№74 / Лето 2018
Грани Эпохи

 

 

Д. А.

 

Художник Н. К. Рерих

Опубликовано в журнале «Красная панорама», № 31 (125), 1926 г.

 

 

Возвратившийся после почти десятилетнего пребывания за границей художник Н. К. Рерих задумал своё кругосветное путешествие ещё в 1914 г. и приступил к его непосредственному осуществлению ещё до революции. Характерной особенностью этого, совершенно исключительного, путешествия является тяготение художника почти исключительно к странам Востока.

Н. К. Рерих начал своё путешествие со Швеции и Норвегии. 1919 год Н. К. Рерих проводит в Дании, откуда, после выставки в Копенгагене, отправляется в Англию. Художественный успех в Англии обеспечивает Н. Рериху приглашение на выставочное турне по Северной и Южной Америке. С выставкой, насчитывающей около двухсот полотен Н. Рерих посещает в течение 1920–22 годов Нью-Йорк, Чикаго, Бостон, Буффало, Мадисон, Сент-Луис, Сан-Франциско, Колорадо, Денвер, Канзас, Омега, Индианаполис, Милуоки, Миннеаполис и др. Возвратившись снова в Европу, Н. Рерих спешит окончательно расстаться с ней ради «некультурных» якобы стран Востока, открывающих художнику совершенно неисчерпаемые духовные и живописные источники творчества.

 

 

Первый этан Н. Рериха по пути на Восток – древний Египет; за Египтом следует Индия; здесь художник переносит центр тяжести на изучение природы и быта. Из Индии Н. Рерих отваживается отправиться караваном на Гималаи. Отказавшись от «покупки» необходимых для путешествия работников из туземцев, которые, по словам Н. Рериха, продаются в самом подлинном смысле и недорого (дети от нескольких рублей, взрослые – до тридцати-сорока рублей), Н. Рерих, пользуясь знанием местных языков, совершает своё путешествие в национальном костюме, скрывая т[аким] о[бразом] своё европейское происхождение. Путешествие по этому краю оказывается чрезвычайно тяжёлым и сопровождается опасными приключениями: голод, болезни, массовый падёж лошадей, непроходимые места, опасные встречи и т.п. Из окрестностей Гималаев караван Н. Рериха вышел в Китай. Здесь «более культурная» среда сказалась не столько на средствах «передвижения», сколько на неожиданности «задержания»! Как советский гражданин Н. Рерих был задержан и лишён свободы в течение около трёх месяцев; только благодаря своей известности Н. Рерих пользовался послаблением режима и отпускался в город… в сопровождении конвойных. После скитаний по чужим странам в течение около десяти лет экспедиция Рериха достигла, наконец, советской восточной границы Зайсан, откуда участники её по Иртышу и через Омск приехали в Москву.

 

* * *

В ряду наиболее ярких представителей группы художников – «Мир Искусства» Н. К. Рерих всегда отличался не только формальными, но и тематическими особенностями творчества. В то время как Александр Бенуа воспроизводил преимущественно интимный быт и придворную обстановку восемнадцатого века Франции и России, а Лев Бакст – красочные «звучания» сказочного востока и античности, – Н. К. Рерих всегда изображал забытую старину давно минувших веков, которую он неизменно воплощал, как своеобразный мыслитель, погруженный в осознание культуры прошлого.

Начав как страстный археолог русского севера, Н. Рерих ещё задолго до Мировой войны обнаруживает также огромный интерес в истории Скандинавии и древнего востока. Наряду с совершенным не только с художественной, но и с историко-археологической стороны «Спасом Нередицы» художник пишет полную проникновения в настроение давно минувшей эпохи «Песнь о Викинге» (1907 г.), общеизвестные «Человечьи праотцы» (1911 г.), знаменитый «Половецкий стан» к парижской постановке «Князя Игоря» и целый ряд других вещей, где, одновременно с живописными задачами на первый план выступает выявление содержания древней эпохи.

Десятилетнее путешествие открыло художнику, что современный Восток – это не романтическая сказка, а тяжёлая действительность, полная мучительно тяжёлых социальных противоречий. Тем не менее, пока это «открытие» Востока отразилось на творчестве Н. Рериха весьма незначительно. Правда, открытый пейзаж Азии повлиял на композицию соответствующих произведений Н. Рериха в смысле приближения их к монументальному стилю; зато впечатления от Индии оказались плодотворными несравненно менее. Не постигнув современной Индии во всей сложности её социальных противоречий, Н. Рерих в изображении е пошёл по линии наименьшего сопротивления – легенды. Современный Восток был благотворным для Н. Рериха до того момента, пока не наступил момент пресыщения столь затянувшимися многолетними впечатлениями. Возвращение Н. Рериха следует считать весьма своевременным. Вслед за долголетним собиранием впечатлений для художника должен, наконец, наступить период их осознания, без которого немыслим новый этап в творчестве одного из наших не только наиболее плодотворных, но и талантливейших живописцев.

 

Публикуется по материалам Музея Рерихов (Филиала Государственного Музея Востока)

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№90 дата публикации: 01.06.2022