№78 / Лето 2019
Грани Эпохи

 

 

Александр Херсонов

 

Гавриил Державин:
«Дух всюду сущий и единый»

От автора

 

О чём вспоминается «среднему» уму при неожиданном произнесении забытого современником имени «Гавриил Державин»? Конечно, общеизвестное: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». А ещё? Возможно, вспомнится парадоксальная стока поэта «Я царь – я раб – я червь – я бог!» Не исключено, что эрудированный знаток поэзии и российской истории добавит строку державинского гимна: «Гром победы раздавайся, веселися храбрый росс…»

Мы знаем, что Г. Д. был поэтом, одним из зачинателей русской поэзии, заметил и приветил талант юного Александр Пушкина. Кажется, был государственным деятелем. Вот и всё, пожалуй.

К чему клонит автор? К тому, что плохо мы знаем историю народа и государства российского. «Шапочно», по верхам. Известно и объяснение некрасивому явлению: «Мы ленивы и не любознательны…» (А. С. Пушкин). Знаем плохо и не стараемся знать лучше. Между тем, на просторах истории Отечества обнаруживается бездна неожиданного и поучительного. И, главное, того, в чём нуждается день сегодняшний. Пример чему – жизнь и творчество Г. Д., от которого, оказывается, зримо протянута «ниточка» из прошлого в день сегодняшний. И даже в завтрашний день России. «Ниточка», что в Учении Живой Этики именуется «серебряной нитью». Каким образом?

В Оде «Бог», написанной Г. Д. в 1784 году чуткий современник имел возможность поразмыслить над с основными понятиям Учения Живой Этики. Мирового учения, появившегося лишь в первой половине ХХ века благодаря Великим Учителям Белого Братства и самоотверженным трудам семьи Н. К. Рериха. В Оде Г. Д. размышляет над фундаментальными понятиями Природы: дух и материя, движение и вечность, бесконечность и время, незримость и необъятность, всеначальность и гармония, хаос и творение, свет и перерождение, добро и зло. Божественность человека, человек, как частица Вселенной, как создание Бога «неизъяснимого и непостижного»…

Справедливости ради следует заметить, что Гаврил Державин не был первым, поскольку до него «духовное и божественное» воспел Михайло Ломоносов. Например, в религиозно-философских одах "Утреннее размышление о Божием величестве" (1751) и "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния" (1743). Но сей факт, конечно, не умаляет заслуг Г. Д. Наоборот, подчёркивает замечательную преемственность великих умов Отечества.

Итак, то, что россиянам предстоит осмыслить в ХХI веке, два века назад чудесным образом явилось осмысленным и положенным на бумагу прозорливцами Михайло Ломоносовым и Гавриилом Державиным.

Но с чего автор завёл речь о Г. Д.? Причина тому серьёзная. Это удивительное письмо Е. И. Рерих, где речь идёт о Гавриле Державине. Прочитайте и вы «божественное» письмо. Возможно, и вам откроется многое из того, что не могло открыться ранее.

 

 

Часть 1. Из письма Е. И. Рерих

«Величайшие творения и открытия приходили и совершались в минуту озарения. Но, конечно, ограниченные люди не имеют этих высших восприятий, ибо мозг их не может вместить их. Впрочем, уже множество указаний «фром ве клаудс» запечатлены в прекраснейших творениях и трудах, потому и земные сознания, подобные сознанию Лейка, могут знакомиться с ними уже чисто земным путём. Так и знаменитая Ода Державина «Бог», переведённая чуть ли не на все существующие языки, была получена путём высшего вдохновения, или же «фром ве клаудс», по выражению Лейка. Ближайшие друзья Державина рассказывают с его слов, что однажды ночью он был разбужен ярким лучом Луны, светившей ему прямо в лицо, и почувствовал, что он должен писать; вскочив с постели, он тут же сел за стол и в один присест написал эту величайшую поэму. При этом он говорил, что когда он писал, то находился как бы в огне и слова складывались в мозгу с такою поспешностью, что он едва успевал их заносить на бумагу. Окончив, он почувствовал полное изнеможение».

Том 5, № 118.

 

 

Часть 2. Ода Гавриила Державина «Бог»

О, Ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в трёх лицах Божества!

Дух всюду сущий и единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто всё собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы называем: Бог.

Измерить океан глубокий,

Сочесть пески, лучи планет

Хотя и мог бы ум высокий, –

Тебе числа и меры нет!

Не могут духи просвещённы,

От света твоего рождённы,

Исследовать судеб твоих:

Лишь мысль к тебе взнестись дерзает,

В твоём величьи исчезает,

Как в вечности прошедший миг.

Хаоса бытность довременну

Из бездн Ты вечности воззвал,

А вечность, прежде век рожденну,

В себе самом Ты основал:

Себя собою составляя,

Собою из себя сияя,

Ты свет, откуда свет истёк.

Создавый всe единым словом,

В твореньи простираясь новом,

Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!

Ты цепь существ в себе вмещаешь,

Её содержишь и живишь;

Конец с началом сопрягаешь

И смертию живот даришь.

