№77 / Весна 2019
Грани Эпохи

 

 

Н. Ковалева

 

К 100-летию начала Огненного опыта Е. И. Рерих

Огненный опыт и духовная эволюция

В 2020 году исполнилось 100-летие начала не только создания Агни-Йоги, но и осуществления Огненного опыта Е. И. Рерих – уникального духовного эксперимента, неразрывно связанного с этим учением.

Этот эксперимент был исключительно трудным и опасным; Огненным опытом его назвал сам Учитель Мориа. Суть этого опыта заключалась в осуществлении психофизиологической трансформации организма путём раскрытия энергетических центров (чакр) для обретения высших психодуховных способностей. Успешное осуществление этого процесса обеспечивало многократное ускорение духовной эволюции индивида.

В известном смысле Огненный опыт Елены Рерих был апробацией теоретической части Агни-Йоги, практическим применением содержащихся в этом учении знаний о духовной и психоэнергетической природе человека. Много лет спустя, отвечая на вопросы последователей Живой Этики, Елена Ивановна писала: «Да, я прошла этот Огненный опыт и сейчас заканчиваю положенные мне ступени. Без моего принятия этого опыта книги Агни-Йоги не могли бы быть даны. Они являются пояснением этого опыта. Каждое огненное проявление, каждое указание о центрах и деятельности их относятся к моим переживаниям. Всё даётся, всё познаётся только на личном опыте – таков закон Учения древнейшего» [1].

Одна из кардинальных идей Агни-Йоги состоит в том, что каждый человек потенциально располагает огромным духовным и творческим потенциалом, заключённом в нервных (энергетических) центрах, или чакрах, невидимо присутствующих в его организме. У подавляющего большинства людей нашей цивилизации энергетические центры находятся в неактивном, или закрытом, состоянии. Психодуховное и творческое развитие каждого индивида сопровождается постепенной активизацией, или так называемым открытием его чакр. В свою очередь, духовный и творческий потенциал человека зависит от степени активности его высших нервных центров.

Открытие центров способно наделить людей такими способностями, которые в наше время называются паранормальными, а именно: ясновидением, яснослышанием, телепатией, чувствознанием (то есть способностью интуитивного познания путём озарения, или инсайта), и тому подобными.

Сейчас они проявлены лишь у единиц людей, и то в довольно слабой степени. В учении Агни-Йоги говорится, что в грядущих веках процесс эволюции приведёт всё человечество к открытию энергетических центров, и уже не единицы, а практически все члены социума будут обладать высшими психодуховными способностями. Энергетические центры есть у всех людей, значит, высшие способности потенциально присутствуют в глубинах сверхсознания каждого человека. Открытие чакр и правильное овладение их творческим и духовным потенциалом должно значительно ускорить культурное и духовно-нравственное развитие человечества.

Восприятие невидимых миров, доступное людям с открытыми центрами, даст науке и обществу более объективное представление о том, как устроен мир. Признание многомерности мироздания и познание законов бытия невидимого мира помогут человечеству осознать истинный смысл жизни, как на земном плане бытия, так и на плане духовном. А это, в свою очередь, ускорит духовно-нравственное развитие всего общества, – так полагали создатели Агни-Йоги.

Помимо теоретических знаний о чакрах и их творческом потенциале Учителя решили создать практическую жизненную модель ускоренного психодуховного развития человека – так сказать, исторический прецедент. Кто-то должен был на личном примере пройти весь процесс йогической трансформации организма и таким образом показать путь всем остальным. Эта труднейшая задача легла на плечи Елены Ивановны Рерих… Ей первой предстояло пройти опыт полного открытия и трансмутации (что не одно и то же) всех энергетических центров, причём сделать это не в отшельничестве, как йоги прошлых веков, а в обычных условиях земной жизни. Это было новым и чрезвычайно трудным условием психодуховной трансформации такого масштаба.

Веками духовные подвижники Индии и Тибета проходили опыт открытия энергетических центров в горах и лесах, далеко от людских поселений, в духовно чистой природной обстановке, необходимой для этого сложного процесса. В отличие от них Елене Ивановне предстояло осуществить этот опасный и трудный процесс не в отшельничестве, а в окружении людьми. Весь многолетний процесс её Огненного опыта проходил в обычных условиях жизни. Правда, узловые, самые важные и опасные моменты Огненного опыта Елены Рерих осуществлялись, как правило, в условиях высокогорья. Но и в эти моменты она находилась не в отшельничестве, а среди обычных людей, не только в кругу своей семьи.

