№72 / Зима 2017-2018
Грани Эпохи

 

 

А. А. Шпунт

 

Путь красоты
Наталии Дмитриевны Спириной

(Прощальное слово и обращение)

 

10 декабря – День Памяти Наталии Дмитриевны Спириной (19112004)

 

Наталия Дмитриевна Спирина

Новосибирск, 1996

(Фото из архива Н. В. Жуковой, Новосибирск)

 

 

Уменье найти радость в думах о близком духе, перешедшем в лучший мир, есть уже большое духовное достижение.

Е. И. Рерих [1]

 

Из Горно-Алтайска… дошло до меня в Усть-Коксу, что 10 декабря на 94-м году Наталия Дмитриевна из этой жизни ушла.

11, 12 и сегодня, 13 декабря 2004 года, в день памяти Н. К. Рериха, сотрудники, друзья, знакомые, многие люди отдают последний земной поклон Большому духу.

Жизнь Наталии Дмитриевны продолжается, и многим из нас ещё суждены встречи с ней в Надземном Мире и на Земле. Но по-земному – это прощание. И важно в нём освободить ушедшего от груза земных связей, облегчить надземный путь. И, само собой, просить прощения за многое, недостойное, с чем, в устремлении к будущему, надо расстаться нам.

И я, в числе близких к Наталии Дмитриевне людей, пытаюсь выполнить этот двойной долг.

Чуть ли не в первый день нашего духовного общения Наталия Дмитриевна сказала, что она человек и у неё есть недостатки и говорит она мне это для того, чтобы я потом не разочаровывался. (…). Но [я] видел и знал её достоинства – Старшего друга, Подвижника… так много мне давшего.

Дорогая Наталия Дмитриевна, теперь разрешите немного сказать о Вас, о подвиге Вашей жизни и о наших отношениях. Затрону в основном то, к чему имел непосредственное отношение, то, что Вы рассказывали мне, и то личное, что происходило в нашем с Вами общении. Другое – скажут другие.

 

 

Родина

Наталия Дмитриевна Спирина приехала в Новосибирск из Харбина в 1959 году. Она чудесным образом, молитвой, Помощью Высших, провезла через границу все Книги Учения, привезла Сокровище в Сибирь. А таможенный досмотр на китайско-советской границе был очень строг.

На вокзале встречал её Учитель – Борис Николаевич Абрамов, приехавший первым, немного ранее. В активе Наталии Дмитриевны было уже 18 лет общения с ним – получения [от него] Высшего Знания. Борис Николаевич Абрамов вскоре переехал из Новосибирска в небольшой городок Венёв Тульской области.

Наталия Дмитриевна получила в Харбине общее гуманитарное образование в гимназии и специальное музыкальное в Высшей музыкальной школе, была дипломированным учителем музыки высокой квалификации. Приехав, она начала работать учителем музыки в одной из Новосибирских школ. Вскоре получила приглашение на работу в музыкальную школу Новосибирского Академгородка.

 

Цветной проезд. Новосибирский Академгородок. (Современное фото)

 

Переехала из города в Академгородок в выделенную ей однокомнатную квартиру на Цветном проезде [2]. Жила вместе с матерью, которая была лежачей больной. Ухаживала за ней много лет. С матерью, которая не признавала Учение, душевной близости, мягко выражаясь, не было. (А не мягко: «Враг Учения – мой враг»). Именно тогда Наталия Дмитриевна от чрезмерной нагрузки очень сильно похудела и впоследствии так и не смогла поправиться. С того периода начались и проблемы со здоровьем.

 

 

Б. Н. Абрамов

Наталия Дмитриевна рассказывала мне о своём духовном Учителе (Гуру) – Борисе Николаевиче Абрамове (1897−1972).

Она продолжала сотрудничество с ним, уже на расстоянии, регулярно с 1961 года выезжала к своему Учителю в Венёв, где Борис Николаевич жил. Этот период благодатного общения Наталия Дмитриевна описала в серии брошюр «Искры Света» [3], изданных ею в Сибирском Рериховском Обществе.

 

Борис Николаевич Абрамов. 1960-е годы.

(Фото из архива Н. В. Жуковой. Новосибирск)

 

Ходил Борис Николаевич не спеша, чувствовалась сдержанность. Много работал по дому, колол дрова, выращивал на огороде овощи. Показывал как-то Наталии Дмитриевне большие выращенные им помидоры. Ухаживал за больной женой.

Делал Записи так: на столике около кровати клал на ночь стопку пронумерованных листков бумаги и карандаш. Когда шли Сообщения, он их записывал наспех и сбрасывал листки бумаги на пол. Днём расшифровывал и переписывал в тетрадь.

Эти тетради потом с немалым трудом обработал и издал ученик Бориса Николаевича Борис Андреевич Данилов (1927−2011). Мы знаем эти тома бесценных дополнений к Учению Жизни –«Грани Агни Йоги».

В этой работе – призвание Бориса Андреевича, его предназначение. Это не оценка со стороны, а осознанная самооценка. Борис Андреевич сказал мне об этом в начале своего труда над «Гранями». Встретились мы тогда на спуске к пляжу Академгородка. Благодарен Борису Андреевичу за оказанное тогда доверие. Знаю, что эту его работу одобрил Святослав Николаевич Рерих. Невозможно представить для такой кропотливой тщательной работы человека более подходящего.

