№72 / Зима 2017-2018
Грани Эпохи

 

 

Бориэль Сим

 

О любви и милости в отсутствие справедливости

Из серии "Профанация Высшей Истины"

 

На трёх основаниях стоит мир: на правосудии, истине и мире, как сказано: «судом истины, справедливости и мира судите во вратах ваших».

"Пиркей Авот" (Поучения Отцов)

 

Богу нужна любовь, ибо «Бог есть Любовь». Но Он также Справедливость, Милость и Милосердие. Притом в первую очередь Справедливость, неотъемлемой частью каковой является приверженность истине и правосудие. Того же Он требует от людей и человеческого общества. Состояние общества определяется степенью воцарения этих принципов как законодательной основы и как национальной, культурной и духовной традиции, открывающих горизонты светлого будущего или, напротив, воздвигающих искусственные преграды. Бесполезны разговоры о всеобщей братской любви, если в основу общества не заложены принципы справедливости или таковые не соблюдаются и не оберегаются законом. В этом, как и во всём, подразумевается определённый порядок, когда одно неизбежно зависит от другого. Современная математика и языки программирования, например, подразумевают знание и строгое соблюдение правил арифметики и логики. Литературное творчество невозможно без владения языком... и так далее.

Большевистский эксперимент с построением коммунистического общества потерпел фиаско во многом именно по этой причине. Любовь к родине и к власти, к каковой она призывала граждан (проявлять самоотверженность, самопожертвование и терпение, доходящее до самоотречения), не выдержали испытания несправедливым отношением к человеку, у которого были отняты естественные права, в том числе право справедливого вознаграждения за труд и право верить в Бога и в собственную бессмертную душу. Людям свойственно остро чувствовать неправду и обман, переживать и резко реагировать на несправедливое к себе отношение, даже в условиях всеобщей несправедливости и униженности. Люди понимают, что «справедливость не в том, чтобы получали поровну, а в том, чтобы справедливо получали не поровну» [1]. Однако «мерилом справедливости не может быть большинство голосов» [2]. Почему? Потому, что большинство воплощающихся на Земле душ – незрелые, малосознательные, чем объясняются не только парадоксальные подчас результаты всенародных выборов и референдумов, но также коррупция, нищета, терроризм, войны [3].

В византийской (ортодоксальной) версии христианства с триединым Богом и вполне определённой формой куполов за основу взята любовь. Разумеется, небесно чистая, искренняя, беззаветная любовь, возникшая чудесным образом, минуя трудные и ответственные промежуточные этапы, подразумевающие воцарение справедливости, милости и милосердия. Последствия общеизвестны. Любовь к богатству, власти и личным удовольствиям незрелых душ вытесняла на задворки личного и общественного сознания не только заповеданное Богом отношение к ближнему, но даже простое уважение к интересам соседей, города, народа, страны... детей-сирот. По причине терпимости к аморальному поведению и к разного рода несправедливости (обману, лжи, взяточничеству, грабежу, бесправию...), вера в Небеса выродилась в языческие театрализованные представления с формальными славословиями и песнопениями, не имеющими отношения ни к насущным проблемам, ни к приближению светлого будущего. Иными словами, масштабная цель не была достигнута, налицо явный промах, особенно заметный в нынешнюю эпоху при сравнении с достижениями справедливости в странах протестантской духовной ориентации и как следствие большей свободы, большей ответственности и более впечатляющих экономических успехов.

Но ведь были же и у нас милосердные люди, праведные и даже причисленные к лику святых, заметит кто-нибудь. Верно, потому милость и милосердие на протяжении веков были частным делом отдельных граждан с чуткой, сознательной душой. Потеряв надежду обрести справедливость по месту жительства, иные плыли за ней за моря и океаны или апеллировали к заграничным протестантским трибуналам. Образ жизни по версии «главное – любовь» и последствия прекраснодушной интерпретации Библии для крепостных (с вуалированием требований Творца, касающихся справедливости) ярко описаны в произведениях классиков (Фонвизин, Чаадаев, Грибоедов, Гоголь, Достоевский, Л. Толстой...). Толстой в «Ответе на определение Синода...» объяснил причины своего отказа от языческой лжи и мракобесия той веры, в которой вырос и был воспитан, и возвращения к Богу Единому и Его заповедям, к Ветхому завету [4].

