№76 / Зима 2018-2019
Грани Эпохи

 

 

Александр Херсонов

 

Научное свидетельство реального существования Махатмы Мория

К истории вопроса

В 2014–15 годах автор этих строк занимался изучением книги Е. И. Рерих «У порога нового мира», где обнаружил любопытную часть повествования, названную «Сны и видения». Из воспоминаний Е.И.: «С самого раннего детства предчувствовала, знала как мелкие, так и крупные события» (1, стр.50). В возрасте 9–12 лет Е.И. приходилось видеть страшные сны. Но вот что важно: «Приблизительно около 12-ти лет вспыхнуло сознание о существовании Учителя Света и уже не оставляло девочку продолжительное время (1, стр.53). Вещие, пророческие сны  являлись один за другим. Например, хорошо известен «сон с указание отца выйти замуж за Н.К.» (1, стр.59). Начиная с 1911 года, в течение пяти лет Е. И. Рерих переживала необычную серию ярких снов, в которых нашлось место встречи с Учителем Махатмой Мория.

 

 

«Чтение – вот лучшее учение»

Но в то время описанный Е.И. случай ночной встречи с Учителем не вызвал исследовательского интереса, который берёт начало с лета 2016 года. В это время, работая над содержанием эпистолярного наследия Е. И. Рерих автор этих строк обнаружил в томе 7 за №105 следующую запись: «… прилетело Ваше милое нам письмо, написанное в день Пасхи. Хотя Праздник этот лично для меня не раз был связан с горем, утратою самых близких – сестры и любимого отца, а теперь и наша родная Сануся уявилась на уходе в этот день, всё же он остаётся моим любимым с самого раннего детства, а также из-за величайшего события в моей жизни, оявленного в ночь на третий день Праздника в 1914 году».

Письмо, что называется, заинтриговало. О каком величайшем событии в жизни Е. И. Рерих могла идти речь? Сегодня, по размышлению, что называется «задним умом», понимаю, что мог бы догадаться, о чём идёт речь. Но в то время… не догадался. А потому «пошёл по следу», обнаруженному в письме. Зайдя в Интернет и набрав в поисковом окошке «Пасха в 1914 году», получаю дату начала Пасхи – 19 апреля. В «ночь на третий день» должно означать, что событие произошло 21 апреля. Таким образом, дата 21 апреля 1914 года явилась основой для предстояшщего астрологического изучения. Но что же могло случиться в тот день с Е. И. Рерих? Биографические данные на этот счёт умалчивают. Возникла догадка опять обратиться к Интеренету. На всякий случай, на удачу, набираю в окошке «Е. И. Рерих… 21 апреля 1914 года». Неожиданно высвечивается следующий текст: «(с. 168) Вот одно из сравнительно поздних видений – "видение с мальчиком", имевшее место в апреле 1914 года на 3-й день Пасхи. В этот день Е.И. была в церкви и видела "лик Христа, благословляющего детей". Вечером, ложась спать, она испытывала чувство удивительного благостного покоя. А ночью... – проснувшись ночью, она увидела перед собой "видение дивного мальчика с громадными глазами". Это наполнило её огромной радостью, и она подумала, не брат ли это её? – Нет, не брат. – Не муж ли? – Нет, не муж. Но кто же тогда? О том, кто явился ей ночью в облике "дивного мальчика", Е.И., по собственному признанию, узнала лишь много лет спустя (в конце 1920 г.) в Нью-Йорке – это был её будущий Учитель, Махатма Мория!»

 

 

Эту важную для исследования запись обнаруживаем в работе Сергея Анатольевича Бадаева «Тайная миссия Рерихов» (Конспект по книге А. А. Андреева "Гималайское братство" М. СПб ун-т, 2008.)

После чего вспомнилось, что где-то я уже видел подобный текст, а потому обратился к книге Е. И. Рерих «У порога нового мира» (1). И тут меня ждало открытие: в тексте книги Е.И. историю с «видением мальчика» почему-то относит к марту 1914 года, а не к апрелю… Как мы знаем, в письме Е.И. за № 105 не указывается конкретный месяц Пасхи. Но Пасха 1914 года случилась именно в апреле… Видимо, в воспоминаниях о том периоде жизни Е.И. допустила неточность. Но обратимся к стр.65–66 (1), дабы проникнуться эпизодом жизни Е.И., который она считает «любимым с самого раннего детства, также из-за величайшего события в жизни».

