№73 / Весна 2018
Грани Эпохи

 

 

Наталия Жукова

 

Служитель Света

О творчестве С. Н. Рериха

 

Святослав Николаевич Рерих у картины «Гепанг» (1934)

 

Наталия Спирина

 

Надземное, 909

«...Красота есть Звезда Путеводная...»

В Царстве Духа твоё зарождение.

Ты ведёшь нас путями свободными;

Ты хранишь нас от злых наваждений

В океанах смертей и рождений;

И возносишь в миры светородные

Возрождений

и перерождений. (1)

 

Для музыканта открыта тайна звука, для поэта – красота слова, для художника – сокровищница цвета…

Истинный живописец мыслит цветом и воспринимает окружающий мир как сверкающий всеми оттенками радуги цвето-световой океан.

Таким редким даром обладал Святослав Николаевич Рерих (1904–1993) – замечательный мастер кисти, сын и ученик великого художника-мыслителя Н. К. Рериха.

Следуя путём отца, Святослав Рерих своим творчеством открыл новую страницу в истории мирового искусства. Новый взгляд на мир, яркие чистые краски… Необычные ритмы – всё в его картинах особенно, неповторимо… Неизменна только одна Красота. В этом заключалось кредо художника: «Мы должны искать красоту во всём. Я лично стараюсь отобразить то красивое, что я вижу. Почему я ищу красоту, а не ищу некрасивое, отрицательное? Когда вы изображаете что-то на картине, то это остаётся и будет отражать себя в будущем и воздействовать на других… Красота – это присущее бытию стремление к совершенствованию, которое вложено в нас самой природой. (…) Я стараюсь выявить в жизни и запечатлеть в своих произведениях черты прекрасного. Прекрасные творения искусства действенны. Выходя из рук творца, они получают самостоятельную жизнь, оказывая влияние на судьбы отдельных людей и целых поколений».

Крупнейший рериховед Павел Фёдорович Беликов (1911–1982) писал об искусстве С. Н. Рериха так: «Красоте искусства Святослава Рериха присуща творческая активность. Она не мечтает о лучшем, а, как свет, рассеивающий тьму, вытесняет безобразное и заполняет собой человеческие души и окружающий мир».

Через поэмы красоты – полотна художника – мы соприкасаемся с его душою, полной величественных и прекрасных мыслей и чувств. Личность творца, его духовные устремления отражаются в его произведениях: «В своих картинах я высказываю своё отношение к жизни, к её проблемам, пытаюсь осмыслить эту жизнь, предназначение человека на земле».

Художник живёт в преображённом мире – радостном, чистом и сверкающем, неудержимо влекущем к себе. Святослав Николаевич, по воспоминаниям Джавахарлала Неру, «…никогда не старался выдвигать себя, а работал в тишине, в соответствии со своим гением, пытаясь найти себя в гармонии с окружающим, будь то пики Гималаев или красная земля Малабара, или другие места Индии…»

Источниками вдохновения для Святослава Рериха были вечные ценности Духовных Учений, искусство и природа. Он много путешествовал, знакомился с искусством разных стран. Его художественное творчество вобрало в себя черты трёх направлений: русского реализма, искусства мастеров эпохи Возрождения и искусства Востока – Индии, Тибета, Гималаев.

Сам художник вспоминал: «Моё искусство основано, прежде всего, на русском реализме. Я никогда не боялся общения с другими культурами – это только укрепляло и обогащало заложенные во мне русские основы… Моё искусство развивалось во многих странах и несёт на себе следы многих стилей, многих стран, народов, исканий…»

Портреты, символические и жанровые композиции, пейзажи и натюрморты создаёт художник в 1920–1980-е годы, в последние годы появляются необычные произведения, в которых гармоничные по цвету и ритму тонкие образования передают красоту невидимых обычному глазу пространственных волн и энергий… Художник много экспериментирует, стремясь передать всю бесконечную красоту мира, разлитую повсюду – в обликах людей, их мыслях, чувствах; в яркой тропической природе Индии, в торжественном величии снежных гор, в сверкании кристалла и хрупкой нежности цветка…

Главное в творческом Святослава Николаевича – выявление светоносного начала в природе, Космосе и людях… Полотна мастера излучают свет, они наполнены движением, восхищают выразительностью цвета, многообразием оттенков, чеканным ритмом линий. Реализм искусства художника, убедительность и поэтичность образов, сияющие краски и радостное звучание его работ неудержимо влекут к себе…