Елена Ивановна знала обо всех трудностях и опасностях предложенного ей эксперимента, знала, что он был мучительным физически и создавал реальную угрозу жизни. Тем не менее, она, не колеблясь, приняла это трудное и опасное поручение.

Надо отметить, что Е. И. Рерих, являвшаяся ближайшей сотрудницей Великих Учителей во многих прошлых воплощениях, обладала необычными духовными способностями уже с раннего детства. Но во время прохождения Огненного опыта ей предстояло развить эти способности, доведя их до совершенства.

 

 

«…тебе открываю центры»

Сразу после встречи с Учителями в Гайд-парке, произошедшей тогда же, в 1920 году, Елена Ивановна, закрывая глаза, начала видеть различные световые образования. Нередко перед её мысленным взором вдруг возникало конусообразное пламя, похожее на пламя свечи – высокое, ясное, чистое. Это пламя в видении было настолько ярким, что даже она, с детства привыкшая к различным «световым» явлениям, удивлялась этому. Как потом выяснилось, эти видения были результатом открытия энергетических центров.

По словам З. Г. Фосдик, Е. И. Рерих рассказывала ей, что «…огни [2] начались у неё ещё в Лондоне в 1919 или 1920 году. Что она видела вечером, ложась в постель, определённой формы, в виде конуса, пламя. Вначале она и семья думали, что это она держит в памяти отражение пламени камина. Но так как это повторялось каждый день, то она поняла, что это что-то другое. Затем у неё начались изумительные видения, материализации, видения ликов, Учителя в профиль» [3].

Ускоренному процессу их открытия содействовали сеансы общения Рерихов с Учителями, начавшиеся в Лондоне в 1920 году. Эти сеансы представляли собой не просто познавательные беседы – они стали для Рерихов самым первым, начальным этапом работы с тонкими энергиями. Основой процесса открытия чакр у Елены Ивановны была не классическая йогическая психотехника, а энергетическое воздействие Учителя М. на её нервные центры.

Позднее на вопрос Рерихов: «Приезжал ли М. М. для нас в Лондон? Какое было воздействие?» Учитель ответил: «Да. Готовил ауры. Наполнял нервные центры субстанцией «атака Пурушевая», или «чистый мост». Главное – направить лучи, чтобы не ломались, но лучше входили друг в друга» [4].

Всё это говорит о том, что начало Огненному опыту было положено именно тогда, в 1920 году.

 

Е. И. Рерих

 

После переезда Рерихов в Нью-Йорк Учитель стал применять систематическое духовно-энергетическое воздействие на организм Елены Ивановны с целью открытия её чакр. Одно из самых ранних упоминаний о прохождении Огненного опыта было сделано в дневнике Елены Рерих в июле 1921 года. «Урусвати, тебе открываю центры – сердце открытым держи и получишь» [5], – сказал ей Учитель во время беседы.

С течением времени Елена Ивановна обрела возможность слышать голос Учителя и общаться с Ним телепатически не только во время сеансов.

 

 

Закономерности открытия энергетических центров

Не следует думать, что способности такого рода легко достижимы. Общение с Учителями Шамбалы – это не опыты современных контактёров, которые, полагая, что слышат голоса из высших сфер, в действительности общаются не с Учителями, а с персонификаторами из низших сфер астрального плана.

Получение информации от Учителей Белого Братства всегда сопровождается воздействием на принимающего мощных тонких энергий (или Лучей) Учителей, вызывающих необычное напряжение в организме человека. Выдержать такое давление под силу было лишь людям высочайшего уровня духовности, – как правило, бывшим учениками Великих Учителей в течение многих воплощений. Столь совершенных и подготовленных в духовном плане людей на Земле всегда были единицы.

Как отмечала Елена Ивановна, «воздействия низших слоёв легче воспринимаются жителями земного плана. Но чистые, высшие внушения может получать лишь чистый сосуд. Как сказано, Луч Высшего Мира – «не мокрая кисея», и если он не воспринят сердцем, то голова может слететь от такого непривычного воздействия» [6].

Чтобы суметь принять энергии, посылаемые Учителем для открытия центров, нужно было иметь исключительную степень чистоты сознания и огромные духовные накопления, сложенные многими прошлыми воплощениями. Тему духовно-нравственной готовности человека для открытия центров Елена Рерих не раз затрагивала в своих письмах. Отвечая на вопросы последователей, она писала: «…все описания достижений высших способностей через открытие центров на бумаге кажутся лёгкими, но на самом деле нет ничего более трудного. Проходит много жизней в постоянном, несломимом устремлении к расширению сознания и утончению восприятий, прежде чем начинается не частичное раскрытие какого-либо центра, но работа их на всех семи кругах [7] и планах. Все насильственные механические упражнения ни к чему не приведут. Ибо нужно не раздражение физическое или даже частичное раскрытие какого-либо одного центра, но огненная трансмутация всех центров, что достигается лишь при полном очищении мышления и возжжении огней сердца» [8].