Наталия Дмитриевна входила в Харбине в группу изучения Агни Йоги, которую вёл Борис Николаевич Абрамов. Всего в группе было пять человек, все женщины. Борис Николаевич [в шутку] называл своих учениц «тётки». Каждая из учениц по очереди готовила к занятию какую-то тему, которую группа обсуждала вместе с Борисом Николаевичем. Отдельно Борис Николаевич занимался с Николаем Зубчинским. «Тётки» называли его «Кока» [4]. Н. Зубчинский [5] был самым способным, самым духовно продвинутым учеником Бориса Николаевича, но потом – не знаю в подробностях, как это получилось – возомнил, что он перерос своего Учителя. И между ним и Борисом Николаевичем произошёл разрыв. Жена Зубчинского Лидия Ивановна разыгрывала из себя Елену Ивановну. Но когда для её мужа наступило очень серьёзное испытание, его сослали в лагерь на север России, она повела себя недостойно.

Наталия Дмитриевна была преданной ученицей Бориса Николаевича, самой преданной из всех. Именно она – она одна – последовала за своим духовным Учителем в Россию (СССР), в 1959 году.

 

 

Поэт и Человек

Жизнь поэта видна в его творчестве. А Наталия Дмитриевна Спирина была высокодуховным поэтом. В своих поэтических произведениях она выразила Учение Живой Этики так, как она его чувствовала и понимала. А понимала она его, да будет позволено нам об этом судить, глубоко, очень глубоко. Учитель Наталии Дмитриевны Борис Николаевич Абрамов вводил Учение в души своих учеников, руководствуясь принципами Учения. Вводил основательно, творчески, глубинно…

Кто хочет получить собственное суждение о Наталии Дмитриевне, о её вкладе в распространение Учения, наилучшим образом может это сделать, читая и перечитывая её произведения, как стихотворные, так и прозаические. Он не только обогатиться при этом, но и напитает пространство, обогатит многих.

Наталия Дмитриевна часто повторяла: «У нас критерий один –Учение» и «Я ничего не придумываю». Проводила параллели между Живой Этикой и Учением Христа, цитировала из Нового Завета, который хорошо знала.

Говорила с непередаваемым выражением (это уже в поздние годы нашего знакомства): «Царство Божие ну́дится, силою берётся» [6].

Цитировала поэтов. Так, например, однажды, почувствовав мои трудности, привела из Маяковского:

 

Нет людей.

Понимаете

крик тысячедневных мук?

Душа не может немая идти,

а сказать кому? [7]

 

Сказала в начале нашего знакомства, что когда к ней приходит человек, то она, прежде всего, думает, чем она может ему быть полезной. А приходило много.

Ещё один штрих. Советовала ментально участвовать в общественной жизни, смотря передачи телевидения. Сама участвовала. Однажды сказала о программе Виктора Шендеровича «Итого»: «Как он только жив до сих пор!»

 

Наталия Дмитриевна очень любила цветы, и на её столе часто стояли розы, пионы, нарциссы, хризантемы, астры и другие цветы, приносимые ей в дар. Её любимый цвет был зелёный. Сказала мне как-то, что очень не любит грубость (это относилось не ко мне).

Сообщение для аскетов: Наталия Дмитриевна признавала шоколадные изделия из хорошего шоколада. Приглашала меня на свои дни рождения и обычно за столом больше никого не было. Приём тет-а-тет длился один-два часа. Заранее по телефону предупреждала об ограниченности времени нашего свободного общения примерно так: «Имейте в виду, что в 12 ко мне придут такие-то». Угощала салатами, морковными пирогами своего приготовления. С моими днями рождения поздравляла открытками, любила повторять предложенную мною шутку: «Сначала я, потом Вы, а между нами – Карл Маркс» [8]. Юмор она очень ценила. Пишу эти строки, чтобы отметить великое качество простоты у Наталии Дмитриевны, присущее истинно Большим духам.

Когда в нашей семье родился сын, сказала: «Близкий дух пришёл» и «Он к Вам постучался» [9].

 

 

Академгородок

В Академгородке Наталия Дмитриевна проводила общекультурную общественную работу, в частности, организовывала и вела слайд-программы по художественному творчеству Н. К. и С. Н. Рерихов. Привлекла к этому талантливого исполнителя-декламатора, хотя и не профессионала, Леонида Шкутина и журналистку Новосибирского телевидения обаятельную Софью Таборовскую. Это были прекрасные встречи. Душа, знания, режиссура и литературный талант Наталии Дмитриевны, красота светоносных картин в сочетании с музыкой и двумя красивыми голосами – женским и мужским – завораживали и облагораживали участников встреч. Наталия Дмитриевна получила известность как знаток творчества Рерихов.

 

Выставка картин Н. К. Рериха. Спорткомплекс НГУ, Новосибирский Академгородок. 1975.

