№77 / Весна 2019
Грани Эпохи

 

 

Александр Херсонов

 

Отец Александр Мень

в проекте «Великие люди России в обзоре градусов микрокосмов рождений»

 

Но те люди, которым чуждо понимание, что есть иные какие-то точки зрения, иные трактовки, – эти люди всегда находятся на низком уровне культуры. Потому что низкому уровню культуры соответствует неприятие чужого.

Александр Мень

 

Википедия: «Алекса́ндр Влади́мирович Мень (22 января 1935, Москва – 9 сентября 1990, Семхоз, Московская область) – протоиерей Русской православной церкви, богослов, автор книг по богословию, истории христианства и других религий, основам христианского вероучения, православному богослужению. В 1959–1961 годах опубликовал около 40 статей в «Журнале Московской патриархии». Публиковался в Брюсселе: серия «В поисках пути, истины и жизни» (кн. 1–6, 1970–1983; псевдоним Э. Светлов), «Сын человеческий» (1969, псевдоним А. Боголюбов), «Таинство, слово и образ» (1980) и др.; на родине с 1990 года издавал книги без псевдонима.

Был убит в 1990 году. Обстоятельства, мотив и виновник этого преступления остались невыясненными.

«Давно замечено, что нетерпимость, фанатизм – будь то религиозный или атеистический – есть проявление не столько веры, сколько неуверенности. Когда человек сомневается в своей правоте, когда ощущает шаткость своей позиции, у него часто возникает соблазн пустить в ход кулачные приёмы доказательства, чтобы и себя утвердить, и других заставить замолчать. Нетерпимость есть род душевного недуга, способного извратить любую, даже самую светлую, идею».

Александр Мень, «Трудный путь к диалогу».

 

Кем на самом деле был Александр Мень?

«Кто ты, человек? Для чего ты существуешь?» – такими вопросами задавался отец Александр Мень, выступая в эфире центрального телевидения. Он был первым священником, который 10 минут с экранов телевизоров рассуждал о Боге. Хотя называть его священнику запретили.

…В годы гонений на церковь отец продолжал тайно исполнять обязанности священника. При этом он был против устаревших церковных канонов. В Красном углу отца Александра рядом со святой троицей стояло фото матери Терезы и других католических святых. За это его называли то еретиком, то католиком, то оккультистом, то сионистом. Но он был уверен, что границ, которые сильно разделяли бы разные церкви, не существует».

22 января 2019. «Люди. Истории. Факты».

 

В нелёгком вопросе «Кем на самом деле был Александр Мень?», возможно, поможет разобраться природа натуры и характера, каковой она представляется микрокосмом символического рождения. О том, что Александр Мень являлся человеком незаурядным, сомневаться не приходится. И уж если незаурядность обычного человека воспринимается многими неоднозначно (это как посмотреть), то незаурядность человека высоко духовного воспринимается в неоднозначности на порядок выше. Недаром публикацию отец Мень назвал «Трудный путь к диалогу». И это мягко сказано: наитруднейший путь, особенно для тех, кто привык к упрощению и разложению «всего и вся» по полочкам, для кого существует два цвета: чёрное и белое.

Мне кажется, отец Мень стремился к синтезу всего того, что пытался осмыслить и донести до человека. Пытался привести под общий знаменатель известные идеи философии, религии, обществоведения, социологии. Найти единственно правильный, универсальный и предельно понятный религиозный путь общения с современником. Он пытался подняться над заблуждениями и ошибками закоренелого религиозного сознания, выйти на новую дорогу восприятия прошлого, настоящего и будущего. И при этом, как оказалось, и сам не избежал заблуждений… Надо ли удивляться, что вокруг отца Меня гнездились в изобилии и враги, и завистники, просто сомневающиеся и не понимающие его люди. Но были и другие, те, ради которых он жертвовал свой жизнью. Каковым же видится из глубин Космоса человек, рождённый в Москве 22 января 1935 года?

 

Символический микрокосм рождения Александра Меня

 

 

Часть 1. Обзор градусов планет символического микрокосма рождения

Картина-символ Солнца: "Большое тутовое дерево, сгибающееся под тяжестью плодов; вокруг него – множество птиц". Указывает на романтически настроенного человека с хорошим вкусом. Фортуна будет благосклонна к нему, и он приобретёт много друзей. Вообще, это сострадательная и щедрая натура, не лишённая способности предсказывать (1). В большинстве случаев этот человек удачлив при достижении своих желаний. Это символ Удовлетворённости.

