№73 / Весна 2018
Грани Эпохи

 

 

Владимир Калуцкий,

член Союза писателей России

 

Котёл Арианта

 

Всякий раз, оказываясь на древнем городище, я словно попадаю сюда впервые. А старые холмы и валы, кажется, изменили места расположения и являют собой совсем иную картину окрестностей, нежели была в прежние приезды мои сюда.

Городище живёт. Валы, извиваясь, двигаются. Холмы оседают и обваливаются, являя почти неразличимые входы в подземелья.

Всё говорит о невероятной насыщенной жизни, кипевшей здесь во временна оно. Я больше полувека исследую эту местность, буквально на коленях проползя по здешним шрамам земли.

Что интересно. За это время я выходил на множество документальных источников, которыми можно было бы объяснить и, как пишут учёные, идентифицировать местность. И я это делал! Но в каждые десять лет я находил городищу новые объяснения и подтверждения, и они тоже точно укладывались и в ландшафты древнего стойбища, и в документальные его описания.

Городище не только меняет обличие, но и само выбирает себе историю, и сегодня оно открылось мне новой гранью. Думаю, что это случилось в последний раз, потому что в запасе у меня десятилетий уже, увы, не осталось.

Так с чем же отпускает меня Городище в жизнь вечную?

Я сейчас об этом напишу. Но, наперёд, прошу моих серьёзных критиков не тратить пыл на уличение меня в дилетантизме. Да – я дилетант. Но ни от одного из учёных мужей я не слышал внятного рассказа об истории наших городищ. Всё тот же дилетантизм, намёки, догадки.

А я стою на древних городских развалах и начинаю понимать, почему план этого городища был нанесён на немецкие военные карты. И почему интерес к этому месту проявила мистическая служба фашистов Аненербе.

Вы, наверное, помните, что фюрер собирал знаменитые библейские артефакты – чашу Грааля и Меч судьбы. Некоторые даже утверждают, что мистические цели войны для фашистов были важнее целей политических и военных.

Так вот, в перечень сакральных артефактов входил и мифический Котёл Арианта. И за ним тоже гонялся фюрер.

Два слова о Котле. О нём упоминал ещё Геродот, Эту посудину, размером с современный трёхэтажный дом, царь скифов Ариант отлил из наконечников стрел своего войска в знак победы над то ли персами, то ли киммерийцами...

...там много непонятного. Сам Геродот локализовал Арианта и его державу где-то на просторах нынешней Украины, именуя всю страну Арианта Эксампеей. Другие историки загоняли Арианта и его народ то на Балканы, то поднимали к верховьям Танаиса – то бишь Дона. Зороастриец, толкователь Авесты Уль д’Асан описывая для персидского шаха своё путешествие по Ра (Волге) и её бассейну, рассказывает, что слышал о степном «кифеском» городе Экзерпее, куда раз в год к царю Арианту на пир победы стекаются все его воины, чтобы испить некой «сурицы» из гигантского котла.

И тут я обращусь к русским источникам. В семидесятые годы прошлого века в развалинах церкви женского монастыря под Волоконовкой я нашёл растрёпанную подшивку «Воронежских епархиальных ведомостей» за 1885 год. И ведь как всё складывается? Там оказался кончик ниточки, которая вывела меня к сегодняшнему дню. В книжке журнала я прочёл заметку тогдашнего воронежского губернатора Дмитрия Бегичева «Тайна мелового Бегибора»... Бегичев – известный писатель и историк, покровитель искусств. И в своей заметке он вопрошает: «Не есть ли древний славянский город Бегибор при р. Усердце искомым историками греческим Эксампеем, то же самое Экзерпеем? Уж очень сходится он по приметам местности с известными описаниями греков. На что указывает нам нынче и г-н. Классен».

...и я начинаю понимать интерес Аненербе к городищу. Она искала здесь Котёл Арианта!

Гляньте на эту панораму. Видите огромную нишу в меловом лбище с подъездными пандусами к ней? Там вполне мог разместиться трёхэтажный дом. Ну, или Котёл Арианта.

Я не настаиваю на собственной правоте. Просто в этом десятилетии Бегибор открылся мне вот этой гранью.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№97 дата публикации: 04.03.2024