№78 / Лето 2019
Грани Эпохи

 

 

Александр Херсонов

 

Святая Тереза Авильская

Всем советую прочесть автобиографию Св. Терезы, несмотря на то, что сочинение это прошло цензуру «духовного» ока падре, всё же сохранились изумительные страницы. (Ведь Жанна Д'Арк, Св. Тереза и Сестра Ориола Белого Братства – одна Индивидуальность.)

Е. И. Рерих, Письма, т. 6, № 116

 

Столь непохожие жизни и столь похожие лица

Итак, «Тереза-испанка и Жанна Д’Арк – одна индивидуальность». Что же это значит? Жанна Д’Арк родилась в 1412 году, а Тереза-Авильская в 1515 году. Это значит, что спустя столетие душа сожжённой Жанны Д'Арк явилась на землю, чтобы воплотиться в теле новорождённой Терезы из испанского города Авила. Воплотиться и начать новую жизнь. Какую жизнь?

 

Жанна Д’Арк, Тереза Авильская, Елена Шапошникава

 

Сравнивая биографические данные Святых Жанны и Терезы, невольно приходишь к выводу о контрасте, о полной противоположности жизненных реалий выдающихся женщин. Если Святая Жанна прославилась на бранном поле непримиримой борьбой за свободу Франции, то в новой жизни душе предстояла жизнь тихая и скромная. Жизнь самоотверженной подвижницы, реформатора ордена кармелитов. Жизнь Святой Терезы, в отличие от жизни Святой Жанны – воительницы, требовала сбережения здоровья. Эту необходимость подчеркнёт и Е. И. Рерих. Причину озвучим позже.

Известно, что Жанна родилась в семье обедневших дворян (по другой версии – зажиточных крестьян). Однако в новой жизни душа возродилась в семье благородного дворянина Алонсо де Сепеды, потомка семьи крещёных евреев. Семья Терезы была весьма знатна и богата и состояла в родстве со многими благороднейшими домами Кастилии<.

Прародительницей Святых Жанны Д’Арк и Терезы Авильской явилась сестра Белого Братства Ориола. Невольно возникает мысль, что «щадящие» условия воплощения Святой Терезы после сожжения в предыдущей жизни Святой Жанны вызваны великим милосердием и любовью Учителей Белого Братства.

Живая Этика (Агни Йога), форум «Феникс»:

«Святая Тереза Авильская (28 марта 1515, Авила – 4 октября 1582, Альба де Тормес) (исп. Teresa de Ávila, Teresa de Jesus), Тереза Иисусова, Тереса де Аумада – испанская монахиня-кармелитка, католическая святая, автор мистических сочинений, реформатор кармелитского ордена, создатель орденской ветви «босоногих кармелиток». Католическая церковь причисляет её к Учителям Церкви».

Обратим внимание на имя Святой – Тереза Иисусова. Имя показательное, поскольку отражает принадлежность Святой Терезы Иисусу Христу. Как тут не вспомнить факт обращения сжигаемой Святой Жанны к свидетельству Христа и просьбой о помощи (см. работу автора «ГЭ» № 76, 2018).

Из биографии: «Самой значительной книгой Терезы стал «Внутренний замок». В этом мистическом трактате она изображает душу, как замок с многочисленными комнатами, в центре которого находится Христос. Тот, кто преуспеет в жизни во Христе и в молитве, переходит из одной обители в другую, пока не пройдёт, наконец, в самую сокровенную комнату. При этом каждому переходу из обители в обитель соответствует своя особая молитва».

 

Из генералов в монахини

Из Википедии: «Терéза Áвильская (Тереза Иисусова, Тереса де Аумада, исп.<Teresa de Ávila, Teresa de Jesús, имя в миру – Тере́са Са́нчес Сепе́да д'Áвила-и-Аума́да (исп. Teresa Sánchez Sepeda de Ávila-y-Aumada); 28 марта 1515, Авила – 4 октября 1582, Альба-де-Тормес) – испанская монахиня -кармелитка, католическая святая, автор мистических сочинений, реформатор кармелитского ордена, создатель орденской ветви «босоногих кармелиток». Католическая церковь причисляет её к Учителям Церкви. Считается одним из лучших писателей испанского золотого века и первой испанской писательницей».

«Цель монашеской жизни кармелитов – единение с Богом путём непрестанной молитвы. Устав кармелитов крайне строг, придаёт большое значение аскезе и включает в себя даже ограничение словесного общения. В ордене очень большое внимание уделяется почитанию Богородицы. Для кармелитов обязательно ношение скапулярия. Орден имеет в Риме своё учебное заведение – Папский богословский Терезианский факультет, имеющее статус папского института».

Из биографии: «Тереза родилась 28 марта 1515 года в Авиле в семье благородного дворянина Алонсо Санчеса де Сепеды.

