№76 / Зима 2018-2019
Грани Эпохи

 

 

Александр Херсонов

 

Выдающиеся деятели Культуры,
близкие семье Н. К. Рериха

Валентин Сидоров

Валентин Митрофанович Сидоров превосходно пишет о Ник. Конст. Его «Избранное» талантливо освещает всю ширину диапазона мысли Ник. Конст. А также его книга ценна тем, что в ней приводятся целые отрывки из книг самого Ник. Конст. В[алентин] М[итрофанович], будучи сам выдающимся поэтом, очень тонко освещает многогранность его поэм.

Из письма З. Г. Фосдик А. Н. Анненко, 28.09.1980 г.

 

Из энциклопедии: Валентин Митрофанович Сидоров (28 апреля 1932 года, Воронеж – 16 июля 1999 года, Москва) – русский поэт, писатель, учёный, общественный деятель. Член Союза писателей СССР (1966), кандидат филологических наук (1978), профессор Литературного института имени А. М. Горького, основатель Всесоюзной (с 1991 года – Международной) Ассоциации «Мир через Культуру».

«После окончания средней школы в посёлке Семилуки Воронежской области в 1949 году поступил на философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Закончив МГУ в 1954 году, поступил в аспирантуру Литературного института имени А. М. Горького (в 1978 году защитил кандидатскую диссертацию «Литературно-эстетические взгляды и поэзия Николая Рериха»). С 1974 года в поэзии В. М. Сидорова появляются мотивы, навеянные знакомством с творчеством выдающегося художника-мыслителя Н. К. Рериха. Они проявились в книгах «Пути любви» (1975), «Гималайский сад» (1976), «Беловодье» (1978), «Путник» (1980), «Ключ» (1982) и других.

 

 

Его прихода ждала Е. И. Рерих

Это не первая публикация автора о В. Сидорове*. Признаюсь, книги В. Сидорова «Семь дней в Гималаях» и «Блаватская и Рерихи. Мост над потоком» произвели на меня благоприятное, сильное впечатление, поскольку написаны живым, эмоциональным языком. Потому и прочитаны «на одном дыхании», как захватывающий приключенческий роман. Затем пришли более сложные для восприятия «Знаки Христа» и «Космическая Йога»…

Книги эти читал с карандашом в руке, отмечая наиболее важные места, с которыми поделюсь с читателями. А недавно, взяв в руки те же книги, поймал себя на мысли, что было бы хорошо освежить впечатление прочитанного. Перечитать книги ещё раз. И, может быть, даже не один раз. Такова многосложная духовная глубина, затронутая В. Сидоровым. Потребность приобщиться к мыслям и эмоциям автора этих книг с годами не слабеет. Напротив, увеличивается. Как не вспомнить известный рериховский тезис о «духовном магните»! Впрочем, тайны в этом нет, поскольку книги написаны пером человека безгранично влюблённого в творчество Н. К. Рериха. Влюблённость автора победно заразительно передаётся читателю. Несомненным достоинством является то, что книги написаны пером опытного литератора. Благо прочтения книг состоит в том, что сложные вещи «Учения Живой Этики» преподносятся предельно доступно для читателя среднего уровня сознания (а это, ох как не легко). Преподносятся оригинально, не навязчиво, с кажущейся простотой и лёгкостью. Но крайне заинтересовано! И крайне убедительно. Автор необычных книг,видимо, действовал по методике Н. К. Рериха: «Если хотите увлечь вашим знанием, сделайте его привлекательным. Настольно привлекательным, чтобы книги вчерашнего дня показались сухими листьями». Таким писателем и явился поколению 70–80-х. В. Сидоров. Писателем, которого нетерпеливо ожидала, а потому сетовала Е. И. Рерих: «Сейчас так нужны писатели, ясно и привлекательно излагающие те великие принципы, которыми держится Мир» (т.3, письмо № 17). Правда, пожелание Е. И. Рерих направлено в 1935 году в адрес писателя Ф. Х. Хисса, где между прочим сказано: «Ваше стремление к писательству, как Вы уже догадываетесь, имеет основание в Вашей прошлой жизни, и потому склонность эту надо укреплять». Безусловно, эту же «догадку» можно отнести и к В. Сидорову, который, благодаря затронутой тематике, явился редким писателем.

