№76 / Зима 2018-2019
Грани Эпохи

 

 

Екатерина Инге

 

Путь к Братству

 

Самое сокровенное окружает понятие Бр[атства]. Самое радостное живёт в сознании, что существует Сотру[дничест]во Знания.

[Братство,1]

 

К сожалению, понятие Бр[атст]ва является очень отягощённым среди земного нашего обихода, и усваивается людьми с большим трудом.

Чтоб вполне осознать это высокое понятие, и тем более, чтоб стать одним из сотрудников эволюции, приняв в ней активное участие, помогая построению Будущего и стройке Новой Страны Красоты и Света и общего единения, нужно освободиться от многих человеческих качеств, воспитав взамен них другие, необходимые для Пути.

Задан, конечно, будет сейчас же вопрос: от чего же нужно освободиться и что необходимо в себе воспитать, чтоб быть принятым в Братскую Иерархическую цепь?

Всё Учение Ж[ивой] Э[тики] есть подготовка к принятию осознания этого понятия, причём каждая фаза Учения отвечает на особую нужду человечества, и каждая книга Учения содержит особое внутреннее задание. Во многих параграфах имеются прямые указания о Бр[атств]е, а в книге «Бр[атство]» поясняются те основы, которые и приведут к желанной Цели.

– Прежде всего, – говорит «Бр[атство]», – затемнили в себе люди память о Тонком Мире. Только там можно встретить расширенное понятие Бр[атств]ва. Только выходя за пределы телесного понятия, можно признать сотрудничество за Братское. «…Бр[атств]во простирается как прочный мост между тремя Мирами – миром Земным, Тонким и Огненным… Почти невозможно представить соприкасания Земного и Огненного мира, но в доспехе Бр[атств]ва и такое слияние делается возможным».

Что же всё таки нужно для пути к Бр[атств]у?

Прежде всего, – отвечает нам Уч[ение], – «на путях к Бр[атст]ву запасёмся доверием. Существо, полное сомнения, не пригодно для сотруд[ничест]ва. Оно не может даже понять всю прекрасную дисциплина Бр[атст]ва… Для труда соединяются Братья, а без доверия не будет качества труда… Мы должны твердить о доверии, – без него не создать ритма, без него не вызвать успеха, без него не может быть продвижения… Нет иного средства, чтобы возбудить Психич[ескую] Энергию. Нет иного пути, чтобы сердце засияло победой». И не забудем, что «недоверие есть признак несовершенства» и что «доверие помогает большим наблюдениям над проявлениями космического характера».

Итак, доверие необходимо для качества труда, но труд в Бр[атст]ве не есть нечто принудительное. «На Бр[атст]во нужно смотреть как на Учреждение, где работают не подённо, но сдельно», потому труд должен быть радостен и любим, ибо «труд ненавидимый является бедствием не только для неудачного работника, но он отравляет всю окружающую атмосферу. Недовольство не позволяет находить радость и совершенствовать качество, а империл, порождаемый раздражением, усугубляет мрачные мысли, умерщвляя творчество». Кроме того, «труд должен быть построен на полной преданности. Часто не дано видеть плодов своей работы, но мы должны знать, что каждая капля труда уже есть неоспоримое приобретение. Но не наше дело судить, где наиболее пригодится работа, она имеет свою спираль».

«На путях к Бр[атст]ву нужно будет и самоотвержение», а также и «самое неограниченное познавание в терпимости и терпение без всякого сектантства. Терпение, терпение, терпение», – завещает Учение. «Пусть оно будет не пустым звуком, пусть оно защитит на всех путях». Но для терпеливого познавания «нужно преисполниться доброжелательством и находить причины и следствия глазом добрым». Тогда не будет и осуждения, ибо «доброжелательство безгранично, а осуждают люди ограниченные. И из осуждения не родится совершенствование».

Если к доброжелательности прибавить ещё и признательность, то получится гармоничное построение, поднимающее и увеличивающее все творческие силы. «Сравните начертания доброжелательства и явления признательности с глифом зла и зависти», – говорит Учение, – «и увидите в первом прекрасный круг, а второй даст ужасные каракули. Несмотря на сильное напряжение, злоба даёт беспорядочные черты… Злом нельзя творить, оно даёт временные судороги, а затем впадает в безумие и пожирает себя, круг же доброжелательства прекрасен, ибо он как щит светлый».

