№72 / Зима 2017-2018
Грани Эпохи

 

 

Н. Ковалёва

 

Научные исследования феномена перевоплощений

Как известно, одной из необычных способностей, которыми обладала Е. И. Рерих, было знание ею своих прошлых воплощений. В наши дни эти сведения, содержащиеся в дневниковых записях Е. И. Рерих, стали мишенью для нападок оппонентов Рерихов на учение Агни-Йоги и на литературно-философское творчество Елены Рерих. При этом критики учения Агни-Йоги и теории реинкарнаций, естественно, не знают о том, что феномен памяти прошлых жизней изучался официальной наукой уже с 1950-х годов прошлого века. И результаты, полученные в ходе многолетней программы исследований, однозначно свидетельствуют о том, что перевоплощения – это установленный наукой реальный факт, а не только религиозная догма или философские представления.

Следует отметить, что учёные, изучавшие данный феномен, использовали в своих исследованиях два основных метода получения информации о предполагаемых перевоплощениях. Первый метод состоял в так называемой гипнотической регрессии (воспоминаниях о прошлых жизнях под гипнозом, при наводящих вопросах исследователя-психотерапевта). Именно этим способом были получены первые сведения о таком феномене, как память прошлых жизней. Первые серии экспериментов по исследованию реинкарнаций с применением гипнотической регрессии были проведены в США в 1952 году Мори Бернштейном. В настоящее время одним из ведущих специалистов, использующих данных метод исследования перевоплощений, является американский психиатр Майкл Ньютон, директор специального института, занимающегося подобными исследованиями. Ньютон является автором нескольких книг, основанных на результатах проведённых им исследований [1].

Второй метод исследований перевоплощений основывается на анализе спонтанно пробуждающейся памяти прежних жизней. В большинстве случаев воспоминания о прошлой жизни возникают у детей. Задача исследователя в данной ситуации состоит в том, чтобы выявить и проверить как можно больше деталей, связанных с воспоминаниями о прошлом воплощении. Методы исследования заключаются в интервьюировании как самого «перевоплощенца», так и членов его семьи, а также возможных свидетелей его прошлой жизни. В случае, когда воспоминания о прошлой жизни пробуждаются у ребёнка, такими свидетелями могут быть члены семьи недавно умершего человека, чьим воплощением этот ребёнок предположительно является.

Наиболее фундаментальные исследования феномена реинкарнаций были осуществлены доктором наук, профессором Вирджинского университета США, психиатром Яном Стивенсоном, использующим второй метод исследования памяти о прошлой жизни. К первому методу исследования феномена перевоплощений, то есть к гипнотической регрессии, Ян Стивенсон относился критически, считая этот метод недостаточно надёжным.

Выводы, сделанные Стивенсоном в ходе исследовательской программы, отвечали всем научным требованиям: проверяемости данных и повторяемости результатов эксперимента в ходе серии практических исследований.

Стивенсон собрал огромный материал, касающийся спонтанного пробуждения памяти прошлых жизней, и тщательно проанализировал его. Из более шести тысяч случаев свидетельств о перевоплощении он отобрал две тысячи примеров, имеющих неопровержимые подтверждения и доказательства. Исследование более половины из них Стивенсон провёл лично. Именно эти факты он использовал в своих научных работах, посвящённых проблеме реинкарнаций [2].

Вот один из примеров приводимых в его работах случаев.

Жительница Бразилии Мария Жануария де Оливейро, умирая, неожиданно сказала своей лучшей подруге, учительнице Иде Лоренс, находящейся рядом с ней до последнего: «Я обещаю тебе, что вернусь и появлюсь на свет как твоя дочь. Когда я начну говорить, то расскажу многое из своей теперешней жизни, и ты узнаешь, что я говорю правду».

Спустя месяц после смерти подруги миссис Лоренс обнаружила, что беременна. Она не переставала думать о предсказании умершей Марии. Когда она родила девочку, которую назвала Мартой, она стала внимательно наблюдать за её развитием. В два года Марта поразила родителей упоминанием точных подробностей жизни Марии Жануарии как своей прошлой жизни. Доктор Стивенсон дважды интервьюировал Марту – в 1962 году, а затем в 1972-м – и обнаружил, что, подрастая, девочка сделала 120 сообщений о своей прошлой жизни, и все они подтвердились. Марта точно описала своего отца в прошлой жизни, вспомнила, что подарила своему крестнику двух коров, когда он ещё был жив, а также, что она и её подруга (а в нынешнем воплощении – мать) Ида Лоренс в один и тот же день купили себе одинаковые седла для верховой езды. Марта узнала даже одного из бывших поклонников Марии Жануарии.