 

 

С. Н. Рерих и В. Сидоров

Основное достоинство книг, повторюсь, заключается в том, что написаны они человеком крайне интересованным в том, что он пишет. Перед читателем предстаёт широко образованный, эрудированный, не зашореный писатель, глубоко убеждённый в необходимости донести до читателя собствннные взгляды и представления. Психическая энергия автора, как мощная батарейка, беспрестанно «подзаряжает» читателя. Положенное на бумагу является мощным духовным магнитом, который волей-неволей притягивает читателя к знакомству с семьёй Н. К. Рериха. К знакомству с жизнью и творчеством великих духовных подвижников, провозвестников будущего. И в конечном счёте, приближает к познанию столь необходимого в XXI веке Учения Живой Этики…

Но, видимо, далеко не всех устраивала деятельность энергичного, талантливого, страстного поклонника творчества Н. К. Рериха. Открываю страницы «Рериховской энциклопедии» с целью узнать для себя об авторе нечто новое. И… В разделе «Сведения о лицах, связанных с Рерихами, и о рериховских учреждениях» обнаруживаю, что фамилия Сидоров В. М. там не значится. Как такое может быть? Впрочем… Может. И ещё как может! Невольно вспоминается Воланд с его классическим: «Ну, ведь так было всегда». Вечная, неизбывная, неистребимая интеллектуальная ревность. Желание «не заметить» талант и тем самым (по ложному представлению) не опустить, не принизить себя любимого. Об этом «феномене» не раз с горечью упоминается в эпистолярном наследии Е. И. Рерих.

 

 

Из восточной мудрости книг В. Сидорова

Уходящий повсюду находит свой дом, остающийся дом свой теряет.

 

Путник имеет одну лишь задачу: слиянье с дорогой, ведущей нас вверх.

 

Как суету не лечат суетой, так мысль, так мысль не лечат мыслью, а – безмолвьем.

 

Учитель тот, кто убивает страх. Учитель тот, кто утверждает радость. По этим признакам Учителя найдёшь.

 

Оружье Бога – мысль об Абсолюте.

 

Пусть замолчит молчание. Тогда почувствуешь дыханье Абсолюта.

 

 

Из мыслей Валентина Сидорова

Земля больна, до крайности больна, но нужен ей не доктор, а Учитель.

 

Истинной, духовной ценности наших достижений мы не ведаем

 

Блага не могут быть целью и смыслом существования, они лишь условия истинно человеческого существования.

 

Чтобы наступил коммунизм, надо утвердить его в себе, в наших душах.

 

Нам остался единственный выход: поднять своё мышление на планетарно-космический уровень.

 

И то, что гонит нас – внутри нас, а не где-то во внешнем мире.

 

Материальное могущество в Индии воспринимается как нечто второстепенное. И даже иллюзорное.

 

 

Особенности духовности В. Сидорова, заложенные при рождении

Автором составлен гороскоп-символ рождения В. Сидорова. Для целей исследования представляются следующие данные: Солнце в 8-м градусе знака «Телец», Момент рождения в 18-м градусе знака «Лев», Слава и Репутация во 2-м градусе знака «Телец», научные, философские и религиозные взгляды в 1-и градусе знака «Овен».

Помимо картин-символов рождения гороскоп отмечает символ близости Юпитера к Моменту рождения, который так же имеет право на символическую жизнь и в данном случае указывает на «оптимизм и уверенность в себе, а отсюда добрую волю и доверие людей, возможность духовного руководства и даже возможность основать собственную религию».

Судя по публикациям писателя, его духовным книгам, последнее заметно и невооружённым глазом. В данном случае, возможно, извинительное самолюбования и толика мании величия… Но, кто не без греха? Кстати, символ указывает на любовь к путешествиям, что объясняет многократность командировочных посещений В. Сидоровым Индии (1, стр.85).

 

 

Обратимся к картине-символу Солнце рождения: «Сани на земле, не покрытой снегом». Что бы означал символ столь необычной картины? По мнению психоаналитика, картина означает «ценность предвосхищения и подготовки к ожидаемым условиям». Таким образом, особенность книг В. Сидорова дорога для пытливого читателя ценностью предвидения, предвосхищения нового, способностью подготовиться к восприятию нового.

