№76 / Зима 2018-2019
Грани Эпохи

 

 

Александр Херсонов

 

Тайна жизни и смерти Михаила Булгакова

К 130-летию со дня рождения

 

Теперь мне надо разобраться во всём, да нет времени: гений, эгоизм, талантливость, самомнение, наука, ложные интересы, права на эгоизм, широта мировоззрения и мелочность, вернее, узость, над чем работать, что читать, чего хотеть, цель жизни, свобода человеческой личности, дерзнуть или застыть, прежние идеалы или отрешение от них, непротивление злу – сиречь юродивость, или свобода делания, хотя бы зла во имя талантливости, эрудиция и неразвитость, мошенничество или ошибка…

Запись в дневнике от 28 декабря 1912 года

 

Часть первая. «Страсти по Булгакову»

Барды «нехорошей квартиры»

Начну с того, что в московский период жизни автор этих строк свёл дружбу с известным «в узких кругах» бардом Сергеем Красоткиным. Серёжа мастерски владел гитарой, сочинял и пел замечательные песни, имел своеобразный, берущий за душу голос. Было видно, что является фанатом бардовского движения, к которому пытался приобщить и меня. Однажды Сергей пригласил на «тусовку», где еженедельно собирались самодеятельные исполнители, и не только исполнители, но и поклонники. Удивительного в этом нет ничего (такое было время). За исключением одного: собирались барды в «Доме Булгакова», в той самой «нехорошей квартире» № 50, со временем оказавшейся Мемориальным Музеем-квартирой, расположенной по адресу Большая Садовая 302 «Бис».

 

 

 

 

 

 

Таким образом, автор этих строк в начале двухтысячных годов частенько посещал культовое место. Место, где М. Булгаков провёл три года жизни, где разыгрывались главные сцены романа «Мастер и Маргарита», где познакомился с обстановки квартиры времён 30-х годов прошлого века, где находится святая святых – писательский стол Мастера. Тогда же фотографировался на память у бюста М. Булгакова. Увы, фотографию обнаружить не удалось. Зато удалось обнаружить другую фотографию.

 

Барды, «свившие гнездо» в Доме Булгакова. С гитарой Сергей Красоткин.

Фото автора

 

Всё это с течением времени забылось, кануло в лету. И сейчас я думаю: почему забылось, словно и не было? Почему до сего времени, будучи автором, не посвятил ни одной строки загадочному М. Булгакову? Действительно, почему? Кому только не уделял творческое внимание! А Мастеру – нет. Вопрос не случайный, не праздный. Возможно, краем сознания понимал, как трудно, даже опасно быть рядом с Булгаковым. Но случилось так, что весной 2021 года всё же «обмакнул перо в чернила». И опять-таки, довольно странным образом.

 

А всё начиналось так…

Отпраздновав День Победы, собрался поехать на дачу, освежить мозги и потрудиться физически. Всё намеченное выполнил, и к вечеру захотелось что-нибудь почитать. Взял в руки детектив, но прочитав страницу, отложил в сторону. Не то. Душа просила иного, отвечающего настроению. Заскользил взглядом по расположенным на полке корешкам книг и остановился на сборнике произведений М. Булгакова. Для чтения выбрал «Мастера и Маргариту». Начал перечитывать необыкновенный роман и не мог оторваться. Решил: поеду домой, книгу возьму с собой. Таким образом, культовая книга обрёла место вначале в дорожном рюкзаке, затем в рабочем кабинете.

И тут меня поджидал сюрприз! Приехав домой, нежданно-негаданно, из сообщений СМИ, узнаю, что Россия отмечает юбилей, 130 лет со дня рождения М. Булгакова. По привычке купил в киоске газету «АИФ» и обнаружил, что редакция по поводу юбилея «разродилась» статьёй. Статья называлась «Дал-таки потомство Шариков» (№19, 2021). Одно к одному!

Волей-неволей стало понятно, что совпадения не случайны, что цепочку знаковых событий следовало принять за приглашение, наконец-то, исследовать тему «жизнь и судьба М. Булгакова». Не давала покоя мысль, что писатель скончался скоропостижно не случайно и не случайно, не смотря на упорство, так и не смог закончил роман. Что-то помешало. Показалось, что некие могущественные и невидимые силы остановили руку Мастера.

 

Из рассказа «АИФ»

Автор статьи, журналист Татьяна Уланова, отмечая безусловную «загадочность» писателя, оставляет надежду на появление неожиданных ответов и даже открытий в отношении М. А. Булгакова. Любопытно, с чего бы это? Но предположение журналиста обнадёжило: браться за работу стоило.

Однако вернёмся к статье. На нынешней Украине роман «Мастер и Маргарита» запретили. Чего испугались? Узнать себя в «Шариковых и Швондерах»? Дал всё-таки потомство Шариков! Благодаря гениальному пророчеству Мастера. Но юбилей Булгакова отмечают и на Украине. Делается благое дело почитания писателя в «Булгаковском доме», на Андреевском спуске 13.

Пишут, что к «юбилею в Киеве подготовились основательно». А как же иначе? Национальная гордость. Булгакова любят на Украине и никак не хотят отдавать Москве, где он прожил полжизни. Мастер пророчески предвидел, что в будущем пострадает от написания романа. Предчувствовал, поскольку вложил в уста Воланда: «Ваш роман ещё принесёт Вам сюрпризы». И действительно принёс! Да не один сюрприз, множество. Разве не сюрприз, что роман опубликовали спустя 25 лет после ухода автора? Да и то в сокращенном виде. Разве не сюрприз, что под грифом «Совершенно секретно» ЦК КПСС предписывал печатать Булгакова строго ограниченными тиражами? А если и печатать, то обязательно с марксистко-ленинской оценкой творчества? Ох, неспроста. И было чему опасаться! В том числе и четырём именитым кинорежиссёрам, бравшимся за экранизацию романа. Фильм так и не был создан. Фиаско перешло границы России, явилось интернациональным, поскольку неудачу пришлось пережить и Анджею Вайде. То же случилось с кинорежиссёрами Юрием Кара и Владимиром Бортко. Первый снял фильм в 2005, а на экране увидел в 2011 году. Второй приступил к экранизации в 2000 году, премьера прошла в 2005 году. И на удивление фатально: за 9 лет после показа фильма из жизни ушли 18 актёров.

И вот очередное сообщение «АИФ» от мая 2021 года: «Кто сыграет новых Мастера и Маргариту»? Оказывается, за фильм решил взяться режиссер Николай Лебедев, однако работу отложил. Решил уйти на другой кинопроект. Теперь объявляют, что за съёмки взялся режиссёр Михаил Локшин. Но как взялся! Скорее, по мотивам романа, а значит, всего вероятнее избегая «опасных» мест. Мудрое решение.

