№75 / Осень 2018
Грани Эпохи

 

 

Александр Херсонов

 

Устав Учителя Мории
Часть 1

Предисловие

Букет из Сада Мории

 

Читателю, вероятно, приходилось наблюдать, как в осеннем парке или лесу бродит человек, внимательно высматривает и подбирает красивые опавшие листья. Обычно это делает девочка, девушка или женщина, но случается, что и не равнодушный к красоте мира мужчина. Вот он поднял с земли прозрачный лимонно-жёлтый лист, тронул багряно-красный, нагнулся над большим трёхцветным листом… Набрав нужное количество опавших листьев, человек составит из них букет и поместит в доме в красивую вазу. И будет день за днём любоваться «очей очарованьем», заботясь лишь о том, чтобы пыль бытия не покрыла красу Природы. Нечто подобное будем делать и мы. С той только разницей, что войдём мы не в лес и не в парк, а в Сад. И будем собирать листы не клёна и дуба, а листы сада Мории. Лимонно-жёлтый лист – лист интеллекта и разума. Лист ярко-зелёный – дружелюбия и выбора. Лист красный – любви, энергии и обновления. Лист ярко фиолетовый – интуиции, духовности, религии и… надежды. Лист синий – мудрости, вдохновения и… просвещения. Лист лиловый – любви к человеку. Оранжевый лист – гуманизма, а фиолетово-синий лист – лист тайны, наслаждения. Белый лист и он же самый совершенный лист – вдохновения, чистой духовности и интуиции. Этот удивительный Сад, единственный в своём роде, в начале ХХ века на потребность поколений будущих людей посадил и взрастил Учитель Мория, а помогала ему в этом благородном деле семья Н. К. Рериха. За столетие Сад вырос, возмужал, и теперь мы, ученики Н. К. Рериха, вправе войти в Сад Учителя. И, достаточно возмужавшие, собрать на стол Жизни прекрасный букет мудрых мыслей, наставлений и пожеланий. Так завещал Учитель. Для того и разбивал свой сад. Сад Учителя Мории.

 

Ко Дню Народного Единства РФ

Октябрь - ноябрь 2014 года

 

http://www.anastasia-is-me.ru/var/www/old/images/foto/ph079.jpg«Но соблюдите* устав МОЙ. Но соблюдите послание Наше. Сумейте пронести Свет. Сумейте явить простор Красоты» (15.05.1922).

 

«Считаю: можете познать устав Мой» (14.06.1922).

«Так же точно и просто Говорю: читайте и поймите проще Моё Учение, не опуская сроки» (27.01.23).

 

«Если войдёт в вас смущение, поднимите щит преданности, ибо им сохранитесь, и повторяйте Указы, вам Говорю: повторяйте» (31.03.23).

 

«Листы сада Мории». Книга первая. ЗОВ. Письмена.

Кто он, Учитель Мориа?

Прежде, чем знакомиться с Уставом, о котором настоятельно рекомендовано выше, было бы желательно подробнее познакомиться с автором Устава, Учителем или Мастером Мория**. В письме Н. К. Рериха от 25.07.1921 г. будущему личному секретарю В. А. Шибаеву читаем: «Вы уже знаете, что Аллал-Минг – это Мастер Мория. Он руководит мной и моей семьёй» (2, с. 97). О ком идёт речь? Из книги П. Ф. Беликова мы находим ответ на заданный вопрос. «Он» – это духовный Учитель Тибета по имени Мория, который в литературе упоминается под многими имёнами: Аллал-Минг-Шри-Ишвара, Великий Владыка, Владыка М., Учитель Великого Белого Братства, Мастер Мориа, Махатма М. (2, с.415). Книга, которая была «издана по указанию Мастера» и о которой будет идти речь ниже, называется «Листы сада Мории» (5, с.88, 2.с.96). П. Б. приходит к выводу, что «по указанию Учителя в книгу «Цветы Мории» было включено Его Наставление для Н. К., аналогичные тому, как подобные Наставления, Напутствия и Указы персонально для Н. К.и Е. И. включались позже в книги Живой Этики» (2, с.96). В первом упоминании имени Учителя М., Павел Беликов пишет: «…принятие мирского долга было жертвой Аллал-Минга…» (2, с. 23) и приводит случай явления ночью Е. И. Рерих Учителя М.: «…увидела в своей спальне озарённую ярким сиянием фигуру человека с необыкновенно красивым лицом. Всё было насыщенно такими сильными вибрациями, что первой мыслью Е. И. была мысль о смерти… Так состоялось посещение Учителем Е. И., которое, несомненно, многое для неё открыло» (2, с.94). Сама Е. И. так описывала последствия посещения Владыки М.: «Чувство радости и огромной ответственности. Мучительное желание оправдать великое доверие Владыки наполнял всё моё существо» (1, с.24). В дневнике Е. И. от 30 июня – 1 июля приводится следующий фрагмент беседы у кресла Владыки: «Может Урусвати записать мою тайну отдельно. Вижу в письмах Моих наследие человечеству в дальние миры. Но должно человечество прежде переродиться и осознать все беспредельные размеры» (1, с.149). Как видим, в руководстве семьёй Н. К. Рериха, Учитель М. даёт особые указания, советы, рекомендации и предупреждения. Так в письме Н. К. Шибаеву от 30.04.1922 года читаем: «О битве М. М. предупреждал нас многократно. Будем выдерживать, помня о победе 27 сентября 1931 с/с (вероятно светлых сил. П. Б.).Собирайте друзей, а главное ищите среди молодёжи, чтобы к 1931 году иметь новые кадры. Уже много ранее М. М. сообщил о том, что Россия будет стражем мира. И значит, его ложа будет средоточием Его указаний и действий, и поэтому стойте крепко» (2, с.213).

