№74 / Лето 2018
Грани Эпохи

 

 

Наталия Жукова

 

Звезда Высот

16 августа – Памятный День Юрия Николаевича Рериха (1902–1960)

 

 

 

…Как Луна следует звёздным путём, так нужно следовать

за мудрым, знающим и многоучёным, многоперенесшим,

благочестивым, благородным… [1]

Дхаммапада

(Сборник изречений Будды Шакьямуни)

 

Высоко в горах, у кромки вечных снегов, расцветает Эдельвейс – «серебряная звезда Высот» – цветок отваги, цветок победителей…

16 августа, в Памятный День Юрия Николаевича Рериха, вспомним этот горный цветок – символ мужества, стойкости, любви и преданности, символ Высот Духа… Все эти качества явил в полной мере Юрий Николаевич.

Один из четырёх членов Великой семьи Рерихов, Ученик Великого Владыки, старший сын и помощник Николая Константиновича Рериха – Посланника Гималайского Братства – он при жизни оставался как бы в тени. Но достижения его были очень значительны.

Великий полководец и отважный воин в прошлом, в этом воплощении он проявился как блестящий учёный-востоковед, лингвист, историк и археолог, глубокий знаток Буддизма, собиравший сокровища Знания всю жизнь.

В многогранной личности Юрия Николаевича гармонично сочетались глубокие знания и высокие нравственные качества. И «как человек он был даже более велик, чем как учёный», – отзывались о нём современники. Путь жизни и научные достижения Юрия Николаевича Рериха достаточно подробно описаны, поэтому остановимся лишь на некоторых его человеческих качествах.

 

* * *

«...Разносторонность в знаниях сына при большой даровитости – совершенно исключительное явление...» [2], – писала о старшем сыне Юрии Елена Ивановна Рерих. «Большая радость слушать его зрелые и широкие суждения. Работает и поразительно много успевает сделать, это, конечно, благодаря замечательной систематичности в работе, которую он унаследовал от отца» [3].

Помимо синтеза знаний, Елена Ивановна отмечала чистоту  сердца Юрия Николаевича: «Удивительно, как люди тянутся к нему и доверяют ему» [4]. «...Ценю его бодрый дух» [5].

Святослав Николаевич Рерих вспоминал о своём брате, как человеке необыкновенной духовной гармонии, «исключительной чистоты и честности», помимо науки «посвятившего себя служению ближним»; «Всегда отзывчивый, добрый, заботливый, и в то же время мужественный и сильный» [6].

Учение Живой Этики советует говорить по сознанию, применяя канон «Господом твоим». Это непростое искусство требует при общении с людьми отрешения от себя и вмещения  сознания собеседника, понимания его интересов. Этим искусством блестяще владел Юрий Николаевич.

Обладая огромной эрудицией, владея 27-ю западными и восточными языками и наречиями, он никогда не подчёркивал своих знаний, не гордился ими, всегда был прост, добр и человечен в общении с самыми разными людьми. И эти его качества, как магнит, притягивали к нему сердца…

Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха не дала бы тех блестящих научных результатов, если бы не знание Юрием Николаевичем местных наречий и – самое главное! – не его человечность, которую чувствовали и кочевники-тибетцы, и крестьяне-староверы, и губернаторы местных провинций, и министры, и выдающиеся учёные Европы и Америки. Он умел дружелюбно общаться со всеми, и люди доверяли ему.

Как радостно воскликнула старушка из Алтайского села Верх-Уймон, когда ей показали фотографию Рериха: «Он, он! С ним сын Юра был! Хорошие люди, мало у нас побыли, много добра сделали!» И рассказала, как во время пребывания на Алтае Юрий Рерих носил местную рубашку-косоворотку, был добр и приветлив с жителями села.

В Монголии, где Юрий Николаевич бывал во время Центрально-Азиатской и Манчьжурской экспедиций, а в конце 50-х годов – на Международном конгрессе учёных-востоковедов, его принимали за своего, за монгола, тем более, что он говорил на монгольском без малейшего акцента.

