№72 / Зима 2017-2018
Грани Эпохи

 

 

Александр Файнлейб

 

Жизнь и смерть – стороны одной медали

О смерти будем думать с радостью,

ибо идем в сад прекрасный.

ГАЙ 1963 г. 416

 

Ознакомление с Учением Жизни у каждого происходит по-своему в рамках готовности сознания и наличия какого-то толчка в этом направлении. У меня этим толчком была скоропостижная смерть старшего брата в довольно молодом возрасте – сильного и здорового человека, каким он был всю жизнь и фактически не болевший всерьёз ни разу. После его похорон, а это было в 2003 году, когда компьютер и Интернет были широко доступны, представилась возможность, набирая слово «смерть», получить широкое освещение этого вопроса в самых разных направлениях. Так, впервые удалось познакомиться с трудами по Теософии Е. Блаватской, А. Безант, А. Бейли. Однако однозначного ответа на вопрос: что такое смерть, получить не удалось, в том числе, читая книгу Ч. Ледбитера «Астральный план». Не было ответа на этот вопрос и в популярных в то время серии книг Р. Моуди типа «Жизнь после жизни» и в книге Рамачарака «Религии и тайны учеников Востока». И только выйдя в поисках ответа на Агни Йогу и особенно на Грани Агни Йоги, этот сложный вопрос начал прояснятся.

В течение многих лет, работая над текстами всех томов по Агни Йоге и Граням Агни Йоги, в специально отведённом файле под названием «О смерти и Тонком мире» вносил встречающийся материал по этому вопросу. В конечном итоге получился файл, состоящий из Записей Граней Агни Йоги в 2-х частях: часть 1 – (1960–1972 гг.) и часть 2 – (1951–1959 гг) с общим объёмом в 244 страницы.

Хотелось, чтобы с этим материалом могли ознакомиться и другие интересующиеся люди. Тогда возникла мысль отправить этот материал в журнал «Грани Эпохи». Однако, просмотрев архив публикаций в журнале «Грани Эпохи», обнаружил, что делать этого не нужно, ибо подобный материал уже опубликован в журнале в номер N82 лето 2020 под названием: «Подборка из Граней Агни Йоги: Тонкий Мир», в 5-ти частях (Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5). Объём этого гигантского труда, судя по всему, не уступает тому материалу, что есть у меня, а превосходит его по уровню систематизации.

 

Следует отметить, что название настоящей статьи автором взято из Граней Агни Йоги 1961 г. 100. Представляется целесообразным привести кратко ещё несколько важных отрывков из записей Граней Агни Йоги (ГАЙ).

 

«Мысль о том, что человек умирает вместе с телом, – одно из величайших заблуждений нашего века. Какая нелепость даже в самом словосочетании «готовиться к смерти», когда в действительности надо готовиться к жизни, к жизни в Надземном, вне тела. Так перевёрнуты вверх ногами в человеческом понимании многие представления» (ГАЙ 1965 г. 131).

 

«Жизнь остаётся, но формы выражения её меняются постоянно. Жизнь вечна, и вечен процесс непрерывных изменений жизненных форм. Смерть формы совсем не означает смерть жизни. Жизнь умереть не может» (ГАЙ 1966 г. 109).

 

«Именно смерть научает человека отрешаться от земной мишуры и всего того, что притягивает его к Плотному миру. Но это происходит лишь при серьёзном размышлении о значении смерти, то есть смерти оболочек. Ведь как таковой смерти нет. Только невежество человеческое смену бытия называет смертью. Термин «бессмертие» недаром вошёл в лексикон человечества на всех языках. Люди умирают для того, чтобы жить. Смерть есть рождение в новую жизнь на плане, незримом физическому глазу. Нужно понять истинное значение смерти, чтобы продолжить жизнь. Можно ещё глубже продумать, что значат слова «смертию смерть поправ»» (ГАЙ 1967 г. 161).

 

«Смерть – это освобождение от оболочки, ставшей негодной или выполнившей своё назначение на Земле. Когда собран весь опыт, который может извлечь человек, находясь в данном теле, дальнейшее пребывание в нём теряет свой смысл, и человек сбрасывает его, как изношенную одежду. Процессы природы очень целесообразны... Наука утверждает: ничто в природе не исчезает и не рождается вновь. Не исчезает и не рождается материя, и не уничтожается и не возникает жизнь. Материя, энергия и жизнь вечны, и всё дело в том, что человек, в котором космически сосредоточены – материя, энергия и жизненный принцип, сущность свою увязал не с преходящими формами жизни, но с тем, что непреходяще и что существует всегда и везде поверх умирающих и рождающихся временных форм, в которых появляется вечная материя, вечная энергия и вечная жизнь» (ГАЙ 1961 г. 438).

 

«Естественная смерть физического тела по старости не сложнее, чем засыпание: проста, легка и безболезненна. Тело устало и износилось, и сознание, связанное с ним, исчерпало данные возможности плотного мира. Переход в Тонкий Мир у обычных людей происходит бессознательно. Сознание пробуждается после отдыха – сна, постепенно осваиваясь в совершенно новых условиях. Жизнь в Тонком Мире – по сознанию, сознания разнятся по своим накоплениям…» (ГАЙ 1965 г. 300).