На пути к Бр[атст]ву необходимо развивать свою волю, что будет способствовать приближению осознания этого высокого понятия. «Приближение к такому высокому понятию как Бр[атст]во накладывает нелёгкую обязанность. Каждое освобождение от малой привычки уже требует напряжения воли. При этом может случиться, что как бы оставленная привычка приблизится опять и в сильнейшей степени. Значит, в глубине сознания этот порок продолжал существовать».

Воля человека свободна, являясь его прерогативой, но без гармонии с Силами Высшими она становится великим бедствием. Потому, развивая волю, человек неуклонно должен поставить себя в гармоническую связь с Иерархией Света, и эта гармония с Высшим даст ему в момент слабости необходимую поддержку, не дав ему впасть в отчаяние, которое, кстати сказать, «зарождается от собственного слабоволия». И нужно развивать волю стойко и неуклонно. Развивать до суровости к себе и другим, не смешивая суровость с жестокостью. «Суровость и жестокость – совершенно различные понятия. Но люди не умеют отличать гармонию суровости от судороги жестокости. Суровость есть атрибут справедливости, но жестокость есть человеконенавистнечество и от него нет пути к Бр[атст]ву. Суровость выражается кругом, но жестокость будет в знаке безумия. Жестокость, как и сквернословие, будет лишь выражением низшей природы. Суровость нужно воспитывать в себе совместно с добросердечием. Для многих такая задача совершенно неразрешима, и только сердце подскажет, когда оба качества не будут противоречить друг другу. Нельзя выразить в слове закона, когда является необходимость того или иного. Не писаны законы сердца, но лишь в нём живёт справедливость, ибо сердце есть мост мiров».

Тут не лишне упомянуть и о пощаде. «Пощада – не лёгкое понятие», – говорится в Учении, – «лишь очень дальнозоркие могут присмотреться к следствиям пощады. Когда великодушие произносит – «пусть живёт» – этот приговор не будет трудным. Может быть, именно в этот час могло наступить разрушение, но дальновидец понял, что положительное больше отрицательного. Пощада для дальнозорких – стрела в цель».

В своей сущности Бр[атст]во есть Содруже[ств]о, и между этими понятиями «невозможно определить резкую грань», также как невозможно разграничить Содруже[ств]о от Общины. Бр[атст]во… Содруже[ств]о… Община… Все эти понятия зиждутся на самодеятельности, каковое качество также является весьма необходимым на пути к Бр[атст]у. Но оно приобретается не так легко, ибо «может впасть в произвол или ослабить до разложения…» Самодеятельность должна сопровождаться согласованностью, т.е. гармонией, «гармония же не всегда удаётся, если даже и произносится словесно. Гармония не может быть установлена рассудком, лишь сердце является обителью гармонии. Не найти обители гармоничной при бессердечии».

Когда братья-содружники соединяются для общей работы, все они должны дорасти до осознания необходимости бережности друг к другу, ибо «понятие о бережности уже будет прочною основой каждого сотруд[ничест]ва-Братства. Можно пожелать, чтобы каждое сотрудничество было рассадником такой бережности. В этом скажется и внимательность, и заботливость, и милосердие, и сама любовь. Сколько сил будет сохранено. Сколько космических воздействий духа будет урегулировано – от самой простой общей заботливости. И как будет укреплена аура дома при бережности, ибо «бережность должна выражаться во всей жизни».

Нужно сказать, что накопление всех хороших качеств и даже каждого в отдельности является результатом многих опытов, хотя иногда и бывает, что в силу каких-то необычных условий человек может сразу «заработать», так сказать, многое, но такие случаи единичны.

К таким именно накоплениям относится и устремлённая внимательность, которая «может заметить много внешних влияний». И, развивая внимательность, не забудем и о находчивости, ибо находчивость и быстрота мысли могут быть развиваемы постоянными упражнениями». «Внимательность, находчивость и быстрота мысли создадут и необходимую на путях к Бр[атст]ву зоркость, чтоб различать посылаемые путнику знаки. Их посылается путникам много – этих знаков, и они вспыхивают как искры, но пусть от зоркости не впадают в ханжество и подозрительность. Подозрительность отличается от зоркости, ибо сказано – зоркость пряма, но подозрительность – крива, и подозревающий уже не чист и не свободен».

