№77 / Весна 2019
Грани Эпохи

 

 

Людмила Матвеева

 

О вкусах не спорят,
или кому что нравится…

Вершится мировая драма,

Но охранит на всех путях

Не показная вера в храмах,

А вера, скрытая в сердцах…

Ирина Богдановская

 

«Красота спасёт мир», – сказал Ф. М. Достоевский. «Осознание Красоты спасёт Мир», – уточнил Н. К. Рерих, расширяя и раскрывая смысл слов великого писателя. «Всегда стремитесь к прекрасному», – вторил своему отцу С. Н. Рерих, младший сын художника.

Эстетическое чувство у человека формируется путём приобщения к культуре, особенности и колорит которой он впитывает с детства.

Богатейшая палитра многонациональной культуры России вместила множество национальных черт, в том числе и религиозных. Но, к великому сожалению и стыду всех здравомыслящих людей, в лоне нашей в целом миролюбивой культуры существуют такие пережитки, как фанатизм и нетерпимость. Не все способны видеть и осознавать духовную красоту современников, идущих своим собственным, путём, увидевших Бога в живой Природе, нашедших его в своём собственном сердце.

Более всего нетерпимость распространяется на все виды творчества культурных деятелей, мысль которых вышла за пределы превратившихся в догму религиозных постулатов, именно поэтому церковные фанатики постоянно устраивают гонения и клеветнические кампании против тех, кто, по их мнению, угрожает чистоте и превосходству православной веры.

Ярость, с которой служители церкви нападают на философию Рерихов – позорное проявление фанатичной нетерпимости. Ни одна религиозная конфессия не позволяет себе ничего подобного, хотя и о Будде, и о Магомете в Живой Этике тоже много сказано. Так в чём же дело? Вероятно, в том, что отделённая от государства церковь не желает уступать свою власть в духовной сфере, поскольку благодаря этому можно иметь и власть политическую, направляя сознание масс на любую цель. Именно это мы и видим на примере создания негативного общественного мнения о Рерихах.

Спору нет, даже самая примитивная религия лучше, чем её отсутствие для огромного большинства людей. Но когда церковные авантюристы устраивают гонения на признанных во всём мире культурных деятелей, отдавших всю свою жизнь служению Красоте и человечеству, невольно задумаешься о том, что абсолютный атеизм был бы менее опасен по своим следствиям.

Живая Этика раздражает церковных инквизиторов тем, что освобождает дух человека из их сетей и устремляет его за пределы ограниченного земного существования. Во все времена религиозные фанатики преследовали передовых мыслителей, указывающих людям путь к истинной свободе, и в наше время ничего не изменилось. Только там, где личная выгода берёт верх, церковь в своей агрессивной политике делает послабление, – так, вначале она восставала против всех достижений научно-технического прогресса, однако с течением времени ей пришлось признать их, и теперь она успешно пользуется ими.

Но совсем другая история в области духовного прогресса. Почему-то принято считать, что церковная элита, которая всегда имела преимущественно политические цели, – а религия была и остаётся одним из рычагов, с помощью которого эти цели достигаются, – вправе оскорблять и поносить тех, чьих духовных исканий она не понимает в силу своей собственной духовной скудости. Наличие церковного сана зачастую свидетельствует о карьеризме и не является признаком и гарантом такого духовного потенциала, каким обладал, например, Сергий Радонежский, поэтому современный профессиональный священник ходит в храм на работу, за которую получает зарплату, и порой среди прихожан можно встретить гораздо более духовно развитых людей, чем их пастыри. Диакон Андрей Кураев, который долгое время представлял интересы церкви в борьбе с культурно-философским наследием Рерихов, весьма выразительно отобразил истинное лицо своих заказчиков и их псевдохристианскую суть, напитанную злобой и подозрительностью ко всем искателям Истины и вольнодумцам.

Для доказательства того, что православная церковь не безупречна в следовании христианским заветам, чтобы считать себя единственной «правой» и «славной», очерняя всех, кто ей не по вкусу, совершим экскурс в русскую историю.

