№73 / Весна 2018
Грани Эпохи

 

 

Наталия Жукова

 

Встреча в Радонеже

18 июля – Памятный День Преподобного Сергия Радонежского

 

Преподобный Сергий Радонежский. Надгробный покров. 1420-е

 

Говорил, Говорю и Скажу:  «Помогите строить Мою Страну» [1].

Озарение

 

В начале 1990-х годов посчастливилось побывать в Радонеже. И эта поездка оставила неизгладимый след в душе. Собираясь, я настраивалась на Встречу с Сергием. Смогу ли уловить Его незримое Присутствие там, где начинался Его духовный Подвиг, приведший к освобождению и возрождению Руси?

Когда ехали, попутчица рассказала, что те места, где жил будущий Преподобный за шестьсот прошедших лет так и не были «освоены» и застроены, остались в первозданном виде. Будто незримый Покров хранил этот край от современной цивилизации.

Была осень. Выйдя из электрички, увидела перед собой холмистую даль. Тишина и безлюдье. Далее путь пролегал по тропинке среди осенних деревьев. Вдыхая терпкий аромат опавшей листвы, я медленно шла по тем местам, где в XIV веке тихий отрок Варфоломей пас коней, мечтал и готовил душу свою к непосредственному Общению с Богом.

 

Река Пажа перед Радонежем. Современное фото

 

Тропинка неторопливо петляла по лугам и перелескам, затем по бревенчатому мостку я перешла тихую речку. Листва шуршала под ногами… Вдали белела колокольня церкви Преображения Господня.

Остановившись, огляделась… Вспомнила ту заповедную встречу юного Варфоломея и чудного Старца-схимника, Давшего Ему Благословение… Вероятно, это было не здесь, а в окрестностях Ростова Великого, где родился Преподобный. Но, быть может, так же трепетали листья на деревьях, когда в сиянии появился схимник и предрёк Варфоломею стать «Обителью Пресвятой Троицы, дабы многих привести вслед себе к уразумению Божественных заповедей».

Вспомнила и камень. О нём упоминает Наталия Яровская (Елена Ивановна Рерих): «Нам довелось слышать в устной передаче предание, живущее среди народа, что таинственный схимник передал отроку Варфоломею и чудесный камень с указанием зарыть его в определённом месте. Нигде не записано, где зарыт камень, но придёт время и будет указано это место. Так ещё живо в народе понимание той духовной силы, которая в течение многих столетий питала Землю Русскую» [2].

Вспомнилась известная картина М. Н. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Как благоговейно святой Старец, озарённый нимбом, склонился перед хрупким мальчиком с огромными печальными глазами. Кто же, какой Великий Дух, явился тогда пред будущим Сергием – «Величайшей славой Земли Русской»? Тайна!

Прекрасно сказал К. Г. Паустовский: «Картина эта – как хрустальный светильник, зажжённый художником во славу своей страны, своей России. (…) В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка… Всё это кажется драгоценным. Да так оно и есть».

 

М. Н. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889. ГТГ, Москва

 

Драгоценны и священны те места, что сохранили веяние Великих героев Духа. И древний Радонеж хранит явное Присутствие Сергия – такой ясной бодростью и чистой радостью преполняется здесь сердце.

 

* * *

Пока шла, вспоминала прекрасную повесть русского писателя-эмигранта Бориса Зайцева о Сергии [3], отмеченную Еленой Ивановной Рерих. Сергий – олицетворение духа русского народа. В Нём – «глубокое созвучие народу, великая типичность – сочетание в одном рассеянных черт русских», – подчёркивал писатель.

Значит, Сергий – в нас, в каждом живом сердце. Когда мы забываем о Нём и увлекаемся посторонними приманками, мы теряем себя. Забывая о Сергии, мы забываем о России и теряем её. Но теперь – время возрождения, и это значит – возвращение Сергия в сердца, ибо без Него нет истинной России, нет её души…

Но как найти Его в себе? Как приблизиться к Нему? Как достичь Недостижимое?