Ох, не прост роман «Мастер и Маргарита»! Какую опасность, какую угрозу таят страницы бесподобного романа? Угрозу кому? Почему роман не совместим с жизнью тех, кто пытается в нём разобраться? За какие прегрешения неведомые силы забрали Мастера на «тот свет», не дав закончить задуманное? Это, конечно, всего лишь версия, предположение. Но если бы забрали одного Булгакова! Все, кто творчески прикасался к роману, определили себе незавидную судьбу.

 

Кому-то не хотелось, чтобы работа состоялась?

Знал же, там где Булгаков, жди появления «нечистой силы». Но чтобы самому ощутить её жуткое дыхание… едва приступив к работе? Об этом не было ни в мыслях, ни в предчувствиях. Тем не менее, столкнулся с непредвиденным. Но обо всём по порядку.

Итак, первым делом решил удостовериться в точной дате рождения писателя, без которой микрокосм не построишь. Открыл Интернет и в нескольких местах прочёл: родился 18 мая 1891 года в Киеве. Вот один из впоследствии найденных источников, другие куда-то бесследно исчезли:

 

 

Приступил к работе на указанную дату, а так же на иные важнейшие даты жизни Мастера, определил содержание необходимых микрокосмов. На энтузиазме работал несколько дней и в основном работу закончил.

На другой день взял в библиотеке основательную книгу Бориса Соколова «Три жизни Михаила Булгакова», в которой, обнаружил для себя неприятное открытие: «М. А. Булгаков родился 3(15) мая 1891 года в Киеве, крещён 18 числа» (1).

Википедия: «Борис Вадимович Соколов. Российский публицист, литературовед, литературный критик и историк-ревизионист. Доктор филологических наук, кандидат исторических наук, член Русского ПЕН-центра, член Ассоциации исследователей российского общества. Известный исследователь творчества Булгакова, автор «Булгаковской энциклопедии», ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН. Родился: 2 января 1957 г. (64 года), Москва».

То есть, получалось так, что по старому стилю Булгаков крёщён спустя 15 дней после рождения. Эти данные следуют из серьёзного документа, коим является метрическая книга Киево-Подольской Кресто-Воздвиженской церкви. Выходит, дата рождения Булгакова 15 мая, а не 18 мая, которая является датой крещения новорождённого. Да ещё по старому стилю. Чертовщина какая-то! Точно в стиле автора «Мастера и Маргариты». Как же я мог допустить вопиющую оплошность? Где были мои глаза?

Нет, оплошности не было. Её точно быть не могло. Я несколько раз встречал в Интернете дату рождения 18 мая. Мистика? После столь неприятного открытия, предписывающего всю работу начать заново, полез в Интернет и на этот раз во всех статьях о Булгакове обнаружил, что датой рождения действительно является 15 мая. Досадно, однако работу следовало начинать заново.

 

 

 

Исследование начинается

Символический микрокосм рождения М. А. Булгакова

 

Рассматривая микрокосм рождения, замечаю, что на формирование натуры и характера существенное влияние оказал Сатурн и Чёрная Луна, расположенные вблизи момента рождения. От положения Сатурна можно ожидать проявление пунктуальности, точности и целесообразности в работе, однако и болезней, связанных с заботами и переработкой, возникновение нервозности, а так же проблем в профессии, браке, религии, отношений в коллективе.

Картина-символ Сатурна в 10 градусе «Девы» означает «рост истинного понимания, рождающегося из преодоления дуальности», а картина-символ Чёрной Луныв 13 градусе «Девы»указывает на «персонаж, наделённый харизмой, неуловимой и таинственной силой, приходящей к человеку, открытому к планетарной эволюции».

Кстати о болезнях. Злая Фортуна в 11 градусе «Близнецов» указывает на «способность и радость новых начинаний, независимость от прошлого и направленность к будущему».

Особое внимание следует уделить Чёрной Луне, которая содержит информацию о прошлой жизни Булгакова. Можно предположить, что в прошлом воплощении Булгаков являлся деловым человеком, с изрядной долей авантюризма и творческого воображения. Благоприятное воздействие на Чёрную Луну Меркурия, как управителя судьбы, вероятно, склоняет к контактности и развитию мышления, необходимости сказать нужное, заниматься литературой и журналистикой. Однако всё это могло оказаться, согласно присутствию чувствительной точки (36), см. рабочий вариант микрокосма в «Расстройствах и Разногласиях».

Факт своеобразного писательства Булгакова объясняется положением Урана в Третьем «писательском» доме. В таком случае затрагиваются оккультные, астрологические и научные темы, когда его мнение не зависит от мнения других, при этом развиваются необычные области интересов. Высока потребность личной свободы, что возможно негативно сказывается на браке и приводит к отчуждению и одиночеству (аспект Венеры и Урана). Неустойчивая эмоциональность и жажда приключений, вероятно, повлияли на особенность личной жизни Булгакова.

Судьбой управляет ретроградный Меркурий, положение которого вызывает интерес к философии, юриспруденции, высшему образованию, где подсознание сильно влияет на сознание, возникает зависимость от настроения, нарушение нервной системы (аспект Меркурия и Луны), но ситуацию поправляет Юпитер, от влияния которого следует ожидать особый интерес к философии, любовь к учёбе и путешествиям, желание изучать чужие культуры и страны.

Это обстоятельство благоприятно для автора, пишущего на религиозно-философские темы, умеющего излагать свои мысли: «Дом – место оживлённой интеллектуальной деятельности, а оптимизм – основа созидательного образа жизни. Мысли определяют жизненные обстоятельства, так как эмоции и поступки следуют мыслительной схеме».

 

Когда Меркурий «пятится назад»

Ретроградный Меркурий для писателя – статья особая, поскольку замечено, что многие писатели имеют при рождении ретроградный Меркурий, а это указывает на вероятность повышенной интуиции и чувствительности, нервозности и впечатлительности, одарённости и критического ума, любознательности и способности работать с информацией. Считается, что такие люди, как правило, лучше пишут, чем говорят, менее общительны и более избирательны в выборе собеседника, менее зависимы от общественного мнения. Что касается прошлых жизней, то, благодаря ретроградному Меркурию, в давние времена Булгаковым, вероятно, накоплен большой опыт в сфере науки, философии и религии.

 

Рабочий вариант символического микрокосма рождения

 

Красные номерные точки – чувствительные точки микрокосма.