(Фото из архива А. Н. Анненко. Абакан, Хакасия)

 

В 1975 году в Академгородок была привезена большая выставка картин Н. К. Рериха. Она была развёрнута в спортивном зале университетского спорткомплекса. Лучшей пространственной организации экспозиции придумать было невозможно. Посетители попадали в поле чудотворных полотен, сиявших со всех стен обширного помещения. Звучала торжественная музыка, подобранная Наталией Дмитриевной. Организацию этой выставки тоже можно занести в список её духовно-культурной деятельности. Она сама проводила на выставке экскурсии, много экскурсий.

 

Н. Д. Спирина (справа) на выставке картин Н. К. Рериха. Новосибирский Академгородок, 1975.

(Фото из архива Н. Д. Спириной, предоставлено СибРО. Новосибирск)

 

Наше знакомство с Наталией Дмитриевной по-настоящему состоялось в марте 1976 года. А не по-настоящему на несколько лет раньше. У нашей семьи оказались с ней общие знакомые – Робинсоны: врач, бывший фронтовик, Эня Иосифовна и её муж Владимир. Они приглашали Наталию Дмитриевну и нас с Изабеллой Захаровной [10] (и маленькой Юлей [11]) к себе в гости на дни рождения своих детей –Риты и Бори. Наталия Дмитриевна учила музыке детей Робинсонов. И впоследствии много лет опекала Бориса, который успешно выступал в Музыкальном салоне Дома учёных СО АН CCCР с беседами о творчестве Шостаковича и других композиторов. Помню, неоднократно приглашала меня на эти встречи, чтобы у Бориса было на одного слушателя больше, да и для моей пользы. А теперь Б. В. Робинсон и вовсе крупный музыковед и дипломированный доктор экономических наук.

Так вот, мы сидели с Наталией Дмитриевной за одним столом в гостеприимной семье, обычно почти напротив друг друга, и в основном, молчали. Приёмы были обыкновенные, светские, и говорить нам особенно было не о чем. Трудно назвать это знакомством.

 

Дом учёных Сибирского Отделения Российской Академии наук.

Новосибирский Академгородок. (Современное фото)

 

В феврале 1976 года в Доме учёных в Академгородке проходила очередная художественная выставка. В просторном помещении на втором этаже над зимним садом экспонировались русские иконы. И вот однажды Наталия Дмитриевна проводила по экспозиции экскурсию для небольшой группы, в составе которой были Ю. И. Кулаков, И. А. Боровская и ещё два-три человека. И так получилось, что экскурсионная группа подошла к очередному стенду и оказалась рядом со мной. Я увидел внешне знакомую, чем-то даже родную, высокую смуглую худощавую элегантную пожилую женщину, которая рассказывала об иконе.

И вдруг у меня возникло желание познакомиться с Наталией Дмитриевной по-настоящему. Звоню Ирине Александровне Боровской, интеллигентной женщине старо ленинградского закала, её давней знакомой, и прошу её позвонить Наталии Дмитриевне, представить меня заочно и просить о приёме. Ирина Александровна охотно соглашается. И вот, в самом начале марта, я у Наталии Дмитриевны дома. Она даёт мне Книгу и говорит: «Посмотрите вот это». Открываю и говорю эту фразу (Наталия Дмитриевна потом часто мне [её] повторяла): «Это то, что я искал».

Через несколько дней мы с Евгением Маточкиным [12] и ещё одной попутчицей уезжаем в небольшой городок Темиртау Кемеровской области, чтобы познакомиться с известным метеорологом Анатолием Витальевичем Дьяковым. Вернулся и, как было условлено с Наталией Дмитриевной накануне поездки, позвонил и пришёл к ней домой. На календаре было 17 марта 1976 года. С этого момента началась моя настоящая жизнь.

 

 

Встречи

Мы встречались с Наталией Дмитриевной с марта 1976 года до конца 1989 года. Перерыв во встречах был с сентября 1982 года до апреля 1983 года, когда я уезжал из Новосибирска в Ростов-на-Дону, где получал формальное экологическое образование.

Мы виделись обычно у Наталии Дмитриевны дома один раз в неделю, жили мы друг от друга недалеко. Начиналась встреча обычно с «мирского», мы делились новостями о своей и общественной жизни. Это позволяло сбросить груз сиюминутного, слегка разгрузиться от него, прежде чем приступать к главному. Наталия Дмитриевна часто сообщала мне о получаемых письмах, давала читать выдержки из них. Однажды Зинаида Григорьевна Фосдик прислала ей свои фотографии. Одну, по моему выбору, Наталия Дмитриевна подарила мне.

Первое время (уж не помню, сколько это первое время продолжалось) прослушивали классическую музыку, проигрываемую с пластинки на стародавнем проигрывателе, привезённом из Харбина. Мне казалось, что таким образом можно отделить светскую часть встречи от духовной.

Потом Наталия Дмитриевна доставала из своей прикроватной тумбочки заветное Изображение, и мы на некоторое время погружались в молчание с закрытыми глазами. Обычно удавалось почувствовать, когда Наталия Дмитриевна открывала глаза. Тогда открывал и я.

 

Анатолий Абрамович Шпунт и Наталия Дмитриевна Спирина в её «старой» квартире в Академгородке. (Цветной проезд, дом 23, квартира 18). Конец 1990-х годов.

