№74 / Лето 2018
Грани Эпохи

 

 

Наталия Жукова

 

Покровительница Парижа

Опубликовано в другой редакции: журнал «Перед Восходом», 1996, № 11, С.5.

 

Н. К. Рерих. Святая Женевьева. 1933

 

Наталия Спирина

 

Не сам ли дух избрал её когда-то –

Судьбу свою, свой одинокий путь?

Не сам ли он, торжественно и свято,

Решил дойти и вспять не повернуть?

Не сам ли он избрал свой Идеал,

Звезду свою не сам ли он избрал?! [1]

 

Поверх истории человеческой слагается история духа. Описания жизней великих Подвижников и Святых всех времён и народов слагают незабываемые страницы, навеки оставшиеся в памяти поколений. «Каждая страна у сердца своего бережёт имена, ведущие её к Свету», – говорил Николай Константинович Рерих.

Обратимся к Образу Святой Женевьевы, жившей в V-VI веках во Франции. «Святая Женевьева спасла Париж от огня и нашествий» [2], – писал Н. К. Рерих в 1935 году в статье «Notre Dame». Двумя годами ранее (в 1933 году) художник написал картину, посвящённую этому чудесному событию – спасению Парижа от разорения войсками гуннов, возглавляемыми Атиллой, прозванным за жестокость «бичом Божьим».

…В полумраке храма, перед старинным резным Изображением Иоанна Крестителя (?), держащего на руках Агнца, символизирующего Христа [3], замерла в молитве женщина в белом плате и широком синем одеянии. Она держит крест, вглядываясь в озарённое далёким пожаром небо – оттуда наступают к городу полчища гуннов. Святая Женевьева молитвой охраняет Париж от разрушения.

Вспомним историю. В 451 году войска гуннов под предводительством грозного Атиллы шли на Париж. Полчища варваров сметали всё на своём пути, сжигали дотла города и сёла. Жители Парижа в ужасе готовились бежать. Но Женевьева отговорила их, обещая городу спасение. Она предсказала поражение Атиллы, но вначале была обвинена в лжепророчестве. Потерявшие надежду горожане не поверили ей и хотели её убить, но Аттила, не дойдя до Парижа семидесяти миль, отвёл свои орды от города, и там его армия потерпела сокрушительное поражение. После этого Женевьева была признана Святой. Она покорила свой народ щедростью, безупречной нравственностью и пламенной верой.

 

Святая Женевьева

Статуя в Храме Сент-Этьен-дю-Мон. Париж

 

О жизни  Женевьевы сохранилось мало свидетельств. Родилась она около 420 года в городке Нантерре, близ Лютеции – будущего Парижа – в состоятельной христианской галло-римской семье. В те времена Лютеция тоже была небольшим городом и занимала только остров Сите на реке Сене. Как-то через Нантерр проезжал почитаемый в те времена Святой Герман, епископ Оксеррский, который направлялся на Британские острова для борьбы с еретиками. Он разглядел в девятилетней Женевьеве будущую великую подвижницу. Разговаривая с  девочкой, он заметил на земле монетку с монограммой Христа и дал её девочке в память об их разговоре, предвещая миссию, которую ей было суждено выполнить.

Женевьева искренне тянулась к Богу и с радостью ходила на службы. Однажды мать запретила ей сопровождать себя в церковь и насильно оставила дома. Женевьева заплакала, ведь, пропустив службу, она бы нарушила данное епископу Герману обещание усердно посещать церковь. Мать в сердцах ударила дочь... и ослепла. Почти два года понадобилось ей, чтобы осознать свою неправоту и попросить у дочери прощения. После этого мать умылась водой, которую по её просьбе освятила Женевьева, и прозрела.