Когда Юрий Николаевич в августе 1957 года вернулся на Родину, в Советский союз, его ясный облик, простота в общении и сердечность вызвали искреннюю симпатию Никиты Сергеевича Хрущёва. И благодаря тёплому дружескому отношению главы государства и его поддержке, он смог так много сделать для ознакомления нашего народа с творчеством своего великого Отца. Юрий Николаевич привёз тогда из Индии около 500 картин Н. К. Рериха, уникальную библиотеку редких рукописей и книг, и многие другие ценности из Наследия его родителей.

 

* * *

Юрий Николаевичу было свойственно поэтическое восприятие мира. «Он был поэтом в душе», – говорили о нём [7].

Удивительно многоцветны и поэтичны описания природы в его книге «По тропам Срединной Азии». «Много дней мы пересекали сухую безводную каменистую равнину, наблюдая величественные закаты. Иногда весь пейзаж погружался в глубокий фиолетовый туман, а затем неожиданно вспыхивал красными и пурпурными цветами заката. Ещё несколько мгновений интенсивного сияния, и окружающее растворялось в темноте ночи» [8].

 

Н. К. Рерих. Гора. (Гималаи). 1936 (1937). Аллахабадский муниципальный музей. Индия

 

«Солнце прогрело воздух, наши души оттаяли». «Могучие хребты, дремавшие под пологом густой фиолетовой дымки, внезапно осветились восходящим солнцем; скалы заиграли красными, малиновыми и фиолетовыми красками, а пески пустыни у их подножия вспыхнули ярко-красным и золотистым огнём». «...Вскоре мы вышли на песчаную равнину южнее озера, тёмно-синее зеркало которого сияло в белой оправе соляных берегов» [9].

 

* * *

Юрий Николаевич был на высокой духовной ступени. Те, кому посчастливилось встречаться с ним, чувствовали это. Безусловно, он владел, так называемыми, сиддхами – то есть, особыми духовными способностями – мог читать мысли собеседника, мог мысленным приказом укротить ярость зверя или человека, мог изгнать одержателя… И этому были свидетели. Но Юрий Николаевич никогда не упоминал об этом – чуткие понимали без слов…

Младшая дочь Рихарда Яковлевича Рудзитиса Илзе Рихардовна вспоминала:

«В Учении сказано: «Агни Йог входит в жизнь незамеченным...» [10] Юрий Николаевич… действительно был «восточным» человеком и никогда не говорил о сокровенном или говорил так просто, как будто незаметно, что можно было услышать это, а можно было и пропустить. По словам учёного, «восточные люди очень боятся произнести сокровенное. Лучше даже солгут, чем предадут» [11].

«Однажды, когда Юрий Николаевич выходил из выставочного зала, к нему подошла женщина и задала вопрос: «Существует ли Шамбала?» На что Юрий Николаевич, посмотрев женщине в глаза, после некоторого молчания ответил: «Да, я сам там был» [12].

«У Юрия Николаевича была удивительная внутренняя подвижность, можно сказать, он имел «орлиный глаз», – в сочетании с большим спокойствием и гармонией», «всё его существо излучало особую энергию, неисчерпаемую внутреннюю силу, вместе с особым обаянием и чуткостью» [13].

«Он легко мог воспринимать наши мысли и мысли других», «прекрасно чувствовал излучения людей». «Однажды он почувствовал, что к нему поднимались люди, но не позвонив, вернулись… Оказалось, что двое из Риги поднялись к нему, но в последний момент постеснялись его тревожить и вернулись обратно» [14].