Итак, читаем: «Мальчик придвинулся к моему изголовью и слегка склонился, дабы лучше заглянуть мне в глаза, чувство нараставшей близости и любви перешло в экстаз острого сознания, что Моё горе – Его горе и Моя радость – Его радость и волна всеобъемлющей любви к Нему и всему сущему залило моё существо. …Глаза мои непроизвольно закрылись и закатились, и страшный неописуемый тперет всего организма потряс меня».

Описанный душевный стресс Е.И. связывает с появлением «тонкой и светлой фигуры Прекрасного Мальчика лет 9-ти, в мягко светящимся белом одеянии с голубыми тенями в складках, большой широкий сегмент круга тончайшего радужного Света сиял над ним».

Таким образом, чтобы собрать информацию о явившемся «Прекрасном Мальчике», которого считают будущим Учителем, Махатой Мория, нам необходимо обратиться к научному исследованию, а именно к астрологическому и психоаналитическому анализу символического гороскопа обнаруженной даты 21 апреля 1914 года. Удастся ли нам выявить характерные черты присутствия на встрече с Е.И. высокодуховной сущности, которую можно было бы назвать Махатмой Мория? Или таких следов обнаружить не удастся?

Составим символический гороскоп на дату 21 апреля 1914 года в Санкт-Петербурге. Для «классической» троицы важнейших элементов гороскопа получаем: Солнце – 0 градусов Тельца 27 –минут, для Момента рождения события – 22 градуса Льва 5 минут, для Славы и Репутации – градусов Тельца 45 минут.

 

 

Итак, для картины-символа Солнца смотрим 30-й градус Овна, для Момента рождения – 22 градус Льва и для Славы и Репутации 1-й градус Тельца (2).

Картина Солнца, указывает на «понимание естественных границ». Что же это могло означать, применительно к предполагаемой  встрече Е. И. Рерих с Махатмой Мория? Без комментария Дэйна Радьяра нам не обойтись. Идея такова: «Каждая форма деятельности имеет свои границы и даже сознание, которое удостоилось взгляда на универсальный порядок, должно спуститься к своему «кармическому полю» действования, неся заряд внутренне слышимой гармонии». Не в этом ли тезисе и заключалась «энергетика» встречи Е.И. с Махатмой М.?

А момент встречи? Чем обнаруживает себя, когда «страшный неописуемый трепет всего организма потряс» Е.И.? Не «намекает» ли он на присутствие Махатмы М.? Итак, момент встречи символизируется «Почтовым голубем, выполняющим поручение». В нашей ситуации «почтовый голубь» – «Прекрасный Мальчик» или Махатма Мория. Но какое «поручение» выполняет будущий Учитель Е.И.? Об этом можно судить, имея ввиду трактовку психоаналитика: «Духовность, развиваемая для служения человечеству». Таким образом, «Прекрасный Мальчик» вселил в Е.И. экстаз острого сознания, что Её горе – Его горе и Её радость – Его радость. Как видим,картина удивительной ночной встречи, столь красочно описанная Е. И. Рерих, вполне идентифицируется с появлением во сне Махатмы Мория. И даже обозначает, с какой целью Махатма явился на встречу, «принеся духовные энергии, которые используются конструктивно и приносят сознанию вести иных реальностей».Подчеркнём, что Махатма Мория явился во сне к Е. И. Рерих утвердить идеал мирового служения». И это, как мы понимаем, ему удалось. Что вполне утверждает факт существования «Великой Души», по имени Махатма Мория.

Что касается Славы и Репутации встречи Е. И. Рерих с Махатмой Мория, то картина-символ оказывается  под стать обнаруженному выше. Символ открывает картину «Чистого горного потока», что в переводе на язык психоаналитики указывает на «чистое, незамутнённое и спонтанное проявление собственной природы». Надо думать, природы «Великой души», Махатмы Мория.

 

 

Ссылки на литературу

(1) Е. И. Рерих «У порога нового мира». М.: МЦР, Мастер-Банк, 2007.

(2) Дэйн Радьяр «Астрологическая мандала». М.:, Сампо, 2006.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№67 дата публикации: 26.09.2016