 

«Мир Тонкий зрим, ярок, конкретен и своей красочностью и устойчивостью очень напоминает земной мир, только краски в нём ярче, формы разнообразнее. И не нечто туманное, скользкое и расплывчатое видит тот, кто умеет смотреть, но видит мир полный и яркий, и весьма привлекательный, если сознание устремлено вверх. Пластичность материи Тонкого Мира не мешает устойчивости его форм. Вода тоже пластична, однако подводное царство красочно и разнообразно. Воздух ещё более пластичен, но это не мешает красоте восхода и заката Солнца и игре красок в горах, на воде, в облаках или безоблачном небе. Ищите аналогию везде и скорее поймёте свойства Надземного Мира. Тот, кто Красотою живёт и к Красоте устремлён, будет ей окружен и там» (ГАЙ 1967 г. 397).

 

«Каждый предмет, каждое растение, дерево, птицы, рыбы, животные, люди имеют свой астральный двойник. Имеют его и все творения рук человеческих: дома, деревни, города. Имеют эти двойники горы, озёра, леса, реки, моря и всё, что есть на Земле, и сама Земля. Всё это существует в Тонком Мире наряду с формами, созданными человеческой мыслью. Тонкий Мир переполнен всеми этими образованиями. Свитки Акаши, на которых запечатлено всё прошлое человечества и Земли, тоже входят в перечень того, что есть в Мире Надземном...» (ГАЙ 1972 г. 297).

 

«...Смерть – не более, нежели стрижка волос. Для Наших людей она облегчена ещё больше. Там их заботливо встречают близкие души, окружая лаской и вниманием. Оказываются среди своих, в знакомом окружении, связанные ещё на земле преданностью и любовью. И то, что здесь не отличало их от всех прочих людей, там выделяет их в совершенно особые условия. Руководитель – у каждого, если его хотят, но переход Наших близких и обычных людей несравним. Также заботливо обставляются и последние минуты перехода, чтобы подготовить сознание к надвигающейся перемене. Горевать об ушедших не мудро, ибо никто не уходит ранее положенного ему срока, и кто знает, где лучше переходящему, на земле или там, в Мире Надземном. Всякое горе лично и эгоистично, а в особенности же слёзы. Не об ушедшем горюют и не о нём печаль, но обычно о себе. Пора бы привыкнуть к мысли о том, что много, много раз каждый уже переходил этот порог, и нового тут ничего нет» (ГАЙ 1961г. 134).

 

«Не сравнить свободу Надземного пребывания с оковами плотного тела. Его надо одеть и обуть, напоить, накормить и дать ему кров и создать множество условий, удовлетворяющих растущие потребности духа. А тело болеет, и старость не радость с собою несёт. И дух в теле связан и к телу прикован и не может оставить его. Если вдуматься в ограничения тела и условия плотного мира, то можно ли удивляться, что плотную эволюцию так трудно принять. Потому и лишается человек памяти о сияющих пространствах Незримого Мира, о свободных полётах и жизни иной вне тяжких и плотных условий. Но стремление к Высшим Мирам остаётся, как путеводная нить в будущее. Оно неотъемлемо, ибо человек непреложно должен вернуться туда, откуда пришёл. И в этом великое утешение. Пусть горечь жизни земной, пусть слёзы, удары и тягость, пусть остро напоминают они о том, что они преходящи, конечны и временны кратко и что каждое из них лишь приближает к концу, к смерти, к освобождению от цепей материального мира. Каждый миг приближает освобождение. И всё оставшееся до него время можно потратить на то, чтобы завершить и освобождение в духе, без которого освобождение от тела не будет полным и завершённым…» (ГАЙ 1961 г. 258).

 

«Материальная земная оболочка, в которую облекается дух при воплощении, подобна тяжкому скафандру водолаза. И только неумение сравнить её неудобства с преимуществами Тонкого тела позволяет мириться с телесной тюрьмой духа. Поэтому же и отнимается память о Надземном пребывании и пространствах Надземного Мира. Не говоря уже о старости и болезнях, ограничения плоти велики. Как каторжник ядро на ногах, влачит за собою человек свой футляр, из которого нет ему выхода и освобождения, пока в нём. Тело надо одевать, обувать, поить, кормить и всюду таскать с собою. А оно имеет вес, и немалый, и не может двигаться быстро. Ему нужен транспорт, ему столько нужно всего, что, лишь освободившись от него, человек понимает, насколько оно требовательно и обременительно. Огромные магазины, склады продовольствия и почти всё, что создано руками человека, показывают, сколько труда затрачивается на удовлетворение потребностей тела. Ничего этого не нужно в Надземном: ни заводов, ни фабрик и всех видов транспорта, ни пищи. Тонкое тело, облекающее дух, не нуждается во всём этом. Условия тонкого пребывания совершенно другие. Конечно, многие земные условия нужны для эволюции духа, и полезность их несомненна, но разницу в Надземном и земном окружении человека всё же следует ясно понять, чтобы не обременять сознание пережитками плотного мира. Земные воплощения нужны, чтобы выработать те или иные способности и качества духа и чтобы так утончить и развить тело земное, чтобы оно смогло заменить человеку все аппараты. В этом цель эволюции. Смысл земного существования необходимо понять и не ограничивать этого понимания недолгими годами земной жизни» (ГАЙ 1967 г. 091).

 

Следует ещё раз подчеркнуть, что в Надземном мире нет необходимости в работе, сне, еде, отдыхе, не нужно заботиться о квартире, делать какие-то покупки, и нет многих других особенностей проживания человека в Плотном мире, реализация которых требует затраты времени. Несмотря на то, что в Наземном мире нет понятия времени в земном выражении, можно сказать, что у развоплощённого человека весь день и ночь фактически являются временем свободным. С учётом того, что продолжительность нахождения в Надземном мире во много раз дольше, чем в Плотном, становится понятным, что у развоплощённого человека есть огромный запас свободного времени, которое он может полностью использовать по своему духовному устремлению, которое он проявил, находясь в Плотном мире.