Как искры сыплются, стремятся,

Так солнцы от тебя родятся;

Как в мразный, ясный день зимой

Пылинки инея сверкают,

Вратятся, зыблются, сияют,

Так звёзды в безднах под тобой.

Светил возжённых миллионы

В неизмеримости текут,

Твои они творят законы,

Лучи животворящи льют.

Но огненны сии лампады,

Иль рдяных кристалей громады,

Иль волн златых кипящий сонм,

Или горящие эфиры,

Иль вкупе все светящи миры –

Перед тобой – как нощь пред днём.

Как капля, в море опущенна,

Вся твердь перед тобой сия.

Но что мной зримая вселенна?

И что перед Тобою я?

В воздушном океане оном,

Миры умножа миллионом

Стократ других миров, – и то,

Когда дерзну сравнить с Тобою,

Лишь будет точкою одною;

А я перед Тобой – ничто.

Ничто! – Но Ты во мне сияешь

Величеством твоих доброт;

Во мне себя изображаешь,

Как Солнце в малой капле вод.

Ничто! – Но жизнь я ощущаю,

Несытым некаким летаю

Всегда пареньем в высоты;

Тебя душа моя быть чает,

Вникает, мыслит, рассуждает:

Я есмь – конечно, есть и Ты!

Ты есть! – природы чин вещает,

Гласит моё мне сердце то,

Меня мой разум уверяет,

Ты есть – и я уж не ничто!

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей Ты телесных,

Где начал Ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь – я раб – я червь – я бог!

Но, будучи я столь чудесен,

Отколе происшёл? – безвестен;

А сам собой я быть не мог.

Твоё созданье я, создатель!

Твоей премудрости я тварь,

Источник жизни, благ податель,

Душа души моей и царь!

Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило

Моё бессмертно бытиё;

Чтоб дух мой в смертность облачился

И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! – в бессмертие твоё.

Неизъяснимый, непостижный!

Я знаю, что души моей

Воображении бессильны

И тени начертать твоей;

Но если славословить должно,

То слабым смертным невозможно

Тебя ничем иным почтить,

Как им к тебе лишь возвышаться,

В безмерной разности теряться

И благодарны слезы лить.

1784 г.

 

 

Часть 3. Гавриил Державин

Из Википедии: Гаврии́л (Гаври́ла) Рома́нович Держа́вин (3 [14] июля 1743, село Сокуры, Казанская губерния – 8 [20] июля 1816, имение Званка, Новгородская губерния) – русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник. Развернём представление выдающегося деятеля: Генерал-прокурор Правительствующего Сената, министр юстиции Российской империи, и.о. президента Коммерц-коллегии, сенатор Российской империи, правитель Тамбовского наместничества, правитель Олонецкого наместничества. Прапорщик российской армии.

 

 

Из публикаций о Гаврииле Державине

«…Гавриил Державин вошёл в историю не только как писатель, он прошёл путь от гвардии рядового до министра юстиции Российской империи. Был губернатором двух областей и личным помощником Екатерины II. Он написал первый неофициальный гимн России, участвовал в одном из первых литературных кружков XVIII века, а потом создал свой – «Беседу любителей русского слова».

 

Солдатский хлеб горек

«…С 1762 года Гавриил Державин служил рядовым гвардейцем в Преображенском полку. Это время поэт вспоминал как самый безрадостный период своей жизни. Он нёс тяжёлую солдатскую службу, а в редкие свободные минуты писал стихи. В части Державин пристрастился к картам, он писал в автобиографии: «Научился заговорам <…> и всяким игрецким мошенничествам. Но, благодарение Богу, что совесть или, лучше сказать, молитвы матери никогда до того не допускали, чтоб предался в наглое воровство или в коварное предательство». Из-за пагубного увлечения Державина однажды чуть не разжаловали в солдаты: он настолько увлекся игрой, что вовремя не вернулся из увольнения».

 

Роковые проказы чумы

«Решив покончить с разгульной жизнью, Державин переехал в Петербург. В это время в России свирепствовала чума, и на карантинной заставе – при въезде в столицу – поэта заставили сжечь все его бумаги: «Всё, что во всю молодость свою чрез 20 почти лет намарал, как то: переводы с немецкого языка и свои собственные сочинения в прозе и стихах. Хороши ли они или дурны были, того теперь сказать не можно; но из близких его приятелей кто читал… весьма хвалили». Многие из утраченных стихов Гавриил Державин потом воспроизвёл по памяти».

Степан Жихарев: «Чуть только коснётся до его слуха какая несправедливость и оказанное кому притеснение или, напротив, какой-нибудь подвиг человеколюбия и доброе дело – тотчас колпак набекрень, оживится, глаза засверкают, и поэт превращается в оратора, поборника правды».

 

Устроитель жизни

В 1784 году его назначили олонецким губернатором в Петрозаводске, а в 1785 году перевели в Тамбов. Эта область тогда была одной из самых отсталых в стране. Державин построил в Тамбове училище, больницу, приют, открыл городской театр и первую в городе типографию.

