№72 / Зима 2017-2018
Грани Эпохи

 

 

Качества духа

Подборка из записей «Грани Агни Йоги»

 

2.2. Ошибки учат

1953. 515. Знающий и всё же допустивший ошибку оправдания не имеет. К чему тогда знание? Конечно, люди, и особенно близкие, могут отяготить непомерно. Но именно на них-то и идёт закалка, ибо испытуют непрестанно. И всё же недопустимы срывы. Закалившийся в мелочах устоит и против большого. Не надо огорчаться испытаниями бесчисленными. Спешен путь, и время не ждёт. Лучше закончить закалку, претерпев всё, чем встретить будущее неподготовленным. Отнесёмся же сознательно к условиям, указующим, какое звено кольчуги надо ещё укрепить. Будет время, и оно близко, когда каждый шаг станет особо ответственным, ошибки тогда могут оказаться роковыми по своим следствиям. Потому спешность испытаний. Порадуемся, они избавят нас от возможности ошибок. Вспышки астрала принадлежат к ошибкам недопустимым. Самооправдание не поможет. Как бы ни были вызывающи обстоятельства, астрал должен быть подчинён.

 

1953. 518. (Окт. 21). …Часто так называемое раскаяние мешает. Этого слова нет в Нашем словаре. Осознание своей ошибки – это одно, но терзание допущенными ошибками – нечто бесцельное и мешающее. Осознание действенно, ибо оно означает невозможность повторения ошибки в будущем. Терзания ослабляют нить связи, отягощая её бесплодно. Бесплодны терзания. Если ученик допущен, он должен знать, что сердце Учителя открыто для него всегда. Ошибки же существуют для того, чтобы на них учиться и от них освобождаться. Так будем учиться на каждой, учитывая свои слабости и попустительства. Нужно наложить печать разумения на каждую. Не выдерживают луча анализирующего сознания ни мысли, ни ошибки, ни проступки нецелесообразные. Мысль недостойная, освещённая лучом сознания, сгорает. С самим собой можно быть беспощадно суровым. Многое может быть просто невместно с достоинством духа. Особенно – мелкие чувства и суета. Возьмём для примера суетливую угодливость. Что может быть более унизительным? Или раздражение? В свете Беспредельности сгорают малые чувства земные, освобождая дух и очищая зерно его от наслоений ненужных.

 

1954. 128. …Могут спросить, почему предоставляются самим себе те, которые вначале уявили устремление духа, а потом отошли? Можно ответить: есть устремление самости и есть устремление духа. Самость устремившаяся исчерпывает себя, как только начинает понимать, что Учитель не Может удовлетворить её вожделения, и тогда самость произносит разрушительную формулу: сперва я устрою свои дела, а потом последую за Учителем и примусь за Учение. Многие на этом споткнулись. Учитель не Имеет ничего, что бы могло насытить чаяния и надежды самости.

 

1954. 180. …Во дни смятений всеобщих взоры всех обращаются к сильнейшим и к тем, кто может вести и помочь среди общей растерянности. Башни духа станут оплотом и якорями спасения. В бурю люди хватаются за спасательный круг. Учиться во Мне находить равновесие будет знаком готовности. Во Мне устоите и Мною. Немногие дни протекут, и воплощение в формы земные форм тонких начнётся. Воплощаться будут, сохраняя тонкую связь и сближая миры. Не будет ошибкой предположить, что утверждение Нового Мира, спускающегося с Неба на Землю, пойдёт под знаком неотвратимости. И людям останется только выбирать и, выбрав, либо погибнуть, либо воскреснуть, если выбор будет сделан правильно. Выбирают уже теперь, но бессознательно. Тогда станет явным выбор и разделение тех, кто обречён на уничтожение как космический сор и кто суждён к жизни новой. Конечно, возможности будут облегчены и многое простится, если выбор будет за принятие Нового Мира.