Ключ психоаналитика*: «Способность великих человеческих дел сохраняться намного дольше, чем жизнь деятеля».

Картина-символ Меркурия: "Корабль с обнажёнными мачтами, гонимый ветром, мчится по морю. Море – мрачное и враждебное, освещено лунными лучами, падающими сквозь небольшой просвет между грозовыми облаками".

Указывает на одухотворённую и верующую натуру, на чью долю выпадут испытания – горькие и тяжёлые. Нередко, терзаемый жизненными штормами, такой человек будет находиться в тисках затруднительных обстоятельств (2). Рано или поздно бури тоже прекращаются, и эти перерывы приносят, пусть даже небольшое, облегчение в его жизнь. Однако нужно двигаться дальше – путь его труден и ночь темна, но наступит утро и снова станет светло. Это символ Переживаний.

Ключ психоаналитика: «Способность организовать многие аспекты предприятия, включающие большую группу людей».

Картина-символ Венеры, управителя судьбы: "Краб на треугольнике, повёрнутом вершиной вниз; над ним – две руки, напряжённо борющиеся за лавровый венок".

Указывает на очень упорного человека, придерживающегося своих идей с такой стойкостью, что это вызывает уважение окружающих его людей (3). Его интересы направлены на материальный мир, и он будет нести свой крест, не протестуя. Этот человек не отступит, какое бы сильное давление на него ни оказывали, и он сумеет отобрать венок победителя из рук своего врага. Это символ Соперничества.

Ключ психоаналитика: «Развитие способности защищать себя и свои права в сложной социальной ситуации».

Картина-символ Марса: "Пожарник, спасая ребёнка, выносит его из горящего дома".

Указывает на простодушного человека с сильным духом самопожертвования и наделённого врождённой храбростью. Его жизнь временами будет сложна и запутанна, и ему потребуется вся энергия, чтобы вновь вернуться на правильный путь. Этот человек способен помочь и себе самому, и другим людям, и при этом не считает, что свои нужды он должен удовлетворять в первую очередь. Это символ Самопожертвования.

Ключ психоаналитика: «Разрушение конструктивного отношения между индивидуумом и обществом и его ожидаемый результат».

Картина-символ Сатурна: "На вершине пирамиды находится спираль, у основания пирамиды стоит лошадь, у неё в зубах рукопись".

Указывает на человека, рождённого для великих дел, целеустремлённого и энергичного. Его труды распространятся широко и будут носить реформаторский характер, но всё это столкнётся с обычным по отношению к работам подобного рода противодействием со стороны определённой категории людей(4). Такому человеку никогда не следует останавливаться на достигнутом. Пусть он сконцентрирует свой взор на символе, связанном с этим градусом, и продолжает избранный путь, а успех ему обеспечен. Это символ Преобразования.

Ключ психоаналитика: «Значение традиционных умений и искусства, глубоко коренящихся в человеческих инстинктах и чувствах, как опоры для наиболее подлинных чувств человека».

Картина-символ Луны: "Странствующий паломник, опираясь левой рукой о посох, ведёт за собой небольшую группу мужчин и женщин".

Указывает на человека, детство которого находится под угрозой природных катаклизмов. Он будет вынужден столкнуться с испытаниями, страданиями и злоключениями как с искуплением деяний своего далёкого прошлого. Если судьба такого человека в том, чтобы жить, то его судьба также и в том, чтобы преодолевать препятствия, и он станет мудрым советчиком и проводником для своих собратьев (5). Это символ Расплаты.

Ключ психоаналитика: «Способность представить себе выдающиеся черты и общее значение любой жизненной ситуации».

Картина-символ Юпитера: "Двухголовый великан: в его правой руке – огромная дубина, в левой – дерево, вырванное с корнем".

Указывает на личность, осознающую двойственность человеческой природы. Этот человек считает, что соединение духа с материей и является той первоначальной силой, из которой появились на свет все остальные виды энергии. Он не признаёт никаких промежуточных сил и, используя неопровержимо доказанные факты, навязывает собственные представления в своём ближайшем окружении со всей страстью, на какую только способна его властная натура. Это символ Принуждения.

Ключ психоаналитика: «Откровение человеческому сознанию того, что лежит за пределами дуалистического знания».

