№72 / Зима 2017-2018
Грани Эпохи

 

 

Н. Ковалева

 

Парадоксы мозга и разума

Слабоумные… вундеркинды

Давно уже известно, что мозг человека представляет собой одну из самых больших загадок на планете. Современные нейрофизиологи честно признаются, что многое в деятельности человеческого мозга не просто непонятно, но и подчас парадоксально.

Это касается в том числе и необычных талантов, которыми природа иногда наделяет даже умственно отсталых людей (в том числе детей), практически лишённых аналитического начала.

Так, в западных учебниках по психиатрии часто упоминается имя француза Луи Флери, ум которого при мысленных вычислениях работал со скоростью компьютера. Флери родился в 1893 году слепым и к тому же слабоумным. В полтора года родители отдали его в интернат; там с шести лет его стали обучать письму, чтению и арифметике. Однажды мальчик пережил настоящий психический шок: с его одноклассником прямо во время урока случился припадок эпилепсии, а Луи, будучи слепым, никак не мог понять, что за шум и крики вдруг начались вокруг него, и страшно испугался. После пережитого стресса Флери вдруг стал проявлять феноменальные способности к арифметическим вычислениям. В течение нескольких секунд Луи извлекал кубический корень из 10-значного числа и производил другие сложные вычисления.

Американские однояйцовые близнецы Жорж и Чарльз, родившиеся в 1940 году, тоже были слабоумными. Их отец (по профессии бывший адвокатом), страдал алкоголизмом и в состоянии опьянения часто избивал свою жену. В 25 лет уровень развития Жоржа и Чарльза был примерно таким же, как у 10-летнего ребёнка. Они совсем не умели считать, но зато уже с 6-летнего возраста могли быстро определить, на какой день недели придётся любое календарное число любого месяца и года в течение очень большого периода времени – скажем, от 10 000 лет до н.э. до 40 000 лет н.э. Они легко и быстро вычисляли, что, например, 28 августа 1591 года было средой и 1 июля 40930 года будет понедельником. Наряду с этой феноменальной способностью у братьев было удивительное обоняние. Благодаря своему «звериному чутью» они могли узнать по запаху знакомых, находившихся на очень большом расстоянии от них.

Помимо чрезвычайно слабо развитого интеллекта близнецы отличались склонностью к девиантному поведению, демонстрируя прямо-таки патологическую страсть к разрушению, насилию, бессмысленной жестокости. Они терроризировали остальных детей в специальном интернате, куда их отдали на воспитание родители, и психологам пришлось немало потрудиться, чтобы отучить их от этих дурных наклонностей. Как ни странно, врачи считали, что физиологически их мозг не имел никаких отклонений – или в те годы медицина просто не имела достаточно совершенной технической базы, чтобы диагностировать их.

В октябре 1988 года в одной из телепередач аналогичные способности к быстрому определению дней недели и календарных чисел демонстрировал Дэвид Кидд из интерната для умственно отсталых детей. Он почти мгновенно отвечал на все вопросы, связанные с определением дней недели и чисел. Но при этом Дэвид не сумел правильно сложить 7 и 8, сказав, что сумма этих чисел равна 14.

Немецкий мальчик Захариас Дазе, тоже почти слабоумный, отличался способностью удивительно быстро производить все математические вычисления. За 45 секунд он перемножал два восьмизначных числа; чтобы перемножить два двадцатизначных числа, ему требовалось шесть минут. Все вычисления он делал устно, не пользуясь никакими вспомогательными средствами, ничего не записывая.

Психологические и медицинские исследования, проводимые учёными разных стран, доказывают, что слабоумные дети иногда обладают не только хорошо развитой памятью, но и особым зрительным, осязательным и слуховым аппаратом памяти. Умственно отсталый француз Жак Иноди, родившийся в 1867 году, при выполнении заданий, связанных с математическими вычислениями, ясно слышал голос, говорящий ему ответы. Иногда он слышал звуки флейты, исполняющей замысловатые мелодии. Его мозг при расчётах работал со скоростью компьютера, но сам он не знал даже таблицы умножения.

Слабоумный пастушок Анри Монде нигде не учился, но обладал феноменальными способностями к счёту. Во время вычислений он брал камешки и располагал их вокруг себя особым образом. Все вычисления он производил мгновенно. Некоторые учёные полагают, что Монде пользовался методом, похожим на тот, которым оперировали индейцы майя, обходившиеся вообще без цифр и считавшие с помощью штрихпунктирных и коротких линий, производя при этом довольно сложные вычисления.