– Дерзай, чадо, – любил повторять Преподобный.

– Через любовь придёшь ко Мне [4], – так Сам Сказал уже в нашем, XX веке.

 

Чтобы полюбить – надо узнать. Вспомним человеческие черты Сергия.

Он – «любитель леса и тишины». Жизнеописатели отмечали его скромность, простоту, послушание родителям, доброту и сострадание. В основе его характера – покой и гармония. Но он не бездеятельный созерцатель, Он – труженик и «добросовестнейше исполнял всякое дело – этою чертой отмечена вся Его жизнь».

Он никогда не стремился к власти, богатству, славе. Ничего внешнего, суетного, ничего напоказ – всё в глубине, в тайне… Его Служение Богу – тихо, без экстаза, в одиночестве – безмолвно. «…Всегда он тихий, молчаливый, в обхождении ласковый, но с некоторой печалью. Одет скромно. Если же бедняка встретит, отдаёт последнее». «Уже к порогу юности отшельник, постник, инок ярко проступили. Больше всего любит он службы… чтение священных книг. И удивительно серьёзен». Его Образ – это Образ величайшей простоты, правды и святости. «Живая связь с Силами Высшими от младенчества пребывала в сердце его». Он непреложно знает, что Бог повсюду, в Горние выси стремится Его душа.

 

Окрестности Радонежа. Современное фото

 

«…Чистотой, простотой... веет от Преподобного. Сергий – благоуханнейшее дитя Севера. Прохлада, выдержка и кроткое спокойствие, гармония негромких слов и святых дел создали единственный Образ русского святителя. Сергий глубочайше русский… В Нём есть смолистость севера России, чистый, крепкий и здоровый её тип... Сергий как раз пример – любимейший самим народом – ясности, света прозрачного и ровного. Он, разумеется, заступник наш. Через пятьсот лет, всматриваясь в Его Образ, чувствуешь: да, велика Россия! Да, святая сила ей дана…

В тяжёлые времена крови, насилия, свирепости, предательств, подлости – неземной Облик Сергия утоляет и поддерживает. Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но Он учит именно всем Обликом Своим – одним Он утешение и освежение, другим немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере» [5].

Здесь, в Радонеже, прошли Его отрочество и юность. Здесь в Нём проявилось и окрепло стремление к живому, непосредственному Общению с Богом. Это – Его главное Призвание. Здесь же «тайный голос устремлял его на подвиг поднятия духа народа и спасение Земли Русской».

Будущий подвижник «твёрдо и неуклонно шёл намеченным путём и при всех обстоятельствах оставался верным себе, но был чужд всякому насилию». Только похоронив родителей, в возрасте 24 лет, он покидает Радонеж и уходит дальше в леса, на холм Маковец, строить будущую Обитель. Уходит на Подвиг…

Там, в духовных борениях победив полчища тьмы, Сергий достиг несказанных Высот духа. «Воистину, с Сергием "говорили Горние Силы на языке Огня и Света!" Воистину, он был избранником Высших!» Одержав духовную победу, Он благословил русское войско на победу внешнего врага. Так началось становление Руси Великой.

Он стал Наставником для многих, ищущих путь духа. Ради людей Он принял власть-Жертву.

 

«Когда Сергий из Радонеги уклонился

От престола Митрополита,

Когда Он стремился говорить со зверями,

Он всё же остался строить дома Общежитий

И Он сохранил около себя учеников» [6], – Сказано в Книге «Зов».

 

Н. К. Рерих. Святой Сергий. 1922. Национальный музей Сербии. Белград

 

И вновь приходят на память строки Елены Ивановны Рерих. Кто лучше Неё – Его Ближайшей – мог правдиво свидетельствовать о дивном Облике Преподобного [7]?

«Сергий нашёл путь к сердцам… своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила Его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего Его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к Нему».