(Фото из архива Н. Д. Спириной, предоставлено СибРО. Новосибирск)

 

Основное содержание встреч составляло чтение и разбор текстов Учения и ответы Наталии Дмитриевны на вопросы, возникшие у меня за прошедшую неделю при изучении Учения. Наталия Дмитриевна отвечала на мои многочисленные вопросы, сказала как-то, что отвечает по вдохновению. Довольно пространно говорила. После этого я читал новый текст из очередной Книги, и следовало обсуждение прочитанного. Сидели мы за круглым столом недалеко друг друга, я справа от неё. Иногда присутствовал кто-нибудь третий, сидевший справа от меня, но обычно мы были вдвоём.

Встреча продолжалась полтора-два часа, до того момента, когда Наталия Дмитриевна говорила: «На сегодня хватит». Часто мне удавалось предчувствовать этот момент и, встретившись глазами, безмолвно предложить окончить визит. Наталия Дмитриевна провожала меня в узкий коридорчик перед выходной дверью, останавливалась на пороге комнаты рядом со стоявшим в коридоре холодильником «Саратов»; стояла и улыбалась. С улыбкой и встречала.

В первые годы встречи, можно сказать, были почти что тайные. То есть мы, конечно, не таились и я не приходил завёрнутым в плащ до самых глаз, как это описано в романах из средневековой жизни. Тайность встречам придавалась фигурой человека, высунувшегося из окна первого этажа и наблюдающего за тем, кто приходит к Наталии Дмитриевне.

То было время, когда открыто заниматься Учением было нельзя, и все мы, в той или иной степени, таились. Нам было известно, что читать и изучать можно, но отдельно от других людей (как тут не вспомнить знаменитое «больше, чем по одному, не собираться»), и нельзя было иметь дома более одного комплекта Книг (обычно самиздатовских). Словом, заниматься Учением было, в той или иной степени, опасно. Помню, как однажды Наталия Дмитриевна попросила меня взять у неё рукопись текста Учения, которую ей вернула Лилия Павловна Жукова [13], ввиду опасности хранить её у себя дома. В другом эпизоде я, вернувшись из летней экспедиции 1983 года, отвёз часть своих самиздатовских Книг в город, поскольку их было у меня по два экземпляра, а в экспедиции выяснилось, что ко мне был приставлен шпион.

Перелом в таком отношении к Учению произошёл с приходом к власти в стране Михаила Сергеевича Горбачёва. После этого возникла свобода, и можно было заниматься не таясь. Наталия Дмитриевна тогда выставила портрет Михаила Сергеевича у себя под стеклом серванта и объяснила мне тайну и не случайность его имени и отчества. Сказала как-то: «Он дал нам Живую Этику».

 

 

Люди

Наталия Дмитриевна познакомила меня в своём доме с Борисом Андреевичем Даниловым, тоже харбинцем, с Павлом Фёдоровичем Беликовым, когда он приехал на Первые Рериховские Чтения, с милейшим (не могу подобрать другого слова) Георгием Александровичем Ивановым, приезжавшим к ней из Усть-Каменогорска, с Геннадием Петровичем Кучмой, жившим в Караганде, с другими её гостями, например, с известным режиссёром, автором сценария первого фильма о Н. К. Рерихе Ренитой Андреевной Григорьевой.

 

Слева направо: А. А. Шпунт (Новосибирск), Г. А. Иванов (Усть-Каменогорск, Казахстан), Г. П. Кучма (Караганда, Казахстан), Н. П. Лойко, фотограф (Новосибирск).

(Фото из архива А. А. Шпунта. Усть-Кокса, Республика Алтай)

 

Часто в доме Наталии Дмитриевны я заставал Андрея Юшкова [14]. Мы были с Андреем первыми её подопечными, с которыми она регулярно встречалась. Из книги «Подвижник. Жизнь и творчество Наталии Дмитриевны Спириной» [15], чрезвычайно красиво изданной в Новосибирске в 2008 году, узнал, что с Андреем Наталия Дмитриевна начала встречаться как с духовным подопечным в 1975 году и он назывался ею во внутреннем употреблении «Андреем Первозванным». К Андрею Наталия Дмитриевна очень быстро стала относиться как к сыну, ну а ко мне – как к близкому другу.

(Впоследствии, когда мы уже пространственно друг от друга отдалились, сказала обо мне общему знакомому: «Старый друг лучше новых двух»).

Наталия Дмитриевна звонила мне всегда, когда в газетах или журналах появлялись статьи о Рерихах, просила приобретать эти издания во многих экземплярах для её архива. Часто закупал всё, что было в ближайших нескольких киосках. Также звонила, чтобы я пришёл к ней и выбросил в подъезжавшую к её дому машину пакетик с мусором, аккуратно завёрнутым в газету. Говорила мне: «Это Вам зачтётся».

 

Н. Д. Спирина и Андрей Юшков. Новосибирск. 1983.

(Фото из архива Н. Д. Спириной, предоставлено СибРО. Новосибирск)

 

С Андреем у нас возникли довольно близкие дружеские отношения, насколько это позволял независимый характер Андрея. По просьбе Наталии Дмитриевны я принимал участие в его определении на работу в Академгородке, с этим были трудности. Андрей выступал иногда в Доме учёных на организуемых мною встречах в секции охраны природы, играл на гитаре и пел замечательные, положенные им на музыку поэтические произведения, свои и других авторов. Это было просто великолепно!

