№76 / Зима 2018-2019
Грани Эпохи

 

 

Н. Ковалева

 

Елена Рерих и Учение Жизни

140 лет тому назад, 12 февраля 1879 года, появилась на свет Елена Ивановна Рерих, жена великого русского художника, мыслителя, путешественника Н. К. Рериха. Привыкшая держаться в тени всемирной славы своего супруга, Елена Рерих тем не менее оставила после себя огромное и по объёму, и по культурному значению литературно-философское наследие в виде учения Агни-Йоги и комментариев к нему, изложенных в её письмах последователям.

Что нам известно о спутнице жизни великого художника? Елена Ивановна Рерих родилась в 1879 году в Санкт-Петербурге в одной из родовитейших дворянских семей. Она была правнучкой знаменитого полководца Кутузова и внучатой племянницей композитора Мусоргского. С детства отличалась способностью ясновидения и всегда знала о будущих важных событиях как своей жизни, так и жизни родных. В 1901 году вышла замуж – наперекор воле всей своей родни – за художника Н. К. Рериха. Уже в молодости увлеклась индийской философией, как и её супруг. Уехав из России, Рерихи год прожили в Англии. Там в Лондоне в 1920 году они встретились с легендарными, но вполне реальными Махатмами (в переводе – «Великие души») – духовными Учителями Индии, и потом в течение всей жизни поддерживали с ними общение. В 1921 году семья Рерихов перебралась в США, где они прожили три года, основав несколько культурных учреждений, после чего в 1923 году отправились в Индию. В 1925–1928 годах Рерихи совершили грандиозную Центрально-азиатскую экспедицию с заездом в 1926 году в Россию. После экспедиции вся семья Рерихов поселилась в Индии. С тех пор Елена Рерих безвыездно жила там вплоть до своей смерти в 1955 году. После войны Рерихи-старшие мечтали вернуться в Советский Союз и привезти своё творческое наследие на родину, но разрешение на переезд в Россию им так и не было дано. В СССР смог вернуться в 1957 году старший сын Рерихов, Ю. Н. Рерих, привезя на родину принадлежавшую ему по наследству часть художественного наследия своего отца.

Результатом общения Рерихов с таинственными индийскими Учителями мудрости явилось создание нового философского учения, Агни-Йоги, или Живой Этики (есть и третье название – Учение Жизни), опубликованного Рерихами на русском и нескольких европейских языках. Составлением книг нового учения из текстов, продиктованных Учителем, занималась именно Е. И. Рерих. Если значение живописного творчества Николая Рериха культурная общественность оценила уже при его жизни, то с философским наследием, оставленным его женой, дело обстоит несколько иначе – согласитесь, далеко не все привыкли искать в умных книгах ответы на философские вопросы бытия. Но мало кто знает, что учение, оставленное миру Рерихами, содержит в себе отнюдь не только мудрёную восточную метафизику. В нём изложены – причём языком, вполне понятным среднестатистическому читателю – решения многих заклятых проблем нашей повседневной жизни, и рассмотрены такие вопросы, которые рано или поздно задаёт себе любой мыслящий человек. Что такое счастье и где его искать? Есть ли жизнь после смерти? Существует ли душа и как она соотносится с разумом? Каким будет будущее нашей страны? Как достичь гармонии во взаимоотношениях с людьми? Одним словом, название Учения Жизни эта философская система носит не зря. Агни-Йога не похожа на сухую академическую философию. И в этом её большая сила – этим учением в нашей стране увлекается множество людей, не имеющих философского образования.

Впрочем, Агни-Йога актуальна не только для обычных людей, интересующихся философскими вопросами бытия. На наш взгляд, самое перспективное значение этого учения состоит в том, что оно представляет собой нечто вроде моста связи между древней мудростью и современной наукой. Этот мост позволяет увидеть реальные корреляты между научными закономерностями и древними этико-духовными заповедями, а кроме того, дать рационалистическое объяснение даже тем явлениям, которые ранее традиционно относились в разряд мистических и «сверхъестественных».

Для передовых учёных нашей эпохи и всех, кто интересуется новейшими достижениями науки (особенно в областях психологии, парапсихологии, биологии, генетики, квантовой физики и т.п.) очевидно, что современная узко-материалистическая парадигма науки нуждается в пересмотре. Как не раз отмечал английский биолог с мировым именем Руперт Шелдрейк, наука располагает фактами о существовании целого ряда явлений, не вписывающихся в принятую парадигму. Это может означать только одно – либо подобных явлений не должно быть в принципе, либо парадигма современной науки несовершенна и нуждается в пересмотре. С точки зрения современной научной парадигмы не должно существовать ни ясновидения, ни иных миров, ни жизни после смерти, ни реинкарнаций, ни таинственных явлений вроде фантомов, призраков и НЛО. Но не зря говорят, что факты – упрямая вещь. С каждым годом число явлений, противоречащих нынешним идейным установкам науки, увеличивается в прогрессии. Более того – учёными-новаторами проводятся (причём строго научными, экспериментальными методами!) исследования, доказывающие реальное существование явлений, которых с точки зрения ортодоксальной науки не может быть в принципе. Это касается перевоплощений, так называемых внетелесных состояний сознания, ясновидения и тому подобных явлений.