«Простота, великая сердечность Преподобного, отзывчивость на всякое горе и, более всего, его ничем несломимая вера в заступничество Сил Превышних и отсюда ясная, радостная бодрость, не оставлявшая его в самые тяжкие минуты, привлекали к нему всех и каждого. (…) Каянный язык отказа и отрицания не существовал в его обиходе, «дерзайте» – было его излюбленным речением. Для самого скудного и убогого находилось у него слово ободрения и поощрения. Лишь лицемеры и предатели не находили к нему доступа».

«Нигде нет указания на гнев, даже на возмущение. Он умел быть твёрдым и требовательным, но без насилия. Он никогда не жалел себя, и такое качество не было умственным, но сделалось природою, и потому Облик Его так убеждал. Присущее Ему огненное проникновение помогло Ему безошибочно разбираться в способностях и душевном складе учеников и поручать каждому задачу по силам его…» «Его учение не отрывало от жизни и полагало труд каждого дня как возношение сердца». «Учение это выше всего ставило долг человека с точки зрения общего блага». «Каждое слово, каждое действие Преподобного носило на себе печать убедительности. (…) Когда каждый в глубине существа своего сознаёт, что так и должно быть и не может быть иначе. Конечно, и это качество прежде всего вытекало из Благодати общения с Хранителями Невидимыми, неизменно пребывавшей в сердце Его».

Эта незримая Благодать, которую излучал Подвижник, благотворно и жизнедательно влияла на всё вокруг – и на людей, и на птиц, и на зверей, и на окружающую природу. «Так, по преданию тех же безымянных странников, братия утверждала, что около Преподобного всё оживало и даже злаки лучше росли».

 

М. Н. Нестеров. Преподобный Сергий. 1898–1899. ГТГ, Москва

 

Но Сергий был и Наставником русского народа. «Введённая Им суровая дисциплина, требовавшая от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками своими, сделала из Его Обители воспитательную школу, в которой создавались мужественные, бесстрашные люди, воспитанные на отказе от всего личного, работники общего блага и творцы нового народного сознания».

«…Подвижническая жизнь Сергия, своим личным примером введя в жизнь высокое нравственное учение, отметила Новую Эру в жизни Земли Русской. Благодаря широкому установлению Им и учениками Его новых обителей, школ суровой подвижнической жизни, сильно поднялась нравственность народа. Возникшие вокруг таких монастырей-школ целые селения и посады постоянно имели перед собою неповторяемую школу высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему. Разве могла быть одержана победа над страшным врагом, если бы дух народа не был напитан огненной благодатью, исходившей во всей её неисчерпаемости от Его великого Наставника и Заступника?»

 

* * *

«Сергий – это живая связь с Миром Огненным!», – утверждала Елена Ивановна. В конце жизни Преподобный удостоился Посещения Царицы Небесной. «…Не в сонном видении, – замечает жизнеописатель, – а наяву видел он Матерь Божию…» Потрясение Его было велико, «осенил Его ослепительный свет, ярче солнечного, и Он телесными глазами увидел Царицу Небесную с Апостолами Петром и Иоанном». Не в силах вынести объявшего Его трепета Сергий пал на землю и мгновенно поседел, а его келейник Михей лежал замертво.

 

Явление Богоматери Преподобному Сергию Радонежскому.

Шитая пелена. XV в., Музеи Московского Кремля.

 

В XX веке было обнародовано Провозвестие Владычицы:

«Пришло время указать главное о сияющем видении Владычицы. Неужели великое предуказанное видение было молчаливо? Неужели потрясение духа и седина волос не были следствием Провозвестия?

Владычица сказала: «Придёт время Моё, когда небесное Светило Моё к земле устремится, и тогда придёшь ты исполнить волю сроков.

И ненавистные будут спасителями, и побеждённый будет вести победивших. И три корня, разделённые проклятием, срастутся любовью, и вести их будет посланный не из их племени. До срока проклянут татар и евреев, и они проклянут землю русскую.