Интервьюируемые Стивенсоном люди, как правило, проявляли три вида воспоминаний о прошлых жизнях. Первый вид предполагал воспоминания об именах, датах, местах, а также каких-либо конкретных впечатлениях из прошлой жизни. Воспоминания данного вида в основном были связаны с какими-либо образами. Второй вид памяти прошлых жизней включал в себя воспроизведение каких-либо значимых поступков, совершённых в прошлом воплощении, и так называемые «подсознательные познавательные воспоминания». Третий вид воспоминаний предполагал ксеноглоссию, или способность человека говорить на языке, который в настоящей жизни он никогда не изучал. Естественно, что данный вид воспоминаний встречается крайне редко.

Кроме того, Стивенсон отметил целый ряд случаев, когда воспоминания о травмах или ранениях, полученных в прошлой жизни человека, подтверждались наличием у него в новом воплощении каких-либо особых примет, – например, родинок на месте бывших в прошлом воплощении шрамов, и т.п. [3].

В 1964 году первая работа Стивенсона на эту тему – эссе «Доказательство продолжения жизни на материале воспоминаний о прошлых воплощениях» – получила всеобщее признание на конкурсе, посвящённом памяти первооткрывателя в психологии Уильяма Джеймса.

Было бы наивным полагать, что в США не нашлось оппонентов Я. Стивенсона, не поверивших результатам его исследований, свидетельствовавших о реальном существовании перевоплощений. Скептически настроенные представители научной среды сразу же после издания основных работ Стивенсона заняли критическую позицию относительно его выводов. И целые комиссии учёных, и отдельные исследователи в течение определённого времени проверяли факты, приведённые в его исследованиях. Члены комиссий выезжали на места, встречались с «перевоплощенцами» (то есть людьми, помнящими свои прошлые жизни; среди них было много детей и подростков), проводили новые опросы и тех, кто сохранил воспоминания о прошлой жизни, и свидетелей, подтверждавших правильность их утверждений. Эти комиссии проверили сотни случаев, приведённых в исследованиях Я. Стивенсона – и ни один из них не смогли признать несостоятельным или противоречащим указанным им фактам.

Результаты многочисленных проверок и неоспоримость факта перевоплощений поставили научное мнение в тупик – с одной стороны, доказанный исследованиями Стивенсона факт никоим образом не сочетался с основными постулатами узко-материалистической парадигмы современной науки. С другой стороны, опровергнуть результаты исследований Стивенсона оказалось невозможным.

В настоящее время изучение феномена памяти прошлых жизней проводится многими учёными США, Индии, Канады, Великобритании, Франции, России и многих других стран. Результаты этих исследований приносят науке всё больше и больше свидетельств истинности восточной доктрины о перевоплощениях. Правда, несмотря на неопровержимые доказательства существования феномена реинкарнаций, консервативные представители научной среды не принимают ни данную теорию, ни подтверждающие её факты, не говоря уже о том, что многие учёные мира вообще не знают об исследованиях, проводившихся Яном Стивенсоном. Что поделать – подчас истинам приходится очень долго пробивать себе путь к умам людей, закрытым собственными предрассудками. Но рано или поздно истина всё равно восторжествует.

 

По материалам книги Н. Ковалевой «Елена Рерих. Путь к посвящению». М.: Эксмо, 2013.

 

Примечания:

1. Newton M. Life between Lives. Hypnoterapy for Spiritual Regression. Llevelin Publications, St. Paul, USA, 2004.

2. Stevenson I. Twenty Cases Suggestive of Reincarnation, 2d ed. Charlottesville, Va.: University Press of Virginia, 1974.

3. Stevenson I. Biology and Reincarnation: A Contribution to the Etiology of Birthmarks and Birth Defects. Westport, Conn.: Praeger, 1997.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№80 дата публикации: 02.12.2019