 

1955. 444. …Я Говорю о свободе от ошибок. Эта свобода не означает, что ошибки невозможны, по-человечески они возможны всегда, а лишь устанавливает такое состояние сознания, когда путь продолжается, даже несмотря на то, что допущены ошибки. Ошибки ничто, когда огонь духа крепнет. Нужно большую силу духа иметь, чтобы восходить, не останавливаясь. Без помощи Учителя это невозможно: ошибки, как камни на ногах, утянут на дно. Свобода от власти ошибок над сознанием есть качество восходящего духа, перешедшего черту обычности. Уже Говорил о власти духа над своими действиями, о том, как они совершаются: или в свободе, или в рабстве. Ныне Говорю о свободе духа от власти ошибочных действий над сознанием. Много их будет, согбенных под тяжестью совершённых ошибок. Куда бредут они, отемнённые, и не видя пути? Учитель крылья духу Даёт подняться над всем, им творимым, и увидеть путь, пролегающий в плотном мире, с вершин духа, когда малость дел земных в аспекте вечного понимания жизни становится видимой явно. На Земле, в замкнутом круге очевидности, этого не увидеть. Значит, крылья нужны. Но не подняться с Земли не имеющим крылья, и как полетит духом не знающий о свободе и крыльях? Потому Учитель крылья Даёт и Освобождает дух от власти ошибок. Кармический долг остаётся и плата по счетам, но крылья свободы духа, открывая просторы для взлёта, не позволяют, чтобы путь был пресечён. Так, пути духа не заказаны земными ограничениями. Выражаясь языком прошлого, можно было бы сказать, что свобода от греха не означает непогрешимости, но указывает на свободу восставшего духа, восхождение которого ничто задержать не может.

 

1955. 479. (Сент. 11). …Особенно ответственен ведущий дух за ведомых своих. Его падение и колебания властно влияют на ауры идущих за ним. Ответственность за ведомых надо понять и принять. Самооправдание не поможет. Слова и дела должны соответствовать друг другу. Надо поступать так, чтобы действий своих ни перед кем не устыдиться. Поступать так, чтобы в случае, если тайное станет явным, это тайное не заставило бы корчиться от стыда. Проступки свои следует осознавать, и признавать, и никогда не следует оправдывать их.

 

1957. 457. (Окт. 20).В пустыне жизни так мало их, чтущих Иерархию не словом, но делом. Так мало стремящихся вверх восходить, совершенствуя сущность свою. Слушающих много, их много было всегда, но исполнителей и деятелей мало. И даже знающие и приблизившиеся часто готовы Близость Учителя променять на лохмотья лживой обычности. Променявший с ними и остаётся, но не с Учителем Света, ибо где сердце ваше, там и сокровище ваше.

 

1958. 238. (170). Нам нет дела до того, почему что-либо не делается по преданности. Нам всё равно, чем вызвано неисполнение Указа. Нам важен факт, и тогда Говорим: «Невежда, пеняй на себя». Неисполнение Указа влечёт за собою хвост следствий, и тогда начинается запоздалое сожаление, ибо нет более пустого занятия, чем раскаиваться в содеянном. Признать ошибку и исправить её – это одно, раскаиваться и бесцельно терзать себя – нечто совершенно другое. Раскаяние всегда стремится избежать следствий. Но это невозможно, следствий нельзя избежать, но использовать мудро их можно. Ибо всё Обращаю на пользу, даже ошибки. Потому не смущайтесь ошибками, но восходите осознанием Близости Моей. Все ошибки ничто, когда близок Владыка, ибо тогда ведение заменит невежество и сила – позорную слабость.

