ней приводится микрокосм человека. К ней устремляйтесь и ею наполните жизнь. Она уявляется во всём. Согласованность, или ритмичность, физических движений, чувств и эмоций, мыслей и устремлений – во всём добивайтесь её. Сравните разрушительность так называемых нервных движений с жестами и движениями человека, овладевшего ими – и увидите разительную разницу между этими двумя видами физических движений человека. Уверенное спокойствие, ритмичность или плавность движений противопоставляется нервным, спазматическим, неуравновешенным движениям людей, собой не владеющих. Проследите за движениями, походкой и жестами нервнобольных, сумасшедших – и увидите их эту особенность, доведённую до предела хаотичности, когда бесконтрольные движения полностью овладевают человеком. Опасайтесь этих явлений даже в их самом зачатии, ибо конец нехорош.

 

1958. 247. (178). (М.А.Й.). У нас царит равновесие полное, ибо потеря его грозит катастрофой. Поднимаясь к Владыке по ступеням лестницы жизни, должен в себе утверждать это качество дух восходящий. Без него восхождение невозможно. Когда начинают загораться огни центров, равновесие будет той формой, или рамками, в которых уявляются эти огни. Сожжёт пламень незримый, если равновесия не удержать. Нести огни очень опасно. Много оболочек сгорает от невозможности вместить огни, не сдерживаемые равновесием. Расшатывается весь организм, и нарушаются его функции, и пламень творящий превращается в огнь поядающий.

 

1958. 371. (292). (Май 8). …Надо следить за собой и надо знать, чего хочешь. И надо особое внимание обратить на мелочи жизни. Если в больших делах уявлено полное спокойствие, а в малых домашних страдает оно, то цепь не цельна. Но цену имеет лишь цельная цепь, все звенья которой одинаково прочны. Следует обратить своё внимание на поведение своё в малых делах. Их всегда много, их без конца, именно они-то и вызывают малые неуравновесия. Малые чувства земные, не подчинённые контролю воли, как свинцовые печати на крыльях. Они постоянно заставляют вибрировать астральную оболочку на волне раздражения, недовольства, беспокойств или страха. Эту свору чувств мелких, своеволие их, надо сдержать твёрдой рукой. Они столь малы, столь незаметны, что часто ускользают от внимания дозорного сознания, хотя и приносят вред, и притом вред немалый. Эту саранчу мелких чувств следует уничтожить полностью. Они не нужны.

…Человечество достигает той ступени развития, когда становится ненужным астрал. Он шестой расе не нужен. Шестая раса идёт, и шестой принцип – основа, на которой будет она развиваться.

 

1958. 408. (327). (М.А.Й.). Нехорошо, когда малые вещи заставляют терять равновесие. Как это ни странно, но в великих вещах легче хранить равновесие, чем в малых. Но мы будем учиться на малых. Не следует огорчаться слишком. Пусть каждое неуравновесие стимулом будет удержать равновесие в будущем в условиях аналогичных. Просто отдаётся приказ себе самому, что в будущем в подобных условиях равновесие духа нарушаемо уже больше не будет. Таким путём урок, преподанный жизнью, окажется усвоенным, а сознание – вооружённым и подготовленным встретить его, не теряя равновесия.

 

1958. 425. (342). (М.А.Й.). Каждая большая затрата психической энергии отражается на почерке и на характере творчества духа. Следует оставить всякие соображения о наказании или отторжении: просто излишне израсходованная энергия лишает работу огня. Не наказание, а прямое следствие причины. Накопится огонь – и работа потечёт, как и раньше. Но причину надо понять.

 

1958. 439. (356). (М.А.Й.). Имею сказать следующее: никогда и ни при каких условиях не следует терять власть над собою. Особенно неожиданность выбивает сознание из равновесия. Против неожиданности нужно быть вооружённым заранее взять себе за правило сосчитать хотя бы до десяти, прежде чем реагировать на какое-либо неожиданное явление. Приказ сознанию может быть столь силён, что уже автоматически при шоке неожиданности оно начнёт отсчитывать: раз, два, три и так далее, удерживая тем равновесие духа. Можно даже действовать, если этого требуют обстоятельства, но повторяя спокойно: один, два, три... Этот механический приём много поможет обуздать рефлекторные реакции оболочек.

 

1958. 521. (429). (Гуру). Не нужно себя переутомлять физически. Труд и переутомление – явления разного порядка. Правильный труд окрыляет. Переутомление тушит огни. Попусту сил тратить не надо.

