№72 / Зима 2017-2018
Грани Эпохи

 

 

Александр Херсонов

 

К вопросу написания книги
Учения Живой Этики «Беспредельность»

Пишу, и хочу сказать, что радуюсь огню Вашего сердца, радуюсь всему, что пишете о себе, и что любите книгу «Беспредельность». Многим книга эта не так понятна, как другие части Учения, но мне она близка, ибо, раздвигая границы существования, вводя сознание в общую жизнь Космоса, она даёт возможность ощутить и всю страшную, но и прекрасную действительность Творчества Беспредельности. Посылаю Вам лично два тома этой книги, примите их от меня на память.

Е. И. Рерих – Б. Н. и Н. И. Абрамовым, 14 апреля 1936 (т.4, стр.183)

 

От автора

Как и в ранее опубликованных работах автора по астрологическому и психоаналитическому осмыслению книг Учения Живой Этики*, методический подход к исследованию сохраняется прежний. Вначале рассматривается содержание начала книги и сравнивается с картинами-символами гороскопа начала написания книги. Затем рассматривается содержание окончания книги и сравнивается с картинами-символами окончания книги. Затем делается попытка обнаружить изменение в характере развитии содержания книги.

Психоаналитические трактовки картин-символов, как и в предыдущих работах, заимствованы из книги Дэйна Радьяра «Астрологическая мандала» (Мю: Сампо, 2006).

Книга «Беспредельность» создавалась Е. И. Рерих и Великими Учителями с седины 1929 года по конец 1930 года в селении Наггар, близ города Кулу, что в 131 км от крупного центра Лудхияна.

 

 

Книга, нужнее всех остальных

В энциклопедии «Агни-Йога» читаем: «Е. И. Рерих очень торопилась с изданием этой книги. В письмах она приводила указание самого Великого Учителя о важности новой книги: «...книга «Беспредельность» нужнее всех остальных по сроку. Книгу нужно уявить в двух томах, таким образом, книга увидит свет значительно раньше...» Сама Матерь Агни Йоги не могла скрыть своё восхищение от знакомых слов Учения: «Читаю её («Беспредельность») и прихожу в восторг от красоты и того ощущения беспредельных возможностей, которое наполняет моё сердце» (Письма, 20.VIII.54).

И далее: «Перед авторами книги – а ими необходимо считать Великих Учителей Востока, действующих совместно с Рерихами – встала сложнейшая задача рождения нового языка, который, с одной стороны, сохранял бы полную преемственность стиля прежних книг серии, а с другой стороны, отображал бы новизну центрального понятия и поднимал бы его на ещё большую высоту потоков.

Новизна смыслового содержания и энергетической наполненности книги проявилась и в расширении словаря текста, что связано, прежде всего, с введением новых понятий – психодуховность, психожизнь, зерно духа, духотворчество, тождественность, Космический Магнит.

Действительно, «Беспредельность» способна перевернуть сознание человека. Это подтверждает высказывание Е. И. Рерих: «Беспредельность» – самая новая книга по содержанию, и Владыка любит её, ибо она вводит человечество в новый круг мыслей» (Письма, 16.IX.53).

 

 

Картины-символы начала и конца написания книги

Для начала написания книги в гороскопе-символе имеем: Солнце – 26 градусов Тельца, Момент рождения – 24 градуса Льва, Репутация – 20 градусов Тельца. Философия – 18 градусов Овна.

 

 

 

За что награда?

Итак, картина-символ Солнца начала написания книги (26 Тельца) (а значит, жизненной и творческой энергии) являет «ритуализацию индивидуальных желаний». По-видимому, речь идёт об индивидуальном стремлении Е. И. Рерих написать труднейшую по содержанию книгу. Нам показывают «человеческого индивидуума, использующего личный статус для того, чтобы найти свершение (исполнение) и одновременно – чувство социальной самотождественности».