Среди умственно отсталых детей есть такие, которые обладают особыми способностями не только к математическим вычислениям.

Так, живший в селе русский шестиклассник Игорь не умел произвести простейшее арифметическое действие (например, вычесть 7 из 96 – при выполнении заданий такого рода у него неизменно получались неверные результаты). Поскольку в сельской местности, где он жил, не было спецшколы для слабоумных детей, он учился в обычной школе, при этом «застревая» на два года в одном классе. Но к удивлению окружающих, этот мальчик ухитрялся успешно играть в шахматы с учителем математики этой же школы, иногда даже обыгрывая его. Учитель имел разряд по шахматам; будучи ещё студентом, он участвовал в областных соревнованиях по этому виду спорта и нередко занимал призовые места, в то время как недоразвитый ученик знал лишь самые общие правила шахматной игры, не имея понятия о таких приёмах, как, например, рокировка и т.п. Шахматные успехи слабоумного ученика озадачивали весь педагогический коллектив данной школы; Игоря даже возили на приём к психологу, но тот, конечно, не смог объяснить причину странного явления.

В США один умственно отсталый ребёнок не умел ни читать, ни писать, но мог слово в слово воспроизвести любой текст на любом языке с правильным произношением и ударением. Он механически копировал услышанное, как на магнитофонную ленту, при этом абсолютно не понимая смысла сказанного.

Негритянский слабоумный мальчик Ноэль Патерсон, живший в интернате для умственно отсталых детей, обладал, по оценкам специалистов, музыкальной памятью не хуже Моцарта. Когда ему проиграли довольно сложный отрывок из музыкального произведения Энтони Хопкинса, Ноэль, не знавший нот, хотя и медленно, но почти правильно воспроизвел его на рояле двумя руками. Полюбившиеся ему мелодии Ноэль играл одновременно на двух музыкальных инструментах: аккорды брал правой рукой на рояле, а аккомпанировал левой на гитаре.

Немало вундеркиндов есть и среди детей, страдающих аутизмом, в частности, синдромом Каннера (разновидностью аутизма, характеризующейся активным отстранением ребёнка от реальной действительности, погружением его в мир внутренних переживаний, неспособностью к общению и эмоциональным реакциям). Практически все дети-аутисты живут в своём внутреннем мире, не реагируя на окружающее. Среди них есть определённый процент немых. Тем не менее, известно, что некоторые дети с аутизмом обнаруживают особые способности к изучению иностранных языков. У них также могут быть высоко развиты чувство ориентации в пространстве и координация движений. Находясь на планке шириной 7-8 см., они сохраняют равновесие на любой высоте и делают это так уверенно, как будто стоят на земле.

Умственно отсталые люди могут обладать незаурядными способностями не только творческого, но и паранормального характера. Ни для кого не секрет, что существует огромное множество случаев, когда умственно отсталые или страдающие психическими расстройствами люди демонстрировали способности к предвидению будущего или без каких-либо оповещений знали о том, что происходит на далёком расстоянии от них. Дети с аутизмом также бывают способными к сверхчувственным восприятиям и ощущениям, что порой даже у их родителей вызывает естественный страх. Так, маленький Джордж не умел ни читать, ни писать. Он не мог написать даже своего имени. Но он всегда точно знал, когда придут за ним в школу родители, в какой день и час, хотя никто не предупреждал его об этом. За несколько минут до прихода родителей в школу он занимал облюбованное им место у двери, ожидая их.

 

 

Сознание и мозг глазами философов и нейрофизиологов

Рассказы об удивительных способностях людей с недоразвитым мозгом можно продолжать и дальше. Но есть ли объяснения этим странным явлениям?

При современной степени изученности функций головного мозга учёным достаточно хорошо известны причины различных форм слабоумия. Но никто не знает, в чём причина одарённости, которой могут обладать не только имбецилы (средняя степень олигофрении), но даже идиоты, т.е. люди с особенно глубокой степенью задержки психологического развития. В чём же причины всех этих чудес?

Не исключено, что решение подобного рода загадок возможно лишь при условии… изменения господствующей научной парадигмы. Согласно господствующей материалистической парадигме науки сознание (разум) является эпифеноменом (то есть производным) мозга – и не более того. Иными словами, сознание не имеет самостоятельного, независимого от мозга существования, а его деятельность полностью определяется мозгом. Но с этих позиций абсолютно невозможно понять тайну одарённости людей, от рождения обладающих неполноценным мозгом; сам факт подобных явлений является алогичным.