Репрессивная реформа патриарха Никона (1653 г.) породила глубокий раскол в русском православии; именно тогда церковь вступила на путь религиозного тоталитаризма. В 1656 году патриарх Антиохийский Макарий, патриарх Сербский Гавриил и митрополит Григорий в Успенском соборе прокляли тех, кто не принял новых форм богослужения.

В 1654 году по приказу патриарха Никона началось переписывание икон и книг и сжигание старых. Нужно ли говорить о том, каким это было моральным потрясением для верующих, воспитанных на принципах иконопочитания и значимости богослужебных книг, и каким это стало ущербом для русской культуры?

Список жертв никонианской реформы довольно большой, и жестокость, которая ей сопутствовала, сравнима не только с деятельностью инквизиции средневековья, но и с современным фашизмом, так как подавление восстаний старообрядцев уносило сотни и тысячи жизней невинных людей. Только при подавлении восстания в Соловецком монастыре погибло около четырёхсот человек; в знак протеста совершили акт самосожжения более двадцати тысяч, но преследований инаковерцев это не остановило.

В конце 1674 года пыткам на дыбе были подвергнуты боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и сестра стрелецкого полковника Мария Данилова. По личному распоряжению царя Алексея Михайловича, сторонника и соучастника никонианских репрессий, сёстры были высланы в Бордск и заточены в земляную тюрьму Богородского острога, а их слуг численностью 14 человек за отказ приобщиться к новой вере через год сожгли в срубе. В том же 1675 году Евдокия Урусова и Феодосия Морозова скончались в заключении, уморенные голодом.

В апреле 1682 года в Пустозёрске был сожжён протопоп Аввакум вместе с тремя его товарищами по заточению.

В качестве устрашения старообрядцам отрезали языки, уши, наносили другие увечья, а всех, кто сочувствовал им и укрывал их, приказано было бить кнутом, лишать имущества и ссылать в монастыри. Таким образом, монастыри из сосредоточения духовности и образования превратились в места пыток и тюрьмы.

До 1675 года правительство жестоко подавляло бунты против реформ, связанных с внешней формой государственной религии, проливая кровь ни в чём не повинных людей, сохранявших верность своим духовным воззрениям.

 

Таким беспощадным был путь становления современного православия, которое не изменило своей диктаторской направленности и до сих пор попирает духовную свободу человека, его право на индивидуальную веру в Бога. Между тем, духовная связь с Ним находится в его собственном сердце, и посредники для этого не нужны.

Именно эта эволюционная мысль, звучащая в Живой Этике, так раздражает церковнослужителей, не желающих, чтобы дух человеческий обрёл свободу и самостоятельно искал своего Господа. Церковь, по примеру политической партии, может функционировать только при наличии двух составляющих – лидера и массовки, удовлетворяющей запросы этого лидера, поддерживающей и продвигающей его идеологию, поэтому веками церковная политизированная элита всё больше погружалась в борьбу за власть над человеком, не брезгуя никакими средствами.

Произнося эти слова, я не ставила себе целью по примеру церковных агентов, клевещущих на Рерихов, хулить всё православие. Я говорю лишь о тех, кто, облачившись в рясу священника, поступает не по-христиански, выливая потоки лжи и клеветы на наших великих соотечественников и настраивая против них свою паству. Среди прихожан встречаются и журналисты; вдохновлённые священниками, они пишут злобные заказные статьи. Но если и заказчик, и исполнитель называют философию Живой Этики религиозным Учением, они обязаны отвечать по всей строгости закона за разжигание религиозной розни и за клевету. Это более чем недостойно – поносить имена людей, защищавших культурное достояние человечества и всю свою жизнь посвятивших духовной деятельности, объединившей множество единомышленников в разных частях планеты.

Вся семья Рерихов была глубоко религиозна и никогда не отрекалась от православия. Но широта мировоззрения позволила им в равной степени воспринять духовные ценности других религиозных доктрин, придя к осознанию синтеза, т.е. целостности всего духовного мира.

