№73 / Весна 2018
Грани Эпохи

 

 

Наталия Спирина

 

На пороге Прихода. Солнце духа.

4 мая  – Памятный День Наталии Дмитриевны Спириной (1911–2004),

День Рериховской поэзии

 

Наталия Дмитриевна Спирина. Новосибирск. 2000-е гг

 

Поэт Новой Эпохи

«Всё минует. Будет Свет» [1].

Зло ушло и скорби нет;

Радость в мире разлита́;

Сохранится навсегда

Эта светлая пора,

Что была предрешена [2].

Н. Д. Спирина

 

4 мая День рождения Наталии Дмитриевны Спириной (1911–2004). В истории Рериховского Движения она навсегда останется духовной Просветительницей Сибири и Поэтом, воспевшим Учение Новой Эпохи.

Елена Ивановна Рерих, получив стихи Наталии Дмитриевны в 1954 году, горячо их приветствовала: «О «Каплях»… могу сказать, что яро они мне близки и я принимаю их всем сердцем. Пусть пишет со всем пылом сердца своего, не сомневаясь ни в чём. Очень хотела бы иметь ещё несколько «Капель», ибо чую Источник их» [3].

 

4 мая празднуется День Рериховской поэзии.

Приветствуя всех собравшихся в этот День в Сибирском Рериховском Обществе, Наталия Дмитриевна сказала [4]:

«Поэзия это синтез всех искусств, в ней имеется и слово, и музыка, и ритм, и живопись.

И в этот день мы ощущаем особую радость от встречи с вами, как с нашими единомышленниками, так же пламенно любящими и почитающими поэзию, как и мы.

Во все века поэзия была царицей искусств, и лучшие мыслители воздавали ей должную дань. И Апостол Иоанн говорил, что «в начале было Слово». А поэзия есть высшее достижение слова.

Молитва ― это ведь тоже Поэзия, но с заглавной буквы, наивысший вид поэзии. Вспомним псалмы Давида, молитвы подвижников, тему пророка в стихах Пушкина и Лермонтова.

Вспомним молитвенные воззвания, имеющиеся в книгах Живой Этики. Вот некоторые из них:

 

«Ты, Позвавший меня на путь труда,

прими умение и желание моё.

Прими труд мой, Владыка,

ибо видишь меня среди дня и ночи.

Яви, Владыка, руку Твою ибо тьма велика.

Иду за Тобою!» [5]

 

«…Помоги нам не пройти мимо труда Твоего!»[ 6]

 

«…Да поможет мне Учитель принести пользу там, где нужно.

Пусть будет миру хорошо» [7].

 

В Памятный День Наталии Дмитриевны Спириной День Рериховской поэзии предлагаем вам два её Слова, посвящённые заповеданной Новой Эпохе и стихам её любимых поэтов.

 

Н. Жукова. 22 апреля 2014 г.,

Новосибирск

 

 

Н. К. Рерих. Чудо. Из серии «Мессия». 1923

 

Наталия Спирина

 

На пороге Прихода

Слово на Круглом столе Сибирского Рериховского Общества 26 апреля 1998 г., Новосибирск.

Опубликовано: Журнал «Перед Восходом», 1998, № 4. С. 3.

 

Поэты сродни пророкам. Недаром Пушкин, обращаясь к поэту устами шестикрылого серафима, воскликнул: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли». Поэт и видит, и внемлет, и передаёт, познанное людям через одухотворённые, возвышенные формы стиха. Таково назначение высокой поэзии.

 

В связи с этим вспоминается пронзительное по накалу своего содержания стихотворение М. Волошина о настоящем дне и о будущем «Усталость».

 

М. Волошин

 

Усталость

Вот… Избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя.

Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд…

трости надломленной не преломит, и льна курящегося

не угасит; будет производить суд по истине…

на закон Его будут уповать народы.

Исаия 42:1, 34

 

И тогда, как в эти дни, война

Захлебнётся в пламени и в лаве,

Будет спор о власти и о праве,

Будут умирать за знамена…

 

Он придёт не в силе и не в славе,

Он пройдёт в полях, как тишина;

Ничего не тронет и не сломит,

Тлеющего не погасит льна

 

И дрожащей трости не преломит.

Не возвысит голоса в горах,

Ни вина, ни хлеба не коснётся 

Только всё усталое в сердцах

Вслед Ему с тоскою обернётся.

 

Будет так, как солнце в феврале

Изнутри неволит нежно семя

Дать росток в оттаявшей земле.

 

И для гнева вдруг иссякнет время,

Братской распри разомкнётся круг,

Алый Всадник потеряет стремя,

И оружье выпадет из рук [8].

1915 г.

 

Оно было написано в 1915 году, когда будущее просматривалось только с высоты орлиного поэтического полёта.

 

И тогда, как в эти дни, война

Захлебнётся в пламени и в лаве.

Будет спор о власти и о праве,

Будут умирать за знамена...

 

Поэт провидел Вторую мировую войну и то, что совершится после этого чудовищного события. Сердцем он провидел и Того, Кто войдёт в этот разрозненный и обугленный мир «не в силе и не в славе», ради которых гибло поколение современных ему людей. Но «пройдёт в полях как тишина», ни к чему не прикоснётся и ничего не захочет взять из того, что может дать Ему земной мир:

 

Не возвысит голоса в горах,

Ни вина, ни хлеба не коснётся.

 

Он не повлечёт своим приходом никакого разрушения:

 

Он пройдёт в полях, как тишина;

Ничего не тронет и не сломит,

Тлеющего не погасит льна

И дрожащей трости не преломит.