При этом подчёркивается необычность воображения, «опирающегося на естественный порядок разворачивания жизненных процессов» (2, стр.66).

Отсюда следует важный вывод: книги В. Сидорова не из ряда научно-философской фантастики. Воображение писателя затрагивает не абстрактный Космос, оно разворачивается на земном плане, опирается на естественный порядок человеческой жизни.

Картина-символ Момента рождения: «Химик проводит эксперимент перед студентами».

Символ картины показывает, что с самого начала своего существования в образе учёного-химика В. Сидоров пытается научить студентов (а через него по жизни таковых прошло не мало) «получению нового»! Что, как известно, является исключительно прерогативой науки химии. И это наводит на размышления… Какие? Например, на предположение, что в прошлой жизни В. Сидоров являлся учёным.

Дэйн Радьяр усматривает в символе картины «человеческий ум, испытывающий трепет открытия, когда тот исследует скрытые процессы природы». Таким образом, поэт-эзотерик от рождения приговорён «испытывать трепет открытия». Завидная участь! Не она ли, счастливая возможность, вела по жизни и судьбе В. Сидорова и заставляла недобро «трепетать» завистников? Испытанным «трепетом открытия» автор книг пытался щедро поделиться с читателем.

И далее: «Индивидуум демонстрирует свою силу и власть, основанную на длительном ряде усилий, являясь звеном в цепи трансляций, и его деятельность продолжается в будущее».

Вот что ценно! В. Сидоров – звено в цепи трансляций и его деятельность продолжается в будущее. И это ещё одна причина для завистников «замолчать», не заметить присутствия рядом выдающейся личности…

Любопытно, что как и в случае с изучением натуры и характера З. Г. Фосдик**, по мнению психоаналитика, и в данном случае можно говорить о присутствие алхимии: «Мы видим человека, как представителя человеческой коллективности, подходящей к природе, с точки зрения возможности преобразовать её, удовлетворяя свои потребности и желания. На высочайшем уровне этой деятельности можно говорить об алхимии».

 

Семилуки. Памятник земляку

 

Не меньший интерес вызывает рассмотрение аспекта Славы и Репутации В. Сидорова. Картина-символ открывается лаконичная и весьма выразительная: «Электрическая буря».

Переведём картину с языка символа на язык земного плана: «Космическая сила, способная трансформировать всё, что содержится в естественном существовании». Дэйн Радьяр продолжает: «Эта стадия существования подразумевает «Откровение», по крайней мере, потенциально. Сознание может быть глубоко обеспокоено Посещением, но субстанция индивидуума может быть оплодотворена этим опытом» (2, стр.63).

 

Итак, символ указывает на то, что В. Сидорова посещала некая «космическая сила», что автор духовных книги получал Откровение свыше и его сознание было обеспокоено этом Посещением… Вот она, причина неистощимого источника творческой деятельности писателя-философа!

Философские и религиозные взгляды В. Сидорова заключены в картине-символе: «Женщина, только что поднявшаяся из моря. Её обнимает тюлень». Что же заключено в столь экзотической картине? Заключено «проявление новых форм и потенциальностей сознания» (2, стр.46). Не будем подробно останавливаться на содержании многосложного символа. Скажем только, что психоаналитик видит в символе порыв быть. Итак, философские и религиозные взгляды В. Сидорова проявили для читателя книг новых форм и потенциальности сознания, вселили жизнеутверждающий порыв быть.

 

Литература

1. Френсис Сакоян, Льюис Экер. Большой учебник астрологии. Москва, 1991.

2. Дэйн Радьяр. Астрологическая мандала. Москва: Сампо, 2006 г.

 

Примечания:

* Александр Херсонов. Тяжесть и величие жизни Валентина Сидорова // Этико-философский журнал «Грани эпохи», № 51 за 2012 г.

** Александр Херсонов. Вокруг Рерихов // Этико-философский журнал «Грани эпохи», № 70 за 2017 г.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№71 дата публикации: 01.09.2017