Джон Рёскин (Раскин), английский писатель, художник и выдающийся христианский мыслитель XIX столетия детально обосновал необходимость примата справедливости над выгодой, милостью и любовью. Вот несколько его высказываний [5]:

«Привилегия рыб, крыс и волков состоит в том, чтобы жить по закону спроса и предложения, законом же жизни человечества является справедливость».

«Самим Создателем предопределено, чтобы мерилом всех человеческих поступков служила не выгода, а справедливость, и, в силу этого, все усилия определить степень выгоды всегда бесплодны. Ни один человек никогда не знал, не знает и не может знать, каковы будут, как для него, так и для других людей, конечные результаты известного поступка или целого ряда поступков. Но каждый человек может знать, какой поступок справедлив и какой нет. И все мы точно так же можем знать, что последствия справедливости, в конце концов, наилучшие, как для других, так и для нас, хотя мы не в силах заранее сказать, каково будет это наилучшее, и в чём оно будет состоять».

«Абсолютная справедливость, правда, так же недостижима, как и абсолютная истина, но справедливый человек отличается от несправедливого своим стремлением к справедливости и надеждой достигнуть её, как правдивый от лживого – своей жаждой истины и верой в неё».

«Люди бессмысленно любят и тщетно верят, оставаясь несправедливыми, и великое заблуждение лучших людей, из поколения в поколение, состояло в том, что они помогали бедным милостыней, проповедью терпения, надежды и всевозможными другими смягчающими и утешающими средствами, а не путём, единственно заповеданным нам Богом, не путём справедливости».

«Оказывайте ближнему справедливость – вы можете это делать, любя и не любя его – и вы научитесь его любить. Но если вы несправедливы к нему, потому что не любите, то кончите тем, что возненавидите его».

«Единственное божественное дело, единственная заповеданная жертва есть справедливость, а мы меньше всего склонны исполнять её. Требуйте от нас чего угодно, только не справедливости. "Но милость, – скажете вы, – превозносится над судом". Да, она больше справедливости, она его вершина, она храм, основанием которому служит справедливость. Но вы не можете достигнуть вершины, не начав с основания. Вы можете основывать ваши дела не на милости, а только на справедливости, по той простой причине, что милости нет без справедливости. Она – последняя награда за доброе дело».

 

Конечно же, Богу нужна любовь. И Он не скрывает этого в Своей Торе. Любовь, милость и милосердие царят в душах отдельных продвинувшихся индивидуумов, в той или иной степени укротивших свой эгоизм. Для достижения подобного в масштабах человечества в основе общества должен осуществиться примат справедливости, неукоснительно соблюдаемой и оберегаемой. Милость и милосердие должны стать традицией и модой. В таком обществе естественнее и легче грешной душе исполнять трудную заповедь Творца «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Не удивительно, что следовать принципам правды и справедливости Он требует прежде всего от законодательной, исполнительной и духовной власти, от царей и первосвященников, как бы они ни именовались в разные эпохи.

К воцарению Истины и справедливости в отношениях между людьми и в обществе призывали выдающиеся мыслители человечества на протяжении трёх тысячелетий после дарования Торы и грозных предостережений ветхозаветных пророков.

 

Демокрит:

Быть хорошим человеком - значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.

 

Лао-Цзы:

Единственное, что хороший человек должен делать, это быть справедливым, научая этому других людей. Жертва же своими силами, своею жизнью, своим счастьем есть всегда печальная и исключительная необходимость, а не исполнение вечного закона жизни.

 

Конфуций:

Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а всё меряет справедливостью.

 

Аристотель:

Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живёт без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооружённой несправедливости.

 

Цицерон:

Справедливость - высшая из всех добродетелей. Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего.

 

Марк Аврелий:

Одно только в жизни драгоценно – хранить правду и поступать по справедливости; беспрестанно сталкиваясь с людскою ложью и несправедливостью, – не уставать самому быть кротким.

 

Шарль Монтескье:

Несправедливость, допущенная по отношению одного лица, является угрозой всем.

 

Жан де Лабрюйер:

Справедливость по отношению к ближнему следует воздавать безотлагательно; медлить в таких случаях - значит быть несправедливым.

 

Эмиль Золя:

Истина и справедливость превыше всего, ибо только от них зависит величие наций.

 

Адам Смит:

Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости.