 

1959.97. (Март 11). Часто ядовитыми мыслями люди отравляют себя, недоумевая, откуда болезни, уныние, подавленность и прочие следствия яда. Вот вспыхнула злобная мысль или мысль раздражения, своим ядом она раздражает прежде всего своего породителя, хотя по неразумию своему он и думает, что эта мысль направлена на соседа, но его самого поразить не может. Отчего же тогда каждое раздражение вызывает омрачение сознания? Или от злобы чернеет лицо? О самопоражениях от мыслей следует думать. Много вреда ими люди себе причиняют, не понимая, что сами наказуют себя. Конечно, наносится вред и окружающим, и пространству, и жертвам, на которых направлены злобные мысли, но более тяжко платящим является всё же их породитель.

 

1959. 359. Потеря равновесия означает потерю всего.

…Лучше лишиться всего, даже того, ради чего может нарушено быть равновесие, чем допустить его разрушение, ибо внешняя утрата не имеет значения, в то время как нарушение равновесия поражает внутреннюю сущность человека и его проводники. Всё начинается с физического тела. Жалкий вид являет собой человек, допустивший неуравновесие и, особенно, для тонкого зрения. Мокрая курица (или тряпка) или ощипанный индюк являют вид более достойный. Самопоранение тонкого тела, происходящее при утрате равновесия, ужасно и болезненно очень. Заградительная сеть порывается во многих местах, и психическая энергия утекает, подобно газу из продырявленного сосуда. Велика сила осознанного равновесия. Равновесие – понятие синтетическое. Оно включает в себя спокойствие, самообладание, умение владеть своей силой и управлять ею, контроль над мыслью и чувствами своими, несломимую веру в мощь Иерархии и близость Владыки.

 

1960. 15. (Янв. 29). Аура и заградительная сеть – несменное одеяние человека.

…Тело может болеть и менять свою ауру, но основные излучения остаются поверх телесных воздействий. Магнетизм физических излучений может быть очень силён, и может казаться, что очень силён и носитель здорового тела, но стоит ему заболеть и заболеть серьёзно, как тотчас же яро выступает наружу сила или слабость основных излучений основной ауры. И часто в болезни дух сильный становится много сильнее, ибо физическая оболочка уже не мешает столь плотно светить ауре освобождающегося от её тягости духа. Но дух слабый в болезни слабеет, ибо привык опираться на плотное тело. Но часто ослабление физического тела болезнью влечёт за собой как бы освобождение внутренних сил духа, скрытых под физической оболочкой и связанных ею. Потому знающие называют смерть великой освободительницей. И это воистину так. Не следует лишь забывать, что явление смерти освобождает к проявлению накопления, собранные в предшествующих жизнях. Говорю это, чтобы не умаляли значения пребывания в плотных телах и жизни во плоти.

 

1960. 335. (Дек. 13). Сопротивление продвижению духа со стороны окружающей среды прямо пропорционально силе его устремления. Законы во всём одинаковы.

…Так же и с человеческим организмом. Конструкцию самолёта надо усилить, а организм – укрепить. Вот почему столь длительна подготовка и переустройство организма, ибо иначе он не выдержит огненного напряжения и перегорит. Частые перегорания наблюдаются и у обычных людей, не могущих выдержать напряжения сопротивления среды. Часто туберкулёз вызывается именно этой причиной. Перегорание вызывается и непомерной сверхсильной работой. Причин может быть много. Безудержное пылание – явление того же порядка. Самообладание заповедано, как сдерживающее начало, препятствующее расточению зажжённых огней. Инертность, бездеятельность, лень так же убийственны для продвижения, как и безудержное пылание, а также духовное даяние сверх меры законной. Нужна середина, aureo medio древних, золотой путь, путь срединный. Не умеренность, но равновесие, не напряжение беспокойств и волнений, но напряжение спокойствия или спокойное напряжение. В первом случае – явление необузданной стихии, во втором – та же сила, но обузданная волей и приведённая к повиновению.

 

1961. 436. (Нояб. 9). …Сильные люди тем и сильны, что то, что происходит вовне, не нарушает их душевного строя. …Если настроение зависит от каждой мелочи или пустяка, какими бы серьёзными они ни казались, то, значит, что-то неблагополучно внутри. Нет никаких оправданий и извинений, если мелочи жизни нарушают стройность и гармоничность аурических излучений и в той или иной степени обезображивают её.

…Каждое неуравновесие астрала обезображивает ауру. Если бы можно было видеть излучения раздражённого или унылого человека, мутные, грязные, дымные вспышки первого и повисшие, грязным тряпкам подобно, излучения второго, стало бы сразу понятным, что ни в раздражении, ни в унынии, ни в недовольстве, ни в осуждении и прочих сходных с ними настроениях служить красоте невозможно.