Спустя несколько лет девочка официально приняла обет безбрачия. Тогда во Франции было немало монастырей, но многие посвятившие себя Богу девы (в числе них и Женевьева) часто жили в миру, оказывая посильную помощь людям. С пятнадцати лет Женевьева стала вести аскетическую жизнь в доме своих родителей. Проводя время в уединении, она соблюдала строгий пост, совершая ночные бдения и ежегодно на три месяца уходила в затвор.

 

Святая Женевьева. Православная икона. XVIII в.

 

Женевьева заботилась о своих престарелых родителях, а после их смерти переселилась в Париж к крёстной, где жила до конца своих дней, неизменно охраняя город от опасностей и вражеских нашествий.

А они не замедлили. Вскоре после поражения Атиллы Париж был осаждён франками. Около пяти лет франкский король Хильдерик вёл осаду Парижа. В городе начался голод. Женевьева с риском для жизни отправилась добывать съестные припасы для города. Ей удалось пройти через вражеский стан и привести в голодающий город двенадцать судов с хлебом. Когда гружёные зерном корабли причалили к берегу, парижане встретили её криками ликования. Женевьева в очередной раз спасла свой город. И хотя, в конце концов, франки захватили Париж, их короли-язычники склонились перед его Святой. Её мужество потрясло Хильдерика. Чистота сердца и свет любви покорили самые огрубевшие сердца.

О подвижнической жизни Женевьевы было известно далеко за пределами Галлии. Из уст в уста передавались рассказы о девушке, которая творила чудеса и даже воскресила мёртвую девочку. Так, Преподобный Симеон Столпник [4], живший близ Антиохии [5], видя шедших к нему купцов, приехавших с далёкого Запада, спрашивал, нет ли у них новостей от Женевьевы, а тех, кто собирался туда возвращаться, просил кланяться Святой и молиться за него.

Женевьева особенно чтила Святого Дионисия Ареопагита [6], который проповедовал Евангелие в Галлии. Ему отрубили голову на холме Монмартр. По преданию, он шёл шесть километров с отрубленной головой в руках. Святого похоронили на небольшом кладбище, над его могилой возвели мавзолей. Благодаря Женевьеве, в 460 году была возведена церковь Сен-Дени (Святого Дионисия) в честь первого Парижского епископа и покровителя Франции. Церковь Сен-Дени, перестроенная впоследствии в базилику (собор), неразрывно связана с французской историей. Начиная со второй половины V века, рядом с ней хоронили королей и самых именитых горожан.

Хроники сообщают, что Святая Женевьева имела огромное влияние на короля франков Хильдерика I. Не раз добивалась она у него освобождения пленных и помилования осуждённых. Женевьеве, которая смотрела на людей, как на братьев и сестёр, было невыносимо видеть человеческие страдания. Проповедуя любовь, она стремилась помогать людям. Святая так часто просила короля Хильдерика помиловать пленных, что однажды король приказал запереть ворота в город, чтобы избежать разговора с Женевьевой. Но едва Святая прикоснулась к воротам, они открылись, и Хильдерик вынужден был уступить просьбам девушки.

Позже Женевьева нянчила его сына Хлодвига. Став королём, Хлодвиг почитал Святую не меньше, чем его отец, так как она помогала его жене Клотильде и поддерживала её. По примеру Святой, сестра и дочь Хлодвига приняли обеты безбрачия и вверили себя её духовному руководству. Благодаря молитвам Святой Женевьевы, король-язычник Хлодвиг принял Крещение. И с этого времени началась новая страница в истории Франции, как единого  государства.

 

Гробница Святой Женевьевы

Храм Сент-Этьен-дю-Мон. Париж

 

Святая Женевьева скончалась в 502 году [7] в возрасте восьмидесяти с лишнем лет и была погребена в церкви Святых Апостолов, позже названной Храмом Святой Женевьевы. Тринадцать веков в нём хранились её нетленные мощи. Они были символом и драгоценным оберегом Франции. Их носили по городу во времена тяжёлых испытаний.