 

«Ученик задаёт себе вопрос: «Что я буду делать там?» [Автором статьи проставлены только числовые позиции, чтобы более наглядно можно было видеть ответы на поставленный вопрос]:

1. Всё, что создано человеком на земле, запечатлено в Тонком Мире. Поэтому там возможно лицезрение всех произведений искусства, как собранных в музеях и галереях, так и вне их. Следовательно, открыта возможность созерцать красоту.

2. Также доступна, но даже в большей степени, область музыки. Многие композиторы записывают то, что они слышали из пространства. Там можно слушать и слышать, и творить, и создавать самому и без помощи физических инструментов величественные симфонии звуков. Там можно учиться и черпать из космической сокровищницы по вместимости сознания и устремлению. Творить можно как музыкальные произведения, так и картины, но без обычных кистей и красок, творить из того же материала, из которого создаётся образ цветущей розы в третьем глазу человека, когда он этого хочет. Только там создаваемые творческим воображением образы можно видеть тотчас же, так же отчётливо и ясно, как мы видим земные.

3. Там доступны и танцы, но вне всяких ограничений тела. Там танец воздушен и состоит из полётов тонкого тела, уявленных в ритме и слиянии движений со звуками.

4. Там изучается психотехника мысли, эмоций и чувств, их воздействие на тонкое тело, их цвет, форма, движение – словом, вся сложная аппаратура существа человека, освобождённого от тела. Творчество мыслью, воздействие на людей, создание форм и образов.

5. Волшебство, зароки, внушение, заколдованные места, реальность сказок, разоблачение очарования астрала.

6. Изучение строения Тонкого Мира и различных состояний его материи.

7. Область стихий.

8. Физиология тонкого тела.

9. На чём основана была отвергнутая Учением магия.

10. Область изучения Земного шара: поверхность близко физическая, структура тонкая и выше. Посещение всех уголков Земного шара. Углубление в его прошлую историю и древние геологические периоды.

11. История человечества и изучение её по свиткам Акаши.

12. Устремление в изучение пространства за пределами ауры Земли. Миры дальние. Жизнь на них.

13. Общение и контакт с теми, с кем так или иначе был связан или соприкасался дух на земле.

14. Помощь тем, кто нуждается в ней или ничего на знает, перейдя в Тонкий Мир, о жизни в нём и её не отрицает. Беседы, поучения, разъяснения к тем, кто ниже по ступеням сознания, и получение от тех, кто выше.

15. Контакты с Иерархией по цепи связи.

16. Кельи знания, и возможность его почерпать по линиям намеченного при жизни на Земле устремления» (ГАЙ 1960 г. 284).

 

Как видно, имеется огромный выбор из 16 направлений, по которым можно будет в Надземном мире развивать свои усилия. Можно выбрать несколько направлений, наиболее созвучных своим духовным интересам.

 

«...Конца учению нет ни в Том мире, ни в этом. Следует твёрдо усвоить положение, что человек – это вечный ученик, вечный учащийся в Великой Космической Школе жизни. Это следует твёрдо запомнить и навсегда. Кто-то думает о сладкой Амрите, о том, что там, в Мире Надземном, он отдохнет и пребудет в полном упокоении или безмятежном, сладостном сне. Это неверно. Именно там, сбросивши тело, можно учиться особенно яро и напряжённо, можно учиться, пользуясь необычными преимуществами тонкого существования. Здесь нужны люди и книги и много других привходящих условий, там же – устремление и желание знания и готовность учиться без конца» (ГАЙ 1961 г. 324).

 

О Школе Жизни говорится и в книге Н. Рериха: «Семь Великих Тайн Космоса» [1], в разделе «Древние легенды»: «...эволюция сознания каждого человека происходит по определённому плану, который состоит в раскрытии его дремлющей Божественности. Выполняя этот план, человек и изживает свои отдельной жизни, и каждая его жизнь – как бы один день в Школе Вечной Жизни» [2].

Ниже представлена таблица, в которой автор статьи систематизировал изложенные в книге данные о классах, характерных свойств учеников, места и сроки их перевоплощения в Школе Вечной Жизни.

 