 

 

От автора

 

Итак, Учитель Мориа просит вступивших на путь познания Истины, Красоты, Добра и торжества Духа соблюдать данный Устав, проявляя уверенность в том, что Устав можно познать. И сделать это следует своевременно, а если возникнет ситуация смущения, Указы рекомендуется повторять. В начале ХХ века руководство Учителя М. было обращено главным образом на семью Н. К. Рериха. Но и столетие спустя Устав Учителя М. продолжает обращаться ко всем, кто намерен идти по пути создателей УЖЭ, ко всем членам рериховского движения. Устав велик и многообразен, к тому же требует от изучающего напряжённой работы мысли и чувства. Вот почему Учитель М. просит: «Читайте и поймите проще Моё Учение, не опуская сроки». В чём же заключалась работа автора? Для более благоприятного восприятия Устава автор выделил и по отдельным темам перекомпоновал тезисы Учителя М. В том, что автор имел на это право и двинулся в правильном направлении, мы убеждаемся, обнаружив тот же приём со стороны Учителя М: «Я говорю коротко – чтобы изучили и запомнили, запомнили сказанное вам Мною (28.10.1922). Итак, «чтобы изучить и запомнить» сказанное Учителем М. наилучшим образом, автор изложил «ещё короче», придав мыслям Учителя М. форму афоризма. Но представляется важным не только познать Устав, но и соблюсти Устав в жизни, что сделать гораздо труднее. Учитель М. надеется, что последователи «сумеют пронести Свет, сумеют явить простор Красоты. Но с чего начать непростую работу? Чем продолжить? Чем закончить обращение Учителя М.? Ведь перед нами открывается безбрежье мыслей, идей, крупиц знаний, указаний, призывов, чувств, эмоций, настроений, предупреждений, советов, отношений, участий, пожеланий и требований Учителя М. Как не потеряться современнику в «море» драгоценной информации, где каждое слово имеет вес, исключительное значение? Начать, пожалуй, следует с «горячей проблемы», с того негатива, что в ХХI веке, как коррозия разъедает металл, разъедает и рериховское движение, тормозит и ослабляет его развитие. Внимательно изучая «Листы сада Мории», мы видим, что нравственно-этическая проблема взаимоотношений учеников – последователей уже тогда серьёзно беспокоила Учителя М. И это можно понять, поскольку среди вставших на путь поиска Истины и Совершенства, а для Учителя М. дорог каждый ученик, встречаются люди разного характера, воспитания, образования, способностей и возможностей. Отсюда следует, что в среде «стучащихся в дверь Учения» могут возникать недопустимые явления, чего следует категорически избегать. О чём же пойдёт речь? Речь пойдёт о невежестве, самомнении, осуждении, раздражении, заносчивости, критиканстве, гневе, нетерпимости, обиде и предрассудках. И даже предательстве последователей Учения. Итак, перед нами «Листы сада Мории», куда волен войти каждый, где каждая мысль и чувство Учителя М. требует от ученика способность прочувствовать и осмыслить послание. Вслед за Учителем М. повторим: «Я – твоё благо. Я – твоя улыбка. Я – твоя радость. Я – твой покой. Я – твоя крепость. Я – твоя смелость. Я – твоё знание» (5, с.90).

 

 

Не допустите!

1920

1. «Оставьте все предрассудки - мыслите свободно (24.03).

 

1921

2. «Оставьте все предрассудки и, пользуясь силой, духовно помогайте людям» (12.01).

3. «Учите других на явленных делах, но вы не должны чужим ставить поступки невежества в вину. Тёмных много – нужно простить: у них еле дух намечен» (29.05).

4. «Сумейте, состоя учениками, устоять против раздражения. Надо в удвоенное стекло смотреть на всё доброе и в десять раз уменьшать явления несовершенства, иначе останетесь прежними» (15.06).

5. «Ученики не должны судить опрометчиво» (23.06).

6. «Растить обиду – плохой сад» (28.06).

7. « Друзей не избегай - можешь просветить моим именем тёмных людей. Будьте смелее, будьте учениками М» (31.08).

8. «Изгоните гнев – облегчите путь к Нам» (01.10).

9. «Чистое явление спокойствия испытывается мелочами жизни» (24.10).