В детстве Тереза была весьма впечатлительным ребёнком и отличалась глубокой набожностью. Она уже в возрасте 6 лет выучилась читать. Любимой её книгой было собрание житий святых и мучеников. Однажды она даже вместе с братом Родриго убежала из дома, чтобы отправиться в мусульманские земли для проповеди Христа, но беглецов тогда быстро нашли. Затем эти мечты сменились мыслью о монашеском призвании, которая лишь укрепилась после смерти матери, скончавшейся, когда Терезе было 12 лет».

Отступим от биографии Святой Терезы и обратим внимание на возрасте 12 лет, в котором, по мнению медиков, происходит коренная перестройка психики ребёнка. Случилось так, что перестройка психики Терезы совпала с детскими переживаниями по поводу смерти матери, явив состояние сильнейшего стресса. Истории жизни известных людей (пророчица Ванга, К. Э. Циолковский и др.) убеждают в том, что в возрасте 12 лет в минуты запредельного стресса в ребёнке активизируются заложенные природой экстрасенсорные способности. Видимо, необычные способности «проснулись» и в Терезе. «Проснулись» и … утвердили мысли о монашеском призвании.

Из биографии: «Как описывала позднее Тереза в своих книгах, жизнь в монастыре подарила ей необычный духовный и мистический опыт. Ей были явлены видения Сына Божия и херувима, пронзившего её сердце огненным копьём».

 

Параллель, основанная на «общности» жизней

Итак, Е. И. Рерих прониклась к Святой Терезе Авильской особенным интересом. И, вероятно, не в последнюю очередь по причине близости жизненных проявлений в молодые годы: «Св. Тереза, испанка, моя любимая подвижница, также испытывала эти отливы сердечного устремления и вначале очень печаловалась ими. Она называла их периодами «духовной засухи». В своём жизнеописании, которое совершенно замечательно, она описывает эти состояния, продолжавшиеся два, три года. В это время она почти переставала, и видеть, и слышать, но такая «духовная засуха» была необходима для сохранения её здоровья. Она должна была завершить свою миссию» (Письма, т.6, № 116).

После столь откровенного признания невольно напрашивается сравнение между молодостью Е. И. Рерих и Святой Терезы.

Из биографии Святой Терезы: «Несмотря на мысли о монастыре, Тереза в юности не оставалась в стороне от светских увлечений: она сильно увлеклась рыцарскими романами и даже сама написала один».

Е. И. Рерих в девичестве так же «вкусила» светской жизни: «Жили они с матерью в тогдашнем Петербурге, и вела она очень светский образ жизни, но всегда имела вид наблюдающей жизнь, ищущей чего-то другого, более вдохновенного, более глубокого содержания. У неё были какие-то искания, и пустая, светская, шумная жизнь её не вполне удовлетворяла» (1, стр.35).

Как видим, у тогдашней Елены Шапошниковой так же наблюдались «периоды духовной засухи».

Далее: «У них (у кн. Путятина) бывали блестящие балы, и, конечно, на этих балах всегда бывала Е. И. всегда в красивом бальном туалете, – она мало танцевала, больше сидела где-нибудь в конце зала, окружённая толпой поклонников» (1, стр.36).

Из биографии Святой Терезы: «Её отец и слышать не хотел о монашестве: знатная, умная и красивая девушка, по его мнению, и мнению общества, могла составить блестящую и выгодную партию какому-нибудь знатному дворянину».

Того же ожидали и от красавицы Елены Шапошниковой, к которой сватался «один очень блестящий молодой человек, бывший лицеист, единственный сын у родителей, миллионер, ему принадлежало Общество Пароходства на Волге «Самолёт» (1, стр.36).

Однако во исполнении кармического задания, Елене Ивановне был «предуготован» особенный брак: «Она говорила, что поставила себе задачей в жизни выйти замуж за человека – знаменитого служителя искусства, будь то музыкант, певец, художник, живописец или скульптор, но непременно человек с высшим дарованием и талантом» (1, стр.36).

 

Загадка неожиданного решения

Задачу исполнения кармического предназначения, в отличие от Елены Шапошниковой, Тереза Авильская решила иначе, поскольку брак для неё оказался невозможен. И главной причиной представляется неудачно выбранный момент реинкарнации. Уж слишком много «проблемных» аспектов планет (квадратур и оппозиций), в том числе и с Венерой, отражены в микрокосме Святой Терезы (см. ниже). Врождённые негативы требуют закалки характера, крайнего напряжения жизненных сил, трудолюбия и самоотверженности, поскольку вероятны опасные проявления наслаждения и удовольствия, недопустимости поведения, не совместимые с определяемой кармой новой жизнью. Отсюда проистекает невозможность для Святой Терезы личной жизни и замужества. Что является причиной благоразумного побега от соблазнов жизни в монастырское заточение.