Школа Вечной Жизни [2]
Класс Характерные свойства учеников Перевоплощения
1-й
«дикари»
Эгоизм с его неумолимо настойчивым «я хочу это», чтобы усилить центр её индивидуальности. Люди ещё совершенно не развиты, их умственное развитие только в зачатке, они не умеют обуздывать свои буйные страсти, свою грубую природу. Рождаются среди дикарей и в полуцивилизованных расах, а также в отсталых и преступных типах цивилизованного общества. Рождается подряд много раз в одной и той же подрасе, имеют небольшой перерыв между воплощениями; могут быть задержаны на долгое время в низших областях Тонкого Мира.
2-й
«цивилизованные»
Не «я», а «мы»; человек должен научиться делиться с другими, а не требовать для себя одного. Это люди заурядного развития, с ограниченным мировоззрением, умственный горизонт их не выходит за пределы их семьи, их государства или национальности. Перевоплощаются много раз в одной и той же подрасе, имеет небольшой отдых в небесных областях, продолжительность которого зависит от достигнутых успехов в духовном развитии.
1-й + 2-й Представляют собой более 9/10 всего человечества.
3-й
«культурные»
Культурные люди, которые стремятся к каким-нибудь высоким целям, имеют какие-нибудь высокие идеалы, их умственный горизонт расширился до понимания единства человечества. Перевоплощаются два-три раза в каждой подрасе. Срок между воплощениями различный и может продолжаться от столетий и тысячелетий – в среднем 700-1200 лет.
4-й
«ученики Учителей Мудрости»
Ученики Учителей Мудрости, сознательно творящие своё будущее. Жизнь во имя своего Учителя, становятся с каждым днём всё более благородным стражем и более благородным проводником той благодати, которого Учитель создаёт для Мира. Добровольно отказывается от продолжительного блаженства в Мире Огненном, на которое имеет право, чтобы ускорить свою эволюцию, и перевоплощаются тотчас после смерти. Каждый из них имеет Учителя, который сам выбирает для него семью и условия, в которых он должен родиться.
5-й
«Учителя Мудрости»
Учителя Мудрости – редкие цветы человечества, которые закончили свою человеческую эволюцию и, достигнув богочеловеческого состояния, руководят нашей эволюцией. Не нуждается в перевоплощениях и воплощается лишь по своему желанию для цели эволюции и блага человечества. Сам решает, когда и где Ему родиться, ибо Он абсолютный хозяин своей судьбы.

 

Как видно из таблицы, «...сроки пребывания в иных мирах чрезвычайно различные – условия могут меняться от нескольких месяцев до тысячелетий. Всё зависит от развития и зрелости человека. Всякая жизнь есть определённый урок, определённое задание, которое нужно выполнить. Если человек был успешен в разрешение поставленной ему задачи, он двигается в своей эволюции быстрее, если он менее успешен, он много раз возвращается в те же условия, в ту же обстановку, в которой он не оказал успеха» [3].

 

Если посмотреть вокруг себя: на небо с миллиардами всевозможных звёзд; на нашу Землю с её множеством океанов, рек, озёр, гор; на многообразный животный мир, который вокруг нас; на разнородное и самое сложное, что есть в Космосе – многомиллионное человечество, то возникает вопрос: Кто всё это Создал? – ответ у всех один – Бог, Высшие Силы. А куда уходят усопшие? – в Мир Иной. Значит, кроме Плотного мира, люди ощущают, что есть ещё и Надземной мир. Отсутствие настоящий веры в это у многих людей связано с тем, что, как они говорят, «не поступает от усопших информации об их деятельности в Надземном мире».

Это мнение господствует обычно у учеников 1-го класса – «дикарей».

По мере «перехода» в другие классы это мнение слабеет, и для учеников 3-го класса –«культурных» – начинаются настойчивые поиски ответов на вышеуказанные вопросы. При этом они обнаруживают, что есть ученики 4-го класса – «ученики Учителей Мудрости». Такими «учениками» были: Елена Блаватская, Франчиа Ла Дью, Елена и Николай Рерихи, Борис Абрамов. Они получили через яснослышание от учеников 5-го класса – «Учителей Мудрости» – их Учения, которые были записаны: Е. Блаватской как «Тайна Доктрина» в 3-х томах, Франчиа Ла Дью – как «Учение Храма» в 2-х частях, Е. Рерих – как «Агни-Йога» в 14 томах, Н. Рерих – как сюжеты 7000 своих картин, Б. Абрамовым – как «Грани Агни Йоги» в 21 томах. Важно отметить, что содержание первых томов записей Б. Абрамовым были получены от Владыки, а после ухода из Плотного мира Елены и Николая Рерихов записи стали пополняться и их сообщениями из Надземного мира. Для Рерихов это произошло в 1956 году. Их сообщения зафиксированы, как (М.А.Й) – Матерь Агни Йоги – статус, который присвоили Владыки Е. Рерих за её геройство и основополагающего участие в создание этого Учения и (Гуру) – Н. Рерих. Другими словами, Елена и Николай Рерихи «перешли» из 4-го класса в 5-й класс и стали «Учителями Мудрости», и наглядным образом продемонстрировали, что из Надземного мира в должное время поступает нужная для эволюции человечества информация.

 

1-й и 2-й класс «учеников» составляют 90% всего человечества [2]. Возникает вопрос: сколько всего человечества находится во всех Мирах на Земле? – 60 млрд. человек – такой ответ есть в книге [4]. Это, наверно, верно было на момент получения сообщения, которое вошло в эту книгу, но представляется, что в настоящее время общее число человечества в Мирах является кратным числу 7 и составляет порядка 70 млрд. человек, ибо «число 7 – основа проявления сущего. Мерою и числом построено всё» (ГАЙ 1962 г. 553). При этом от 7 млрд. только 10% находится в настоящее время в Плотном мире.

 

Несколько слов об этой книге, в той её части, где она представлена в виде легенд. В Интернете можно столкнуться с вопросом об истинности содержания этих легенд, а также с приписыванием авторства этих легенд не Н. Рериху, а другим. В эпиграфе к этой части книги есть такие строки: «...подумаем вместе о том, о чём на протяжении тысячелетий мудрость народов говорила языком легенд и сказаний...» [5]. Н. Рерих свои книге «Держава Света» (1931 г.) пишет: «... легенды не отвлечённость, но сама реальность. Поистине мечты не знаки безграмотности, но отличия утончённых душ. Поэтому всячески поощряем в молодёжи нашей стремления к живущим и творящим сказаниям, и вместе с молодёжью, оставаясь молодыми, почтим мечту, как ведущие и возносящие крылья нашего возвращения и усовершенствования» [6]. Автор статьи не нашёл никаких отклонений в этой книге от положений Учения Жизни и считает вполне справедливым размещение в ней древних легенд вместе с другими литературными произведениями Николая Рериха, который был Адептом Высокого ранга.