В 1744 году Людовик XV дал обет построить новый Храм в честь Святой. Его строительство началось в 1758 году и продолжалось до 1789 года.

Но грянула Французская революция. И мощи той, к кому не раз обращался народ в дни бедствий, были разрублены на эшафоте, сожжены, а пепел развеян над Сеной. А Храм был объявлен «Храмом Отечества» – Пантеоном – и усыпальницей великих людей Франции. В нём сохранились настенные росписи – сцены из жития Святой Женевьевы.

На площади Пантеона размешена ныне библиотека Святой Женевьевы, единственная крупная монастырская библиотека, уцелевшая в пору революции. Трудно даже перечислить все её сокровища (два миллиона томов, четыре тысячи рукописей, сорок тысяч эстампов и т. д.), в числе которых Каролингское евангелие IX века, список Библии XII века, псалтырь XIII века...

Но частицы мощей Святой Женевьевы, переданные в своё время различным приходам, сохранились. Эти частицы, а также древняя гробница Святой сейчас находятся в Храме Святого Стефана-на-горе (Сент-Этьен-дю-Мон).

И поныне стоит этот Храм в столице Франции на холме, получившей имя Святой девы – Покровительницы Парижа.

Святая Женевьева охраняет свой город…

 

Наталия Спирина

Твоя любовь тебе самой охрана,

Душа,

и нет ограды, нет другой

Защиты;

и немеркнущей звездой,

Не ведающей злобы и обмана,

Ты воспаришь из мрака и дурмана

В огнях любви

над пропастью земной [8].

 

 

Примечания:

1. Спирина Н. Д. Капли. (Сборник стихов).

2. Рерих Н. К. Notre Dame. 1935 // Рерих Н. К. Листы Дневника. Т. I. М.,1995.

3. Можно предположить, что на картине Н. К. Рериха – древнее Изображение Иоанна Крестителя, однако определить это однозначно трудно, поскольку в первые века Христианской эры, в искусстве Византии с овечкой (агнцем) на руках изображали не только Иоанна Крестителя, но и Христа Доброго Пастыря (овечка – символ спасённой души). Иоанна Крестителя чаще изображали с Агнцем у ног. Но Агнец обычно был окружён нимбом и символизировал Христа. На картине Н. К. Рериха «Святая Женевьева» вокруг Агнца изображён нимб, и можно предположить, что перед нами Иоанн Креститель. Однако его Облик, в отличие от канонического, кроток и благостен, а на камне под ногами – древняя монограмма, обозначающая Имя Христа.

 

Иоанн Предтеча - резная икона, Византия 14 в, начСвятая Женевьева 1933 гИоанн Креститель, Византия 13 в

 

Отшельник и аскет Иоанн Креститель обычно изображается истощённым, одетым в верблюжью власяницу с кожаным поясом. У него экстатическое лицо, длинные спутанные волосы и борода, рука с указующим перстом поднята вверх, иногда в руках у него тонкий крест из тростника.

Но на византийских изображениях (например, резной иконе XIV – начала XV вв. (слева) Иоанн в обычном эллинском одеянии – плаще, наброшенным поверх власяницы.

Также на византийской чеканке по золоту XIII века из монастыря святой Екатерины на Синае, в Египте (справа), Иоанн Креститель держит на руках Агнца, окружённого нимбом, но изображён полуобнажённым, в плаще.

 

Христос Добрый Пастырь

Витраж. XIV в. (?) Фрингфорд. Англия

 

У Христа Доброго Пастыря, в отличие от Иоанна Крестителя, кроткий благостный лик, обычное одеяние в виде хитона и плаща, а овечка, которую он держит на руках или на шее, нимба не имеет. (См. витраж XIV века (?) из старинной английской церкви Архангела Михаила и всех Ангелов (Фрингфорд, Юго-Восточная Англия).

