№74 / Лето 2018
Грани Эпохи

 

 

Илья Ципин

 

Храм

 

Страшную фразу сказал Достоевский: «Если Бога нет, то человеку всё дозволено». Да, к сожалению, огромное число верующих не совершают грехи только из-за боязни наказания в своей последующей жизни, а не из-за отвращения к мерзости. Делают добро, желая получить за него награду. Совершают религиозные обряды и ритуалы с этой же целью.

Бог, прежде всего, любовь. Корысть и любовь не совместимы. Истинная любовь не нуждается в громких фразах. Ей не нужны фейерверки. Фейерверки, вспыхнув, быстро гаснут. Истинная любовь и вера интимны. Не терпят вмешательства, не выставляются напоказ (читай Евангелие от Матфея, Стих 6, строки 6-13).

Многократность повторения одного и такого слова быстро теряет своё первоначальное значение, обесценивается. Так у американцев фраза «Я тебя люблю» потеряла свой первичный смысл, стало подобием русскому «Здравствуйте», почти механическим, утратило первоначальное значение. Произнося его по сотне раз в день, мы уже не вкладываем в него пожелания здоровья, оно становится просто приветствием. Слово, сказанное единожды, но идущее из глубины души, воспринимается гораздо сильнее, чем то же слово, повторенное десятки раз.

«ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ, ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ, ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ!» –- как профессиональные нищие на паперти, желающие урвать подачку. «ДАЙ, ДАЙ, ДАЙ!» Подающий сам знает, кто действительно нуждается в Его помощи. Кому нужно подать, а кому нет. Молится вслух. Разве Бог глухой или знает только твой язык? Он не имеет национальности и не может принадлежать какому-то одному народу. Есть Христианство, а католицизм, православие (в православии 14 поместных канонических церквей), протестантство – секты этой единой религии. Разность дорог, ведущих к одному и тому же пункту только в том, что по одной дороге можно прийти к намеченной цели быстрее, а по другой дороге позже. Христианство – правильный путь человека Заповеди, указание дороги, по которой он должен идти, чтобы не погибнуть. Католики менее православных заражены религиозным национализмом. Нет ни итальянского, ни польского, ни бразильского католицизма. Разделение христианства параллельной дорогой к одному и тому же с ним пункту, к одной и той же цели – враг более нетерпимый, чем человек, стоящий на месте или идущий в противоположную сторону. Самая непримиримая вражда у родственных конфессий – между православными и католиками. Между суннитами и шиитами. Это мы постоянно наблюдаем и в светской, и в религиозной жизни. Бог не в церкви, а в душе. И это вера в Бога. Этому учил Иисус? А сжигание на кострах еретиков у католиков? Я не атеист, но и не религиозный. Религии, как и государства, не могут быть святыми. Они защищают себя. Ведут войны, убивают друг друга. Разве этому учил Иисус?

Ношение православного или католического креста – безразлично, крест не партийный билет, лежащий у тебя в кармане, а символ Иисуса. Что значит слово, сказанное человеком? Тем более сказанное не им самим, не идущее от него самого, а предписанное каноном. Как бы оно не было верным и красивым, оно не будет таким же искренним, как если бы ты произнёс его сам, в своей душе. Сила слова не в магии, не в каноне, а в искренности исходящей, от молящегося. Самая высокая молитва – благодарность перед Создателем. Его мудростью. Благодарность Ему за эту красоту. Он не нуждается в бесконечных восхвалениях. В стоянии перед Ним на коленях, в битие сотен поклонов, в сидение на столбе молящегося монаха-молчальника. Ни в самобичевании, ни в надевании на голое тело пудовых вериг. Ему не нужен пресмыкающийся раб. Он не человек с его тщеславием и напыщенностью. Он выше этого. Ему нужна только любовь и следование предписанному Им закону. Не словесная молитва, не языческий набор хвалебных словес и заклинаний идолопоклонников, а тепло и любовь, исходящие из твоей души.