У нас в стране большинство людей не признаёт доктрину продолжения разумного бытия сознания после смерти личности и последующие перевоплощения сознания, считая всё это суевериями. Но ещё в 1960-е годы исследования психиатра Вирджинского университета США Яна Стивенсона доказали, что реинкарнации – это не суеверие, а реальный факт! Его метод исследования перевоплощений основывался на анализе спонтанно пробуждающейся памяти о различных эпизодах прошлой жизни. В большинстве случаев воспоминания о прошлых жизнях возникают у детей. В данном случае задача исследователя состоит в том, чтобы выявить и проверить как можно больше деталей, связанных с воспоминаниями о прошлых воплощениях. Методы исследования заключаются в интервьюировании как самого «перевоплощенца», так и членов его семьи, а также возможных свидетелей его прошлой жизни. В случае, когда воспоминания о прошлой жизни пробуждаются у ребёнка, такими свидетелями могут быть члены семьи недавно умершего человека, чьим воплощением этот ребёнок предположительно является.

Стивенсон собрал огромный материал, касающийся спонтанного пробуждения памяти прошлых жизней, и тщательно проанализировал его. Из более шести тысяч случаев свидетельств о перевоплощении он отобрал две тысячи примеров, имеющих неопровержимые подтверждения и доказательства. Исследование более половины из них Стивенсон провёл лично. Именно эти факты он использовал в своих научных работах, посвящённых проблеме реинкарнаций[1].

Результаты исследований Стивенсона проверялись и перепроверялись целыми комиссиями скептически настроенных учёных и отдельными исследователями – и никто не смог доказать, что выводы Стивенсона подтасованы или слабо аргументированы.

Так же обстоит дело с ещё одним феноменом, изучавшимся не только на Западе, но и в России – так называемым «Опытом вне тела» (ОВТ), иначе говоря, способностью человеческого сознания временно отделяться от физического тела и воспринимать то, что происходит на больших расстояниях от того места, где человек находится. Не меньше удивления вызывают и некоторые данные танатологии (изучения околосмертных состояний сознания), и другие факты, природу которых невозможно объяснить с позиций современной парадигмы науки.

Результаты множества проведённых учёными-бунтарями экспериментов убедительно свидетельствуют об одном: человек – это не только биологический организм. Его сознание способно каким-то неизвестным науке способом существовать независимо от тела и даже перевоплощаться в новые тела…

Что сие означает? Только то, что прежняя парадигма науки трещит по швам, а новая ещё не создана. Проблема современной науки состоит в том, что, владея огромным количеством фактов, не вписывающихся в официальную научную парадигму, учёные не имеют методологической основы для интерпретации этих фактов. Ясно лишь, что с позиций классического материалистического мировоззрения объяснить природу многих явлений невозможно. Где искать это объяснение, а заодно и основу для новой, более объективной парадигмы?

Как известно, методологической основой для всех остальных наук может и должна служить философия. Так вот, представьте себе, ещё в позапрошлом столетии миру был предложен новый мировоззренческий подход, в рамках которого заклятые научные проблемы современности получают простое и логичное объяснение, без всяких признаков мистицизма с одной стороны, но и без вульгарного материализма, с другой. Это новое мировоззрение, гармонично сочетающее в себе основы научного мышления Запада и духовной философии Востока, было изложено в учениях теософии и Агни-Йоги. Создателями этих учений стали Махатмы и их сотрудницы – русские женщины Елена Блаватская, передавшая миру теософию, и Елена Рерих, создавшая книги Агни-Йоги из материалов, переданных ей её духовным Учителем. Ключевым в этих учениях является утверждение о существовании в Космосе так называемых тонких видов материи, отличных от видимой нами материи физического плана бытия. Это положение (не противоречащее научному мировоззрению!) объясняет природу многих феноменов, которую невозможно объяснить с позиций узко-материалистической парадигмы.

Прежде всего, это касается многочисленных необычных явлений, связанных с функционированием человеческого сознания. Современная наука исходит из того, что сознание-душа является эпифеноменом (то есть производным) мозга и после смерти мозга должно исчезнуть. А создатели Агни-Йоги утверждают, что сознание – не эпифеномен физической материи, а существующий независимо от нее субстрат, созданный иным видом материи и энергии – тонкой материей, невидимой глазу обычного человека, и соответствующей ей тонкой энергией. Как любой другой вид материи, тонкая материя не берётся из ниоткуда и не исчезает в никуда. Физический мозг умирает вместе с телом, а невидимый субстрат (или сгусток) тонкой материи и энергии – сознание-душа – покидая отжившую оболочку, уходит в иной пространственно-временной континуум, именуемый в Агни-Йоге Тонким миром. И уносит туда же – в виде невидимого энергоинформационного «свитка» – все духовные накопления индивида, его знания и таланты, а также накопленную им в течение земной жизни сумму добрых и злых поступков, называемую на Востоке кармой.