…Можно спросить, какая польза от уныния или раздражения. Ничего, кроме вреда, и себе и окружающему. Много отравителей, много омрачителей и много распущенности в сфере астральных эмоций и много вреда.

 

1962. 555. (Дек. 1). …Поражаться – значит вызывать поражение, то есть паралич поражаемых удивлением центров. Следует и это учесть и применить уже на Земле. Поражение неожиданностью ужасно. Часто она вызывает остроболезненный шок. Может даже остановить сердце. Страх близок от шока неожиданностью. Быть надо готовым ожиданно встречать самые неожиданные явления и вещи.

 

1963. 157. (Апр. 1). …Вопрос ставится ясно и определённо: что дороже и любезнее сердцу – потворство минутной поблажке или освобождение от неё и движение вверх по лестнице жизни? Много очень хороших людей пресекают свой путь невозможностью и нежеланием освободиться от маленьких привычек обыденности, например, осуждать, или раздражаться, или переобременять желудок, не говоря уже о более крупных – курения или обычной рюмки вина за обедом. Мясоедение также лишает возможности проявлять известную тонкость восприятий.

 

1964. 411. (Авг. 16). Каждое прикосновение к людям не без последствий. Каждое обращение к ним влечёт за собою тот или иной результат. При этом обычно проявляется сущность человека, хотя бы до некоторой степени, таков характер внешних касаний. Являясь лакмусовой бумажкой для проявления человеческой сущности, ученик не может избежать этих следствий. В периоды особого напряжения пространства и особой дисгармоничности токов следует эти касания ограничивать только такими, которых нельзя избежать. В случае же желания как-то и чем-то помочь лучше сделать так, чтобы касание это было молчаливым. Просто свет собственной ауры освещает другую ауру, которой даётся свет. Процесс можно усилить сознательной посылкой мысли. Всякое же ненужное словесное обращение придётся оставить.

 

1965. 287. (Июль 23). Дисгармония мышления в утончённых организмах обычно вызывает и физическое неуравновесие, то есть болезнь. Дисгармония во всех видах губительно отражается на микрокосме человека. И приходится восстанавливать равновесие заново во всех проводниках. Равновесие духа – лучшая защита от болезней и лучшая профилактика.

 

1967. 154. (Март 23). …Дом, разделённый в себе, не устоит. Вот почему необходимо это соответствие внутреннего с внешним. Ханжи, и лицемеры, и лжецы этого не поймут. Но зато и участь их незавидна. Мир особенно яро упражняется сейчас в лицемерии. Несоответствие порождает диссонанс разрушительный. Столько болезней вокруг. Болезнь есть продукт дисгармонии. Устремляем людей к согласованности.

 

1967. 200. (Апр. 11). Микрокосм человеческий представляет собою как бы многострунную арфу, струны которой реагируют на воздействия различных энергий, идущих отовсюду: из пространства, от далёких космических тел, от Земли, человечества и отдельных людей. Когда эти воздействия дисгармоничны и пространство прорезают антагонистические токи, организм потрясается ими особенно сильно. Они могут вызывать неуравновесие, дисгармонию и болезни. Очень нужно уметь владеть собою и удерживать равновесие. Потеря равновесия может грозить катастрофой. Непонятные заболевания вызываются ими. Очень неспокойно в мире. Силы духа надо собрать для ярого противодействия хаосу. Броня духа нуждается в крепкой закалке, чтобы отразить волны этих воздействий. Не реагировать при возросшей чувствительности и восприимчивости невозможно, но можно ответствовать на них в равновесии, удерживая спокойствие. Умение владеть собою и своими мыслями в малом научит овладению собой и в большом. Всеми силами духа храните равновесие, если хотите устоять.

 

1967. 365. (Гуру). Когда думаем о ком-нибудь, вспоминаем его внешний облик и этим путём соприкасаемся с данным лицом, устанавливая с ним психический контакт той или иной силы на расстоянии. Хорошо, когда это делается осмысленно и с благой целью. Но у обычных людей столько злого делается и говорится и столько энергий устремляется в пространство без осознания причиняемого другим людям вреда, что необходимо предупредить о тяжкой ответственности за слова и за мысли. Все они тяжко отзвучат на своём породителе.

…Правда, другие страдают, но ещё больший вред причиняет он своему собственному организму, отравляя его ядом недобрых чувств и тем разрушая его и вызывая заболевания. Откуда же столько болезней и страданий? Конечно, не от добра. Но люди продолжают упорствовать в своём поведении и самоотравляться. Если не хотят думать о других, то подумали хотя бы о себе.