Картина-символ Урана: "Гравёр восхищённо разглядывает великолепный аметист, который он держит в руке".

Указывает на человека, располагающего ментальной и нравственной силой, наделённого властью и решительностью, несущего надежду многим страдающим и запуганным людям. Это обаятельная и магнетическая личность, не разделяющая традиционных предрассудков и которая, благодаря своей воле и вере, приобретёт многих приверженцев (6).Это символ Обаяния.

Ключ психоаналитика: «Необходимость зрелого приготовления и самокритики».

Картина-символ Нептуна: "Лучезарная радуга, в центре её – Солнце, сияющее во всей своей красе".

Указывает на любителя природы – её пышности и великолепия, на артистически, философски и мистически ориентированного человека, который, путешествуя по различным местам, будет много переезжать с места на место (7). Он способен пронести повсюду свет истины, помогая многим другим видеть и ощущать её чудотворное воздействие. Данный градус – счастливый и многообещающий. Это символ Подъёма.

Ключ психоаналитика: «Глубокая опора на наследственные корни индивидуального характера».

Картина-символ Плутона: "Заходящее Солнце, отражающееся в море таким образом, что отражённые лучи сплетаются с солнечными".

Указывает на душу, с готовностью впитывающую мысли и советы окружающих. Такой человек никогда не должен позволять себе быть загипнотизированным и давать вводить себя в транс, точно так же, как и потакать своему угнетённому состоянию сознания или просто низменным мыслям. Ему следует вбирать истинные знания и сторониться бесполезных. После того, как этот человек достигнет заключительной части своего земного воплощения, его душа воспарит, чтобы слиться с лучезарными огнями небес. Это символ Впечатлительности и Восприимчивости.

Ключ психоаналитика: «Реакция духовных сил на интеграцию личности посредством позитивных своевольных».

Картина-символ Чёрной Луны: "Человек в одеянии мага в ночной тиши вырисовывает таинственные знаки на песчаном побережье".

Указывает на мистически настроенного человека, которого привлекают обряды и ритуалы. Это серьёзный мыслитель, прозревающий чудеса в действиях, для других, являющихся лишь обыденностью. Там, где этот человек, там романтика, поэзия и удивительные путешествия (8). Это символ Мистицизма.

Ключ психоаналитика: «Часть негативные и иногда смешные последствия первого соприкосновения с духовными учениями».

Итак, жизнь и судьба Александра Меня в обзоре градусов планет символического микрокосма рождения выстраивается в ряд ключевых определений:

Впечатлительность и Восприимчивость, Подъём, Проявление, Возрождение, Самопожертвование, Преобразование, Обаяние, Переживание, Принуждение, Удовлетворённость, Соперничество, Мистицизм, Неорганизованность, Расплата.

Нижеследующие моменты биографии взяты автором по материалам книги Ива Амана «Отец Александр Мень. Христов свидетель в наше время".

 

Авторский комментарий к 1 части

(1) «Сострадательная и щедрая натура, не лишённая способности предсказывать».

Тезис находит подтверждение в биографии отца Меня: «Многие из его друзей думают, что у него было предчувствие смерти. Он всё чаще и чаще возвращался к мысли о хрупкости жизни. "Мы всегда на грани смерти... Вы сами знаете, как мало надо человеку, чтобы нитка его жизни оборвалась». В воскресенье, за неделю до убийства, он торжественно открыл воскресную школу при своём приходе для деревенской детворы. Какое событие! Урок катехизиса – и совершенно легальный в Советском Союзе! Можно представить себе его радость, он так мечтал об этом. И, тем не менее, в этот день, по настоящему праздничный, к удивлению всех присутствующих начал так: "Дорогие дети! Вам известно, что однажды вы умрёте...» Однажды, когда он пытался поймать такси, а человек, сопровождавший его, стал волноваться, что приходится долго ждать, он сказал: "Мне-то нужен катафалк, а не такси..." На службе в среду он прямо сказал: "Во вторник у нас будет праздник... смерть..." Ему подсказывают: "Усекновение главы Иоанна Предтечи", – а он: "...да... смерть... Иоанна Крестителя".

(2) «Одухотворённая и верующая натура, на чью долю выпадут испытания – горькие и тяжёлые. Терзаемый жизненными штормами, такой человек будет находиться в тисках затруднительных обстоятельств».

И это правда. Доносы, допросы и угрозы сопровождали жизнь отца Меня. Ему не пришлось получить систематического светского и религиозного образования. Учился большей частью самостоятельно.