Однако может быть и иной вариант в прочтении «ритуализации индивидуальных желаний». Правда, в этом случае речь пойдётнео человеке. Речь пойдёт о Владыке и о его стремлении убедить читающего книгу в том, что «беспредельность» не такое уж немыслимое понятие: «В человечестве живёт понятие, совершенно чуждое Космосу, – понятие пустоты. Как может труд эволюции огненного построения вашей планеты ограничиться пустотой?! Не трудно себе представить, что даже малейшее начинание имеет своё предельное зачатие. Как же не допустить Необъятность явить физическое изменение? Можно ли умалить явление? Понятие сложности не значит Необъятность; но представьте себе, что земное переходит в высшее. Нет конца устремлению ввысь. Значит, несложно представление явления продолжения во всём и во всех измерениях. Не ограничивайте явления! Трудно сознавать, что нить пространственного огня протянута в Беспредельность, но прекрасна мысль того, кто приобщился к этой необычности. Когда мы отречёмся от невежества, тогда поймём всю красоту Беспредельности!

…Часто слышите вопль, стон – почему проказа, почему бедствие, почему явление красоты затемнено кривой улыбкой? Бедное человечество, Мы считаем недуги вашими порождениями. Не нужно эволюции столько задержек. Не нужно лестнице восхождения столько лишних ступеней. Не нужно щиту Нашему ваше признание, но вам нужен Наш щит!»

Книга Б, п.3–4.

 

Для конца написания книги в гороскопе-символе имеем: Солнце – 24 градусов Стрельца, Момент рождения – 12 градусов Рыб, Репутация – 19 градусов Стрельца, Философия – 24 градуса Скорпиона.

Картина-символ Солнца конца написания книги (24 градуса Стрельца) указывает на «награду каждому усилию интеграции в социальное окружение для тех, кто при этом остаётся верным себе». В данном случае речь идёт о символе «духовно ориентированного ума» и «развитии сознания, в котором преобладают мир и стремление к счастью».

 

 

Таким образом, можно предположить, что вначале написания книги творческая энергия «личного статуса» Е. И. Рерих ищет возможность выполнения труднейшего задания, а в конце написания книги получает «заслуженную награду». Дело сделано. Правда, в данном случае трудно представить, как именно меняется жизненная и творческая энергия, которую приложили Е. И. Рерих и Великие Учителя в процессе написания книги. Разве что по изменению содержания начала и конца книги…

В самом начале знакомства с книгой читатель готовится авторами к восприятию труднейших понятий: «следует сложить осознание», «стремление побеждает пространство… сознание приводит к Бесконечности», «нужно укрепить дух на осознание Бесконечности», «язык понимания и сочувствия откроет первые врата Бесконечности» и т.д. В конце книги говорится о «творчестве Космического магнита», «расширении космосом своих лучей», о том, что «главное то, что назначит Космический Магнит», «человек должен прозреть своё космическое назначение», включиться в «творчество космоса».

Из окончания книги читаем: «Орбита человеческих действий стремится к соответствию с космическим течением. Ведь каждая искра духа может зажечься, соприкасаясь с огнём пространства. Почему же люди так замыкают свои круги? Ведь в орбите действий находятся все нужные импульсы для достижения Космического Магнита. Творчество Космического Магнита устремляет человечество к Истине, и чуткость духа даёт знание направления» (Книга Б., п.918).

Награда, безусловно, следует за верность «духовно ориентированному уму», а именно «награда каждому усилию интеграции в социальное окружение для тех, кто при этом остаётся верным себе». С этим соотносится «мир и стремление к счастью». Однако в каком направлении развивается «зачатие» книги в момент принятия её «родов»?

 

 

Доверенная на планете Земля.

В момент «зачатия» книги (24 градуса Льва) наблюдается «полностью концентрированный на внутренних духовных достижениях человек, сидящий в состоянии совершенного отрицания телесной внешность и опрятности», что указывает на «полную целостную концентрацию». Этотчеловек, безусловно, Е. И. Рерих, предельно сосредоточенная на написании первых страниц «Беспредельности». На что прямо указывают Великие Учителя: «У нас есть на вашей планете доверенная, испившая чашу опыта» (книга Б., п.3, стр.15).