 

1958. 591. (485). (М. А. Й.). Лишение благословения со стороны Владыки есть лишение Луча. Лишение расположения со стороны стоящих по ступеням ниже, то есть ведущего к ведомому, есть тоже лишение луча, если он утверждён. Так прерыв связи со звеном ближайшим тягостен очень для обеих сторон. В случае неправоты оторвавшегося от своего звена духа оторванную нить ведущего звена бережно закрываем, чтобы канал не приносил ненужных вибраций со стороны того, кто нарушил Закон Иерархии. Наши с нами и остаются, а оторвавшиеся – с собою. Лишённые Света тяжко переживают, если не предались злу. Если предались, злобствовать начинают и опускаются всё ниже и ниже. Друг, чую, вернётся, но пусть побудет один. Правильно решили: причина – самовозвеличение, и благополучие, и горечь личной обиды. На время отвратите внимание. А там будет видно.

 

1958. 836. (679). Сын Мой, предоставь судить Мне, в чём ты хорош и в чём плох. Ты лишь стремись Меня удержать всею силой, всем помышленьем, всем сердцем. Путник часто тратит много времени на самоосуждение, самоковырянье и самоедство, в то время как его следовало бы употребить на укрепление связи со Мною. Бесполезно раскаяние. Его надо заменить пониманием совершённой ошибки, и притом таким, чтобы ошибка вновь не могла бы уже повториться. Человек слабовольный кается горько, чтобы вскоре же снова предаться своей слабости. Ошибки – ничто, если сила растёт и огни умножает.

 

1959. 19. (Янв. 13). …Опасность от шатунов велика, ибо служат каналами, передающими тёмные воздействия. Тысячи увёрток изобретают они, лишь бы не выявить себя и не дать возможности разоблачить тёмных, прячущихся за их спинами. А сами в стороне, ибо тёмным полезны. Но вред необычно велик, так как, благодаря этому, нет возможности защититься от тёмных. Этим особо ядовито предательство. Вред причинивший явен, но приносящий его, тьмы сослужитель, прикрывается явлением половинчатости, являя лик друга. Потому столько в Учении о предательстве и столько предателей явленных, погубивших дела. В основании предательства – ложь и ярое желание скрыть лик свой.

…Если бы знал он, какую тяжкую карму готовит себе. Без конца лицемерить и прикрываться нельзя. Чем дольше обман, тем страшнее паденье, ибо кончается отпадением полным, влекущим порвание связующей нити. Вы же, несущие на ваших плечах тягость предательства близких, не печальтесь слишком. Вдохнёте свободно и полною грудью, когда освободитесь от прикрывающегося предателя. Но чему суждено быть, надо испить до конца.

 

1959. 22. (Янв. 16). …Устрашать будут всем, чтобы заставить Указ не исполнить. Трусам закажут пути и устрашениями преуспеют их от Меня отделить. Трус на подвиг не пойдёт и на Зов не ответит. Глубже копните под корень нежелания выполнить Указ и увидите страх. Не всё ли равно, чего трус боится, если Дело бросает Моё. Тысячи причин и отговорок найдёт пошатнувшийся дух. Но Говорю, «кто что-то или кого-то поставит прежде Меня и Дел Моих Света, не годен, не нужен и не достоин Меня». Как мало идущих из Позванных Мною, на подвиг идущих за Мной. Убоявшиеся, шатающиеся, колеблющиеся, не надо вас.

 

1961. 57. (Апр. 1). Допущенными ошибками не следует смущаться, ибо каждую Обращу на пользу и каждая научит чему-то. Как же иначе учиться, если не на ошибках. Непоправимых нет, за исключением оскорбления Иерархии. Так не будем смущаться ничем.

 

1962. 432. (Сент. 18). Приветствуем каждое движение по правильному направлению, ибо оно приближает к цели. Когда Основание утверждено и принято в сознание, то даже ошибки не имеют особого значения, так как они не могут уже нарушить главного течения. Это не значит, что следует ошибаться, но значит, что не нужно слишком останавливаться на ошибках и тем приостанавливать поступательное движение. Можно так отяготить сознание мыслями об ошибках, что для правильного действия времени уже не останется. Потому ошибкам научаемся улыбаться, зная, что каждая остаётся позади и что в полёте отпадают даже привычные ошибки, даже укоренившиеся.