 

В книге, в указанной её части, очень интересно на высоком, но доступным для понимания языке и достаточно кратко рассматривается весь цикл, который проходит человек от развоплощения, то есть от перехода из Плотного тела в Тонкое, а затем – в Огненное тело, и обратный переход через создаваемые новые тела, вплоть до Плотного тела, то есть – воплощения. При этом повествование идёт от первого лица:

«...пришёл срок моего ухода из Мира Плотного. Этот срок был установлен Владыками Кармы при моём рождении. Длительность жизни в Мире Плотном определена каждому человеку… Отбросив только плотную часть физического тела, состоящую из твёрдых, жидких и газообразных частиц – то, что затем получило название «холодного трупа», я унёс с собой всю «жизнь» этого тела: теплоту, электричество и прочие энергии – то, что на Востоке называется «эфирным телом».

Имея своей внешней оболочкой только это эфирное тело, я стал невидимым для находящихся в Плотном Мире: при сильном желании я мог бы принять видимость «привидения» и показаться своим близким в виде обычной фигуры. Но я не сделал этого, – ведь увидевшие меня могли бы испугаться. Тем более, что в момент ухода из плотного тела я был очень занят, я переживал свою жизнь вновь. В эти короткие секунды передо мной прошла панорама всей моей жизни. Из всех забытых закоулков и углов выступили картины за картиной, одно событие за другим.

В мой смертный час выявился преобладающий смысл всей жизни, выяснилась её руководящая мысль. Я увидел себя таким, какой я есть на самом деле. Торжественна была та минута, когда я стоял лицом к лицу со своей жизнью.

Как хорошо, что все, собравшиеся у моего смертного одра, держали себя тихо и благоговейно. Они сознавали себя в торжественном присутствии Смерти – и торжественно молчали. Ничто не отвлекало меня от обзора проносящейся перед моим внутренним взором истекшей жизни, никто не нарушал покойного течения мысли.

Те, кто врываются со своими личными огорчениями в тишину, так необходимую для отходящего, поступают эгоистично и грубо. Громкий плач и шумные жалобы могут потревожить умирающего и нарушить сосредоточенное внимание. Недопустимо звать в земные сферы, когда дух уже оторвался.

Примерно через тридцать шесть часов после смерти я вышел и из эфирного тела, которое некоторое время носилось над могилой тела плотного. Оставленное эфирное тело может иногда быть видимо сенситивным людям на кладбище как «привидение». Через несколько недель оно распадается и рассеивается в воздухе.

Освободившись от физических тел, эфирного и плотного, я очутился в другом мире – Мире Тонком, который стал для меня теперь видимым и реальным. Я сам остался тем же, как и был, только теперь моим «внешним» телом стало тело тонкое – носитель и проводник желаний, чувств, эмоций. Это тело я имел и раньше, в Мире Плотном, только там оно было невидимо, скрыто за грубой оболочкой плотного тела. Посредством этого тонкого тела я мог желать, выражать свои чувства – эта возможность осталась в полной мере и в Мире Тонком. Только в земной жизни я мог скрывать свои чувства, желания, эмоции – теперь же, в Тонком Мире, они были зримыми, как в Мире Плотном было видимо плотное тело.

Тонкий Мир есть не столько какое-то особое место, сколько состояние, в котором я оказался после утраты физического тела. Моё сознание осталось таким же, каким оно было в Плотном Мире. Все ушедшие продолжают вести в Тонком Мире такую же жизнь, какую они вели, будучи на плотном плане существования, – часто даже не сознавая, что они перешли в иной мир.

Тонкий Мир содержит семь планов или сфер, соответственно различным устремлениям его обитателей и соответственно ступеням их духовного и интеллектуального развития. Это деление слоёв Тонкого Мира не совпадает с условными классами Земли. Если в Плотном Мире человек, притворяясь, может скрывать свою истинную сущность и занимать не соответствующее его развитию место, то в Тонком Мире это абсолютно невозможно: там всякий попадает в такую сферу, которую он своим духовным развитием достиг.

Да, в Тонком Мире нельзя быть лицемером и облекать грязные мысли покровом кажущейся добродетели. Если даже в земной жизни люди преображают свою внешность страстями, и лицо развращённого и спившегося негодяя принимает самое отталкивающее выражение, – то в Тонком Мире внутренний характер непременно выражается и внешним образом. Каков человек на самом деле, таков и его внешний облик: он или сияет красотой, если душа его благородна, или же отталкивает своим безобразием, если природа его грязна.

В Тонком Мире каждое побуждение сразу же вызывает соответственно изменение внешнего вида. Зверские аппетиты формуют тонкое тело в звериные облики, дурные страсти обезображивают его до ужасных степеней. И что самое замечательное при этом – сам человек никогда не видит своего самопреображения!

В Тонком Мире существует и подобие ада: состояние преступников и порочников в низших слоях Тонкого Мира очень мучительно. Ярые, злобные и жившие лишь чувственными наслаждениями, они очень страдают из-за невозможности утолить свою злобу и плотские страсти, ибо у них здесь нет оружия для этого – физического тела. Они буквально горят в пламени своих неутоляемых страстей.