 

1967. 438. (Авг. 2). …Всё, через что когда-либо прошёл человек, отложено в его глубинах. Когда-то он получит доступ ко всем своим накоплениям. Ведь время придёт – и вспыхнут огни накоплений, собранные во многих жизнях. Спросят: "Почему не сейчас?" Ответьте: "Не выдержала бы плоть". И так уже много организмов перегорает от невозможности вместить некоторые огни. Самым распространённым видом таких заболеваний является туберкулёз. Плотное тело распадается под давлением огня.

 

1967. 540. (Сент. 20). …Часто можно наблюдать, как быстро изнашивается тело и без всяких заболеваний, если напряжение огней слишком велико. Поэтому Мы особенно Рекомендуем сдержанность, которая означает способность контролировать внутреннее напряжение. Безудержное пылание недопустимо. Путь Агни Йоги есть путь овладения пламенем. Положительные качества духа нужны не во имя каких-то отвлечённых идеалов, а для жизни, для того, чтобы не наносить вреда ни окружающим, ни себе, ни пространству. Тёмные мысли и чувства поражают прежде всего самого носителя их. Уныние отравляет всю систему, весь организм нытика, заражает других и тяжко отлагается в пространстве. Уныние недаром считалось смертным грехом, то есть обрекающим носителя его смерти, но уже не тела, а духа. Так же и все прочие пороки, грехи и страсти зловредны и разрушительны для обладателя их. Добродетельным, то есть психически здоровым человеком, быть нужно для жизни в этом мире и в том. Качества духа, будучи контейнерами огня, образуют броню духа и его заградительную сеть. Их иметь просто выгодно и полезно для всего и для всех. Невозможно создать их в одночасье, требуется время. Также и очищение системы от сора не происходит мгновенно. Много тяжёлых частиц приходится выводить из отравленного отрицательными качествами тела. Раздражился человек и успокоился, казалось бы, всё хорошо. Но сколько времени уйдёт на то, чтобы обезвредить империл, кто может сказать? Хорошо быть на постоянном дозоре, чтобы не позволять ничему нечистому, ничему отравляющему и отемняющему войти внутрь. Не для себя только это нужно, но и для мира.

 

1969. 9. (Янв. 5). …Люди совершают большую ошибку, полагая, что страдания других их не касаются. Но ведь дышат они одним воздухом, и атмосфера Земли, вернее, её аура, насыщена эманациями людскими, их мыслями, их излучениями, и каждый землянин, хочет он того или нет, не может отделиться от той среды, в которой живёт. Ни богатство, ни положение, ни слепота, ни невежество – ничто не может оградить человека от зависимости от мира, частью которого он является. Вот кто-то, отгородившись крепкими стенами от людей, думает, что неуязвим и недоступен горю людскому. Но что-то давит его, что-то лишает радости, что-то гнетёт и что-то поражает порою тяжёлой, неизлечимой болезнью.

 

1969. 126. (Гуру). …Болезнь часто ослабляет заградительную сеть и облегчает вторжение нежелательных мыслеобразов. Тёмная стража спешит воспользоваться предоставляемой возможностью и подбросить своё. В эти моменты дозор должен быть особенно бдительным и непрерывным и ночью и днём.

 

1969. 367. (М.А.Й.). Поговорим о страхе научно. Все эмоции так или иначе воздействуют на оболочки – одни положительно, другие отрицательно. Эмоция страха парализует человека. Она парализует излучения заградительной сети. Аурические излучения тоже поникают. Психически человек становится совершенно беззащитным и открытым всевозможным воздействиям. Часто страх перед болезнью притягивает её и открывает ей доступ. Страх очень магнетичен, то есть притягивает к человеку именно то, чего он боится. Это происходит по двум причинам: первая – это неизбежность пройти именно через то, чего человек боится, вторая – открытость сознания для воздействия со стороны тёмных по пятнам страха на ауре, и не только тёмных: ведь даже собака бросается на объятого страхом человека или некоторые другие животные, особенно дикие. Не было случая, чтобы йог был растерзан дикими зверями. Психическая здоровая активность у человека, объятого страхом, понижается, и противоборствовать противным явлениям он не в состоянии. Никчёмен страх и вреден безусловно. Надо приучить себя никогда ничего не бояться. Пусть будет что будет, но пусть неизбежное будет встречаемо мужественно и без страха. Страх абсолютно бесполезен.

