№73 / Весна 2018
Грани Эпохи

 

 

Наталия Жукова

 

Никола Вешний – защитник веры

Нелегко принять язык сердца,

как реальность [1].

Сердце

 

22 мая – Никола Вешний – Памятный День Николая Чудотворца

 

Святитель Николай Чудотворец Мирликийский

 

В наше роковое время, в преддверии Новой Эпохи, когда все силы зла яро выявляются перед окончательным поражением, Силы Небесные приблизились к людям небывало. Они самоотверженно приходят на помощь каждому нуждающемуся, поддерживают каждую искру блага, каждую мысль добра.

Для Светлых Сил нет различий в верованиях, они помогают и христианам, и мусульманам, и атеистам, и буддистам… Лишь бы горел светлый огонь в сердце человека.

Обычно считается, что Святые и Подвижники добрые, тихие, кроткие. Именно так они относятся к людям искренним, понимающим свои несовершенства и стремящимся стать лучше. Но Святые бывают очень суровы с теми, кто сеет зло, неправду, а особенно «соблазняет малых сих». Это грех непростительный!

Как сурово Сказал Христос: «…А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» [2].

И в житии Святителя Николая Мирликийского, чей Памятный День отмечается 22 мая, есть свидетельства Его разоблачения нечестивца и лжеучителя Ария, пытавшегося исказить и затемнить ложью и «умствованиями» ясное и простое Учение Христа первых веков нашей эры.

Обратимся к житию.

«Но враг рода человеческого… в царствование Константина Великого лишившись господства над суеверной языческой массой, не прекратил злокозненных нападений… Он посеял плевелы ересей, которые скоро возросли и стали поселять в ней несогласия и раздоры. Многие из современников Святителя Николая, предавшись умствованиям, сделались виновниками ересей… Но эти шатания ума превратного были совершенно чужды пастырю Мирликийской Церкви. Будучи преемником мужей апостольских… Он был вместе с тем и преемником их простоты в вере. Подобно им, Он полагал сущность христианского благочестия не в том, чтобы углубляться в непостижимое, но чтобы вернее исполнять познанное; подобно им, ценил веру не по словам, а по делам. (…)

И в самом обхождении с еретиками и их вразумлении Святитель Николай поступал с кротостью и великодушием… Первым и самым действительным средством для их обращения Он считал меч духовный, то есть слово Божие. Святой Андрей Критский приводит пример такого вразумления Святителем одного из еретиков. «Некогда Ты, – обращается он к Нему, – осматривая лозы винограда Христова и встретившись с мужем Феогнием… словами Писания обличал его в заблуждении до тех пор, пока не обратил от лжи к истине. Но поелику в нём таилось раздражение, происшедшее от сего обличения, Ты заметив это, возвышенным голосом произнёс к нему апостольское увещание: «да не зайдёт солнце в гневе нашем» [3]. Брат мой, помиримся!»

В начале IV века появилось учение Ария, которое просто потрясло весь христианский мир. Это «богопротивное учение» смутило многих, прельстились им даже некоторые высокопросвещённые христианские историки. Оно разливалось широкой волной, ни увещевания, ни уговоры не помогали. Это лжеучение раскололо христиан, начались ссоры и вражда.

Тогда император Константин, которого называли «Равноапостольным», в 325 году созвал Первый Вселенский Собор, названный «Никейским», так как он проходил в столице Вифании Никее. Здесь, под председательством самого императора, собрались 318 епископов. На этом Соборе, продолжавшемся около двух месяцев, был введён во всеобщее употребление Символ веры и было запрещено учение Ария и его последователей.

Одним из тех, кто принял наибольшее участие в опровержении лжеучения был Святитель Николай. По словам одного из присутствующих, «Святитель Николай, несмотря на все злоухищрения еретиков, пребыл твёрд, как та вера, которую он исповедовал. Он защищал веру самой верой в Иисуса Христа. Всем известная святость Его жизни, чистота намерений, признаваемая самими врагами, дар чудес, свидетельствовавший о непосредственном общении с Духом Божиим, сделали то, что Святитель Николай был украшением Никейского Собора и заслужил, чтобы нарекла Его «Правилом веры» [4].