Положение Венеры со своей стороны так же подчёркивает любовь к философии, религии, искусству, предпочтение к иностранцам, другим расам и религиям, формируют высокие идеалы и представления о любви, желание обратить в свою веру.

Положение Юпитера указывает на глубину чувств, возможность сочувствия и сопереживания, проявление приветливости и благожелательности, что благоприятно сказывается на браке, однако при этом многое считается само собой разумеющимся и ожидается от других слишком многое.

 

Когда профессиональное честолюбие опасно

На карьеру и профессию серьёзное влияние оказывают одновременно три планеты: Марс, Плутон и Нептун. Энергия Марса направлена на построение карьеры, проявление сильного честолюбия, желания достичь высот в выбранном деле. Это положение, когда профессиональное честолюбие делает или знаменитыми или пресловутыми. При этом имеется достаточно энергии и эмоциональной силы, чтобы доводить дела до конца.

Многое проявилось в Булгакове и от влияния Луны: «Это гордый человек, имеющий склонность к театральщине и жаждущий признания, романтики и симпатий. Эгоцентричный и своевольный. Драматизирует чувства и любит повелевать». Вместе с тем, вероятно, имеется предрасположенность к интуитивным переживаниям, чрезмерной чувствительности, невротичности.

Плутон и Нептун неблагоприятно воздействуют на момент рождения, что, безусловно, не могло не отразиться на карьере и профессии, которая «строится на сильном волевом стремление к успеху, интуитивно, скрытно и тайно, с претензией на духовное руководство, с неспособностью ужиться с работодателем (аспект Нептуна и Сатурна) и опасностью потери доброго имени». Кроме того, проявлением диктаторства и эгоистического самолюбия. При этом возможность предвидеть и предсказывать могут принести славу. Примечательно, что в таком случае «кризис в карьере может заставить резко изменить профессиональную деятельность».

Что на самом деле и произошло: Булгаков оставил врачебную практику и явился миру замечательным, редким писателем, затем театральным деятелем, что даёт полное право Борису Соколову утверждать, что Булгаков «прожил три жизни» (1).

 

Обзор содержания градусов планет символического рождения М. Булгакова

Момент рождения: «Указывает на человека, распространяющего какое-то новое учение, и чья жизненная позиция будет основана на доверии и ответственности. Это символ Защиты».

Солнце: «Указывает на талантливую от природы личность, которой будет нелегко добиться популярности, однако интеллектуальная сила этого человека проявит себя более определённо именно вследствие возникших проблем. Это символ Продуманности».

Меркурий, управитель рождения: «Указывает на человека, свободного как воздух, одухотворённого, смелого, неугомонного и неприспособленного к рутине повседневной жизни. Это символ Скитания».

Луна: «Указывает на мистически настроенного человека, которого привлекают обряды и ритуалы. Это серьёзный мыслитель, прозревающий чудеса в действиях, для других являющихся лишь обыденностью. Это символ Мистицизма».

Сатурн: «Указывает на того, кто рождён для славы, кого будут уважать за его сердечную доброту и ценить за предпринятые усилия. Благодаря упорству такой человек добьётся положения, которое позволит ему нести в мир добро всеми доступными способами. Это символ Благотворительности».

Юпитер: «Указывает на того, кто видит в работе молитву, считая благородным любой труд. Неважно, каким может оказаться земной удел этого человека, его убеждения будут в высшей степени демократическими и непредубеждёнными. В течение жизни он может много переезжать с места на место, и возможно, длительное путешествие приведёт его в края, расположенные далеко от его родины. Это символ Активности».

Венера и IX дом (Дом Науки, Философии и Религии): «Указывает на благочестивого человека, который станет объектом частых насмешек и жизненных злоключений, но, благодаря сильной вере, он всё это преодолеет. Официальные власти и бюрократия не будут благосклонны к нему. Это символ Веры».

Марс: «Указывает на чрезвычайно смелого человека, который, чувствуя себя непобедимым, становится мишенью для своих врагов. Это символ Неуязвимости».

Уран: «Указывает на личность, которой потребуется защита в деловых отношениях. Ему следует приложить всё своё старание, чтобы понять себя самого и сохранить то, что принадлежит ему на земле. Здесь сама смерть будет вторгаться в пределы его семьи и круг близких друзей. Это символ Увядания».

Нептун: «Указывает на человека безмятежного и миролюбивого, одарённого прекрасным воображением и творческими способностями. Возможно также, что он много путешествует. Это символ Спокойствия».

Плутон: «Указывает на амбиционного человека с характером горделивым и порывистым. Он пытается возвыситься, стремясь к известности и славе. Такой человек прекрасно понимает человеческую душу, её силы и слабости, и он может найти себе применение в социальной среде или просто быть полезным своей родине. Это символ Возвышения».

Чёрная Луна: «Указывает на человека консервативного и старомодного, говорящего немного и по существу. Не питая симпатии ни к учениям современного общества, ни к его новым идеалам, он будет не в ладах с ним. Он охраняет свою собственность и живёт спокойно. Это символ Добросовестности».

Восходящий Лунный узел (Вхождение в общественные отношения): «Указывает на осмотрительную личность с научным складом ума, увлекающуюся исследованиями и экспериментами. …Он не уйдёт с этой планеты, не пополнив возрастающий источник света всего прогрессивного человечества. Это символ Исследования».

Видимо, в совокупности всего вышесказанного следует искать ответ на недоумённый вопрос: «…Почему честный и яркий писатель Булгаков не был репрессирован, когда каждый шаг его был известен ОГПУ и Сталину, когда десятки его менее одарённых, но правдивых коллег были расстреляны или сосланы в лагеря?» (2, стр.389).

 

Обзор градусов содержания домов символического рождения М. Булгакова

Второй дом (Дом материального благополучия): «Наделённый сильной волей этот человек способен сдерживать и подчинять всех демонов, которые покушаются на него; так происходит благодаря возвышенной природе его духа, так как он получает поддержку и вдохновение из тайных источников. Это символ Преодоления».

Третий дом (Дом сочинений, докладов и договоров): «Указывает на человека, который тратит много времени впустую, однако, воспользовавшись своим разумом и интуицией, он сможет избежать этого. Он будет щедро обласкан фортуной, вкус его будет отличаться разборчивостью, и он будет ценителем всего прекрасного и поучительного. Тем не менее, здесь скрывается опасность, связанная с возможностью проявления халатности и потери осторожности. И если он допустит это, ему будет нанесён ущерб. Это символ Бездумности».