И Учитель Мориа, и Е. И. Рерих не раз предупреждали последователей о недопустимости попыток открыть центры волевым воздействием на них. В одном из писем Елены Ивановны говорилось, что классическая психотехника йоги в условиях современности стала ненужной и крайне опасной. Концентрацию на каком-либо одном центре, предписываемую в книгах невежественных псевдооккультистов, Е. И. Рерих назвала губительной, пояснив: «Ибо концентрация стимулирует этот центр за счёт прочих центров и таким образом ввергает в хаос всю схему поляризации их. Этот процесс вызывает истинное бедствие в области вибраций, ибо он нарушает равновесие установленной вибрационной схемы. Помните, как в Учении сказано о работе Владык с учениками над всеми центрами, над всеми семью кругами ясновидения и яснослышания. Великие Учителя зорко следят за состоянием организма ученика и никогда не будут открывать один центр за счёт другого. Правильное развитие, или эволюция, лишь в гармонии, или равновесии» [9].

 

На сегодняшний день в мире нет ни одного учения, в котором процесс духовно-психического самосовершенствования индивида был бы изложен более подробно и разносторонне, чем в Агни-Йоге. Авторы Живой Этики щедро поделились со всем миром своими знаниями и опытом, доставшимися им от многих поколений подвижников Индии и Тибета. Но, по утверждению Махатм, по-настоящему оценить и применить этот опыт суждено будет лишь грядущим поколениям…

 

 

Яснослышание

Открытие энергетических центров дало Елене Ивановне те необычные способности, которыми обладало всё Белое Братство, – яснослышание и ясновидение. Конечно, процесс овладения яснослышанием не был для Елены Ивановны мгновенным; на начальных его этапах она испытывала определённые трудности. Этим подлинное яснослышание, которому надо учиться постепенно, отличается от медиумизма, при котором человек может почти мгновенно начать слышать некие астральные голоса. В дальнейшем именно при помощи яснослышания Елена Рерих воспринимала от Учителя тексты Агни-Йоги, чтобы затем составлять из них отдельные книги этого учения.

При таком способе восприятия информации заведомо не могло быть никакого искажения смысла посылаемых мыслей. Яснослышание считается в Белом Братстве самым совершенным способом передачи информации на расстоянии при том, что овладеть этой способностью труднее, чем ясновидением.

В дальнейших сообщениях относительно духовного общения Учитель введёт два понятия: одиночный провод и пространственный провод. В книге «Знаки Агни-Йоги» из серии Живой Этики даётся характеристика этих двух форм духовного контакта: «К преимуществам Йоги относится возможность сношения с Учителями. При этом надо различать два качества провода: провод одиночный и провод пространственный. Провод одиночный даёт воздействие одного избранного Учителя. Провод пространственный сообщает не только с несколькими Учителями, но и даёт возможность получать космические знания» [10].

Николай Константинович и впоследствии, возможно, – сыновья Рерихов, владели одиночным проводом яснослышания, имея возможность духовного общения с одним Учителем. Елене Ивановне в ходе её Огненного опыта был дан пространственный провод – одно из высших достижений йоги, состоявших в способности духовного общения со всеми сотрудниками Белого Братства.

Пространственный провод стал доступен ей с 1922 года. Она стала слышать, помимо Учителя Мории, и голоса других сотрудников Белого Братства. Овладение этой способностью было достигнуто ею уже к 1924 году.

Вскоре яснослышание стало основным способом общения Е. И. Рерих с Учителем. Но в те годы Рерихи продолжали и коллективные сеансы общения с Учителем, используя при этом прежний метод.

 

 

Лики прошлого

Наряду со способностью яснослышания развивался и дар ясновидения, свойственный Елене Ивановне с детства. В 1922 году она впервые обнаружила у себя удивительную способность видеть лица прошлых воплощений других людей не во сне, как это было у неё раньше, а в обычном, бодрствующем состоянии. Первое проявление необычного дара было совершенно неожиданным; это произошло сразу после беседы Рерихов с Учителем. Елена Ивановна описала этот случай в своём дневнике: «По окончании беседы с М[ахатмой] М. мы остались сидеть в гостиной и, обсудив сказанное, на несколько секунд замолчали, причём мы сидели друг против друга. Внезапно комната стала наполняться золотистым туманом, скрывая все предметы, оставляя видимым лишь лицо мужа, но это лицо стало меняться, принимая совершенно другие выражения и изменяясь до полной неузнаваемости.