Сохранилось предание, что на одном из соборных заседаний Святитель Николай, не стерпев богохульства Ария, в присутствии всех ударил его по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок неприемлемым для христианина и лишили Святителя епископского сана, сняли с Него облачение епископа – омофор, а самого заключили в тюремную башню.

 

Святитель Николай Чудотворец с Христом и Богоматерью

 

Но вскоре произошло чудо, которое убедило их в правоте Святителя, так как многие из них имели видение: Иисус Христос подал Святому Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на Его плечи омофор. После этого Отцы Церкви освободили Святителя из заключения, возвратили ему прежний сан и почтили его как великого Угодника Божия. Высший Суд восстановил справедливость.

Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором часто изображаются на иконах Николая Чудотворца.

Известный путешественник по святым местам А. Н. Муравьёв при описании достопримечательностей Никеи вспоминает это предание: «Было уже за полночь, когда я выехал из Никеи через третьи великолепные врата, носящие название Царьградских, потому что ими въезжали императоры из своей столицы… Но другое священное предание сохранилось о сих вратах; самые турки его повторяют. Сторож показал нам в одной из громадных бойниц, с правой стороны торжественных ворот, так называемую темницу Святого Николая Чудотворца; здесь Он был заключён за то, что поразил на Соборе Ария, защищая веру, и содержался в узах, доколе не был оправдан Свыше по Небесному Суду, который ознаменовался явлением Евангелия и омофора, как это пишется на его иконах. Глубокое уважение к Святителю, можно поистине сказать – вселенскому, обнаруживается даже в магометанах: как объяснить это влияние, которое сей Угодник Божий имеет на все племена и языки? »[5]

Вспоминая это предание, думаешь, – как Святые, не обладая большой учёностью, определяли, что за хитросплетениями умных и правильных слов скрывается искажение Истины? Учение Живой Этики поясняет, что им помогало определять, где правда, а где ложь, – знание духа или «...чувствознание, суждённое будущей эволюции» [6].

Сказано в книге «Сердце»:

«Спросите умного человека, что чаще всего предупреждало его об опасностях, остерегало от ошибок и уклонений? Честный человек назовёт сердце. Не назовёт он мозг или рассудок. (…) Сердце – оно наполнено чувствознанием. Уже давно произносим мы это понятие, но сейчас возвращаемся к нему же в ином обороте спирали. (…) Таким образом, чувствознание появилось не как какая-то смутная интуиция, но как следствие духовной дисциплины при понимании значения сердца» [7].

«Предубеждение плохо, как отрицательное, так и положительное. (…) Часто смешивают предубеждение с чувствознанием. Но оба качества совершенно противоположны. Предубеждение рождается в рассудке, тогда как обитель чувствознания в сердце. Так нельзя сопоставить детей рассудка с сердцем. Не только ошибочно такое допущение, но оно вредно, умаляя деятельность сердца. (…) Но чувствознание касается истины космической, потому не содержит в себе ничего умаляющего» [8].

О чувствознании, помогающем понять истинные мысли и намерения людей, иногда маскируемые словами, стихотворение Наталии Дмитриевны Спириной.

 

Мы слышим то, что за словами,

Что говорят, не говоря;

Чего хотят,

от нас скрывая,

Но добиваясь втихаря.

Напрасный труд.

Пространство сыщет

И срезонирует в ответ;

И бумеранг назад просвищет,

Быть может, через много лет [9].

 

Имя «Николай» означает «победитель народов». Истинно, он побеждал человеческое жестокосердие, умиротворял сильных мира сего силою своей кротости. Оттого и называют Николая Угодника: «великий Чудотворец», «образ кротости», «всякому помощник», «скорый утешитель», «печальник о всех гонимых», «светозарный луч во мраке жизни», «заступник за Русскую землю».