Нельзя не отметить и тот факт, что и сама церковь обращалась к Н. К. Рериху за услугами. Художник очень много работал в направлении иконописи:

«Сюжеты русской архитектурной серии, удачно соединённые с иконами, как нельзя лучше иллюстрировали творческий путь самого мастера. Икона всегда занимала у Рериха особое место в его художественном творчестве. Важно отметить, что большую половину своей жизни Николай Константинович посвятил русской теме, и в частности, храмовой живописи. Он глубоко изучал древнее зодчество и старорусскую архитектуру, уделяя особое внимание псковско-новгородскому стилю, плодотворно работал в области мозаики и фрески. По его эскизам было построено несколько храмов, созданы иконостасы, ныне являющиеся культурным достоянием России. Будучи с 1906 года директором Школы Императорского Общества Поощрения Художеств, Рерих явился инициатором создания иконописной мастерской при Обществе, а первая выполненная икона была подарена царю Николаю Второму и по достоинству им оценена. В 1915 году, в разгар Первой мировой войны по инициативе Рериха организуются «Мастерские для увечных воинов», где также работает иконописная мастерская, руководимая самим художником.

С 1900 по 1914 годы Н. К. Рерих публикует множество статей и заметок о древних иконах – «Иконный терем», «Иконы», «Радость искусству». В них говорится о необходимости бережного отношения к русской святыне, так как производство печатной иконы, распространившееся в начале ХХ столетия, грозило уничтожением традиций национальной живописи».[1]

Однако современная церковь делает вид, что никогда не имела ничего общего с выдающимся русским художником, и посмертно поносит его имя. Истинно «христианская» благодарность!

На трудовой подвиг Рериха благословил Иоанн Кронштадтский. Возможно ли допустить, что благословение такого могучего духовного подвижника могло привести Рериха к богохульству, в котором обвиняет Николая Константиновича и Елену Ивановну православная церковь, в очередной раз оскорбляя память тех, кто остался верен своим духовным принципам?

Мы сейчас переживаем трудные времена, и нашей Родине как никогда необходимо единство. Православие может подняться на новую ступень, совершив подвиг по консолидации духовных сил, объединив всех почитателей Христа, не отвергая никого из тех, у кого тянется к Нему душа. Даже в лоне христианских церквей до сих пор так и нет согласия, и это только доказывает, что у каждого человека свои собственные взаимоотношения с Богом, ведь и в жизни мы все бесконечно разные, – различно видим, думаем и выражаем своё мнение. Каждый человек – частица Бога, и через человека Творец являет себя миру, так почему же нужно отвергать Его явление в какой-либо форме, которая не укладывается в застывшие представления религиозных функционеров?

Эволюция не может стоять на месте, и духовная эволюция столь же неизбежна, как технический прогресс. Не разумнее ли, сохраняя традиции, расширить свой кругозор, открыть новое для себя и, не изменяя вере, использовать дополнительные возможности для духовного восхождения? Духовное единство – тема, которая красной нитью проходит через всё Учение Живой Этики, но именно церкви постоянно льют воду на мельницу разъединения и вражды, усиливая взаимную ненависть, и за такими действиями не может стоять ничего, кроме сатанизма.

Доказательством этому служат нападки церковнослужителей Саратова на выставку копий картин Н. К. Рериха в здании Саратовской областной думы. Остаётся выразить сожаление, что у организаторов этой выставки не хватило силы духа, и под давлением агрессивного напора религиозных фанатиков они сняли Знамя Мира, которое было там развёрнуто. По этому поводу можно сказать, что церковные иерархи впали в крайнюю степень злобы, ослепившей их, и «не заметили», что и на многих её иконах, и на Знамени Мира стоит тот же самый знак триединства. Вероятно, этот символ им ни о чём не говорит, или – что намного хуже – они сознательно и демонстративно отвергают его, лицемерно и лишь формально-ритуально празднуя день Святой Троицы. Может быть и ещё одна причина: церковь присвоила себе этот древний всемирный знак и не может смириться с тем, что Н. К. Рерих сделал его символом Мира. Создаётся впечатление, что Мир ей не нужен, поэтому с такой лёгкостью и таким упорством пастыри раздувают злобу, а их сторонники пишут все новые и новые грязные статьи.