Пятый дом (Дом Творчества): «Указывает на чрезвычайно выносливого человека, заставляющего себя упорно трудиться – здоров ли он или болен, с тем, чтобы убрать все препятствия, стоящие на пути осуществления своих желаний. Здесь мы видим соединение умственной, душевной и физической силы – троица, которая проносит этого человека сквозь опасность и самые неблагоприятные обстоятельства. Это символ Упорства».

Седьмой дом (Дом сотрудничества): «Указывает на человека, оказавшегося в центре неустойчивых и хаотичных обстоятельств и который вследствие постоянно возрастающих осложнений будет испытывать страх. Этот человек владеет медиумической энергией, позволяющей ему опираться на внутреннюю духовную силу, но он опасается воспользоваться ею. Это символ Недоверия».

Восьмой дом (Дом смерти): «Указывает на несколько нервного человека, быстрого и непоседливого, наделённого активным и импульсивным темпераментом, полного энергии и целеустремлённого. Он дерзок и храбр, и его жизнь не останется в стороне от приключений. Происшествия в его жизни случаются внезапно и далеко не всегда предсказуемы. Это символ Неожиданности».

Десятый дом (Славы и Репутации): «Указывает на дитя новой эры, чей образ мыслей направлен против догматизма, бюрократических систем, войн и предвзятого правосудия. Отличаясь достоинством, мудростью и мастерством, он наделён яркой индивидуальностью и обладает даром убеждения. Это символ Ниспровержения Устаревшего и Иконоборчества».

Одиннадцатый дом (Дом вхождения в отношения с Обществом): «Указывает на человека романтической, но сумасбродной природы, ценящего земные безрассудства больше, нежели мудрость. В своей погоне за счастьем он не найдёт ничего, кроме утомления, истощения и пустоты. Это символ Дезориентации».

Двенадцатый дом (Дом Лишений и Страданий): «Указывает на человека, который преуспеет с помощью своего мастерства и умения, получив прибыль благодаря печатному делу, и достигнет положения, позволяющего ему обрести заслуженное признание. Это символ Общественного Положения».

 

Комментарий автора

Для оценки содержания микрокосма рождения и того, соотносится ли оно с реальной действительностью жизни Булгакова, обратимся к биографической книге Бориса Соколова (1), а также к дневниковой записи Булгакова, приведённой в эпиграфе. Выписки из биографической книги «Три жизни Булгакова»:

«Совсем забросил учёбу… третий год на втором курсе сидел. Но усердие в учёбе принесло дальнейшие плоды, по 15 из 22 предметов Булгаков имел «пятёрки» (стр.38).

«Сочинения в гимназии и писал хорошо, но впоследствии говорил: «С общечеловеческой точки зрения это было дурное, фальшивое писание – на казённые темы» (стр.46).

«Читатель он был страстный, с младенческих лет. Читал очень много. Это становилось его жизненным опытом».

«Окончательно, по-видимому, решил для себя вопрос о религии – неверие. Увлечён Дарвином. Но отношение это «ещё не раз менялось» (стр.55).

«Отсутствовала «широкая, такая с некоторых точек зрения преступная терпимость к чужим мнениям и верованиям» (стр.56)

«Эгоизм, демонстративно обозначенный в разговоре с сестрой, приводил его к отчуждению с другими членами семьи». Эгоизм, питавшийся «необузданной сатанинской гордостью» (стр.57).

«Михаил бесповоротно уверовал в свою исключительность и великое предназначение. Писательское» (стр.58).

«Мать ругала за легкомыслие… если есть деньги, надо сразу использовать» (стр.39).

«Он и без этого всегда был нервный, очень нервный».

Подведём итог. Итак, «Мастер – мистически настроенный человек, которого привлекают обряды и ритуалы». И, действительно, в романе «Мастер и Маргарита» великое множество и тех, и других.

Далее. «Длительное путешествие приведёт его в края, расположенные далеко от его родины. О чём это? Что за длительное и далёкое путешествие, которое на самом деле осуществлено Булгаковым в «Мастере и Маргарите»? Мысленное путешествие из Москвы в Иерусалим на два тысячелетия назад? Во времена Иешуа и прокуратора Иудеи Понтия Пилата? Вероятно.

Далее. «Сама смерть будет вторгаться в пределы его семьи и круг близких друзей». Так и произошло. Смерть вторглась нежданно-негаданно, усевшись у постели писателя. Но не только. Не пощадила смерть и «круг близких людей», когда в 1915 году на глазах М. Булгакова застрелился его лучший друг Борис Богданов. Причём пригласил Булгакова на акт самоубийства, до основания потряс чувствительные нервы друга (1, стр.41).

Не подлежит сомнению и следующий тезис: «Он может найти себе применение в социальной среде или просто быть полезным своей родине». Что следует из письма-обращения М. Булгакова к Сталину с просьбой предоставить возможность работать на благо России. Особенно важно иметь ввиду следующее замечание: «Этот человек владеет медиумической энергией, позволяющей ему опираться на внутреннюю духовную силу, но он опасается воспользоваться ею». Почему опасается? Не знает, где расположена грань, за которую переходить опасно? Опасно для жизни? Вероятно, работая над романом, Булгаков всё-таки перешёл опасную грань, не смог вовремя остановиться, чем и навлёк на себя смертельную болезнь. Однако это версия. Пока версия.

 

 

Часть вторая. «Гениальный писатель, изумительный человек»

Мне выпало – на долю – непонятное невероятное счастье встретить Мишу, гениального потрясающего писателя, изумительного человека… Все, кто смог познакомиться полностью с его творчеством, все употребляют именно это выражение – гениальный.

Елена Сергеевна Шиловская

 

Из биографии М. А. Булгакова

…В 1916 году Булгаков получил диплом врача, а через год приступил к первым опытам прозаика. Практиковал вначале как детский врач, затем как венеролог-частник. В хаосе Первой мировой войны и революции профессия венеролога оказалась более чем востребованной. Как врача Булгакова мобилизовали в армию Петлюры, а в 1919 году в Белую армию (Владикавказ).

 

Вторая жизнь

Но 15 февраля 1920 года особая дата в жизни Булгакова, дата чрезвычайно интересная для космобиолога-исследователя. Надо сказать, что 1920 год явился для Булгакова годом внезапной удачи оккультизма, потребностью свободы в браке и партнёрстве, жаждой независимости и перемен, отказа от старого сотрудничества. В указанный год произошёл душевный надлом, принято решение оставить медицину и серьёзно приступить к литературному творчеству. Анализ микрокосма жизни 1920 года показывает, что год проявился стремительностью и поспешностью в великих помыслах, нереальным оптимизмом, добрыми намерениями, но и не достатком здравого смысла, когда ум и сердце конфликтуют в вопросах философии и религии. Так началась «вторая жизнь» Булгакова, который через год переехал в Москву и приступил к работе журналиста.