«Но святой Николай не только милостивый заступник, но и грозный «наказатель» обижающих, «обличитель всякой неправды». Он – «очень строгий святой» – говорят о нём иконописцы.

Где только мог, он восстанавливал справедливость, являлся в снах и вразумлял тех, кто допускал несправедливые приговоры» [10].

«От III века нашей эры и до сего дня не иссякает поток животворной помощи, исходящей от Святителя Николая. И она не прекратится до тех пор, пока люди будут призывать её» [11], – писала Наталия Дмитриевна Спирина, особенно любившая Угодника. – «Если бы собрать все сказы про Николу, начиная с первого его выявления как скорого помощника и заступника всех, в своих нуждах и бедах к нему обращающихся, получилось бы немало томов удивительных и умилительных рассказов о его чудесах. Но самым главным чудом для нас является неиссякаемый источник его любви и сострадания, его безотказная отзывчивость на призывы, устремлённые к нему со всех концов света» [12].

«Для Николы нет ни больших, ни малых дел помощи. Он не мерит малое и великое действо. Там где нужда, там и помощь нужна. Великое сердце откликается на всё» [13].

«Этот вселенский святой откликался на зов каждого, независимо от его вероисповедания. Но ближе всех он русскому народу; здесь он свой; и храмы в его честь воздвигнуты на Руси во множестве» [14].

В другом выступлении Наталия Дмитриевна говорила:

«…Мы поминали великого Светоча Любви, Святого Николая Чудотворца. Наименовали его так по причине бесчисленных чудес, которые он совершил и продолжает совершать на протяжении многих веков.

Он поразительно близок нам, почти реально зрим. В нашем городе, в самом центре стоит белоснежная Часовня, посвящённая Ему. И город наш был первоначально назван в Его честь – Новониколаевском. Как негасимая свеча перед Высшим, стоит она, эта Часовня. Хорошо было бы, если бы каждый новосибирец знал имя и деяния своего Небесного Покровителя» [15].

 

Часовня Святителя Николая. Новосибирск

 

Новосибирск – город святого Николая.

Подходя к Часовне, видишь – строгий Лик мозаичного надвратного Образа встречает каждого приходящего. Очи Николы прямо в душу глядят, взыскуя правду:

«Как жить, чтобы святу быть?»

 

Никола Верный. Никола – не выдаст. Так верит народ.

 

«Милостивый наш Никола,

где бы Ты ни был,

явись к нам! Скажи Спасу о нашей тяжкой страде…

заступи, защити русскую землю!

Благослови русский народ великим

благословеньем своим

на новую грядущую жизнь!» [16]

 

9 мая 2015 г., Новосибирск.

 

Примечания:

1. Сердце, 334.

2. Евангелие от Матфея, 18, 6.

3. Послание Апостола Павла к ефесянам, 4:26.

4. Святитель Николай Чудотворец / Составители Вознесенский А., Гусев Ф. Издание Сретенского монастыря. М., 2005. Гл.VI: http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/Raznoe_101.html

5. Муравьёв А Н. Письма с востока в 1849–1850 гг. СПб., 1851. Ч. I. С. 106–107.

6. Агни Йога, 296.

7. Сердце, 334.

8. Там же, 472.

9. Спирина Н. Д. Перед Восходом: Сборник стихов. Новосибирск, 2013.

10. Спирина Н. Д. Воплощённая Помощь. Святитель и Чудотворец Николай, архиепископ Мирликийский. Из передачи Новосибирского радио (цикл «Светочи Мира»), 19 декабря 1993 г. // Спирина Н.Д. Отблески-1993. Екатеринбург, 1997.

11. Там же.

12. Там же.

13. Там же.

14. Там же.

15. Цит по: Жукова Н. «Заступник всех в бедах сущих» // Перед Восходом. 1996, № 1. С. 3.

16. Ремизов А. За Родину // Ремизов А. Звенигород Окликанный. Николины притчи. Нью-Йорк: «Алатас», 1924.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№65 дата публикации: 01.03.2016