Из биографии: «В 1953 году, по окончании школы, самостоятельно освоив программу семинарии, Александр решил поступать в Московский пушно-меховой институт, так как его происхождение стало препятствием для поступления в Университет. Будучи студентом, он продолжал изучать богословие, но теперь уже на уровне программы духовной академии.

…В 1955 году институт закрыли и студентов перевели в соответствующий институт в Иркутск. Там Александр прожил три года. Он познакомился с епископом и стал выполнять для него разные поручения. Ему постоянно приходилось бегать из института в церковь, которая находилась как раз напротив. К этому его товарищи относились спокойно. Вспоминая об этом, отец Александр скажет позже: "Вообразите себе, что бы произошло, если бы я в первый день после поступления в институт стал бы демонстративно креститься! Надо было их подвести к пониманию того, что один из них может быть верующим".

Когда началось наступление на религию, Александр Мень заканчивал свою учебу в Иркутске. Он знал, что в течение трёх лет после института будет должен работать по специальности, а затем поступит в Загорскую семинарию. Между тем, в момент, когда начиналась последняя экзаменационная сессия, его неожиданно исключили из института. В ректорате стало известно о его связях с епархией. Пришлось уехать, не получив диплома».

(3) «Указывает на очень упорного человека, придерживающегося своих идей с такой стойкостью, что это вызывает уважение окружающих его людей».

Упорство человека, стойко придерживающегося своих взглядов, имеет и другую сторону. В одних людях оно вызывает уважение, у множества других – враждебное отношение, питаемое самостью: завистью, слепым неприятием, озлобленностью.

(4) «Его труды распространятся широко и будут носить реформаторский характер, но всё это столкнётся с обычным по отношению к работам подобного рода противодействием со стороны определённой категории людей».

Что же это за «определённая категория людей»? Это коллеги, «товарищи по работе». Люди, относящиеся к отцу Меню предвзято. По своему ощущению и пониманию. Люди, ищущие любой повод оспорить, а то и оскорбить. Тем более, что в таком «непроходимом лесу», как Религия, заблудиться легче простого. Но начну с другого, с позитивного отношения к отцу Меню.

Сергей Аверинцев «вместо некролога» написал следующее: «Его не стало в живых. 9 сентября 1990 г., за день до Усекновения главы Иоанна Предтечи, топор убийцы рассёк его голову. Голову священника на пути в храм. Недруги столько корили его нерусской его кровью (кровью ветхозаветных патриархов), и вот теперь кровь его навсегда смешана с русской, с московской землёй. С землёй края преподобного Сергия. Более нерасторжимой связи и быть не может. Как часто за это столетие земля наша орошалась священнической кровью! Настал черед и для его крови.

Было бы неправдой – утверждать, будто уважение к мученической кончине свойственно одним только христианам. Оно, это уважение, отличает живую душу от мёртвой, людей – от нелюдей. Но христианин приучен понятиями своей веры видеть в такой кончине высшее подтверждение смысла прожитой жизни, славу, которая даётся не всякому и которую нужно заслужить. (Как говорил однажды о. Александр: "Мы поднимаемся на гору, и по пути у нас столько ошибок, столько открытий! Но на самой вершине горы – крест"). Подумаем: день за днём священник по богословскому смыслу литургии участвует в крестной Жертве своего Учителя; и вот собственная его жертва сливается с той Жертвой».

(5) «Он станет мудрым советчиком и проводником для своих собратьев».

Из биографии: «Свою первую публичную лекцию он прочитал в Доме культуры Московского института стали и сплавов 11 мая 1988 г. на тему тысячелетия Крещения Руси. После лекции он ответил на целую серию вопросов о ходе торжеств, канонизации святых, об устройстве Православной Церкви, о её месте в обществе.

Невиданное дело! Священник обращается к залу, полному студентов и преподавателей, в государственном учреждении! В это время всё чаще стали появляться на экранах телевизоров храмы и фрагменты богослужения. Вскоре стали приглашать духовенство для участия в передачах там, где говорилось о "духовности"».

(6) «Это обаятельная и магнетическая личность, не разделяющая традиционных предрассудков и которая, благодаря своей воле и вере, приобретёт многих приверженцев».