 

Честных не любят…

Спустя шесть лет поэт перешёл на службу лично к императрице: стал её кабинет-секретарем. Но поскольку честный Державин докладывал больше «всё роду неприятного, т.е. прошения на неправосудие, награды за заслуги и милости по бедности», Екатерина II старалась обращаться к своему помощнику как можно реже, а вскоре его вовсе перевели на службу в Сенат.

 

Автор первого гимна России

В 1791 году Державин создал первый гимн России, хоть и неофициальный. Шла война с Турцией, русские войска под предводительством Александра Суворова взяли крепость Измаил. Вдохновленный этой победой, Державин написал стихотворение «Гром победы, раздавайся!» Стихотворение положил на музыку композитор Осип Козловский. Только через 15 лет «Гром победы» сменился официальным гимном «Боже, Царя храни!»

 

Приёмный сын стал адмиралом

После смерти первой жены поэт женился во второй раз – на Дарье Дьяковой. Детей у Державина не было ни в одном браке. Cупруги взяли на попечение детей погибшего друга семьи – Петра Лазарева. Один из его сыновей, Михаил Лазарев, стал адмиралом, открывателем Антарктиды, губернатором Севастополя. Также в семье воспитывались племянницы Дарьи Дьяковой.

…В 1803 году Гавриил Державин окончательно ушёл с государственной службы:

 

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться,

И философа брать вид…

<…>

…Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец! на гроб мой камень,

Если ты не человек.

 

«Беседа любителей русского слова»

После отставки Гавриил Державин полностью посвятил себя литературе. Гавриил Державин организовал литературный кружок «Беседа любителей русского слова». В него вошли писатели Дмитрий Хвостов, Александр Шишков, Александр Шаховской, Иван Дмитриев.

Иван Дмитриев: «Голова его была хранилищем запаса сравнений, уподоблений, сентенций и картин для будущих его поэтических произведений. <…> Говорил отрывисто и не красно. <…> Но тот же самый человек говорил долго, резко и с жаром, когда пересказывал о каком-либо споре по важному делу в Сенате или о дворских интригах, и просиживал до полуночи за бумагой, когда писал голос, заключение или проект какого-нибудь государственного постановления».

 

 

Часть 4. Микрокосм Гаврила Державина

Когда астролог встречается с личностью «из ряда вон выходящей», то зачастую испытывает соблазн «заглянуть» в микрокосм рождения удивительного человека. Дабы обнаружить в микрокосме причину явленной миру уникальности. Иного пути нет. Составим гороскоп-символ на полдень рождения Гавриила Державина, а именно на 14 июля 1743 года г. Лаишево бывшей Казанской губернии.

 

 

При этом обнаруживаются следующие реалии рождения: Солнце в 21 градусе Рака, Момент рождения в 15 градусе Весы, Репутация в 20 градусе Рака, философско-религиозные воззрения в 11 градусе Близнецов, Вхождение в отношения с обществом в 26 градусе Льва.

Символизм микрокосма показывает, что Гавриил Державин «закоренелый общественник», человек Общества, поскольку в XI населён планетами: в доме содержится Венера, Сатурн и Юпитер. Причём Венера «обнимается» с Сатурном, а этот аспект встречается как правило у талантливых людей. В тандеме Сатурн придаёт форму стремлению Венеры к искусству. По-настоящему в сфере общественной жизни активен Юпитер, стрелы которого благотворно направлены на Нептун и Плутон. В первом случае аспект предполагает «живое воображение, особенно в области религии, философии и изобразительного искусства, любовь к ближнему».

Во втором случае «духовное обновление в силу философии, образования, религиозной практики, соприкосновения с высшими силами путём молитвы и медитации. Провидение открывает путь для творческого самовыражения, если это на общее благо. Мудрость и понимание».

Что касается картин-символов рождения, то положение Солнца, как жизненной и творческой энергии, определяет «эмоциональное поощрение, сопровождающее культурное совершенство». И здесь видится основа цены успеха Гавриила Державина.

Момент рождения обнаруживает «принятие необходимого установления постоянных ритмов социальной деятельности».

Слава и Репутация Гавриила Державина связывается «со счастьем, как обертоном социальной интеграции и конформности по отношению к обычаю». В пояснении Дэйна Радьяра читаем: «Стремление к индивидуальной интеграции и стремление к социальной интеграции посредством элегантной и общественно принятой игры эмоций в праздничном веселье». Весёлым, в общем-то, человеком был Гавриил Державин…

Религиозно-философские взгляды основываются на «способности и радости новых начинаний». В таком случае «человек становится независим от прошлого, стоит лицом к будущему и каждый шаг вперед должен показать его на высоте положения».

Автор исследования начал с того, что подчеркнул особое неравнодушие Гавриила Державина к сфере общественной жизни. И что же? На этот счёт обратимся к удивительному символу вхождения в общественные отношения, который изображается «радугой, после сильной бури». В этом случае речь идёт о «связывании верхнего и нижнего, завет с собственной божественной природой и обетование бессмертия». Что, собственно, когда речь идёт о Г. Д., в доказательствах не нуждается.

 

 

Контактный телефон автора по творческим вопросам: +7 (495) 485-31-98

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№75 дата публикации: 01.09.2018