«У всех людей, которые общались с ним… в его присутствии растворялись любые волнения, напряжённость, застенчивость и пр., и человек начинал чувствовать себя особенно хорошо, как будто наравне с ним. Это поистине признак великого человека, вмещающего людей независимо от их возраста, образования, уровня культуры, национальности, религиозной принадлежности». «Несмотря на свой высокий интеллектуальный уровень, он не выставлял свои знания напоказ. Все получали от него духовную теплоту и внутреннюю радость» [15].

На Родине Юрий Николаевич щедро делился знаниями с молодыми студентами, аспирантами и разрешал пользоваться своей богатой библиотекой, которая содержала огромное количество редких восточных рукописей и ксилографов. По словам Святослава Николаевича, «он мечтал передать им всё, что им было накоплено. Его светлая жизнь – пример молодым, идущим на смену» [16].

В конце 50-х годов Юрий Николаевич хотел переехать работать в Сибирское отделение Академии Наук.

В эти краткие годы его жизни на Родине приезжали к нему и почитатели творчества его Отца и Матери, сотрудники, уже в то время бывших, Рериховских Обществ Латвии, Литвы, Эстонии, чтобы побеседовать с ним, задать многие вопросы.

Так называемая, «Памятка другу и члену Общества», содержит советы изучающим Учение Живой Этики, записанные со слов Юрия Николаевича сотрудницей Рериховского Общества Литвы Бируте Валушите, в конце 50-х годов.

 

 

Памятка другу и члену общества

1. Надо забыть всё прошлое, не надо думать о причинённых тебе обидах. Лишь бы можно было сотрудничать. Также и народ должен забыть о своих прошлых обидах. Будущее светло, надо всё ему принести.

2. Надо перекинуть мост в будущее, не надо оглядываться назад. Если ты совершил ошибку, подумай, как надо было поступить и в следующий раз так и поступай. Не надо жалеть прошлого. Изменяются отношения, изменяется и аура.

3. Каждый день для развития мышления надо брать какой-нибудь вопрос и рассматривать его со всех сторон и сопоставлять с другими вопросами. Советовать это и другим.

4. Надо изучать психическую энергию, наблюдать за её выявлениями. Записывать.

5. Надо следить, чтобы каждое действие, даже малейшее, было сознательно. Если я беру книгу или протягиваю руку, – чтобы это происходило сознательно.

6. Надо построить свой внутренний устав или правила поведения, чтобы знать, чем руководствоваться.

7. Живая Этика – норма поведения, приложенная к жизни.

8. Выбери себе несколько раз в день время для молчания духа, в безмолвии откроем сердце Указу Владыки, иногда своими желаниями мы заглушаем голос Учителя.

9. Если случайно является новая мысль, новое настроение, переживание, надо записать, потом конкретно явится ответ жизни. Особенно внимательным надо быть к повторным мыслям.

10. Вечером надо продумать, что сегодня сделал по Учению. Не то, что уже по твоей натуре согласно с Учением, но то, что ты по Учению совершил наперекор своей натуре.

11. Самое главное –выдержка во всём. Мы многое хорошее начинаем, но не кончаем.

12. Когда человек начинает заниматься Учением, происходит будто сгущение теней. У каждого выявляются сильнее его плохие качества. Также, когда вспахивают землю, появляются сорняки. Происходит переоценка. Потому надо знать свой путь и обрести терпение.

13. Самая сердечная беседа – это с глазу на глаз. Так любят беседовать на Востоке. Не надо читать вместе, но отдельно, потом делиться.

14. Требовать, приказывать другому не надо, но высказать так, чтобы другой понял. Найти такую формулу, которую другой принял бы.

15. Убедить личным примером.

16. Важно подобрать слова, чтобы не увеличивать самость другого. А то вместо помощи можно ухудшить дело.

17. Кто руководит, должен иметь чуткость, чтобы видеть, хватит ли у другого огня и сил для дальнейшего развития.

Каждый приходящий приносит свою ношу – Карму, прежде чем приобщить, надо узнавать, кто он.

18. Что же делать? Принимая во внимание теперешние условия, возможности, старайся говорить на понятном языке.