Конечно, есть ещё многое положительное, что необходимо твёрдо усвоить на путях к Бр[атст]ву. Мы не сказали ещё ни о мышлении, ни о мысли, ни о психич[еской] энергии, ни о Iерархии, ни о любви ко всему сущему, без которой немыслимо продвижение по пути, [н]и ещё о многом. Может быть, найдутся и такие, которые скажут, что слишком велики эти требования, но мы на это можем им только ответить, что всё это не для них, т.к. боящиеся и сомневающиеся не пойдут по этому трудному, но такому прекрасному пути.

И так запомним, что осознание и применение всех указанных качеств лучше всего помогут нам на путях к Бр[атст]ву. И чем устремлённее будем мы двигаться, тем легче войдёт в нашу жизнь всё светлое и необходимое.

Теперь посмотрим, – от чего нам нужно отказаться на этих путях к Бр[атст]ву.

Что непригодно сомнение и недоверие, – мы уже упоминали. Указали также и на недопустимость подозрительности, жестокости и злобы и упомянули о сквернословии и безволии.

К этому можно добавить грубость, помня, что «грубость противна всем законам природы. Каждый грубый поступок создаёт такой безобразный вихрь, что если б люди могли видеть его, они наверно стали бы осторожней в поступках. Карма грубости весьма тяжкая, и грубость недопустима на путях к Бр[атст]ву».

«Не возьмём с собой и упрямство», – говорит Учение. – «Нет более несносного груза, нежели упрямство. Даже коня упрямого не выберут, даже пса упрямого не возьмут в путь. Упрямство – паралич лучших центров». «Обидчивость также не годится для долгого пути». Для него нужно запастись радостью, «испытав её в разную погоду».

«Всякая кровавая пища вредна для пути, также поэтому придётся отказаться от неё, т.к. на пути к Бр[атст]ву не должно быть скотобоен».

«Лицемерие, ханжество, суеверие – три мрачных свойства должны быть отринуты на путях к Бр[атст]ву. Пусть каждый помыслит, откуда зародились эти прислужники невежества».

«Путь к Бр[атст]ву есть путь горний. И на пути к Бр[атст]ву много оборотов тропы. Нужно привыкнуть к мысли о сложности достижений. Нужно полюбить все препятствия: ибо камни на пути лишь ступени восхождения». Чем больше камней, тем скорее дойдём. Много испытаний придётся пережить на пути к Бр[атст]ву, но мы должны быть не только готовы к ним, но и радоваться им. «Люди боятся испытаний. Люди боятся опытов, но много способов познавания, они и представить себе не могут. Опять страх телесный сковывает разумные действия. Поэтому среди дисциплины прежде всего побеждается ужас».

Не нужно думать, что можно когда-либо остановиться на путях продвижения к Бр[атст]ву. Нельзя надеяться удовлетвориться какими-либо достижениями, какими-либо результатами работы над собой. «Разрушительно чувство удовлетворения, оно ведёт к пресыщению, к параличу энергий. В Тонком Мiре можно наблюдать самую жалкую судьбу таких паралитиков». «Много знаков на пути к Бр[атст]ву. Путь не краток, и каждый запас будет полезен. Кто дерзнёт утверждать, что то или иное качество ему не пригодится?

Нужно напомнить также, что «ссоры не дозволены на пути к Бр[атст]ву, как недозволенно и раздражение или уныние. С этими качествами, незаметно сохранившимися где-либо в складках хитона путника, не откроются ему врата Бр[атст]ва. Неискренность, также как и ложь, тоже помешают ищущему, ибо «неискренность содержит яд разрушительный», а «построение на лжи вырождается в безобразие»…

«Для явлений подготовки к Бр[атств]ву беспредельность познавания есть лучшая ступень, поэтому безысходность незнакома познавателю. Всякое научное познание прекрасно тем, что не содержит конечного тупика... Только не дайте зачерстветь сердцу в таких предпосылках. Очерствелое сердце не взойдёт на Башню. Оно не даст мощи тонкому телу. Такое каменное сердце останется в пределах Земли».