 

И смертельно уставшие от войны и разорений народы в глубине своих сердец обернутся к Нему с тоской и надеждой. Разве не так хотят мира все живущие на планете, в ком ещё жива искра разума?

Земля оттает от тепла Его Любви, и семена добра, которые заложены Творцом в каждом человеке, начнут давать свои всходы. Гнев иссякнет в сердцах и заколдованный круг распрей разомкнётся, и на смену им придёт радость жизни, которая невозможна без мира между людьми. Зловещий алый Всадник войны Апокалипсиса потеряет стремя опору и возможность разрушительного продвижения по земле; и смертоносное оружие навсегда выпадет из его рук.

26 апреля 1998 г.

 

 

 

Наталия Спирина

 

Солнце духа

Слово на Круглом столе Сибирского Рериховского Общества 29 ноября 1998 г., Новосибирск.

Опубликовано: Журнал «Перед Восходом», 1998, № 12. С. 2.

 

У Николая Гумилёва есть одно особо пророческое стихотворение, которое обращено прямо к нам, к нашему времени; это стихотворение «Солнце духа».

 

Как могли мы прежде жить в покое

И не ждать ни радостей, ни бед,

Не мечтать об огнезарном бое,

О рокочущей трубе побед.

 

Как могли мы... но ещё не поздно,

Солнце духа наклонилось к нам,

Солнце духа благостно и грозно

Разлилось по нашим небесам.

 

Расцветает дух, как роза мая,

Как огонь, он разрывает тьму,

Тело, ничего не понимая,

Слепо повинуется ему.

 

В дикой прелести степных раздолий,

В тихом таинстве лесной глуши

Ничего нет трудного для воли

И мучительного для души.

 

Чувствую, что скоро осень будет,

Солнечные кончатся труды

И от древа духа снимут люди

Золотые, зрелые плоды [9].

1915 г.

 

Н. С. Гумилёв был наиболее духовно озарённым поэтом XX века. Эта озарённость помогала ему в самые тёмные моменты жизни как во время Первой мировой войны, так и в период захлестнувшего затем мир духовного мрака безбожия провидеть наступающую эпоху «солнца духа». Ему был дан этот дар провидца, о котором так сильно сказал Пушкин в своём знаменитом «Пророке»: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли...»

В этом стихотворении Гумилёв видит далеко вперёд, он слышит голос судьбы, голос грядущего века, он всё охватывает своим духовным видением и прозревает Новую Эпоху.

 

Как могли мы прежде жить в покое,

И не ждать ни радостей, ни бед,

Не мечтать об огнезарном бое,

О рокочущей трубе побед.

 

О каком бое упоминает поэт? Победа над чем? Конечно, речь идёт о борьбе сил Света и тьмы и о будущей конечной победе Света.

 

Как могли мы... Но ещё не поздно.

Солнце духа наклонилось к нам.

Солнце духа благостно и грозно

Разлилось по нашим небесам.

 

Ещё ничего не зная об Учении Живой Этики, он уже его провидел, ведь «солнце духа» это и есть Учение «Духа Чистого», посланное нам взамен всех отживших религий. С одной стороны это великое благо для людей, но с другой оно грозно для тех, кто его не примет.

Как в начале нашего века, так и теперь человечество обретается в духовном мраке, совершаются чудовищные убийства и вынашиваются зловещие замыслы нападений одних народов на другие. И в то же время идут непрекращающиеся поиски путей к Свету, и дух пробудившихся людей расцветает, «как роза мая», и как огонь, разрывает окружающую тьму.

Поэт обращается и к природе, в слиянии с которой «ничего нет трудного для воли и мучительного для души». И это укрепляет его веру в то, что Новая Эпоха не только наступит, но и увенчается «золотыми, зрелыми плодами» нашего пробудившегося духа.

И мы понимаем, что «ещё не поздно» пробудиться духовно, восприняв лучи «солнца духа», и возродиться к новой жизни.

Вот как говорится об этой грядущей заветной Эпохе в Учении Живой Этики:

 

«Великая Эпоха начинается...» [10]

«...Мы несём весть человечеству о новой религии Духа Чистого» [11].

«Нужно вам ждать пробуждения нового духовного сознания» [12].

«...Только дух может привести Царствие Божие на землю. Так же просто, как Мои слова, приблизится Царство Духа» [13], говорит Учитель.

«Важно наступление очень великой эпохи, которая существенно изменит жизнь земли» [14].

 

29 ноября 1998 г.

 

 

Примечания:

1. Из Записей Б. Н. Абрамова.

2. Спирина Н. Д. Подняться в духе до Звезды… Новосибирск, 2002. С. 10.

3. Письмо Е. И. Рерих Б. Н. Абрамову 24 января 1954 г. // Цит. по «Возвышенная миссия твоя…» (к 95-летию со дня рождения Н. Д. Спириной). Сборник. Новосибирск, 2006. С. 91–93.

4. Спирина Н. Д. «В начале было Слово…» Новосибирск, 2005. С. 40–41.

5. Агни Йога, 104.

6. Листы Сада Мории. Зов, 20 января 1923 г.

7. Братство, 603.

8. Волошин М. Усталость // Волошин М. Избранное. Минск, 1993. С. 103.

9. Гумилёв Н. Солнце духа // Гумилёв Н. Стихотворения и поэмы. Москва, 1989: http://rupoem.ru/gumilev/kak-mogli-my.aspx

10. Листы Сада М. Озарение, 2–IV–11.

11. Листы Сада Мории. Зов, 2 июля 1921 г.

12. Там же. 20 февраля 1921 г.

13. Листы Сада М. Озарение, 1–IX–13.

14. Там же, 2–IV–11.

15. Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов: / http://gallery.facets.ru/

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№65 дата публикации: 01.03.2016