Существует иная точка зрения на соотношение состояния мозга с деятельностью сознания – она, в частности, была изложена во взглядах ряда философов и физиологов. Подобная точка зрения была убедительно обоснована в философском учении Агни-Йоги, или Живой Этики, распространённом во всём мире семьёй Рерих. В Живой Этике постоянно подчёркивается, что сознание не является эпифеноменом мозга и имеет энергоинформационную природу; в силу этого при определённых условиях сознание способно существовать независимо от мозга и от физического тела, хотя в обычной жизни деятельность сознания в значительной степени обусловлена организацией физического мозга человека.

Данная точка зрения не соответствует официальной парадигме современной науки, но… её разделяли и ныне разделяют многие философы и даже нейрофизиологи.

Проблема соотношения сознания с мозгом скрупулёзно изучалась французским философом Анри Бергсоном (1859–1941). Результаты его многолетних исследований были отражены в работе «Материя и память», в которой французский мыслитель критиковал психологический детерминизм и идею психофизиологического параллелизма, утверждавшуюся Декартом и ставшую господствующей доктриной в психологии XIX века. Бергсон считал утверждение о параллельном протекании психических и физиологических процессов не более чем ложной метафизической гипотезой: «…сознание не исходит из мозга; но мозг и сознание соответствуют друг другу, так как оба они одинаково измеряют количество выбора, которым располагает живое существо, мозг – сложностью своей структуры, сознание – интенсивностью своего пробуждения»[1], – утверждал философ в «Творческой эволюции». Мозг Бергсон сравнивал с центральной телефонной станцией; по его мнению, роль мозга сводится к выдаче сообщения или к выяснению его.

Аналогичные мысли высказывал и известный русский философ С. Н. Трубецкой (1862–1905): «При всей несомненности той интимной причинной связи, которая существует между мозговыми отправлениями и психическими явлениями, сознание, как таковое, не может быть объяснено из чего-либо материального»[2].

Хорошо известно и мнение о соотношении мышления (следовательно, и сознания) и мозга знаменитого хирурга и учёного, доктора медицинских наук В. С. Войно-Ясенецкого (1877–1961), позднее принявшего духовный сан и ставшего архиепископом Лукой: «…мышление не ограничивается деятельностью коры головного мозга и в ней не заканчивается <…> мысль как акт чисто психологический, в отличие от ощущений как актов физиологических, не нуждается в анатомических путях проведения. Не нуждаются в этих путях и чувства, возникающие в сердце в зависимости от тех или иных мыслей и в значительной мере формирующие их»[3].

В более близкое к нам время аналогичную идею высказал нейрофизиолог с мировым именем Джон Экклз. Ещё в 1970 году в одной из своих работ Экклз писал, что сознание-душа является особой бестелесной сущностью и может приводить в движение такое материальное устройство, как тело. Мозг же, по мысли учёного, не производит мысли сам, а является лишь детектором тех влияний, которые дух оказывает на тело, вызывая изменения в системе материи и энергии.

Другой выдающийся нейрофизиолог, директор Санкт-Петербургского института мозга, академик Н. П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни» также сделала вывод о способности сознания-души существовать независимо от мозга и физического тела человека: «…живёт ли тело без души – ясно только в отношении так называемой биологической жизни. По крайней мере частично – не живёт. А вот душа без тела живёт, или живёт то, что может быть соотнесено с понятием души»[4].

Но если сознание, или душа, имеет определённую долю независимости от мозга, то не этим ли объясняется тот факт, что сознание слабоумных людей (с неполноценным от рождения мозгом!) порой обладает уникальными творческими способностями?

«Деятельностью мозга не ограничивается сознание человека и мысль. Поверх его идёт в человеке иная жизнь, отрывки которой иногда улавливаются мозгом», – говорится в одном из источников учения Агни-Йоги.

Не являются ли гениальные способности умственно отсталых людей именно такими проблесками «иной жизни», которые по каким-либо причинам улавливает их мозг?

 

Первая публикация статьи: журнал «Чудеса и приключения», № 6, 2017.

 

 

Примечания:

[1] Бергсон А. Творческая эволюция. С. 256.

[2] Трубецкой С. Н. О природе человеческого сознания // Вопросы философии и психологии. 1891. № 2. С. 132–133.

[3] Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М., 2005. С. 43.

[4] Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. СПб, 1999. С. 213.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№70 дата публикации: 14.06.2017