Отвратительна по цинизму и невежеству статья Киры Долининой, размещённая в газете «Коммерсантъ».[2] Особенно неприятно читать эти рассуждения потому, что автор проживает в нашем Санкт-Петербурге, одном из крупнейших культурных центров мира, на родине Николая Константиновича Рериха, и при этом пытается унизить имя художника, демонстративно бросая вызов его почитателям.

Вызывает недоумение тот факт, что редакция газеты даже не потрудилась призвать журналиста к элементарной этике. Хотя бы ради сохранения имиджа издания автору могли отказать в публикации статьи, написанной в таком бульварно-базарном тоне. Ерничая по поводу того, что в альбом, посвящённый организованной Русским музеем выставке к 140-летнему юбилею Н. К. Рериха, вошли лишь старые отзывы о его творчестве Сергея Маковского (1907), Александра Бенуа (1916) и Леонида Андреева (1919) и нет ни одного отзыва современных искусствоведов, журналист сам не в состоянии изложить свои критические замечания профессионально, поскольку не владеет темой. Иными словами, дилетант пытается критиковать искусство, до понимания которого он явно не дорос, и примитивизм его мышления выразился в потоке уничижительных слов, выдавая полное невежество, грубость, отсутствие элементарного воспитания и пристрастное мнение.

Без сомнения, теперь по всем правилам «Коммерсантъ» обязан предоставить свои страницы для публикации противоположной точки зрения. Кире Долининой будет полезно узнать, что искусствоведы, исследующие творчество Н. К. Рериха, в состоянии опровергнуть её недалёкие рассуждения (в том числе и то, что все они исключительно психически нездоровы). Не надо быть психологом и психиатром, чтобы усомниться в психическом здоровье именно автора ядовитого опуса, потому что здоровые люди даже при наличии самых разных личных пристрастий ведут себя корректно при любых различиях во мнениях и вкусах.

Возвращаясь к опусу Киры Долининой, а точнее, конкретно к реплике «Россиянеевропа», и проследовав по другим её статьям, можно сделать вполне определённые выводы. Увы, Рерих стал жертвой прозападно настроенного журналиста, сознание которого искривлено до такой степени, что страсть к уродству вытесняет стремление к красоте в искусстве, в мыслях, в чувствах. В своей статье о выставке немецкого неоэкспрессиониста Маркуса Люперца в Эрмитаже[3] Кира Долинина просто захлёбывается от восторга аляповатостью и грубостью его персонажей. Причисляя оного к классикам искусства ХХ века, она считает его «идеальным художником»…

Воздерживаясь от желания кинуть камень в обозначенный «идеал» Киры Долининой, не лишне будет сказать: без сомнения, отсутствие эстетического вкуса не позволяет ей видеть тонкие, светящиеся формы в живописи Рериха.

Впрочем, о вкусах не спорят… «Кому что нравится», – сказал чёрт и сел голым задом на раскаленную печь.

Этот рогатый персонаж, помимо любви к острым ощущениям, весьма пронырлив, смекалист и хорошо знает своё чёртово дело. В церкви он прижился, так сказать, на законных основаниях, облачившись в рясу священника-инквизитора, ибо только тёмная сила может ратоборствовать против Культуры и её основных составляющих – Знания и Красоты.

 

 

Примечания:

[1] Вера Голенищева-Кутузова. Православные реликвии из часовни святого Сергия в Америке. // Журнал «Вестник Ариаварты». Москва – Нью-Йорк. – 2003. – № 1-2, http://aryavest.com/partlink/109.pdf

[2] Кира Долинина. Прыжок от упоения мастерством к абсолютной нежизненности,http://www.kommersant.ru/doc/2452784

[3] Кира Долинина. Последний немецкий денди, http://www.kommersant.ru/doc/2442764

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№58 дата публикации: 22.06.2014