На последних страницах книги (12 градусов Рыб) символизм указывает как «в святилище оккультного Братства вновь посвящаемые испытываются, проверяется их характер».

Понятно, что вновь посвящаемые это те, кто прочитал книгу и попыткой усвоения труднейших представлений проверил характер, откликнувшись на призыв «прозреть своё космическое назначение». Назначение, невозможное без выработки «космического сознания». А это, оказывается, и есть самое трудное: «Конечно, согласна, что для многих понятие космического сознания должно явиться страшным жупелом. Где же им думать о космическом сознании, когда они не вмешают ещёе вполне и человеческого сознания! Ведь даже многие умники не представляют себе, что есть космическое сознание, и полагают, что игнорированием его они могут оградить себя и, главное, от чего-то обезопасить.

Но наука идёт такими гигантскими шагами вперёд, что скоро будет осознана и следующая ступень, именно ступень сотрудничества с Космосом, и тогда космическое сознание перестанет пугать даже самых неучёных, а станет явлением обычным, и никакой человек, осознавший своё место в Космосе, не сможет оставаться в своём скворешнике. Тогда наступит и духовное объединение» (Е. И. Рерих, том 4, письмо № 5).

Итак, развитие содержания книги идёт в направлении от первоначального сосредоточения пишущей Е. И. Рерих к «осознанию творчества космоса», усвоением которого испытывается характер посвящаемых.

 

 

Всё решают люди, озабоченные будущим

Что касается славы и репутации написания книги, то тут картина такова. В начале книги репутация Е. И. Рерих определяется «осознанием работающих духовных сил» (20 градусов Тельца), а в конце книги (19 градусов Стрельца), в «потребности в людях, озабоченных будущим и стремящихся найти новые способы жизни в более здоровой среде».

Действительно, книги пишутся для людей, и если для духовно наполненной книги читателя не находится, то усилия авторов тратятся впустую. А этого ни в коем случае допустить нельзя! Признаем логичным, что, начиная писать книгу, важно проникнуться мыслью о том, что духовные силы действительно работают и могут помочь в написании книги. Но когда книга написана, возникает проблема иная: как найти читателей, стремящихся найти новые способы жизни? Каким образом включить озабоченных будущим в число сотрудников?

В заключение рассмотрим содержание картин-символов философского и религиозного аспекта начала и конца книги. Для первых страниц (18 градусов Овна) находим несколько неожиданную картину: «конструктивная смена деятельности и отдыха». Что предполагает «ритмическую жизнь» в процессе создания книги. На последних страницах книги (24 градуса Скорпиона) задача ставится иная: «необходимость ввести вдохновенный опыт и учения в повседневную жизнь», что является «великим вызовом трансформации».

И это логично: пока пишутся первые страницы книги, говорить о философском наполнении не приходится. Здесь разумно подумать о том, чтобы книга писалась ритмично, без «рывков» и без перенапряжений. Но когда книга написана и в полной мере выявлено философское содержание, следует в такой же полной мере использовать великий вызов трансформации. Книга обязана «работать», выполнять предназначение, найти столь необходимого читателя.

Любопытно, что в последнем случае ясновидящей рисуется картина, как «прослушав вдохновенную «нагорную проповедь», толпа расходится по домам».

Из чего следует заключить, что книга «Беспредельность», образно говоря, является вдохновенной «нагорной проповедью». Символ «толпы», конечно, не соотносится с единичными «духовно ориентированными умами» современности, готовыми изучать книгу «Беспредельность». Но в будущем… В далёком будущем это вполне возможно.

 

*Опыт изучения книги «Община» с помощью эзотерического знания, Грани Эпохи, №70 (2017); Опыт изучения книги «Агни-Йога» с помощью эзотерического знания, Грани Эпохи, №71 (2017); К вопросу создания книги «Грани-Агни-Йоги», Грани Эпохи, №72 (2017).

 

 

Контактный телефон автора по творческим вопросам: +7 (495) 485-31-98

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№75 дата публикации: 01.09.2018