Сферы Тонкого Мира отличаются одна от другой по плотности. Эти различия в свойствах материи Тонкого Мира являются причиной того, что существа, пребывающие в одной сфере, отделены от существ, находящихся в другой, и только обитатели одной и той же сферы способны приходить в общение. Мир Тонкий устроен так чудесно, что обитатель любой сферы может посещать все нижележащие сферы, но для того, чтобы подняться в более высокие сферы, он должен достигнуть соответствующего развития.

Обитатели Тонкого Мира являются источниками света, – они сами светятся, освещая собой и то пространство, в котором находятся. Но светоносность каждого существа Тонкого Мира зависит от достигнутого им большего или меньшего духовного совершенства, отсюда понятно разделение на светлых и тёмных. Светлый тот, кто светится, а тёмный света не излучает.

В низших слоях Тонкого Мира царят сумерки, ибо свет их жителей слабый, – они не умеют думать о Свете. Чем выше сознание и мысль, тем светлее нерукотворное сияние. Жители Тонкого Мира, которые хотят Света, не имеют недостатка в нём, – светлая мысль порождает Свет.

В Тонком Мире голос не нужен и заменён быстрой мыслью. Тут воспринимаются не слова, но мысли, – тут сообщаются мысленно и не нуждаются в разных языках. Чудесна возможность думать на своём языке и в то же время быть понятым жителями разных стран!

Очень увлекательна возможность в Тонком Мире творить из тонкой материи своею мыслью всё, что угодно, что только человек пожелает. Чем богаче воображение человека, тем разнообразнее творчество его, и чем культурнее человек, тем прекраснее оно. Поэтому все мечтатели, поэты, художники имеют здесь безграничные возможности применить все свои способности и устремления.

Возможности обитателя Мира Тонкого с точки зрения Плотного Мира удивительны. Здесь я мог с недоступной для земного понимания быстротой переноситься от одного предмета к другому, из одного места в другое. То, что для земного человека является фантазией, сказкой и чудом, здесь есть самая настоящая действительность и реальность; все те сказки, в которых говорится о шапке-невидимке, о ковре-самолёте, о добрых и злых феях и пр., – всё это написано авторами, которые помнили о законах и явлениях Тонкого Мира.

В Тонком Мире тысячи земных лет могут показаться мигом и один миг – вечностью. Но ведь и на Земле бывает, что человек, погружённый в радость творчества или счастья, не замечает, как протекают годы, а одна какая-нибудь страшная минута кажется человеку бесконечно долгой. Да и во снах можно убедиться, что для самых содержательных сновидений не требуется времени, – мгновенно воспринимаются самые сложные действия и усваиваются долгие беседы.

Обитатели Тонкого Мира совершают перелёты в тысячи земных миль в несколько секунд. Там нет понятия близко и далеко, ибо все явления и вещи одинаково доступны зрению вне зависимости от удаления их от наблюдателя. Также там всякое существо и всякая вещь прозрачны и видимы внутри и со всех сторон одинаково.

Внешний вид Тонкого Мира тоже иной – светящаяся материя этого мира не похожа на покровы земные. Цветы уступают в богатстве форм, но цвет их несказанно сложнее красок Земли; снега белее, кристальнее и гуще земных; также и образы гор и морей – в преображённом состоянии. Кто видел цвета Тонкого Мира и слышал его звучание, тот понимает, что для такого Мира лучшее определение – Тончайший [7].

...И вот кончился срок моего пребывания в Тонком Мире. Пришло время мне умереть и здесь – это значит сбросить с себя уже изношенное тонкое тело и самому перейти в следующий, высший мир. Сброшенное тонкое тело, ставшее «трупом тонким», через некоторое время распадается, возвращая свои материалы в общий резервуар тонкой материи.

Когда связь с тонким телом окончательно порвалась, я погрузился в короткую бессознательность. Затем я пробудился от ощущения блаженства – яркого, безграничного, невообразимого для земного сознания. Я проснулся с чувством невыразимой радости, мира и покоя, превышающим всякое представление.

Самые очаровательные мелодии тихо звучали вокруг меня, нежнейшие оттенки светящихся красок волновались перед моим открывшимся зрением, сам воздух казался напоен световой музыкой, всё существо насквозь прониклось светом и гармонией. Затем сквозь золотую дымку начали нежно выступать любимые лица, утончившиеся в красоту, которая отражала их благороднейшие эмоции, не запятнанные тревогами и страстями низших миров. Как передать словами блаженство этого пробуждения, сияния этой первой зари небесного мира!

Что же это за мир, в котором я очутился? Это был Мир Огненный, вернее, та часть его, которая называется Миром Мысленным. Здесь моим «внешним» телом стало «тело огненное», или «тело мысли». Я имел это тело и в земной жизни, только тогда оно было скрыто за покровами тонкого и плотного тел, а теперь оно «обнажилось» и стало внешним. Жизнь в Мире Огненном более длительна, чем в Мире Тонком, и формы её более пластичны. Духо-материя этого мира гораздо сильнее оживотворена и более утончённа, чем наивысшая материя Тонкого Мира. Нет теней в Огненном Мире – светоносность всех частей этого мира даёт непрерывное свечение. Сияние аур – как своды облачные, лучи – как потоки и водопады. Цветы огненные отличаются сиянием, их можно сравнить со строением роз – малые вихревые кольца образуют как бы сочетание лепестков, запах, как преображённый озон, может дать как бы воздух хвои.