 

1965. 382. (М.А.Й.). О прошлом не будем тужить, даже если в нём были ошибки. Всё поправимо, за исключением предательства и оскорбления Иерархии. Каждая ошибка заключает в себе неправильно применённую энергию. При осознании допущенных ошибок эти энергии можно применить и использовать более разумно, тем самым исключая возможность повторения этих ошибок. Учитель даже ошибки Обращает на пользу, устремляя энергии их на благо. Сущность сознательной трансмутации энергий своей низшей триады в высшие в том и состоит, чтобы безличную психическую энергию направлять в высшие центры для более высокого её применения. Одна и та же безличная, то есть не добрая и не злая, энергия становится таковой, то есть злой или доброй, тёмной или светлой, в зависимости от того, как и куда она направлена и какими окрашена или насыщена чувствами и эмоциями. Рубильник – в руках человека, и направлять энергию в том или ином направлении может он волей своей.

 

1966. 159. (Гуру). Поговорим об ошибках. Ошибки полезны, когда поняты, приняты к сведению и исправлены. Тогда на ошибках возможно учиться. Тогда ими можно не огорчаться слишком. Каждую ошибку хорошо проанализировать поглубже, чтобы больше уже не повторять. Много ошибок можно проследить в прошлом. Все подлежат исправлению, хотя бы мысленному. Ведь в жизни не всегда создаются условия, благоприятные для их исправления. Поэтому действуйте в этих случаях мыслью.

 

1967. 28. (М. А. Й.). Овладение собою не достигается сразу. Обычная ошибка заключается в том, что воля замахивается на большие дела, не упорядочив и не овладев малыми. Не устану повторять о пользе малых начинаний и малых преодолений в себе, приводящих в конечном результате к победе и овладению всеми оболочками. Именно малые в этом направлении успехи дают уверенность и силу двигаться дальше и дальше бороться. К достижению дел больших и великих и к достижению невозможного можно подойти путём малых преодолений вначале.

 

1967. 521. (М. А Й.). Надо научиться радоваться не только препятствиям и трудностям, но и огорчениям. Не самому огорчению радоваться, но той пользе, которую оно приносит, тому уроку, которому оно учит. Ведь все огорчения очень поучительны. В одури безмятежного благополучия ничему научиться нельзя. Но когда волны противных воздействий идут отовсюду, можно научиться и самообладанию, и сдержанности, и равновесию. Можно даже спрашивать себя: «А чему меня учит или может научить именно это огорчение и почему карма мне его посылает?» Овладеть огорчением и его нейтрализовать будет победой над собою.

 

1967. 605. (Окт. 25). Для духа, не очистившегося от своих отрицательных качеств, приближение к Свету сопряжено с опасностью. Она заключается в том, что растут не только положительные качества его сущности, но и отрицательные, от которых не удалось освободиться. Например, обострённая способность вызывать чёткие мыслеобразы становится губительной, если эти мыслеобразы нечисты и вызваны вожделением. Отточенная мысль блага хороша, но, если омрачена она раздражением, благо превращается во зло. И чем выше поднялся человек, тем опаснее каждое не изжитое в нём свойство. Отсюда необходимость неусыпного контроля над мыслями и чувствами. Каждое попустительство и допуск мыслей нечистых относят назад. Лучше не приближаться к Свету, чем умножать мерзость.

 

1967. 640. (Нояб. 21). (Гуру). Каждая ошибка, совершённая в прошлом, должна быть понята, осознана и усвоена и притом так, чтобы в будущем она больше не повторялась. Только при таком отношении к ним Учитель Может обратить их на пользу. Поэтому ошибками не следует смущаться. Раскаяние бесполезно, требуются осознание и понимание недопустимости их в будущем, если человек хочет продолжать продвижение. Непоправимо оскорбление Иерархии и предательство. Всё прочее поправимо, исправимо и трансмутируемо. Но понять вред допущенных ошибок и следствия, вызванные ими, необходимо ещё и потому, чтобы не жаловаться на эти следствия. Такое понимание очень продвигает и позволяет более легко освобождаться от неполезного груза.