 

1972. 442. (Гуру). Психически ненормальные – это люди, приоткрывшие завесу и коснувшиеся Тонкого Мира, но равновесия удержать не сумевшие. Потому равновесие прежде всего. Земной долг и земные дела и взаимоотношения добрые с другими людьми служат как бы уравновешивающим противовесом при утончении сознания и касании Незримых Миров. Потому при жизни обычной отвращаться нельзя или забыть долг свой перед семьёй, обществом и родиной. Потому многие Носители Света Были, помимо Высшего в Них, просто обычными тружениками: плотниками, художниками, ремесленниками или воинами, полководцами, правителями, словом, крепко и твёрдо ступающими по Земле, несмотря на связь свою с Высшим Миром, вернее – благодаря ей.

 

 

Приложение к части 2

 

Пьянство

 

1952. 576. (Нояб. 7). …Конечно, ритмы бывают разные, а также сила и степень их, но их динамическая сущность остаётся всегда во всей своей значимости. Ритм отрицательных привычек губителен. В запойном пьянице или наркомане видим силу установленного по невежеству ритма. Чёрные крылья низших огней, вне срока и неестественно разбуженных у пьяницы, уже вне контроля воли. Уже они, эти чёрные крылья, несут его. Куда? Не в бездну ли?

 

1955. 360. (Июль 5). Недопустимо пьянство. Оно, как и курение, и прочие пороки, вызывается обычно перерасходом психической энергии, когда недостаток огня хочется чем-то восполнить или найти в наркотике утраченное равновесие. Это стремление искусственно зажечь огонь особенно относится к вину. Надо устранить причину – следствие устранится само собой. Этим опасен перерасход психической энергии. Он толкает человека на действия, им обычно не совершаемые. Печально, если этот перерасход не вызывается необходимостью, но доброволен. Напряжение не есть переутруждение себя. Усталость усталости рознь. Можно разрушить свой аппарат алкоголем. Цена за сомнительное удовольствие слишком велика. Тягость токов смягчается также не вином, но обращением к Учителю. Незамутившимся сознанием надо встречать волны антагонистических токов. Выдержка требуется во всём. Дойти надо, не падая. Многие вином пресекали свои возможности. Допустимы хорошие сорта настоящего виноградного вина, но в лечебных целях. Неумение владеть своими чувствами лежит в корне этой слабости. Эта слабость – худший вид рабства.

 

1956. 789. Пьянство есть враг психотехники. Пьянство разрушает провода нервов, делает их непригодными для тонких восприятий. Посредствующим звеном передачи огненных посылок служит нервная система. Если она не в порядке, высшие возможности утрачиваются. Вино разрушает волю. Продолжите следствие в будущее, усилив явление этой слабости, и увидите весь ужас порока, всегда начинающегося с малого и кончающего гибелью духа. Желание выпить идёт из двух источников: первый – накопленная в прошлом энергия, заключённая в соответствующих кристаллизованных формах мысли, которая толкает своего обладателя к совершению и повторению поступков, когда-то уже допущенных раньше; и вторая – это внушение тёмных сущностей, желающих испытать эти ощущения, то есть бывших пьяниц, ныне развоплощённых, или просто служителей зла, толкающих дух в бездну, ибо конечный этап пьянства – бездна. Борьба с этим пороком заключается в следующем: кристаллизованные формы мысли, гнездящиеся в микрокосме человека, следует огненно разрушить и энергии их нейтрализовать. Для этого применяется напряженная воля, дающая более сильную степень огня, чем огонь застывшей и упрочившейся в сознании мысли. О тёмных говорить не будем. Унизительно и позорно питать этих отвратительных сущностей своими эманациями, но ещё хуже быть марионеткой служителей зла, пытающихся низвести дух в низшее состояние. Недостойно служителей Света пьянство. Недопустимо в ученике и неоправдываемо ничем. Это показатель того, что что-то в нём неблагополучно. Пьянство и курение – враги психической энергии и расточители огненной силы.

 

1965. 410. (М.А.Й.). Алкоголь пробуждает низшие инстинкты и служит для тёмных каналом, по которому они легко подбрасывают свои злоумышления. Контроль сознания над мыслью ослабевает, и оно отемняется теми, кто так яро следит за каждой возможностью нанести вред. Если бы люди знали, сколько опасностей подстерегает их на каждом шагу, и особенно под влиянием алкоголя, явили бы они воздержание. Пьянство можно назвать бедствием текущего времени. Опасность в том, что оно яро и бешено раздувается тёмными с целью хотя бы этим путём задержать эволюцию и помешать Новой Стране в исполнении её планетной миссии. Пространственно алкоголизм особенно вреден, ибо захватывает мысли людей, их насыщая эманациями всевозможных пороков и вожделений и ими наполняя и заражая пространство. Можно опасаться явлений повального пьянства.

