№74 / Лето 2018
Грани Эпохи

 

 

Д. Н. Короткевич

 

Истоки русского народа
в свете записей Е. И. Рерих

«Мать городов русских»

Те, кто не знают своего прошлого,

не способны творить своё будущее.

Н. К. Рерих

 

Почему необходимо знать историю? Потому что те, кто забывает уроки истории, обречены на их повторение.

В наши дни трудно переоценить значение исторического прошлого, т.к. во многом именно на умышленных манипуляциях им сегодня основываются целые идеологии и даже геополитические стратегии.

Мы не будем погружаться во все подробности исторического прошлого Древней Руси, но на основании исторических фактов расставим некоторые сущностные акценты, которые позволят очистить Истину от ложных представления о нашем прошлом.

Имеется ли в этом необходимость и актуальность? Безусловно!

Современные украинские националисты хотят полностью отмежеваться от совместного с Россией исторического прошлого, хотят вычеркнуть Россию из истории своей страны. Однако поскольку именно совместная история и составляет основную продолжительность украинской государственности, то подобные стремления, по сути, носят исторически-суицидальный характер. Но, несмотря на всю абсурдность подобных стремлений, они всё же умудряются найти благодатную почву в неразвитых сознаниях.

Если вычеркнуть Россию из истории Украины, то она просто перестанет существовать. Но на решение этой задачи выделены немалые деньги и потому современные украинские националисты или же просто продажные учёные в идеологических целях и в угоду политической конъюнктуре пытаются представить историю таким образом, что украинская государственность не просто имеет глубокие корни, но и как минимум древнее русской, а как максимум российская государственность является производной от государственности украинской.

К сожалению, не смогли устоять под воздействием этой политической пропаганды и отдельные «последователи» Живой Этики из Украины. Абсолютно игнорируя целый массив высказываний о месте России и её роли в будущем мира, они пытаются выискивать отдельные цитаты в трудах семьи Рерихов, которые оправдали бы их исторические претензии. При этом они особенно любят ссылаться на одну цитату:

«Украина хранит ядро лучшего русского народа, и ярый Киев носил название Матери русских городов. Ярый Ярослав Мудрый яро оявился в Киеве, и ярая, конечно, оявилась тогда с Ним. Украина – исконная Русь, и ярая не отойдёт, но оявится на ещё большем единении с Россией» (Дневниковые записи Е. И. Рерих. Тетрадь № 120. 04.03.1953 – 15.08.1953, машинопись, стр. 19, запись от 22.04.1953).

В их сознании фраза «Украина – исконная Русь» преобразуется в то, что Украина – есть «истинная Русь, в отличие от России». Да и «Мать городов русских» понимается ими не иначе как то, что Украина возникла раньше России, и последняя есть лишь производная от украинской государственности. Видимо, им отчаянно хочется быть главными, первыми, более ценными, более важными, по крайней мере, по отношению к России, которая воспринимается не иначе, как враг.

Можно лишь сожалеть о таком омрачении сознания. Для того, чтобы разобраться в данном вопросе, можно даже без привлечения чувствознания просто изучить историю своего края. Не придуманную местными историками под идеологическо-политическим влиянием, а основанную на сохранившихся исторических данных, летописях и других свидетельствах.

Начнём с «Матери городов русских». Согласно «Повести временных лет» эти слова принадлежат князю Олегу, который в 882 году сел княжить в Киеве: «И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него славяне и варяги, и прочие, прозвавшиеся русью».

Для верного понимания происходивших тогда событий необходимо разграничить тему этнической принадлежности от темы административно-территориального устройства.

Что касается вопроса этнической принадлежности, то необходимо понимать, что в то время не существовало ни русских, ни украинцев, ни белорусов. В IX–X веках на территории проживания современных славянских народов только начинается процесс зарождения государственности. Отдельные союзы племён, говорящих на одном языке (опять же не русском, украинском или белорусском), укрупняются до образования устойчивых образований, в результате чего появляются первые города как зачаток государственности. Так в середине IX века на территории современного Новгорода был сформирован полиэтнический союз ильменских словен (славян), кривичей и финно-угорских племён, а восточно-славянское племенное объединение по среднему течению правобережного Днепра, носившее имя поляне, основало Киев.