Наталия Дмитриевна информировала меня, а я её, когда в Городок приезжали с лекциями интересные люди, и мы ходили на эти встречи. В частности, Наталия Дмитриевна очень любила бывать на блестящих, искромётных выступлениях Натана Яковлевича Эйдельмана. Потом мы встречались с ним в узком кругу в доме И. А. Боровской. Ирина Александровна, по-настоящему интеллигентный и интернациональный русский человек, одарённый независимым мышлением, филолог, остро чувствующий слово, приглашала на встречи своих знакомых. У неё в доме собирались очень содержательные люди: оригинальный мыслитель-физик, имеющий широкую известность, добродушнейший Юрий Иванович Кулаков, талантливый учёный-генетик, улыбчивый и очень остроумный человек Михаил Голубовский, добрейший Николай Филиппович Луканёв, потерявший руку на войне, учитель-историк, нашедший свое призвание в проведении бесед по искусству (живопись, скульптура, архитектура). Рассказывал он очень эмоционально, заинтересованно, подавал материал на историческом фоне, начинал с наскальной живописи. В физико-математической школе при Новосибирском государственном Университете в Академгородке этот достойнейший человек вёл систематический курс «Основы искусства». Он и у Ирины Александровны на дому провёл небольшой такой курс. С ним обычно приходила жена и помощница Нина Никитична, очень доброжелательная и какая-то вообще хорошая, с искрящимися глазами. О паре Луканёвых Наталия Дмитриевна отзывалась очень хорошо. Бывали и другие гости, например Леонид Янович, эрудированный филолог с талантом драматурга, основавший впоследствии издательство «Сибирский хронограф».

Наталия Дмитриевна любила бывать на этих встречах. Иногда они происходили у нас дома (неизменно доброжелательная Изабелла Захаровна приветствовала эти приёмы). Одно время мы регулярно собирались для обсуждения и экспертирования стихотворений и прозаических отрывков, намечавшихся для включения в предполагавшийся к изданию сборник текстов на темы экологии, который потом был опубликован под названием «У края пропасти» [16]. Наталия Дмитриевна была непременным участником этих встреч и вошла впоследствии в число соавторов сборника. Встречи эти происходили во второй половине 1970-х – первой половине 1980-х годов.

Однажды по просьбе Наталии Дмитриевны я привёл к ней домой гениального астронома и астрофизика Николая Александровича Козырева, который приезжал с лекциями в Дом учёных и согласился навестить Наталию Дмитриевну.

Всего не перечислишь, да и нет в этом необходимости, но отметить хоть некоторые подробности тогдашней культурной жизни Академгородка, к которым имела отношение Наталия Дмитриевна, смысл имеет.

 

 

Рериховские Чтения и первые публикации

В 1976 году был свидетелем того, как Наталия Дмитриевна инициировала и подготавливала Рериховские Чтения, которые были первыми не только в Сибири, но и в стране.

 

Вторые (?) Рериховские Чтения. Новосибирск. 1979 (?).

Справа сидят в первом ряду: режиссёр документального фильма «Николай Рерих» (1976) Роллан Петрович Сергиенко (Москва), сценарист и режиссёр Ренита Андреевна Григорьева (Москва); в центре: Анатолий Абрамович Шпунт (Новосибирск); справа стоят: Борис Андреевич Данилов (Новосибирск), Георгий Александрович Иванов (Усть-Каменогорск, Казахстан).

(Фото их архива А. А. Шпунта, Усть-Кокса, Республика Алтай)

 

К ней забегал Евгений Палладиевич Маточкин (мы звали его Женя), бывший её представителем на переговорах о намеченных Чтениях. Он «утрясал» организационные вопросы с Виталием Епифановичем Ларичевым [17] и академиком А[лексеем] П[авловичем] Окладниковым, с директрисой Новосибирской картинной галереи Марией Александровной Качальской, очень дружелюбной и расположенной к Наталии Дмитриевне и приветствовавшей проведение Чтений под эгидой и в помещении галереи. Женя прибегал и убегал, а Наталия Дмитриевна замечала о нём: «Он – «воздух», видите, как он подвижен» [18].

 

Н. Д. Спирина (слева), Е. П. Маточкин (справа).

Вторые Рериховские Чтения. Новосибирск, 1979.

(Фото из архива Н. Д. Спириной, предоставлено СибРО. Новосибирск)

 

Женя играл важную, абсолютно необходимую, дополняющую Наталию Дмитриевну роль в подготовке этих и последующих Чтений в Новосибирске. Но их главной духовной основой была, конечно, она.

К моменту нашего знакомства у Наталии Дмитриевны накопилось немало материалов, на издание которых долго не было никакой надежды. Публикации удалось начать только в 1991 году.

Первой была «Психическая энергия» – книжечка в красном переплёте со знаком Знамени Мира на обложке [19]. Её удалось издать в Новосибирском отделении Внешторгиздата, с которым тогда сотрудничала наша маленькая экологическая группа в составе меня и Веры Владимировны Мишуровой (Балыковой) [20]. Храню экземпляр этой книги с дарственной надписью Наталии Дмитриевны «Да утвердится Новая Эра!»