 

 

Ответственность человека за состояние своего сознания

 

1953. 227. …Подобно тому как микрокосм имеет свой пульс и ритм, имеет его и Макрокосм. Ритмы макрокосмические, или пульсации Космоса, связаны с ритмами пространственного огня. Их можно назвать дыханием Космоса, или дыханием природы. Эти ритмы можно так же улавливать, как улавливается пульсация сердца, или света, в своём собственном микрокосме, ибо пульсация сердца есть пульсация света, или ритм света в себе. Нарушение этой пульсации вызывает болезнь. Больной орган есть орган с нарушенной связью светового ритма. Так же может болеть и планета, если связь её с пространственным огнём нарушается. Человечество являет собою высшие принципы планеты. Сознание человечества как коллектива может нарушать пульсацию света планетного и распределение пространственных огненных энергий точно так же, как нарушает этот ритм отдельный человек в сфере своего микрокосма. Потому спокойствие и равновесие, то есть гармоничное состояние преломляющего эти энергии сознания, заповедано.

 

1954. 131. Надо осознать дары эволюции и надо отнестись к ним торжественно и вдумчиво. Именно торжественностью насытить слова и мысли. Слова и мысли, настроенные на ключе торжественности, не дадут пространственного яда и ядовитых отложений в микрокосме человеческом. Дисциплина слов и мыслей есть необходимейшая профилактика для тела и для пространства. От мыслей вредных болеет тело, от мыслей ядовитых болеет планета. Много вредного говорится и много ядовитого мыслится. Слепые самоотравители и себя, и дома своего земного, о чём думаете? Посмотрите, сколько болезней, горя и несчастий кругом. Это всё – результаты мышления вашего. Сказано: «Мыслите ясносияюще». Пусть каждая мысль будет от Света. Учитель Посылает Луч.

…Мышление человека не есть его личное дело, но явление пространственно-общечеловеческое. Личное мышление сознания касается всех, ибо ядом нечистого мышления заражается всё окружающее, разнося далеко эту заразу. Требую уделить дисциплине мысли должное внимание.

 

1955. 572. (Нояб. 14). Сын Мой, жизнь не скупится на уроки. Лучше радоваться суровому уроку жизни, чем утопать в розовом неведении. Ибо для каждого восходящего духа приходит время познания. Бремя мудрости нести нелегко. Младенчество духа не знает его. Ноша мира сего велика. Ошибочно приписывать её тягости личной карме. Ответственность за Землю не есть отвлечённое понятие. Расширенное сознание не может стоять в стороне от жизни. Остро и тонко впитывает оно её яд и перерабатывает его на огнях своего сердца. Испитие чаши яда есть удел мудрости. За мир, за всё человечество испивается напиток жизни, отравленный ядовитым дыханием людей. Много сил и энергии уходит на эту неблагодарную работу. И не каждому под силу она. Некоторые не выдерживают и сгорают, отравленные смертоносными излучениями людских страстей и пороков. Учитель К.Х. долго и тяжко болел, соприкоснувшись с атмосферой низин, заражённой эманациями человеческими. Чем насыщена аура Земли – обнаружить не радость. Потому многие утончённые духи болеют. Этого ужаса нет на высших планетах. Но тяжка атмосфера Земли. Учитель всё время Говорит о стойкости и Утверждает её, ибо надо создать защитную броню духа от пространственного яда. Грубые организмы не ощущают его, ибо сами насыщены ядами, но тонкие остро чувствительны и тяжко страдают, часто не зная причины. Отравление пространственным ядом – так Назовём симптомы этой болезни. Конечно, иммунитет – в духе. Потому Делаю особый упор на дух и на мысль. Мысль – материя, её тонкие излучения могут окружать сферу человеческого микрокосма защитной вуалью и обезвреживать действие яда. Следует утром и вечером окружать себя как бы облаком мысли защитной, чистой и светлой, и тем отгораживаться от заражённых слоёв. Мысленно надо всё время представлять себя в этом светоносном окружении. Одеваясь утром, не следует забывать одеть и укрепить это духовное одеяние, и в течение дня также мысленно не нужно разлучаться с ним, как не разлучается человек в сознании своём с той одеждой, которая на нём.

…Надо более изолироваться от людей, даже от близких, чтобы сохранить цельность своей Индивидуальности. Великое одиночество – удел мудрости. Одинок человек на Земле. Иллюзии близости часто разрушаются жизнью, и мало преданных душ. Надо учиться стоять одному, поддерживая близких, но не давая им почуять своей отделённости, ибо одиночество есть удел больших духов. Не всякий может его выдержать.