 

Иоганн Зейме:

Где нет справедливости, нет свободы, а где нет свободы, там нет и справедливости.

 

Иммануил Кант:

Когда справедливость исчезает, то не остаётся ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.

 

Жан Жак Руссо:

Видеть несправедливость и молчать - это значит самому участвовать в ней.

 

Важно осознать, что несправедливость в отношениях между людьми проистекает от языческого миропонимания (политеизм, пантеизм, атеизм...). Творец – Бог Единый. Он не создавал религии, конфессии и духовные секты, их создавали люди. Он избрал Себе народ, через который дал человечеству Свои Нравственные Заповеди и потребовал их исполнять, угрожая суровыми карами язычникам и содомитам любой религиозной или партийной принадлежности, и обещая благословения праведным. Творец разъясняет в Своей Торе базисные принципы устройства мироздания, требуя справедливого, милостивого и милосердного отношения к людям. Он не скрывает, что именно считает недозволительным и что преступлением, заслуживающим наказания. Он призывает людей осознать свои преступления, раскаяться и не грешить, изучать Тору и, делая добро ближнему, духовно расти. Принцип Справедливого и Неподкупного в наказаниях нераскаявшимся грешникам известен как «мера за меру».

Зачем Творцу нужно, чтобы люди соответствовали Его образу и подобию, чтобы не грешили и раскаивались? Зачем Ему нужно, чтобы новые поколения становились духовно более зрелыми и более моральными? Зачем Ему нужно, чтобы на планете этой царили справедливость, милосердие и мир, а в сердцах любовь? Может быть, у читателя имеются верные ответы?.. А ведомо ли ему, как этого достичь?

В масштабах творения земная командировка человека – краткое мгновение, для которого вполне справедлива талмудическая максима: «Время стоит, прохóдите вы». Что значит «прохóдите»? Это значит, не следует топтаться на месте, надеясь на наступление лучших времён. Тем более не следует возвращаться в историческое прошлое, заключая несправедливые трудовые, брачные, социальные или иные договоры, а также голосуя на референдумах за законы, соответствующие эпохам рабовладения или крепостного права. Не следует соглашаться и на новые формы отношений, в основе которых по-прежнему ложь, обман, грабёж.

Вместе с тем необходимо понимать, что в обществе с преобладанием малосознательных личностей («детей человечества» [3]) невозможно достичь большей справедливости путём революций, ибо никому не ведомо, что за власть установится в результате. Следует шаг за шагом, понемногу, в меру собственных сил аргументированно отстаивать изменения к лучшему – в конституциях, законах и подзаконных актах, каковые, по-вашему, сделают общество более справедливым.

Ни у кого не вызовет возражений утверждение, что все живые смертны. Однако важно знать (или хотя бы верить), что души бессмертны, и что на них люди тащат в будущее грехи несправедливого отношения к другим людям, отягощающие их грядущую судьбу. Милостивый и Милосердный может простить согрешившего против Него, но не может простить согрешившего против людей, если они не простили его. Значит, надо задуматься над совершенными ошибками и преступлениями, раскаяться и поторопиться извиниться и загладить свою вину перед обиженными нами, успеть получить прощение.

Компас Творца верен: путь вперёд – это путь Заповедей, данных сотворённому Им человеку, это путь Справедливости, Милости, Милосердия, Мира и Любви, ведущий к Свету Высшей Истины [6]. Встав на этот путь, не задерживайтесь, проходите вперёд!

24 сентября 2013 г.

________________________________________________

 

Ссылки:

[1] Александр Гельман [ http://aforizm-pro.ru/?p=758 ]

[2] Фридрих Шиллер [ http://aforizm-pro.ru/?p=1558 ]

[3] "Душеведение" [ http://grani.agni-age.net/articles11/4742.htm ]

[4] Лев Толстой «Ответ на определение Синода...» 4 апреля 1901. Москва [ http://www.theosophy.ru/lib/tolstotv.htm ]

[5] Лев Толстой «Мысли мудрых людей на каждый день», Издание В.М. Саблина, 1911. [ http://psylib.ukrweb.net/books/tolst02/index.htm ]

[6]  «Человек в Свете Высшей Истины» [ http://grani.agni-age.net/articles11/4623.htm ]

 

 

Сайт автора: http://www.five-lives.com

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№56 дата публикации: 03.12.2013