Надо путём науки, искусства, морали воздействовать на окружающее и поднимать энтузиазм и героизм.

Надо во всём и всегда поддерживать энтузиазм, если он направлен на общее благо.

19. Западные философы говорят высокие слова, но живут обыденной жизнью. А оттого Запад не преуспевает. Напротив, Восток сразу применяет в жизни.

20. Вряд ли западным путём можно освободиться от своих ошибок. Запад советует раскаяние, но это – цепь. Восток же не думает об ошибках, но сразу, всем существом, старается жить так, как надо.

 

* * *

В «Гранях Агни Йоги» говорится: «Где мысль, там и мы…» [17]. В Памятные Дни вспоминая о наших Старших, мы в духе объединяемся с ними. Наталия Дмитриевна Спирина так писала об этом: «Думая и любя кого-то, устремляясь к нему, мы встречаемся с ним особым образом в не явном по-земному, но реальном мире, мире реализации наших скрытых возможностей.

Для описания этого в наших словарях не имеется нужных слов, и нам, при упоминании о таких действах, приходится рассчитывать на понимание поверх словесных определений.

В Живой Этике сказано: «Надо готовиться к непосредственному Общению» [18]. Шаг к нему – в понимании значения подобных встреч» [19].

 

В этот Памятный День устремимся сердцем к Звезде Духа Юрия Николаевича Рериха, негасимо сияющей на Высотах! Пусть будет он с нами всегда!

 

Наталия Спирина

 

Жизнь земная есть место утрат –

Всё течёт, как меж пальцев вода;

Но горит Путевая Звезда,

И стремленье не знает преград,

Поднимая над пылью земной

Сердце, полное этой Звездой [20].

 

9 августа 2015 г.

Новосибирск

 

 

Примечания:

1. Дхаммапада / Перевод с пали, введение и комментарии В. Н. Топорова. Ответственный редактор Ю. Н. Рерих. – М., 1960.

2. Рерих Е. И. Письма в Америку. Т. 4. М., 1999. С. 447.

3. Рерих Е. И. Письма. Т.1. М., 1999. С. 386.

4. Рерих Е. И. Письма в Америку. Т. 3. М., 1996. С. 389, 333.

5. Рерих Е. И. Письма. Т. 2. М., 2000. С. 54.

6. Цит. по: Юшков А., Юшкова Н. «Убедить личным примером». Светлой памяти Ю. Н. Рериха // На Восходе: Издание Сибирского Рериховского Общества. – Новосибирск, 2002, № 9.

7. Слова ученицы Ю. Н. Рериха, тибетолога, сотрудницы Института востоковедения АН СССР В. С. Дылыковой // Там же.

8. Рерих Ю. Н. По тропам Срединной Азии. – Хабаровск, 1982. – С. 245.

9. Там же.

10. Агни Йога, 187.

11. Рудзите И. Р. Пример жизни Юрия Николаевича Рериха как Агни Йога // Воспоминания о Ю. Н. Рерихе: Сборник. Новосибирск: Сибирское Рериховское Общество, 1994.

12. Там же.

13. Там же.

14. Там же.

15. Там же.

16. Цит. по: Юшков А., Юшкова Н. «Убедить личным примером». Светлой памяти Ю. Н. Рериха // На Восходе: Издание Сибирского Рериховского Общества. Новосибирск, 2002, № 9.

17. Грани Агни Йоги XI, 820.

18. Мир Огненный II, 236.

19. Спирина Н. Д. Вступительное Слово на Всесоюзной общественно-научной конференции, посвященной 160-летию со дня рождения и 100-летию со дня ухода Е. П. Блаватской. 9–11 августа 1991 г. // Спирина Н. Д. Отблески-1991. Новосибирск–Екатеринбург, 1997.

20. Спирина Н. Д. Капли: Сборник стихов. Новосибирск, 2010. С. 338.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№66 дата публикации: 01.06.2016