 

1958. 120. (79). (Март 5). (М.М.). Ответственность заключается в том, что в Космосе связано всё между собою и всё зависит от этого гармонического сочетания, и вывести любую планету из цепи планет – значит прекратить на ней жизнь и внести перебой в общее гармоническое движение и развитие всей цепи. Всё есть едино. От здоровья отдельных клеточек зависит равновесие всего тела человека. Точно так же и равновесие целых систем зависит от здоровья каждой планеты, входящей в её состав. Братство систем означает также и Духовное Братство их Водителей, или Братство Духов Планетных. Среди них есть Старшие и младшие. Лестница Иерархии идёт ступенями.

 

1960. 136. (Июль 5). Смрадно дыхание людей. Воздух, поступая в лёгкие человека и окисляясь в них, вступает в непосредственное соприкосновение с кровью человека и напитывается её сущностью. Дыхание многих больных зловонно. Дыхание раздражения зловонно. Дыхание порока зловонно. Дыхание несёт на себе печать сущности человека. Благоуханно дыхание подвижника. Благоуханно дыхание здоровья. Благоуханно дыхание человека мыслей высоких и светозарных. При достаточном развитии чувствознания и обостренности обоняния по дыханию можно определить болезнь, здоровье и состояние человека. Каждым выдохом очищает или заражает человек окружающую его сферу и часто на далёкое расстояние. Ядовитыми эманациями дыхания пропитаны людские сборища, особенно притоны разврата, игорные дома и все места, где выявляются страсти земные. Чистая или грязная мысль тотчас же отражается на выдыхаемом человеком воздухе. Часто задыхается человек в атмосфере, заражённой его собственными мыслями, воздух которой и им отравлен. Два полюса уявляются чистыми и нечистыми мыслями. Соприкосновение людей друг с другом, когда дышат одним воздухом, имеет более глубокое следствие, чем думают обычно. Многие болезни и недомогания вызываются этим контактом. Ведь человек вдыхает в себя, вводя в свой микрокосм заражённые и отравленные частицы материи, которые только что входили в состав организма другого человека – больного, раздраженного, злого, огорченного, ненавидящего и так далее. Если вдуматься глубже в происходящий процесс, то можно ужаснуться тем опасностям и возможности заразы, которые несёт в себе дыхание человека.

…Дисциплина мыслей избавляет от самоотравления. Перемена места жительства и пребывание на лоне природы могут явить чудеса. Очень осмотрительно следует относиться к тому, с какими людьми приходится дышать одним воздухом. Взаимовоздействия избежать невозможно. Защитою может служить психический скафандр, носимый на себе постоянно. Также будет полезно при дыхании утром выбрасывать из организма чужую заразу или болезнь, создавая тем психический иммунитет. Психическая защита будет и защитой физической. Часто причину и корень болезни следует искать в явлении контакта с нездоровыми людьми, передающими немощи свои через дыхание. Лишь бы причину понять, а там и легко оберечься.

…Лучше подальше сидеть от собеседника, чтобы дыхание его не касалось.

…Окружающие дыханием своим отравили систему, благодаря тесноте. При общинножитии каждый имел свою отдельную келью. Так было утверждено Самим.

Болезнь из организма можно выталкивать дыханием.

 

1960. 292. (Нояб. 17). Пространственное служение Свету.

…У чистого человека дыхание чисто и даже благовонно, но у больного или раздражённого зловонно оно. Один излучает дыханием благо, другой – зло. Так же окрашены мысли и насыщены светом или тьмою. Не имеет значения, что входит в человека, но то, что выходит, является благословением или проклятием для всего окружающего, ибо выходит в пространство и наполняет его, кроме того, как бы след остаётся в пространстве от проходящего через него человека. Этими продуктами во всех её видах насыщаются сферы людские, пространство и аура вашей планеты. За каждое чувство и мысль, за всё, что творится внутри, ответственны люди пред миром, ибо не их это внутреннее, личное дело, но общечеловеческое, касающееся и затрагивающее всех. Явные преступники и злодеи менее опасны, чем тайные, отравляющие тьмой пространство.

…Аура носителя Света – благословение для окружающих: для людей, для животных, для природы, для самого пространства, ибо насыщает светом и радостью всё, с чем она соприкасается. Вопрос светоносности излучений чрезвычайно важен, ибо течение эволюции зависит от них.

…Всё вокруг нас, в местах скопления людей, насыщено их эманациями, действуя тяжко и давяще на сознание, ибо темны ауры и злы излучения. Каждый ответственен перед всем человечеством за состояние своего сознания.