Художественное наследие мастера насчитывает немалое количество произведений живописи и графики, находящихся в музеях и частных коллекциях России, Индии, Франции, Бельгии, Чехословакии и других стран. В России более шестидесяти его полотен (2), в том числе в Государственном Эрмитаже, Музее Международного Центра Рерихов, Государственном Музее искусств народов Востока, Новосибирской картинной галерее… (3)

Многие картины художника не известны в нашей стране. Но мы можем увидеть их на страницах нашей газеты (4) благодаря Майклу Брину – известному исследователю творчества Рерихов из Австралии, приславшем уникальные слайды Наталии Дмитриевне Спириной (5).

Ведущую роль в творчестве С. Н. Рериха занимает портрет. Как вспоминал сам художник: «В творчестве Николая Константиновича Рериха человек уходил в глубину композиции, в моём искусстве я выдвинул человека на первый план. Николай Константинович не занимался специально портретом, тогда как я начал именно как портретист. Через портрет мне хочется передать своё философское отношение к жизни».

Портретные образы С. Н. Рериха подняты над суетой повседневности… В 1953 году художник создаёт портрет своей жены – актрисы Девики Рани. Нежность чарующего женского облика, музыкальность линий, звучные аккорды чистых красочных сочетаний пленяют нас… Контраст алого и бархатно-чёрного усиливает интенсивное свечение красок.

 

С. Н. Рерих. Портрет Девики Рани Рерих. 1953

 

По мысли мастера, мы должны ясно представлять Идеал – человека будущего, который будет жить в Новом лучезарно-прекрасном мире. Мысли людей, как цветовые волны, окружают их создателей. Струящиеся многоцветные всполохи, искрящиеся вспышки чистых цветов подчёркивают гармонию и ясность благородных мыслей и высоких чувств.

Художник говорил: «Красивое мышление, так же, как и прекрасное произведение искусства, излучает красоту на всех, кто с ним соприкасается. Платон говорил, что от красивых образов мы идём к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни; а от красивой жизни – к абсолютной Красоте.

«Ключ к моему творчеству и моим картинам – в радости, которую я ощущал именно в контактах с природой», – говорил Святослав Николаевич.

Пейзажи художника очень разнообразны. От реалистических пейзажей со строгим рисунком позднее он переходит к импрессионистическим этюдам, в которых передаёт различные состояния, непрестанное движение в природе, его вечный космический ритм. Индия, разнообразие её ландшафтов особенно вдохновляли живописца. О своей картине «Гирнар» (1944) он говорил так:

 

С. Н. Рерих. Гирнар. 1944

 

«В Западной Индии есть полуостров Катьявара. Это очень древнее место называется Гирнар. Там остались памятники со времён Ашоки (6). На скалах всюду там храмы – или на вершинах, или сбоку. На всех этих скалах вырезаны прекрасные лестницы. …Они идут на бесконечное количество километров, опускаются, опять поднимаются. Население там в глубине долин. Во впадинах очень густые леса. И это единственное место в Индии, где сохранились дикие львы. Для тех мест типичны эти розовые равнины, уходящие далеко, в какую-то туманную беспредельность. И в данном случае я хотел передать всё то, что вы здесь видите, и время это уже к закату, когда появляются глубокие тени».

Свободу и радость духовного полёта ощущаем мы при виде этой дали и белоснежного храма на вершине горы.

 

И ещё одна особенность творчества С. Н. Рериха – движение. Многие его полотна проникнуты этим вечным движением мироздания, космическим танцем Шивы, по индусским легендам, созидающим миры…

«Я очень часто занимался проблемой динамики в картине, – говорил Святослав Николаевич, – меня всегда интересовало то, как тона могут передавать движение, что помогает этому. Сопоставление известных теней, тонов, баланс всей композиции».

Неизвестна в России картина «От бури» (1953) (7). Женщины убегают от приближающегося ливня. Клубятся муссонные облака, окрашенные в невиданные оттенки, грациозные фигурки женщин в ярких сари, раздуваемых порывами ветра, напоминают живые цветы…

 

С. Н. Рерих. От бури. (Спасаясь от бури). 1953

 

Захватывающая дух феерия цвета! Стремительность движения подчёркнута гибкой и упругой линией, усилена цветовыми контрастами. Художник не отделяет человека от окружающего пространства. Мощный космический вихрь захватывает и увлекает за собой всё сущее. Слитность человека и природы отражает основы восточной философии о единстве мироздания.