 

Новые испытания

В 1922 году Булгаков пережил смерть матери, годом позже вступил во Всероссийский союз писателей. В 1925 году ради нового брака с Любовью Белозёрской развёлся с первой женой Татьяной Лампп, которой был многим обязан.

 

М. Булгаков среди актеров театра (в центре)

 

Появились публикации: «Дьяволиада», «Белая гвардия, «Собачье сердце», «Дни Турбиных», писались и ставились пьесы. В эти годы Булгакову пришлось пройти через серьёзные испытания, которых не было ранее: обыск на квартире, конфискацию машинописи и дневника, снятие с репертуара и запрещение пьес. Затем откровенную травлю, которая усугубилась тем, что о пьесе «Бег» Сталин дал отрицательный отзыв (1926–27 годы).

28 февраля 1929 года знаковая дата в жизни писателя – год знакомства с Еленой Шиловской, которая станет не только спутницей жизни, но и незаменимой помощницей в творческих делах. И как раз вовремя, поскольку 1929 год явился наиболее тяжёлым для Булгакова, писатель нуждался в поддержке. «Нескончаемые преследования заставили Булгакова написать письма секретарю ЦИК Енукидзе и Максиму Горькому поспособствовать выезду за границу» (1, стр.395). В октябре 1929 года подал заявление о выходе из ВСП. Череду злоключений разрешил неожиданный звонок писателю И. В. Сталина.

 

Третья жизнь

В разговоре с «отцом народов» Булгаков просил предоставить ему возможность работать или выехать за границу. И что же? Последовал ответ: «Политбюро решило предоставить работу Булгакову там, где он пожелает». Писатель становится театральным служащим» (1, стр.396). Весной 1930 года Булгаков уничтожает версию романа «Мастер и Маргарита». Начинается «третья жизнь» Булгакова. В июне 1934 года Булгакова приняли в Союз советских писателей. Любопытно, что 5 марта 1936 годаинтересовавшийся историей Булгаков приступил к конкурсной работе над учебником «Курс истории СССР» (1, стр.398). Долгосрочный роман писателя имел несколько рабочих названий, но название «Мастер и Маргарита» получил лишь в 1937 году, когда завершил работу над второй редакцией романа. В 1938 году писатель нашёл в себе мужество написать письмо Сталину с просьбой о смягчения участи арестованного драматурга Н. Эрдмана.

 

Ухудшение здоровья

В конце апреля и в начале мая 1939 года Булгаков читал друзьям полный текст романа «Мастер и Маргарита», а в сентябре наступило резкое ухудшение зрения, диагноз – нефросклероз, тяжёлая болезнь почек, та самая, что свела в могилу отца. Причём в том же самом возрасте. 13 февраля 1940 года Булгаков последний раз диктовал поправки к «Мастеру и Маргарите». Скончался 10 марта, а 12 марта Булгакова кремировали, урну с прахом захоронили на Новодевичьем кладбище. В романе «Мастер и Маргарита» читаем: «Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землёй, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший, …он отдаётся с лёгким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его» (2, стр. 366).

 

Равняясь на «Фауста»

Примечательно, что мистическому роману Булгаков предваряет цитату из мистического «Фауста» Гёте: «…Так кто же ты, наконец? Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Известно, что в приключениях Фауста нашли отражения приключения Гёте. Но и в приключениях Мастера нашла отражение прошлая жизнь Булгакова. Для писателя такой поворот – обычное дело. Однако параллели напрашиваются сами собой. Выстраивается цепочка соответствий двух романов: в роли автора «Фауста» проявлен автор «Мастера», Булгаков, в роли Мефистофеля – Воланд, в роли Маргариты Фауста – Маргарита Мастера. В роли Иисуса Христа узнаётся мессия Иешуа и не случайно Иерусалим рифмуется с Ершалаимом. Мефистофель Гёте – Дьявол, соблазнитель и развратник, охотник за человеческими душами. Между тем, откровение и прямодушием представляется даже симпатичным. Таковым является и булгаковский Воланд. Дьявол, конечно, но не лишённый доли благородства, игривый насмешник и разбойник, призванный вскрыть язвы современного Булгакову общества. О чём роман Гёте? О борьбе добра и зла, о победе добра над злом. О любви и сострадании. О чём роман Булгакова? Всё о том же. С поправкой на реалии ХХ века и новые философские представления.

 

Исследование продолжается

Перейдём к выявлению более глубокой информации, обратимся к «меткам», которые оставил в 1939 году Космос на жизни автора «Мастера и Маргариты».

 

Символический микрокосм жизни Булгакова в 1939 году

 

С интересом к оккультному

Судьбой управляет Солнце, определяющее «агрессивность человеческих инстинктов, борющихся за земную основу действия». Рядом с градусом Солнца находится чувствительная точка «Популярность». Солнце в замечательных аспектах с Марсом и Плутоном предполагает проявление силы воли и изобретательности, интерес к оккультизму, смелость, честолюбие, уверенность в себе. Как видим, для занятия специфическим писательским трудом у Булгакова имеются серьёзные предпосылки. Тем более, что на оси МС, в сфере Карьеры и Репутации, расположилась точка «Успех».

Но что стоит за чувствительной точкой «Оккультизм» этого года (15)? Оказывается, «Человеческая душа, жаждущая нового опыта, стремится к воплощению». К этому и стремилась душа Булгакова в последний год жизни! К проявлению «властной жажды того, что увеличит объём и глубину соприкосновения с другими живыми существами».

Мощный негатив следует от аспектов Плутона и Марса, поражающих Меркурий, Венеру и Сатурн, опасным остриём упирающихся в дом «Науки, Философии и Религии» (IX дом). Указанная сфера жизнедеятельности, проявленная и в предыдущей жизни, в 1939 году находится в серьёзной опасности.

 

Потребность заявить о новом учении

А между тем, в доме «Лишений и Страданий» (XII дом) неожиданно собралось множество чувствительных точек. Среди них: «Фатальность», «Любовь», «Образование и Воспитание», «Братья и Сёстры», «Наследство», «Судьба» и другие (см. ниже красные номерные точки). В чём же дело? Откуда сходит безусловный и серьёзный негатив 1939 года?