Из биографии: «Однако в возрасте 20 лет Тереза решилась на рискованный шаг: она тайно бежала из дома и поступила в кармелитский монастырь Воплощения (исп.) в Авиле, приняв при этом монашеское имя Тереза Иисусова (Тереса де Хесус). «В первые годы пребывания в монастыре Тереза тяжело заболела: её разбил паралич, и её даже вернули из монастыря умирать в отчий дом. Однако Тереза сумела оправиться и вернулась в монастырь».

Кстати, факт тяжёлой болезни Терезы в первоначальные годы монастырской жизни поддерживает версию автора: острая «коса» обременения личной жизни попала на твёрдый «камень» монастырского отшельничества, что не могло не явиться причиной тяжкого заболевания. Но со временем произошло неизбежное приспособление…

 

Переход из юной девушки в мудрую и зрелую монахиню

«Постепенно она превратилась из юной девушки в мудрую и зрелую монахиню, вокруг неё сформировался круг людей, обращавшихся к ней за духовными советами, как в монастыре, так и за его стенами. В этот круг входил и отец Терезы, примирившийся в конце концов с выбором дочери. Вторая половина жизни Терезы была посвящена главным образом созданию новых кармелитских монастырей и написанию книг».

 

Витраж в монастыре св. Терезы, Авила

 

Гороскоп-символ рождения Святой Терезы.

Обозначим астрологические реалии микрокосма рождения, составленного на Мадрид 28 марта 1515 года.

Солнце в 16 градусе знака Овен, Момент рождения в 1 градусе знака Лев, Слава и Репутация в 16 градусе знака Овен, Сотрудничество в 1 градусе знака Водолей, Вхождение в Общественные отношения в 22 градусе знака Козерог.

 

Энергия реформирования

Жизненная и творческая энергия Святой Терезы (Солнце), она же Слава и Репутация, выражена картиной-символом: «Видение природных духов за работой во время заката» (2, стр.55).

 

 

«Символ заката – мудрость». Следовательно, не погрешил против истины биограф, когда писал: «Постепенно она превратилась из юной девушки в мудрую и зрелую монахиню».

В символе заключается «сонастройка на потенцию невидимых сил природы». Это призыв к «открытию возможности ума воспринимать холистическим и нерациональным, интуитивным образом». Это призыв к обновлению потенциальности, призыв «быть как малые дети» (2, стр.55).И тем самым соответствовать призыву Христа.

Из биографии: «Тереза Авильская вошла в историю, как преобразовательница испанского кармелитского монашества. Ряд принципов реформирования монашеской жизни Тереза почерпнула у своего духовника, святого Петра Алькантрийского, создателя ветви босоногих францисканцев. Наблюдая за жизнью монастыря, в котором было более 200 сестёр и где она провела более 20 лет жизни, видя явления, далёкие от идеала монашества, она пришла к выводу, что монашескую жизнь можно было бы лучше организовать в небольших общинах. Терезе пришлось долго бороться за право основать свой монастырь по новому уставу, пока, наконец, она не добилась разрешения от папы Пия IV».

В этом смысле показательна картина-символ Момента рождения: «Кровь, прилившая к голове, когда человек мобилизовал свою витальную энергию под действием честолюбия» (2, стр110).

Символ понимается как «наплыв биопсихических энергий в управляемое посредством эго поле сознания». Ключевое слово для картины-символа – сжигание. Энергии биологических влечений хлынули, более или менее насильственно, в поле сознания».

Из биографии: «…Тереза Авильская прошла пешком 5600 километров по всей Испании. К моменту смерти Терезы в Испании было уже 16 таких же общин, ставших ядром новой ветви кармелитского монашества – «босоногих кармелиток», ставивших своей целью возвращение к ранним идеалам Кармеля: строгости и простоте. Вскоре появились и мужские монастыри, создание которых стало итогом деятельности святого Иоанна Креста, встречавшегося с Терезой Авильской и считавшего себя последователем её реформаторских принципов».

Далее обратимся к черновому варианту гороскопа-символа, «извлечённому из печурки Парацельса».

 

 

Итак, Тереза Авильская прошла пешком 5600 километров по всей Испании… Любопытно, что на этот счёт «скажет» чувствительная точка Путешествия в 19 градусе Водолея (№ 9)? Картина-символ следующая: «Лесной пожар подавлен использованием воды, химикатов и просто мускульной силы».

То есть всеми имеющимися средствами. При этом «проявляется умение и мужество, необходимые для приведения под контроль деструктивного потенциала кармических напастей или результатов беззаботности» (2, стр.213).