10. «Неподготовленность – не преступление. Люби несчастных. Жалей малых» (25.10).

11. «Осторожность суждений только поможет Моему Делу. Явите чужим учениям понимание и снисхождение. Явите немногих избранных и бережно отодвиньте противозлословие неготовых» (04.11).

12. «Широко мелькают типы людей тёмных, редко светит огонь духа» (30.11).

 

1922

13. «Улыбка нужна – плач препятствует току» (06.01).

14. «Нужно освещать явления пошлости» (30.01).

15. «Сурово судить не надо события жизни: цепь их приводит к вратам» (13.02).

16. «Сумрак невежества и гримаса недовольства – не свои знаки, отдайте их тёмным» (14.06).

17. «Я говорю вам, пусть пламя сердца вашего пылает огнём сострадания. В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания» (21.07).

18. «Вековая пашня далеко не вспахана, сколько разъединения и раздражения!»

19. «Можете ради моего дела требовать, но без гнева – посылая творящую помощь блага. Гнев порождает гнев, но Мои дети побеждают алое пламя синим лучом» (02.12).

20. «Я покажу щит мой тем, кто идёт. Покажу тем, кто поразит явление себялюбия» (13.12.)

 

1923

21. «Главное действуйте не гневом, но – возмущением духа. Огонь гнева лишь оставляет дыры в ткани Мира. Но если действуете возмущением духа, защищая Имя Господне и силу Учителя вашего, то даже удары будут оправданы. Потому различайте во всём огонь гнева и очистительное пламя возмущения духа» (09.02).

22. «Тяжкий от злобы дух не может подняться, но освобождённая доброта лети в сиянии Света» (13.02).

23. «Не злословьте и не проклинайте, ибо град проклятий больно бьёт голову сказавшего их» (03.03).

24. «Нужно прощать людям непонимание. Хорошие люди часто повинны в явлениях суждений ошибочных. Существенно щадить первые ошибки» (05.03).

 

 

Ожидайте новых!

1922

2. «Под знаком Моим соберу новых людей» (18.01).

3. «Новые, новые, новые, чудные, разумеющие, вознесённые соберутся» (12.03).

3. « Не закрой путь для новых стучащихся» (02.05).

4. «Новые, новые, новые соберутся. Считайте друзей, намечайте врата будущего всхода» (21.06).

5. «Я мудрых зову. Новые и нужные соберутся, и дерево союза процветёт» (13.07).

6.  «Скажу стучащимся – на пути вашем может встретиться духовности полный сосуд, сумейте распознать его» (21.07).

7. «Новые проявят себя в действии, явят щит красоты и, полные любви, откроют двери стучащимся» (09.08).

8. «Умейте призвать новых на постройку» (03.10).

9. «Вам на каждом перекрёстке приготовлены новые» (28.10).

 

1923

10. «Ищите новых – они даны и направлены, но не отриньте их стук. Нужно ценить каждый час моего дела» (03.02).

11. «Перед приходом гостя лучше проветрить дом и в тишине, повторяя молитву, устремить лаза на красоту» (19.03).

12. «Новое знамя требует новых людей» (12.04).

 

 

Слово об избранных

1921

1. «Для важных поручений Мы соединяем гармонических людей – их батарея особенно сильна» (20.08).

2. «Уходящая раса губит избранных приемников, и мы должны уберечь их» (24.11).

 

1922

3. «С востока и запада пойдут Мои вои, и Узнаю среди победивших избранных Мною. И узнаете проставленных Мною» (11.01).

4. «Мои избранные понесут Слово Моё простое о том, что принадлежит Великому Народу» (15.02).

5. «Рука создателя украшает щиты избранных явлениями духа. Чужое умение не устоит перед Творцом» (29.03).

6. «Новые избранные выразят мысль кратко и ясно. Каждое время имеет свои стремления». (24.04).

7. «Карма важна, но ещё важнее избрание. Карма – только условие избрания, но только избранный поручение несёт» (25.05).

 

1923

8. «Не за сном, не за едою, но за трудом Я оправдаю Моих возлюбленных» (20.01).

9. «Сумею Руку поднять за избранных. Я щит подниму» (31.03).

 

 

* Здесь и далее выделения автора.

** Об Учителе М. имеется достаточно доступной информации, где его имя читается так же, как Мориа (1, стр. 455, 2, с. 415, 3, с. 259, 4, с. 298).

 

 

Литература:

1. Е. И. Рерих «У порога нового мира» » МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2007.

2. П. Ф. Беликов «Рерих. Опыт духовной биографии» МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2011.

3. В. А. Росов «Николай Рерих. Вестник Звенигорода», Книга первая «Великий план». Ариавата-Пресс, Москва, 2004.

4. В. А. Росов «Николай Рерих. Вестник Звенигорода», Книга вторая. Новая страна. Ариавата-Пресс, Москва, 2004.

5. Н. К. Рерих «Письмена». Профиздат. Москва, 2009.

 

 

Продолжение следует

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№60 дата публикации: 01.12.2014