Как уже было сказано, не существовало ещё ни русских, ни белорусов, ни украинцев. Этнически все эти рядом расположенные территории населяли родственные племенные группы восточных славян, лишь впоследствии ставшие основой формирования русских, украинцев, белорусов. В исторических источниках X века они совместно именовались «русь», «русины», «русичи» и где-то до XIV века не имели особых отличий в быту, обычаях и языке.

Теперь перейдём к административно-территориальному устройству. На территории древних славян практически в одно время (X век) начинают формироваться города как центры проживания, торговли и культуры.

Фраза князя Олега о Киеве «Да будет это мать городам русским» представляет собой семантический аналог греческого слова «метрополия» (от греч. μήτηρ – мать и πόλις – город) и означает, по сути, провозглашение Киева столицей.

С одной стороны, наименование Киева матерью городов русских справедливо, так как именно с объявления Киева столицей зарождающееся восточнославянское государство начинает наиболее активное формирование за счёт включения в него прилегающих городов и территорий.

Но можно ли утверждать, что именно с 882 и возникло восточнославянское государство? Определённо нет. В 882 году это начинающее государство просто обрело новую столицу и в честь неё получило временное наименование «Киевская Русь».

Были ли у Руси столицы до Киева? Да, восточнославянское государство, большее время своего существования называвшееся «Русь», имело столицы как до (Ладога (862–864), Новгород (862–882), так и после Киева (Владимир (1243–1389), Москва (1389–1712), Санкт-Петербург/Петроград (1712–1918).

Первым историческим административно-территориальным центром (столицей) Древней Руси принято считать Новгород.

Новгород (позже – Великий Новгород) – один из самых древних и знаменитых городов Древней Руси, впервые упоминается в Новгородской летописи под 859 годом. Расположение Новгорода было столь выгодным географически (город стоял на перекрестке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток), что к середине IX века он сделался крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель и с 862 по 882 г. становится столицей Руси.

Но по другой версии Новгород не был первой столицей Древней Руси, и до него этот статус два года носила Ладога (с 862 по 864).

 

Н. К. Рерих. Волхов. Ладога

 

Название город получил, скорее всего, от названия протекающей рядом реки и одноименного озера. Территория Ладоги является одним из самых древних славянских форпостов Древней Руси. Археологи датируют стоянки на этой территории ещё эпохой неолита (III тысячелетие до н.э.). Возникшее в середине VIII века Ладожское поселение постоянно подвергалось атакам северных соседей. Крепость сжигалась, разрушалась, но снова и снова восставала из пепла, ставя заслон захватчикам. В IX веке деревянные стены ладожской крепости были заменены на каменные, выложенные из местного известняка, и Ладога стала первой каменной крепостью на Руси.

Судя по имеющимся данным о многообразии и размахе связей, Ладога стояла в одном ряду с такими торгово-ремесленными центрами Скандинавии и Балтики, как Хедебю и Рибе в Ютландии, Каупанг на юге Ногвегии, Павикен на Готланде, Бирка в Швеции, Ральсвик на острове Рюген (Германия), Волин в Польше и другие.

В Ипатьевском списке «Повести временных лет» Ладога названа резиденцией Рюрика. Согласно данной летописи Рюрик сидел в Ладоге до 864 года и лишь после этого перешёл в Новгород.

 

Старая Ладога вдохновила Н. К. Рериха на создание знаменитой картины «Заморские гости»

(1901 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва)

 

Крепость, изображённая в правом верхнем углу картины, соотносится некоторыми исследователями творчества художника с Любшанской крепостью – древнейшей каменно-земляной крепостью на территории Древней Руси расположенной рядом со Старой Ладогой на месте бывшего устья реки Волхов, открытой и исследованной археологами только во второй половине XX – начале XXI века.

 

С 882 года столицей Руси по воле Олега становится Киев. Точные даты основания Киева, как и Новгорода, не известны. Насчёт года основания Киева существует несколько различных версий. Согласно «юбилейной версии», возникшей в 1982 году в СССР, это 482 год, но археология обнаруженных построек не позволяет отнести их к полноценным городским. «Повесть временных лет» говорит о 940 году, а Новгородская о 854-м. Большинство историков и археологов всё же сходятся на том, что Киев как полноценный город сформировался где-то в середине IX века.