От Плутона следует ожидать «сильную волю, но приложенную неправильно с далеко идущими последствиями, при этом возможно роковое, кармическое влияние, безличные космические происшествия могут перечеркнуть личное счастье, желание формулировать и направлять жизнь других, могут стать жертвами сознательно при применении оккультных сил или будут сами ими пользоваться». Немалую опасность таит и Марс. А именно: «Сильные страсти и инстинкты, рассудительность и плохое настроение, трудности в общении». А также «опасный труд, дело до конца не доводится, профессиональный риск часто кончается смертью». Как видим, в последний, роковой год жизни в Булгакове столкнулись две противоборствующие силы.

 

Рабочий вариант микрокосма последнего года жизни

 

Две непримиримые силы

В обычной жизни – сила позитивная, оптимистическая, но в жизни разума, интеллекта и философско-религиозных воззрений, существования души и духа предполагается сила негативная, разрушительная, угрожающая смертью.

Борис Соколов пишет: «С поразительной для того времени откровенностью он заявлял верхам, что в коммунизм не верит и восхвалять его не собирается, что к революции как таковой относится крайне скептически и отдаёт предпочтение более медленной эволюции» (1, стр.295).

Той самой медленной эволюции России, о которой, обращаясь к уходящему канцлеру Германии Ангеле Меркель в приветственной речи в Москве, упомянул президент России В. В. Путин.

 

Новое Учение

Видимо, у Булгакова возникла острая писательская потребность заявить общественности СССР о новом учении, которое не декларативно, а на деле поведёт обновленную Россию в светлое будущее. И такое учение в те годы создавалось. Это было «Учение Живой Этики», созданное Е. И. Рерих под руководством Великих Учителей. Не зря эзотерика подчёркивает: Булгаков – дитя новой эры, чей образ мыслей направлен против догматизма, бюрократических систем, войн и предвзятого правосудия. Вот почему «вопрос о Булгакове и его произведений перешёл в политическую плоскость и рассматривался в самых высших инстанциях» (2, стр.380). И это объясняет, отчего в сферу «Лишений и Страданий» Булгакова попало множество разнообразных, но жизненно важных чувствительных точек. Любопытно, что точка «Профессия»предполагает часто негативные и иногда смешные последствия первого соприкосновения с духовными учениями.

 

Опасные заболевания

В письме Сталину Булгаков признавался: «С конца 1930 года я хвораю тяжёлой формой неврастении с припадками страха и предсердечной тоски и в настоящее время я прикончен» (1, стр.305). Об этом же вспоминает и третья жена Е. С. Булгакова: «...он долго болел, у него появился страх пространства и смерти» (1, стр.307). О чём не приходится удивляться, если посмотреть на микрокосм рождения Булгакова глазами медицинского астролога. Тогда обнаружится, что положение Урана в «Весах» предполагает спазмы в области почек, также потерю ориентации во времени и пространстве (3, стр. 68).

Кстати, так называемая «Точка Жизни», точка, на круге Зодиака занимающая 211 градус и соответствующая году смерти Булгакова точно совпадает с положением Урана, что подтверждает физическую «смерть по Урану», то есть именно от болезни почек. Любопытно, что указанный тезис сопровождается двумя чувствительными точкам означающими «сексуальное влечение к увольнению» (41–72), то есть стремление к уходу из жизни. Но указанный градус имеет и духовное значение, обозначенное картиной-символом: «Человек осознаёт духовные силы, окружающие его и помогающие ему». Видимо, с этим и уходил Булгаков в мир иной. На это же указывает и Чёрная Луна, представляя символом «Поезд, входящий в тоннель». Символ означает «способность сократить процесс естественной эволюции посредством использования воли, ума и физической самодисциплины».

Кстати, медицинская астрология на примере жизни Булгакова убеждает в безусловной состоятельности раздела науки, указывая, что имеющийся в «Рыбах» Юпитер предполагает злоупотребление наркотиками, а Нептун в «Близнецах» в напряжении с Сатурном чреват психической болезнью: страхами, берущими начало в подсознании, навязчивыми идеям, опасностью одержимости, комплексом мученика (3, стр.70). Таким образом, обнаруженный негатив явился следствием влияния Космоса на момент рождения Булгакова. В сочетании с наследственными болезнями.

 

Вопросы, вопросы…

Какие необычные области интересов оказались затронуты в романе Булгаковым? Какими исследованиями и экспериментами оккультного характера увлекался Булгаков? О какой халатности и потери осторожности, скрывающей опасность, может идти речь? При том, что происшествия в жизни Булгакова случаются внезапно и далеко не всегда предсказуемы? Реально ли влияние Плутона, предполагающего, что Булгаков может стать жертвой сознательно при применении оккультных сил или будет сам ими пользоваться? Не здесь ли следует искать подлинную причину скоротечной болезни и ухода Булгакова из жизни? Когда наряду с наследственным заболеванием нефросклерозом неотвратимо проявились и силы оккультные…

 

Дар предвидения будущих событий

В октябре 1932 года Булгаков развёлся с Л. Белозёрской и на другой день зарегистрировал брак с Е. С. Шиловской, взявшей фамилию Булгакова. «Елена Сергеевна вспоминала, что Булгаков давно томился предчувствием смерти. В 1932 году «после того, как они решили соединиться, он мне сказал то, что я, не зная почему, приняла со смехом. Он мне сказал: «Дай мне слово, что я буду умирать у тебя на руках»(1).

Продолжим исследование. Познакомимся с содержанием обзора градусов планет формирующих негатив года: Марса, Плутона, Меркурия, Сатурна и Венеры.

Марс: «Этот человек обладает психологическими силами и даром предвидения будущих событий. Это символ Медитации».

Плутон: «Такой человек обладает сильным воображением и значительными творческими способностями».

Меркурий: «Указывает на человека, способного на огромные жертвы, отдающего себя целиком своему делу, не ожидая наград. Это символ Преданности».

Венера: «Указывает на того, кто может сбиться с пути, потворствуя своим желаниям. Он склонен становиться всё более и более эгоистичным и пренебрегать чувствами и правами окружающих, что в результате может привести его к поражению, разочарованию и смерти. Это символ Иллюзии».

Сатурн: «После грандиозного сражения такому человеку, возможно, придётся передать свои владения другому, более сильному, чем он сам, и довольствоваться тем уважением, которое ему воздадут потом. Это символ Зависимости».

Как видим, сами по себе планеты не содержат угрозы здоровью писателя, но угрожают разрушительной энергией, порождаемой взаимодействием планет.

И тут встречаются интересные определения: «способен на огромные жертвы», «может сбиться с пути, потворствуя своим желаниям», «…может привести его к поражению, разочарованию и смерти», «придётся передать свои владения другому, более сильному, чем он сам».