Звучит ненаучно? Но ведь в основе кармы лежит тот же закон сохранения энергии – правда, не физической, а тонкой. Нет научных доказательств реального существования тонкой материи? Доказательства есть, причём полученные экспериментальным путём. Другое дело, что ярые материалисты-скептики эти доказательства не принимают к сведению: в худшем случае их отвергают, объявляя шарлатанством, в лучшем – делают вид, что их не существует. Есть и научные доказательства способности сознания существовать независимо от его физического аппарата – мозга. Но в научных кругах консерваторов пока значительно больше, чем новаторов: то, что не вписывается в рамки официальной парадигмы, признаёт пока лишь меньшинство членов научного сообщества. Правда, к этому меньшинству принадлежат многие выдающиеся учёные планеты. На Западе количество учёных, занимающихся исследованиями в данной области явлений, исчисляется уже не единицами, а десятками. Пионерами в данной области науки, помимо уже упомянутых нами Я. Стивенсона и Р. Шелдрейка, стали Ш. Карагулла, Дж. Экклз, Р. Моуди, Л. Уотсон, А. Ландсберг, Ч. Файе, Ч. Тарт и многие другие. В России постсоветского периода заниматься изучением подобного рода явлений отваживались не столь уж многие исследователи. Одним из наибольших авторитетов российской науки, осмелившихся открыто конфликтовать с узко-материалистическим мировоззрением, разделяемым большинством представителей научной среды, была нейрофизиолог с мировым именем, академик АН СССР, директор Санкт-Петербургского института мозга Н. П. Бехтерева, сделавшая вывод, вслед за её западным коллегой-нейрофизиологом Дж. Экклзом, в пользу существования в человеке души-сознания, способной сохраняться после смерти. Кстати, мировоззрение, разделяемое большинством российских учёных, Бехтерева в своих книгах иронически именовала «нашим железобетонным материализмом».

Ещё в 1970 году в одной из своих работ Экклз писал, что душа является особой бестелесной сущностью и может приводить в движение такое материальное устройство, как тело. Мозг же, по мысли учёного, является лишь детектором тех влияний, которые дух оказывает на тело, вызывая изменения в системе материи и энергии[2]. Н. П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни» также сделала вывод о способности сознания-души существовать независимо от мозга и физического тела человека: «…живёт ли тело без души – ясно только в отношении так называемой биологической жизни. По крайней мере частично – не живёт. А вот душа без тела живёт, или живёт то, что может быть соотнесено с понятием души»[3].

А самое интересное состоит в том, что взгляды «еретиков» из среды крупнейших учёных удивительным образом соответствуют тому мировоззрению, которое было изложено в книгах Агни-Йоги. Первые книги Агни-Йоги Елена Рерих начала составлять в 20-е годы прошлого века. Учение восточных мудрецов опередило взгляды передовых учёных… а может быть, в чём-то и предопределило их?

Конечно, очень интересно рассуждать о философских основах Агни-Йоги, сопоставляя их с квантовой физикой, танатологией или парапсихологией. Но, что особенно важно подчеркнуть – это учение содержит в себе огромный нравственный потенциал.

Возьмём, к примеру, учение о карме и неразрывно связанную с ним доктрину реинкарнаций. Почему одни рождаются богатыми и здоровыми, а другие – бедными и больными? Не потому ли, что бедные и больные в прежних жизнях злоупотребляли данными ими возможностями?

Если бы учителя в школах предлагали ученикам поразмышлять над этими философскими вопросами – на свете было бы куда меньше коррумпированных чиновников и обманутых ими людей. Меньше было бы маньяков-преступников и правителей-тиранов, неправедных судей и подкупных стражей порядка.

Если бы мы твёрдо знали, что в следующем воплощении будем пожинать жатву того, что делаем в этой жизни – мы бы уже сейчас старались жить иначе. Мы не считали бы нынешнюю жизнь единственной и понимали бы, что воздаяние за всё, что мы совершаем, неотвратимо, и что никакие индульгенции не спасут нас от действия природного закона сохранения энергии, подкупить который, чтобы «подкорректировать карму», невозможно. Кто рискнет утверждать, что нашему больному, раздираемому внутренними противоречиями обществу не нужна эта нравственная основа, чтобы не захлебнуться в волнах зла окончательно? К тому же такая нравственная основа, истинность которой подтверждается новейшими научными данными…

Философскому учению, принесённому в мир Еленой Рерих, суждено большое будущее. Жаль, что в наше время оно ещё не оценено по достоинству.

 

Примечания:

[1] Stevenson I. Twenty Cases Suggestive of Reincarnation, 2d ed. Charlottesville, Va.: University Press of Virginia, 1974.

[2] Eccles J. C. Facing Ready. N.Y., Heidelberg, Berlin, 1970. P. 150.

[3] Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. СПб, 1999.С. 213.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№76 дата публикации: 10.02.2019