На картине Н. К. Рериха Иоанн Креститель (Христос Добрый Пастырь?) изображён на камне, на котором – монограмма:

 

Иллюминаты - монограмма, обозначающая Христа

 

Известно, что такой монограммой, составленной из первой и последней букв своей фамилии (Рерих), Николай Константинович подписывал свои работы, начиная с 1910 года. Но это самая древняя из монограмм, обозначающих Христа. Она относится ко II веку нашей эры. Она состоит из двух греческих первых букв Имени Христа, –  X и Р. По легенде, император Константин увидел этот крест в небе по дороге в Рим. Вместе с крестом он увидел надпись «In hoc vinces» – «Сим победиши». Именно это предсказание обратило Константина в христианство, а монограмма стала его эмблемой. Впоследствии этот крест стал первым общепринятым символом Христианства, а также воспринимался как знак победы и спасения, как знак вечной жизни.

С первых веков нашей эры монограмма Р/Х изображалась на многих картинах и предметах религиозного значения вплоть до средних веков. В V веке, во время жизни Святой Женевьевы, она могла находиться на Изображении как Христа Доброго Пастыря, так и Иоанна Крестителя, держащего Агнца (Христа) на руках.

4. Преподобный Симеон Столпник (512–596) – родился в Антиохии Сирийской, был испрошен матерью через молитву к Святому Иоанну Предтече с обещанием посвятить сына Богу. Уже в детстве Преподобному Симеону несколько раз являлся Господь, предсказывая ему будущие подвиги. Шести лет Святой удалился на пустынную гору, а затем взошёл на столп. За свои подвиги он удостоился особой благодати Божией, имел дар исцеления, прозревал тайны и будущее, совершал множество чудес. Господь указал ему близ Антиохии гору и камень, где он должен служить и стоять для духовной пользы приходящих, отчего названа эта гора Дивной, а Святой Симеон называется Дивногорцем. В конце жизни удостоился видения Господа и беседы с Ним. Скончался Симеон в 75 лет, проведя на столпе 68 лет.

5. Антиохия (Антиохия Великая) – город в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции). Согласно Новому Завету, последователи Христа впервые начали называться христианами именно в Антиохии (Деян. 11:26). Позже Антиохия стала называться колыбелью христианского богословия, с ней связана Антиохийская школа богословия. Здесь родился и начинал служение проповедник Иоанн Златоуст. В Антиохии находился центр одной из четырёх древнейших автокефальных церквей – Антиохийской церкви. Еангелист Лука, по сказаниям, родился в Антиохии. В IV–VII веках Антиохия входила в состав Византии. В течение второй половины IV века Антиохия приобрела роль крупнейшего культурного и интеллектуального центра римско-византийского Востока.

6. Дионисий Ареопагит – афинский мыслитель и христианский Святой. Согласно церковному преданию, Дионисий Ареопагит был учеником апостола Павла (Деян. 17:34) и первым епископом Афин. В 95 году он был послан апостолом Климентом во главе миссии проповедовать в Галлию, где и погиб во время гонения на христиан императора Домициана  около 96 года. В Лютеции Галлийской, во времена преследования христиан, он был схвачен и брошен в темницу. Правитель Сисиний подвергал его пыткам, требуя, чтобы он отрёкся от Христа. Но ничего не добившись, Святому  отсекли голову. Обезглавленное тело Священномученика Дионисия встало, взяло в руки свою голову и пошло к тому месту, где была христианская церковь (около шести километров до поселения, которое впоследствии стало носить имя Сен-Дени). «Там, отдав главу одной благочестивой женщине по имени Катулла, из римской знати, оно пало на землю, указывая тем самым место, где должны быть погребены святые останки».

7. Считается, что Святая Женевьева родилась в 420–422 годах, а ушла из жизни – в 500–502 годах.

8. Спирина Н. Д. Капли. (Сборник стихов).

9. Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов: http://gallery.facets.ru/

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№64 дата публикации: 09.12.2015