Но кто такой был князь Олег и откуда он пришёл? Пожалуй, именно этим вопросом должны были бы задаться в первую очередь те, кто считает 882 год датой основания Руси и Киев – первой её столицей.

Олег – это князь из рода Рюриков. После смерти княжившего в Новгороде Рюрика в 879 году Олег как регент его малолетнего сына Игоря и родственник Рюрика получил власть над новгородскими землями, откуда в 882 году и пришёл в Киев. Захватив Киев и убив двух правящих там братьев-варягов Аскольда и Дира, Олег перенёс сюда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян.

До Олега и «Киевской Руси» в северной части Восточно-Европейской равнины зарождающееся древнерусское государство с центром в Новгороде возглавлял князь Рюрик («Новгородская Русь», «Северо-Западная Русь», «Государство Рюрика») – первый летописный князь Древней Руси, варяг, ставший родоначальником княжеской и ставшей впоследствии царской династии Рюриковичей.

Согласно «Повести временных лет» и других летописям в 862 году для урегулирования внутренних межплеменных междоусобиц финскими племенами мери и чуди и славянскими племенами словен и кривичей было решено пригласить на княжение варягов: «Поищем сами себе князя, чтобы владел нами и рядил по ряду и праву» («Повесть временных лет»).

Небезынтересными является тот факт, что племя варягов, к которому обратились славяне и финны, носило название «Русь».

Согласно «Повести временных лет»: «В год 6370 [862 по современному летоисчислению]… Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные – норманны и англы, а ещё иные готы – вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой – Синеус, – на Белом озере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

По версии Ипатьевского извода «Повести временных лет» старший брат Рюрик пришёл на правление в Ладогу, а затем в Новгород, а по Новгородской летописи – сразу в Новгород. Вместе с Рюриком пришли два его брата – Синеус и Трувор. Трувор княжил в Изборске, а Синеус в Белоозерске. После их смерти Рюрик стал единоличным правителем рода.

Призвание варягов является, по сути, отправной точкой образования государственности на этих территориях. Именно тогда и возникает государство, именуемое «Русь».

В 882 году правление династии Рюрика через Олега распространилось на Киев, куда и была перенесена столица Руси из Новгорода.

Таким образом, основание в 882 году «Киевской Руси» с утверждением столицы восточных славян в городе Киеве – это не вопрос этногенеза русских или украинцев, как и не вопрос возникновения государства, но вопрос прохождения молодым государством определённой стадии его становления в административно-территориальном смысле.

На момент образования «Киевской Руси» ещё не существовало ни русского, ни украинского этноса, также как не существовала отдельно русская или украинская государственность. В X веке на территории Восточно-Европейской равнины существовали лишь отдельные группы восточнославянских племён, не имеющих существенных этнических различий, которые в результате естественных эволюционно-исторических процессов объединились сначала в крупные города, а затем и в объединяющее их государство – Русь. Именно это государство, которое определённый период истории, когда его столицей был Киев, носило название «Киевская Русь», относится к общей исторической государственности как для современных украинцев, так для современных россиян, в связи с чем все претензии на этническое или историческое превосходство русских или украинцев просто нелепы.

 

Слева – герб Старой Ладоги. Атакующий сокол, своим обликом напоминающий трезубец

– тотемный символ династии Рюриковичей. Справа – малый герб Украины

 

Известно, что Великие Светочи воплощались в те времена и в тех народах, развитие которых носило особое эволюционное значение. В этой связи могут напомнить, что Владыка и Урусвати воплощались в Киеве как Ярослав Мудрый и его жена. Но при этом не обращают внимание на то, что, скорее всего, и Рюрик также был воплощением Владыки. По крайней мере, жена Рюрика – княгиня Эндвинда (Эдванда) Урманская была воплощением Урусвати[1], а из дневниковых записей Е. И. Рерих мы знаем, что подобные воплощения почти всегда были парными с Владыкой. Не говоря уже о том, что дальнейшая история государства русского знает ещё множество воплощений Владык.