 

1968. 77. (М. А. Й.). Споткнуться на трудном пути может каждый землянин. Опытный путник выпрямится тотчас же и продолжит свой путь. Неопытный будет заниматься самоедством и время терять бесполезным занятием.

 

1968. 99. (Фев. 19). И ещё одной ошибки можно легко избежать, если не думать: «как буду я счастлив, если случится что-то, если изменится моя жизнь и уйдёт то, что тяготит меня в настоящее время». Всё это самообман – уйдёт одно, придёт другое, и снова сознание найдёт, чем огорчаться и что переживать, ибо всё это кроется в сознании нашем, но не во внешних условиях, как бы ни старалась Майя перенести внутренние причины на внешние условия.

 

1968. 113. (Фев. 27). …От нежелательных обстоятельств жизни хочется поскорее освободиться. Но путь освобождения от них один – это преодолеть в себе их власть над сознанием, их силу влиять на него и вызывать нежелательные реакции. Сама по себе причина неважна. Но если она нарушает равновесие, значит, она, а не наша воля владеет нами. Никакие соображения не могут служить оправданием, если не мы сами, но что-то постороннее и внешнее влияет и воздействует на нас вопреки нашему желанию и нашей воле. От жизненных испытаний, огорчений и переживаний не уйти, но давать им власти над собой нельзя, ибо не отпустят до тех пор, пока не поднимемся на них духом и не станем сильнее их, то есть не допустим, чтобы они нарушали равновесие.

 

1968. 230. (М. А. Й.). …Ошибки, быть может, учат ещё лучше, чем их отсутствие, ибо запоминаются крепко. Также и неудача всегда кроет в себе незнание чего-то, что очень важно узнать и усвоить. Исследуйте тщательно корни таких неудач – и, в конце концов, найдёте причину и познаете нечто очень ценное и полезное для вас. Не бывает следствий без причины. Понимание причины открывает новые возможности. Понимание причин неудачи устраняет её, создавая верные и правильные причины, определяет неизбежность нужных следствий. Будьте особо внимательны к каждой постигшей вас неудаче, ибо в понимании её кроется знание. И старайтесь хранить равновесие не только при неудаче, но и при удаче, ибо тогда имеете силу управлять обоими полюсами единой вещи.

 

1968. 242. (Апр. 27). …Опасность в том, что наряду с положительными качествами духа растут и наливаются силой неискоренённые отрицательные свойства. Только сам их творец и создатель может их уничтожить, понимая, что они могут преградить путь восхождения духа.

 

1968. 469. (М. А. Й.). Моменты самокритики нужно использовать не для самотерзания, а для того, чтобы, усмотрев свои недостатки и слабые стороны, их побороть. Самоедство бесцельно и бессмысленно, но здоровая самокритика с целью улучшения характера весьма плодотворна. С любого пути зла можно повернуться к Свету и вступить на путь восхождения. Нет таких недостатков, которых нельзя было бы преодолеть. Не ангелы будут строить новое Небо и новую Землю, но люди. Многое прощается, если энергии духа обращены на строительство Нового Мира.

 

1968. 549. (Гуру). Видя несовершенства друзей, следует прежде всего подумать о своих собственных, и тогда осуждение превратится в суждение правды, и если свои собственные недостатки не мешают устремляться и считать себя достойным внимания Учителя, то то же самое надо приложить и к недостаткам друга, тоже устремлённого к Свету и тоже считающего себя достойным заботы и внимания Учителя.

 

1969. 81. (Фев. 9). Наставления Наши касаются не только лично вас, но и тех, кто придёт после. Поэтому они направлены на преображение ветхого человека, или человека прошлого, в человека Нового Мира. Различие между ними – по сознанию. И на сознание и его просветление устремлены усилия Наши. Надо, чтобы сознание успевало за прогрессом науки и техники. Иначе неизбежно рушение. Иначе каждое доброе начинание или открытие будет обращено во зло. Уже наблюдаете это претворение многих положительных явлений в явления отрицательные, вредоносные и разрушительные. Полчища тьмы, полчища адовы усердно и яро трудятся над этим.