Сама природа Индии даёт бесконечно много мотивов. Святослав Николаевич пишет серии этюдов, декоративных композиций, стремясь передать всё многообразие красоты.

 

С. Н. Рерих. Джунгли. 1966

 

Причудливые переплетения лиан в джунглях, яркость и необычная форма тропических цветов, блики золотого света на листьях, всё это прекрасно передано на картине «Джунгли» (1966). Как чудесный восточный ковёр предстаёт перед нами уголок леса, лучи солнца сверкают сквозь пёструю завесу…

 

* * *

«Вся жизнь стремится к красоте, то есть, к эволюции. Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасёт мир; нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте», – так говорил художник и щедро дарил её людям в своих произведениях».

«Даже травы тянутся к Свету, тем более – дух. Значение искусства как питания духа – огромно. Искусству в жизни человеческой можно отвести первенствующее место, через него – Свет. (…) Красота – это купол Великого Храма Жизни. (…) Красота – это Свет, это полное отсутствие тьмы. Красота – это жизнь. Мир Новый будет строиться Красотою и основан на Красоте. Но Красота войдёт в жизнь через искусство. Потому назначение искусства велико и высоко. Те, кто сознательно служат искусству, есть служители Света» (8).

 

15 ноября 1995 г.

Новосибирск,

nzh@mail.ru

 

Опубликовано в другой редакции: «Перед Восходом», № 11, 1995. С.5–6.

 

Примечания:

1. Спирина Н. Д. Капли. (Сборник стихов).

2. Статья написана в 1995 году. Сейчас в России гораздо больше работ С. Н. Рериха, благодаря приобретениям Музея Международного Центра Рерихов (Москва) и частным коллекционерам.

3. Сейчас – Новосибирский Государственный художественный музей.

4. Газета «Перед Восходом» (печатный орган Сибирского Рериховского Общества, главный редактор Наталия Дмитриевна Спирина) начала выходить в 1993 году, в Новосибирске. С 1995 года она становится цветной, затем превращается в журнал, который с 2001 года называется «На Восходе», а с 2004 года – «Восход».

5. Наталия Дмитриевна Спирина (1911–2004) – ученица Б. Н. Абрамова, выдающийся рериховед. Основатель и бессменный руководитель Сибирского Рериховского Общества, главный редактор журнала «Перед Восходом»/«На Восходе»/«Восход», музыкант-педагог, поэт, прозаик, общественный деятель, основатель Музеев Н. К. Рериха в Новосибирске и на Алтае (с. Верхний Уймон).

Наталия Дмитриевна с 1970-х годов собирала обширный архив по Рериховскому наследию, переписывалась и обменивалась материалами с известными рериховедами мира – З. Г. Фосдик (директором Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке), затем с её преемником Д. Энтиным, М. Брином, П. Ф. Беликовым и другими.

В 1980-е – 1990-е годы известный исследователь творчества Рерихов Майкл Брин (Австралия) присылал Наталии Дмитриевне Спириной высококачественные слайды неизвестных в России картин Рерихов, находящихся в собрании С. Н. Рериха в Бангалоре (Индия), в музеях и частных коллекциях Индии, США, Болгарии и др.

Эти картины впервые публиковались в газете (журнале) «Перед Восходом»/»Восход» в 1990-е годы.

В конце 1990-х годов Н. Д. Спирина передала свою коллекцию слайдов редких картин Рерихов (несколько тысяч ед.) в Сибирское Рериховское Общество. Сейчас уникальный архив Н. Д. Спириной находится в Новосибирском Музее Н. К. Рериха, являющимся подразделением СибРО.

6. Ашока (304–232 гг. до н.э.) – правитель империи Мауриев с 273 по 232 гг. до н.э., которая простиралась от Афганистана до Бенгалии и далее на юг до Майсура. Ашока известен распространением буддизма, со времён его правления осталось немало исторических памятников.

7. Сейчас картина С. Н. Рериха «От бури» («Спасаясь от бури» (1953) находится в Индии, в городе Бангалоре, в организованной С. Н. Рерихом художественной галерее Karnataka Chitrakala Parishath.

8. Грани Агни Йоги IV, 456.

9. Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов. gallery.facets.ru

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№73 дата публикации: 05.03.2018