В том-то и дело, что личность, «не разделяющая традиционных предрассудков», в числе которых числились и заблуждения церкви. Однако для этого необходимо проявить самостоятельное мышление, мужество высказать спорную для многих точку зрения. Но кому это понравится?

(7) «Путешествуя по различным местам, будет много переезжать с места на место».

В трудные атеистические времена СССР, Александр Мень не мог путешествовать за границей физически, но много и охотно путешествовал духовно, издавая там свои книги. Его рукописи, его дух беспрепятственно «переезжал с места на место» за границей.

«Публиковался в Брюсселе: серия «В поисках пути, истины и жизни» (кн. 1–6, 1970–1983; псевдоним Э. Светлов), «Сын человеческий» (1969, псевдоним А. Боголюбов), «Таинство, слово и образ» (1980) и др.;

И лишь в наступившие свободные времена побывал за границей физически: «В конце октября 1989 г. отец Александр провёл несколько дней у своей дочери, она с недавних пор жила в Италии. Там он побывал в Риме на похоронах малой сестры Иисуса – Магдалены». «В мае 1990 года отец Александр снова за границей – в Германии, куда его пригласили для участия в нескольких конгрессах. Оттуда он ненадолго заехал в Брюссель, чтобы впервые лично встретиться с Ириной Посновой».

(8) «Там, где этот человек, там романтика, поэзия и удивительные путешествия».

Из биографии: «Интересы у него были самые широкие, он любил литературу, поэзию, музыку, живопись. Позже, сам стал заниматься живописью и рисунком. Писал он и иконы. Ходил в зоопарк рисовать животных. "В лес или в палеонтологический музей я ходил, словно в храм", – писал он.

 

 

Часть 2. Обзор градусов домов символического микрокосма рождения

Картина-символ Дома «Момент рождения» (1 дом): "Изобретатель, приподнявшись со скамьи, восторженно глядит на замечательный двигатель, который он только что собрал".

Указывает на человека, который создаст проект, необходимый для всего человечества (1). Такому человеку дарован талант изобретателя и быстрый ум, поэтому он сможет реализовывать идеи в то время, когда другие будут лишь мечтать о них. Это символ Изобретательности.

Ключ психоаналитика: «Мирная адаптация к коллективным потребностям».

Картина-символ Дома «Благосостояние» (2 дом): "Старый человек на кладбище, стоя под кипарисом, наблюдает за призраком, поднимающимся из могилы".

Указывает на человека, который будет предаваться занятиям спиритизмом и позволять себе такие эксперименты, от которых большинство других людей отвернулись бы в страхе (2). Позже такой человек тщательно изучит высшие разделы эзотерической философии, точно соответствующие его энергетическим возможностям. Это символ Оккультизма.

Ключ психоаналитика: «Из одного в надлежащее время возникает многое».

Картина-символ Дома «Способ жизненного самовыражения» (3 дом): "Человек, щедро тратящий деньги, развлекает своих друзей; шут, спрятавшийся за занавеской, потешается над ним".

Указывает на того, к кому приходят деньги, но он проматывает их и вновь впадает в нужду. Этот человек должен контролировать своё стремление к экстравагантности, способное привлечь к нему только эфемерных друзей, ничего не оставляя ему, кроме забот и нищеты (3). Это символ Расточительности. (См. комментарий автора).

Ключ психоаналитика: «Инстинктивное посвящение себя новым формам жизни».

Картина-символ Дома «Духовное и материальное наследство» (4 дом): "Корона, украшенная драгоценностями, с высоты падает в грязь".

Указывает на личность, чья жизнь будет иметь очень сильное воздействие на окружающих. Этот человек, добивающийся власти без каких бы то ни было особенных добродетелей, присущих ему самому, который вследствие неполного образования и иллюзорных впечатлений дурно использует своё влияние, безнадёжно двигаясь навстречу смерти (4). Это символ Угасания.

Ключ психоаналитика: «Жажда трансцендентного счастья в душе, открытой великим снам».

Картина-символ Дома «Удовольствия и наслаждения» (5 дом): "Человек военной выправки, со знаками отличия, раздаёт милостыню бедным".

Указывает на смелого и щедрого человека, являющегося последовательным и искренним защитником притесняемых. Сам он – из числа тех великих людей, которые просто не способны оставаться глухими к стенаниям страждущих. Такой человек преисполнен воинственной и благородной силы, и он исходит из того, что "благотворительность покроет множество грехов". Это символ Гуманности.