Так и произошло. Предсказанная передача злосчастного неоконченного романа «Мастер и Маргарита» состоялась. Роман попал в руки незаменимой помощницы, жены Елены Сергеевны Шиловской, и спустя много лет был подготовлен к печати.

 

Чувствительные точки 1939 года

В характере года – удача. В сфере Благосостояния – продвижение к нахождению потерянного. Во Вхождении в общественные отношения – коренное изменение под влиянием тайных врагов. В Творчестве – проявление оккультизма, расстройства и разногласия, обезглавливание, мошенничество с движимой собственностью. В Партнёрстве и сотрудничестве – увольнение. В доме Смерти и наследства – профессия, беда тяжёлой утраты из-за обмана, в Философии и религии – опасность повреждения.

Чтобы правильно оценить выявленные тезисы тайнознания, ещё раз обратимся к дневниковой записи Булгакова, приведённой в эпиграфе: «Теперь мне надо разобраться во всём, да нет времени: гений, эгоизм, талантливость, самомнение, наука, ложные интересы, права на эгоизм, широта мировоззрения и мелочность, вернее, узость, над чем работать, что читать, чего хотеть, цель жизни, свобода человеческой личности, дерзнуть или застыть, прежние идеалы или отрешение от них, непротивление злу – сиречь юродивость, или свобода делания, хотя бы зла во имя талантливости, эрудиция и неразвитость, мошенничество или ошибка…» Запись в дневнике от 28 декабря 1912 года.

 

Картины-символы чувствительных точек

Красными номерными точками в рабочем варианте микрокосма показаны чувствительные специфические точки (см. выше).

Точка «Счастье»: Периодические «отдушины», которые общество предоставляет ещё незрелым энергиям».

Точка «Злая фортуна»: «Способность и радость новых начинаний. Показ себя на высоте положения».

Точка «Судьба»: «Потребность донести до уровня повседневного существования ясное понимание того, что проявилось в великом опыте необычного».

Точка «Профессия»: «Часто негативные и иногда смешные последствия первого соприкосновения с духовными учениями».

Точка «Слава и Репутация»: «Использование неблагоприятных условий для развития характера и трансцендентной установки по отношению к окружающему».

Точка «Оккультизм»: «Идеалистическое доверие к ментальному образу универсального порядка. Потенциальный конфликт между космическим и социальным принципами порядка».

Точка «Коренное изменение»: «Незрелая оценка возможностей внезапного изменения положения (статус-кво). Негативная попытка примирить духовный идеал и слишком земную реальность, отрицая значимость последней».

 

 

Часть третья. «Человек смертен, но это было бы ещё полбеды»

Однако он не успел выговорить этих слов, как заговорил иностранец: «Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что иногда он внезапно смертен, вот в чём фокус!

Роман «Мастер и Маргарита»

 

М. Булгаков в последний год жизни

Ранее появилась информация об особом влиянии на жизнь и судьбу Булгакова оккультного. Напомним, в чём это выражалось:

Мистически настроенный человек, которого привлекают обряды и ритуалы.

Владеет медиумической энергией, позволяющей ему опираться на внутреннюю духовную силу, но он опасается воспользоваться ею.

В писательстве затрагиваются оккультные, астрологические и научные темы, когда мнение не зависит от мнения других, при этом развиваются необычные области интересов.

Движимой собственности препятствует оккультизм, как причина коренного изменения и беды.

Огорчение в здоровье под влиянием коренного изменения, благодаря оккультному влиянию.

В связи с упомянутыми тезисам имеется предположение, что, изучая микрокосм 1939 года жизни Булгакова и трёх месяцев 1940 года, указанное обстоятельство проявится в ещё большей степени. Это предположение и проверим.

 

«Нераспечатанное письмо»

Особенность микрокосма 1939 года заключается в том, что главная ось АСЦ находится ровно посередине знаков «Лев» и «Дева», благодаря чему выбирается положение оси в 30 градусах «Льва», картиной-символом которого является «Нераспечатанное письмо». Картина-символ понимается следующим образом: «Все мысли и все послания неизбежно должны быть разделены со всеми людьми».

Как видим, упомянутое в романе знаменитое выражение: «Рукописи не горят» адекватнонайденной картине-символу.Роман «Мастер и Маргарита» и по сей день является во многом «нераспечатанным письмом», однако мысли и идеи романа, как на то указывает тайнознание, обязаны стать достоянием общества. И они станут таким достоянием. Видимо, время для этого не пришло. Однако следует отметить: жажда Булгакова поделиться с читателем идеями и мыслями романа преобладает над желанием прославиться. И это при гордости и самолюбии Мастера, что дорогого стоит.

Начнём с рассмотрения символического микрокосма жизни Булгакова в 1940 году.

 

Символический микрокосм последнего года жизни Булгакова

 

Прежде всего, внимание привлекает положение Луны, находящейся на моменте рождения. Мастер, как и прежде, продолжает трудиться точно и направленно, обращает внимание на мельчайшие детали. Луна благополучно аспектирована Венерой, Марсом и Юпитером, что обеспечивает автору творческое воображение, благоприятно для общения, заряжает энергией и возможностью доводить дело до конца, сообщает религиозное самоотречение, однако, предполагает недостаток уравновешенности. Как видим, в творческом отношении у Булгакова в конце жизни всё благополучно, ни о каком кризисе речь не идёт.

В таком случае, по какой причине на моменте рождения (АСЦ) оказывается чувствительная точка «Катастрофа»? Вот вопрос! (см. ниже точку № 24). В микрокосме обозначено два негатива: конфликт Юпитера и Плутона, а так же Солнца и Луны.

Юпитер в доме «Философии и Религии» – место замечательное, однако в конфликте с Плутоном наделяет крайне религиозными взглядами, узколобостью, духовным высокомерием и упрямством, религиозным и философским догматизмом, желанием создавать новые общественные институты и идеи в области религии и воспитания. Стремление совершить нечто великое может закрыть путь к счастью». Не в этом ли заключается суть проблемы Мастера?

Обратимся к положению Чёрной Луны, которая находится в знаке «Рыбы» и в доме «Смерти и Наследства» (VIII дом). Совпадение знаковое и абсолютно понятное: место Чёрной Луны приходится на месяц март, последний месяц жизни Булгакова. А это предполагает, что в прошлой жизни Булгаков увлекался игрой в мудреца и пророка, вставал на путь ложности или жертвенности, нарушал заповеди, увлекался наркотиками. Являлся творцом антирелигиозности, возможно, контактировал с иллюзиями (майя), дорога к Богу была закрыта (оппозиция Чёрной Луны и Нептуна), проявлял «безрассудство и импульсивность» (Чёрная Луна в конфликте с Марсом).