Этим и определяются обстоятельства изнуряющего путешествия Святой Терезы во создание 16 общин, ставших ядром новой ветви кармелитского монашества.

Проследим на черновом варианте гороскопа-символа движение так называемой Точки Жизни (ТЖ) и соотнесем положение ТЖ с фактами биографии Святой Терезы.

 

1. В 6 лет девочка уже читала. Здесь Точка Жизни соединяется с положением Урана и его безусловным влиянием.

2. Когда ей было 12 лет, умирает мать. Точка Жизни совпадает с чувствительной точкой «Наследства» (№ 6).

3. В 20 лет – побег в монастырь. При этом Точка Жизни оказывается на входе в Дом «Лишений и Страданий» (XII дом).

4. Через год – длительная тяжёлая болезнь Святой Терезы, вполне объяснимая движением Точки Жизни по XII дому.

5. Далее 20-летнее заточение в монастыре, показанное карандашной скобкой. С началом III дома, дома разума и «способа жизненного самовыражения», картина меняется. Монастырь оставлен, начинается общественная деятельность.

 

Но вернёмся к картинам-символам гороскопа, а именно к картине Сотрудничества Святой Терезы, которая представляется безусловной и не вызывает ни малейшего сомнения: «Старая глинобитная миссия в Калифорнии».

Ни малейшего сомнения по той причине, что означает «способность великих человеческих дел сохраняться намного дольше, чем жизнь деятеля». Заметим, психоаналитик, комментируя символ, указывает именно на испанских священников, словно имея в виду Святую Терезу Авильскую: «Работа и дух испанских священников, построивших миссии в Калифорнии, оказали длительное влияние на развитие этой земли, оставшись памятником людям, способным наложить свою печать на чуждое окружение» (2, стр.203).

Подразумевается «достижение бессмертия» индивидуумом посредством участия в великом коллективном труде.

Из биографии: «Реформа св. Терезы сталкивалась с сильным противодействием некоторых представителей церковных властей, папский нунций намеревался уничтожить монастыри босоногих кармелитов, переподчинив их нереформированному ордену, а саму св. Терезу называл «надоедливой женщиной-бродягой, посвятившей себя сочинению книг вопреки повелению апостола Павла: «жёны ваши в церквах да молчат», и основанию монастырей без папского разрешения». Автобиография Терезы была конфискована инквизицией, а запрет на её публикацию был снят только в 1586 году, через четыре года после смерти автора. Тем не менее, в 1580 году папа Григорий XII утвердил разделение ордена кармелитов на две части, тем самым официально признав «босоногих кармелитов».

Вхождение в общественные отношения Святой Терезы описывается знакомой картиной-символом: «Генерал проявляет благородство характера, признавая поражение».

Знакомой, поскольку картина-символ представляет &helpp;славу и репутацию Жанны Д'Арк. Такая вот, неожиданная перекличка символов. Получается следующее: наработанная слава и репутация Святой Жанны помогла в новой жизни Святой Терезе войти в общественные отношения. Что, в свою очередь, может служить доказательством реальности данной реинкарнации.

При этом «внешнее поражение может превратиться во внутреннее духовное достижение». Что и произошло со Святой Жанной на костре инквизиции.

На этот счёт любопытен комментарий психоаналитика: «&helpp;Духовная жизнь всегда парадоксальна: великий грешник может стать великим святым, а средневековый Римский Папа – преступником. Значима всегда внутренняя сила».

Итак, внутренняя сила помогла Святой Жанне завоевать славу и репутацию и она же, внутренняя сила, помогла Святой Терезе войти в общественные отношения. Возвращаясь к духовным истокам, напомним, что обозначенная выше внутренняя сила первоначально принадлежала сестре Белого Братства Ориоле.

В заключении попытаемся с помощью символов объяснить отказ Святой Терезы от личной жизни, категорическое неприятие замужества. Для этого вычислим координату чувствительной точки Брака и определимся с картиной-символом найденной точки. Формула будут такова: АСЦ + Венера – Сатурн = 121 + 359 – 247 = 233 или 23 градуса Скорпиона.

В результате обнаруживаем следующую картину-символ: «Кролик, превращающийся в природного Духа», что означает «поднятие животных побуждений на более высокий уровень». В комментарии психоаналитика речь идёт о «превращении порождающей силы в более бесплотную тонкую форму потенции». Иными словами, инстинктивное сексуальное влечение Святой Терезы перестаёт быть таковым, поскольку поднимается на тонкий уровень в процессе транссубстантивации (2, стр.168).

 

Литература

1. П. Ф. Беликов. Рерих.Опыт духовной биографии, МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2011.

2. Дэйн Радьяр. Астрологическая мандала, Москва, Сампо, 2006.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№77 дата публикации: 01.03.2019