Но вернёмся к словам, приведённым вначале: «ярая [Украина] не отойдёт, но оявится на ещё большем единении с Россией».

О стремлении западных стран расколоть Россию на части известно давно.

«Западные Державы страстно хотели бы, чтобы лучшая Страна [Россия] тут распалась и ярые могли бы захватить то, что им так хочется – оттягать Монголию и Украину… и ярый оплот царизма − казаков и ярый Кавказ» (дневниковые записи Е. И. Рерих, тетрадь 195 (60), Записи бесед с Учителем. Тетрадь 16, рукопись, запись от 18.07.1953 стр. 84).

Что же означают слова о единении, как не то, что Украина, начавшая отдаляться от России с 90-х годов и при активной помощи западных кураторов с 2014 года начавшая превращаться в откровенного врага России, снова станет едина с Россией, причём едина ещё более, чем ранее? Напомню, что ранее наиболее тесное единение происходило в рамках СССР. Предоставим читателям самим поразмышлять о том, после каких событий и в какой форме может быть явлено более тесное единение…

Обязательно ли это произойдёт это единение? Таков План. Но противоборствующие силы тьмы ещё сильны и всеми силами стараются помешать этому. Поэтому, несмотря на важность Украины, Владыки всё же допускают вероятность её потери. Так в дневниковых записях Е. И. Рерих приводятся слова Владыки об исключительной важности территории Сибири, и тут же говорится о том, что потеря даже части Сибири несравнима даже с утратой Украины: «Внутренняя Монголия является ключом к Алтаю и Сибири. Утрата хотя бы части Сибири неизмерима даже с утратой Украины» (дневниковые записи Е. И. Рерих, тетрадь № 71 (1943–1944) [159], Разворот 62). По какую сторону фронта борьбы Света с тьмой хочет остаться Украина – этот выбор остаётся за братским украинским народом…

 

 

Этническое ядро русского народа

Теперь снова вернёмся к словам Владыки: «Украина хранит ядро лучшего русского народа». Уже одних этих слов достаточно, чтобы опровергнуть версию о главенстве или первородстве украинского этноса или государственности. Чтобы хранить, нужно иметь. И Украинский народ имеет в себе то же ядро, что и русский народ. Но что это за ядро?

Дневниковые записи Елены Ивановны проливают свет и на историю происхождения русского народа. Согласно записям, линия предков русских восходит к атлантам. Именно там следует искать ключ к происхождению русского народа[2]. Записи рассказывают о лучшем воинственном племени среди Северных Атлантов, которые после катастрофы, постигшей Атлантиду, переселяются на Восток. Там они смешиваются с новыми монголоидными племенами. Племена Аланов[3] являются потомками монголоидов из Атлантиды[4].

Двигаясь из Средней Азии на юго-запад, Аланы на своём пути смешивались с другими народностями, населявшими и южные области Каспия и Чёрного моря, и селились по течению рек Дона, Днепра и Буга. Аланы были мощной народностью, явившись основой при смешении с другими народами, выявив из себя Роксоланов[5].

Именно Роксоланов как потомков лучших племён Атлантов и предков славян Владыка относит к ядру русского народа.

«Роксоланы − раса Нашей Атлантиды, и страстная пятая раса оявилась на лучшем отборе. Роксоланы оявили ядро сотрудничества Нашего. Все лучшие представители её − Наши Сотрудники. Можно проследить в Персии [Иран], [в] Индии среди раджпутов, сикхов, великороссов»[6].

«Славяне-Роксалланы пришли в Европу с последним переселением народов за три века до начала Новой Христианской Эры. Славяне пришли из Средней Азии. Славяне уявились как раса Индо-Кавказского типа. Индо-Кавказские типы были уявлены среди последних славянских племён, пришедших из областей нынешнего Туркестана. Славяне – красивая ветвь Роксалланов. Они смешались на юге России, со скифами и печенегами. Они осели на Кавказе и на юге России. Роксалланы уявились народом воинственным и стали промышлять нападениями на соседей. Роксалланы уявили ядро Великороссов. Малороссы[7] – славяне на смешении с печенегами и тюрко-скифами»[8].