В Мире Мысленном всё, что человек думает, воспроизводится немедленно в формы, ибо разреженная и тонкая материя этого мира есть та же, из которой состоят формы наших мыслей, она есть та среда, в которой проявляется наше мышление, и материя эта складывается немедленно в определённые очертания при каждом воздействии на неё мысли. Вот почему каждый человек действительно создаёт сам своё небо, и красота всего окружающего бесконечно повышается соответственно богатству и энергии его мысли. По мере того как человек развивает свои духовные силы, его небо становится всё более и более утончённым и прекрасным; все ограничения в Мире Мысленном создаются самим человеком, и поэтому небо каждого расширяется и углубляется одновременно с расширением и углублением души.

Разделения во времени и пространстве в Огненном Мире не существует. В этих небесах мы постоянно находимся с теми, кого мы любили и почитали во время земной жизни, – ушедших ранее или всё ещё живущих на Земле. Мы видим их около себя, таких же счастливых и блаженных, как мы сами, в той форме, которую мы любили на Земле, и сохраняем полное сознание наших земных отношений, ибо в Мире Огненном расцветают все земные ростки любви.

В течение этого состояния человек пожинает награду своего бескорыстия на Земле. Он совершенно поглощён блаженством своих личных привязанностей, предпочтений и мыслей и собирает здесь плоды своих достойных действий. Никакая боль, печаль, ни даже тень горя не омрачает светлый горизонт его чистой радости.

Мир Огненный есть мир блаженства и радости невыразимой. Но он представляет собою ещё и нечто большее, чем место блаженного успокоения для утомлённой души.

Всё, что было ценного в умственных и нравственных переживаниях человека в последней его земной жизни, здесь подвергается глубокой внутренней переработке и постепенному претворению в определённые умственные и нравственные качества, которые он понесёт с собой в следующее воплощение [8].

...Да, Мир Огненный – истинная родина человека, это его страна, где он «дома». Сюда он возвращается после путешествия в мир земной, в «долину слёз», куда он отправляется как в школу, чтобы поучиться и собрать опыт. Здесь сам Человек – его бессмертная часть – переживает, ничем не обременённый, свою собственную жизнь, в полной мере того самосознания и ведения, которых он успел достичь... [9]

...Я пережил несколько «смертей», сбросив через определённые] промежутки времени одну за другой все свои временные оболочки: тело плотное и эфирное, затем тело чувств, наконец, тело мысли. И теперь я остался сам собой, не имеющий более, что сбросить, значит, – более не умирающий, значит, – бессмертный, вечный... Что же такое это бессмертное, вечное «Я»?

Оно троично. Самая высшая часть – это частица Божества, искра Духа-Огня, Луч Абсолюта; на Востоке она называется Атма. Это божественное ядро заключено в Буддхи – духовную душу, духовный разум, «тело блаженства», то, что называется «сердцем» и даёт способность прозрения, способность проникать в сущность вещей путём мгновенного озарения, то есть интуиции или чувствознания.

Соединение Атма и Буддхи образует «зерно духа» – божественную вечную Монаду. Это огненное зерно духа неуничтожаемо и неизменно, нерушимо и вечно. Оно одинаково у всех людей, оно является бессознательной основой жизни каждого человека.

Вокруг зерна духа накапливается и растёт сознание человека – Манас, или «Мыслитель». Это высший разум, ум абстрактного мышления, «ум идей», самосознание. Он соответствует логике огненного синтеза, озарённого светом интуиции. Это нетленная сокровищница всех результатов жизненных опытов и переживаний, достойных сохранения. В ней хранятся раз приобретённые умственные и нравственные качества, – иначе они не могли бы возрастать. Атма, Буддхи и Манас вместе составляют бессмертное «Я» человека.

Этот Вечный Человек, индивидуализированное Божественное «Я», является действующим лицом в телах, в которые он облечён. Его присутствие и даёт это чувство «Я» одинаково и телу, и душе. Будучи самосознательно, это «Я» часто самообманчиво отождествляет себя с той из оболочек, в которой оно действует наиболее энергично... [10]

...Когда кончился срок моего пребывания в Мире Огненном, для меня, для каждого Мыслителя, пришёл момент ясновидения. На одно мгновение я увидел своё прошлое и причины, созданные в этом прошлом, которые будут действовать в моём будущем, и общие очертания моего ближайшего воплощения развернулись передо мной без покрова. Каждый, приступающий к новой земной жизни, имеет искру просветления, когда понимает, какие причины заставляют его принять то или иное испытание, – так обуславливаются задания земной жизни.

Что заставляет возвращаться на Землю? Закон космический: как голод толкает голодного к пище, так Закон воплощения устремляет готовый дух к сроку его воплощения. Наступает момент, когда он начинает остро чувствовать магнитное притяжение к земному воплощению, ибо лишь Земля есть то горнило, в котором трансмутируются наши энергии и получается обновление и накопление новых.

Высокий дух не противится естественной смене бытия, он радуется возможности совершенствовать новую сторону своей жизни. Он помогает находить трудные задачи, чтобы на них испытывать обновлённое сознание. Высокий дух стремится к трудному пути.