Ключ психоаналитика: «Групповой отдых в модной обстановке как уход от рабочей рутины».

Картина-символ «Работы и Будней» (6 дом): "В неспокойном море человек, плывя по направлению к берегу, поддерживает на плаву маленькую девочку".

Указывает на личность, чья миссия заключается в том, чтобы служить своим собратьям. Поступки этого человека делают ему честь и принесут одобрение. Жизнь не всегда будет ласкова с ним, и ему тоже придётся испить свою чашу скорби и боли в материальном мире; однако рядом с таким человеком всегда есть силы, покровительствующие ему, и он не может потерпеть неудачу, какими бы свирепымини были волны моря страданий. Это символ Служения.

Ключ психоаналитика: «Способность соприкоснуться с глубокими тайниками бессознательной души и чувствительность к психическим указаниям и приметам».

Картина-символ Дома «Партнёрство и Сотрудничество» (7 дом): "Король, держа на острие копья блестящий солнечный диск, беседует со своими министрами".

Указывает на носителя возвышенных помыслов и грандиозных идей. Этот человек умеет создать вокруг себя особую трудноуловимую, но влиятельную атмосферу, позволяющую ему незаметно действовать в своих интересах и склонять на свою сторону людей (5).Другие могут ошибаться, но он-то знает себя, знает свои честолюбивые устремления и свою постоянно растущую веру в себя – непоколебимую уверенность, неважно, наслаждается ли он расположением и почётом или защищается от недовольства. Это символ Почёта и Исключительности.

Ключ психоаналитика: «Агрессивное возвеличивание культурных ценностей».

Картина-символ Дома «Приданное и Наследство» (8 дом): "Гигантская приливная волна".

Указывает на того, кто приобрёл достаточное влияние, пребывая до этого в относительно безвестном положении (5). Этот человек в некотором роде непостоянен и нерешителен, однако он справляется с оппозицией и даёт отпор всем тем, кто бросает вызов его выбору и стоит на его пути. Этот человек должен быть осторожнее и с тем, чтобы используемая им сила, каким бы могущественным он ни был, не обратилась против него самого (6). Это символ Натиска и Отпора.

Ключ психоаналитика: «Предусмотрительное использование природных ресурсов для обеспечения будущих человеческих потребностей».

Картина-символ Дома «Наука, Религия и Философия» (9 дом): "Путешественник, идущий вверх по огромному лесному массиву; его тропа окружена густыми сучковатыми деревьями. Приближается вечер, долог и мрачен предстоящий путь, но вверху уже видна звезда, окружённая прозрачными облаками и украшающая собой необыкновенной красоты синее небо".

Указывает на того, кому Судьбой предназначено вести других за собой и быть лидером в одной из важнейших жизненных сфер; однако путь этого человека будет опасен, и иногда его сердце может дрогнуть, и он утратит мужество. Но даже в самые отчаянные времена божественный свет будет сиять над ним, придавая ему силы для дальнейших действий и свершений. Остаток жизни этого человека может оказаться временем увядших цветов, но он достигнет своей звезды до конца путешествия. Это символ Проявления.

Ключ психоаналитика: «Необходимость закончить предпринятое, прежде чем искать вход в то, что будет найдено за этим».

Картина-символ Карьеры и Репутации (10 дом): «Ястреб стоит на квадратной чёрной скале, его освещают лучи восходящего Солнца".

Указывает на человека, чьи усилия направлены на эволюцию и развитие своей расы (7).Он отличается выносливостью и стойко переносит любые бедствия. Он смотрит прямо вперёд, в далёкое будущее, вглядываясь в те грядущие годы, когда вновь рождённое Солнце озарит великие перспективы нового золотого века. Это символ Возрождения.

Ключ психоаналитика: «Понимание, что в поражении можно расти не менее, а может быть даже и более, чем в победе».

Картина-символ Дома «Вхождение в отношения с Обществом» (11 дом): "Прекрасная женщина ухаживает за голубем с повреждённым крылом. На столе рядом с ней – рукопись, пачка писем и раскрытая книга".

Указывает на сострадательного и восприимчивого человека, мысли которого глубоки, потому что он глубоко чувствует. Его идеи, чисто практического характера, находят быстрый отклик у большинства (8).Такому человеку предстоит большая работа по осуществлению реформы, касающейся благотворительности, вместе с тем он всегда будет стремиться исцелить раны окружающих и указать им правильный путь. Это символ Реформатора.