 

1969. 197. (Март 29). Не столь важно, как относятся к нам люди, доброжелательно или нет, даже если это друзья, но важно чрезвычайно, как относимся мы сами, ибо наше отношение, наши добрые или недобрые чувства остаются при нас и определяют подробности нашего будущего. К сожалению, бросание камушков по «братским огородам» всё ещё имеет место, но если этим занимаемся мы сами, то оправдания тому нет. И, когда такой камушек залетает в наш огород и, ударив, причиняет боль, очень важно, как реагировать на такую несправедливость. Тем же и так же ответить нельзя, надо сохранить дружелюбие. Но даже и при дружелюбии аура может оказать законное противодействие и тем защититься от несправедливости. Если же обвинение или критика справедливы, из них можно извлечь полезный урок и исправить ошибку или ту или другую нежелательную черту характера и недостаток. Потому такие явления могут послужить даже на пользу при правильном к ним отношении. Друг допустил ошибку по отношению к вам. Не на вас, но на нём кармически будут лежать её следствия. Вы же, не нарушая доброжелательства, можете на неё указать, чтобы друг понял и чтобы освободить друга от нежелательных последствий ошибки. Только недобрых чувств не следует допускать.

 

1970. 49. (Гуру). Ученику приходится постоянно преодолевать в себе различные слабости и недостатки. И если в моменты трудных испытаний он не позволяет, чтобы они снова овладевали им под какими бы то ни было предлогами, его можно поздравить с победой. Тёмные часто стремятся довести человека до отчаяния, чтобы разбудить в нём вновь изжитые свойства его низшей природы. Легко преодолевать себя, когда ярко горят огни духа, но действительная победа утверждается во всех его состояниях и положениях, даже самых безрадостных, самых отягчающих и кажущихся безвыходными.

 

1970. 293. (Гуру). Отмечайте несостоятельность людского поведения и поступков. Вот человек, претендующий на желание знать Учение и в то же время бросающийся читать всё, что угодно, но только не книги Учения, которые имеет или может достать. Вот другой, свои заботы и жертвенность отдавший не людям, но любимой собаке. Или человек, сосредоточивший всё своё внимание на приобретении вещей. Всё это несёт на себе печать несоизмеримости действий. Наблюдайте и учитесь, чтобы не уподобиться.

 

1972. 1. (Янв. 1). …Когда Спрашиваю, пойдёшь ли за Мною, Предвижу решающий выбор. Посмотрите, кто устоял из сделавших выбор неверный. Все уклонились, и все отошли и избрали кривые пути, хотя и считают себя на служении Свету, но в действительности пополняют стадо самообольщённых. Потому выбор последний решает всё. И хотя сделавший правильный выбор и идущий на подвиг и говорит: «Да минует меня Чаша сия», но путь тернистый им принят, путь трудный, путь Света. Не бойтесь его тягостей. Ибо Приму на Себя тягость его, если решение сделано верно. Кто хочет благополучия и жизни довольной, их будет иметь, но не будет иметь чести в Деле Моём, если избрал путь довольства земного и на Зов не пошёл. Никакие самооправдания и оговорки не помогут сделать чёрное белым. Дезертирные духи – так Называем бежавших с бранного поля Владыки.

 

1972. 7. (М. А. Й.). Легенда об единственном оставшемся была дана, и не можете пожаловаться, что не предупреждены. Так же и отстающие возможность имели крепко подумать, прежде чем отстать. Но даже и Пётр трижды отрёкся, хотя и был предупреждён. Много несломимой преданности надо явить, если не хотите отстать. Отстающим темно, где и когда найдут они возможность снова пристать и к кому?

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№91 дата публикации: 01.09.2022