…Много пользы можно принести окружающему и людям, если повышать сознательно и упорно качество своих эманаций. Общественная полезность определяется степенью светоносности ауры. От тьмы рождается только зло, но благо – от ауры светлой.

 

1961. 454. (Нояб. 16). …Все омрачённые настроения пагубны очень и для носителя их, и для тех, кого они отравляют. И вещи отравителей этих отравлены тоже. И отравлены стены домов, в которых они живут, и воздух, которым дышали. А так как отравление это происходит на широком пространстве, то и вред получается всепланетный, и можно удивляться, что так тяжко сердцу бывает подчас. Пространственный яд действует верно, хотя глазу и незаметен. Выход один – окружиться Светом и Свет с собою нести и, Светом себя защищая, им же оздоровлять и всё окружающее.

…И можно представить себе, сколь же велик вред, если Свет Носителя Света вдруг потухает и тьма заступает место его, даже на время, даже на короткое время. Это уже не личное дело, не личное его настроение, не касающееся никого, кроме него. Нет, это уже пространственное бедствие, следствия которого идут далеко, дальше, чем можно подумать.

…Когда этот свет ещё мал, опасность не столь велика для пространства, но когда он возрос, то бедствие от его угашения затрагивает и губит столь многое, что пресекать возможность этого явления нужно всеми силами духа. Держатели Света, конечно, помогут Свет удержать, но и обращение к Ним, не во имя себя, но во имя и ради других и пространства, не может оставаться безответным. Теперь несение Света становится уже не личным явлением, но делом Общего Блага и служением человечеству и пространству.

 

1965. 245. (Июнь 25). …Каждый предмет, побывавший в руках человека, несёт на себе отпечатки его ауры. Приходится очень осмотрительно относиться к вещам, побывавшим уже у кого-то. В большинстве случаев насыщение их отрицательное. Мало у людей светлых предметов, наполненных благой аурой. Всё больше тёмные. Также и подарки несут на себе свойства их дарителей. Все предметы и всё, на чём сосредоточиваются вольно или невольно мысль, чувства, переживания и внимание человека, вбирают их в себя, в свою ауру и с ней остаются. Вибрации ауры вещей и предметов воздействуют на тех, кому с ними приходится иметь дело. Сильная личность нейтрализует со временем силу этих излучений своими. На слабых они действуют дольше и, возможно, всё время. Поэтому нелегко обживать старые дома и старые вещи.

…Так называемые общественные места часто заражены нездоровыми излучениями их посетителей. Но ужас наполняет атмосферу карточных притонов и мест, где уявляются низшие страсти людей. Следует избегать подобных мест даже от случайного и короткого соприкосновения с ними. Чем наполнены тюрьмы, места ссылки, вытрезвители, больницы! Места заключения и концертные залы резко отличаются тем, что наслоено на них. Так же отличаются дома молитвы от домов разврата. Также каждая квартира имеет свою психическую атмосферу. Всё это относится к области невидимых энергий, но тем не менее яро воздействующих на психику человека. Можно пресечь хулиганство, грубость, скандалы, ссоры, но невозможно оградить сознание от воздействия ауры того места, в котором оно находится.

…Каждый человек после себя оставляет свой след там, где он побывал. Собака это знает лучше людей и находит след своего хозяина. Но люди этого знать не хотят.

…Сколько предстоит осветлить, очистить, улучшить, прежде чем Свет наступающей Эпохи Огня загорится над миром. Очищение – это величайшая задача грядущего дня. В ней примут участие массы. Но сознание их должно прежде дорасти до понимания ответственности каждого за чистоту ауры Земли и пространства, в котором живём, чувствуем, мыслим и которое насыщаем психическими продуктами своего сознания.

 

1971. 117. (Фев. 25). (М.А.Й.). «Оболочки затемняют знание духа». А что затемняет оболочки? Пространственное неблагополучие и разновесие, утвердившиеся на Земле. Всё это воспринимается организмом и нарушает его равновесие. Вместо восприятия гармонических токов воспринимаются дисгармонические. Страдает здоровье, и нарушается психика. Человечество стонет под бременем им же порождённых следствий и, не зная, как освободиться от них, навлекает на себя ещё горшие. Сама атмосфера насыщена убийственными газами, которые являются порождением планетного разложения. Положение создаётся безвыходное, ибо люди не хотят обратиться к созиданию вместо разрушения. Неизбежность катаклизмов вызывается упорством и нежеланием обратиться к добру и Свету.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№84 дата публикации: 01.12.2020