Он намного выше человека, и подобное раболепие не может вызвать у Него ничего, кроме отвращения. Языческие обряды, наблюдаемые и одобряемые сегодня церквями, не имеют ничего общего с учением Иисуса. Язычество ещё очень крепко сидит в сознании человека. Оно примитивнее, и поэтому более понятно ему.

Раболепие и восхваление, – разве этому учил Спаситель? Многие из практикующихся и ныне христианских обрядов напоминают языческие радения. Один из самых отвратительных поощряет католическая церковь.

В маленьком городке детям явилась дева Мария. В память этого события в храме установили икону. Каждый год, в день её явления, поклониться иконе движутся тысячи паломников, проползая к ней на коленях многие километры. Если Богоматерь это видит, какой стыд и унижение она должна испытать. Только варварские цари в древности находили удовольствие в таком поклонение перед ними.

Другой случай по телевидению с умилением рассказывал православный монах. К иконе, висящей в их храме за тысячу километров, приехала паломница просить у святого, изображённого на ней, о выздоровление близкого человека. Совершив молитву, повесила на оклад очень дорогое жемчужное ожерелье. Но ведь святой не языческий идол и не нуждается в подношениях и дорогих взятках. Что важнее – сама икона или святой, изображённый на ней? Кого надо просить? Деревянную икону или святого? Святой не стал бы носить на себе ни жемчуг, ни золото, да и Иисус не ходил в парче и золотых нарядах, в отличие от церковных служащих. 800 000 язычников сутками стояли в очереди поклониться поясу Богородицы Разве это христианская вера?

Человек живёт уже в совсем другом мире, нежели его далекие предки. Сохранив извечные духовные ценности, теперь уже не может воспринимать окружающий его мир как прежде. Но церкви не всегда учитывают это. В школах учителя разговаривают с первоклассниками и выпускниками школ на разных языках. Даже Новый Завет написан иным языком, чем Ветхий. В нём гораздо меньше метафоричности, легенд. Он предназначен для более взрослого человека. Мир, видимый ребёнком, несколько другой, чем видит его взрослый.

Церковь не должна и не может служить Богу, как врач не должен и не может служить медицине. Они служат человеку. Ни Бог, ни медицина не нуждается в служение им. Врач лечит тело, а церковь душу человека. Этим церковь и должна служить Богу, а врач продвигать вперед медицину.

Церкви обвиняют и правильно обвиняют секты в применение ими приёмов, которые используют психиатры, гипнотизёры и различного рода целители. Это символы, ритмика произношения, массовые радения, а разве сама не пользуется теми же приёмами? Хорошо известно, что воздействовать на массу гораздо проще, чем на отдельного человека. Обвиняя некоторых людей в богоискательстве, отходу от букваря, забывает, что букварь – не высший учебник в изучении грамматики, он только первый. Он учит написанию букв и умению складывать слова по складам. Прилежный ученик будет искать и более полный учебник, чем букварь. Не выкинет его на помойку, а поставит рядом с книгами для следующих классов. Ему не достаточно начальной школы. Он хочет знать и уметь больше. Дойти до самой сути, ведь он уже подрос и может понять то, что не мог понять в своём раннем детстве. Церковь – только учебник по арифметике для младших классов

Различные конфессии приватизировали Бога в своих междоусобных склоках. Переругались, как соседи, живущие в одной коммунальной квартире и не сумевшие поделить газовую конфорку на общей кухне. Из-за мелких различий теряется главное. Бог во всех церквях един. Едина мораль, едины требования к человеку. Мы пока не знаем, для чего мы нужны Богу. Создавая наш телесный кокон, Он ожидает, что из него вылетит бабочка. Но зачем Ему нужна эта бабочка, ни одна религия не объясняет.

Наконец, впервые за тысячу лет, встретились православный Патриарх и католический Папа.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№82 дата публикации: 08.06.2020