Когда же твои кости будут преданы уничтожению, трём проклятиям исполнится срок. И невидимо видимый станешь у престола, облечённый Венцами и Перстнем. И где приложишь Перстень, там будет Рука Моя и Владык» [8].

Внутренняя сущность людей ярко проявляется в отношении их к Сергию. «Одних взволнует, умилит, другим отвратен Облик неземной, идущий в жизнь и просветляющий её. Им Сергий враг. Он враг всем ненавистникам Христа, всем утверждающим себя и забывающим об Истине. (…) Наш век, в сознании полнейшей правоты, разгромил Лавру, надругался над мощами Сергия, ибо поверхность века нашего есть ненависть ко Христу, мешающему быть преступником и торгашом» [9], – с горечью писал Борис Зайцев. Но прошло время, и мощи Сергия вернули в Обитель.

 

* * *

Медленно шла я по осенней тропинке, размышляя о жизни Сергия, пока не вышла к Преображенской церкви. Здесь, в 1988 году, был установлен памятник Преподобному, работы известного скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова. На пригорке высится простой и величавый образ Старца-схимника, молитвенно благословляющего юного Варфоломея, несущего икону Троицы. Памятник удивительно гармонично сочетается с окружающими холмистыми далями, высоким небом, рекой и перелесками…

 

В. М. Клыков. Памятник Преподобному Сергию. Радонеж, 1988

 

История его также удивительна. Его планировали торжественно открыть 20-го сентября 1987 года, в канун 607-летней годовщины Куликовской битвы и Рождества Пресвятой Богородицы. Но власти запретили. Скульптор В. М. Клыков был арестован, а памятник конфискован и отправлен в Загорскую тюрьму! И только благодаря тысячам людей, которые с трудом прорывались сквозь милицейские кордоны, а потом устроили бессрочное стояние на Радонежском холме – было получено разрешение на открытие памятника, и В. М. Клыков был освобождён [10].

Памятник был установлен при огромном стечении народа, в День Святой Троицы, 28 мая 1988 года, в память 1000-летия крещения Руси. В основание его пьедестала положили Священную землю, привезенную с мест Куликовской, Полтавской и Бородинской битв.

«Сергию Радонежскому – благодарная Россия», – гласит надпись на мраморной плите. Это был первый, после 1917 года, памятник Сергию в нашей стране.

 

* * *

В тишине я склонилась пред Сергием. «Поблагодарим Господа, вот и встретились!», – слышались Его Слова. Истинно, здешние места полны Благодати! В осеннем прохладном воздухе – чистота и свежесть, дышишь не надышишься. По крутой тропинке спустилась к Сергиеву Источнику испить ледяной ключевой воды…

Заряд бодрости, радости и веры в свои силы даёт древний Радонеж, его неброская красота, полная незримой и несказуемой мощи. Живительное чувство духовной крепости проникает в сердца приходящих сюда. Помним, что Сергий никогда не оставит родную землю. Его Незримое Присутствие вдохновляет.

«Как Пламень неугасимый и неисчерпаемый, стоит Он и сейчас на дозоре, сердцу и духовным очам доступный и зримый». «…Не перечесть тех, кто в видениях и во снах получал совет и помощь Преподобного в телесных и духовных нуждах своих. Днём и ночью дух его бодрствовал над возлюбленным народом» [11].

«Помогите Земле Русской», – Призывал Сергий.

По Его Зову Его Ближайшие – семья Рерихов – продолжили в XX веке Его Дело духовного возрождения России… В Сибирь – Его Страну – по Его Указу, в конце 1950-х годов, приехали ученик Н. К. Рериха Борис Николаевич Абрамов и его ученица Наталия Дмитриевна Спирина.

 

Н. К. Рерих. Часовня Святого Сергия на перепутье. 1931. ГТГ, Москва

 

В Его День – 18 июля 1997 года – Наталия Дмитриевна передала первые Указания о Часовне Святого Сергия в Новосибирске (их записало несколько человек).