Ключ психоаналитика: «Необходимость учитывать различия типов и уровней при совместной жизни и работе людей».

Картина-символ Дома «Лишения и страдания» (12 дом): "Паук захватывает муху, попавшуюся в его паутину".

Указывает на человека, которого могут обманывать по многим важным вопросам и который должен быть особенно осторожным, когда ему приходится свидетельствовать за других в тех случаях, когда он доверяет свои личные дела другим людям. Такому человеку следует избегать судебных процессов, всевозможных тяжб и любых спорных ситуаций, и ему не следует слишком легко принимать мнения и взгляды других людей, когда это касается его работы. Это символ Соблазна.

Ключ психоаналитика: «Коллективное влечение к хорошо поставленной и возбуждающей эмоции демонстрации искусства и (или) красноречия».

Итак, жизнь и судьба Александра Меня в обзоре градусов домов микрокосма символического рождения выстраивается в ряд ключевых определений:

Возрождение, Изобретательность, Реформаторство, Гуманность, Служение, Почёт и Исключительность, Проявление, Оккультизм, Соблазн, «Расточительность», Натиск и Отпор, Угасание.

 

 

Авторский комментарий ко 2 части

 

(1) «Человек, который создаст проект, необходимый для всего человечества».

По мнению автора, таким проектом явились невиданные ранее выступления представителя религии перед массовым советским слушателем и зрителем. В аудитории, в печати, на радио и телевидении.

Читаем: «Одна журналистка даже провела с ним целую серию религиозных передач для детей на радио. Он принял участие в нескольких телевизионных передачах, а незадолго до гибели ему предложили вести еженедельные передачи по одному из каналов. Записать успели только четыре, их должны были пускать в начале учебного года. А после его смерти обнаружили, что ленты размагничены».

(2) «Такой человек тщательно изучит высшие разделы эзотерической философии, точно соответствующие его энергетическим возможностям».

Итак, появляется символ «оккультизм». На этот счёт у автора нет никаких сведений. Но судя по стремлению отца Меня к самостоятельности и независимости, стремлению познать «всё и вся», познать «без изъятий» (вспомним Фауста), то подобное вполне вероятно.

(3) «Этот человек должен контролировать своё стремление к экстравагантности, способное привлечь к нему только эфемерных друзей, ничего не оставляя ему, кроме забот и нищеты».

С экстравагантностью отца Меня не поспоришь. Но реальный «способ жизненного самовыражения» отца Меня проявлялся с «точностью до наоборот» тому тезису, что представляет «обзор градуса». В чём тут дело? Показательно и то, что в данном случае негативное содержание «обзора градуса» входит в противоречие с позитивным «ключом психоаналитика». Остаётся предположить, что отмеченный и не свойственный «по жизни» Отцу Меню негатив всё же был заложен обстоятельствами рождения. Однако благодаря пытливому разуму и силе воли, пониманию возложенной на него миссии, изначально был преодолен на ранних этапах развития. И поэтому предполагаемая «расточительность» не нашла заметного проявления в жизни.

(4) «Человек, добивающийся власти без каких бы то ни было особенных добродетелей, присущих ему самому, который вследствие неполного образования и иллюзорных впечатлений дурно использует своё влияние, безнадёжно двигаясь навстречу смерти».

Это важнейший тезис. Тезис, затрагивающий главные стороны жизни и творчества. Можно согласиться с тем, что отец Мень подвижнической деятельностью добивался духовной власти над мирянами. И этому не мешало отсутствие систематического и полного образования. Можно предположить, что представления отца Меня отчасти носили «иллюзорный» характер, а влияние на публику проявлял на редкость экстравагантно, чем раздражал многих. Не это ли явилось причиной трагической смерти, явившейся следствием борьбы инакомыслия? Смерти, которая для него явилась неизбежной, что отражено в определении «безнадёжно двигался навстречу смерти»?

(5) «Человек умеет создать вокруг себя особую трудноуловимую, но влиятельную атмосферу, позволяющую ему незаметно действовать в своих интересах и склонять на свою сторону людей».

Вероятно, в этом и заключалась сила воздействия проповедей отца Меня. Читаем: «Он поставил себе целью быть доступным для нового поколения советской молодёжи, той, которая начала освобождаться от иллюзий коммунистической идеологии и искала новых путей, отвечать на их вопросы, вести их ко Христу. Число людей, ищущих с ним встречи, постоянно возрастало. Молва о нём передавалась из уст в уста».