«Невозможно Бр[атст]во на Земле! – восклицают наполненные самостью. Невозможно Бр[атст]во на Земле, – скажут тёмные разрушители. Невозможно Бр[атст]во на Земле! – шепчут слабовольные, – так много голосов пытаются отрицать основы Бытия», но «от каждого дня, от каждого труда, от каждого помысла можно утвердиться в осознании Бр[атст]ва. Не нужно судить сложно, только знать: не желать ближнему того, что себе не желаете».

Конечно, «невозможно предлагать поверх сознания даже очень хорошие вещи. Неподготовленному человеку невозможно говорить о гармонии или вибрационных сочетаниях, но если ему сказать о бережности к окружающим, он может понять». Поэтому «умение общаться с людьми по их сознанию является высоким качеством». «Не уводите шатающихся людей на дальние планеты. Пусть сперва укрепят сознание на примере земном. Пусть поймут о сотрудничестве, о доверии, о дисциплине».

При всех указаниях для воспитания в себе и при всех указанных для изжития качеств, не обойтись на путях к Бр[атст]ву ещё без одного – без соизмеримости, ибо, «пока не будет осознана соизмеримость, не может произойти и равновесие, а без равновесия как же возможно идти по пути к Бр[атст]ву?»

«Укрепляем наших собеседников всеми качествами, необходимым на пути к Бр[атст]ву», – говорится в «Бр[атстве]». «Мало того, чтобы владеть лишь несколькими качествами, нужно познать их полное сочетание. Симфония качеств подобна симфонии сфер. Если одно качество разовьётся прекрасно, а другие будут отставать, то получится диссонанс разрушительный. Диссонанс может быть расслабляющим или раздражающим, или даже разрушающим. Равновесие качеств даётся большим напряжением сознания. Пастырь должен заботиться, чтоб собрать стадо, также человек должен вылечить занемогшее качество. Сам человек отлично знает, которое его качество страдает. Жизнь даёт ему возможность испытать любое качество. В каждом обиходе можно найти приложение любого качества. Если человек начнёт уверять, что он лишён возможности приложить свои лучшие качества, он докажет своё отупение. Если человек радуется случаю приложить свои качества, он покажет расширение сознания. Затем придёт и следующая ступень радости, а именно, о красоте симфонии качеств». Тогда и получит путник радужную ауру, ибо «радуга есть синтез».

Тут опять придётся напомнить о терпении, т.к. нужно терпеливо себя воспитывать и терпеливо ждать всходов. «Меньшинство умеет ждать, но большинство доходит до вредоносности. Они наполняют пространство жалобами. Они мешают окружающим. Они считают себя избранными и начинают высокомерно отзываться о других». Всё это, конечно, не для ищущих пути к Бр[атст]ву, ибо путники знают, что, расширяя своё сознание, улучшая своё внутреннее «я», они делают это не для себя, но для эволюции и, следовательно, для общего Блага. Каждый настоящий путник должен «считать каждый час, когда удалось прожить на пользу дела. Служение не в обычном благополучии, но в принесении благ на пользу человечества». Невозможно даже мыслить о Бр[атст]ве, если человек не рад принять участие в общем труде, – «ведь нужно любить труд на общее благо, нужно радоваться ему». Разве тесно поле труда? Разве не весело чувствовать возле себя истинных сотрудников? Было бы безумием отказаться от труда, а «безумие и малодушие не пригодны для пути».

Итак мы видим, что не надо ненужного сора, от которого необходимо совершенно избавиться на пути к Бр[атст]ву. Но пусть не покажется страшным всё это, ибо что может быт страшного для гражданина Беспредельности? И, кроме того, для каждого истинного устремлённого протянута Рука Бр[ать]ев. Ведь «не следует понимать Бр[атст]во как нечто отвлечённое. Оно здесь на счастье человечества».

«Люди хотят слышать об Оплоте, о Твердыне. Если они и не дослышат об уставе, они всё же окрепнут от одной вести, что жива Твердыня Знания. Лотос сердца трепещет от приближения сроков».

«О существовании Бр[атст]ва радуйтесь!»

«Так будем при всех явлениях жизни помнить о Средоточии Знания и Справедливости…»

 

Публикуется по материалам Музея Рерихов (Филиала Государственного Музея Востока)

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№88 дата публикации: 01.12.2021