Таким образом, именно славяне-Роксоланы стали тем ядром, которое образовало основу русского народа, и именно об этом ядре идёт речь, когда говорится о сохранении его Украиной. При общей славянско-роксолановской основе, этнические особенности Малороссии сложись в результате смешения с печенегами и тюрко-скифскими племенами.

«Россия является конгломератом всех национальностей. Только подумать, какие племена проходили через её необъятные степи и населяли их! К нашей основной крови храбрых алланов или роксалланов (как тогда назывались славяне) добавилась кровь тюркских племён, а также скандинавских. Почти вся современная Германия была населена славянскими племенами, чему являются свидетельствами названия её главных городов и провинций, например Померания, Берлин, Лейпциг, Потсдам, Бреслау, Данциг, Гамбург (так был назван славянский город Пруденцием из Труа (IX век)). Все эти названия, так же как и многие имена рек, не имеют значения в немецком языке в отличие от славянских. До сих пор среди населения Пруссии можно встретить много русских имён» (из письма Е. И. Рерих от 21.05.1938).

Версия о происхождении славян от Роксоланов высказывалась ещё М. В. Ломоносовым и Г. В. Вернадским. Для полноценного и окончательного обоснования данной версии в научных кругах не хватает исторических данных, т.к. последние упоминания о Роксоланах встречаются за несколько столетий до того, как появляются первые упоминания о росах (русах). Но отсутствие данных отнюдь не означает невозможность этой связи. По этому поводу в дневниковых записях Е. И. Рерих сказано: «Атлантида даст ключ к происхождению русского народа. Связь русских с Роксалланами, переселенцами из Средней Азии, станет очевидной»[9], «Находки в Северной Сибири и в Средней Азии откроют богатейшую Культуру, принадлежавшую Атлантам»[10] и «История народов будет пересмотрена на основании новых раскопок по пути движения народов. Истинная История окажется много интереснее истории Зелинского и Ростовцева»[11].

«Россия полюбит наименование Роксалланы, когда уявится новая теория о ядре русского народа»[12].

Таким образом, мы со всей очевидностью наблюдаем, как утверждения «последователей» Живой Этики из Украины об этногенезе русских и украинцев, а также о происхождении их государственности, основанные на теориях украинских националистов, разбиваются об исторические факты, и не только не находят своего подтверждения в записях Е. И. Рерих, но и прямо опровергаются последними.

 

 

«Россия – Матерь Славян»

Картина отношений братских народов будет неполной, если мы не дополним её несколькими штрихами о будущем. Записи Елены Ивановны Рерих содержат и такие указания, тесно связывая будущее всей планеты с ролью России. Это касается и вопроса эволюции народов.

Если Роксоланы названы «лучшим отбором пятой расы»[13], то в отношении будущего сказано, что именно Новая Россия выбрана Силами Света для сбора шестой коренной расы[14] и явит новый тип шестой расы[15].

«Россия ещё не знает своей мощи после переустройства Мира»[16].

Имея богатые нефтью, газом и иными полезными ископаемыми земли, Новая Россия объединит и явит помощь славянским народам, а также объединится с народами Востока.

«Новая Страна уявится на красивом объединении народов Востока. Новая Россия оявится Матерью Славян, явит льготы братьям Славянам. Уявит специальный фонд для помощи Славянам.

Новая Страна − «Неотпитая Чаша», тогда как другие страны стоят перед ярой исчерпанности их недр. Новая страна уявится на неистощимости мощи недр и горючего материала, и новая нефть будет обрабатываться особым способом. Новая Страна уявит драгоценнейшие металлы, необходимые для новых открытий. Новая Страна будет поставлять их на весь Мир, ибо ярая Страна будет единственной Владелицей этого богатства»[17].

И если Киев стал «матерью городов русских», то Новая Россия станет Матерью Славян, предоставив им прибежище и окружив материнской заботой.

28.06.2022

 

Примечания:

[1] «Эдванда» (Дневниковые записи Е. И. Рерих. Тетрадь 189, 1930–1950 годы), «Эндвинда Урманская – княгиня, жена Рюрика» (дневниковые записи Е. И. Рерих, тетрадь 51,27.09.1928 – 30.06.1929, развороты 9091).