Отец Мень для многих был опасен. Опасен тем, что умел «действовать незаметно» и «склонять людей на свою сторону».

(6) «Этот человек должен быть осторожнее и с тем, чтобы используемая им сила, каким бы могущественным он ни был, не обратилась против него самого».

Указанная могущественная сила, в конце концов, действительно обратилась против самого отца Меня. Неукротимая, неотступная сила воздействия на умы и сознания людей, определяемая символами «Натиск» и «Отпор». Всё возрастающий идеологический «Натиск» отца Меня, породил не менее возрастающий «Отпор» его идеологических противников.

Читаем: «Вся эта суета вокруг него стала волновать настоятеля, который пристально следил за ним. Кончилось это тем, что он отправил донос в КГБ».

(7) «Указывает на человека, чьи усилия, направлены на эволюцию и развитие своей расы».

Ранее указанный тезис неоднократно встречался автору при рассмотрении «обзоров градусов» микрокосмов рождения выдающихся оккультистов разных времён и народов. Из чего следует предположить, что отец Мень обладал оккультными знаниями, которые в положении протоирея Русской православной церкви тщательно скрывались.

(8) «Его идеи, чисто практического характера, находят быстрый отклик у большинства».

Действительно, привлекательность проповедей Отца Меня, помимо всего прочего, заключалась в том, что идеи доносил убедительно, просто, на жизненных примерах, без зауми и схоластических рассуждений, понятно для всех.

Читаем: «19 октября 1988 года состоялось событие ещё более неслыханное: его пригласили в столичную школу N67 для беседы со школьниками. Даже "Известия" сообщили об этом. Отныне ритм его публичных выступлений непрерывно возрастал. За два года он прочитал примерно двести лекций, среди них много циклов, посвящённых Библии, истории Церкви, мировым религиям в жизни человечества, русским религиозным мыслителям, комментариям к Символу Веры».

Кем же на самом деле был богослов отец Александр Мень? В конечном итоге, по большому счёту, приходим к выводу: «Это был человек, создавший проект, необходимый для всего человечества, реформатор, чьи усилия были направлены на эволюцию и развитие своей расы».

 

Послесловие

Как и предполагалось автором, скрытые обстоятельства насильственной смерти отца Меня выявляются в особенности строения символического микрокосма 1990 года, в котором 9 сентября оказалось последнем днём жизни отца Меня.

Перед нами открывается однозначный, легко воспринимаемый и понимаемый микрокосм, в котором все планеты «скучились» на дуге в 120 градусов, а в оппозиции центру «дуги» явился Юпитер (если быть точнее, в оппозиции Урану).

Микрокосм последнего года жизни Отца Меня.

 

 

Обнаруженная классическая фигура планет микрокосма в теории носит название «Праща». Представьте себе на минуту мощно натянутую «пращу», в которую заложен разрушительный снаряд, готовый с огромной скоростью вылететь и поразить намеченную цель! Принято считать, что в конфигурации планет «Праща» энергия 9 планет «дуги» устремляется на стоящую особняком планету, в данном случае Юпитер. Именно Юпитер отца Меня явился для оппонентов разрушительным снарядом, готовым не оставить «камня на камне», при этом оставаясь возвышенным, доверчивым и беззаботным. А напрасно! Любопытно, что указанный Юпитер «заключал риск несчастного случая в поездке». Можно сказать, что в 1990 году отец Мень вошёл в публицистический «раж», в эйфорию, достиг предела возможностей, а потому слепо пренебрёг опасностью. Войдя в оппозицию Урану, Юпитер определил проповеднику «неумные эксперименты с религией и потерю разумного масштаба, интерес к необыкновенным религиозным культам и практике», явился особенно эксцентричным, заставил ожесточённо отстаивать своё мнение. Чем и накликал беду. В этой ситуации неожиданные поездки таили опасность, поскольку была велика вероятность «попасть в сомнительные планы других людей». Эти планы и осуществились 9 сентября 1990 года. Всё произошло, как и предсказывала картина-символ Марса рождения и ключ психоаналитика: «Разрушение конструктивного отношения между индивидуумом и обществом и его ожидаемый результат».

 

*В работе использована книга Дэйна Радьяра «Астрологическая мандала», Москва, Сампо, 2006.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№84 дата публикации: 01.12.2020