Я успела рассмотреть лишь три лика, как была выведена из этого странного созерцания словами Н[иколая] К[онстантиновича]: «Что этот Полушкин думает?» Видения исчезли, туман рассеялся. Я была страшно огорчена и рассказала всё мужу; мы решили испробовать ещё раз привести себя в состояние покоя – нам это удалось – комната опять стала наполняться туманом, опять появились те же лики и один из них особенно ярко и долго держался – лик молодого монгола с довольно широким и коротким лицом с большими, но монгольск[ими] глазами, чёрными волосами и чёрной бородкой, пробивающейся на щеках и отсутств[овавшей] на подбородке. Лик очень сильный и красивый. Вся фигура, казалось, сияла в золот[истом] одеянии на золотом троне и производила впечатление мощи и силы. Затем этот лик сменился добродушным с большим толстов[ским] носом и красно-лилов[ыми] щеками и бородатым и седым ликом славянина. В то же время муж увидел меня в лиловом тумане и лицо моё изменяющимся в лике египтянки с Уреем на голове, глазницы стали больше, темнее, лицо ýже, короче, как бы свет падал сверху, что совершенно не соответствовало моему месту» [11].

На сеансе, состоявшемся на следующий день, Махатма М. пояснил это интересное явление: «Явил лики бывшей жизни вашей. Можете видеть лики других, если найдёте минуту покоя» [12].

Учитель также сообщил, что виденные лики относятся к прошлым воплощениям Н. К. Рериха. Первый лик принадлежал Далай-ламе Пятому, самому выдающемуся и вместе с тем загадочному правителю Тибета. На вопрос Елены Ивановны «Кто был явленный лик молодого монгола?» Махатма ответил: «Фу-я-ма – Китайск[ий] импер[атор] III века» [13]. По поводу европейского лица, виденного Еленой Ивановной, Учитель сказал, что это был жрец храма Световита, иными словами, одно из русских (во всяком случае, славянских) воплощений Н. К. Рериха.

Позднее в письме от 30 апреля 1922 года, адресованном В. Шибаеву, Николай Константинович писал: «Жена моя видит перевоплощения. На мне она видела 10 ликов. Особенно яркий китайский III века до Р. X. и тибетский около 200 лет тому назад».

Непосредственное видение обликов прежних воплощений физическим зрением, в обычном (бодрствующем) состояния сознания, конечно, было удивительным достижением. Пробуждение памяти прошлых воплощений у Е. И. Рерих было закономерным процессом, тесно связанным с раскрытием остальных высших психодуховных способностей.

Способность Елены Ивановны к ясновидению неуклонно развивалась. В последующие годы она планомерно овладевала и другими методами духовного познания, в частности, путём получения информации от Учителя мысленным, или духовно-телепатическим, способом, а также благодаря «считыванию» акашических хроник Тонкого мира.

 

 

Оборотная сторона медали

Необычные духовные способности, проявившиеся у Елены Ивановны благодаря раскрытию нервных центров, были лишь одной стороной медали. Другой её стороной стали неизбежные следствия открытия чакр – плохое самочувствие, вплоть до периодов крайне болезненных состояний, и так называемые священные боли.

Начало Огненного опыта отразилось на состоянии Елены Ивановны чувством усталости, тяжести и подавленности как физической, так и эмоциональной. «Тебя усталость мучит, тело и отношение организма устремляется против низших земных сфер. Явление эманаций земных бывает трудно созревающим для очищенной почвы Индии» [14], – объяснял это состояние Учитель Мориа. На записанный в дневнике вопрос Елены Ивановны, почему она так ослабела физически, Учитель ответил: «Тело боится света, это обычная борьба» [15].

В периоды особого напряжения сил Елене Ивановне, любящей музыку, приходилось обходиться без любимых видов отдыха: «Я воспрещаю Урусвати завтра ходить в «Летучую Мышь». (…) Урусвати нужно иметь покой»[16], – указывал Учитель. Кроме того, утончённость организма в период открытия чакр была такой, что приходилось оберегать ауру от воздействия малейших несгармонизированных энергий, исходящих от внешней среды. Мощными источниками подобных энергий были ауры людей, с которыми общались Рерихи, и даже вещи, ранее бывшие в руках у незнакомых людей. Процесс открытия энергетических центров проходил и у Н. К. Рериха, но у него он не имел такой глубины и силы, как у Елены Ивановны, так как миссия Николая Константиновича была другой.

