№75 / Осень 2018
Грани Эпохи

 

 

«Коротко учение о людях и длинно познание»* - этой цитатой нам хотелось бы привлечь внимание читателей к вопросу о том, что такое знание. К сожалению, сам термин знание пребывает сегодня в размытом состоянии между такими понятиями как информация и истинное знание. Последнее принято понимать как верное отражение действительности в мышлении человека, или, другими словами, истинное знание - это описание того, что есть на самом деле. Но проблема не ограничивается отсутствием чёткого определения. Приоритетным путём получения знания принято считать научный метод, однако, парадокс заключается в том, что результат применения научного метода зачастую имеет разрушительные следствия. Примеров предостаточно: от проведения ядерных взрывов (в том числе и в хозяйственных целях), до применения ядов при обработке почвы, в строительстве и быту.

 

История научного познания, естественным образом, включает в себя историю этического становления самих познающих, каждый из которых в решающий момент своей жизни должен был сделать выбор между мудростью и материальным благом. История открытий показывает, что духовный уровень исследователя и результат его научного познания связаны напрямую. Это так же верно, как правило, которое рекомендует судить о человеке не по его словам, а по делам. И опять с сожалением приходится признать, что результатами чаще были новые, более мощные виды оружия, и если бы только это!.. Практически в любой отрасли производства можно в избытке обнаружить технологии, применяющиеся без серьёзной оценки последствий их применения. И в таких случаях главное – не знание, а материальная выгода. Кстати, количество природных бедствий, спровоцированных применением разрушительных технологий, за последние годы возросло так, что в пору спросить, может быть что-то не так с методом познания?

 

Понять взаимосвязанность явлений мироздание невозможно без применения ключевых принципов, заложенных в его основание. Одним из этих принципов является высшая гармония, или такое состояние, которое мы чаще всего определяем словом Любовь. Дефицит гармонии и чрезмерная тяга к материальному благополучию лишают науку возможности поиска новых путей и приводит к упадку человечества. Как уже отмечалось, в середине XIX-го столетия наука столкнулась с эволюционной необходимостью изучения истинных свойств материи, но ей так и не удалось выйти за пределы грубого материализма, результатом чего стал глубочайший упадок в конце века. Краткая формула «любовь и знание всё превозмогут»*, подчёркивая жизненную силу этого сочетания, противостоит упадку, и наоборот, знание без любви принесёт лишь опустошительный результат.

 

В завершении, хочется особенно подчеркнуть роль школы и учителя: как известно, в школе делают первые шаги к познанию, а учитель создаёт атмосферу, в которой познание приводит либо к мудрости, либо к разрушению.

 

Медлить нельзя!

 

С уважением ко всем нашим авторам, читателям и участникам форума,
редакция этико-философского журнала Грани эпохи

 

____________

* Цитата из книги "Зов", Учение Живой Этики.

 


 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№75 дата публикации: 01.09.2018