«Представила территорию Музея (Музея Н. К. Рериха в Новосибирске, который тогда строился – Н.Ж.) – там стоит Часовенка во Имя Преподобного Сергия – справа от фасада (если встать к нему лицом). Это будет молитвенное место. [Часовня] построена будет только на народные деньги – пойдут пожертвования! Сибирская группа будет связана с Именем Преподобного Сергия.

Часовенка – жемчужинка!

Часовенка родилась в День Сергия. В ней должна быть только одна большая икона Святого Сергия, чтобы было сосредоточение на этом Образе.

Будет часовня! Вокруг пихты будут расти. На несколько месяцев в Часовне будет выставлена картина Н. К. Рериха «Святой Сергий» (из Третьяковской галереи).

Важно заложить! Заложили сегодня Часовню Сергия».

«Часовенка Сергия – чуть выше человеческого роста, голубая и золотистая, с большими проёмами окон». «…Купол золотистый, стены окрашены в голубой». «…Там огромное Изображение Сергия (икона) и все репродукции картин Н. К. Рериха, посвящённые Сергию. Серия «Sancta» («Священная»).

«Можно уже радоваться Музею. Часовня Святого Николая – это Центр. [Затем] ворота Музея, открываются ворота – и первым делом, – Часовня, в Музей – налево…»

«Человек, придя в Музей Рериха, вначале идёт в Часовню. Там он может поставить свечу… А потом он входит в Музей как в Храм» [12].

 

* * *

Отче Сергий, дивный!

«Осиянный Светом Несказуемым, стоит Он, невидимо Видимый,

на ступенях великой Лестницы Иерархии Света,

готовый в указанный час устремить легионы Светлых Сил,

готовый благословить народ свой и Вождя его земного на новый подвиг» [13].

 

Н. К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. Эскиз. 1930-е. МЦР, Москва

 

 

Б. Н. Абрамов

Наш жизненный путь тернистый.

Бегут чередой года,

Но мудрый, простой и чистый

Твой Образ храним всегда.

 

Когда от труда, заботы

Почувствуем боль в плечах,

Мы вспомним, как Сам работал

И храм воздвигал в лесах.

 

Когда ужаснёмся дикой

И злобной душе людей

Мы вспомним, как Сам Великий

Был другом лесных зверей.

 

Когда устаём от битвы,

Сомненьем полны, тоской,

Мы вспомним, как Сам с молитвой

Людей посылал на бой.

 

Как луч, как маяк ведущий

Нам Имя Твоё в пути,

И встретим Тебя, Зовущий,

У врат, что должны найти [14].

 

 

8 июля 2016 г. Новосибирск

 

Примечания:

1. Листы Сада М. Озарение. 2–IX–6.

2. Яровская Н. (Е. И. Рерих). Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Рига, 1934.

3. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский. М., 2004.

4. Листы Сада Мории. Зов. 17 августа 1922 г.

5. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский. М., 2004.

6. Листы Сада Мории. Зов. 27 сентября 1922 г.

7. Яровская Н. (Е. И. Рерих). Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Рига, 1934.

8. Сент-Илер Ж. (Е. И. Рерих). Из жизни Сергия Радонежского / Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. Париж, 1929.

9. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский. М., 2004.

10. История памятника Сергию Радонежскому. Возрождение России не приходит само собой: http://lll22021918.livejournal.com/55451.html

11. Яровская Н. (Е. И. Рерих). Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Рига, 1934.

12. См. Жукова Н. Сибирская жемчужинка: http://www.lomonosov.org/article/siberian_pearl_zhukova.htm

13. Яровская Н. (Е. И. Рерих). Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Рига, 1934.

14. Абрамов Б. Н. «Наш жизненный путь тернистый…» http://sibro.ru/teacher/books/813/24342

15. Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов. http://gallery.facets.ru/

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№66 дата публикации: 15.07.2016