Далее последовало первое издание сборника «Капли» [21], опубликованного ещё под маркой Новосибирского отделения Общества «СССР – Индия» и Рериховского Общества Новосибирска. (Это издание прошло помимо нас). Для лицевой страницы переплёта первого издания «Капель» Наталия Дмитриевна отобрала из всех предложенных очень ей понравившийся рисунок Евгении Николаевны Евстафеевой [22] – прозрачная капля, в которой отражаются снежные вершины гор…

 

 

Экологическое Движение

В конце 1980-х годов Экологическое движение, в котором я участвовал параллельно с Рериховским, активизировалось. В 1987 и 1988 годах прошли подготовительный и учредительный съезды «Социально-экологического союза». В начале 1989 года (24 января) была создана первая общественная экологическая организация в Новосибирске (Экологический Новосибирский Совет «Инициатива», сокращённо ЭНСИ). Инициирование названных организаций и участие в их создании в качестве организатора-учредителя (одновременно с работой в Биологическом институте Сибирского отделения Академии наук) серьёзно отвлекало меня от участия в процессах становления Новосибирской Рериховской организации, которым немало сил и энергии отдавала в это время Наталия Дмитриевна. На пересечении Рериховского и Экологического направлений возникло устремление к переносу моей основной активности на Алтай.

Чтобы сделать на Алтае большое дело (какое, ещё точно и не знал), [я] искал помощника. Так и поставил вопрос перед своей главной сотрудницей по общественным экологическим делам в Новосибирске Верой Владимировной Мишуровой (Балыковой). И, начиная с 1991 года, большая часть моего времени отдавалась Алтаю, тому Алтаю, который можно было воскресить только «руками и ногами человеческими». Помните стихотворение Наталии Дмитриевны «Алтай воскресай, Воскресай Алтай…»?

 

Уймонская долина. Вид на село Усть-Кокса.

Республика Алтай. (Современное фото)

 

Наталия Спирина

 

Алтай, воскресай!

 

Воскресай, Алтай!

Пробуждай свои силы,

Свой дух, Алтай!

Земля тебя ждёт,

И Небо зовёт,

Звезда поведёт

Вперёд –

на Восход [23].

 

(6 апреля 1996 г.)

 

Вспоминаю, как Наталия Дмитриевна, Борис Андреевич Данилов и Андрей Юшков в 1982 году провожали меня на её квартире в экспедицию на Алтай с целью создания там Катунского заповедника, и Борис Андреевич сказал: «Вы там действуйте, а мы здесь будем Вас прикрывать».

С октября 1991 до начала 1995 года мы работали в Катунском заповеднике. Жили мы тогда с Верой Владимировной в Усть-Коксе. Потом в 1995 году вместе организовали общественную экологическую библиотеку в Горно-Алтайске (в этой работе принимала участие и дочь Веры Владимировны – Елена). В последующие годы проводили общественную экологическую работу в Горно-Алтайске, жили там.

Эта работа пространственно отдалила меня от Наталии Дмитриевны. Наши встречи стали редкими. Возможность участвовать в её делах и помогать была утрачена. Но при всех обстоятельствах отдаления, перегрузки, может быть, нерационально чрезмерной, экологическими делами, отсутствия искомых успехов в изживании своих несовершенств, задержек на пути, посеянное Вами, Наталия Дмитриевна, удерживалось прочно: нить Учения не прерывалась ни на один день.

Приезжая из своих экспедиций, командировок, прежде всего, звонил Наталии Дмитриевне, договаривался о встрече, рассказывал ей о важном.

В 1996 году, в мае, в один из моих приездов в Новосибирск Наталия Дмитриевна у себя дома торжественно мне сказала: «Наступает Новое Время. Сатурн бежал, Уран действует. Пришло наше время».

В этот же период, начиная с 1990 года, шло интенсивное формирование Сибирского Рериховского Общества…

 

 

СибРО

В 1990-е – 2000-е годы сотрудниками СибРО под водительством Наталии Дмитриевны велась большая просветительская работа: издавались труды Наталии Дмитриевны, выходил красивый журнал (газета) «Перед Восходом» («На Восходе», «Восход»), по Новосибирскому радио прошла серия бесед о Живой Этике и Светочах мира, которые проводили Наталия Дмитриевна, Наталия Евгеньевна Гребенникова [24] (инициатор бесед) и Андрей Юшков.

 

Н. Д. Спирина и другие учредители СибРО (члены Правления) на ежемесячном «Квадратном столе» (встрече с представителями иногородних Рериховских Обществ). За столом (справа налево):

Л. И. Борина (Председатель Правления СибРО), Н. С. Юшкова, А. П. Юшков, В. А. Корсакова (секретарь Правления СибРО), Н. Д. Спирина (Почётный Председатель СибРО), Н. Е. Гребенникова, Н. В. Жукова.

Новосибирская картинная галерея, Новосибирск. Начало 1990-х годов.

(Фото из архива Н. В. Жуковой, Новосибирск)

 

Регулярно, каждый месяц проводились собрания-слушания, называвшиеся «Круглыми столами» – Наталия Дмитриевна выступала на них со вступительным словом по актуальным духовным темам.

