№75 / Осень 2018
Грани Эпохи

 

 

Людмила Осинцева

 

«Почитание творческого огня»

 

9 октября – День рождения Николая Константиновича Рериха

День Культуры

 

Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи

 

Елена Ивановна Рерих в письме от 29 мая 1931 года писала: «Н. К. Рерих поместил в свою статью замечательное определение культуры, так он говорит: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он становится интеллигентным, затем следует утончённость и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры».

Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может назваться носителем культуры. Культура есть синтез, культура, прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания, ибо она есть почитание творческого огня, который есть жизнь. Но кто осознал основы Бытия?»

 

Приближается День Культуры. Праздник, который должен стать самым значительным на Земле!

Расскажу о своём приобщении к творчеству Николая Константиновича Рериха.

В 1970 году я поступила в Новосибирское культурно-просветительное училище на театрально-режиссёрское отделение (Сейчас – это Новосибирский областной колледж культуры и искусств). И хотя за плечами уже была музыкальная школа, я не представляла, насколько интересно будет здесь учиться. Наверное, благодаря отбору директором Вязанкиным Николаем Петровичем лучших педагогов, что позволило легко учиться и многим потом поступить в Институт Культуры.

Режиссуру у нас вёл Владимир Александрович Вяткин, дороживший школой Веры Павловны Редлих, выдающегося режиссёра и педагога, ученицы и сторонницы идей К. С. Станиславского, возглавлявшей драматический театр «Красный факел» в 1940−1950-е годы и принёсшей ему славу «Сибирского МХАТа». (Сейчас – это Новосибирский государственный академический драматический театр «Красный факел»).

Сценическую речь вела Екатерина Петровна Куршева – светлая, жизнерадостная, отзывчивая… Мы и не знали, что она прошла всю войну с 235-й Сибирской стрелковой дивизией, в звании сержанта медицинской службы. Однажды кто-то из студентов тяжело заболел, Екатерина Петровна добилась, чтобы его послали на курорт «Озеро Карачи» восстановить здоровье.

Наш любимый преподаватель по ИЗО, прекрасный человек, с большим юмором, – Игорь Григорьевич Тираспольский – учил нас не только пониманию изобразительного искусства, но и художественному оформлению объявлений и плакатов. Думаю, он запомнился всем, у кого преподавал…

Он говорил, что выпускник нашего отделения, должен быть не только актёром, режиссёром-постановщиком спектакля или концерта, но и реквизитором, осветителем сцены, а также должен овладеть качествами педагога, воспитателя, лектора. Знаний было дано много. Игорь Григорьевич готовил с нами литературно-музыкальные композиции, при этом мы учились и сценарии писать, и выступать как чтецы и артисты, и использовать слайды.

И как писал поэт Давид Самойлов:

 

И это всё в меня запало,

И лишь потом во мне очнулось.

 

Игорь Григорьевич Тираспольский открыл нам творчество Николая Константиновича Рериха.

С первых дней обучения он, чуть ли не за ручку, повёл нас, зелёных птенцов, в Новосибирскую областную картинную галерею (сейчас – Новосибирский государственный художественный музей). Он рассказывал о художниках, об истории создания картин, учил нас понимать живопись и мыслить...

Помню, мы останавливались возле каждой картины, отходили на определённое расстояние, и он спрашивал: «Что вы чувствуете?»

Игорь Григорьевич рассказывал о всех членах семьи Рерихов, но теплее всего говорил о Елене Ивановне. Я даже подумала тогда – как он её любит! И навсегда запомнились слова Николая Константиновича, которые Игорь Григорьевич часто повторял: «Посвящал я книги мои «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице».

Наверное, он это делал с воспитательной целью, потому что хотелось и для своего спутника стать и «другиней и вдохновительницей».

 

К сожалению, в те семидесятые годы мы не удостоились чести встретиться с Наталией Дмитриевной Спириной – известным искусствоведом-консультантом по творчеству Рерихов. Встреча состоялась через много лет, в 1989 году, и я счастлива, что она произошла.

 

Наталия Дмитриевна Спирина – бессменный искусствовед-консультант

на выставке картин Н. К. Рериха. 1975 г. Спорткомплекс НГУ.

Новосибирский Академгородок

 

На практику мы все разъехались по районам Новосибирской области.

Игорь Григорьевич наставлял нас: «Когда приедете в Новосибирск, не забывайте посещать Картинную галерею. Вы ещё и не представляете, какие вы счастливые, что живёте в таком городе, где есть подлинные картины Николая Рериха. Ваша главная задача – нести культуру в массы! Всё, что вы получили во время учёбы, щедро дарите вашим самодеятельным артистам, зрителям, слушателям. Полученными знаниями надо делиться со всеми – в этом борьба за Культ Света! Особенно знаниями духовными, полученными от самих Рерихов! Небо спросит за всё, что утаили...»

Сейчас вот думаю о том, что культурно-просветительную работу надо начинать с детских садов и продолжать её всё время обучения в школе, хотя бы факультативно, и приобщать к этому родителей.

19 июня 1933 года Елена Ивановна писала: «Известно, что прекрасные произведения искусства имеют в себе дар целительный, и мы имели немало случаев убедиться в этом. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытые, ибо, как сказано: «Можно стоять в полной тьме перед прекраснейшими произведениями искусства, ибо тьма в нас».

Не устану благодарить всех Учителей, открывших наши глаза и сердца для восприятия Прекрасного!

 

Н. К. Рерих. Бэда Проповедник. 1945.

Новосибирский государственный художественный музей. Новосибирск

 

 

Яков Полонский

 

Был вечер; в одежде, измятой ветрами,

Пустынной тропою шёл Бэда слепой;

На мальчика он опирался рукой,

По камням ступая босыми ногами, –

И было всё глухо и дико кругом,

Одни только сосны росли вековые,

Одни только скалы торчали седые,

Косматым и влажным одетые мхом.

Но мальчик устал; ягод свежих отведать,

Иль просто слепца он хотел обмануть:

«Старик! – он сказал, – я пойду отдохнуть;

А ты, если хочешь, начни проповедать:

С вершин увидали тебя пастухи...

Какие-то старцы стоят на дороге...

Вон жёны с детьми! говори им о Боге,

О Сыне, распятом за наши грехи».

И старца лицо просияло мгновенно;

Как ключ, пробивающий каменный слой,

Из уст его бледных живою волной

Высокая речь потекла вдохновенно –

Без веры таких не бывает речей!..

Казалось – слепцу в славе небо являлось;

Дрожащая к небу рука поднималась,

И слёзы текли из потухших очей.

Но вот уж сгорела заря золотая

И месяца бледный луч в горы проник,

В ущелье повеяла сырость ночная,

И вот, проповедуя, слышит старик –

Зовёт его мальчик, смеясь и толкая:

«Довольно!.. пойдём!.. Никого уже нет!»

Замолк грустно старец, главой поникая.

Но только замолк он – от края до края:

«Аминь!» – ему грянули камни в ответ.

 

1841

 

 

С Праздником, дорогие друзья!

С Культом Света!

 

20 сентября 2016 г. Новосибирск.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№67 дата публикации: 26.09.2016