Нелегко подойти к земным сферам от мира высшего. Это ныряние можно сравнить с работой ныряльщика. Как водолаз должен надевать тяжкие доспехи, чтобы противостоять давлению океана, так идущий на Землю должен окружить себя тяжкой плотью... [11]

…И вот, когда кончился срок моего пребывания в Мире Огненном, я спустился в Мир Мысленный. Я излучил некоторую часть энергии в вибрациях, которые привлекли ко мне материю Мира Мысленного и облекли меня в неё. Из неё я построил, при помощи Высших Сущностей, тело мысли для начинающейся новой главы из вечной истории моей жизни.

Когда было построено тело мысли, вместе с этим телом я опустился в Мир Тонкий. Мои энергии, продолжающие стремиться наружу, собрали вокруг меня материю Тонкого Мира. Из этой материи было построено моё тонкое тело – тело желаний. Дальше я построил эфирное тело из эфирной материи Плотного Мира. Эфирное Тело – точная копия будущего физического тела, вернее, это оригинал, ибо оно существует раньше физического. Последнее в своём утробном периоде точно копирует его.

Когда все эти оболочки были созданы, наступило время физического рождения. Высокоразвитый человек, живущий высшим сознанием, выбирает семью, в которой ему надлежит родиться, сам. Для неразвитых людей этот вопрос решается Владыками Кармы. Они определяют семью и условия, в которых этот человек должен родиться, руководствуясь теми желаниями и стремлениями, которые человек обнаружил в прежней жизни, иначе говоря, теми следствиями, которые он создал.

Физическое тело даётся человеку его родителями, причем они могут передать ему лишь физическую наследственность – характерные особенности той расы и нации, в которой человек вновь рождается. Это единственная наследственность, которую человек получает от родителей – всё остальное в новую жизнь он приносит сам...» [12]

 

Николай Рерих был посвящён в тайны древних легенд, ибо был подлинным «учеником Учителей Мудрости» – проводником той благодати, которую Учитель посылает на землю. «...Жизнедатель, проводник творческой силы, побудитель к познанию, так люди могут понимать благодать…» (Надземное, 851). Так это понимал и Н. Рерих, что видно из его стихотворения «Капли» [13]:

 

Капли

Твоя благодать наполняет руки мои.

В избытке льётся она сквозь мои пальцы.

Не удержать мне всего.

Не успеваю различать сияющие струи богатства.

Твоя Благая волна через руки льётся на землю.

Не вижу, кто подберёт драгоценную влагу?

Мелкие брызги на кого упадут?

Домой не успею дойти.

Изо всей благодати в руках, крепко сжатых,

я донесу только капли.

1920 г.

 

В художественном плане эта мысль выражена в прекрасной картине «Капли жизни», написанной в 1924 году и представленной ниже.

 

Н. К. Рерих. Капли жизни. 1924

 

Сообщений самого Николая Рериха об этой картине не найдено. Поэтому даются обнаруженные комментарии к этой картине других известных авторов:

«На картине «Капли жизни» на выступе скалы, на склоне снежных вершин сидит женщина в золотом одеянии. Она собирает в кувшин капли жизни – капли мудрости и знания, льющиеся из высокогорного источника. В глубоком раздумье смотрит она вниз, на Землю, куда принесёт она эту собранную ею жизненную влагу» [14].

«Сосуд – один из символов сознания человека, а капли живительной влаги – это крупицы знаний, а также рождённых им умений и качеств духа, которые будут сопровождать человека и после его земной жизни, в других воплощениях…» [15]

 

В заключение хочется сказать, что:

– все Великие люди, известные нам и неизвестные, трудившиеся на благо всего человечества в Плотном мире и перешедшие в Миры Иные, живы и в установленный для них срок, снова вернутся на землю, чтобы продолжить свою миссию, обеспечивая видимо-невидимый Приход Владыки;

– живы и все другие люди, ушедшие по старости или погибшие, или ушедшие по другим причинам, сердца которых открыты на добро, они снова придут в Плотный мир в положенный каждому срок, чтобы продолжить учебу в Великой Школе Жизни;

– видим, как много есть всюду воплощённых в Плотном мире «живых мертвецов», которые в рамках данной им последней возможности подняться, используют её в тёмном направлении, лишая себя возможности выдержать «огненное испытание» и войти в Мир Новый;

– Мир Плотный, который есть «тюрьма для духа», является самым тяжёлым и трудным из всех Миров, которые проходит человек в процессе своего цикла воплощения-развоплощения. Поэтому освобождение из «тюрьмы», которое происходит в назначенное для каждого время, следует рассматривать как благо и надо научиться радоваться этому, зная о возможности выбора, ещё находясь в Плотном мире, направлений своей деятельности в Надземном мире, как путь по дальнейшему духовному совершенствованию.

 

Литература:

1. Н. Рерих. Семь Великих Тайн Космоса. ЭКСМО-ПРЕСС. М.1999, 959 стр.

2.Там же, стр.688.

3. Там же, стр.689.

4. Там же, стр.682.

5. Там же, стр.620.

6. Там же, стр.619.

7. Там же, стр.674-679.

8. Там же, стр.679-681.

9. Там же, стр.682.

10. Там же, стр.683-684.

11. Там же, стр.685-686.

12. Там же, стр.687.

13. Там же, стр.884.

14. Н. Спирина. Отблески,1999. Сб.статей. Новосибирск. 2000, 56 с.

15. А. Марианис. Николай Рерих. Сокровенное в жизни и в творчестве. http://nowimir.ru

 

Подготовил:

Александр Файнлейб.

Израиль, февраль 2022 г.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№90 дата публикации: 01.06.2022