Проводились выездные выставки репродукций Рерихов (в них много участвовала Наталия Владимировна Жукова [25], бывшая активным автором издававшегося СибРО журнала).

Многие сотрудники СибРО вели необычайно важную работу кроме перечисленной. И, наконец, строился Музей Н. К. Рериха в Новосибирске. Значение этого очень велико.

 

На «Круглом столе» СибРО. Дом офицеров СибВО, Большой зал. Новосибирск.

Конец 1990-х годов. (Фото из архива СибРО. Новосибирск)

 

Наталия Дмитриевна… была под Лучом. Это видно уже из того, что свои выступления на так называемых «Круглых столах» Общества, она едва успевала записывать. Рука еле поспевала за потоком мысли. На собраниях Общества она зачитывала эти данные Свыше Записи [26].

 

 

Путь Красоты

Как-то я спросил у Наталии Дмитриевны: «По Учению, существует два пути – путь молитвы и путь красоты, Ваш путь какой?» Ответила: «Путь Красоты».

11 декабря, узнав об уходе Наталии Дмитриевны, я вспомнил, что она как-то сказала мне, что особенно любит третью часть Мира Огненного. Произвольно, как у нас водится, раскрыл Книгу. Открылся параграф 200, который заканчивается словами: «На пути к Миру Огненному запомним о том, что нужно омыть Учение Красоты подвигом и служением» [27]. Этот завет Наталия Дмитриевна выполнила. Как и другой: «Становитесь культурными деятелями своей страны» [28].

Как должно быть хорошо Вам в Синеве Небес! И всё-таки, положа руку на сердце, заповеданной радости нет. А есть боль утраты родного человека.

 

Наталия Дмитриевна Спирина. Последние годы жизни. Новосибирск.

Начало 2000-х годов. (Фото из архива СибРО)

 

Дорогая Наталия Дмитриевна! Вы сыграли в моей жизни огромную, исключительную, ни с чем не сравнимую роль. Вы открыли мне Дверь в Океан Учения Жизни. И благодарность Вам за это навсегда. Всё, что Вы делали по отношению ко мне, как мне казалось, не заслуженного, – я заслужил. И прошу Вас простить меня за все мои… прегрешения перед Вами, перед Иерархией Духа. Что бы и как бы ни происходило, Вы моё Звено. И моё сильнейшее желание жить так, чтобы не прервалась Великая Цепь.

 

Ваш Анатолий Абрамович.

 

11–13 декабря 2004 г.

(Дополнено 28 апреля 2011 г., к 100-летию Н. Д. Спириной).

Усть-Кокса, Республика Алтай.

 

Анатолий Абрамович Шпунт покинул этот план Бытия 7 июля 2015 года,

в Горно-Алтайске (Республика Алтай) на 87 году жизни.

 

 

Сердечная благодарность Александру Шпунту (Израиль), Роману Овчинникову (Электросталь, Московская обл.), Вере Владимировне Балыковой (Горно-Алтайск, Республика Алтай), Алексею Николаевичу Анненко (Абакан, Хакасия), Любови Ивановне Бориной (Новосибирск), Людмиле Анатольевне Ганиной (СибРО, Новосибирск), Людмиле Ивановне Осинцевой (Новосибирск) за замечания, уточнения, помощь в подготовке текста, присланные сведения и фотографии.

 

Подготовка текста, примечания и оформление Н. В. Жуковой.

12 августа – 30 ноября 2015 г.

Новосибирск

 

 

Примечания:

1. Рерих Е. И. Письма. Т. II. – Рига, 1940. (11.02.1938).

2. В Новосибирском Академгородке с 1962 года по 1997 год Н. Д. Спирина жила по адресу: Цветной проезд, дом 23, кв. 18.

3. Искры Света: Из Бесед Б. Н. Абрамова с Н. Д. Спириной. 1946–1971. Из Писем Б. Н. Абрамова к Н. Д. Спириной. 1961–1971: В 8 вып. – Новосибирск: Сибирское Рериховское Общество, 2000–2005. (Серия «Из архива Н. Д. Спириной»).

4. Кока — уменьшительная форма имени Николай.

5. Литературный псевдоним Н. Зубчинского – Николай Уранов.

6. Матф. 11:12.

7. Маяковский В. Надоело (1916) [mayakovskiy.ouc.ru/nadoelo.html]

8. Н. Д. Спирина родилась 4 мая, А.А.Шпунт – 6 мая, день рождения К.Маркса – 5 мая.

9. Сын А. А. Шпунта Александр Анатольевич Шпунт (род. 1977) живёт в Израиле.

10. Шпунт Изабелла Захаровна (род. 1941) – первая жена А. А. Шпунта, живёт в Израиле.

11. Дочь А. А. Шпунта Юлия Анатольевна Шпунт (Абрамович) (1967–2006) жила в Израиле.

12. Маточкин Евгений Палладиевич (1942–2015) – российский учёный, искусствовед, художник, музыкант, исследователь жизни и творчества Н. К. Рериха. Доктор искусствоведения (2011). Член-корреспондент Российской Академии художеств. Профессор Международной славянской академии. Награждён медалью «Николай Рерих» (1999). Лауреат Международной премии им. Николая Рериха (2011).