Открывая своим сотрудникам высшие чакры, а вместе с ними и необычные способности, Учитель уделял немало внимания состоянию их здоровья. Понимая всю трудность испытываемого ими состояния, Мастер М. поддерживал Рерихов психологически. Он не раз объяснял, что необычное состояние усталости и нездоровья, которое приходилось им выдерживать (особенно, конечно, Елене Ивановне), было следствием их ускоренного духовного роста: «Чую, надо вам послать силы. Тяготение незримое, как бы под прессом существо ваше. Потом организм обойдёт сопротивление низших сфер. (…) Знаю как тяжко вам, но Мы бережём» [17].

Однако состояния усталости, физической слабости и обострённой чувствительности были ещё далеко не самыми тяжёлыми последствиями Огненного опыта. Впоследствии его углубление принесло Елене Ивановне периоды мучительных по своим проявлениям физиологических расстройств, внешне подобных болезням, несмотря на то, что физически она была здорова. Но самым тяжёлым следствием открытия центров были так называемые священные боли – сильные болевые ощущения невралгического происхождения, проявлявшиеся во время открытия различных центров.

О состоянии Елены Ивановны во время начала Огненного опыта писала в своём дневнике свидетельница её жизни в тот период Зинаида Фосдик: «…Сильные приступы огней были [у Елены Ивановны] в Н[ью]-Й[орке], горение внутри, пламя в голове, груди, тоска членов – рук, ног. В Нью-Мексико [18] один ужасный приступ, когда она подумала, что у неё перитонит, так как была опухоль в области живота и [начались] невероятные боли. (…) Главное же, что вспухал живот, сильная головная боль и тошнота. Но это также внезапно и проходило. Те же явления были в пути и теперь. В пути особенно сильно отразилось на горле, когда было такое горение и воспаление, что все подумали, что это простуда. Но Е. И. потом поняла, что это [были] явления Агни-Йоги.

Организм Е. И. подготавливался с детства для Агни-Йоги. (…) Страдания Е. И. испытывает всё время» [19].

Но 1920−1923 годы, когда Рерихи жили в Англии и в Америке, были лишь начальной ступенью Огненного опыта. Самые главные, важнейшие его этапы были впереди, и наибольшие физические страдания, причиняемые священными болями, – тоже.

Конечно, Учитель не оставлял свою сотрудницу без помощи в моменты особых осложнений со здоровьем. Его духовное воздействие гармонизировало состояние энергетических центров Елены Ивановны и поддерживало её здоровье. По мере углубления процесса открытия и трансмутации центров Учитель часто лечил Елену Ивановну с помощью вибраций, или передачи ей целебной энергии. Эти целительные воздействия Учителей не только облегчали состояние Елены Ивановны, но и неоднократно спасали ей жизнь в ходе разных осложнений, случавшихся во время Огненного опыта.

А главные трудности этого беспримерного эксперимента были ещё впереди…

 

(По материалам книги Н. Ковалевой «Елена Рерих. Заклятие огня». М.: Эксмо, 2020.)

 

Примечания

  1. Рерих Е. И. Из письма от 13.07.48.
  2. Энергетические центры иногда называются в Агни-Йоге огнями. – Прим. авт.
  3. Фосдик З. Г. Воспоминания о Рерихах. М.: Эксмо, 2014. Запись от 01.09.28.
  4. Дневниковые записи Рерихов (далее – Дневник), 21.07.23.
  5. Дневник, 04.07.21.
  6. Рерих Е. И. Из письма от 08.06.36.
  7. Под «кругами и планами» имеются в виду невидимые сферы Тонкого и Огненного миров. – Прим. авт.
  8. Рерих Е. И. Из письма от 01.09.37.
  9. Рерих Е. И. Из письма от 15.10.35.
  10. Знаки Агни Йоги, 184.
  11. Дневник, 06.03.22.
  12. Дневник, 07.03.22.
  13. Дневник, 07.03.22.
  14. Дневник, 02.05.22.
  15. Дневник, 11.09.22.
  16. Дневник, 08.04.22.
  17. Дневник, 19.10.22.
  18. В августе 1921 года Рерихи отдыхали в штате Нью-Мексико, на природе. – Прим. авт.
  19. Фосдик З. Г. Воспоминания о Рерихах. Запись от 01.09.28.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№84 дата публикации: 15.12.2020