[2] «Атлантида даст ключ к происхождению русского народа» (дневниковые записи Е. И. Рерих, тетрадь № 226 (73) за 1943–1946, стр. 60).

[3] Ала́ны (др.-греч. Ἀλανοί, лат. Alani, Halani) – ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века н. э. – времени их появления в Приазовье и Предкавказье.

[4] «Алланы − потомки племён монголоидов из Атлантиды. Атланты уявились как Алланы в позднейшие времена. Моя страна имеет в населении её и кровь монголоидных Атлантов. Атланты уявились на смешении с новыми племенами после катастрофы, после погружения нескольких больших островов-материков. Это племя Атлантов стало принадлежать уже к новой субрасе монголоидов, к необычно красивому племени, уявленному при раскопках в Средней Азии. Ярое это племя принадлежало к Атлантам. Находки в Северной Сибири и в Средней Азии откроют богатейшую Культуру, принадлежавшую Атлантам» (дневниковые записи Е. И. Рерих, тетрадь № 226 (73) за 1943–1946, стр. 60-61).

[5] Роксоланы (лат. Rhoxolani, от аланского roxs ala/ruxs alan «светлый алан») – ираноязычное сармато-аланское племя, кочевавшее со II века до н. э. по первую половину I тысячелетия н.э. в землях Северного Причерноморья и Дунайского региона.

[6] Дневниковые записи Е. И. Рерих, тетрадь № 191 (46), разворот 49, запись от 25.06.1952.

[7] Малороссы – жители Малороссии. Понятие Малороссии, её административно-территориальный состав менялись на протяжении истории. Во времена Российской империи на протяжении XIX и начала XX века названия Малороссия, употреблялись относительно всего юго-западного края. До 1917 года это название почти официально использовалось для собирательного обозначения Волынской, Киевской, Подольской, Харьковской, Полтавской и Черниговской губерний. В одном из последних значений этого термина малороссами обозначалась одна из трёх ветвей русского народа, наряду с великороссами и белорусами, проживающая на юго-западных землях Руси, в районе левобережного Днепра. Культурно и этнически термин, по сути, отождествлялся с украинцами.

[8] Дневниковые записи Е. И. Рерих, тетрадь № 178 (68) за 1943–1944, стр. 118.

[9] Дневниковые записи Е. И. Рерих, тетрадь № 226 (73) за 1943–1946, стр. 60.

[10] Дневниковые записи Е. И. Рерих, тетрадь № 226 (73) за 1943–1946, стр. 61.

[11] Дневниковые записи Е. И. Рерих, тетрадь № 178 (68) за 1943–1944, стр. 51.

[12] Дневниковые записи Е. И. Рерих, тетрадь № 178 (68) за 1943–1944, стр. 124.

[13] «Роксоланы − раса Нашей Атлантиды, и страстная пятая раса оявилась на лучшем отборе» (дневниковые записи Е. И. Рерих, тетрадь № 191 (46), разворот 49, запись от 25.06.1952).

[14] «Моя Новая Страна означает страну лучшую, избранную Силами Света для собирания шестой расы. Ярая Страна оявится такой, когда Наша Т[ара] оявится в ней. Моя страна – страна лучшая – на Моём сотрудничестве и с лучшими людьми, собранными со всех сторон Света. Оявим Страну Новую на овладении прироста территории, на союзе с Индией, Тибетом и Персией, [и] Т[урцией]. Истинно, от моря и до моря, и от океана до океана» (дневниковые записи Е. И. Рерих, тетрадь № 179 (34) за 1947–1949, разворот 70).

[15] «Новая Страна Россия уявит новый тип основной шестой расы» (дневниковые записи Е. И. Рерих, тетрадь № 178 (68) за 1943–1944, стр. 118).

[16] Дневниковые записи Е. И. Рерих, тетрадь № 178 (68) за 1943–1944, стр. 30.

[17] Дневниковые записи Е. И. Рерих, тетрадь № 178 (68) за 1943–1944, стр. 108.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№90 дата публикации: 01.07.2022