13. Жукова Лилия Павловна (род. 1931) – сотрудница Н. Д. Спириной (конец 1970-х – 1990-е), мать Н. В. Жуковой.

14. Юшков Андрей Петрович – сотрудник Н. Д. Спириной (1970-е – 2000-е), один из учредителей и член Правления (позже Совета) СибРО, поэт, композитор, исполнитель песен и гитарных импровизаций, чтец-декламатор, один из авторов и ведущих радиопередач Новосибирского радио о Живой Этике и Светочах мира, сотрудник редакции газеты (журнала) «Перед Восходом» / «На Восходе» и издательства СибРО, автор публикаций и литературно-музыкальных слайд-композиций, исполнительный директор СибРО (1999–2000). Автор сборника стихов «Струны сердца» (Новосибирск, 2002).

15. Борина Л. И., Юшков А. П., Юшкова Н. С. Подвижник. Жизнь и творчество Наталии Дмитриевны Спириной. – Новосибирск, 2008.

16. У края пропасти: введение в современную экологию, изложенное словами поэтов, писателей, журналистов, художников, философов, учёных и общественных деятелей / Сост. А. А. Шпунт. – Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1990.

17. Ларичев Виталий Епифанович (1932–2014) – советский и российский археолог-востоковед, антрополог, доктор исторических наук (1971), член РАЕН (1992). Один из ведущих специалистов по археологии и истории чжурчжэней и других древних народов Дальнего Востока России и сопредельных Маньчжурии и Монголии.

18. Е. П. Маточкин родился под знаком Водолея (стихия Воздуха).

19. Психическая энергия. Накопление и расточение / Автор-сост. Н. Д. Спирина. – Новосибирск: Внешторгиздат, 1991.

20. Балыкова (Мишурова) Вера Владимировна (род. 1941) – сотрудница и вторая жена А. А. Шпунта, живёт в Горно-Алтайске (Республика Алтай). Инженер-экономист предприятий связи, журналист; в 1990-е годы нештатный сотрудник газеты «Вечерний Новосибирск», также сотрудничала с Новосибирскими газетами «Советская Сибирь», «Молодость Сибири» и журналом «ЭКО» (Новосибирск); позже занималась общественной экологической деятельностью. Была одним из создателей общественной экологической организации ЭНСИ, которая поддерживала общественные инициативы, помогала создавать общественные структуры, обеспечивала для них информационную поддержку; осуществляла связь с Международной организацией «Социально-Экологический Союз», одним из организаторов которой был А. А. Шпунт; участвовала в создании Экологической библиотеки в Горно-Алтайске (Республика Алтай) и Катунского заповедника, инициатором и организатором которого был А. А. Шпунт. Совместно с А. А. Шпунтом принимала участие в Первой Советско-американской экологической конференции, в Первом конгрессе интеллигенции, в налаживании сотрудничества с Академией Нового Мышления, Ассоциацией Сибирских городов и др.

21. Спирина Н. Д.  Капли: Сб. стихов. – Новосибирск: Рериховское Общество Новосибирска, Общество СССР – Индия, Новосибирское отделение, 1990.

22. Евстафеева Евгения Николаевна – архитектор, живёт в Горно-Алтайске (Республика Алтай).

23. Спирина Н. Д. Алтай, воскресай… // Спирина Н. Д. Перед Восходом. Стихи разных лет. – Новосибирск, 2013. – С. 55.

24. Гребенникова Наталия Евгеньевна – сотрудница Н. Д. Спириной (1980-е – 2000-е), одна из учредителей и член Правления (позже Совета) СибРО, музыковед, преподаватель Новосибирского музыкального колледжа им. А. Ф. Мурова, рериховед, организатор, одна из авторов и ведущих радиопередач Новосибирского радио о Живой Этике и Светочах мира, сотрудник редакции газеты (журнала) «Перед Восходом» и издательства СибРО, автор публикаций и литературно-музыкальных слайд-композиций, ведущая музыковедческой секции СибРО (1990-е – 2000-е).

25. Жукова Наталия Владимировна – сотрудница Н. Д. Спириной (1980-е – 2000-е), одна из учредителей и член Правления (позже Совета) СибРО, искусствовед, рериховед, научный сотрудник Новосибирской картинной галереи (НКГ), заведующая Мемориальным Кабинетом Н. К. Рериха в НКГ (1990-е), сотрудник редакции журнала «Перед Восходом» и издательства СибРО, автор публикаций и литературно-музыкальных слайд-композиций, ведущая искусствоведческой секции СибРО (1990-е).

26. Записанные Н. Д. Спириной Слова впервые публиковались в основанном ею Издании Сибирского Рериховского Общества, газете (позже журнале) «Перед Восходом» («На Восходе» / «Восход»). В 1990-е – 2000-е годы они были изданы в виде отдельных сборников (по годам) под названием «Отблески».

27. Мир Огненный III, 200.

28. Перефразированные слова Н. К. Рериха Р. Я. Рудзитису в письме от 3 сентября 1937 года: «Так хочется, чтобы все Вы, наши родные и близкие в духе, сделались замечательнейшими деятелями своей страны» / Письма с Гор. Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. Т. 1. (1932–1937). – Минск, 2000. – С. 483.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№64 дата публикации: 09.12.2015