 

М.А. и Е.С. Булгаковы. Один из последних снимков. 1940

 

По признанию Т. Н. Лаппа, Булгаков в 1913 году пробовал кокаин: «Надо пробовать. Давай попробуем». Михаил и после кокаина, и после морфия чувствовал себя прекрасно».

 

Рабочий вариант микрокосма жизни Булгакова в 1940 году

 

Точка «Катастрофа» № 24 находится на АСЦ.

Читаем: «Возможно, Булгаков имел какую-то врождённую предрасположенность к наркотикам, в отличие от жены, и это обстоятельство способствовало развитию болезни» (1, стр.86). Теперь мы знаем, что означенная врождённость пришла к Булгакову из прошлой жизни.

«Злая фортуна», а с ней и потеря здоровья, находится в «писательском» доме, доме «Сочинений» (III дом). В области «Лишений и Страданий» Булгакова (XII дом) оказались «слава, репутация, популярность, внезапная удача, фатальность, судьба писателя и его читателей». Всё это также находится под знаком «Катастрофа». На счастье Мастера, его образование, воспитание и на друзей оказывает влияние «Убивающая планета». Коренное изменение в судьбе находится под влиянием «Тайных врагов». Кем является означенный «Тайный враг»? Вероятно, сам Булгаков, с негативом прошлых жизней на путях богоборчества.

 

Обзор градусов планет микрокосма жизни в 1940 г.

В отношении влияния на Булгакова негатива прошлых жизней находим подтверждение и в обзоре градусов.

Момент рождения: «Он будет вынужден столкнуться с испытаниями, страданиями и злоключениями как с искуплением деяний своего далёкого прошлого. Если судьба такого человека в том, чтобы жить, то его судьба также и в том, чтобы преодолевать препятствия, и он станет мудрым советчиком и проводником для своих собратьев. Это символ Расплаты».

Репутация: «Указывает на человека очень воинственного характера, наслаждающегося битвами и состязаниями. Он обожает блеск и зрелища и страстно желает, чтобы о нём услышали. Внутри такого человека постоянно идёт война между добром и злом, и победа зависит только от него самого. Это символ Боевитости».

Луна: «Указывает на человека со значительными способностями, но который с возрастом будет вовлечён в неприятные ситуации и суету. Родившемуся под этим градусом на горизонте не помешало бы как следует обдумывать свои действия и быть скрупулезно внимательным относительно собственных планов и перемещений. Это символ Угрозы».

Юпитер: «Указывает на того, кому придётся пережить много горя и страданий. Это человек, недооценивающий силу своих соперников. Он способен включаться в грандиозные проекты, безо всякой поддержки, и спровоцировать споры и разногласия, будучи совершенно неподготовленным к ним. Это символ Неготовности».

Нептун: «Указывает на мягкого и одухотворённого человека, остро ощущающего порочность этого заблудшего мира, который действительно мог бы стать Божьим Раем, где люди были бы честны и добры друг к другу. Он идеалист в душе и обладает достаточными пророческими способностями, чтобы предвидеть то, что может произойти. Это символ Сострадания».

Плутон: «Обладая превосходными качествами, он будет почитаем и ценим за свою мудрость и проницательность. Этого человека тянет к старине, и многое из того, к чему стремились его далёкие предки, отразится в его деятельности. Это символ Устойчивости».

 

Крайняя потребность пополнить Чашу Жизни?

Вероятно, в новом воплощении Булгаков пришёл к решению облагородить карму, создать нечто ценное, измениться к лучшему, найти дорогу к Богу. Эта идея стала главной идеей существования Булгакова, она же помогла побороть пристрастие к наркотикам. С этой целью писатель взялся за мучительное написание романа «Мастер и Маргарита». И это похоже на правду. По крайней мере, объясняет причину увлечения врача Булгакова кокаином и морфием. Однако «конец истории с морфием, в отличие от финала рассказа «Морфий», оказался счастливым… Постепенно он избавился от этой страшной привычки» (1, стр.84). Заметим, не мог не избавиться.

Как и в прошлой жизни, Булгакова, вероятно, одолел соблазн «поиграть в мудреца и пророка», поговорить с читателем о Боге и Дьяволе, учесть на этот счёт собственные заблуждения. Кстати, следует подчеркнуть, что роман написан в особенной, игривой и приключенческой манере, чем и притягателен для читателя. Но вопросы, затронутые романом настолько серьёзны и глубоки, что роман мог бы писаться бесконечно, с затратой огромных физических и моральных сил, потому и не был дописан до конца. В архиве нашлось восемь редакций романа.

Следует вспомнить тезис Момента рождения (в первой части): «Указывает на человека, распространяющего какое-то новое учение, и чья жизненная позиция будет основана на доверии и ответственности». Новое учение в «Мастере и Маргарите» для Булгакова это новая дорога к познанию божественного, гимн Добру, Любви и Состраданию. Идею новой «дороги» жизни Мастер вложил в уста Иешуа в ответе Понтию Пилату: «В числе прочего я говорил, – рассказывал арестант, – что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будут власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть» (2, стр.35).

Это и есть главная мысль, главная магистральная идея романа. Размышляя над жизнью и судьбой писателя, неожиданно обнаружил удивительное суждение современницы Любови Николаевны Калининой. Суждение, которое можно отнести и к Михаилу Булгакову: «Человек проходит мудрую школу жизни земной, обрастая как ракушечником ненужными и отягощающими его путь проявлениями. И проходят десятилетия, пока он не поймёт истинную цель своей жизни на земле, и не начнёт избавляться от ненужного, замедляющего его шаг балласта. И вот тогда начинается его бой за Жизнь, Жизнь истинную, где Свет, где Любовь, где Добро. Очищается постепенно сердце, очищается мысль, ибо любой импульс именно сердца даёт окраску и форму зарождающейся мысли, а мозг уже формирует эту сложнейшую живую сущность».

Ну что ж, писатель Михаил Булгаков осознал истинную цель своей жизни. Показал и нам дорогу собственной жизни. Этим нам и дорог.

 

Литература

1. Борис Соколов. «Три жизни Михаила Булгакова», Москва, издательство «ЭЛЛИС ЛАК», 1997.

2. Варлен Стронгин. «Михаил Булгаков. Морфий. Женщины. Любовь», Москва, АСТ Астрель, 2010.

3. М. В. Филиппова. «Медицинская астрология», 1993.

4. Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита». Избранное. Москва, «Художественная Литература», 1988.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№88 дата публикации: 01.12.2021